Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ РЕЖИМ МЕЖДУНАРОДНЫХ САНКЦИЙ И ЦИФРОВОЙ РУБЛЬ'

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ МЕЖДУНАРОДНЫХ САНКЦИЙ И ЦИФРОВОЙ РУБЛЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
82
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЦИФРОВАЯ ВАЛЮТА / ОБХОД САНКЦИЙ С ПОМОЩЬЮ ЦИФРОВОГО РУБЛЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ РАСЧЕТЫ В ЦИФРОВОМ РУБЛЕ / ЗАМЕНА ДОЛЛАРА ЦИФРОВЫМ РУБЛЕМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Долгиева Мадина Муссаевна, Долгиев М. М.

В статье рассматриваются контрмеры в национальной финансовой системе, введенные в ответ на односторонние ограничительные меры в отношении Российской Федерации, в частности, разработка законопроекта о внедрении цифрового рубля. Авторы делают вывод о том, что создание собственной цифровой валюты Банка России, помимо развития платежной системы, формирует тенденции к смещению доллара США как ключевой валюты международных расчетов и консолидирует усилия других государств в указанном направлении. По мнению авторов, законодательное закрепление национальной цифровой валюты ограничит риск перераспределения средств в иностранные цифровые валюты и будет способствовать макроэкономической и финансовой стабильности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL REGIME OF INTERNATIONAL SANCTIONS AND THE DIGITAL RUBLE

The article discusses countermeasures in the national financial system, introduced in response to unilateral restrictive measures in relation to the Russian Federation, in particular, the development of a bill on the introduction of a digital ruble. The authors conclude that the creation of the Bank of Russia digital currency, in addition to the development of the payment system, forms the trends to displacement of the US dollar as a key currency of international settlements and consolidates the efforts of other states in the indicated direction. According to the authors, the legislative consolidation of the national digital currency will limit the risk of redistribution of funds into foreign digital currencies and will contribute to the macroeconomic and financial stability of the country.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ РЕЖИМ МЕЖДУНАРОДНЫХ САНКЦИЙ И ЦИФРОВОЙ РУБЛЬ»

001: 10.24412/2072-4098-2023-3258-59-65

■н V V/

Правовой режим международных санкции и цифровой рубль

М.М. Долгиева

прокурор Главного уголовно-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, кандидат юридических наук (г. Москва) М.М. Долгиев

заместитель председателя сельскохозяйственного производственного кооператива «Долаковский», член Ассоциации юристов России, кандидат экономических наук (г. Москва)

Мадина Муссаевна Долгиева, novator111@mail.ru

Режим односторонних ограничительных мер со стороны западных стран (в первую очередь США и Европейского Союза) в отношении Российской Федерации был разработан в рамках реализации немотивированной политики принуждения и стигматизации. Специальная военная операции России на Украине объединила Соединенные Штаты и их союзников «больше, чем любое другое событие со времен окончания холодной войны, но этот момент единства может оказаться мимолетным» 1. Нормы общепризнанного международного права в вопросах применения санкций не конкретизированы, собственно, как и отсутствует сам термин «санкции» в международном праве. Совет Безопасности Организации Объединенных Наций (далее - ООН) в рамках главы VII Устава ООН вправе принимать меры, не связанные с применением вооруженной силы, обязательные для всех государств - членов ООН 2. Соответственно, односторонние ограничительные меры, вводимые отдельными государствами или их союзами, «не представляют собой международно-правовой институт, а являются

механизмом внешней политики конкретных государств» 3.

Международное право в том виде, в котором оно существовало последние десятилетия, утратило непререкаемый авторитет, став инструментом целенаправленного экономического воздействия на экономики «неугодных» государств с целью причинения финансовых, социальных и психологических издержек. Основным критерием, который отличает общепризнанные международные санкции от других форм одностороннего принуждения, является факт нарушения правил или норм международного сообщества. Однако заведомое введение в заблуждение Российской Федерации относительно намерений иностранных государств по исполнению обязательств и использование этих обстоятельств в качестве повода для санкционной политики 4 является ничем иным как «международным обманом». Такой обман не вписывается в международную правовую систему и противоречит структуре международного права, которое провозглашает суверенное равенство в качестве главного принципа

1 Chyzh Olga V. 2022. The Impact of Western Sanctions on Putin's War. Canadian Journal of Political Science / Revue canadienne de science politique 55 (2). Cambridge University Press: 496-501. URL: https://www.cambridge. org/core/journals/canadian-journal-of-political-science-revue-canadienne-de-science-politique/article/impact-of-western-sanctions-on-putins-war/3B3DE149F260CCD29C2BB47E7F49178F

2 Устав Организации Объединенных Наций. URL: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/chapter-7

3 Крицкий К.В. Санкции и односторонние ограничительные меры в современном международном праве : автореферат дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.10. Казань, 2021. С. 11.

4 В Сербии заявили, что брюссельские соглашения стали таким же обманом, как и минские. URL: https://tass. ru/mezhdunarodnaya-panorama/16794525

системы 5. Отсутствие морального и исторического авторитета у западных стран, наделяющих себя полномочиями от имени мирового сообщества применять «наказание» к государствам, чья политика не входит в рамки европейской политики или политики США, дает еще больше оснований для расширения нашего понимания неэффективности санкций. В связи с этим представляются несостоятельными попытки ряда государств обосновать легитимность враждебной политики на основе правовых положений, признаваемых мировым сообществом.

Тенденцией современного международного права становится избирательность и пристрастность при выборе методов воздействия на государства для достижения собственных политических целей вопреки международно-правовым постулатам, что, в частности, стало причиной выхода Российской Федерации из международных конвенций и организаций 6.

Необходимо учитывать, что односторонние ограничительные меры не являются факторами, безусловно влияющими на политические решения государства и уж тем более ведущими к их соблюдению. Одновременное введение «карательных издержек» в отношении России не дает представление о международно-правовом режиме санкционных механизмов, поскольку с точки зрения международного права цель санкций состоит не в том, чтобы сменить политическое руководство страны, а в том, чтобы побудить субъект, нарушающий свои юридические обязательства, выполнить их, оказать давление на правительство, ответственное за неугодную политику,

посредством повышения личных расходов или сокращения торговли в ключевом секторе экономики государства 7.

Государства, которые вводят различные финансовые, экономические и другие санкции, предполагают, что эти меры повлияют на процесс принятия решений и будут способствовать изменению политики или поведения подвергающегося им государства. Однако наступление желаемого результата от односторонних санкций может оказаться «провалом» вместо принудительного эффекта, несмотря на разнообразие методов и форм воздействия, и стать причиной поиска путей обхода санкций в первую очередь в сфере международных расчетов.

Возможности и перспективы развития платежного рынка посредством внедрения в финансовую систему страны цифрового рубля интенсивно обсуждались последние годы на фоне увеличивающейся популярности сферы оборота криптовалют и цифровых финансовых активов, при этом в науке и на практике эта тема оставалась на уровне обсуждений и консультаций и не принимала формы законодательных инициатив. В настоящее время в условиях неправомерной односторонней санкционной политики дискуссии о преимуществах цифрового рубля перед традиционными платежными средствами уже не являются спорными, учитывая, что Центральный банк Российской Федерации (далее - Банк России) официально представил Концепцию модели цифрового рубля, описав его как дополнительную форму российской национальной валюты, которая будет эмитироваться Банком России в цифровом виде 8. Актуальность и необходимость внедрения цифрового рубля, по

Тиунов О.И. Суверенное равенство государств в системе основных принципов международного права // Журнал российского права. 2014. № 5 (209). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suverennoe-ravenstvo-gosudarstv-v-sisteme-osnovnyh-printsipov-mezhdunarodnogo-prava

Подробнее см. Долгиева М.М., Долгиев М.М. Двойные стандарты Совета Европы // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 5. С. 108-112.

HoferA. (2019). The Efficacy of Targeted Sanctions in Enforcing Compliance with International Law. AJIL Unbound, 113, 163-168 URL: https://www.cambridge.org/core/journals/american-journal-of-international-law/article/efficacy-of-targeted-sanctions-in-enforcing-compliance-with-international-law/CDD1A4549A862F1CD558909BF69A9660# fn10 (дата обращения 10.01.2023).

ЦБ РФ Цифровой рубль. Доклад для общественных консультаций 2020. URL: https://cbr.ru/StaticHtml/ File/112957/Consultation_Paper_201013.pdf

5

6

7

8

мнению Банка России, заключается в том, что национальная цифровая валюта, помимо повышения качества электронных платежей, ограничит риск перераспределения средств в иностранные цифровые валюты и криптовалюты, объединив три формы национальной валюты (наличную, безналичную и цифровую) в равноценное платежное средство - российский рубль.

Модели собственных цифровых валют активно обсуждаются и в зарубежных странах, наиболее успешной из которых можно назвать китайский цифровой юань, рассматривающийся в качестве электронной версии наличных денег, однако не предназначенный для торговли на биржах и инвестиций 9. Вместе с тем в большинстве развитых экономик мира все еще только обсуждается возможность использования государственной цифровой валюты 10.

Стоит отметить, что усиление санкцион-ного давления на Россию стало неофициальным стимулом активизации работы Банка России и государственных институтов по разработке проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с внедрением цифрового рубля» 11, поскольку появилась необходимость пресечения оттока капитала и усиления контроля за обращением электронных денежных средств, в том числе конвертируемых в криптовалюту.

В Российской Федерации социально-психологические последствия таких процессов выражаются в консолидации мнений научного сообщества и государственных органов относительно использования циф-

рового рубля в качестве инструмента противодействия санкционному давлению. Так, по мнению Э.Л. Сидоренко, санкции не могут запретить рубль, но могут запретить криптовалюту, а потому принятие государством правильных мер, направленных на контрсанкции в части развития цифрового рубля и его включение в платежную систему, позволит исключить воздействие односторонних санкций на международный товарооборот 12. Следует согласиться с мнением А.А. Карцхия о том, что назрела необходимость разработки стратегии и системы «антисанкционного» законодательства в структуре российского права, обеспечивающих охрану имущественных интересов как государства, так и граждан и юридических лиц в иностранных юрисдикциях 13. На очереди принятие мер, которые позволили бы обеспечить структурные изменения в российской экономике и уменьшение доминирования западных валют в международных торговых связях 14.

Таким образом, научное сообщество пришло к выводу о необходимости принимать ответные меры. В некоторых случаях эти меры могут быть недружественными, но не незаконными. Это означает, что государство, принимающее их, фактически не нарушает каки-либо международные обязательства, которые оно несет перед другими государствами. Такие меры называются «реторсией». Будучи законными, они не требуют какого-либо обоснования в соответствии с международным правом.

Современная мировая денежная система, несмотря на процессы деглобализации и формирования новой модели мировой

9 Цифровой Юань. URL: https://dcep.ru/

10 BIS Innovation Hub work on central bank digital currency (CBDC). URL: https://www.bis.org/about/bisih/topics/cbdc. htm

11 Законопроект № 270838-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с внедрением цифрового рубля». URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/270838-8

12 Сидоренко Э.Л. Цифровой рубль может помочь обойти санкции Запада. URL: https://pravo.ru/lf/opinion/241688/

13 Карцхия А.А. Режим санкций: правовой аспект публичного и частноправового регулирования // Мониторинг правоприменения. 2022. № 2 (43). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rezhim-sanktsiy-pravovoy-aspekt-publich nogo-i-chastnopravovogo-regulirovaniya

14 Рождественская Т.Э., Гузнов А.Г. Правовые механизмы противодействия санкциям на финансовом рынке // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2022. № 8 (96). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-mehanizmy-protivodeystviya-sanktsiyam-na-finansovom-rynke

экономики, все также основывается на фи-атных деньгах, обеспечиваемых государством, в связи с чем основным условием признания ценности национальных валют является доверие со стороны пользователей к государству-эмитенту. Можно констатировать, что в условиях одностороннего санкционного давления российский рубль, вопреки совместным усилиям сильнейших экономик мира, был признан в качестве валюты исполнения обязательств по внешнеэкономическим контрактам, что ставит его на одну ступень с ведущими валютами мира и ведет к росту доверия к российским деньгам за рубежом 15.

Стратегия развития национальной платежной системы на 2021-2023 годы, утвержденная Банком России, имеет целью развитие платежной инфраструктуры в части расширения применения цифровых технологий гражданами, бизнесом и государством, повышения доступности, скорости, удобства и безопасности расчетов при снижении издержек посредством законодательного закрепления подходов к осуществлению перевода цифровых рублей, в том числе установление основ правового регулирования порядка осуществления перевода цифровых рублей 16.

Внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с внедрением цифрового рубля» создает, по мнению авторов, необходимые правовые условия для применения цифрового рубля на территории нашей страны с параллельным внесением изменений в федеральные законы от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», от 10 декабря 2003 года № 173-Ф3 «О валютном ре-

гулировании и валютном контроле», от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», от 6 апреля 2011 года № 63-Ф3 «Об электронной подписи», от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности», от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Допуск цифрового рубля к экспериментальным расчетам и переводам между физическими и юридическими лицами в нашей стране позволит в дальнейшем оценить перспективы принятия обществом нового финансового инструмента и возможности его использования в международных расчетах.

Стоит отметить, что цифровой рубль в качестве новой цифровой формы денег отличается от всем известной безналичной его формы. Безналичными деньгами центрального банка являются счета коммерческих банков в центральном банке (банковские резервы), представляющие собой запись на именном счете владельца в коммерческом банке. Ответственность за ведение и состояние счетов, операции с записями на счетах несет банк, открывший такие счета 17. Цифровая валюта центрального банка эмитируется с помощью цифровых технологий. В частности, Банк России рассматривает три варианта реализации:

1) децентрализованный реестр (по аналогии с криптовалютными технологиями), при котором цифровой рубль будет представлен в виде токена, а работоспособность системы будет поддерживаться не-

15 См. Артёмов Н.М., Ситник А.А. Противодействие антироссийским санкциям в платежной и валютной сферах // Актуальные проблемы российского права. 2022. № 6 (139). URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/ protivodeystvie-antirossiyskim-sanktsiyam-v-platezhnoy-i-valyutnoy-sferah

16 Стратегия развития национальной платежной системы на 2021-2023 годы. URL: https://cbr.ru/Content/ Document/File/120210/strategy_nps_2021-2023.pdf

17 См. Цифровой рубль. Доклад для общественных консультаций. URL: https://cbr.ru/StaticHtml/File/112957/ Consultation_Paper_201013.pdf

сколькими участниками (пока непонятно, будет это банковское сообщество или иная форма участия);

2) централизованный реестр, обеспечиваемый единственным участником - Банком России;

3) гибридная модель, комбинирующая первые два варианта, что позволит, по мнению Банка России, учесть все достоинства и недостатки системы и улучшить ее интеграцию.

Доступ к цифровым рублям будет обеспечиваться непосредственно либо через электронные кошельки, либо через платформу для осуществления транзакций, что близко к криптовалютным технологиям, на снижение популярности которых не в последнюю очередь направлена эта инициатива. При этом наибольшую привлекательность цифрового рубля перед необеспеченными крип-товалютами должны иметь равнозначная стоимость с наличными деньгами и аналогичное обеспечение государством. Вместе с тем цифровой рубль является инструментом абсолютного контроля над денежными потоками со стороны государства, и если мы говорим о необходимости сохранения финансовой стабильности в условиях противоправных международных санкций, то этот довод обоснован необходимостью обеспечения нормального функционирования денежной системы страны, а также сохранения государственности.

С практической точки зрения последствия внедрения цифрового рубля без придания ему какого-либо особого статуса не могут оказать глобальное воздействие на финансовую систему страны с точки зрения обычного пользователя. При этом стоит отметить и положительные свойства этой формы денег - цифровой рубль невозможно потерять, а исчезнувшие (или похищенные) деньги можно отследить и восстановить, так как каждому электронному кошельку и цифровым рублям на нем будет присваиваться уникальный код, по которому можно

отследить историю всех операций. Кроме того, возможность отследить передвижение любых потоков средств в виде цифрового рубля позволит обеспечить прозрачность операций и сделает невозможным отмывание денежных средств в этой форме денег. И наиболее существенным преимуществом внедрения цифрового рубля в условиях односторонних западных санкций становится отсутствие необходимости в подключении к международным финансовым системам типа Visa, Mastercard и SWIFT в международных расчетах. Это нововведение позволит повысить статус национальной валюты.

Вместе с тем остается вероятность введения санкций и против цифрового рубля по аналогии с фиатным, однако контролировать цифровые потоки валют центральных банков могут только государства-эмитенты, а не отдельные западные государства, поскольку для международных финансовых учреждений доступ к долларам пока еще важен, так как именно эта валюта обеспечивает доступ к финансовому рынку США. Замена доллара США в международных расчетах на цифровой рубль позволит исключить возможность применения рычагов воздействия с помощью финансовых мер США.

В результате использование национальной валюты в международных расчетах позволит изменить навязанную систему, в которой любой бизнес или банк, предоставляющий услуги по оплате в долларах, должен как минимум поддерживать коммерческие отношения с банком, подпадающим под действие внутреннего банковского законодательства США.

Долларовые санкции, по мнению иностранных специалистов, являются уникальной формой «изгнания» - лишение преимуществ социального сотрудничества и членства 18. И несмотря на то, что не существует никакого международного соглашения, определяющего руководящую роль доллара США, эффективность таких

18 Oona Hathaway & Scott J. Shapiro. Outcasting: Enforcement in Domestic and International Law. URL: https:// openyls.law.yale.edu/bitstream/handle/20.500.13051/3281/SSRN_id1952784.pdf?sequence=2&isAllowed=y

санкций основана лишь на широком его использовании, до тех пор пока государства и коммерческие субъекты не будут иметь реальную альтернативу.

Первой реальной попыткой вытеснения доллара США из международной финансовой системы может стать введение цифрового рубля. Ранее аналогичные попытки предпринимались Китаем посредством интернационализации юаня и создания альтернативной финансовой и платежной инфраструктуры, но они имели ограниченный успех. В связи с этим представляется, что только совместные контрмеры могут ослабить этот инструмент. Зарождающиеся согласованные усилия по обходу односторонних ограничительных мер свидетельствуют о том, что международное сообщество больше не намерено терпеть политику государств, определяющих международные расчеты.

И даже если усилия по свержению доллара не увенчаются успехом в ближайшей перспективе или даже в ближайшие несколько десятилетий, то это не делает невозможным изменение ключевой валюты. В любом случае цифровой рубль может занять свое место в числе платежных инструментов, заменив собой наличные и безналичные денежные средства, а поскольку невозможно абстрактно оценить законность всех потенциальных санкций против России, государство должно иметь всеобъемлющий план действий, универсализировать свою финансовую и платежную системы и тем самым сократить пространство для маневра во внешней политике третьих государств, ограничив их непомерные привилегии.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Chyzh Olga V. 2022. The Impact of Western Sanctions on Putin's War. Canadian Journal of Political Science/Revue canadienne de science politique 55 (2). Cambridge University Press: 496-501. URL: https://www.cambridge. org/core/journals/canadian-journal-of-political-science-revue-canadienne-de-science-poli

tique/article/impact-of-western-sanctions-on-putins-war/3B3DE149F260CCD29C2BB47E7 F49178F (дата обращения: 14.01.2023).

2. Устав Организации Объединенных Наций. URL: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/chapter-7 (дата обращения: 14.01.2023).

3. Крицкий К. В. Санкции и односторонние ограничительные меры в современном международном праве : автореферат дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.10. Казань,

2021. 22 с.

4. В Сербии заявили, что брюссельские соглашения стали таким же обманом, как и минские. URL: https://tass.ru/ mezhdunarodnaya-panorama/16794525 (дата обращения: 14.01.2023).

5. Тиунов О. И. Суверенное равенство государств в системе основных принципов международного права // Журнал российского права. 2014. № 5 (209). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/suverennoe-ravenst vo-gosudarstv-v-sisteme-osnovnyh-printsipov-mezhdunarodnogo-prava (дата обращения: 14.01.2023).

6. Долгиева М. М, Долгиев М. М. Двойные стандарты Совета Европы // Вестник Московского университета МВД России.

2022. № 5. С. 108-112.

7. Hofer A. (2019). The Efficacy of Targeted Sanctions in Enforcing Compliance with International Law. AJIL Unbound, 113, 163-168 URL: https://www.cambridge.org/core/jour nals/american-journal-of-international-law/arti cle/efficacy-of-targeted-sanctions-in-enforcing-compliance-with-international-law/CDD1A45 49A862F1 CD558909BF69A9660#fn10 (дата обращения: 14.01.2023).

8. ЦБ РФ Цифровой рубль. Доклад для общественных консультаций 2020. URL: https://cbr.ru/StaticHtml/File/112957/ Consultation_Paper_201013.pdf (дата обращения: 10.01.2023).

9. Цифровой Юань. URL: https://dcep.ru/ (дата обращения: 01.03.2023).

10. BIS Innovation Hub work on central bank digital currency (CBDC). URL: https:// www.bis.org/about/bisih/topics/cbdc.htm (дата

ш

обращения: 10.01.2023).

11. Законопроект № 270838-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с внедрением цифрового рубля». URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/270838-8 (дата обращения: 10.01.2023).

12. Сидоренко Э. Л. Цифровой рубль может помочь обойти санкции Запада. URL: https://pravo.ru/lf/opinion/241688/ (дата обращения: 10.01.2023).

13. Карцхия А. А. Режим санкций: правовой аспект публичного и частноправового регулирования // Мониторинг правоприменения. 2022. № 2 (43). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/rezhim-sanktsiy-pravovoy-aspekt-publichnogo-i-chastnopra vovogo-regulirovaniya (дата обращения: 14.01.2023).

14. Рождественская Т. Э, Гузнов А. Г. Правовые механизмы противодействия санкциям на финансовом рынке // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2022.

№ 8 (96). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ pravovye-mehanizmy-protivodeystviya-sanktsi yam-na-finansovom-rynke (дата обращения: 14.01.2023).

15. Артёмов Н. М., Ситник А. А. Противодействие антироссийским санкциям в платежной и валютной сферах // Актуальные проблемы российского права. 2022. № 6 (139). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ protivodeystvie-antirossiyskim-sanktsiyam-v-platezhnoy-i-valyutnoy-sferah (дата обращения: 14.01.2023).

16. Стратегия развития национальной платежной системы на 2021-2023 годы. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/120210/ strategy_nps_2021-2023.pdf (дата обращения: 14.01.2023).

17. Oona Hathaway & Scott J. Shapiro. Outcasting: Enforcement in Domestic and International Law. URL: https://openyls.law.yale.edu/ bitstream/handle/20.500.13051/3281/SSRN_ id1952784.pdf?sequence=2&isAllowed=y (дата обращения: 14.01.2023).

* * *

QEP3

Единый ОТЛИЧИВШИЕСЯ ВЕТЕРАНЫ СВО ПОЛУЧАТ ЗЕМЕЛЬНЫЕ

застройщиков УЧАСТКИ В КРЫМУ, Г. СЕВАСТОПОЛЕ И МОСКОВСКОЙ

ОБЛАСТИ

На портале правовой информации опубликовано Распоряжение Президента РФ №412-рп от 19.12.2022 «О дополнительных мерах социальной поддержки военнослужащих и членов их семей». Глава государства распорядился рекомендовать органам государственной власти Московской области, Республики Крым и г. Севастополя принять законодательные акты, устанавливающие случаи предоставления в собственность бесплатно земельных участков, находящимся в государственной или муниципальной собственности следующим категориям граждан:

• военнослужащим, награжденным государственными наградами за заслуги, проявленные в ходе участия в специальной военной операции (СВО), и являющимися ветеранами боевых действий;

• членам семей указанных военнослужащих, погибших (умерших) вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в ходе участия в СВО.

Как ранее сообщал портал ЕРЗ.РФ, глава республики Крым Сергей Аксенов в конце ноября прокомментировал готовящиеся поправки в закон. «Формируется фонд земельных участков, которые будут выделены крымчанам, участвующим в специальной военной операции, - проинформировал глава республики, добавив: - На сегодня определены участки в Сакском и Черноморском районах, их площадь составляет половину от общей потребности». «Земля, выделяемая участникам СВО, будет располагаться возле моря», — подчеркнул руководитель республики.

Распоряжение №412-рп вступило в силу с 19 декабря 2022 года.

Информация предоставлена сайтом «<Единый ресурс застройщиков» https://erzrf.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.