Научная статья на тему 'Правовой механизм международного сотрудничества в борьбе с проявлениями экстремизма в XXI веке'

Правовой механизм международного сотрудничества в борьбе с проявлениями экстремизма в XXI веке Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
384
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шаповалова Виталия Станиславовна

Статья посвящена вопросам международно-правового сотрудничества государств в сфере противодействия экстремизму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Article is devoted to questions of international legal cooperation in combating extremism.

Текст научной работы на тему «Правовой механизм международного сотрудничества в борьбе с проявлениями экстремизма в XXI веке»

Таким образом, совершенствование профессиональной подготовки будущего учителя музыки на основе моделирования процесса введения детской музыки Донских композиторов в программу предмета «Музыка» в условиях инструментального обучения отвечает запросам регионального характера развития общества и образования, вносит весомый вклад в стоящую сейчас проблему сохранения культуры как местного музыкального наследия, так и всей страны в целом.

Жанр современной детской музыки Донских композиторов представляет собой многогранный музыкальный феномен, ярко раскрывающийся в разнообразных аспектах своего существования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Арчажникова, Л.Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Л.Г. Арчажникова. - М., 1986. - 25 с.

2. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс / Б.В. Асафьев. - СПб., 2009.

3. Баренбойм, Л.О музыкально-педагогическом репертуаре // За полвека: очерки статьи материалы. -СПб., 2009.

4. Критская, Е.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема // Теория и методика музыкального образования детей / / Л.В. Школяр и др. - М., 2009.

УДК 323.28 ББК 66.4(0),3

В.С. Шаповалова

ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В БОРЬБЕ С ПРОЯВЛЕНИЯМИ ЭКСТРЕМИЗМА В XXI ВЕКЕ

Аннотация. Статья посвящена вопросам международно-правового сотрудничества государств в сфере противодействия экстремизму.

Ключевые слова: экстремизм, противодействие экстремистской деятельности.

V.S. Shapovalova

THE LEGAL MECHANISM FOR INTERNATIONAL COOPERATION IN THE FIGHT AGAINST EXTREMISM IN THE TWENTY-FIRST CENTURY

Abstract. The Article is devoted to questions of international legal cooperation in combating extremism.

Key words: extremism, counteraction to extremist activities.

В истории появления экстремизма в России, во второй половине XIX в., данный термин был связан с политической деятельностью.

Современные исследователи экстремизма выделяют такие его виды, как политический, национальный (этнонациональный) и религиозный, а также экологический, антиглобалистский экстремизм, киберэкстремизм (электронный джихад). К подвидам экономической группы экстремизма можно отнести экстремизм в сфере интеллектуальной собственности и так называемый «потребительский экстремизм». Самостоятельную демографическую группу представляет молодежный экстремизм.

Каждый из них имеет свои особенности, общими среди которых выступают антиправовые действия, представляющие угрозу безопасности не только отдельного человека, государства, но международному миру в целом.

По справедливому утверждению Ю.Н. Андреева, «от всепроникающей опасности экстремизма сегодня не застрахован никто - ни простые граждане, ни представители политической элиты. Такое состояние современного общества усугубляется тем ментально-психологическим фактором, что если терроризм, бесспорно, отвергается обществом, то экстремизм - ключевой элемент разрушения основ конституционного строя - все еще воспринимается гражданами как вполне допустимый инструмент политического противостояния. Анализ имеющихся материалов свидетельствует о том, что экстремизм становится самодостаточным социальным фактором, по целям и разрушительному потенциалу равным, а в определенных условиях и превосходящим террористическую угрозу национальной безопасности государства» [5].

Проблема экстремизма является актуальной не только для России, но и для всего международного сообщества. Это создает предпосылки актуализации международно-правового сотрудничества государств в сфере противодействия экстремизму.

Вопросами правового регулирования борьбы с международным экстремизмом и его самым опасным проявлением - терроризмом международное сообщество заинтересовалось еще в конце XX в.

Среди основных документов можно выделить: Всеобщую декларацию прав человека (1949 г.), Конвенцию о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970 г.), Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1972 г.), Европейскую конвенцию о пресечении терроризма (1977 г.), Международную конвенцию о борьбе с захватом заложников (1979 г.).

В 1994 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма, согласно которой, государства обязаны «воздерживаться от организации экстремистской, террористической деятельности, подстрекательства к ней, содействия ее осуществлению, финансирования, поощрения или проявления терпимости к ней; обеспечивать задержание и судебное преследование лиц, совершивших террористические акты; сотрудничать друг с другом в обмене соответствующей информацией для предотвращения терроризма» [1].

В 1999 г. в США принята Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма, которую Россия ратифицировала в 2002 г. (Федеральный закон от 10.07.2002 № 88-ФЗ).

Эти документы являются основными источниками и отправной точкой создания правового механизм международного сотрудничества в борьбе с проявлениями экстремизма в XXI веке.

Парламентская Ассамблея Совета Европы в Резолюции 1344 (2003 г.) «Об угрозе для демократии со стороны экстремистских партий и движений в Европе» призывает правительства государств-членов Совета Европы:

a. предусмотреть в своем законодательстве возможность ограничения свободы выражения мнений, собраний и объединений для целей борьбы с экстремизмом. Однако любые такие меры должны соответствовать требованиям Европейской конвенции о правах человека;

b. применять, а если их нет - ввести:

- действенные наказания при наличии доказанных фактов нанесения ущерба экстремистскими политическими партиями или их членами;

- соразмерные и выполняющие роль сдерживающего фактора наказания за публичные призывы к насилию, расовой дискриминации и нетерпимости;

- меры по приостановлению или прекращению государственного финансирования организаций, потворствующих экстремизму;

- в чрезвычайных случаях - меры по роспуску экстремистских партий и движений. Они применяются лишь при наличии угрозы конституционному порядку страны и обязательно в соответствии с конституцией и законодательством страны;

c. контролировать, а при необходимости - предотвращать возобновление деятельности распущенных партий и движений под другим названием или в другой организационной форме;

d. поощрять политические партии к выработке нового этического кодекса, к разработке своих программ и ведению своей деятельности в духе соблюдения прав человека, к отказу от заключения политических союзов с экстремистскими партиями, при необходимости - к усилению прозрачности в финансировании политических партий, к разработке реальных решений социально-экономических проблем, вызывающих общественное беспокойство;

e. разрабатывать школьные программы воспитания граждан в демократическом духе, где раскрывалось бы значение прав и обязанностей гражданина, социальной терпимости, уважения к другим. Просвещение и обучение - основные и самые надежные способы выработки у граждан иммунитета от идеологии дискриминации и экстремизма;

£ развивать информационные кампании по разъяснению гражданам пагубного воздействия политического экстремизма на демократию; g. поощрять гражданское общество, играющее ключевую роль в процессе интеграции и укрепления социальной сплоченности, к преодолению всех форм экстремизма и нетерпимости; Ь принять национальное законодательство, внедрить административные процедуры и активизировать международное сотрудничество, препятствующие распространению экстремистской идеологии при помощи новых информационных технологий; г поддерживать деятельность ЕКРН, на которую возложена борьба с расизмом, ксенофобией, антисемитизмом и нетерпимостью по всей «Большой Европе» и добиваться того, чтобы государства на практике выполняли ее рекомендации [4].

Рассматривая борьбу с экстремизмом как международную стратегическую задачу, главами государств Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан 15 июня 2001 в Шанхае была подписана Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, направленная на сотрудничество в области предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.

«Экстремизм» в ней понимается как «какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон» [8].

В развитие сотрудничества по вопросам противодействия терроризму и другим проявлениям экстремизма 26 августа 2005 г. Совет глав государств СНГ принял «Решение о концепции сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма».

Документ указывает, что государства-участники СНГ рассматривают борьбу с терроризмом и экстремизмом как одну из важнейших задач обеспечения своей национальной безопасности и выступают за дальнейшее усиление взаимодействия на данном направлении и принимают Концепцию сотрудничества в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма в соответствии с принятыми на себя международными обязательствами и национальным законодательством в данной области.

В Российской Федерации проблемы законодательного обеспечения борьбы с экстремизмом регулируются в соответствии с Конституцией РФ (1993 г.).

Непосредственно такое противодействие регулируют следующие федеральные законы:

- Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 19.02.1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах»;

- Федеральный закон от 19.02. 1993 г. № 4528-1 «О беженцах»;

- Федеральный закон от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»;

- Федеральный закон от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»;

- Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;

- Федеральный закон от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях»;

- Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;

- Федеральный закон от 6.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»;

- Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и др.

Их число не остается неизменным и важно постоянно следить, как за принятием новых законов, так и за внесением изменений в действующее законодательство.

Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ предусматривают правовые последствия ведения экстремистской деятельности.

В Указе Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» особо подчеркивается, что: «для предотвращения угроз национальной безопасности необходимо обеспечить социальную стабильность, этническое и конфессиональное согласие, повысить мобилизационный потенциал и рост национальной экономики, поднять качество работы органов государственной власти, сформировать действенные механизмы их взаимодействия с гражданским обществом в целях реализации гражданами Российской Федерации права на жизнь, безопасность, труд, жилье, здоровье и здоровый образ жизни, на доступное образование и культурное развитие» (п. 20 разд. II).

При этом, «экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленных на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране» отнесена в Стратегии к числу одного из основных источников угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности нашей страны (п. 37 разд. IV) [6]. Противодействие экстремистской деятельности основывается на следующих принципах:

- признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организации;

- законность;

- гласность;

- приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;

- приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;

- сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;

- неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности [7].

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции, в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 г. № 1316 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» вопросы противодействия экстремистской деятельности в Российской Федерации относятся к компетенции Департамента по противодействию экстремизму МВД России..

Приказом Министерства здравоохранения РФ от 26.10. 2012 № 446 «О Координационном совете по организации воспитательной работы в образовательных учреждениях, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации», образован Координационный совет по организации воспитательной работы в образовательных учреждениях Минздрава России. Его цель - обеспечивать согласованные действия при планировании воспитательной работы с молодежью, предупреждать экстремистскую деятельность в студенческой среде.

В состав совета входят представители структурных подразделений Минздрава России, Ми-нобрнауки России, ФМБА России, Минспорта России, Госдумы, образовательных учреждений, студенческих профсоюзов, общественных и религиозных организаций, а также органов госвласти, противодействующих экстремизму. Установлены функции и права совета, регламентирован порядок его работы [3].

Огромная работа по предотвращению национального, религиозного, политического экстремизма ведется в регионах нашей страны. Так, по поручению губернатора Ростовской области на Дону, в рамках государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» на 2014-2020 гг. реализуется подпрограмма «Профилактика экстремизма и терроризма в Ростовской области».

Ее основная цель - предупреждение террористических и экстремистских проявлений путем повышения уровня межведомственного взаимодействия по профилактике экстремизма и терроризма; привлечения граждан, негосударственных структур, в том числе СМИ и общественных объединений для обеспечения максимальной эффективности в профилактике экстремизма и терроризма; проведения воспитательной, пропагандистской работы с населением области, направленной на предупреждение террористической и экстремистской деятельности, повышение бдительности [2].

Таким образом, рассматривая борьбу с экстремизмом как приоритетную стратегическую задачу, международное сообщество расширяет сотрудничество по предупреждению и пресечению экстремистских акций, совершенствует механизм координации взаимодействия по укреплению международно-правовых основ их противодействию. В то же время, противодействие экстремизму - не только межгосударственная задача. Не меньше ответственности за формирование надлежащих общественных отношений, характеризующихся стабильностью и отсутствием ксенофобии, социальных и межнациональных конфликтов в условиях многонациональности народа РФ лежит на гражданском обществе, которое само должно мобилизовать свои ресурсы на противодействие экстремизму.

Особую актуальность приобретают мероприятия профилактики экстремистской деятельности в студенческой среде посредством формирования позитивного образа студента XXI века, актуализации в общественном сознании студенческой молодежи новой ценностной модели личности, основанной на духовно-нравственной культуре мира, эмпатии, толерантности, патриотизме, гражданской ответственности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма от 9 декабря 1994 года [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http:// www.docs.cntd.ru/.

2. Постановление Правительства Ростовской области от 25 сентября 2013 года № 600 Об утверждении государственной программы Ростовской области «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http:// www.docs.cntd.ru/.

3. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 26.10. 2012 № 446 «О Координационном совете по организации воспитательной работы в образовательных учреждениях, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http:// www.base.garant.ru/.

4. Резолюция ПАСЕ 1344 (2003)1 Об угрозе для демократии со стороны экстремистских партий и движений в Европе [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http:// www.online.zakon.kz/.

5. Терроризм и экстремизм: история и современность: доклад начальника отдела по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Андреева Юрия Николаевича на учебно-методических сборах со старостами студенческих групп I-V курсов от 25 ноября 2011 года [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http:// www.chuvsu.ru/.

6. Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http:// www.base.garant.ru/.

7. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114 - ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http:// www.base.garant.ru/.

8. Шанхайская конвенция от 15 июня 2001 года «О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http:// www.referent.ru/.

УДК 17; 15(075.8)

ББК 87.713.1; 87.717; 88.5я73

Ю.Ю. Щеткин

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В статье с позиции аксиологического подхода к проблеме духовности личности рассматривается система ценностей в качестве важнейшей характеристики уровня духовно-нравственного становления и развития личности. Вводится понятие критериальных ценностей как обуславливающих существование всех других ценностей.

Ключевые слова: система ценностей, критериальные ценности, христианские ценности, ценности социальной работы, духовный уровень развития личности.

Yu.Yu. Shetkine

THE SYSTEM OF VALUES AS THE MOST IMPORTANT CHARACTERISTIC OF A LEVEL OF SPIRITUAL AND MORAL FORMATION AND DEVELOPMENT OF PERSONALITY

Abstract. The article from the position of the axiological approach to the problem of person's spirituality is considered the system of values as the most important characteristics of the level of spiritual and moral formation and development of personality. The concept of criterion values as contributing to the existence of all other values.

Key words: system of values, criterial values, christian values, values of social work, the spiritual level of personality development.

Понятие «ценность» характеризуется определенной языковой многозначностью. С одной стороны, слово «ценность» является синонимом таких понятий как «смысл» и «значимость». С другой стороны, в западной философии существует утилитаристский подход к ценностям (Д. Дьюи и др.), в соответствии с которым ценности определяются реализацией потребностей и интересов. С третьей стороны, имеется противоположное философское направление, описывающее ценность как особую реальность, не имеющую отношения к изначально сформулированной потребности. Такое понимание ценностей позволяет их актуализировать с точки зрения эвристического потенциала этой проблемы [4, 16]. Человек постоянно совершает поступки, а значит, он обречён на нравственный выбор. Существование любого человека связано со стремлением к определенным целям. Оно осуществляется через акты выбора (волеизъявления) и имеет нравственное измерение. На каком основании человек делает свой выбор: выбирает одну цель и отвергает другую? Этот вопрос невозможно решить без системы ценностей [2, 124].

Сами по себе ценности по отношению к человеку объективны, они существуют, а не создаются сознанием, они признаются, а не сочиняются. Однако сама иерархия ценностей глубоко субъективна, поскольку ранги реальным вещам и явлениям присваивает человек, исходя из индивидуального восприятия, собственных знаний, мотиваций и потребностей. Ценности не отношения, они создают отношения, поскольку являются определителями жизненного выбора. Именно по принципу поклонения определенным ценностям, тому или иному идеалу жизни, прежде всего, группируются люди. Только необходимо учитывать, что эти нравственные образы - образцы жизни могут быть направлены как на объединение людей, так и на их разобщение [2, 130]. С.В. Капи-канов выделяет две антагонистические и несовместимые друг с другом группы ценностей: социально-конструктивные и социально-деструктивные. Стремление к первым ценностям объединяет людей, стремление ко вторым разобщает их и делает соперниками [2, 125]. Вполне соглашаясь с принципом такой классификации, мы заостряем внимание на некоторых существенных уточнени-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.