Научная статья на тему 'Правовое взаимодействие России и системы ООН в сфере международного туризма'

Правовое взаимодействие России и системы ООН в сфере международного туризма Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
275
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое взаимодействие России и системы ООН в сфере международного туризма»

Illl

УДК 341

А.В. Стригулина - ассистент кафедры производственной безопасности и права Казанский государственный архитектурно-строительный университет

ПРАВОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИИ И СИСТЕМЫ ООН В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА

Согласно сложившемуся мнению отечественных исследователей в области права в сфере международного туризма - К.А. Комарова, Ю.Н. Соколова, Н.С. Барчуковой, К.Г Борисова, система ООН, включающая ее органы и специализированные учреждения, с момента создания занимает особое место в вопросах развития и международно-правового регулирования международного туризма. Это положение еще более укрепилось в результате заключения 23 декабря 2003 г. Соглашения между ООН и Всемирной туристской организацией [1], зафиксировавшего статус последней в качестве специализированного учреждения ООН (ст. 1 (I)).

В целом отмечая, что деятельность ООН в сфере международного туризма достаточно подробно изучалась в разное время в работах указанных авторов [2], мы остановимся на рассмотрении некоторых общих вопросов их функционирования в рамках обозначенной темы исследования.

Так, в последние годы деятельность органов ООН сосредоточена на достижении Целей развития тысячелетия (ЦРТ) [3]: обеспечение устойчивого развития, охрана экологии, искоренение нищеты, предоставление работы для всех, гуманитарное сотрудничество, формирование глобального партнерства в целях развития и др., претворение в жизнь которых тесно связано с дальнейшим совместным развитием государствами туризма. Российская Федерация, поддерживая политику ООН в приоритетности решения обозначенных проблем, принимает самое активное участие в рабочих сессиях, форумах и конференциях, проводимых ее органами: участвует в исследованиях, в составлении докладов и текстов международно-правовых актов, выдвигает инициативы, содействующие достижению ЦРТ и развитию международного туризма. Являясь бессменным членом ЭКОСОС (Экономического и социального совета ООН) с момента создания, как и членом ГА ООН (Генеральной Ассамблеи), Россия выступает за укрепление центральной роли этого органа в качестве основного механизма для общесистемной координации деятельности ООН в экономической и социальной областях, за развитие более тесного сотрудничества между ООН и международными финансово-экономическими

институтами, частным сектором и гражданским обществом, за обеспечение большей эффективности чрезвычайного гуманитарного содействия, что в значительной мере отражает государственную туристскую политику РФ.

В плане практического взаимодействия Россия сотрудничает с органами, оперативными фондами и программами ООН по широкому спектру смежных с туризмом проблем устойчивого развития, с целью обеспечения достойных условий жизни и социальноэкономического прогресса при сохранении окружающей среды. В этой связи, помимо активной деятельности Комиссии ООН по устойчивому развитию и ЮНЕП (Программы ООН по окружающей среде), большую значимость для России приобретает Форум ООН по лесам. Под его эгидой идет проработка вопросов устойчивого управления лесами всех видов, рассматривается проблема сохранения лесов и развитие туризма. Россия также принимает участие в разработке многих природоохранных конвенций (по климату, биологическому разнообразию ,

опустыниванию и т.д.). Повышенный интерес представляет сотрудничество с органами ООН в области реагирования на чрезвычайные ситуации, обусловленный, главным образом, оперативным участием России в международных мероприятиях по ликвидации их последствий, что в свою очередь способствует продвижению развития безопасного туризма.

Для настоящей работы представляет интерес участие России в деятельности вспомогательных органов ООН в сфере туризма - региональной экономической комиссии для Европы (ЕЭК), Азии и Тихого океана (ЭСКАТО).

Так, к примеру, в декабре 2001 г. на сессиях рабочих групп Комитета по внутреннему транспорту ЕЭК российская делегация высказалась за активизацию разработки Программы по развитию евроазиатских наземных транспортных связей ЕЭК/ЭСКАТО, которую также посчитала необходимым включить в стратегические направления работы Комитета на 2002-

2006 гг. При этом реальное развитие транспортных коридоров на данном направлении даст возможность увеличения туристских потоков и активизирует межрегиональное и межгосударственное сотрудничество в сфере туризма. 22 февраля 2005 г. на

60-й сессии ЕЭК в Женеве, посвященной вопросам выполнения договоренностей Международной конференции по финансированию развития в регионе ЕЭК, Россия высказалась за дальнейшую мобилизацию и эффективное использование международного финансового и технического содействия в странах СНГ, где усиливающиеся процессы развития туризма нуждаются в такой помощи.

Следует отметить, что Россией в результате работы в рамках ЕЭК были проведены: упрощение формальностей для временного ввоза личного транспорта; введена система «зеленой карточки», позволяющая автотуристам дополнительно не страховаться при пересечении границ; достигнуто улучшение туристского обслуживания на международных путях; оказано содействие большому единообразию в дорожных правилах, дорожных знаках и указателях; создана сеть основных европейских международных дорог и другое.

Взаимодействие в сфере туризма в рамках ЭСКАТО, как и в ЕЭК, развивается со значительным уклоном в сторону транспортной проблематики. В частности, в 2004 г. странами-членами ЭСКАТО было принято Межправительственное соглашение по сети азиатских автомобильных дорог, вступившее в силу 4 июля 2005 г. [4]. Его реализация способствует дальнейшему совершенствованию обозначенных в нем автодорог России, повышению их инвестиционной привлекательности, в том числе и с целью развития туризма. В ноябре 2005 г. (Бангкок) в рамках ЭСКАТО согласован проект другого Международного соглашения по развитию трансазиатской сети железных дорог, предусматривающего создание трансазиатской железной дороги, соединяющей 27 стран региона, в рамках которого Россия объединена в один из четырех коридоров (Северный) с Китаем, Казахстаном, Монголией и Корейским полуостровом. При этом эксперты ЭСКАТО считают, что железные дороги дадут возможность для развития более экономичного, экологически чистого и быстрого вида международных перевозок.

В рамках последних сессий ЭСКАТО (61-й, 62-й) также обсуждались другие смежные с туризмом области сотрудничества: развитие инфраструктуры региона, охрана окружающей среды, предотвращение стихийных бедствий. Итоги этих сессий способствуют расширению участия России в экономических и экологических процессах, в том числе по линии туризма, в АТР, подключению в полной мере Сибири и Дальнего Востока к деятельности ЭСКАТО.

Россия сотрудничает с другим вспомогательным органом ООН - ПРООН (Программой развития ООН), который ввиду предоставления многосторонней технической помощи в различных социальноэкономических сферах имеет огромное значение для развития туризма. При этом важным элементом ее стратегии является опора на концепцию национального

исполнения (это более 90% всех проектов в России).

В сотрудничестве с Правительством РФ ПРООН разработала общую Программу для России на 2004-

2007 гг., в соответствии с которой определена работа в таких областях, как устойчивое социальноэкономическое развитие, новые технологии и охрана окружающей среды. В рамках Программы орган осуществляет 35 проектов общим объемом около 85 млн. дол. США в области развития инфраструктуры, сохранения биоразнообразия, борьбы с ВИЧ/СПИД, поддержки малых и средних предприятий и др. Проекты осуществляются как на федеральном, так и региональном уровнях. В тех регионах, где ПРООН проявляет наибольшую активность, действуют проектные офисы, выполняющие координационные функции, помимо открытого с 1998 г. головного представительства ПРООН в Москве. В частности, на Камчатке, где реализуется крупный проект по развитию охраняемых территорий и сохранению уникальных экологических систем, обуславливающий развитие экотуризма, который в свою очередь будет способствовать достижению целей проекта.

Россия в рамках Программы ООН, имея возможность определять область, цели и параметры необходимой технической помощи, к тому же являясь членом Исполнительного совета ПРООН, который владеет оперативной информацией о современных технологиях, их возможностях и внедрении, позволяющих развивать туристский сектор и получать от него социально-экономические выгоды: новые рабочие места, развитую инфраструктуру, инвестиционные вливания, финансовую прибыль, и в конечном итоге - повышение благосостояния населения, обладает хорошей основой для развития туризма.

Следует также заметить, что Россия не только пользуется помощью ПРООН, но и все чаще сама становится страной-донором, которая может предоставить техническое содействие и гуманитарную помощь другим странам.

ЮНЕП, назначенная ведущим центром по реализации Повестки дня XXI века в отношении туризма, разработала стратегию устойчивого туризма. В связи с этим актуальными формами практического взаимодействия в сфере туризма России и ЮНЕП являются реализация проектов и участие в универсальных и региональных конвенциях и программах экологической направленности, развитие системы международных и национальных юридических инструментов в области окружающей среды, распространение и обмен экологической информацией. Функции по координации этого сотрудничества возложены на Министерство природных ресурсов РФ (МПР РФ), которое участвует также в деятельности по охране лесов, борьбе с опустыниванием, по разработке и реализации ряда региональных планов ЮНЕП (по управлению и охране

морской и прибрежной окружающей среды Северозападной части Тихого океана - ПД NOWPAP; по Чёрному морю в рамках проекта Глобального экологического фонда; по защите природной среды акватории и береговой зоны Каспийского моря), по разработке механизмов оценки воздействия на окружающую среду для стран СНГ, совершенствованию природоохранного законодательства. В 2004 г. был запущен широкомасштабный проект по защите морской окружающей среды в Арктике.

В целом, следует отметить, что международное сотрудничество в области природоохранной деятельности является составной частью национальной политики России и определяется стратегическими интересами в сфере обеспечения экологической безопасности в процессе перехода страны к устойчивому развитию, достижение которого невозможно без проведения соответствующей политики в сфере туризма.

Отдельный интерес представляют специализированные учреждения ООН, проводящие свою деятельность в интересах развития международного туризма при помощи программ, осуществляемых в соответствующих главных областях своей деятельности, или при выполнении проектов, связанных с туризмом. При этом направленность таких программ в сфере туризма определяется задачами, стоящими перед ними в области развития международного экономического, социального и культурного сотрудничества государств, которые составляют часть общих задач ООН.

В этом ряду организаций на первом месте стоит ЮНВТО' , основная задача которой определена, как содействие развитию туризма. Россия участвует в ее деятельности с момента создания путем подписания Устава в 1970 г.

Взаимодействие со странами-членами происходит посредством направления организацией на места своих региональных представителей, базирующихся в штаб-квартире (Мадрид). При этом их деятельность выходит за рамки функций послов по особым поручениям: они встречаются с руководителями индустрии туризма всех стран соответствующего региона; обеспечивают контакты между туристскими ведомствами и организациями, предоставляющими финансирование, особенно с ПРООН, для разработки целевых проектов развития; организуют национальные семинары по актуальной для страны тематике; проводят региональные конференции по международным проблемам; помогают налаживать контакты между туристскими властями и иными госструктурами и другое.

* Так называется ВТО с 2005 г. - Всемирная туристская организация Объединенных Наций (ЮНВТО).

"Сейчас это подведомственность Федерального агентства по туризму РФ.

В частности, 8-10 декабря 1998 г. во Владивостоке прошел региональный семинар по безопасности в области туризма, организованный ЮНВТО, Государственным комитетом по физической культуре и туризму РФ** и Администрацией Приморского края РФ, позволивший получить рекомендации по выработке комплексной системы мер безопасности путешествующих по ряду направлений, таких как: защита туристов от рисков, связанных с преступностью и терроризмом, включая безопасность средств размещения (борьба с ЧП в гостинице) и туристского транспорта; предотвращение и борьба с различными катастрофами в турцентрах; охрана здоровья и эпидемиологическая защита туристов; борьба против незаконного оборота наркотиков; страхование туристских рисков. В ходе семинара был оценен опыт организации систем мер по обеспечению безопасности туризма в России в рамках деятельности поисковоспасательных формирований МЧС РФ. В принятой по итогам семинара Декларации выражена надежда на активизацию национальных и международных программ по уменьшению рисков для путешественников, работников туристской отрасли и местного населения в Дальневосточном регионе России и во всем мире [5].

С 17 по 20 октября 2004 г. в Чехии прошла третья по счету для стран Европы региональная Конференция ЮНВТО по сертификации устойчивости, в которой участвовали 23 страны, включая Россию. Конференция призвала к общим усилиям по сертификации и учреждению эко-ярлыков для всех местных туристских видов деятельности, а также для муниципальной инфраструктуры и услуг. Особое внимание было уделено роли правительств в упрощении сертификации и необходимости сотрудничества между участниками туристского процесса. Обмен опытом стал особенно полезным для участников из центральной и восточной Европы, включая Россию, планирующей разработку схем сертификации устойчивости [6]. В этой связи следует отметить, что Европа, являясь наиболее передовым регионом в обозначенной сфере, может служить примером для перенятия опыта и, в первую очередь, для осуществления сотрудничества в сфере туризма на уровне Россия-ЕС и в рамках СНГ.

С 3 по 5 октября 2002 г. в Санкт-Петербурге прошла 69-я сессия Исполнительного Совета ЮНВТО, организованная Департаментом туризма Минэкономразвития РФ. На этом форуме Россия была избрана Председателем Совета на 2003 г., что послужило дальнейшему укреплению ее международного авторитета, явилось показателем активного взаимодействия национальной туристской администрации и Организации, содействовало рекламному продвижению страны как международного туристского направления и предоставило больше возможностей влиять на решения рабочих сессий ЮНВТО.

Уникальная правовая позиция Организации позволяет ей также выполнять специальные региональные проекты по продвижению туризма в группах стран-членов. Их примером может служить «Шелковый путь», реализуемый совместно с ЮНЕСКО с 1994 г. и направленный на возрождение туризма на древнем маршруте, по стопам Марко Поло. Шелковый путь простирается на 12 тыс. км от Азии до Европы, для его осуществления объединили усилия 22 страны: Армения, Китай, Египет, Италия, Израиль, Япония, Турция, Российская Федерация и другие. Совместная деятельность по продвижению этого проекта состоит в основном в проведении семинаров, выпуске брошюры и видеофильма. Задачами России также являются вопросы координации реставрации памятников, обогащения исторических музеев, организации совместных рекламных кампаний, позволяющих иностранным посетителям знакомиться с историей страны, взаимодействия с Офисом в Самарканде и предоставления ему необходимой информации по проекту.

Значительную роль в регулировании международного туризма в системе ООН играет также ЮНЕСКО (Организация по вопросам образования, науки и культуры).

ЮНЕСКО с туризмом объединяет прежде всего программное направление, относящееся к охране культурного наследия человечества. Поэтому Бюро ЮНЕСКО в Москве с 1994 г. успешно работает над достижением соответствующих задач в России и ее субъектах, продвигая проекты по охране объектов всемирного наследия. К примеру, Московского Кремля и Красной площади, Казанского Кремля, историкокультурного комплекса Соловецких островов, на основании Соглашения об условиях выполнения проектов 1999 г. [7], где в ст. 2 установлено, что определение объектов, разработка проектов и координация их исполнения будут обеспечиваться Комиссией РФ по делам ЮНЕСКО и Секретариатом Организации.

Одним из приоритетных направлений деятельности Бюро ЮНЕСКО является содействие развитию инновационной культурной политики для сохранения наследия и поддержки туризма. В связи с этим 25-27 ноября 2005 г. в Московском Кремле прошла Международная конференция «Инновационная политика в сфере сохранения культурного наследия и развития культурно-познавательного туризма» под эгидой ЮНЕСКО и при поддержке Совета МПА СНГ и Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ. В центре обсуждения находились проблемы культурной политики и законодательного обеспечения сохранения наследия и развития культурнопознавательного туризма на национальном и международном уровнях; роль музеев в этом процессе; проблемы сохранения объектов всемирного наследия и развития туризма, включая экономические

аспекты; развитие экологического туризма на особо охраняемых территориях. В результате были разработаны рекомендации для государств СНГ и ММПО в области развития технологий культурнопознавательного и экологического туризма и сохранения культурного и природного наследия. 26-29 октября 2006 г. в г. Ереване под эгидой Бюро ЮНЕСКО, с участием ЮНВТО, проводилась международная конференция «Роль молодежи в сохранении наследия и развитии культурнопознавательного туризма», основанная на рекомендациях предыдущего форума. Главной целью конференции было обозначено содействие развитию молодежного туризма и распространение принципов конвенций ЮНЕСКО в сфере культуры, при внедрении лучшей мировой практики поддержки туризма, содействующей сохранению наследия. По результатам конференции запланирована разработка предварительных соглашений по молодежным обменам между странами.

В феврале 2005 г. в Минске под эгидой Бюро ЮНЕСКО была проведена международная научнопрактическая конференция «Нематериальное культурное наследие славянских народов: проблемы собирания, сохранения, перспективы комплексного изучения», а в декабре 2005 г. в продолжение политики охраны нематериального культурного наследия в Казани прошел региональный семинар ЮНЕСКО (пятый из восьми) по Конвенции об охране нематериального культурного наследия 2003 г. для стран Европы и Северной Америки, призванный разъяснить значимость Конвенции 2003 г., ускорить ее ратификацию, выявить потребности участников в юридической защите нематериального культурного наследия и создать возможности для обмена опытом в данной области. В заключение представителями 25 стран был принят окончательный доклад с рекомендациями для всех организаций, учреждений и ведомств участвующих государств [8]. Безусловно, что принятие Конвенции 2003 г. как можно большим числом государств, в том числе Россией, отразится на продвижении устойчивого развития туризма, в частности, на его социально-культурном аспекте, и способствует сохранению разнообразия культур.

Рассмотрим также взаимодействие России с некоторыми другими специализированными учреждениями ООН в сфере туризма.

С 1987 г. по 3 апреля 2006 г. Российская Федерация имела статус наблюдателя в ФАО (Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединённых Наций). После оформления участия она приобрела новые возможности по сотрудничеству с ФАО: право пользоваться консультациями экспертов, банком данных; обучение специалистов; расширение участия в проектах по рыболовству, сельскому хозяйству, водным ресурсам; пользование информацией и рекомендациями по вопросам хранения и переработки

продуктов и торговли ими; участие в выработке международных документов по вопросам безопасности продуктов питания, решений по устойчивому развитию, охране окружающей среды и другое. Новые вызовы времени в лице масштабных стихийных бедствий и техногенных катастроф также обуславливают работу в рамках ФАО, и уже сейчас специальные программы Организации помогают государствам-членам готовиться на случай возникновения ЧП с продовольствием, что в большой степени служит обеспечению защиты туристов, находящихся в зонах бедствия иностранных государств.

Одним из важнейших направлений участия России в ФАО является достижение взаимодействия всех государств, обладающих научно-технологическим потенциалом, для обеспечения безопасности производимого и потребляемого продовольствия в глобальном масштабе, в том числе туристами, отнесенными ВОЗ к группе лиц повышенного риска. Россия участвует и в международных форумах, технических совещаниях и заседаниях ФАО, касающихся вопросов развития туризма и проводимых в соответствии с программами Конференции или Совета ФАО.

Задачи МОТ (Международной организации труда) в России реализуются через его субрегиональное бюро в Москве для стран ВЕ и ЦА с 1959 г.'". При этом взаимодействие МОТ и России в сфере туризма строится на общих программах сотрудничества, служащих правовой основой проводимых мероприятий. Согласно последней Программе на 20062009 гг. в числе конкретных направлений: укрепление системы соцзащиты работников, в том числе от ВИЧ/ СПИДа, охрана труда, система соцстрахования, касающаяся работников турсектора, осуществление программ борьбы с детским трудом и их сексуальной эксплуатацией в туризме. В числе основных направлений совместного сотрудничества -расширение занятости и борьба с детским трудом [9].

В Москве с 1998 г. работает офис Спецпредставителя ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), ориентированный на координацию действий ВОЗ в подведомственных областях, в том числе касающихся развития туризма; на оказание поддержки России в борьбе с некоторыми заболеваниями (туберкулезом, ВИЧ/СПИД) и ее оповещения об эпидемической ситуации в зарубежных странах; на содействие составлению планов по сотрудничеству. В итоговом документе 2-й рабочей встречи стран «Большой восьмерки» 2006 г., помимо укрепления международного сотрудничества в области научных исследований и обмена по вопросам здравоохранения, говорится о создании в России лаборатории, которая станет центром взаимодействия с ВОЗ по борьбе с инфекционными

Кроме того, 5 сентября 1997 г. было подписано Соглашение между Правительством РФ и МОТ о Бюро МОТ в Москве (в 1998 г. ратифицировано).

заболеваниями. Данный аспект кооперации, безусловно, внесет вклад в дело борьбы с новейшими эпидемиологическими проблемами, стоящими на пути всемирного развития международного туризма, в России в частности.

Содействие развитию прикладного использования метеорологии в туризме является одной из целей деятельности ВМО (Всемирной метеорологической организации) и одним из важнейших моментов планирования международного туризма. Россия всегда играла существенную роль в системе ВМО путем активного обмена данными в рамках основной программы Организации. Ко всему в России расположены три региональных и один мировой центр по сбору и обмену информацией. Росгидромет РФ принимает участие в конкретных проектах Программы добровольного сотрудничества ВМО на 2004 - 2007 годы. В 2003 г. на пост Президента ВМО впервые был избран российский представитель. А с 21 февраля по 3 марта 2005 г. в Санкт-Петербурге прошла 13-ая сессия Комиссии по основным системам (КОС) ВМО и Техническая конференция по метеорологическому обслуживанию населения с представителями из 140 стран. Обсуждались вопросы о роли КОС в области снижения последствий от стихийных бедствий и о совершенствовании системы обслуживания информацией, прогнозами и предупреждениями потребителей в погодозависимых отраслях экономики, к которым относится и туризм, и об обеспечении безопасности.

Реформирование системы контроля за безопасностью полетов - одна из основных проблем России, решение которой не может не отразиться на количестве пассажиров (туристов). В контексте данной задачи Государственная служба гражданской авиации Минтранса РФ и ИКАО (Международная организация гражданской авиации) подписали в 2002 г. Соглашение о создании в России Центра по подготовке инспекторов по безопасности полетов. 5 сентября 2006 г. МТ РФ внесло предложения в Правительство РФ, в числе которых были представлены первоочередные меры по обеспечению безопасности перелетов: внедрение в деятельность гражданской авиации международных стандартов путем принятия ряда нормативных актов; оснащение аэропортов техсредствами досмотра и охраны; обязательное метеорологическое обеспечение деятельности и ответственность организаций в этой сфере и др. В соответствии с требованиями ИКАО Минтрансу также было поручено в 2007 г. разработать Государственную программу обеспечения безопасности полетов в гражданской авиации РФ, соответствующую международным стандартам. Кроме того, в 2007 г. должна пройти очередная проверка ИКАО по безопасности полетов в России, перенесенная с осени 2006 г.

В 2005 году Россию с официальным визитом посетил Генсек ИМО (Международной морской организации), в ходе которого было согласовано

взаимодействие и участие страны в работе Организации, в частности по темам безопасности человеческой жизни на море, предотвращения загрязнения морей и борьбы с ним. России также предстоит пройти проверку международных экспертов в рамках системы аудита государств - членов ИМО по административным, юридическим и техническим вопросам. Это еще одна причина, помимо смежных с туризмом целей достижения безопасных перевозок и не загрязнения прибрежных зон, по которой государству в ближайшее время следует решить ряд проблем. Это эффективное внедрение в судоходных компаниях положений Международного Кодекса управления безопасностью; учреждение Комитета по реализации требований Конвенции по облегчению формальностей в судоходстве; увеличение финансирования научных разработок по актуальным проблемам; создание резервного фонда безопасности мореплавания и защиты окружающей среды для финансовой поддержки мер чрезвычайного характера [10]. Реализации этих мероприятий и продвижению интересов России в ИМО поспособствовало ее избрание впервые в мае 2005 года председателем Комитета по безопасности на море ИМО, а также включение в состав Исполнительного совета на 2006-2007 гг.

Таким образом, Российская Федерация активно взаимодействует с ООН и ее специализированными учреждениями по различным аспектам отношений многогранной сферы туризма, особенно в рамках таких международных организаций, как ЮНВТО, ЮНЕСКО и ПРООН - ключевых органов в продвижении международного туризма. Однако для успешного развития международного туризма в России необходимо более активно использовать аналитические, консультационные, технические, экспертные и финансовые возможности организаций системы ООН, их международный опыт и знания, развивая человеческий потенциал, туристскую инфраструктуру, устойчивое социально-

экономическое развитие, охрану культурного наследия и окружающей среды, здравоохранение, новые технологии и безопасность на транспорте и туристских объектах.

Литература

1. Соглашение между ООН и Всемирной туристской

организацией, 23 декабря 2003 г. // http://www.un.org/

russian/documen/convents/chroncon.htm.

2. Комаров К.А. Программы ООН в области международного туризма. - М.: Междунар. отношения, 1976. - С. 8-50; Соколов Ю.Н. Международный туризм и его правовое регулирование. - М.: Изд-во УДН, 1969. - С. 218-223; Барчукова Н.С. Международное сотрудничество государств в области туризма. - М.: Международные отношения, 1986. - С. 75-83; Барчукова Н.С. Правовое регулирование международного туризма на многосторонней основе. - М.: Изд-во УДН, 1990 г.

- С. 21-57; Борисов К.Г. Международный туризм и право: Учебное пособие. - М.: Издательство «НИМП», 1999. - С. 107-132; Уваров В. Д., Борисов К. Г. Международные туристские организации: Справочник. - М.: Международные отношения, 1990.

- С. 16-52; а также см.: Чеботарева И. А. Сотрудничество государств по правовому регулированию международной туристской деятельности: Дисс... канд. юрид. наук / СПГУ

- СПб., 2004. - С. 106-127.

3. Декларация тысячелетия «Цели развития на рубеже

тысячелетия» 2000 г. // http://www.un.

orgrussiandocumendedaratr55-2.pdf.

4. Межправительственное соглашение по сети азиатских автомобильных дорог // http://www.un.org/ russian/documen/convents/chroncon.htm.

5. Владивостокская декларация по итогам регионального семинара ВТО по безопасности в области туризма. 8-10 декабря 1998 г., г. Владивосток // Туризм: право и экономика, 2003, N° 3 (3). - С. 33-34.

6. Заключительный доклад Конференции // http:// www.world-tourism.org/sustainable/conf/cert-czech/ eng.htm.

7. Соглашение между РФ и ЮНЕСКО об условиях выполнения проектов, осуществляемых в Российской Федерации при содействии ЮНЕСКО, 13 мая 1999 г. // БМД, 2000, № 6. - С. 63-64.

8. 25 стран обсуждают Конвенцию об охране нематериального культурного наследия // ООН в России, 2005, январь-февраль, № 1 (38). - С. 9-10.

9. Международная организация труда и Россия: планы на будущее // Россия как часть Европы. ЭПИцентр, 2002, май. № 3 (53). - С. 30-37.

10. Доклад Директора Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта А. Ю. Клявина на заседании коллегии Министерства транспорта Российской Федерации 31 мая 2006 года //http://www.eatu.ru/eatu.ru.page (DOC).doc(15068).Rubric(7).html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.