ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПРАВОВОВОЙ СТАТУС КАПИТАНА СУДНА Ткачук Р.В.1, Попов С.В.2 Email: [email protected]
'Ткачук Регина Вячеславовна — студент, факультет подготовки специалистов для судебной системы;
2Попов Сергей Викторович - заслуженный юрист Автономной Республики Крым, профессор, доктор юридических наук, доцент, кафедра гражданского права, Крымский филиал
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российский государственный университет правосудия, г. Симферополь
Аннотация: эффективность трудового законодательства напрямую зависит от эффективности правового регулирования статуса работника. Капитан, будучи одновременно членом экипажа судна, наделен особым правовым статусом, так как выступает субъектом многих специальных правоотношений. Многообразие и сложность проблем, которые приходится постоянно решать капитану судна в процессе осуществления мореплавания, наличие у капитана целого ряда чрезвычайных прав и обязанностей, предоставленных ему как на основе международных и национальных актов, так и в силу специфики мореплавания, а также невозможность нормативно урегулировать поведение капитана при внезапно возникающих чрезвычайных ситуациях, требующих принятия немедленных решений и действий со стороны капитана, обуславливают необходимость исследования правового статуса капитана судна и обеспечения надлежащего правового регулирования. Ключевые слова: капитан судна; правовой статус; труд моряков; морское право.
THE LEGAL STATUS OF THE CAPTAIN OF THE SHIP Tkachyk R.V.1, Popov S.V.2
'Tkachyk ReginaVyacheslavovna - Student, FACULTY OF TRAINING OF SPECIALISTS FOR THE JUDICIAL SYSTEM;
2Popov Sergey Viktorovich - Honoredlawyer of the Autonomous Republic of Crimea, Professor, Doctor of Law, Associate Professor, DEPARTMENT OF CIVIL LAW, CRIMEAN BRANCH
FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION RUSSIAN STATE UNIVERSITY OF JUSTICE, SIMFEROPOL
Abstract: the effectiveness of labor legislation depends on the effectiveness of legal regulation of the status of the employee. The captain, being at the same time a member of the crew of the vessel, is endowed with a special legal status, as the subject of many special legal relations. The variety and complexity of the problems that have to constantly solve the captain of the ship in the process of navigation, the presence of the captain of a number of emergency rights and obligations granted to him both on the basis of international and national acts, and due to the specifics of navigation, as well as the inability to regulate the behavior of the captain in case of sudden emergencies requiring immediate decisions and actions on the part of the captain, determine the need to study the legal status of the ship's captain and ensure proper legal regulation. Keywords: ship captain; legal status; seafarers ' work; Maritime law.
УДК 347.168
Капитан судна наделяется значительными правами по отношению ко всем лицам, находящимся на судне, независимо от того, являются ли они членами экипажа. Распоряжения капитана судна в пределах предоставленных ему полномочий подлежат бесспорному исполнению.
В случае невыполнения любым лицом, находящимся на судне, законных распоряжений капитана судна, капитан может принять в отношении этого лица соответствующих мер (имеет
право налагать на лиц экипажа судна дисциплинарные взыскания и, в случае необходимости, отстранять от исполнения служебных обязанностей любое лицо судового экипажа в порядке, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации).
Кроме того, применение к членам экипажа судна мер поощрения в виде объявления благодарности в приказе, награждение денежными премиями, отличиями и т. п. также относится к компетенции капитана [1]. Если в странах Запада обеспечение комфортной психологической обстановки для работников на производстве является предметом правовой регламентации и обязанностью работодателя, то в Российской Федерации в трудовых отношениях членов экипажа морского судна — это одна из объективно обусловленных обязанностей капитана судна [2, с. 17].
Полномочия капитана по управлению судном распространяются и на сферу трудовых правоотношений с членами экипажей. Судно не является юридическим лицом, однако у капитана судна есть целый ряд полномочий по организации труда и отдыха членов экипажа, есть право назначения авральных и аварийных работ. При этом капитан руководствуется нормами Трудового Кодекса, правилами охраны труда на судах морского и речного флота.
Назначение членов экипажа судна осуществляется судовладельцем только с согласия капитана судна (ст. 28 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации). Уникальность ситуации заключается в том, что трудовые правоотношения между судовладельцем-работодателем (в том числе работодателем капитана, которому последний подотчетен) и конкретным работником — членом экипажа возникают на основании двух юридических фактов:
1) заключение трудового договора, оформляемого приказом судовладельца о назначении лица на судно;
2) предоставление капитаном своего согласия на принятие этого работника на судно.
Иначе говоря, у капитана есть своеобразное право вето относительно назначение на судно
конкретных лиц. Капитан судна с точки зрения трудового права находится как бы посредине трудовых правоотношений, возникающих между судовладельцем-работодателем и моряком-работником. На него распространяется действие всех общих конвенционных требований и дополнительно — нормы специальных конвенций, принятых для регулирования труда капитана как «доверенного лица», то есть лица, наделенного важными публично-правовыми функциями.
В целом права и обязанности капитана судна можно разделить на несколько групп:
1) связанные с управлением судна и обеспечением безопасного плавания;
2) связанные с коммерческой эксплуатацией судна;
3) связанные с представительством судовладельца и грузовладельца;
4) связанные с выполнением некоторых функций, которые присущи органам государства;
5) связанные с руководством экипажа и осуществлением административных полномочий [3, с.5].
Совокупность этих прав и обязанностей определяется действующим законодательством
Российской Федерации, международными договорами, а также принятыми на их выполнение инструкциями и положениями судовладельца. Специального системного нормативно-правового акта, который бы регулировал трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения работников в области водного транспорта, не принято.
Трудовая функция члена экипажа судна является сложной и включает в себя, кроме обязанностей в соответствии с профессией, специальностью, квалификацией, еще и обязанности по поддержанию жизнеобеспечения (живучести) судна. В связи с тем, что капитан судна наделен особым комплексом прав и обязанностей, связанных с руководством экипажа и осуществлением административных полномочий, для него, как работника, четкое определение должности, профессии, специальности имеет особый смысл. Правовой статус капитана оговаривается соотношением трудового права и других отраслей права (уголовно-процессуальным правом, гражданским правом, международным правом), с помощью которых регулируется трудовая функция и полномочия капитана. В связи с этим необходимо письменно закрепить как обязательные условия трудового договора с капитаном судна, кроме трудовой функции, административные, командные и хозяйственные обязанности, им выполняемые.
Никакая другая профессия не нуждается в наличии такой совокупности профессиональных качеств, как у капитанов, от которых, кроме высокоорганизованных профессиональных умений и навыков, требуется смелость, хладнокровие, выдержка, мудрость, дисциплинированность, требовательность к себе и другим. Все это делает исключительной роль капитана на судне независимо от научно -технического прогресса в судоходстве, судостроении или коммерческой практике.
Капитан находится в формальных взаимоотношениях с рядовым и командным составом судна; представителями фрахтовальщика, грузо - и судовладельцев; национально-государственными органами за рубежом; агентирующими фирмами, различными компаниями и тому подобное.
Независимо от личных, деловых качеств, статус капитана отличает его от других специалистов и обуславливает определенное отношение к нему со стороны подчиненных, сослуживцев, государственных портовых служащих.
Капитан несет ответственность согласно национальному и международному морскому законодательству. Существует целый ряд международных кодексов, Международные правила предупреждения столкновения судов в море 1972 года, Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года, международные правила перевозки разнообразных грузов, резолюции Международной морской организации и т. п., невыполнение которых неизбежно ведет к применению правовых и профессиональных санкций к судоводителям — капитанам.
Несмотря на то, что в большинстве стран отдают должное уникальному положению капитана, признают его роль в обществе, считаются с его мнением, полностью поддерживают и коллегиально отстаивают его интересы, на берегу капитану приходится защищать в индивидуальном порядке свое имя и достоинство перед судовладельцем или перед судом, ведь все морские инциденты — от столкновения судов до спорных вопросов по коммерческой практике - могут закончиться арестом капитана. Законодатель (или судовладелец) постоянно расширяет диапазон и перечень служебно-социальных обязанностей и полномочий капитанов в сфере торгового судоходства и обеспечение его безопасности. В то же время открытый (бланкетный) характер диспозиции статей уголовного кодекса Российской Федерации за нарушение правил безопасности на морском транспорте позволяет вводить новые основания для привлечения к уголовной ответственности старшего командного состава флота [4].
Капитан выступает высокооплачиваемым наемным менеджером с максимальной ответственностью, зафиксированной в международных документах, но при этом зависим от судовладельца, и обязан действовать согласно значительному количеству инструкций, конвенций, кодексов, резолюций, разработанных на самом высоком уровне, а также инструкциями судовладельца.
Одной из наиболее важных задач реформирования трудового законодательства является сбалансирование прав и интересов работников и работодателей [5, с. 121]. В этом аспекте интересно правовое положение капитана судна, который, будучи членом экипажа, одновременно решает коммерческие и финансовые проблемы: в интересах фрахтователя и/или грузовладельца он отвечает за правильность заполнения и соблюдение условий коносаментов, рейсовых или тайм-чартеров, хранение груза, выдвижение или отклонение претензий, а также за правовые последствия указанных сделок и/или исков; кроме того, как отмечалось выше, капитан дает согласие на прием на работу работника в качестве члена экипажа судна. Несмотря на наличие проблемы незащищенности данной категории работников возникает кардинально противоположная проблема возможного злоупотребления правом со стороны капитанов в связи с широким кругом полномочий, которыми они наделены.
Случаи злоупотребления правом сложнее распознать, чем случаи противоправных действий [6, с. 118], но в рамках данного исследования под злоупотреблением правом следует понимать использование работником водного транспорта - капитаном судна неположенных конкретных форм поведения в рамках дозволенного ему законом общего типа поведения. Объектом злоупотребления правом могут быть имущественные и личные неимущественные права и интересы, например, судовладельца, юридических лиц и публично-правовых образований; ими могут выступать социальные ценности, общественные отношения и интересы.
Учитывая, что предусмотреть все возможности злоупотреблений правами объективно невозможно из-за многообразия жизненных ситуаций и изобретательности лиц, которые хотят обойти закон, целесообразно закрепить в трудовом законодательстве принцип недопустимости злоупотребления правом субъектами трудовых правоотношений и определить правовые последствия этого деяния. Кроме того, уместно определить в трудовом договоре или в законодательстве допустимые пределы реализации отдельных полномочий, предоставленных капитану судна, в целях предотвращения случаев злоупотребления правом на водном транспорте.
Таким образом, особенностями правового статуса капитана судна являются: обусловленность правового статуса соотношением трудового права и других отраслей права (уголовно-процессуального права, гражданского права, международного права), с помощью которых регулируется трудовая функция и полномочия капитана; капитан зависим от
судовладельца, и обязан действовать согласно значительному количеству инструкций, конвенций, кодексов, резолюций, разработанных на самом высоком уровне; в связи с достаточно большим объемом субъективных прав, у капитана появляется все больше возможностей для использования своего права исключительно с выгодой для себя, что может привести к злоупотреблению правом.
С целью совершенствования правового регулирования следует закрепить как обязательные условия трудового договора с капитаном судна, кроме трудовой функции, административные, командные и хозяйственные обязанности, что им выполняются; нормативно закрепить правовое положение (правовой статус) капитана судна в едином акте законодательства Российской Федерации с целью устранения существующих пробелов по этому вопросу; закрепить в трудовом законодательстве принцип недопустимости злоупотребления правом субъектами трудовых правоотношений и определить правовые последствия этого деяния, а также определить в трудовом договоре или в законодательстве допустимые границы реализации отдельных властных полномочий, предоставленных капитану судна, с целью предотвращения случаев злоупотребление правом на водном транспорте.
Список литературы / References
1. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ (ред. от 29.12.2017). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_30650/ (дата обращения: 07.06.2019).
2. ШвыдюкА.Н. Морская психология — взгляд изнутри // Морской флот, 1993. № 7-8. С. 17-20.
3. Современное морское право и практика его применения / И.И. Баринова, Б.С. Хейфец, М.А. Гицу и др. М.: Транспорт, 1985. 264 с.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-Ф3 (ред. от 03.10.2018). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 07.06.2019).
5. Лившиц Р.З. Субъекты трудового права // Трудовое право России: Учебник для вузов. М., 1998.
6. Бара М.И. О ст. 1 Гражданского кодекса // Советское государство и право, 1958. № 12. С. 117-120.
ПРЕДМЕТ КОММЕРЧЕСКОГО ПОДКУПА Жапов Д.Г. Email: [email protected]
Жапов Даши Гончикович - магистрант, кафедра уголовного права, юридический факультет, Московский государственный областной университет, г. Мытищи
Аннотация: рассмотрена специфика и общественная опасность коммерческого подкупа. Отмечено, что предметом коммерческого подкупа выступают, во-первых, денежные средства, ценные бумаги и прочее имущество, во-вторых, незаконное оказание услуг, носящих имущественный характер. Рассмотрена социально-правовая природа коммерческого подкупа, которая позволяет раскрыть основные аспекты, определяющие предмет и общественную опасность коммерческого подкупа, проведен правовой анализ элементов предмета коммерческого подкупа. Приведена характеристика элементов коммерческого подкупа. Также в статье проводится анализ влияния характеристик предмета коммерческого подкупа на квалификацию коммерческого подкупа.
Ключевые слова: коммерческий подкуп, коррупция, нарушение, общественная опасность.
SUBJECT OF COMMERCIAL BODY Zhapov D.G.
Zhapov Dashi Gonchikovich - Undergraduate, DEPARTMENT OF CRIMINAL LAW, LAWFACULTY, MOSCOW REGIONAL STATE UNIVERSITY, MYTISHCHI