УДК 34
Рожнов А.А.
студент 2 курса, очно-заочной формы обучения, группы ИПК 22 1-в (спо) Московский государственный юридический университет
им. О.Е. Кутафина (г. Москва, Россия)
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ МАШИНО-МЕСТ КАК ОБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ
Аннотация: предметом работы является правовое регулирование машино-места как объекта недвижимости. Также в исследовании уделяется внимание осуществлению государственного кадастрового учета данного вида недвижимого имущества. В работе были использованы общенаучные и специальные методы познания: метод анализа, формально-юридический, метод толкования. Исследование также сопряжено с анализом правовых норм, устанавливающих регулирование оборота машино-мест. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников. Первая глава содержит информацию о понятии машино-места как объекта недвижимости, а также отражает проблемы правового регулирования вопроса машино-места в России. Вторая глава включает в себя особенности государственного кадастрового учета машино-мест.
Ключевые слова: машино-место, парковочное место, подземный паркинг, материальные объекты, нематериальные объекты.
ВВЕДЕНИЕ.
В настоящее время гражданин РФ не может представить свою жизнь без автомобиля. Ежегодно увеличивается количество владельцев автомобилей, а это в свою очередь обостряет проблему с парковочным местом, особенно в крупных мегаполисах. Однако, несмотря на это, вопрос правового статуса машино-места продолжительное время находился за рамками российского законодательства. Отсутствие необходимого правового регулирования привело к возникновению двух подходов к определению понятия машино-места. В соответствии с первым
подходом машино-место рассматривается как объект недвижимости -помещение, входящее в состав другого объекта недвижимости нежилого помещения или здания. Второй подход основывается на том, что машино-место — это объект недвижимости в составе недвижимой вещи, порядок пользования которым определялся соглашением участников долевой собственности. В данном случае возникают сложности с применением режима долевой собственности. Собственник сооружения может осуществлять свои права только по соглашению с иными собственниками. При невозможности достичь такого соглашения применяются положения ст. 274 ГК РФ, согласно которым порядок пользования общим имуществом определяется судом.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что необходимо должным образом изучить особенности правового статуса машино-места в России, так как это играет важную роль при разрешении различных правовых споров в данной области.
Цель исследования: определить основные особенности правового режима машино-места в РФ.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере регулирования машино-мест в России.
Предметом работы является правовое регулирование машино-места как объекта недвижимости. Также в исследовании уделяется внимание осуществлению государственного кадастрового учета данного вида недвижимого имущества. В работе были использованы общенаучные и специальные методы познания: метод анализа, формально-юридический, метод толкования.
Исследование также сопряжено с анализом правовых норм, устанавливающих регулирование оборота машино-мест. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников. Первая глава содержит информацию о понятии машино-места как объекта недвижимости, а также отражает проблемы правового регулирования вопроса
машино-места в России. Вторая глава включает в себя особенности государственного кадастрового учета машино-мест.
Глава 1. ПОНЯТИЕ и ПРИЗНАКИ МАШИНО-МЕСТА КАК ОБЪЕКТА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА.
1.1. Машино-место как нововведение российского законодательства: проблемы правового регулирования.
С 1 января вступил в силу ФЗ № 315 от 03.07.2016 г. «О внесении изменений в часть первую ГК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» согласно которому машино-место стало рассматриваться как объект недвижимости, с которым можно совершить следующие юридически значимые действия: заключить договор купли-продажи, сдать в аренду, передать по наследству. Также понятие машино-места закреплено в п. 29 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с Градостроительным кодексом РФ машино-место - это предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией, границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке1.
Описанные изменения в законодательстве имеют отношение только к машино-месту, которое расположено на специальном паркинге, многоуровневой парковке, то есть в тех местах, где оно представляет собой индивидуально-определенную часть здания или сооружения, которая предназначена только для размещения транспортных средств. Очень часто многие люди не понимают в чем отличие правового режима машино-места от парковочного места.
Парковочное место является частью земельного участка, которая находится вне какого-либо здания, помещения, сооружения. Также парковочное место не является самостоятельным объектом недвижимости, в связи с этим совершить с ним какие-либо юридически значимые действия не получится.
Важно определить какие признаки должны быть присущи машино-месту, чтобы рассматривать его как самостоятельный объект недвижимости.
Первым признаком машино-места является его предназначение. Машино-место предназначено для размещения только транспортных средств, но в данном случае возникает вопрос, а что именно относится к понятию транспортного средства? Понятие транспортного средства закреплено в ст. 2 ФЗ «О безопасности дорожного движения», согласно которой под транспортным средством понимается устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов2. Но данное определение является недостаточным, если его рассматривать в качестве применения к основному предназначению машино-места. В определении нет указания на такие признаки транспортного средства как вес, длина ширина, а с помощью данных характеристик транспортного средства можно определить возможность их размещения на территории машино-места.
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» дополняет Общероссийский классификатор основных фондов, в котором перечисляются различные виды транспортных средств, таких как лодки, суда, полуприцепы. Однако существуют такие виды транспорта, которые не указаны в классификаторе. Данные виды закрепляются с помощью судебной практики. Например, к числу транспортных средств относиться техника на гусеничном ходу, которая предназначена для транспортировки людей. Таким образом, можно сделать вывод, что понятие транспортного средства нужно постоянно расширять с помощью судебной практики, общероссийских классификаторов. Из-за отсутствия полного определения транспортного средства в законодательстве возникает вопрос - какой вид транспорта можно разместить на территории машино-места? Законодатель не может дать полный ответ на данный вопрос, в связи с этим многие владельцы машино-мест заявляют о случаях размещения на территории специализированного паркинга различных транспортных средств, что очень часто нарушает требования противопожарного режима, наносит вред конструкции паркинга. Вторым признаком машино-места
является факт того, что владелец не имеет права осуществлять его переоборудование.
В соответствии со ст. 5.2.1 СНиП 21-02-99 (Свод правил стоянки автомобилей) в подземных стоянках запрещено разделять машино-места какими-либо перегородками3. Так как специализированный подземный паркинг является сооружением, которое включает в себя различные сложные инженерные коммуникации, вводится в эксплуатацию в соответствии с разработанным проектом. Также все подземные паркинги оборудуются системой пожаротушения, системами вентиляции, системой контроля загазованности. Учитывая различное оборудование, установленное в подземном паркинге, переоборудование его в отдельный гараж является недопустимым. Каждое машино-место имеет в наличии определенную площадь. Площадь машино-места является частью определенных зданий, сооружений, которые в свою очередь являются совместной собственностью. В связи с этим возникает вопрос - по каким критериям должен быть определен размер и границы машино-места?
Для того чтобы ответить на данный вопрос, следует обратиться к Приказу Министерства экономического развития РФ № 792 от 07.12.2016 г. «Об установлении минимально и максимально допустимых размеров машино-места», в котором говорится о том, что минимально допустимые размеры машино-места - 5,3 * 2,5 м, максимально допустимые размеры машино-места -6,2 * 3,6 м4. Законодательство при этом предлагает определенные способы изменения границ машино-места, если будут соблюдаться условия, которые установлены в п. 1.1. ст. 41 ФЗ № 218 от 13.07.2015 г. «О государственной регистрации недвижимости», согласно которому при изменении границ между машино-местами запрещается образование машино-места площадью, не соответствующей установленным органом нормативно-правового регулирования требованиям к минимально или максимально допустимым размерам машино-места.
Также машино-место характеризуется тем, что имеет довольно условные границы в отличии от других нежилых помещений. Довольно часто нежилые помещения разделены физическими ограничителями, такими как перегородки, стены. Границы же машино-места установлены в какой-либо технической документации.
Площадь машино-места может быть определена с помощью ее привязки к общей конструкции здания, сооружения, а также путем нанесения разметки на напольном покрытии. Согласно ст. 5.2.26 СНиП 21-02-99 существуют механизированные стоянки, которые могут быть следующих разновидностей: стеллажными, многоэтажными, башенными. Для данных разновидностей характерно наличие сложного механизма, использующего различные подъемники, которые принимают и распределяют автомобили по навесным ячейкам. В связи с этим возникает вопрос - является ли машино-местом ячейка в механизированной стоянке? Как определить границы машино-места в данной ситуации? Законодательство не может дать ответа на данный вопрос. Таким образом, можно сделать вывод, что на практике возникают проблемы с введением понятия машино-места в гражданский оборот в качестве самостоятельного недвижимого имущества, но тем не менее закрепление основ правового статуса машино-места является позитивным шагом законодателя, так как это придаст стабильность гражданско-правовому обороту машино-мест.
1.2. Машино-место в системе объектов гражданских прав (ст. 128 ГК РФ).
Объекты гражданских прав перечислены в статье 128 ГК РФ. К ним относятся вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, имущественные права, бездокументарные ценные бумаги, результаты работ и оказание услуг, нематериальные блага5. Для того, чтобы охарактеризовать машино-место как объект гражданского права, необходимо использовать критерии классификации объектов гражданского права, которые освещены в законодательстве и научной литературе.
Согласно первому критерию, объекты гражданских прав подразделяются на материальные и нематериальные. К материальным объектам относятся вещи,
работы и услуги. К нематериальным объектам гражданского права могут относиться имущественные права. Для отнесения машино-места к тому или иному виду объектов необходимо обратиться к статье 130 ГК РФ, согласно которой машино-место является недвижимой вещью, соответственно машино-место относится к материальным объектам гражданского права.
Еще одним критерием классификации объектов гражданского права является их оборотоспособность. На основе данного критерия объекты могут быть ограниченными в гражданском обороте, изъятыми из гражданского оборота, не ограниченными в гражданском обороте. С одной стороны, машино-место относится к не ограниченным в гражданском обороте объектам, так как каждый собственник может свободно владеть, пользоваться своим машино-местом, размещать там свое транспортное средство. Но следует обратить внимание на тот факт, что в соответствии со статьей 287.7. ГК РФ если собственник помещения использует его не по назначению, нарушает права соседей, бесхозяйственно содержит помещение, допуская его разрушение, в данном случае государственный орган или орган местного самоуправления предупредит собственника о необходимости устранения нарушений.
Если собственник помещения не выполнит данные требования, то по иску уполномоченного государственного органа суд может принять решение о продаже с публичных торгов такого помещения с выплатой собственнику, полученных от продажи средств. В соответствии с ч. 3 ст. 287.7. ГК РФ правила, предусмотренные данной статьей, применяются к машино-местам. Таким образом, можно сделать вывод, что в законодательстве есть основания для лишения права собственности на машино-место, тем самым ограничив его в гражданском обороте. Также возникает вопрос - если машино-место относится к не ограниченным в гражданском обороте объектам, то какой порядок его дарения, купли-продажи?
До 1 января 2017 года собственники машино-мест не могли их оформить как отдельный объект недвижимости. Владелец имел право только на долю в праве собственности на помещение подземного паркинга. В соответствии со
статьей 246 ГК РФ участник долевой собственности для продажи своей доли должен для начала предложить ее другим участникам. Это делается в письменном виде с помощью отправления уведомления о продаже с указанием цены. В соответствии со статьей 250 ГК РФ уведомление можно передать лично, отправить по почте заказным письмом. Если через месяц другие собственники не изъявят желания осуществить сделку купли-продажи машино-место можно продать другим лицам.
С 1 января 2017 года появилась возможность оформить машино-место как отдельный объект недвижимости. Для этого необходимо выделить долю из общего имущества, после этого для заключения договора купли-продажи не требуется согласие других собственников машино-мест в паркинге. Для того, чтобы выделить в натуре свою долю собственник машино-места должен предоставить следующие документы: соглашение всех собственников или решение общего собрания, заявление о регистрации права собственности, копия документа, удостоверяющего личность, технический паспорт на машино-место, квитанция об оплате госпошлины.
Бывают случаи, когда могут отказать в регистрации права собственности на машино-место. Например, основанием для отказа является совпадение границ машино-места с границами других помещений, а также несоответствие размера машино-места требованиям законодательства. После регистрации машино-места в качестве самостоятельного объекта недвижимости наступают следующие правовые последствия: возникает обязанность платить налог, можно подарить машино-место или передать по наследству, лицо будет официально считаться собственником конкретного места, которое не должны будут занимать третьи лица. Также критерием классификации объектов гражданского права является их деление на движимые и недвижимые вещи. Законодательство разграничивает понятия недвижимых вещей на недвижимые по природе, то есть присутствует связь с землей, а также выделяют недвижимые вещи по закону.
Машино-место относится к недвижимым вещам по закону, так как ст. 130 ГК РФ определяет статус машино-места как недвижимой вещи. Также объекты гражданского права делятся на делимые и неделимые.
Машино-место относится к неделимым объектам. Для подтверждения этого следует в качестве примера привести развод супругов. Из-за ограниченности в использовании самого объекта, составляющего лишь несколько квадратных метров, раздел в натуре (на несколько частей) не представляется возможным. В данном случае проводится независимая оценка машино-места и одному из супругов присуждается компенсация в размере стоимости его доли.
Объекты подразделяются на главные вещи и принадлежности. При сделке купли-продажи в отношении главной вещи, вещи - принадлежности передаются новому собственнику безвозмездно. В соответствии со статьей 287.5. ГК РФ при отчуждении помещения, машино-места к их новому собственнику переходит соответствующая доля в праве собственности на общее имущество в здании или сооружении. Исходя из этого можно сделать вывод, что машино-место является второстепенной вещью по отношению к помещению всего паркинга.
Вещи в гражданском праве делятся на родовые и индивидуально-определенные. Главное отличие родовой вещи от индивидуально-определенной - заменимость. Также необходимо различать понятие индивидуально-определенной вещи от индивидуализированной (выделенной, обособленной от других) вещи. Например, собственники автомобилей могут хранить их на любом свободном месте или определить порядок пользования машино-местами соглашением сторон. Тогда машино-место является родовой вещью, а не индивидуально-определенной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Таким образом, можно сделать вывод, что машино-место является отдельным объектом недвижимости. Данный вывод можно сделать исходя из последних изменений в законодательстве, согласно которым у собственника машино-места появилась возможность выделить свою долю в натуре из общей
долевой собственности. В результате этого у собственника машино-места появилась возможность передать его по наследству, осуществить сделку купли-продажи без согласия других участников общей долевой собственности.
Кроме этого, законодателем был разработан порядок осуществления кадастрового учета машино-места как нового объекта недвижимости. Также Росреестр проинформировал собственников о необходимом перечне документов для кадастрового учета машино-места.
Также стоит отметить, что машино-место можно охарактеризовать как объект гражданского права. Например, машино-место является недвижимой вещью исходя из положений гражданского законодательства. Машино-место является материальным объектом гражданского права. Так как исходя из положений гражданского законодательства машино-место является вещью, а вещь-материальный объект.
Машино-место является второстепенной вещью, так как при отчуждении, продаже нежилого помещения машино-место переходит вместе с помещением к другому собственнику. Машино-место является неделимой вещью, так как при разводе супругов разделить его в натуре не получится.
В работе также были освещены проблемы связанные с определением предназначения машино-места. Так, например, машино-место предназначено для размещения транспортных средств. При этом в законодательстве нет полного определения понятия транспортное средство. В связи с этим возникает множество споров, так как собственники машино-мест не понимают, какой именно вид транспортного средства им можно разместить. Таким образом, можно сделать вывод, что юридическое закрепление статуса машино-места является позитивным изменением в российском законодательстве, но необходимо продолжать совершенствовать нормативно-правовые акты в сфере правового режима машино-места.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г;
2. ФЗ № 196 «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г;
3. Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 г;
4. ФЗ № 218 «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015
г;
5. ФЗ № 391 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.12.2015 г;
6. ФЗ № 315 «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.07.2016 г;
7. «СНиП 21-02-99 Стоянки автомобилей» (Приказ Минстроя России от 7 ноября 2016 г. № 776/пр);
8. Приказ Минэкономразвития РФ от 07.12.2016 № 792 «Об установлении минимально и максимально допустимых размеров машино-места»;
9. Быданов А.В./2017 «Машино-место: проблемы теории и практики», 12 с;
10. Петров И.В./2016 «Проблемы правового регулирования парковочного места как самостоятельного объекта гражданских прав», 5 с
Rozhnov A.A.
Moscow State Law University named after O.E. Kutafin (Moscow, Russia)
LEGAL REGIME OF PARKING SPACES AS OBJECTS OF CIVIL RIGHTS
Abstract: the subject of the work is the legal regulation ofparking spaces as real estate. The study also pays attention to the implementation of state cadastral registration of this type of real estate. The work used general scientific and special methods of cognition: method of analysis, formal legal method, method of interpretation. The study is also associated with an analysis of the legal norms establishing the regulation of the circulation of parking spaces. The work includes an introduction, two chapters, a conclusion, and a list of sources used. The first chapter contains information about the concept of a parking space as a piece of real estate, and also reflects the problems of legal regulation of the issue of parking spaces in Russia. The second chapter includes the features of the state cadastral registration of parking spaces.
Keywords: parking space, parking space, underground parking, tangible objects, intangible
objects.
1 Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 г;
2 ФЗ № 196 «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г;
3 «СНиП 21-02-99 Стоянки автомобилей» (Приказ Минстроя России от 7 ноября 2016 г. № 776/пр);
4 Приказ Минэкономразвития РФ от 07.12.2016 № 792 «Об установлении минимально и максимально допустимых размеров машино-места»;
5 Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г