Научная статья на тему 'Правовое воспитание молодежи в современной России: мифы и реальность'

Правовое воспитание молодежи в современной России: мифы и реальность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
506
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь / правовое воспи- тание / правовая культура / Интернет / советская власть / новейшая история России / либералы. Демократия / youth / legal education / legal culture / Internet / Soviet power / contemporary history of Russia / liberals / democracy

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дынько Алексей Петрович, Кулиш Михаил Васильевич

В статье исследуется широкийкруг проблем, связанных с поиском оптималь-ных способов правового воспитания молодежив условиях современной России. Авторы, ис-пользуя исторический опыт, накопленный в со-ветском обществе по управлению социально-политическими процессами в переломные эта-пы его развития, акцентируют внимание специ-алистов на необходимости его использования всовременной России при правовом воспитаниисовременной молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL EDUCATION OF YOUTH IN MODERN RUSSIA: MYTHS AND REALITY

In the article the wide range of the problems connected with the search of optimum ways of legal education of youth in the conditions of modern Russia is investigated. Authors, using the historical experience accumulated in the Soviet society on management of sociopolitical processes in critical stages of its development, focus the attention of experts on the need of its use in modern Russia at legal education of modern youth.

Текст научной работы на тему «Правовое воспитание молодежи в современной России: мифы и реальность»

УДК 340

Дынько Алексей Петрович

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и гражданско-процессуального права Кубанского социальноэкономический института Milena.555@mail.ru

Кулиш Михаил Васильевич

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и гражданско-процессуального права Кубанского социальноэкономический института Milena.555@mail.ru

Правовое воспитание

МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Aleksei P. Dyn’ko

candidate of jurisprudence, associate professor Department of civil and civil and procedural law,

Kuban Socio Economic Institute Milena.555@mail.ru

Mikhail V. Kulish

candidate of jurisprudence, associate professor.

Department of civil and civil and procedural law,

Kuban Socio Economic Institute Milena.555@mail.ru

Legal education of

YOUTH IN MODERN RUSSIA: MYTHS AND REALITY

Аннотация. В статье исследуется широкий круг проблем, связанных с поиском оптимальных способов правового воспитания молодежи в условиях современной России. Авторы, используя исторический опыт, накопленный в советском обществе по управлению социальнополитическими процессами в переломные этапы его развития, акцентируют внимание специалистов на необходимости его использования в современной России при правовом воспитании современной молодежи.

Ключевые слова: молодежь, правовое воспитание, правовая культура, Интернет, советская власть, новейшая история России, либералы. Демократия.

Annotation. In the article the wide range of the problems connected with the search of optimum ways of legal education of youth in the conditions of modern Russia is investigated. Authors, using the historical experience accumulated in the Soviet society on management of sociopolitical processes in critical stages of its development, focus the attention of experts on the need of its use in modern Russia at legal education of modern youth.

Keywords: youth, legal education, legal culture, Internet, Soviet power, contemporary history of Russia, liberals, democracy.

Тема сохранения преемственности поколений традиционна для представителей гуманитарного знания на протяжении всей человеческой истории. И подобное утверждение разделяется теми исследователями, которые с оптимизмом оценивают перспективы развития того или иного социума, осознающими, что в нем в диалектическом взаимодействии сосуществуют конфликты отцов и детей и трансляция непреходящих общечеловеческих ценностей от старшего поколения младшему. Подтверждением тому служит опыт российского государства в прошедшем столетии, в котором оно пережило несколько исторических потрясений, в результате которых происходили не только смены идеологий, моделей социально-экономического развития, но и структуры духовно-нравственных ценностей. Насколько труден и трагичен был этот процесс, свидетельствуют революции, Гражданская война, тяжелые испытания Великой отечественной войны, советский и постсоветский периоды новейшей истории нашей страны. Каждое из выше

перечисленных нами событий является объектом многочисленных научных исследований и еще долгие годы будет вызывать острый интерес ученых во всем мире, потому что каждое из них оказало колоссальное воздействие не только на ход отечественной, но и мировой истории.

На каждом из этих этапов развития нашего государства сохраняла высокую актуальность проблема воспитания молодежи достойными продолжателями традиций старших поколений, хранителями материальных, духовных и культурных ценностей российской цивилизации. И прошедшее столетие стало временем проверки на прочность и жизнестойкость тех из них, что составляли ее многовековую, фундаментальную основу.

И, как мы полагаем, на каждом из этих переломных этапов истории нашей страны молодое поколение оказывалось перед сложным выбором: принятия или отказа от опыта прежних поколений, поддержки или отрицания инноваций, пред-

267

лагаемых новыми элитами. Насколько сложен, а порой и трагичен бывает такой поиск, можно убедиться на примере революций начала ХХ века, Гражданской войны, начала Великой отечественной войны. Не менее сложным в этом отношении было и первое десятилетие постсоветской истории России. И в каждом из названных периодов ключевую основу этого выбора составляла необходимость следования молодым поколением правовым нормам действующей власти. А в тех случаях, когда в стране происходили революционные события (в 1905, феврале и октябре 1917 гг.) оно должно было сделать выбор - отстаивать ли интересы действующей власти или же включиться в борьбу за ее смену.

Как показывает исторический опыт, представители молодого поколения являются активными участниками процессов, обладающие высоким протестным потенциалом, если они, к тому же, сопровождаются активным информационным, идеологическим обеспечением. В данном случае, мы ведем речь о масштабных политических, социальных процессах, несущих реальную угрозу социальному порядку в обществе и государстве. Именно к таким мы относим вышеназванные процессы (революции, Гражданская война), в которых молодежь самого разного возраста, начиная с подростков, принимала самое активное участие с обеих сторон. С одной из них, молодыми людьми двигала революционная романтика радикального преобразования существующего, страдающего многочисленными пороками, общества и нуждающегося в радикальных преобразованиях. Они свою энергию и социальную активность направляли на создание более справедливой и совершенной, по их мнению, социальной системы. На противостоящей им стороне тоже находились молодые люди, но уже отстаивавшие традиционные ценности, уклад жизни, действующий социальный порядок, не желающие стать жертвой социального эксперимента, в результате которого к власти придут силы, исповедующие классовую борьбу, воинствующий атеизм, а, следовательно, представляющие для их жизни реальную угрозу. Если же обратиться к глубинным причинам подобного противостояния, то, по нашему мнению, оно сформировалось вокруг принятия или отвержения индивидами и социальными группами действующего правового порядка, норм поведения. Именно поэтому после установления в нашей стране советской власти руководством страны принимались активные меры по законодательному закреплению установленного порядка, для чего на протяжении достаточно длительного отрезка времени в СССР действовало так называемое чрезвычайное законодательство, направленное на правовое обеспечение успешного функционирования общественного строя в новых исторических условиях [1]. И не случайно советской властью в рамках программы по ликвидации безграмотности, культурной революции пристальное внимание уделялось правовому воспитанию населения и, в первую очередь, молодежи как неотъемлемой части процесса формирования «нового» человека в обществе, строящем коммунизм [2]. Для достижения поставленной цели совет-

ским государством использовались самые разнообразные средства, в том числе и репрессив-ног о характера, и в частности, пенитенциарная система, действие которой распространялась не только на взрослое население СССР, но и на несовершеннолетних. Следует отметить, что многие нормы чрезвычайного законодательства продолжали действовать и в послевоенное время, о чем свидетельствуют исследования отечественных историков-правоведов [3].

Наше обращение к страницам новейшей российской истории не случайно, несмотря на тему нашей публикации, потому что исторический опыт жизнедеятельности государства и общества на переломных этапах истории имеет непреходящее значение и для современной России, которая на рубеже ХХ-ХХ1 вв. пережила столь же революционные, как и в первые десятилетия ХХ в., по своему историческому значению и масштабам перемены. В частности, мы обращаем внимание на то значение, которое уделялось советской властью целенаправленному идеологическому сопровождению обеспечения законопослушного поведения населения. В его основу были заложены принципы поощрения такого поведения через разветвленную систему социальной защиты (бесплатное образование, медицинское обслуживание, гарантия занятости, карьерного роста и т.д.), доступ к которой получал каждый, кто соблюдал законы, поддерживал государственную идеологию. По отношению же к тем, кто нарушал эти нормы, в соответствии с действующим законодательством применялись меры репрессивного характера, в том числе, и к несовершеннолетним, в зависимости от тяжести совершенных ими правонарушений, которые сопровождались не только уголовным наказанием, но и средствами воспитательного воздействия, направленными на перевоспитание правонарушителей. Благодаря таким способам воздействия на индивидуальное и массовое сознание, государством создавались и обеспечивались благоприятные условия для пользования общественными благами и самореализации лицам, соблюдающим действующее законодательство, реализовывался принцип неотвратимости наказания по отношению к тем, кто нарушает действующее законодательство. Таким образом, при всех очевидных изъянах так называемой социалистической демократии, в советском государстве использовались общепринятые в теории права и государства подходы к правовым нормам, хотя и трактуемым с позиций советской теоретико-правовой науки.

Если же обратиться к постсоветскому периоду отечественной истории, то следует обратить внимание на то, что новая демократическая власть в России объявила и конституционно закрепила принцип деидеологизации российского общества. Мы разделяем позицию тех исследователей, кто считает весьма спорной эту конституционную норму, которая, в первую очередь, была направлена против коммунистической идеологии. Неприязнь к ней со стороны отечественных демократов вполне объяснима, но представить возможным успешное функционирование общества, не консолидированного объ-

268

единяющей идеологией, по нашему глубокому убеждению, невозможно. И подтверждением этой точки зрения стало доминирование во властных структурах и в общественном мнении в течение определенного отрезка времени либеральной идеологии, исповедующей стандарты и ценности западной демократии, которые весьма вольно трактовались нашими соотечественниками, последствия влияния которой на экономическое и социальное развитие нашей страны хорошо всем известны. Мы же в данной публикации акцентируем свое внимание на правовой компоненте этой проблемы, полагая, что всплеск преступности в нашей стране в начале 1990-х гг. был вызван не только образовавшимся в отечественном законодательстве правовым вакуумом и слабостью действующей власти, а и обрушением всей системы правового образования и воспитания населения, хотя, как казалось первое время правопреемникам советской власти, многие нормы демократии должны были заработать сразу после ее установления. Конечно, некоторые из них «заработали» сразу же после их законодательного закрепления, но единовременно радикально изменить индивидуальное и массовое правосознание оно, по объективным причинам, не способно, что подтверждается как историческим опытом, так и многочисленными исследованиями [4]. Невнимание же со стороны власти к этой теме стало одной из причин криминализации российского общества в 1990-е годы, в том числе, и среди молодежи, которая по оценкам многочисленных экспертов достаточно длительное время считала вполне допустимым нарушение законов, если это способствует росту материального благополучия или делается в интересах бизнеса [5]. Конечно, подобный результат, в какой-то мере, можно объяснить и традиционным для российского менталитета правовым нигилизмом [6]. Но это обстоятельство, по нашему убеждению, не может служить оправданием сохраняющейся в нашей стране сложной криминогенной обстановки, несмотря на отмечаемую аналитиками МВД России позитивную динамику состояния преступности в нашей стране за прошедшее пятилетие. Так, по их сведениям, из расчета на 100тыс. населения уровень преступности в стране снизился с 2110 до 1508 преступлений ( в абсолютных цифрах: с 2994,4 тыс. до 2166,4 тыс.) [7]. На высоком уровне сохраняется молодежная преступность и, в частности, среди несовершеннолетних. Так, в 2014г. ими было совершено 59,2 тыс. преступлений, в том числе 13,8 тыс. тяжких. Конечно, указанные цифры не отражают в полной мере реальную ситуацию в этом секторе жизни общества, если брать во внимание латентную преступность, которая по оценкам отечественных специалистов в общей структуре преступности составляет 73,4 %, а варьируется в диапазоне от 40-60 % % (мошенничество) до 95,2 % (взятни-чество). По оценкам зарубежных экспертов, это соотношение, обозначаемое ими как «темное число» для преступлений, совершаемых профессиональными преступниками, составляет 1: 1000, а в среднем для преступности - 1:300 [8].

Таким образом, мы можем констатировать, что, несмотря на 25 лет реформ, тема преступности,

в том числе, и молодежной, остается одной из наиболее актуальных в современной России, оказывающей негативное влияние на все стороны жизни общества. Так, достаточно комфортно себя чувствующая в России организованная преступность «уводит» из реальной экономики в «тень» средства, по подсчетам специалистов, сопоставимые с ВВП нашей страны, что, по мнению С.Г. Кара-Мурзы, произошло в результате процесса самоорганизации особого, небывалого процесса: уголовного мира, власти (номенкула-туры) и либеральной части интеллигенции - той ударной силы, которая сокрушила СССР. Такой союз состоялся, и преступный мир является в нем самой активной и сплоченной силой. И речь идет не о личностях, а именно, о самой активной и сплоченной силе [9, с. 209].

Питательной средой преступного мира традиционно является молодежь, немалая часть которой попала под пресс перемен с раннего возраста, чьи родители оказались неспособными им противостоять. В результате, как отмечает А.Л. Арефьев, неотъемлемой чертой повседневной жизни и своеобразным символом новой, постсоветской России стали беспризорные дети, численность которых в начале 2002 г., по данным Правительства, Министерства труда и социального развития, МВД и Генпрокуратуры варьировала от 1 млн. человек до 2-2,5 млн, а по оценкам Совета Федерации и независимых экспертов - до 3-4 млн, приближаясь к количеству беспризорных в 1921 году (4,5-6 млн человек) [10].

Конечно, за прошедшее десятилетие экономическая ситуация в нашей стране кардинально изменилась в лучшую сторону, но вряд ли у кого вызовет возражение наше предположение, что большинство этих детей пополнило ряды преступников, не только совершающих правонарушения по «традиционным» направлениям (воровство, грабежи, попрошайничество, распространение наркотиков и пр.), но и в сферах религиозного, политического, националистического экстремизма, а также в Интернете (например, хакерство). Вне всякого сомнения, действия немалого числа лиц, совершивших противоправные действия, получают, и вполне заслуженно, соответствующую правовую оценку со стороны государства. Только эти действия государства, стремящегося к реализации принципа неотвратимости наказания за совершенные преступления, равенства всех перед законом могут только сдержать рост преступности. Необходим системный подход к решению этой проблемы, несущей реальную угрозу правовому, экономическому и социальному порядку в российском обществе. И, помимо успешного решения экономических проблем в нашей стране, благодаря чему будет в обществе снижено социальное напряжение и ослаблена экономическая база криминалитета, необходима активная работа государственных политических институтов, институтов гражданского общества по правовому формированию и правовому воспитанию молодежи с раннего возраста как условия повышения уровня правовой культуры, пропаганды правового поведения как условия успешной самореализации индивида и в деловой сфере, и в личной жизни [11, с. 70].

269

Под правовым формированием личности или ее «правовым воспитанием в широком смысле» теоретики права понимают весь многогранный процесс формирования правовой культуры под влиянием самых различных факторов (экономических, политических, идеологических и пр.) [12, с. 448]. Правовое воспитание (в узком смысле) представляет собой целенаправленный процесс воздействия на сознание людей с целью формирования высокого уровня правовой культуры. В его задачи входят формирование знаний о праве, внутреннего уважения к закону, умение применять правовые знания на практике, привычки действовать в соответствии с правовыми нормами [12, с. 448]. К формам правового воспитания, традиционно, относятся: правовое обучение, правовая пропаганда, правовое воспитание правонарушителей правоприменительными органами, юридическая практика [12, с. 449]. И мы говорим о необходимости правового воспитания молодежи с раннего возраста и не только в детских дошкольных учреждениях, но и в семьях непосредственно.

То есть, основными приемами этого вида деятельности должны обладать как профессиональные педагоги, так и ближайшее окружение ребенка, которое первым, практически с момента рождения ребенка, берет на себя роль агентов первичной социализации. Именно поэтому для такой категории населения наиболее эффективной может быть правовая пропаганда как элемент правового воспитания через СМИ, консультационные пункты, методическую литературу, а для родителей, чьи дети уже привлекают внимание сотрудников правоохранительных органов своим девиантным поведением, должны организовываться разъяснительные беседы и иные формы индивидуального профилактического воздействия, направленные на изменение их отношения к воспитанию детей. Для тех же подростков и молодежи более старшего возраста, поведение которых постоянно выходит за рамки правового, вне всякого сомнения, требуются более решительные действия со стороны сотрудников правоохранительных органов, включая и правовые санкции, что позволит ослабить потенциальную угрозу с их стороны покою окружающих их людей. Если же вести речь о правовой практике, то, как мы полагаем, она важна не только для молодых людей, полуЛитература:

1. Кулиш М.В. Чрезвычайное законодательство в советском государстве (1917-1941 гг.) : Научное издание. Краснодар. 2008.

2. Упоров И.В. Политика советского государства в отношении беспризорных и несовершеннолетних преступников в период НЭП (правовой аспект). Альтернативы большевистской модернизации в годы новой экономической политики. Отв. ред. С. В. Виноградов. Москва, 2014. С. 58-65.

3. Дынько А.П. Юридическая ответственность несовершеннолетних и деятельность детских пенитенциарных учреждений по ее реализации в советском государстве послевоенного времени : дисс. ... на соиск. уч. степ. канд. юр.н. Краснодар. 2009.

чающих профессиональное юридическое образование, но и других их категорий через вовлечение наиболее социально активной их части в волонтерское движение, в молодежные общественные организации и движения, например, в Общественный народный фронт, в молодежные структуры политических партий, в которых они не только получают правовые знания, но обретают опыт их применения на практике. Особого внимания во всех направлениях правового воспитания молодежи требует Интернет пространство, в котором она проводит много времени. Необходим контроль со стороны правоохранительных органов за той частью пользователей Интернетом, которая подвержена влиянию экстремистов различного толка, а также правонарушителей, использующих Интернет в криминальных целях [13].

Одной из важнейших задач, которую позволяет решать правовое воспитание молодежи, является формирование у представителей молодого поколения устойчивого иммунитета к противоправному поведению, правовому нигилизму, присущему, по распространенному для нашего общества мнению, россиянам. Важно также, чтобы молодежь ценила свободу как социальное благо, и осознание этого может многих остановить от неправильного шага [14, с. 45]. В качестве специальных средств сведения правового нигилизма к минимуму специалисты предлагают: обеспечение должного качества принимаемых законов; соблюдение самими государственными органами и должностными лицами требований закона; улучшение деятельности всей правоохранительной системы; улучшение правового воспитания населения; профессионального обучения и воспитания юристов, других должностных лиц [12, с. 446]. Безоговорочно принимая эти рекомендации, мы, в то же время полагаем, что одним из наиболее эффективных средств его преодоления является нормотипное поведение тех, кто находится в ближайшем социальном и профессиональном окружении, а власть через свои институты постоянно демонстрирует населению стремление к наведению правового порядка в стране, равенство всех перед законом и неотвратимость наказания за его нарушение, активно сотрудничая с гражданским обществом в борьбе с коррупцией, расхищением государственных средств, организованной преступностью.

Literature:

1. Kulish M.V. The extraordinary legislation in the Soviet state (1917-1941) : scientific publication. Krasnodar, 2o08.

2. Uporov I. V. Political emphasis of the Soviet state concerning homeless and minor criminals during the period of the New Economic Policy (legal aspect). Alternatives of Bolshevist modernization in the period of new economic policy. ed. by S.V. Vinogradov. Moscow, 2014. P. 58-65.

3. Dynko A.P. Legal responsibility of minors and activities of child care penal institutions for its realization in the Soviet state of post-war time : dis. . cand. jur. Sciences. Krasnodar, 2009.

270

4. Попов М.Ю. Кризис духовности в современной России: динамика и перспективы // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 6(1).

5. Горшков М.К. Российское общество как оно есть (опыт социологической диагностики). М., 2011. С. 355-523; Петров А. В. Ценностный мир молодежи Кубани (по результатам социологического исследования). Краснодар. 2007; Маркин А.В., Райду-гин Д.С. Социология отклоняющего поведения. Учебное пособие. Краснодар. 2012. С. 105-120; Самыгин П.С. Социальная неопределенность и правовая социализация учащейся молодежи в России. Ростов н/Д. 2007.

6. Упоров И.В. Историко-ментальные причины правового нигилизма в России и условия его трансформации в правовой позитивизм // Право и практика. 2013. № 4. С. 4-9.

7. Криминология. Под. ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова. СПб., 1998.

8. Цит. по Шупилов.В.П. Об изучении реального уровня преступности в США // Научная информация по вопросам борьбы с преступностью. М., 1971.

9. Кара-Мурза С.Г. Аномия в России: причины и проявления. М., 2013.

10. Арефьев А.Л. Беспризорные дети России. // СОЦИС. 2003. № 9.

11. Упоров И.В. Проблемы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних на государственном и муниципальном уровнях // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2012. № 5. С. 67-71.

12. Рассказов Л.П. Теория государства и права : учебник. М., 2008.

13. Попов М.Ю. Декриминализация современной России: в поисках решения проблемы // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2014. № 6.

14. Упоров И.В. Свобода в рамках уголовного наказания // Человек: преступление и наказание. 1994. № 4-4. С. 43-46.

4. Popov M.Yu. Crisis of spirituality in modern Russia: dynamics and prospects // Humanities, social-economic and social Sciences. 2015. № 6(1).

5. Gorshkov M.K. The Russian society as it is (experience of sociological diagnostics). M., 2011. P. 355-523; Petrov A.V. The valuable world of youth of Kuban (by results of sociological research). Krasnodar, 2007; Markin A.V., Raidugin D.S. Sociology of the rejecting behavior : manual. Krasnodar, 2012. P. 105-120; Samygin P. S. Social uncertainty and legal socialization of the studying youth in Russia. Rostov-on-Don, 2007.

6. Uporov I.V. The historical and mental reasons of legal nihilism in Russia and conditions of its transformation in legal positivism // Law and Practice. 2013. № 4. P. 4-9.

7. Criminology. ed. by V. N. Burlakov, V.P. Sal'nikov. SPb., 1998.

8. Shupilov. V. P. About studying of real crime rate in the USA // Scientific information on questions of fight against crime. M., 1971.

9. Kara-Murza S.G. Anomy in Russia: reasons and manifestations. M., 2013.

10. Aref’ev A.L. Street children of Russia // SOTsIS, 2003. № 9.

11. Uporov I. V. Problems of prevention of deviant behavior of minors at the state and municipal levels // Humanities, social-economic and social Sciences. 2012. № 5. P. 67-71.

12. Rasskazov L.P. Theory of state and law : textbook. M., 2008.

13. Popov M.Yu. Decriminalization of modern Russia: in search of a solution // Economic and humanitarian researches of regions. 2014. № 6.

14. Uporov I.V. Freedom within criminal penalty // The person: crime and punishment. 1994. № 4-4. P. 43-46.

271

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.