Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С УЧАСТИЕМ В РЕЛИГИОЗНЫХ СЕКТАХ'

ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С УЧАСТИЕМ В РЕЛИГИОЗНЫХ СЕКТАХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
287
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ПОСТУЛАТЫ / ТОТАЛИТАРНАЯ СЕКТА / РИТУАЛЬНЫЕ УБИЙСТВА / ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Подлеснова Т.М.

В данной статье исследуется влияние религиозного фактора на криминологические аспекты состояния и структуры преступности. Опорной точкой изучения являются выводы ряда исследователей, состоящие в том, что она - религия как феномен культуры, как форма общественного сознания ныне может обладать как антикриминогенным, так и криминогенным потенциалом. Актуальность темы исследования определяется насущной потребностью в развернутом анализе комплекса вопросов, связанных непосредственно с установлением и реализацией уголовной ответственности за деяния, сопряженные с религией. В связи с этим цель работы - выявление современных «обличий» негативных религиозных явлений и их последующее подробное освещение. Констатируется взаимосвязь религии с определенным рядом общественно опасных деяний, что обуславливает необходимость включения религиозных факторов в детерминационный комплекс преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Подлеснова Т.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL ANALYSIS OF CRIMES RELATED TO PARTICIPATION IN RELIGIOUS SECTS

This article examines the influence of the religious factor on the criminological aspects of the state and structure of crime. The reference point of the study is the conclusions of a number of researchers, consisting in the fact that it is religion as a cultural phenomenon, as a form of public consciousness, can now have both anti-criminogenic and criminogenic potential. The relevance of the research topic is determined by the urgent need for a detailed analysis of the complex of issues directly related to the establishment and implementation of criminal liability for acts involving religion. In this regard, the purpose of the work is to identify modern "guises" of negative religious phenomena and their subsequent detailed coverage. The interrelation of religion with a certain number of socially dangerous acts is stated, which necessitates the inclusion of religious factors in the determinative complex of crime

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С УЧАСТИЕМ В РЕЛИГИОЗНЫХ СЕКТАХ»

УДК 343

Подлеснова Т.М.

студент 2 курса, магистратура, напр. «Юриспруденция» Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина

(г. Москва, Россия)

Научный руководитель: Насонов С.А.

д.ю.н., доцент,

Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина

(г. Москва, Россия)

ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С УЧАСТИЕМ В РЕЛИГИОЗНЫХ СЕКТАХ

Аннотация: в данной статье исследуется влияние религиозного фактора на криминологические аспекты состояния и структуры преступности. Опорной точкой изучения являются выводы ряда исследователей, состоящие в том, что она - религия как феномен культуры, как форма общественного сознания ныне может обладать как антикриминогенным, так и криминогенным потенциалом. Актуальность темы исследования определяется насущной потребностью в развернутом анализе комплекса вопросов, связанных непосредственно с установлением и реализацией уголовной ответственности за деяния, сопряженные с религией. В связи с этим цель работы - выявление современных «обличий» негативных религиозных явлений и их последующее подробное освещение. Констатируется взаимосвязь религии с определенным рядом общественно опасных деяний, что обуславливает необходимость включения религиозных факторов в детерминационный комплекс преступности.

Ключевые слова:религия, религиозные постулаты, тоталитарная секта, ритуальные убийства, жертвоприношения.

Религия, являясь одной из основ духовной жизни людей, а также формой общественного сознания, характерна каждому этапу развития человеческой цивилизации. Преследуя главным образом воспитательную и регулятивную цели, религия побуждает человека к усвоению нравственных ценностей и достойному поведению через установление определенных рамок свободы, в частности. Как полагают священнослужители, религиозные правила оказывают существенное позитивное влияние на человеческое сознание и поведение посредством закрепления в священных писаниях нравственно-дисциплинарных постановлений: Заповеди Божьи (христианство), Пять столпов (ислам), Панча Шила (буддизм) и т.д. Универсальными максимами каждого из вероучений являются заветы: «не убий и не побуждай другого к убийству, не кради, не совершай насилие, не оскорбляй, не мсти, не угрожай и не причиняй боль и страдание, не вреди ни человеку, ни животному...». Несомненно, именно приверженность и соблюдение данных религиозных постулатов ограничивает и (или) останавливает человека верующего от совершения деяний, последствием которых может быть, в том числе уголовная ответственность.

Благотворное влияние религии также наблюдается на уровне преступной деятельности лиц, ранее совершивших преступления. Так, значительное религиозное воздействие находит свое отражение в исправлении осужденных, отбывающих (отбывавших) наказание в местах лишения свободы.

В нынешнее время правовой базой для религиозной жизни осужденных к лишению свободы выступает ст. 14 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Полагаю, данный шаг законодателя в части регулирования отбывания наказания способствует ресоциализации осужденного. Происходит это путем формирования иных, положительных мировоззренческих установок благодаря духовно-нравственному просвещению, религиозному образованию. Так, в большинстве случаев осужденные всё же проходят путь переосмысления своих поступков, что происходит через призму возрастания уровня правосознания, раскаяния за совершенное преступление, восприятия наказания как заслуженной

кары, а не как несправедливого возмездия, а это, в свою очередь, отражается на показателях девиантного поведения и преступности (в особенности рецидивной) в сторону улучшения [1, с. 112-115].

Однако вывод исследователей, состоящий в том, что религия ныне может обладать как антикриминогенным, так и криминогенным потенциалом, актуализировал для меня ее изучение в плане воздействия на состояние и структуру преступности в Российской Федерации. В связи с этим целью моей работы является выявление отдельных факторов преступности сквозь призму религии и изучение индивидуальных, внутренних и внешних признаков и условий религиозного преступного поведения.

Изучение связи религии с преступностью позволило мне выявить основные современные «обличия» негативных религиозных явлений, которые сводятся к следующим формам: незаконная деятельность нетрадиционных для российского общества религиозных объединений деструктивной направленности; ритуальные убийства и жертвоприношения; религиозный экстремизм.

Сперва считаю необходимым рассмотреть вопрос, относящийся к деятельности деструктивных религиозных организаций/объединений (тоталитарных сект), которые, по мнению ученых, представляют не только юридическую, но и социально-культурологическую проблему [2].

На мой взгляд, наиболее полная характеристика тоталитарной секты сформулирована в научной работе кандидата философских наук - Сыроваткина А.Н. В качестве тоталитарных сект он определил социально-институциональные новообразования современной религии, деятельность которых содержит элементы психического и (или) физического насилия, действующие в оппозиции к традиционной религиозности и в разной степени разрушительно по отношению к естественному, гармоничному состоянию личности, а также к созидательным общественным традициям и нормам, сложившимся в социальных структурах, культуре и т.п. [3, с. 23].

Правовой основой привлечения к уголовной ответственности лидеров подобных антирелигиозных групп служит ст. 239 УК РФ «Создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан».

Изучение обвинительных приговоров позволило мне сформулировать признаки тоталитарных сект, которые могут быть классифицированы на две группы: фактические и юридические (уголовно-правовые).

К фактическим признакам я отнесла:

1). Наличие культа личности духовного лидера («гуру», «учитель»);

2). Абсолютный контроль лидера над всеми сферами жизни адептов;

3). Полное и безусловное подчинение лидеру секты, выполнение всех его поручений и указаний и посвящения себя служению последнему;

4). Строгая иерархичность, выраженная в том, что во главе объединения находится лидер, являющийся единственным руководителем, якобы наделенным «божественными знанием и силой». На нижестоящей ступени находятся участники религиозного объединения (секты), наделенные руководителем правом проводить занятия, семинары и осуществлять действия по вовлечению неопределенного круга лиц в секту. В конце иерархической системы находятся непосредственно адепты, выполняющие поручения наставника и участвующие в религиозных обрядах;

5). Наличие единой финансовой и материальной базы секты, состоящей в концентрации у руководителя объединения денежных средств, полученных от проведения занятий и семинаров, продажи литературы и предметов религиозного культа.

Выявление юридических (уголовно-правовых) признаков основано на общей характеристике рассматриваемой статьи (ст. 239 УК РФ) в совокупности с приговорами, вынесенными в отношении лидеров сект.

1) Тоталитарной секте свойственны черты организованной группы (преступной организации). Этому свидетельствуют:

• Сплоченность и устойчивость, характеризующиеся в относительно длительном существовании религиозного объединения, в стабильности наличия одного руководителя, а также в тесном взаимодействии участников религиозного объединения друг с другом согласно ролям и функциям, распределенным лидером;

• Организованность его участников, выраженная:

- в наличии единого руководства со стороны наставника, в единой территории и сфере преступной деятельности, в четком распределении ролей и функций каждого его участника;

- в четкой и отлаженной системе применения в отношении лиц, вовлекаемых в секту, психологического/физического насилия.

2) В связи с тем, что объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 239 УК РФ (относительно религиозного объединения), выражается альтернативно: в действиях, направленных на создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью и (или) действиях, состоящих в руководстве таким объединением, важно отметить, что деятельность осужденных по этой статье охватывалась одновременно созданием и руководством религиозным объединением.

3) Применение насилия. Исходя из информации, указанной в приговорах, следует, что к адептам применялось как физическое, так и психическое насилие. Физическое насилие выражалось в истязаниях, нанесении побоев, телесных повреждений, причинении физической боли. Примером является дело №311/2014 г. в отношении лидера секты «Ашрам Шамбалы» Константина Руднева: «На основании его идеологии члены объединения применяли насилие друг к другу, выражавшееся в избиениях и истязаниях. Руднев К.Д., используя методы психического воздействия (под предлогом отправления обряда), добился контроля над действиями и волеизъявлением лиц женского пола, вовлеченных в религиозное объединение «Ашрам Шамбалы», с целью дальнейшего вступления

с ними в половые отношения», за что впоследствии был признан судом виновным в преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 239 УК РФ, ч. 1 ст. 131 УК РФ, ч. 1 ст. 132 УК РФ [6].

Аналогично дело в отношении Александра Куренкова: «Лидером применялось в отношении членов секты физическое насилие в качестве наказания с применением плети, сексуальное насилие для «передачи божественной энергии», в том числе к 14-летней дочери одной из участниц, также состоявшей в религиозном объединении (признан виновным по ч. 1 ст. 239 УК РФ, п. «б» ч. 4 ст. 132 УК РФ) [7].

Результатом деятельности секты под руководством Фарфазовой Д.Х. явились психические расстройства личности и причинение тяжкого вреда здоровью одному из адептов (признана виновной по ч. 1 ст. 239 УК РФ, ч. 1 ст. 111 УК РФ) [8].

Секта Губайдуллиной Г.Ф., в отношении которой в 2016 году был вынесен обвинительный приговор по ч. 1 ст. 239 УК РФ, ч. 1 ст. 118 УК РФ, ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 159 УК РФ. Из приговора: «...действия виновной повлияли на психическое состояние ряда потерпевших, причинили тяжкий вред их здоровью, оказав на них деструктивное влияние, вызвав формирование на фоне выявленных акцентуированных личностных черт психические расстройства в виде развития личности по типу зависимой личности...» [9].

Формы психического насилия - угрозы, запугивания, гипноз, различные психотехники и методики внушения. Пример: Секта «Бога Кузи» (Попова А.Ю.), угрожавшего убийством, причинением тяжкого вреда здоровью своим последователям (угрозы избиением плетью, ремнем) за непослушание, отказ в прохождении обряда и т.д. [10].

Вышеперечисленное позволяет охарактеризовать тоталитарную секту как псевдорелигиозную организацию, для которой свойственны авторитарные способы управления, под воздействием которых в ряде случаев совершаются

посягательства на личность (причинение вреда физическому и (или) психическому здоровью граждан).

Еще одной формой негативного религиозного явления являются ритуальные убийства и жертвоприношения. Их можно определить в качестве одних из форм религиозного культа, преследующих цель исполнения определенного религиозного ритуала (для установления или укрепления связи личности или общины с богами или другими сверхъестественными существами) путём лишения жертвы жизни [11, с. 280].

Проведение жертвоприношений и ритуальных убийств на почве религии как в тоталитарных сектах, так и вне их весьма опасная форма религиозного явления, характеризующаяся, как правило, особой жестокостью, множественностью убийств/самоубийств (наиболее известные в этом отношении секты: «Семья Мэнсона», «Орден Храма Солнца», «Адвентисты седьмого дня» и т.д.).

На основании вышеизложенного, я пришла к выводу о том, что религия как феномен культуры, как форма общественного сознания, в действительности, обладает двумя противоречивыми потенциалами - позитивным (антикриминогенным) и негативным (криминогенным). Первый, по моему мнению, связан с регулятивным религиозным предназначением, который направлен на поведенческое упорядочение жизни человека.

Основа же негативной стороны - ошибочность в понимании того или иного вероучения, приводящая к неправильной трактовке его идеологии. Из этого вытекает также наличие элемента фанатизма, то есть поведения, когда человек во имя своих мировоззренческих убеждений приносит вред себе или другим людям (посредством проведения жертвоприношений, сатанинских обрядов, ритуальных убийств).

Таким образом, считая современный этап развития человеческой цивилизации временем религиозного возрождения [12], я осознала вызванную необходимость включения религиозных факторов в детерминационный

комплекс преступности. Ведь их пристальное анализирование в ряде случаев способно предотвратить последующее проявление того или иного негативного религиозного явления, способного повлечь вред отдельной личности, обществу и государству в целом, даже будучи, не преследуя этой цели.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Колесникова Н.Е. Социально-психологические характеристики верующих и неверующих граждан, отбывающих наказание (на примере христианского вероисповедания) // Журнал - Уголовное судопроизводство: проблемы теории и практики, 2018. с. 112-115.

2. Lifton R.J. Thought Reform and the Psychology of Tota Nsm. P.5.

3. Сыроваткин А. Н. Деструктивное влияние нетрадиционных религиозных движений на духовную безопасность современного российского общества : автореферат дис. кандидата философских наук: 09.00.11 / Сыроваткин Александр Николаевич; [Место защиты: Сев.-Кавказ. федер. ун-т]. — Пятигорск, 2013. — 23 с.

4. Судебный Департамент при Верховном Суде Российской Федерации: http: //www.cdep .ru/

5. Судебные и нормативные акты РФ (СудАкт): https://sudact.ru/

6. Судебные и нормативные акты РФ (СудАкт), Решение № 3-11/2014 3-11/2014~М-16/2014 М-16/2014 от 11 апреля 2014 г. по делу № 3-11/2014: https://sudact.ru/ (дата обращения: 25.11.2019 г.)

7. Прокуратура Красноармейского района Краснодарского края: http://prokuratura-krasnodar.ru/prokuratura-krasnoarmeyskogo-rayona (дата обращения: 11.11.2019 г.)

8. Интернет-ресурс: Судебные и нормативные акты РФ (СудАкт), Приговор № 1-83/2018 от 8 июня 2018 г. по делу № 1-83/2018: https://sudact.ru/ (дата обращения: 25.11.2019 г.)

9. Интернет-ресурс: Судебные и нормативные акты РФ (СудАкт), Приговор № 1-156/2016 от 7 октября 2016 г. по делу № 1-156/2016: https://sudact.ru/ (дата обращения: 25.11.2019 г.)

10. Официальный сайт Главного Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Москве: https://moscow.sledcom.ru/ (дата обращения: 01.12.2019 г.)

11. Кассирер Эрнст. Философия символических форм. Том 2. Мифологическое мышление. М.; СПб.: Университетская книга, 2001. 280 с. -(Книга света).

12. Статья, опубликованная в 2019 г. в газете - НЕЗАВИСИМАЯ. Автор -Фаустова М. URL: http: //www.ng.ru/authors/126448/

Podlesnova T.M.

2nd year student, Master's degree, e.g. "Jurisprudence" Moscow State Law University named after O.E. Kutafin (Moscow, Russia)

Scientific advisor: Nasonov S.A.

Doctor of Law, Associate Professor, Kutafin Moscow State Law University (Moscow, Russia)

LEGAL ANALYSIS OF CRIMES RELATED TO PARTICIPATION IN RELIGIOUS SECTS

Abstract: this article examines the influence of the religious factor on the criminological aspects of the state and structure of crime. The reference point of the study is the conclusions of a number of researchers, consisting in the fact that it is religion as a cultural phenomenon, as a form of public consciousness, can now have both anti-criminogenic and criminogenic potential. The relevance of the research topic is determined by the urgent needfor a detailed analysis of the complex of issues directly related to the establishment and implementation of criminal liability for acts involving religion. In this regard, the purpose of the work is to identify modern "guises" of negative religious phenomena and their subsequent detailed coverage. The interrelation of religion with a certain number of socially dangerous acts is stated, which necessitates the inclusion of religious factors in the determinative complex of crime.

Keywords: religion, religious postulates, totalitarian sect, ritual murders, sacrifices.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.