Сысоев И.Н.
ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ
2.7. ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ, СПОСОБЫ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Сысоев И.Н.
Соискатель юридического факультета Алтайского государственного университета Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
В данной статье автором предпринята попытка раскрыть структуру правового нигилизма, а также излагается авторский подход способов его преодоления в современных условиях. В итоге автор приходит к выводу, о том, что все способы борьбы с нигилизмом связаны с выходом общества из глубокого системного кризиса - социального, экономического, политического, духовного, нравственного. Однако многое зависит и от активной позиции самой личности, её противодействию силам зла.
Нигилизм вообще (в переводе с латинского - ничто) выражает отрицательное отношение субъекта (группы, класса) к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем, сторонам человеческого бытия. Это одна из форм мироощущения и социального поведения.
Нигилизм как течение общественной мысли зародился давно, но наибольшее распространение получил в прошлом столетии, главным образом в Западной Европе и в России.
Он был связан с такими философами леворадикального направления, как Якоби, Прудон, Ницше, Штирнер, Хайдеггер и др. Нигилизм многолик, он может быть нравственным, правовым, политическим, идеологическим, религиозным и т.д., в зависимости оттого, какие ценности отрицаются, о какой сфере знаний и социальной практики идет речь - культуре, науке, искусстве, этике, политике, экономике. Между ними много оттенков, нюансов, взаимопереходов.
Нигилизм выражается в самых различных ипостасях: неприятие определенными слоями общества курса реформ, нового уклада жизни и новых («рыночных») ценностей, недовольство переменами, социальные протесты против «шоковых» методов осуществляемых преобразований; несогласие с теми или иными политическими решениями и акциями, неприязнь или даже вражда по отношению к государственным институтам и структурам власти, их лидерам; отрицание не свойственных российскому менталитету «западных» образцов поведения, нравственных ориентиров; противодействие официальным лозунгам и установкам; «левый» и «правый» экстремизм, национализм, взаимный поиск «врагов».
И.А. Ильин говорил о том, что «народ, не знающий законов своей страны, ведет внеправовую жизнь или довольствуется... неустойчивыми зачатками права. ...Народу необходимо и достойно знать законы, это входит в состав правовой жизни. Поэтому нелеп и опасен такой порядок, при котором народу недоступно знание права... Человеку, как существу духовному, невозможно жить на земле вне права»[1] .
Он же писал, что «честным, законопослушным можно быть только по личной убежденности, в силу личного решения. Без этого нет правосознания и лояльно-
сти, и гражданин становится не опорой, а брешью в правопорядке» [ 2].
Правовой нигилизм - это отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений [3].
Сущность его в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения корней, причин в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения. Подобные антиправовые установки и стереотипы есть «элемент, черта, свойство общественного сознания и национальной психологии... отличительная особенность культуры, традиций, образа жизни» [4]. Речь идет о невостребованности права обществом.
Правовой нигилизм может выступать в двух разновидностях, или формах - теоретической (идеологической) и практической. В первом случае имеет место теоретическое, концептуальное обоснование правового нигилизма, когда ученые, философы, политологи доказывают, что есть гораздо более важные ценности (например, мировая пролетарская революция), чем право вообще, а тем более право отдельного человека. Во втором случае происходит реализация указанных взглядов и учений на практике, что часто выливается в террор государства против своего народа, в многомиллионные жертвы среди населения, в превращении правящей элиты в конечном счете в преступную клику (вот почему становится закономерной и легкой опора государственных органов и должностных лиц, например, органов безопасности, тюремной администрации и т.д., в проведении государственной политики на уголовные элементы).
Понятно, что в тех обществах, где правовой нигилизм воспроизводится самим государством в соответствующих масштабах, очень трудно, почти невозможно воспитать сколько-нибудь позитивное отношение к праву и среди населения, поскольку под правом неверно понимаются тот порядок, те предписания, которое устанавливаются законами и ведомственными нормативными актами. И тогда в обществе складывается широко распространенный среди населения обыденный, массовый правовой нигилизм. Кроме того, установленные государством предписания не соблюдаются государственными же органами,
ведомственными и должностными лицами, чему тоже находятся соответствующие объяснения и оправдания («в интересах народа», «для выполнения плана» и т.д.). В последнем случае в обществе складывается ведомственный правовой нигилизм.
В одном ряду с правовым нигилизмом находится прямо противоположное явление - правовой идеализм, или романтизм, одним словом, преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы. Это явление сопровождает человеческую цивилизацию практически на всем пути ее развития.
Существование правового нигилизма в России отмечает американский исследователь российской общественной мысли 19-20 в.в. А. Валицкий: в России право отвергалось по самым разным причинам: во имя самодержавия или анархии, во имя Христа и Маркса, во имя высших духовных ценностей или материального равенства. Анализ этой концепции, проделанный В.А. Тумановым, позволил ему сделать вывод: ни в одной стране мира не было такого большого количества идеологических «течений», отмеченных печатью антиюридизма, безразличия к праву, сколько их было в России. И это несмотря на то, что именно в конце 19-
Бизнес в законе
3'2008
20 в.в. в России существовало сильное либеральное движение, которое вело активную деятельность в защиту права, конституционализма, правовой государственности, а юридические науки находились на уровне самых высоких мировых стандартов [5].
Причины современного правового нигилизма в некоторых случаях усматриваются и в механизме разработки и принятия законов Федеральным собранием РФ. Большинство российских граждан не считают принятые и действующие законы своими, поскольку заседающие в парламенте партии и движения представляют интересы не более 5-10% граждан. А законы, которые не считаются «своими» работать не будут [6]. В данном случае проиллюстрирована не причина существования правового нигилизма как такового, а одна из форм его оправдания.
Анализ сложившихся в России взаимоотношений между обществом и государством позволяет отметить: Россия традиционно принадлежит к странам. Больше ориентированным на государство, чем на общество, где глубоко укоренено убеждение о необходимости сильного государства, что нередко уравнивается со своеволием (бесконтрольностью) власти. Общество российское по традиции- недостаточно автономно и независимо, а граждане оставлены «на милость» ( и «немилость») государства, всемогущих политиков и бюрократии.
Перечисленные выше особенности российского восприятия государства и права определили две крайности, свойственные сегодня отечественной политической мысли, сосуществующие по принципу: либо вера во всесилие закона - с одной стороны, либо правовой нигилизм - с другой (последний легко уживается с неумеренным упованием на закон).
Явление, о котором идет речь, приобрело международный характер во взаимоотношениях как стран СНГ, так и государств дальнего зарубежья. Это, в частности, выражается в том, что многочисленные решения и взаимные обязательства, принятые в рамках Содружества бывших советских республик, не выполняются. Россия нарушает также известные пакты и документы о правах человека (Чечня, события осени 1993 г. и т.д.). За это мы уже получаем «внушения» и замечания от мирового сообщества.
Правовой нигилизм на всех этажах государственного здания и среди населения не знает пределов, потому и называется беспределом. Бороться с ним обычными методами малоэффективно и непродуктивно, нужны глубоко продуманные, экстраординарные меры.
Необходимо, как советовал еще И.А. Ильин, сделать все, «чтобы приблизить право к народ у, чтобы укрепить массовое правосознание, чтобы народ понимал, знал и ценил свои законы, чтобы он добровольно соблюдал свои обязанности и запретности и лояльно пользовался своими полномочиями. Право должно стать фактором жизни, мерою реального поведения, силою народной души» [7] .
Основные пути преодоления правового нигилизма-это повышение общей и правовой культуры граждан, их правового и морального сознания; совершенствование законодательства; профилактика правонарушений, и прежде всего преступлений; упрочение законности и правопорядка, государственной дисциплины; уважение и всемерная защита прав личности; массовое просвещение и правовое воспитание населения; подготовка высококвалифицированных кадров юристов; скорейшее проведение правовой реформы и др.
В конечном счете, все формы и средства борьбы с нигилизмом связаны с выходом общества из глубокого системного кризиса- социального, экономического, политического, духовного, нравственного. Однако многое зависит и от активной позиции самой личности, ее противодействия силам зла.
Рудольф Иеринг писал: «Каждый призван и обязан подавлять гидру произвола и беззакония, где только она осмеливается поднимать свою голову; каждый, пользующийся благодеяниями права, должен в свой черед также поддерживать по мере сил могущество и авторитет закона- словом, каждый есть прирожденный борец за право в интересах общества» [8].
Список литературы:
1. Ильин, И. А. О сущности правосознания/ И.А. Ильин. - М: 1993. - 23-24 с.
2. Ильин, И.А. Наши задачи/ И.А. Ильин.- М.,1993.-182.
3. Корельский, В.М. Теория государства и права. Учебник для вузов/ В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. -М.: Издательство НОРМА,20о3.-616 с.
4. Туманов, В.А. О правовом нигилизме / Государство и право. 1989. № 10. 20 с.
5.Туманов, В.А. Правовой нигилизм в историкоидеологическом ракурсе/ Государство и право. 1993. № 8. 20 с.
6. Римский В. Какие законы нам не указ: почему россияне не верят в законы / Российская газета. 1995.8 сент.
7. Ильин, И.А. О сущности правосознания/ И.А. Ильин. - М: 1993.- 31 с.
8. Иеринг Р. Борьба за право /Р. Иеринг.- М., 1991.37с.
Рецензия
Статья И.Н. Сысоева обладает всеми признаками научной новизны, как с точки зрения авторского подхода, так и с точки зрения вклада в исследуемый вопрос.
В данной статье автором приводится анализ точек зрения учёных по исследуемой теме. Кроме того, излагается собственный оригинальный подход к данной проблеме, раскрывается нетрадиционный взгляд на способы преодоления правового нигилизма в современных условиях.
Представленная статья, на мой взгляд, заслуживает дискуссии в юридическом сообществе, а поэтому её можно рекомендовать к опубликованию в юридическом журнале.
Заведующий кафедрой теории и истории государства и права Алтайского государственного университета, д.ю.н., профессор
В.В.Сорокин