Бизнес в законе.
Экономико-юридический журнал
2'2016
9.5. ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И УСТРАНЕНИЯ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ УЧАСТНИКОВ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В СВЯЗИ С НАЛИЧИЕМ БРАКА
Бакаева Маликат Курейшевна, аспирантка кафедры семейного и ювенального права
Место учебы: Российский государственный социальный университет
Аннотация: Работа посвящена исследованию актуальных теоретических и практических проблем учета, предотвращения и устранения конфликта интересов в правоотношениях, субъекты которых связаны между собой браком, родством или свойством. Автор приходит к выводу о неизбежности конфликта интересов при назначении опекуном или попечителем недееспособного или ограниченно дееспособного лица его супруга. В работе предлагается внести соответствующие изменения в законодательство об опеке и попечительстве. Работа предназначена для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, а также для практических работников. Ключевые слова: право, закон, интерес, конфликт, аффилированные лица, сделки, заинтересованность, недееспособность, опека, попечительство.
THE LEGAL MECHANISM FOR PREVENTION AND ELIMINATION OF THE CONFLICT OF INTERESTS OF
PARTICIPANTS OF CIVIL LEGAL RELATIONS IN CONNECTION WITH THE PRESENCE OF A MARRIAGE
Bakaeva Malicat K., postgraduate student of the Department of family and juvenile law
Study place: Russian state social University
Annotation: The work is devoted to investigation of current theoretical and practical accounting issues, prevent and eliminate conflicts of interest in the legal relationship, the subjects of which are connected to each other by marriage, kinship or property. The author comes to a conclusion about the inevitability of conflict of interest in the appointment of a guardian or trustee of an incapacitated or partially capable person his wife. The paper proposes to amend the law on guardianship. The work is intended for students, graduate students and professors of law schools, as well as for practitioners.
Keywords: right, law, interest conflict, affiliates, transactions, interest, disability, guardianship.
Проблемы интереса являются в высшей степени актуальными как в общей теории права, так и в отраслевых науках частного и публичного права. Особо актуализировались они в отраслях частного права после принятия ГК РФ, поскольку в гражданском праве был сформулирован принцип, согласно которому при осуществлении гражданских прав физические и юридические лица действуют по своему усмотрению, своей волей и в своем интересе. Как отмечалось в теории гражданского права, интерес детерминирует все человеческое поведение [8]. Исследуя проблемы злоупотребления правом как категорию гражданского и семейного права, Д.А. Матанцев отметил, что при данном типе правового поведения лица имеют интерес, который связан с причинением вреда другим лицам, как единственный либо как сопутствующий, так что сущность категории злоупотребления правом можно раскрыть также через категорию интереса, а именно, конфликта интересов [7].
Не меньшее значение придается проблемам интереса также в семейных отношениях, особенно если они тесно переплетаются с другими правоотношениями. В гражданском обороте возникает немало ситуаций, в которых формируется личная заинтересованность определенных субъектов правоотношений, в частности, опекунов и попечителей, физических лиц, входящих в состав органа юридического лица, и т.п. в возникновении правоотношений представляемых ими субъектов с физическими лицами как таковыми или как представителями другого юридического лица, находящимися между собой в отношениях супружества, близкого родства или свойства. Иногда такие правоотношения могут быть неизбежными, обусловленными необходимостью получения в процессе предпринимательской деятельности тех или иных товаров, работ или услуг при отсутствии выбора партнеров на том или ином предпринимательском рынке, достаточно развитой конкурентной среды и т.п. В результате подобных ситуаций возникает почва для конфликта интересов между опекуном (попечителем) и подопечным, между органом корпоративной организации и другими ее участниками.
Подчеркивая значимость интереса в семейных отношениях, О.Ю. Ильина отмечает, что даже личные имущественные права, не говоря уже о неимущественных, в их семейно-родственном преломлении при их реализации всегда связаны с очень сложными чувствами и мотивами субъектов правоотношений, что требует учета не только личных и имущественных семейных прав, но также интересов [6].
В целях предотвращения обстановки недоверия участников, к примеру, хозяйственного общества к
своим органам, а также для предупреждения злоупотребления правом действующее гражданское законодательство практически во всем мировом сообществе предусматривает ряд достаточно эффективных механизмов, предупреждающих или устраняющих подобные ситуации.
Так, в п. 3 ст. 37 ГК РФ закреплено положение, согласно которому опекуны (попечители), их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечными, за исключением передачи подопечным имущества в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна (попечителя) и их близкими родственниками. Эти правила распространяются также на доверительного управляющего, которому имущество подопечного передано в доверительное управление (п. 1 ст. 38 ГК РФ).
Подобные правовые механизмы детально разработаны в корпоративном законодательстве, в частности, в ст. 45 Федерального закона от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29 июня 2015 года № 210-ФЗ) «Об обществе с ограниченной ответственностью» [2], а также в ст.ст. 81, 83 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29 июня 2015 года №210-ФЗ) «Об акционерных обществах» [1]. В тексте указанных статей много сходных, практически идентичных, норм, поэтому целесообразно процитировать ст. 45 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и сделать поправки на специфику ФЗ «Об акционерных обществах».
Сделки (в том числе заем, кредит, залог, поручительство), в совершении которых имеется заинтересованность члена совета директоров (наблюдательного совета) общества, лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа общества, члена коллегиального исполнительного органа общества или заинтересованность участника общества, имеющего совместно с его аффилированными лицами двадцать и более процентов голосов от общего числа голосов участников общества, а также лица, имеющего право давать обществу обязательные для него указания, совершаются обществом в соответствии с положениями данной статьи (в п. 1 ст. 81 ФЗ «Об акционерных обществах» в данном месте указано: «...в соответствии с положениями настоящей главы»).
Указанные лица признаются заинтересованными в совершении обществом сделки в случаях, если они, их супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) их аффилированные лица:
- являются стороной сделки или выступают в интересах третьих лиц в их отношениях с обществом;
- владеют (каждый в отдельности или в совокупности) двадцатью и более процентами акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с обществом;
- занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с обществом, а также должности в органах управления управляющей организации такого юридического лица;
- в иных случаях, определенных уставом общества.
Указанные лица должны доводить до сведения общего собрания участников общества (в ФЗ «Об акционерных обществах» предусмотрена обязанность доводить соответствующую информацию до Совета Директоров (Наблюдательного совета) или до общего собрания акционеров) информацию:
- о юридических лицах, в которых они, их супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) их аффилированные лица владеют двадцатью и более процентами акций (долей, паев);
- о юридических лицах, в которых они, их супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) их аффилированные лица занимают должности в органах управления;
- об известных им совершаемых или предполагаемых сделках, в совершении которых они могут быть признаны заинтересованными.
Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, должна быть одобрена решением общего собрания участников общества (в ФЗ «Об акционерных обществах» требуется одобрение Совета директоров или общего собрания акционеров).
Решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается общим собранием участников общества большинством голосов от общего числа голосов участников общества, не заинтересованных в совершении такой сделки (в ФЗ «Об акционерных обществах» решение может быть принято либо Советом директоров (Наблюдательным советом) либо при наличии условий, указанных в ст. 83 данного Закона - общим собранием акционеров).
В решении об одобрении сделки должны быть указаны лицо или лица, являющиеся сторонами, выгодоприобретателями в сделке, цена, предмет сделки и иные ее существенные условия.
Общее собрание участников общества может принять решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность и которая может быть совершена в будущем в процессе осуществления обществом его обычной хозяйственной деятельности. При этом в решении об одобрении сделки должна быть указана предельная сумма, на которую может быть совершена такая сделка. Решение об одобрении сделки имеет силу до следующего очередного общего собрания участников общества, если иное не предусмотрено указанным решением.
Бизнес в законе.
Экономико-юридический журнал
2'2016
Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, не требует одобрения общим собранием участников общества в случае, если условия такой сделки существенно не отличаются от условий аналогичных сделок (в том числе займа, кредита, залога, поручительства), совершенных между обществом и заинтересованным лицом в процессе осуществления обычной хозяйственной деятельности общества, имевшей место до момента, когда заинтересованное лицо было признано таковым в соответствии с пунктом 1 данной статьи. Указанное исключение распространяется только на сделки, в совершении которых имеется заинтересованность и которые были совершены с момента, когда заинтересованное лицо было признано таковым, до момента проведения следующего очередного общего собрания участников общества. Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность и которая совершена с нарушением предусмотренных требований к ней, может быть признана недействительной по иску общества или его участника.
Срок исковой давности по требованию о признании сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, недействительной в случае его пропуска восстановлению не подлежит.
Лицо признается аффилированным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Аффилированные лица общества обязаны уведомить в письменной форме общество о принадлежащих им долях или частях долей не позднее чем в течение десяти дней с даты приобретения доли или части доли, которые с учетом принадлежащих указанным лицам долей в уставном капитале общества предоставляют право распоряжаться более чем двадцатью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества.
В случае, если в результате не предоставления по вине аффилированного лица указанной информации или несвоевременного ее предоставления обществу причинен имущественный ущерб, аффилированное лицо несет перед обществом ответственность в размере причиненного ущерба.
В ФЗ «Об акционерных обществах» вопросу заинтересованности в сделке посвящена целая глава, состоящая из 5 статей, с большей детализацией, однако суть и характер правового регулирования данных отношений не меняется.
Личная заинтересованность, обусловленная браком, близким родством и свойством, может повлиять на характер и качество услуг, требующих особой объективности при их оказании. Речь идет об аудиторских и оценочных услугах. Этим объясняется наличие в Федеральном законе от 30 декабря 2008 года № 307-Ф3 (в ред. Федерального закона от 01 декабря 2014 года №403-Ф3) «Об аудиторской деятельности» [5] и в Фе-
деральном законе от 29 июля 1998 года № 135-Ф3 (в ред. Федерального закона от 13 июля 2015 года № 216-ФЗ) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» [3] специальных норм о предупреждении конфликта интересов и злоупотреблений при оказании указанных услуг.
Так, в ст. 16 ФЗ «Об оценочной деятельности», названной «Независимость оценщика и юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор», предусмотрено, что оценщик не может оказывать оценочные услуги лицам, состоящим в близком родстве или свойстве с заказчиком или с руководителем юридического лица, с которым оценщиком заключен трудовой договор.
Детально данный вопрос урегулирован в п. 1 ст. 8 ФЗ «Об аудиторской деятельности», озаглавленной «Независимость аудиторских организаций, аудиторов». В нем предусмотрено, что аудит не может осуществляться:
1) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых являются близкими родственниками (родители, братья, сестры, дети), а также супругами, родителями и детьми супругов учредителей (участников) аудируемого лица, его руководителя, главного бухгалтера или иного должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, в том числе составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
2) аудиторами, являющимися учредителям (участникам) аудируемого лица, его руководителям, главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, в том числе составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, близкими родственниками (родители, братья, сестры, дети), а также супругами, родителями и детьми супругов;
3) аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, являющихся кредитными организациями, с которыми ими заключены кредитные договоры или договоры поручительства, либо которыми им выдана банковская гарантия, либо с которыми такие договоры заключены руководителями этих аудиторских организаций, либо с которыми такие договоры заключены на условиях, существенно отличающихся от условий совершения аналогичных сделок, лицами, являющимися близкими родственниками (родители, братья, сестры, дети), а также супругами, родителями и детьми супругов руководителей этих аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, либо если указанные лица являются выгодоприобретателями по таким договорам;
4) работниками аудиторских организаций, являющимися участниками аудиторских групп, аудируемыми лицами которых являются кредитные организа-
ции, с которыми ими заключены кредитные договоры или договоры поручительства на условиях, существенно отличающихся от условий совершения аналогичных сделок, либо получившими от этих кредитных организаций банковские гарантии, либо с которыми такие договоры заключены лицами, являющимися близкими родственниками (родители, братья, сестры, дети), а также супругами, родителями и детьми супругов аудиторов, либо если указанные лица являются выгодоприобретателями по таким договорам.
Наконец, необходимо обратить внимание на то, что объективно конфликт интересов может возникнуть как в семейных, так и в гражданских правоотношениях, когда опекуном недееспособного лица является его супруг. По действующему законодательству это не только возможно, но и поощряется. В частности, в п. 5 ст. 10 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» от 24.04. 2008 года № 48-ФЗ [4] супруг недееспособного или не полностью дееспособного лица указан в числе лиц, имеющих преимущественное право при назначении опекуна или попечителя. От этого объективно страдают как личные, так и имущественные интересы недееспособного супруга, так как при управлении имуществом супруг-опекун действует не исключительно в интересах подопечного, но и в собственных интересах. При этом не имеет значения, что недееспособное лицо не осознает своего интереса и характера его нарушения своим супругом. Однако в подобных случаях Закон не предусматривает правового механизма для предотвращения конфликта интересов, в том числе возможного злоупотребления правом со стороны супруга - опекуна недееспособного лица. Поэтому представляется нецелесообразным назначение супруга опекуном или попечителем недееспособного или ограниченно дееспособного гражданина, не говоря уже о предоставлении ему преимущественного права быть опекуном или попечителем. Если попечитель не полностью дееспособного лица вступает в брак со своим подопечным, то он должен быть освобожден от исполнения обязанностей попечителя.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29 июня 2015 года №210-ФЗ) «Об акционерных обществах»// Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 1.
2. Федеральный закон от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29 июня 2015 года № 210-ФЗ) «Об обществе с ограниченной ответственностью»// Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 7. - Ст. 785.
3. Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ (в ред. Федерального закона от 13 июля 2015 года № 216-ФЗ) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. -Ст. 3813.
4. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04. 2008 года № 48-ФЗ// Собрание законодательства РФ.- 2008. - № 17, ст. 1755
5. Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ (в ред. Федерального закона от 01 декабря 2014 года №403-ФЗ) «Об аудиторской деятельности»// Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 1. - Ст. 15.
6. Ильина О.Ю. Проблемы интересов в семейном праве Российской Федерации. - М.: Издательский дом «Горо-дец», 2007. С. 22.
7. Матанцев Д.А. Категория злоупотребления правом в гражданском и семейном законодательстве и доктрине Российской Федерации: дис. канд. юрид. наук: 12.00.03. -М., 2012. - С. 46.
8. Черепахин Б.Б. К вопросу о частном и публичном праве / Труды по гражданскому праву / Б.Б. Черепахин. Науч. ред. С.С. Алексеев. - М.: Статут, 2001. - С. 97.
РЕЦЕНЗИЯ
На статью М. К. Бакаевой «Правовой механизм предупреждения и устранения конфликта интересов участников гражданских правоотношений в связи с наличием брака» Представленная на рецензию статья выполнена на весьма актуальную тему. До недавнего времени проблемам предотвращения и устранения конфликта интересов в различных сферах общественных отношений не уделялось достаточного внимания, тем более, если это касалось семейных отношений. Автор впервые ставит вопрос о необходимости создания эффективного правового механизма предупреждения конфликта интересов в различных сферах гражданско-правовых отношений, тесно связанных с семейными. В этом смысле исследование можно причислить к разряду оригинальных; безусловно, работа содержит элементы научной новизны, ее отличает творческий подход к исследуемым проблемам. Автор проанализировал практически все законодательные акты, в которых, так или иначе, учитывается личная заинтересованность, порождаемая браком, родством или свойством. Работа удачно структурирована, хорошо оформлена, юридически грамотна.
С учетом сказанного можно рекомендовать рецензируемую статью к опубликованию в изданиях, рекомендуемых ВАК. Данная статья ранее автором не публиковалась.
Рецензент:
Завкафедрой гражданского права и процесса РГСУ д-р юрид. наук, профессор
Ситдикова Л.Б.