Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ'

ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
109
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
право / правовое сознание / теоретические подходы / методы анализа и синтеза / law / legal consciousness / theoretical approaches / methods of analysis and synthesis

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пиманов Анатолий Константинович

В статье автором рассматривается правовое сознание в контексте теоретических подходов. Делается вывод, что методы анализа и синтеза являются неотъемлемой частью в процессе исследования не только государства, но и иных объектов, явлений, процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL CONSCIOUSNESS IN THE CONTEXT OF THEORETICAL APPROACHES

In the article, the author examines the legal consciousness in the context of theoretical approaches. It is concluded that the methods of analysis and synthesis are an integral part in the process of studying not only the state, but also other objects, phenomena, and processes.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ»

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-11209 ПИМАНОВ Анатолий Константинович,

кафедра юридических дисциплин гуманитарного факультета Академии гражданской защиты МЧС России, e-mail: mail@law-books.ru

ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ

Аннотация. В статье автором рассматривается правовое сознание в контексте теоретических подходов. Делается вывод, что методы анализа и синтеза являются неотъемлемой частью в процессе исследования не только государства, но и иных объектов, явлений, процессов.

Ключевые слова: право, правовое сознание, теоретические подходы, методы анализа и синтеза.

PIMANOV Anatoly Konstantinovich,

Department of Legal Disciplines, Faculty of Humanities,

Academy of Civil Protection of the Ministry of Emergency Situations of Russia

LEGAL CONSCIOUSNESS IN THE CONTEXT OF THEORETICAL APPROACHES

Annotation. In the article, the author examines the legal consciousness in the context of theoretical approaches. It is concluded that the methods of analysis and synthesis are an integral part in the process of studying not only the state, but also other objects, phenomena, and processes.

Key words: law, legal consciousness, theoretical approaches, methods of analysis and synthesis.

Право - это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия [1].

В статье исследуются различные теоретические подходы к понятию и содержанию правосознания как общей установки общества, которая может быть подвержена множеству факторов и веяний [2].

Правосознание - особая форма общественного сознания, представляющая собой совокупность идей, взглядов, чувств и традиций, выражающих оценку людей правовых явлений общественной жизни; представление каждого гражданина о действующем законодательстве, правосудии, правомерном и неправомерном поведении [3]. Правосознание формируется не только под влиянием вербального ознакомления с законами, но и в процессе личного применения полученных знаний, а также участии в правовых отношениях [4]. Хорошо развитое правовое сознание отличается не только высоким уровнем юридических знаний, но и содержанием в себе общечеловеческих ценностей, гуманности [5].

Правосознание имеет свою особую структуру, которая включает в себя правовую психоло-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

гию и правовую идеологию. В состав правовой психологии входят чувства, переживания и эмоции, испытываемые человеком по отношению к действующему праву [6]. В идеале, это чувства неприятия беззакония, прочности правопорядка и нетерпимость к правонарушителям [7]. Правовая идеология формируется путем не чувственного, а рационального осмысления правовой действительности, и включает в себя правовые принципы, теории и убеждения, которые выражают отношение населения к действующему и желаемому праву [8].

Проявления правосознания классифицируются по различным основаниям, обычно его виды выделяют по кругу субъектов (индивидуальное, групповое, общественное и пр.). Индивидуальное правосознание присуще каждому отдельному человеку. Групповое имеет место у конкретных социальных групп и коллективов (корпоративное, профессиональное). Общественное же правосознание проявляется в правовых идеях, поддерживаемых всем обществом в целом [9]. Общественное неизмеримо богаче индивидуального, поскольку отдельный человек не может охватить всего многообразия правовых явлений [10]. Важно при этом понимать, что правосознание конкретного человека напрямую зависит от тех условий, в

которых он живет и работает, именно поэтому правосознание одного человека может быть основательным, а другого поверхностным или вовсе ограниченным [11]. Любые накопленные юридические знания и представления позволяют человеку осмыслить разнообразные стороны общественной жизни, требующие правового опосредования. Чем выше уровень правосознания граждан государства, тем точнее исполняются предписания правовых норм [12].

Поскольку правовое сознание является важной неотъемлемой частью правовой культуры, следует остановиться на понятии и содержании термина «правовая культура» [49] подробнее. В России правовая культура находится лишь в начальной стадии формирования, поскольку сильны тенденции правового нигилизма и позитивизма, а также юридической индифферентности -наиболее распространенных дефектов правосознания [13]. Кроме того, правосознание российского общества отличается фрагментарностью и противоречивостью, поскольку обилие изменений, вносимых в законы, а также быстрая замена существующих норм значительно затрудняют информирование тех, кому законы адресованы. По данным исследования общественного мнения, проведенного ФОМ в сентябре 2018 г. в 53 субъектах РФ, 96% респондентов считают, что обычному человеку, без специального образования, в повседневной жизни нужно знать законы, при этом, 70% из 1500 опрошенных утверждают, что плохо знакомы с действующим законодательством, и лишь 25% знают его хорошо [14]. Наряду с этим, более половины респондентов - 52% сошлись во мнении, что им недостаточно существующих знаний в повседневной жизни, а 36% и вовсе столкнулись с ситуациями, когда незнание законов причинило им вред. Одной из главных причин низкой правовой грамотности, по мнению граждан, является сложность усвоения законодательства без специального образования: 53% опрошенных думают, что обычному человеку без дополнительного образования невозможно понять все российские законы [15].

Наиболее опасной и распространенной формой деформации правового сознания россиян является правовой нигилизм. Распространению нигилизма сегодня способствуют несовершенство законодательства Российской Федерации и избирательность норм права [16]. Правовой нигилизм служит почвой для большинства негативных социальных явлений - наркомания, бытовая преступность, пренебрежение правами других граждан, самоуправство [17]. Правовая индифферентность является более мягкой формой нигилизма, она выражается в том, что человек с безразличием относится к проблемам установления режима

законности, отказывается сотрудничать с правоохранительными органами в борьбе с преступностью. Но не стоит забывать о том, что от юридического равнодушия до отрицания ценности права всего лишь один шаг [18].

Правовой идеализм напротив переоценивает возможности права - достаточно принять хорошие законы и все острые социальные и экономические проблемы будут решены. Внешне правовой идеализм проявляется практически незаметно, но и он причиняет не меньший, чем правовой нигилизм вред обществу и государству [19].

Возможности любого права ограничены общественными отношениями, поэтому даже самые хорошие законы не способны решить социальные проблемы, поскольку для этого необходимы соответствующие экономические условия. Законы государства, неподкрепленные материальными ресурсами, изначально создаются как неработающие и способствуют еще большему нигилизму [20].

Ведущая роль в преодолении дефектов правосознания у граждан отводится развитию правовой культуры в обществе, поскольку именно ее наличие есть основной гарант построения правового государства. Повышение уровня правовой культуры обеспечивается проведением мероприятий по правовому воспитанию граждан, по профилактике правонарушений, а также при помощи повышения уровня информированности общества в целом. Граждане на протяжении всей жизни должны находиться в процессе правовой социализации, обеспечиваемой государством. Это позволит не только вооружить население необходимыми знаниями о действующем законодательстве, но и повысит авторитет права, а также будет способствовать законопослушному поведению и нетерпимому отношению к любым правонарушениям [21].

Таким образом, правосознание в России характеризуется противоречивостью и фрагментарностью, а также наличием множества деформаций. Наиболее распространенным и опасным дефектом является правовой нигилизм, порождающий большинство негативных социальных явлений. Из числа методов борьбы с низким уровнем правового сознания особое место занимает развитие правовой культуры в обществе [22].

Право должно достаточно адекватно отражать все те правовые нормы, которые рассчитаны на современную правовую регуляцию. И эта система норм, которую сегодня нельзя считать полной и достаточной, должна развиваться и совершенствоваться. Поэтому важна и политическая философия российской государственности. Вместе с тем, важен весь междисциплинарный

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

комплекс вопросов, связанных с формированием нового уровня российской государственности. Кризис доверия к государству, как известно, во многом связан именно с тем, что государственная деятельность в недостаточной степени регулируется установленными правовыми нормами [23].

Кризис доверия напрямую связан с потерей дееспособности государства, и этот фактор необходимо учитывать при построении новой политики. В этом отношении можно заметить, что модернизация государства во многом действительно должна быть связана с наведением правового порядка в государственной деятельности. Для этого должно измениться правосознание тех, кто является носителем государственной власти. Основная идея правового государства - целостная система правовой регуляции, где все дееспособные субъекты должны исполнять свои социальные действия по одинаковым законам [24].

Каждому субъекту точно и однозначно предписан корпус обязанностей и ответственности. Соответственно, во всех случаях, когда система этих норм не предусматривает точного предписания обязанностей и обязательного установления обязанностей, правового государства нет [25]. Проблема правового менталитета в политической сфере может быть обозначена как проблема правовой регуляции возникающих отношений. Это проблема прав и обязанностей, которые должны быть точно определены и исполнены соответствующим образом. Концентрация этой проблемы видится в вопросе: почему власть не выполняет своих обязанностей?

Наиболее остро проблемы политико-правового менталитета проявляются в сфере взаимодействия сложившегося аппарата власти и народа. Реакция общества, народа на действия властных структур показывает конкретную специфику гражданской политической культуры.

Политико-правовой менталитет есть феномен, анализ которого позволяет выявить как положительные стороны, так и несовершенство законодательства [26].

Конституция определяет фундаментальные цели, здесь декларируется то, что государство несёт перед обществом определённые обязательства. Хотя сама тема такого обязательственного отношения весьма аккуратно закамуфлирована, нигде прямо не сказано, что будет, если государство не выполняет своих конституционных обязательств перед своим народом, перед обществом в целом или конкретным человеком в отдельности [27]. Очевидно, что великий российский народ имеет право на определённое количество прав. Проблема остаётся в том, как востребовать с государства исполнения этих обязательств. А что гарантирует государство в соответствии с данной

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

конституцией? Каким образом оно это гарантирует? Просто декларирует, просто риторически само для себя упоминает какие-то международные нормы? Попытаемся определить общую идею. По сути, мы пытаемся говорить о метафизике российской политической реальности, о некой рефлексии, которая сегодня, как, впрочем, и всегда, необходима для полномерного осознания тех процессов, которые происходят в российском обществе [28].

Значительное место среди проблем, которые возникают в процессе исследования государства и права занимают те, что связаны с определением наиболее подходящих и эффективных методов. Избрание же наиболее удачных средств научного изучения позволяет достигнуть высокого результата. Именно поэтому вопрос методологического обеспечения является первоочередным в исследованиях [29].

Метод - один из способов познания, посредством него формулируются научные гипотезы и проверяется доказательность выводов. Совокупность методов, в свою очередь, составляет методологию исследования. Так, методология теории государства представляет собой совокупность теоретических принципов и логических приемов, а также конкретных способов, которые используются в процессе исследования различных государственных явлений [30].

Значительная часть правоведов утверждает, что в процессе познания как государственных, так и правовых явлений простое толкование основных положений диалектики является недостаточным. Так, по мнению В.В. Лазарева, кроме знания общих законов и категорий, важным также является умелое владение общими и частными методами. К общим методам, которые применяются в контексте изучения государства, могут быть отнесены анализ, синтез, а также др. [31]. Уделим внимание их особенностям. Анализ представляет собой один из методов научного исследования, состоящий в том, что объект (явление, процесс), его свойства или же отношения между несколькими объектами мысленно разделяется на несколько частей (признаков, свойств, отношений). Посредством применения анализа исследователь имеет возможность изучить отдельные части целого, а также раскрыть те отношения, которые являются общими для всех его частей, что, в свою очередь, будет способствовать осознанию особенностей структуры и развития того или иного объекта (процесса) как единого целого [32].

Одна из форм анализа - классификация предметов и явлений. Так, в контексте изучения государства, с помощью классификации возможно выделение, например, органов государства - зако-

нодательных, исполнительных, судебных. Основанием же такого деления будет служить принцип разделения властей [33]. Необходимо отметить, что метод анализа используется и в законодательстве. Обратимся к ч. 1 ст. 1 Конституции РФ [34]. В данной статье Российская Федерация определяется как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. С помощью метода анализа законодатель условно разделяет это определение на составные части - признаки [35]. А в последующем конкретизирует их в других статьях Конституции. В частности, конституционное положение о федеративном устройстве Российской Федерации раскрывается затем в положениях о суверенитете РФ, верховенстве ее Конституции и законов на всей территории России и т.д. [36].

Таким образом, в процедуре анализа исследователь совершает переход от общего описания изучаемого объекта к выявлению особенностей его признаков [37]. Однако необходимо отметить тот факт, что в процессе анализа возможно выпадение отдельных частей объекта, явления или процесса из общего контекста понимания (из их взаимосвязи или из их взаимодействия с другими частями) [38]. В свою очередь, это приведет к получению определений, которые будут являться условными, неполными и односторонними. В силу того, что феномен государства, как и любой системы, не может быть сведен к простой сумме его частей, то для того, чтобы воссоздать его в мышлении исследователя во всем богатстве его взаимосвязей, необходимо применение иного метода научного познания, а именно синтеза [39].

Метод синтеза представляет собой процесс, в ходе которого происходит объединение в единое целое тех частей, свойств, признаков, отношений, которые были выделены посредством анализа. Синтезируя аналитические знания отдельных элементов государства, мы можем получить качественно новое знание об исследуемом явлении. Так, с помощью синтеза свойств, присущих органам законодательной, исполнительной и судебной власти, мы получаем обобщенное представление о механизме государства [40].

Отметим, метод синтеза используется также и в законодательстве. В частности, определение Российской Федерации, сформулированное в ч. 1 ст. 1 Конституции РФ, есть результат объединения знаний, которые отражены в других конституционных положениях: о федеративном устройстве, о правах и свободах человека и гражданина, о выборности главы государства и т.д. [41]. В данном случае особая важность отводится не простой сумме частей, а смысловым связям между

ними. Таким образом, с помощью синтеза мы получаем целостную картину государства [42].

Необходимо отметить, что на каждой стадии научного исследования анализ и синтез осуществляются в единстве, отражают связь частей и целого, тем самым они не могут плодотворно применяться один без другого [43]. Так, при анализе имеет место выделение в предмете тех свойств, которые делают его частью целого, основываясь при этом на синтетическом, хотя бы самом общем предварительном представлении о целом [44]. А при синтезе имеет место осознание целого, как состоящего из частей, определенным образом связанных между собой [45]. Благодаря этому в ходе научного исследования синтез осуществляется через анализ, а анализ - через синтез. Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что метод синтеза является восхождением от меньшего к большему, анализ же, напротив, идет от целостного к частному [46]. И лишь в своем единстве они дают полное и всестороннее знание. Методы анализа и синтеза есть неотъемлемая часть в процессе исследования не только государства, но и иных объектов, явлений, процессов [47; 48].

Список литературы:

[1] Усанов В.Е. Юриспруденция в системе наук об образовании // Образование и право. -2012. - № 5 (33). - С. 110 - 122.

[2] Саламов А.Х., Ужахова Л.Я., Султыгова З.Х. Тестирование как одна из форм контроля знаний по химии: сб. науч. тр. Ингушского гос. ун-та.

- Магас, 2014. - С. 312 - 324.

[3] Албогачиев А.А. К истории возникновения института народного представительства в Европе: сб. науч. тр. Ингушского гос. ун-та. - Магас, 2006.

- С. 291 - 304.

[4] Каллагов Т.Э. Особенности правового регулирования муниципальной службы в условиях реформирования местного самоуправления в Российской Федерации // Ученые труды РААН. -2014. - № 2 (33). - С. 36 - 38.

[5] Reddy S. Social Justice in Social Stratification: Human Rights, Law and PILs / S. Reddy // Global Journal for Research Analysis. - 2017. - Vol. 2. - Is. 4. - P. 579 - 580.

[6] Гандалоев Р.Б. Понятие политического единства // Образование. Наука. Научные кадры.

- 2020. - № 3. - С. 128 - 130.

[7] Аристотель. Соч.: в 4 т. Т. 4. / пер. С.А. Жебелева - М.: Изд-во «Мысль», 1983. - 644 с.

[8] Антопольский А.Б., Поляк Ю.Е., Усанов В.Е. Измерение присутствия в интернете образовательных учреждений // Проблемы современного образования. - 2012. -№ 4. - С. 117 - 131.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

[9] Саламов А.Х., Ужахова Л.Я., Султыгова З.Х. Тестирование как одна из форм контроля знаний по химии: сб. науч. тр. Ингушского гос. ун-та. - Магас, 2014. - С. 312 - 324.

[10] Аушева И.А., Дугиева А.Я., Арчакова Р.Д. и др. Исследование кубового остатка, полученного из нефтей Республики Ингушетии II Технологии нефти и газа. - 2015. - № 4 (99). - С. 23 -25.

[11] Гандалоев Р.Б. Права и обязанности сторон и третьих лиц II Государственная служба и кадры. - 2020. - № 3. - С. 54 - 57.

[12] Каллагов Т.Э. История формирования муниципальной службы в условиях реформирования местного самоуправления II Новый юридический журнал. - 2014. - № 3. - С. 148 - 159.

[13] Каллагов Т.Э. К вопросу о совершении правонарушений в сфере государственной гражданской и муниципальной службы II Ученые труды РААН. - 2014. -№ 4 (35). - С. 93 - 96.

[14] Гандалоев Р.Б., Эльджаркиев И.А.Н. Правовые основы противодействия распространению идеологии экстремизма II Вестник Московского ун-та МВД России. - 2020. - № 1. - С. 59 - 63.

[15] Албогачиев А.А. К истории возникновения института народного представительства в Европе: сб. науч. тр. Ингушского гос. ун-та. - Магас, 2006. - С. 291 - 304.

[16] Каллагов Т.Э. Особенности правового регулирования муниципальной службы в условиях реформирования местного самоуправления в Российской Федерации II Ученые труды РААН. -2014. - № 2 (33). - С. 36 - 38.

[17] Усанов В.Е. Подготовка юристов будущего: размышления над Федеральными образовательными стандартами подготовки бакалавров и магистров юриспруденции II Образование и право. - 2012. - № 5 (33). - С. 245 - 259.

[18] Haley J.O. Law's Political Foundations: Rivers, Rifles, Rise and Religions I J.O. Haley. -Cheltenham, Northamptonio: Edward Elgar Publishing, 2016. -217 p.

[19] Герцен А.И. Собр. соч.: в 30 т. - Т. 7: О развитии революционных идей в России. - М., 1956. - 466 с.

[20] Усанов В.Е. Модернизация системы науки в Российской Федерации: тенденции и перспективы II Правозащитник. - 2013. - № 1. - С. 20.

[21] Reddy S. Social Justice in Social Stratification: Human Rights, Law and PILs I S. Reddy II Global Journal for Research Analysis. - 2017. - Vol. 2. - Is. 4. - P. 579 - 580.

[22] Усанов В.Е. Юриспруденция в системе наук об образовании II Образование и право. -2012. - № 5 (33). - С. 110 - 122.

[23] Каллагов Т.Э. Формирование и развитие муниципальной службы в условиях модернизации

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

местного самоуправления в современной России // Образование и право. - 2014. - № 11-12 (63-64).

- С. 112 - 123.

[24] Общая теория права и государства: учеб. для юрид. вузов / под ред. В.В. Лазарева. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристь, 2001. - 209 с.; Кроткова Н.В. Общая теория права: история и современное состояние. К 110-летию со дня рождения А.И. Денисова (1906-1984) // Государство и право. 2017. № 4.

[25] Ильгова Е.В., Соколов А.Ю. О некоторых проблемах применения административного задержания к несовершеннолетним лицам // Вестник Омского ун-та. Сер.: Право. - 2011. - № 2 (27).

- С. 71 - 75.

[26] Ильгова Е.В. Особенности производства по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. - 2006. - № 4. - С. 29 - 32.

[27] Ильгова Е.В. Проблемы правового регулирования организации и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Российской Федерации // Вопросы ювенальной юстиции. - 2009. - № 5. - С. 19 - 25.

[28] Албогачиев А.А. Политические и экономические предпосылки возникновения сослов-но-представительских органов в Европе: сб. науч. тр. Ингушского гос. ун-та. - Магас, 2002. - С. 31 -44.

[29] Ильгова Е.В., Соколов А.Ю. О некоторых проблемах применения административного задержания к несовершеннолетним лицам // Вестник Омского ун-та. Сер.: Право. - 2011. - № 2 (27).

- С. 71 - 75.

[30] Каллагов Т.Э. История формирования муниципальной службы в условиях реформирования местного самоуправления // Новый юридический журнал. - 2014. - № 3. - С. 148 - 159.

[31] Саламов А.Х., Султыгова З.Х., Арчакова Р.Д. Особенности подготовки магистров-химиков: сб.: Вузовское образование и наука: материалы Всеросс. науч.-практ. конф. - 2015. - С. 214 - 216.

[32] Каллагов Т.Э. К вопросу о совершении правонарушений в сфере государственной гражданской и муниципальной службы // Ученые труды РААН. - 2014. - № 4 (35). - С. 93 - 96.

[33] Каллагов Т.Э. Формирование и развитие муниципальной службы в условиях модернизации местного самоуправления в современной России // Образование и право. - 2014. - № 11-12 (63-64).

- С. 112 - 123.

[34] Конституция Российской Федерации: принята 12 дек. 1993 г. // СПС «КонсультантПлюс».

[35] Саламов А.Х., Мартазанова Р.М., Султы-гова З.Х. Организация самостоятельной работы при изучении биологической химии студентами -будущими спортсменами: сб.: Вузовское образо-

вание и наука: материалы региональной науч.-практ. конф. - 2014. - С. 175 - 177.

[36] Малахов В.П. Многообразие методологий современной теории государства и права // История государства и права. - 2009. - № 19. - С. 43-48; Кроткова Н.В. История и методология юридической науки («Круглый стол» кафедры теории государства и права и политологии юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и журнала «Государство и право») // Государство и право. 2016. № 4.

[37] Антопольский А.Б., Поляк Ю.Е., Усанов В.Е. Измерение присутствия в интернете образовательных учреждений // Проблемы современного образования. - 2012. -№ 4. - С. 117 - 131.

[38] Гандалоев Р.Б. Влияние средств массовой информации в условиях современного российского федеративного государства // Закон и право. - 2020. - № 12. - С. 55 - 59.

[39] Каллагов Т.Э. Муниципальная служба в условиях реформирования местного самоуправления в Российской Федерации // Образование и право. - 2014. - № 9 (61). - С. 20 - 36.

[40] Саламов А.Х., Ужахова Л.Я., Султыгова З.Х. Тестирование как одна из форм контроля знаний по химии: сб. науч. тр. Ингушского гос. ун-та. - Магас, 2014. - С. 312 - 324.

[41] Темирханов Б.А., Темердашев З.А., Султыгова З.Х. Применение терморасширенного графита в технологии реабилитации водных экосистем, загрязненных нефтью // Технологии нефти и газа. - 2015. - № 3 (98). - С. 3 - 7.

[42] Общая теория права и государства: учеб. для юрид. вузов / под ред. В.В. Лазарева. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристь, 2001. - 209 с.; Кроткова Н.В. Общая теория права: история и современное состояние. К 110-летию со дня рождения А.И. Денисова (1906-1984) // Государство и право. 2017. № 4.

[43] Ильгова Е.В., Соколов А.Ю. О некоторых проблемах применения административного задержания к несовершеннолетним лицам. -Омск, 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[44] Албогачиев А.А. Геополитика: между наукой и идеологией: сб.: Гуманитарные и социально-политические проблемы модернизации Кавказа. - 2011. - С. 50 - 58.

[45] Каллагов Т.Э. История формирования муниципальной службы в условиях реформирования местного самоуправления // Новый юридический журнал. - 2014. - № 3. - С. 148 - 159.

[46] Албогачиев А.А. Аномия в ингушском обществе: социальная и политическая характеристика: сб.: Вузовское образование и наука: материалы региональной науч.-практ. конф. - 2007. - С. 221 - 225.

[47] Малахов В.П. Многообразие методологий современной теории государства и права // История государства и права. - 2009. - № 19. - С. 43-48;

[48] Кроткова Н.В. История и методология юридической науки («Круглый стол» кафедры теории государства и права и политологии юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и журнала «Государство и право») // Государство и право. 2016. № 4.

[49] Малько А.В., Гурьев В.В., Затонский В.А., Кроткова Н.В. Правовая культура, правовая политика и права человека (Обзор материалов научно-практической конференции) // Государство и право. 2021. № 2. С. 145-159. DOI: 10.31857/ S102694520013680-9.

Spisok literatury:

[1] Usanov V.E. Yurisprudenciya v sisteme nauk ob obrazovanii // Obrazovanie i pravo. - 2012. - № 5 (33). - S. 110 - 122.

[2] Salamov A.H., Uzhahova L.Ya., Sultygova Z.H. Testirovanie kak odna iz form kontrolya znanij po himii: sb. nauch. tr. Ingushskogo gos. un-ta. - Magas, 2014. - S. 312 - 324.

[3] Albogachiev A.A. K istorii vozniknoveniya instituta narodnogo predstavitel'stva v Evrope: sb. nauch. tr. Ingushskogo gos. un-ta. - Magas, 2006. - S. 291 - 304.

[4] Kallagov T.E. Osobennosti pravovogo reg-ulirovaniya municipal'noj sluzhby v usloviyah reform-irovaniya mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii // Uchenye trudy RAAN. - 2014. - № 2 (33).

- S. 36 - 38.

[5] Reddy S. Social Justice in Social Stratification: Human Rights, Law and PILs / S. Reddy // Global Journal for Research Analysis. - 2017. - Vol. 2. - Is. 4.

- P. 579 - 580.

[6] Gandaloev R.B. Ponyatie politicheskogo edinstva // Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry. -2020. - № 3. - S. 128 - 130.

[7] Aristotel'. Soch.: v 4 t. T. 4. / per. S.A. Zhebe-leva - M.: Izd-vo «Mysl'», 1983. - 644 s.

[8] Antopol'skij A.B., Polyak Yu.E., Usanov V.E. Izmerenie prisutstviya v internete obrazovatel'nyh uchrezhdenij // Problemy sovremennogo obra-zovaniya. - 2012. -№ 4. - S. 117 - 131.

[9] Salamov A.H., Uzhahova L.Ya., Sultygova Z.H. Testirovanie kak odna iz form kontrolya znanij po himii: sb. nauch. tr. Ingushskogo gos. un-ta. - Magas, 2014. - S. 312 - 324.

[10] Ausheva I.A., Dugieva A.Ya., Archakova R.D. i dr. Issledovanie kubovogo ostatka, poluchen-nogo iz neftej Respubliki Ingushetii // Tekhnologii nefti i gaza. - 2015. - № 4 (99). - S. 23 - 25.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

[11] Gandaloev R.B. Prava i obyazannosti sto-ron i tret'ih lic // Gosudarstvennaya sluzhba i kadry. -2020. - № 3. - S. 54 - 57.

[12] Kallagov T.E. Istoriya formirovaniya munic-ipal'noj sluzhby v usloviyah reformirovaniya mest-nogo samoupravleniya // Novyj yuridicheskij zhurnal.

- 2014. - № 3. - S. 148 - 159.

[13] Kallagov T.E. K voprosu o sovershenii pra-vonarushenij v sfere gosudarstvennoj grazhdanskoj i municipal'noj sluzhby // Uchenye trudy RAAN. - 2014. -№ 4 (35). - S. 93 - 96.

[14] Gandaloev R.B., El'dzharkiev I.A.N. Pravo-vye osnovy protivodejstviya rasprostraneniyu ide-ologii ekstremizma // Vestnik Moskovskogo un-ta MVD Rossii. - 2020. - № 1. - S. 59 - 63.

[15] Albogachiev A.A. K istorii vozniknoveniya instituta narodnogo predstavitel'stva v Evrope: sb. nauch. tr. Ingushskogo gos. un-ta. - Magas, 2006. - S. 291 - 304.

[16] Kallagov T.E. Osobennosti pravovogo reg-ulirovaniya municipal'noj sluzhby v usloviyah reformirovaniya mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii // Uchenye trudy RAAN. - 2014. - № 2 (33).

- S. 36 - 38.

[17] Usanov V.E. Podgotovka yuristov budush-chego: razmyshleniya nad Federal'nymi obrazova-tel'nymi standartami podgotovki bakalavrov i magis-trov yurisprudencii // Obrazovanie i pravo. - 2012. - № 5 (33). - S. 245 - 259.

[18] Haley J.O. Law's Political Foundations: Rivers, Rifles, Rise and Religions / J.O. Haley. - Cheltenham, Northamptonio: Edward Elgar Publishing, 2016. -217 p.

[19] Gercen A.I. Sobr. soch.: v 30 t. - T. 7: O razvitii revolyucionnyh idej v Rossii. - M., 1956. - 466 s.

[20] Usanov V.E. Modernizaciya sistemy nauki v Rossijskoj Federacii: tendencii i perspektivy // Pra-vozashchitnik. - 2013. - № 1. - S. 20.

[21] Reddy S. Social Justice in Social Stratification: Human Rights, Law and PILs / S. Reddy // Global Journal for Research Analysis. - 2017. - Vol. 2. - Is. 4.

- P. 579 - 580.

[22] Usanov V.E. Yurisprudenciya v sisteme nauk ob obrazovanii // Obrazovanie i pravo. - 2012. -№ 5 (33). - S. 110 - 122.

[23] Kallagov T.E. Formirovanie i razvitie municipal'noj sluzhby v usloviyah modernizacii mestnogo samoupravleniya v sovremennoj Rossii // Obrazovanie i pravo. - 2014. - № 11-12 (63-64). - S. 112

- 123.

[24] Obshchaya teoriya prava i gosudarstva: ucheb. dlya yurid. vuzov / pod red. V.V. Lazareva. -3-e izd., pererab. i dop. - M.: Yurist', 2001. - 209 s.; Krotkova N.V. Obshchaya teoriya prava: istoriya i sovremennoe sostoyanie. K 110-letiyu so dnya rozh-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

deniya A.I. Denisova (1906-1984) // Gosudarstvo i pravo. 2017. № 4.

[25] Il'gova E.V., Sokolov A.Yu. O nekotoryh problemah primeneniya administrativnogo zader-zhaniya k nesovershennoletnim licam // Vestnik Omskogo un-ta. Ser.: Pravo. - 2011. - № 2 (27). - S. 71 - 75.

[26] Il'gova E.V. Osobennosti proizvodstva po delam ob administrativnyh pravonarusheniyah v otnoshenii nesovershennoletnih // Voprosy yuve-nal'noj yusticii. - 2006. - № 4. - S. 29 - 32.

[27] Il'gova E.V. Problemy pravovogo reg-ulirovaniya organizacii i deyatel'nosti komissij po delam nesovershennoletnih i zashchite ih prav v Rossijskoj Federacii // Voprosy yuvenal'noj yusticii. -2009. - № 5. - S. 19 - 25.

[28] Albogachiev A.A. Politicheskie i ekonom-icheskie predposylki vozniknoveniya soslovno-pred-stavitel'skih organov v Evrope: sb. nauch. tr. Ingushskogo gos. un-ta. - Magas, 2002. - S. 31 - 44.

[29] Il'gova E.V., Sokolov A.Yu. O nekotoryh problemah primeneniya administrativnogo zader-zhaniya k nesovershennoletnim licam // Vestnik Omskogo un-ta. Ser.: Pravo. - 2011. - № 2 (27). - S. 71 - 75.

[30] Kallagov T.E. Istoriya formirovaniya municipal'noj sluzhby v usloviyah reformirovaniya mestnogo samoupravleniya // Novyj yuridicheskij zhurnal.

- 2014. - № 3. - S. 148 - 159.

[31] Salamov A.H., Sultygova Z.H., Archakova R.D. Osobennosti podgotovki magistrov-himikov: sb.: Vuzovskoe obrazovanie i nauka: materialy Vseross. nauch.-prakt. konf. - 2015. - S. 214 - 216.

[32] Kallagov T.E. K voprosu o sovershenii pra-vonarushenij v sfere gosudarstvennoj grazhdanskoj i municipal'noj sluzhby // Uchenye trudy RAAN. - 2014.

- № 4 (35). - S. 93 - 96.

[33] Kallagov T.E. Formirovanie i razvitie municipal'noj sluzhby v usloviyah modernizacii mestnogo samoupravleniya v sovremennoj Rossii // Obrazovanie i pravo. - 2014. - № 11-12 (63-64). - S. 112 -123.

[34] Konstituciya Rossijskoj Federacii: prinyata 12 dek. 1993 g. // SPS «Konsul'tantPlyus».

[35] Salamov A.H., Martazanova R.M., Sultygova Z.H. Organizaciya samostoyatel'noj raboty pri izuchenii biologicheskoj himii studentami - budush-chimi sportsmenami: sb.: Vuzovskoe obrazovanie i nauka: materialy regional'noj nauch.-prakt. konf. -2014. - S. 175 - 177.

[36] Malahov V.P. Mnogoobrazie metodologij sovremennoj teorii gosudarstva i prava // Istoriya gosudarstva i prava. - 2009. - № 19. - S. 43-48; Kro-tkova N.V. Istoriya i metodologiya yuridicheskoj nauki («Kruglyj stol» kafedry teorii gosudarstva i prava i politologii yuridicheskogo fakul'teta MGU im. M.V.

Lomonosova i zhurnala «Gosudarstvo i pravo») // Gosudarstvo i pravo. 2016. № 4.

[37] Antopol'skij A.B., Polyak Yu.E., Usanov V.E. Izmerenie prisutstviya v internete obrazova-tel'nyh uchrezhdenij // Problemy sovremennogo obra-zovaniya. - 2012. -№ 4. - S. 117 - 131.

[38] Gandaloev R.B. Vliyanie sredstv massovoj informacii v usloviyah sovremennogo rossijskogo federativnogo gosudarstva // Zakon i pravo. - 2020. -№ 12. - S. 55 - 59.

[39] Kallagov T.E. Municipal'naya sluzhba v usloviyah reformirovaniya mestnogo samouprav-leniya v Rossijskoj Federacii // Obrazovanie i pravo. - 2014. - № 9 (61). - S. 20 - 36.

[40] Salamov A.H., Uzhahova L.Ya., Sultygova Z.H. Testirovanie kak odna iz form kontrolya znanij po himii: sb. nauch. tr. Ingushskogo gos. un-ta. - Magas, 2014. - S. 312 - 324.

[41] Temirhanov B.A., Temerdashev Z.A., Sultygova Z.H. Primenenie termorasshirennogo grafita v tekhnologii reabilitacii vodnyh ekosistem, zagryaznen-nyh neft'yu // Tekhnologii nefti i gaza. - 2015. - № 3 (98). - S. 3 - 7.

[42] Obshchaya teoriya prava i gosudarstva: ucheb. dlya yurid. vuzov / pod red. V.V. Lazareva. -3-e izd., pererab. i dop. - M.: Yurist', 2001. - 209 s.; Krotkova N.V. Obshchaya teoriya prava: istoriya i sovremennoe sostoyanie. K 110-letiyu so dnya rozh-deniya A.I. Denisova (1906-1984) // Gosudarstvo i pravo. 2017. № 4.

[43] Il'gova E.V., Sokolov A.Yu. O nekotoryh problemah primeneniya administrativnogo zader-zhaniya k nesovershennoletnim licam. - Omsk, 2011.

[44] Albogachiev A.A. Geopolitika: mezhdu naukoj i ideologiej: sb.: Gumanitarnye i social'no-polit-icheskie problemy modernizacii Kavkaza. - 2011. - S. 50 - 58.

[45] Kallagov T.E. Istoriya formirovaniya munic-ipal'noj sluzhby v usloviyah reformirovaniya mestnogo samoupravleniya // Novyj yuridicheskij zhurnal. - 2014. - № 3. - S. 148 - 159.

[46] Albogachiev A.A. Anomiya v ingushskom obshchestve: social'naya i politicheskaya harakteris-tika: sb.: Vuzovskoe obrazovanie i nauka: materialy regional'noj nauch.-prakt. konf. - 2007. - S. 221 - 225.

[47] Malahov V.P. Mnogoobrazie metodologij sovremennoj teorii gosudarstva i prava // Istoriya gosudarstva i prava. - 2009. - № 19. - S. 43-48;

[48] Krotkova N.V. Istoriya i metodologiya yurid-icheskoj nauki («Kruglyj stol» kafedry teorii gosudarstva i prava i politologii yuridicheskogo fakul'teta MGU im. M.V. Lomonosova i zhurnala «Gosudarstvo i pravo») // Gosudarstvo i pravo. 2016. № 4.

[49] Mal'ko A.V., Gur'ev V.V., Zatonskij V.A., Krotkova N.V. Pravovaya kul'tura, pravovaya politika i prava cheloveka (Obzor materialov nauchno-prak-ticheskoj konferencii) // Gosudarstvo i pravo. 2021. № 2. S. 145-159. DOI: 10.31857/S102694520013680-9.

ЮРКОМПАНИ

www. law-books, ru

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.

/

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.