Научная статья на тему 'МАШИНО-МЕСТО КАК НОВЫЙ ОБЪЕКТ НЕДВИЖИМОСТИ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

МАШИНО-МЕСТО КАК НОВЫЙ ОБЪЕКТ НЕДВИЖИМОСТИ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
83
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАШИНО-МЕСТО / PARKING PLACE / ОБЪЕКТЫ НЕДВИЖИМОСТИ / REAL ESTATE OBJECTS / СОБСТВЕННОСТЬ / PROPERTY / ОБЩЕЕ ИМУЩЕСТВО / COMMUNITY PROPERTY / ГРАЖДАНСКИЙ ОБОРОТ / CIVIL CIRCULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цуканова Е. Ю., Придатко Е. А.

Актуальность статьи обусловлена последними изменениями гражданского законодательства Российской Федерации в части расширения перечня объектов недвижимости. Цель статьи заключается в анализе правового режима машино-места как нового объекта недвижимости. Как показала практика, это явление имелось в гражданском праве, однако ранее машино-место не рассматривали как отдельный объект недвижимости. Для достижения поставленной цели и задач авторами были использованы общенаучные (анализа, синтеза, диалектический) и частно-научный (сравнительно-правовой) методы. В ходе исследования машино-места как объекта недвижимости были выявлены в том числе и некоторые проблемы правоприменительной практики. Авторы вывели ряд особенностей и отличительных признаков машино-места. Кроме того, в статье рассматривается зарубежный опыт в определении правового статуса машино-места как объекта недвижимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARKING PLACE AS THE NEW REAL ESTATE OBJECT IN CIVIL LAW OF RUSSIAN FEDERATION

Topicality of this article bases on the amendments of existing civil legislation in Russian Federation in part of the expansion of the list of real estate object. In the context, the goal of the article consists of the analysis of legal regime of the parking place as the new real estate object. According to practice there is this phenomenon in civil law, but formerly the parking place is not considered by way of separate real estate object. For the furtherance of this goal and research objectives the authors used general scientific (analysis, synthesis, dialectical method) and special scientific methods (comparative-legal method). In the course of research the authors found out some problems which are not regulated by legislation. Also the authors brought out the set of features and distinguishing marks of parking place. In addition the article presents foreign experience in definition of parking place.

Текст научной работы на тему «МАШИНО-МЕСТО КАК НОВЫЙ ОБЪЕКТ НЕДВИЖИМОСТИ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

учитывать, в частности, насколько очевидный для получателя пенсии характер носила ошибка, был ли он способен обнаружить ее самостоятельно.

Список литературы:

1. О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей : закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 (в ред. от 3 июля 2016 г., с изм. от 19 июля 2016 г.) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 1993. - № 9, ст. 328.

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О страховых пенсиях» и «О накопительной пенсии» : федеральный закон РФ от 21 июля 2014 г. № 216-ФЗ (в ред. от 3 июля 2016 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2014. — № 30, ч. 1, ст. 4217.

3. Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2016 г. : решение Конституционного Суда РФ от 26 апреля 2016 г. — URL: http://www.ksrf.ru/ (дата обращения: 15.12.2016).

4. Постановление ЕСПЧ от 15 сентября 2009 г. по делу «Москаль (Moskal) против Польши» (жалоба № 10373/05) // Бюллетень Европейского суда по правам человека. — 2010. — № 1.

Е.Ю. Цуканова,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Юридического института Белгородского государственного национального исследовательского университета Е.А. Придатко, магистрант Юридического института Белгородского государственного национального исследовательского университета

E.Y. Tsukanova,

Candidate of Law, Associate Professor Belgorod State University [email protected]

E.A. Pridatko,

Master's Degree Student, Institute of Law Belgorod State University [email protected]

Машино-место как новый объект недвижимости в гражданском праве Российской Федерации

73

Аннотация: актуальность статьи обусловлена последними изменениями гражданского законодательства Российской Федерации в части расширения перечня объектов недвижимости. Цель статьи заключается в анализе правового режима машино-места как нового объекта недвижимости. Как показала практика, это явление имелось в гражданском праве, однако ранее машино-место не рассматривали как отдельный объект недвижимости. Для достижения поставленной цели и задач авторами были использованы общенаучные (анализа, синтеза, диалектический) и частно-научный (сравнительно-правовой) методы. В ходе исследования машино-места как объекта недвижимости были выявлены в том числе и некоторые проблемы правоприменительной практики. Авторы вывели ряд особенностей и отличительных признаков машино-места. Кроме того, в статье рассматривается зарубежный опыт в определении правового статуса машино-места как объекта недвижимости.

Ключевые слова: машино-место, объекты недвижимости, собственность, общее имущество, гражданский оборот.

Parking place as the new real estate object in civil law of Russian Federation

Abstract: topicality of this article bases on the amendments of existing civil legislation in Russian Federation in part of the expansion of the list of real estate object. In the context, the goal of the article consists of the analysis of legal regime of the parking place as the new real estate object. According to practice there is this phenomenon in civil law, but formerly the parking place is not considered by way of separate real estate object. For the furtherance of this goal and research objectives the authors used general scientific (analysis, synthesis, dialectical method) and special scientific methods (comparative-legal method). In the course of research the authors found out some problems which are not regulated by legislation. Also the authors brought out the set of features and distinguishing marks of parking place. In addition the article presents foreign experience in definition of parking place.

Keywords: parking place, real estate objects, property, community property, civil circulation.

1 января 2017 г. вступили в силу изменения Гражданского кодекса Российской Федерации, введенные широко обсуждаемым Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 315-Ф3 «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1]. Пожалуй, одним из наиболее интересных и в то же время спорных новшеств стало появление в законодательстве такого объекта недвижимости, как машино-место. Это явление само по себе не ново, однако его место в ^ системе гражданского права далеко неоднозначно и порождает ряд вопросов. р. До внесения изменений существовало два подхода к определению правового режима машино-места. Первый заключался в регистрации права долевой § собственности на помещение с отдельными парковочными местами, которое подкреплялось соглашением сособственников о порядке пользования общим ^ имуществом. В рамках действовавшего ранее законодательства подобный под-<5 ход выглядел вполне разумным, поскольку само понятие машино-места не ^ относилось к классическому пониманию недвижимой вещи. Определенные ^ сложности вызывала невозможность свободного пользования и распоряжения ^ долей, а также ограничение в отчуждении. Общим примером такого подхода к служит постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда ш от 31 января 2011 г. по делу №№ А05-9845/2010 «По делу о признании незаконно ным отказа в государственной регистрации, мотивированного отсутствием с документов, подтверждающих разрешение строительства помещения для хранения автомобилей на цокольном этаже строящегося объекта» [2].

74 Согласно второму подходу машино-место определяли как помещение и — относили к недвижимости. Однако при этом совершенно не учитывались характерные признаки недвижимости, а именно отсутствие физических границ. Таким образом, практика уже давно подводила законодателя к необходимости изменений.

Итак, согласно последней редакции абзаца 3 ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ машино-место можно определить как предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений, если границы таких частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке [3]. Ранее указанным Федеральным законом были внесены изменения и в Градостроительный кодекс Российской Федерации, в п. 29 ст. 1 которого имеется несколько иное

о

OJ

определение: машино-место — предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке [4]. Получается некоторая неясность и неоднозначность подхода к определению машино-мест, что может повлиять на единообразие правоприменительной практики. С одной стороны, можно считать определение, данное в Градостроительном кодексе РФ, более точным, а с другой — остается непонятным введение разных по объему понятий. Кроме того, поскольку законодатель под машино-места отводит «часть здания или сооружения», открытым остается вопрос правового режима паркингов как отдельных зданий.

Вообще сама возможность определения машино-места сквозь призму недвижимой вещи является нетипичной для гражданского права Российской Федерации, т. к. индивидуально-определенным оно становится не ввиду наличия некоторых физических границ (стены, строительные конструкции, забор и т. д.), а путем нанесения на поверхность пола или кровли разметки (краской, с использованием наклеек или иными способами) [5]. Иначе говоря, мы видим фикцию в ^ теории недвижимости — машино-место не изолировано и не имеет физических ш е границ, как, например, здания, помещения. Внесенные изменения касаются также 5 государственного кадастрового учета в отношении машино-мест, что должно в п§ некоторой степени разрешить вопросы их пространственного обособления. К о

Таким образом, проанализировав законодательное определение, можно § а вывести несколько особенностей и отличительных признаков машино-места: р Н

- это часть здания или сооружения, предназначенная для размещения е Ы транспортных средств. Вопрос состоит еще и в том, каким образом будет р определяться это предназначение; С Ъ

- полное или частичное отсутствие строительной или иной ограждающей С Т конструкции; о е

- определение границ такого объекта посредством нанесения на поверх- ф В ность пола или кровли разметки (краской, с использованием наклеек или е и иными способами); Ц §

- особый порядок государственного кадастрового учета; и Е

- законодательное закрепление минимального и максимального размеров объекта [6]. 75

Признание машино-места как объекта недвижимости преследовало целью -

введение этих частей зданий и сооружений в гражданский оборот как самостоятельных элементов. Теперь собственники могут владеть, пользоваться и распоряжаться своими машино-местами как объектами недвижимости. Однако э ^ в связи с этим возникает проблема: если, например, собственник квартиры ^ в многоквартирном доме, имеющий в собственности и машино-место на ¡¡¡-с цокольном этаже, предназначенном для размещения автомобилей, решит о $ каким-либо образом распорядиться машино-местом, например, продать, то со временем может сложиться следующая тенденция: собственники квартир в многоквартирном доме одни, а собственники машино-мест — другие. В свою очередь это порождает извечную проблему нехватки парковочных мест.

Кроме того, должно иметься разграничение общего имущества собственников квартир в многоквартирном доме и общего имущества собственников машино-мест. С одной стороны, эта позиция правильна, поскольку собственники квартир не всегда являются собственниками машино-мест, поэтому некорректно обременять их расходами на содержание общего имущества той части здания, в которой располагаются автомобили. С другой стороны, собственники машино-мест пользуются общим имуществом многоквартирного дома, но не несут расходов по оплате общедомового имущества, поскольку нет легальных предпосылок к этому. Эту проблему также необходимо разрешить в скором времени.

Что касается зарубежного опыта в определении правового режима машино-мест, то в этом смысле интересна практика Германии. Законом о жилищной собственности в Германии предусмотрена так называемая фикция обособленности — для признания машино-места в качестве самостоятельного объекта права собственности, прежде всего, нужно установить его обособленность (парковочное место в гараже считается обособленным, если его площадь ограничена длительной маркировкой) и наличие свойств помещения. Длительной маркировкой при этом считается сооружение стен из цемента, бетона и других строительных материалов, а также закрепленные ограничивающие приспо-I собления из камня и металла и прочно вставленные в землю обозначающие ^ столбики. Разметка краской не подпадает под понимание надлежащего средства д. обособления из-за необходимости ее постоянного обновления [7]. < В заключение можно отметить большой шаг законодателя на пути установле-§ ния правового режима машино-мест в Российской Федерации. Однако и сейчас ol остается ряд вопросов и пробелов, которые еще придется разрешить. Возможно, s практика применения новых норм подскажет оптимальные пути их решения.

Список литературы:

I- 1. О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской

с; Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : федераль-с ный закон РФ от 3 июля 2016 г. № 315-Ф3 // Российская газета. — 2016. — 8 июля. к 2. Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от

m 31 января 2011 г. по делу № А05-9845/2010 // СПС «Гарант». — URL: http://www. m garant.ш/products/ipo/prime/doc/53271045/(дата обращения: 20.01.2017). ol 3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г.

№ 51-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2016 г.) // СПС «Консультант Плюс». — URL: http://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=209986#0 (дата обращения: 20.01.2017).

76 4. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г.

— № 190-ФЗ (в ред. от 19 декабря 2016 г.) // СПС «Гарант». — URL: http://ivo.garant. ru/#/document/12138258/paragraph/2291703:2 (дата обращения: 20.01.2017). 1- 5. О государственной регистрации недвижимости : федеральный закон РФ

от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ (в ред. от 3 июля 2016 г.) // СПС «Гарант». — URL: http://ivo.garant.ru/#/document/71129192/paragraph/1:5 (дата обращения: 20.01.2017).

6. Об установлении минимально и максимально допустимых размеров машино-места : приказ Минэкономразвития России от 7 декабря 2016 г. № 792 // СПС «Гарант». — URL: http://ivo.garant.ru/#/document/71574534/paragraph/1:7 (дата обращения: 20.01.2017).

7. Старцева, Ю. Правовой статус машино-мест в Германии и Австрии / Ю. Старцева. — URL: http://www.m-logos.ru/img/U_Starceva_mashinomesto_Germ_ Avstr_KS_21092015.pdf (дата обращения: 20.01.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.