НАГОРНЫЙ Сергей Иванович ДОНЦОВ Вадим Владимирович, кандидат технических наук
ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ЗАЩИТЫ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ПРИ СОЗДАНИИ И ВЕДЕНИИ БАЗ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ
Вопрос: Разумно ли используются сегодня вычислительные машины?
Ответ. Норберта Винера: В 10% случаев — да.
Вопрос: Поразительно низкая цифра. Почему Вы. так говорите?
Ответ Норберта Винера: Потому что нужен разум, чтобы, знать, что дать машине. И во многих случаях машина используется в расчете на разум, которого-то и нет. Вычислительная машина ценна ровно настолько, насколько ценен использующий ее человек. Она может, позволить ему продвинуться дальше за то же самое время. Но он обязан иметь идеи [1].
В соответствии со ст. 71 Конституции вопросы организации федеральной государственной службы (ГС) находятся в ведении Российской Федерации. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской
Федерации» № 58-ФЗ от 27.05.2003 г., определяя правовые и организационные основы системы ГС РФ и систему ее управления, установил следующие виды государственной службы:
♦ государственная гражданская;
♦ военная;
♦ правоохранительная.
Система управления ГС создается на федеральном уровне в целях координации деятельности государственных органов при решении вопросов поступления на государственную службу, формирования кадрового резерва, прохождения и прекращения ГС, ведения Сводного реестра государственных служащих Российской Федерации, использования кадрового резерва для замещения должностей ГС, подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки государственных служащих,
а также в целях осуществления вневедомственного контроля за соблюдением в государственных органах федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации о государственной службе.
В целях решения вопросов прохождения и прекращения ГС в федеральном государственном органе ведутся, в том числе на электронных носителях, реестры государственных служащих, которые формируются на основе персональных данных государственных служащих. Сведения, внесенные в реестр федеральных государственных служащих в федеральном государственном органе в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, относятся к сведениям, составляющим государственную тайну
или к сведениям конфиденциального характера. Реестры федеральных государственных служащих в федеральных государственных органах составляют Реестр федеральных государственных служащих. Содержание и порядок ведения Реестра федеральных государственных служащих, а также перечень сведений, включаемых в Сводный реестр государственных служащих Российской Федерации, устанавливается Президентом РФ.
Таким образом, порядок ведения Реестра федеральных государственных служащих, а также перечень сведений, включаемых в Сводный реестр государственных служащих РФ, находящихся на государственной гражданской, военной и правоохранительной службе, должен быть установлен Президентом РФ.
Персональные данные государственных служащих, сведения об их профессиональной служебной деятельности и о стаже (о его общей продолжительности) государственной службы вносятся в личные дела и документы учета государственных служащих.
Форма и порядок ведения, учета и хранения указанных дел и документов, подтверждающих профессиональную служебную деятельность государственных служащих, устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Персональные данные, внесенные в личные дела и документы учета государственных служащих, являются персонифицированными и в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, относятся к сведениям, составляющим государственную тайну, или к сведениям конфиденциального характера. Рассмотрим в качестве примера подходы к реализации создания и ведения баз данных автоматизированной информационно-поисковой системы кадровых служб в системе ФСИН. Система ФСИН выбрана как наиболее открытая в Минюсте России и имеющая наибольшее количество документов, представленных в открытых правовых информационно-справочных системах «Гарант» и «Консультант Плюс».
Закон РФ от 21.07.1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы», закрепляя в гл. IV права и обязанности работников уголовно-исполнительной системы (УИС), указывает в ст. 24, что к ним относятся две категории лиц:
♦ лица, имеющие специальные звания сотрудников УИС;
♦ рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, предприятий учреждений, исполняющих наказания, федерального органа УИС и его территориальных органов, а также следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, проектных, лечебных, учебных и иных учреждений, входящих в УИС.
Правовое регулирование работы (службы) указанных выше категорий работников УИС осуществляется на основании различных нормативных правовых актов. Порядок и условия прохождения службы сотрудниками УИС регламентируются Законом об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы, и иными нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами Минюста России. В то же время организация деятельности рабочих и служащих регламентируются законодательством РФ о труде и правилами внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания.
30 мая 2005 г. Указом Президента РФ за № 609 было утверждено «Положение о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела». Этим положением определен порядок получения, обработки, хранения, передачи и любого другого использования персональных данных государственного гражданского служащего РФ, а также ведения его личного дела в соответствии со ст. 42 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Ст. 2 «Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела» установила что, под персональными данными гражданского служа-
щего понимаются сведения о фактах, событиях и обстоятельствах его жизни, позволяющие идентифицировать его личность и содержащиеся в его личном деле либо подлежащие включению в его личное дело. При получении, обработке, хранении и передаче персональных данных гражданского служащего кадровая служба государственного органа обязана соблюдать следующие требования:
♦ обработка персональных данных гражданского служащего осуществляется в целях обеспечения соблюдения Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, содействия гражданскому служащему в прохождении государственной гражданской службы РФ, в обучении и должностном росте, обеспечения личной безопасности гражданского служащего и членов его семьи, а также в целях обеспечения сохранности принадлежащего ему имущества и имущества государственного органа, учета результатов исполнения им должностных обязанностей;
♦ персональные данные следует получать лично у гражданского служащего. В случае возникновения необходимости получения его персональных данных у третьей стороны следует известить об этом гражданского служащего заранее, получить его письменное согласие и сообщить ему о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных;
♦ запрещается получать, обрабатывать и приобщать к личному делу гражданского служащего не установленные федеральными законами персональные данные о его политических, религиозных и иных убеждениях, частной жизни, членстве в общественных объединениях, в том числе в профессиональных союзах;
♦ при принятии решений, затрагивающих интересы гражданского служащего, запрещается основываться на персональных данных, полученных исключительно в результате их автоматизированной обработки или с использованием электронных носителей;
♦ защита персональных данных граж-
данского служащего от неправомерного их использования или утраты обеспечивается за счет средств государственного органа в порядке, установленном федеральными законами;
♦ передача персональных данных гражданского служащего третьей стороне не допускается без его письменного согласия, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
При этом в целях обеспечения защиты персональных данных, хранящихся в личных делах, гражданские служащие имеют право:
♦ получать полную информацию о своих персональных данных и обработке этих данных (в том числе автоматизированной);
♦ осуществлять свободный бесплатный доступ к своим персональным данным, включая право получать копии любой записи, содержащей персональные данные, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;
♦ требовать исключения или исправления неверных или неполных персональных данных, а также данных, обработанных с нарушением Федерального закона; гражданский служащий при отказе представителя нанимателя или уполномоченного им лица исключить или исправить его персональные данные имеет право заявить в письменной форме представителю нанимателя или уполномоченному им лицу о своем несогласии, обосновав его соответствующим образом; персональные данные оценочного характера гражданский служащий имеет право дополнить заявлением, выражающим его собственную точку зрения;
♦ требовать от представителя нанимателя или уполномоченного им лица уведомления всех лиц, которым ранее были сообщены неверные или неполные персональные данные, обо всех произведенных в них изменениях или исключениях из них;
♦ обжаловать в суде любые неправомерные действия или бездействие представителя нанимателя или уполномоченного им лица при обработке и защите персональных данных.
Кроме этого, Трудовой Кодекс РФ
вносит следующие дополнительные
требования:
♦ работники и их представители должны быть ознакомлены под подпись с документами работодателя, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области;
♦ работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его политических, религиозных, иных убеждениях и частной жизни. В случаях, непосредственно связанных с вопросами трудовых отношений, в соответствии со ст. 24 Конституции РФ, работодатель вправе получать и обрабатывать данные о частной жизни работника только с его письменного согласия;
♦ работники не должны отказываться от своих прав на сохранение и защиту тайны;
♦ работодатели, работники и их представители должны совместно вырабатывать меры защиты персональных данных;
♦ не сообщать персональные данные работника в коммерческих целях без его письменного согласия;
♦ предупредить лиц, получающих персональные данные работника, о том, что эти данные могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены, и требовать от этих лиц подтверждения того, что это правило соблюдено; лица, получающие персональные данные работника, обязаны соблюдать режим секретности (конфиденциальности);
♦ осуществлять передачу персональных данных работника в пределах одной организации в соответствии с локальным нормативным актом, с которым работник должен быть ознакомлен под подпись;
♦ разрешать доступ к персональным данным работников только специально уполномоченным лицам, при этом указанные лица должны иметь право получать только те персональные данные, которые необходимы для выполнения конкретных функций;
♦ не запрашивать информацию о состоянии здоровья работника, за ис-
ключением тех сведений, которые относятся к вопросу о возможности выполнения им трудовых обязанностей;
♦ передавать персональные данные работника представителям работников в порядке, установленном Трудовым Кодексом РФ и иными федеральными законами, и ограничивать эту информацию только теми персональными данными, которые необходимы для выполнения указанными представителями их функций.
В целях обеспечения защиты персональных данных, хранящихся у работодателя, работники имеют право на:
♦ полную информацию об их персональных данных и обработке этих данных;
♦ определение своих представителей для защиты своих персональных данных;
♦ доступ к относящимся к ним медицинским данным с помощью медицинского специалиста по их выбору;
♦ требование об исключении или исправлении неверных или неполных персональных данных, а также данных, обработанных с нарушением требований Трудового Кодекса РФ или иного федерального закона; при отказе работодателя исключить или исправить персональные данные работника он имеет право заявить в письменной форме работодателю о своем несогласии с соответствующим обоснованием такого несогласия; персональные данные оценочного характера работник имеет право дополнить заявлением, выражающим его собственную точку зрения.
Указ Президента РФ за № 609 от 30 мая 2005 г. «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела» обязал руководителей государственных органов обеспечить защиту персональных данных государственных гражданских служащих Российской Федерации, содержащихся в их личных делах, от неправомерного их использования или утраты за счет средств государственных органов в порядке, установленном федеральными законами.
В соответствии с п. 4 Указа Президента РФ от 8 октября 1997 г. № 1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» порядок и условия прохождения службы, а также организация деятельности лиц, имеющих специальные звания сотрудников УИС Минюста России регламентируются «Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации», утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста «Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации», Законом Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, а также иными соответствующими федеральными законами и правилами внутреннего распорядка учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. В связи с изменениями в законодательстве РФ Министерство юстиции Российской Федерации своим Приказом от 26.04.2002 г. № 117 утвердило «Инструкцию о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации». Но при этом необходимо учитывать, что нормы трудового законодательства РФ применяются к правоотношениям, возникающим при прохождении службы в органах УИС Минюста России в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами, или тогда, когда возникшие правоотношения не урегулированы специальными нормативными актами и требуется применение норм трудового законодательства по аналогии. Данное положение нашло свое подтверждение и в постановлении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 4 февраля 2000 г.
В соответствии с Указом Президента России от 13 октября 2004 г. № 1313 Министерство юстиции Российской
Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и имеет следующие полномочия:
♦ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента и Правительства РФ самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с законодательством осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства РФ;
♦ организует и осуществляет кадровое обеспечение центрального аппарата Минюста России и его территориальных органов, в том числе профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров; принимает участие в кадровом обеспечении подведомственных ему федеральных служб и федерального агентства;
♦ организует и осуществляет информационное и правовое обеспечение территориальных органов и федеральных государственных учреждений Минюста России;
♦ организует разработку и внедрение программно-технических средств и технологий сбора, обработки и анализа информации в соответствии с едиными требованиями (техническими регламентами, стандартами) и программами (планами) правовой информатизации территориальных органов и федеральных государственных учреждений Минюста России;
♦ организует, осуществляет и обеспечивает в соответствии с законодательством РФ защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.
В соответствии с Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» ФСИН России,
руководствуясь в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства РФ, международными договорами и актами Минюста осуществляет справочноинформационное обеспечение учреждений и органов УИС и ведение единого банка данных по вопросам, касающимся деятельности УИС, а также принимает участие в разработке и проведении юридической экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, касающихся деятельности УИС, по поручению Минюста России.
ФСИН не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента РФ. (п. 8 Указа Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний»).
Учитывая вышеизложенные требования и в целях совершенствования работы по учету кадров в УИС, приказом Минюста от 18.12.2006 г. № 369 утверждена Инструкция по учету кадров уголовно-исполнительной системы.
Инструкция по учету кадров УИС определяет:
♦ основные задачи и виды учета сотрудников уголовно-исполнительной системы отдельных категорий гражданского персонала федерального и территориальных органов УИС, образовательных, научно-исследовательских учреждений и подразделений, непосредственно подчиненных ФСИН России;
♦ организацию учета кадров;
♦ формы учетных документов;
♦ основные требования, предъявляемые к учету кадров.
При этом учет подразделяется на персональный и количественный (статистический).
Персональному учету подлежат сотрудники УИС. Персональный учет представляет собой совокупность биографических данных, сведений о прохождении службы, трудовой деятельности, деловых, профессиональных и личных качествах этих лиц, зафикси-
рованных в установленном порядке по определенной форме и упорядоченных по конкретному признаку (например, по личному номеру, занимаемой должности и т.п.). Разновидностями персонального учета являются алфавитный, пономерной и штатно-должностной учеты. Алфавитному и поно-мерному учету подлежат сотрудники, имеющие специальные звания среднего, старшего и высшего начальствующего состава. Учет ведется по фамилиям в алфавитном порядке и на основании личных номеров, присваиваемых в установленном порядке. Штатно-должностной учет ведется по всем должностям, предусмотренным штатами. Он содержит сведения о лицах, замещающих эти должности.
Количественный (статистический) учет содержит обобщенные цифровые данные, характеризующие укомплектованность территориальных органов УИС, текучесть и качественный состав кадров УИС.
Заполнение документов персонального учета производится аккуратно, перьевой или гелевой ручкой, ручкой-роллером (в том числе шариковой) черного, синего или фиолетового цвета или на пишущей машинке.
Сокращения допускаются в исключительных случаях, если они носят общепринятый характер и толкуются однозначно. Не допускается сокращение фамилий, имен, отчеств, названий регионов, населенных пунктов, улиц, учреждений и органов УИС.
Принимая во внимание требование приказа Минюста от 18.12.2006 г. № 369 и отсутствие нормативно-правового акта, регламентирующего порядок ведения реестра, сформированного на основе персональных данных государственных служащих, создание и ведение баз данных автоматизированной информационно-поисковой системы «Пономерной и алфавитный учет сотрудников уголовно-исполнительной системы» в части лиц, имеющих специальные звания сотрудников УИС, становится в настоящее время проблематичным.
В сложившейся ситуации есть два выхода.
Первый сформулировал Д. Медведев: «Россия, без преувеличения, это страна правового нигилизма. К сожалению (и я это вынужден конста-
тировать как человек, который давно занимается правом), таким уровнем пренебрежения к праву не может «похвастаться» ни одна другая европейская страна». Но при этом необходимо учитывать ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая гласит: «Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей».
Второй подход базируется на следующем высказывании Д. Медведева: «Если мы хотим стать цивилизованным государством, нам нужно, прежде всего, стать государством правовым». В этой части в соответствии с постановлением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 4 февраля 2000 г., действует принцип «когда возникшие правоотношения не урегулированы специальными нормативными актами», то возможно «применение норм трудового законодательства по аналогии». Учитывая, что «ФСИН России не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации», необходимо внести изменения в приказ Минюста от 18.12.2006 г. № 369 в части разрешения проведения обработки персональных данных с использованием автоматизированных систем.
Принимая во внимание, что «личное дело является секретным документом (документом, содержащим персональные данные) и состоит из пяти частей», необходимо конкретизировать, какой гриф конфиденциальности имеют следующие части.
«В первой части хранятся: послужной список, а также документы, подтверждающие (устанавливающие) стаж службы (выслугу лет) или ее отдельные периоды, справка-объектив-ка и т.п. (приложение В).
Во второй части - заявление о приеме на службу и заключение о приеме на службу в УИС, заполненный бланк контракта (подписанный сторонами), представление к присвоению специальных званий, наградные листы, аттестации, служебные характеристики и другие документы, связанные с прохождением службы.
В третьей части - заявление о рассмотрении документов в целях изучения возможности приема на службу в УИС, анкета, автобиография (написанная от руки или напечатанная на компьютере), а также иные документы, связанные с изучением кандидата на службу (кроме тех, которые хранятся в пятой части), заключение военноврачебной комиссии, психодиагностической экспертизы, обязательство о неразглашении сведений, составляющих государственную и служебную тайну, бланк с текстом присяги, подписанный сотрудником, копии актов гражданского состояния, документов об окончании образовательного учреждения и т.п.
В четвертой части - архивные материалы (устаревшие анкеты, автобиографии, материалы, связанные с прохождением службы, заключения по материалам служебных проверок, связанных с нарушением законности и служебной дисциплины, и т.п.). В случае если факты нарушения законности и служебной дисциплины не подтвердились, приобщать соответствующие заключения к материалам личного дела запрещается. Материалы служебных проверок в личном деле не хранятся.
В пятой части хранятся материалы проверки по оперативным учетам и месту жительства».
Материалы четвертой и пятой частей хранятся в отдельных папках и подобно справке-объективке вкладываются в личное дело». Данное мероприятие (определение степени секретности частей личного дела) необходимо провести для того, чтобы определить гриф конфиденциальности информации, обрабатываемой в автоматизированной системе.
В случае если информация, обрабатываемая в автоматизированной системе, будет содержать сведения, отнесенные к государственной тайне, возникнет проблема с разрешением
процедуры, заложенной в Трудовом
Кодексе, а именно следующих прав
работника:
♦ работодатели, работники и их представители должны совместно вырабатывать меры защиты персональных данных работников;
♦ работники и их представители должны быть ознакомлены под подпись с документами работодателя, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области;
♦ работники получают полную информацию о своих персональных данных и обработке этих данных (в том числе автоматизированной);
♦ работодатели обеспечивают работникам свободный бесплатный доступ к своим персональным данным, включая право получать копии любой записи, содержащей персональные данные гражданского служащего, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;
♦ работники требуют исключения или исправления неверных или неполных персональных данных, а также данных, обработанных с нарушением Федерального закона; работник при отказе представителя нанимателя или уполномоченного им лица исключить или исправить персональные данные гражданского служащего имеет право заявить в письменной форме представителю нанимателя или уполномоченному им лицу о своем несогласии, обосновав соответствующим образом такое несогласие; персональные данные оценочного характера гражданский работник имеет право дополнить заявлением, выражающим его собственную точку зрения;
♦ работник имеет право на определение своих представителей для защиты своих персональных данных;
♦ доступ к относящимся к ним медицинским данным с помощью медицинского специалиста по их выбору;
Кроме этого, предварительно при подготовке к обработке персональных данных в информационной системе должно быть обеспечено:
а) проведение мероприятий, направленных на предотвращение несанкционированного доступа к персональным данным и (или) передачи их лицам, не имеющим права доступа к такой информации;
б) своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к персональным данным;
в) недопущение воздействия на технические средства автоматизированной обработки персональных данных, в результате которого может быть нарушено их функционирование;
г) возможность незамедлительного восстановления персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним;
д) постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности персональных данных.
Общие мероприятия по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах в соответствии с Постановлением Правительства № 781 включают в себя:
е) определение угроз безопасности персональных данных при их обработке, формирование на их основе модели угроз;
ж) разработку на основе модели угроз системы защиты персональных данных, обеспечивающей нейтрализацию предполагаемых угроз с использованием методов и способов защиты персональных данных, предусмотренных для соответствующего класса информационных систем;
з) проверку готовности средств защиты информации к использованию с составлением заключений о возможности их эксплуатации;
и) установку и ввод в эксплуатацию средств защиты информации в со-
ответствии с эксплуатационной и технической документацией; к) обучение лиц, использующих средства защиты информации, правилам работы с ними; л) учет применяемых средств защиты информации, эксплуатационной и технической документации к ним, носителей персональных данных; м) учет лиц, допущенных к работе с персональными данными в информационной системе; н) контроль за соблюдением условий использования средств защиты информации, предусмотренных эксплуатационной и технической документацией; о) разбирательство и составление заключений по фактам несоблюдения условий хранения носителей персональных данных, использования средств защиты информации, которые могут привести к нарушению конфиденциальности персональных данных или другим нарушениям, приводящим к снижению уровня защищенности персональных данных, разработку и принятие мер по предотвращению возможных опасных последствий подобных нарушений;
п) описание системы защиты персональных данных.
Совмещение требований по защите информации автоматизированной системы, предъявляемых ФСТЭК России, с Трудовым Кодексом должно найти отражение в нормативном акте, утвержденном Минюстом.
Таким образом, решив все поставленные задачи, можно будет приступить к автоматизации обработки на СВТ персональных данных, но с учетом того, что «при принятии решений, затрагивающих интересы работника, работодатель не имеет права основываться на персональных данных работника, полученных исключительно в результате их автоматизированной обработки или электронного получения» (п. 6 ст. 86 Трудового Кодекса РФ).
Литература
1. Machines Smarter than Men? Interview with Dr. Norbert Wiener, Noted Scientist / U.S. News & World Report, 1964, Feb. 24, p. 84 - 86.