Научная статья на тему 'Правовой аспект воздушного терроризма в России'

Правовой аспект воздушного терроризма в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
286
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ворожейкин В.А., Фарафонтова Е.Л.

Одним из самых опасных видов терроризма является воздушный терроризм. Его опасность заключается в том, что закрытое пространство воздушного судна не позволяет проводить немедленные операции по освобождению заложников. Автором рассмотрено явление «терроризм», выявлены проблемы по борьбе с воздушным терроризмом, проанализированы законодательство иностранного государства в данной сфере правового регулирования, выдвинуты предложения по внесению поправок в законодательство РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовой аспект воздушного терроризма в России»

Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»

космическом пространстве и нормы, непосредственно характеризующие его правовой режим [2].

3. Соглашения о спасении космонавтов возвращении космонавтов и объектов, запущенных в космическое пространство (вступило в силу 3 декабря 1968 г.), заложив общие основы демилитаризации космического пространства, ООН перешла к решению других вопросов, связанных с работой людей в этой сфере. Генассамблея ООН единогласно приняла этот текст.

4. 20 августа 1971 г. в Вашингтоне были подписаны соглашения о создании международной организации спутниковой связи «ИНТЕЛСАТ» (вступило в силу 12 февраля 1973 г.).

5. 29 ноября 1971 г. ГА ООН приняла Конвенцию о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (вступила в силу 30 августа 1972 г.).

6. 12 июля 1972 г. вступило в силу Соглашение о создании международной системы и организации космической связи «Интерспутник».

7. В 1974 г. была завершена работа над Конвенцией о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство [4].

8. В 1975 г. была заключена Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, а в 1979 г. - Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах [6].

9. Соглашением о деятельности государств на Луне и других небесных телах от 18 декабря 1979 г. ус-

тановлены дополнительные ограничения военной деятельности государств.

10. Однако в 1990 году юристы России, США и ФРГ разработали проект Конвенции о пилотируемых космических полетах, в котором данное положение наполняется реальным юридическим содержанием [3].

11. В 1992 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве.

Таким образом, был заложен основной каркас международного космического права и его источников, в который, помимо упомянутых, вошли и другие международно-правовые документы.

Библиографические ссылки

1. Анцелевич Г. А., Высоцкий А. Ф. Современное международное публичное право. М. : Международные отношения. 2008. 436 с.

2. Колосов Ю. М., Жуков Г. П. Международное космическое право. М. : Междунар. отношения. 2009. 187 с.

3. Лукашук И. И. Международное право. Особенная часть. М., 2010. 398 с.

4. Жукова Г. П. Международное космическое право. М, 2009. 278 с.

5. Международное право : сб. лекций для вузов / под ред. Н. К. Стрельцова. М. : МГУПРАВ, 2007. 256 с.

6. Международное космическое право / под ред. А. С. Пирадова. М., 2007. 329 с.

© Владимирова А. О., 2013

УДК 34.069

В. А. Ворожейкин Научный руководитель - Е. Л. Фарафонтова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ВОЗДУШНОГО ТЕРРОРИЗМА В РОССИИ

Одним из самых опасных видов терроризма является воздушный терроризм. Его опасность заключается в том, что закрытое пространство воздушного судна не позволяет проводить немедленные операции по освобождению заложников. Автором рассмотрено явление «терроризм», выявлены проблемы по борьбе с воздушным терроризмом, проанализированы законодательство иностранного государства в данной сфере правового регулирования, выдвинуты предложения по внесению поправок в законодательство рФ.

Слово «террор» в переводе с латинского означает «ужас». Окончательно не установлены причины и условия, способствующие терроризму, без этого борьба с международным терроризмом не может быть эффективной [1; 2].

Терроризм - это акт или действие для оказания влияния на политический строй страны с тем, чтобы политические круги государства изменили свой подход к деятельности.

В праве России терроризм определяется как идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и/или иными формами про-

тивоправных насильственных действий (Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ, ст. 3) [4].

Терроризм XXI века крылат. Одним из его проявлений является совершение террористических актов с использованием самого эффективного средства передвижения - воздушного транспорта. Этому служат следующие предпосылки:

1) реальность захвата и угона ВС;

2) совершить акт террорист способен при минимальных силах и средствах;

3) реальная возможность использования ВС в качестве оружия уничтожения.

Существующие тенденции угрозы авиационной безопасности:

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

1) гражданская авиация может быть уязвима для нападения в любом месте и в любое время, если не принять соответствующие превентивные меры авиационной безопасности, потому что:

а) сам характер авиационной отрасли позволяет террористу осуществить акт не находясь в непосредственной близости от намеченного объекта;

б) действующие в настоящее время группы террористов хорошо организованы и располагают современными техническими средствами для нападения на воздушные суда;

2) угрозы в адрес гражданской авиации носят динамичный характер и требуют применения соответствующего набора превентивных мер.

3) слабая организация работ по обеспечению авиационной безопасности и недостаточная квалификация персонала служб авиационной безопасности.

4) увеличивается использование ухищренных способов проноса на борт оружия, боеприпасов, опасных предметов и взрывчатых веществ [3].

В связи с вышеприведённой проблемой, важнейшими шагами для безопасности воздушного пространства от терроризма являются: предотвращение доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома, осуществление охраны воздушных судов на стоянках; исключение возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ; проведение предполетного досмотра; реализация мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе мер, осуществляемых с участием правоохранительных органов [7].

Всё вышеперечисленное и так выполняется большей или меньшей мере во всех аэропортах мира, но новости о воздушных террористических актах продолжают время от времени появляться в заголовках газет и статей, что означает наличие у аэропортов слабого места. Этим слабым местом являются сами работники аэропорта(в частности службы безопасности), которые и «закрывают глаза» в нужный момент, что позволяет террористам беспрепятственно вершить противоправные действия. Большая часть воздушных террористических актов не могла бы быть реализована без помощи работников аэропортов. Это явление не должно оставаться без внимания при поиске причин успешного проведения очередного террористического акта. Обратим внимание, что в данном контек-

сте указанные лица играют роль соучастников преступления.

За организацию террористической деятельности предусматриваются следующие меры ответственности: планирование и подготовку террористической акции (от 10 до 15 лет лишения свободы), организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы (от 2 до 7 лет лишения свободы) [5]. Для сравнения, из Уголовного Кодекса Австралии: предоставление или получение подготовки, связанной с террористическими актами - 15-25 лет лишения свободы; наличие вещей/оборудования или сокрытие информации, связанных с террористическими акциями - 10-15 лет; сбор документов, способствующих содействию террористическим актам - от 10 до 15 лет [6].

Учитывая, что воздушный терроризм относится к числу самых опасных и труднопрогнозируемых явлений современности, считаем, что необходимо ужесточить наказание как для организаторов террористической организации, так и для их участников, а также подельников и спонсоров, что явится одной из мер для повышения эффективности и результативности борьбы с террористическими посягательствами.

Библиографические ссылки

1. Понятие терроризма : статья. URL: http:// slovari.yandex. ru/.

2. Понятие и сущность терроризма : статья. URL: http://lifeinschool.narod.ru/.

3. Воздушный терроризм : статья. URL: http://survincity.ru/.

4. О противодействии терроризму : федер. закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3, ст. 2, ст. 3 (с изм. от 8 ноября 2011 г. № 309-Ф3). URL: http://base.garant.ru/.

5. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3, ст. 205, ст. 206, ст. 211 (с изм. от 1 марта 2012 г. № 18-ФЗ) // http://base.consultant.ru/.

6. Criminal Code Amendment (Terrorism) Act 2003, part 5.3, Division 101 - Terrorism. URL: http://www.comlaw.gov.au/Details/C2004A 01125.

7. КоАП РФ, гл. 11 Административные правонарушения на транспорте, ст. 11.3. // http://www.pravo. vuzlib.org/book_z1711_page_16.html.

© Ворожейкин В. А., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.