Научная статья на тему 'Правовое сознание: философскоконцептуальный анализ в контексте диалектики форм общественного сознания'

Правовое сознание: философскоконцептуальный анализ в контексте диалектики форм общественного сознания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
правовое сознание / идея современности / сиюминутная жизнь / неуверенность в правовой безопасности человека / доверие к истории / неотделимость правового сознания от социального целого / проблема гармонизации личного и общественного интереса. / legal consciousness / the idea of modernity / momentary life / lack of confidence in the legal security of a person / trust in history / the inseparability of legal consciousness from the social whole / problem of harmonization of personal and public interest.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Марюшко А.В.

Цель исследования – дать анализ правовому сознанию, его сущности. Автор исследует правовое сознание в связи с идеей современности, которая оппозиционна сиюминутной жизни. Научная новизна определяется исследованием правового сознания в контексте диалектики форм общественного сознания. При этом такое сознание раскрывается в историческом сознании как единство социальной и нравственной деятельности человека. В результате исследования выявлено, что правосознание осуществляется при постановке возвышенной цели и связано с человечностью индивида, а человек должен оставаться в центре внимания и в центре современной и государственной политики. Правовое сознание оппозиционно идее пустоты времени, сиюминутным настроениям. Право не является сугубо индивидуальным явлением, его основное свойство проявляется в надындивидуальном характере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Consciousness: philosophical and conceptual analysis in the context of dialectics of forms of social consciousness

The purpose of the study is to give an analysis of legal consciousness, its essence. The author explores legal consciousness in connection with the idea of modernity, which is in opposition to momentary life. Scientific novelty is determined by the study of legal consciousness in the context of the dialectics of forms of social consciousness. At the same time, such consciousness is revealed in historical consciousness as the unity of human social and moral activity. As a result of the study, it was revealed that legal awareness is carried out when setting a lofty goal and is associated with the humanity of the individual, and a person should remain in the spotlight and at the center of modern and state policy. Legal consciousness is opposed to the idea of the emptiness of time, momentary moods. Law is not a purely individual phenomenon, its main property is manifested in a supra-individual character.

Текст научной работы на тему «Правовое сознание: философскоконцептуальный анализ в контексте диалектики форм общественного сознания»

Legal Consciousness: philosophical and conceptual analysis in the context of dialectics of forms of social consciousness

Maryushko Anna Valerjevna, Postgraduate student, Ufa State Petroleum Technical University, Ufa, Republic of Bashkortostan

The purpose of the study is to give an analysis of legal consciousness, its essence. The author explores legal consciousness in connection with the idea of modernity, which is in opposition to momentary life. Scientific novelty is determined by the study of legal consciousness in the context of the dialectics of forms of social consciousness. At the same time, such consciousness is revealed in historical consciousness as the unity of human social and moral activity. As a result of the study, it was revealed that legal awareness is carried out when setting a lofty goal and is associated with the humanity of the individual, and a person should remain in the spotlight and at the center of modern and state policy. Legal consciousness is opposed to the idea of the emptiness of time, momentary moods. Law is not a purely individual phenomenon, its main property is manifested in a supra-individual character.

Keywords: legal consciousness; the idea of modernity; momentary life; lack of confidence in the legal security of a person; trust in history; the inseparability of legal consciousness from the social whole; problem of harmonization of personal and public interest.

Цитировать: Марюшко А.В. Правовое сознание: философско-концептуальный анализ в контексте диалектики форм общественного сознания // KANT. – 2023. – №2(47). – С. 185-190. EDN: IKXCGI. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-47.33

Марюшко Анна Валерьевна, аспирант, Уфимский государственный нефтяной технический университет, Уфа, Республика Башкортостан

Цель исследования – дать анализ правовому сознанию, его сущности. Автор исследует правовое сознание в связи с идеей современности, которая оппозиционна сиюминутной жизни. Научная новизна определяется исследованием правового сознания в контексте диалектики форм общественного сознания. При этом такое сознание раскрывается в историческом сознании как единство социальной и нравственной деятельности человека. В результате исследования выявлено, что правосознание осуществляется при постановке возвышенной цели и связано с человечностью индивида, а человек должен оставаться в центре внимания и в центре современной и государственной политики. Правовое сознание оппозиционно идее пустоты времени, сиюминутным настроениям. Право не является сугубо индивидуальным явлением, его основное свойство проявляется в надындивидуальном характере.

Ключевые слова: правовое сознание; идея современности; сиюминутная жизнь; неуверенность в правовой безопасности человека; доверие к истории; неотделимость правового сознания от социального целого; проблема гармонизации личного и общественного интереса.

УДК 124.1

5.7.7

Марюшко А.В.

Правовое сознание: философско-концептуальный анализ в контексте диалектики форм общественного сознания

Иллюзорное время мира есть время «программного обеспечения», но это время есть все же несущественное время [1, 129]. Сегодня мы сталкиваемся с мгновениями настоящего. А эти мгновения означают немедленное исполнение задач социального и политического развития. В мгновениях настоящего ощущается непосредственное уменьшение и исчезновение духовного интереса. В этом плане правовое сознание, прежде чем сложиться, сжимается или вообще исчезает.

Актуальность настоящей работы определяется исследованием правового сознания, его сущности. В этой связи автор выдвигает следующие задачи: во-первых, дать анализ правового сознания в связи с идеей современности, которая оппозиционна сиюминутной жизни; во-вторых, исследовать правовое сознание как предпосылку формирования гуманных общественных отношений; в-третьих, рассмотреть правовое сознание в контексте правовой работы человека, которая должна быть интересной в плане гармонизации личного и общественного интереса.

Научная новизна работы определяется анализом правового сознания в контексте форм общественного сознания. При этом такое сознание раскрывается в историческом сознании как единство социальной и нравственной деятельности человека.

Автор обосновывает ту мысль, что правовое сознание исторически изменчиво, оно есть первичная форма понимания обществом социального и природного мира.

Задумаемся над тем, что правовое сознание есть, прежде всего, нормативное мышление. Оно есть нечто конкретное, исторически и социально обусловленное. В этом устойчивость, нормативность и регулятивная способность правового сознания, но трансформации социальной сферы, ставшие характерными особенностями общественных, правовых, политических и духовных процессов современного общества, становятся предпосылками динамичности правовых приоритетов общества. Социальная действительность динамичнее правового сознания, что свою очередь, может в любой момент стать проблемой социальной стабильности общества, последствием которой станет правовая безопасность субъекта социальных отношений. В основе правовой безопасности лежит качество правового сознания социального субъекта. «Любая безопасность, независимо от сферы человеческой деятельности, представляет собой состояние или условия, в которых существует определенная социальная система, и где воздействие внутренних и внешних факторов не оказывает отрицательное влияние для полноценного функционирования всех элементов данной системы. Безопасность как благоприятные состояние и условия обеспечивают не только выживание, но и становятся предпосылками прогрессивного развития социальной системы» [2, 154 - 157].

Правовое сознание следует общим закономерностям развития общества. Наряду с оценочными суждениями о правовых нормах, в правовое сознание постепенно входят правовые нормы. Они связаны со свободами (личности, слова, совести, с требованиями избирательных прав, сокращением рабочего дня и т.д.). Правовое сознание здесь проявляет свое сходство с политическим сознанием, где экономическая структура общества обусловливает соответствующие волевые действия. По мнению С.В. Иванеева, «… концентрированным выражением правосознания является правовая идеология, система правовых взглядов, основывающаяся на определенных социальных и научных позициях». [3, 6 - 11].

Из сказанного следует, что право, выходящее за пределы индивидуального и ставшее формой общественного сознания, является приоритетом социального развития, в котором неоценима роль государства. Нам думается, что правовое сознание включает в себя социально-психологическую и теоретико-идеологическую стороны социальной действительности. Правовые чувства отражают правовой статус человека как справедливого или несправедливого, они связаны с переживаниями людьми различных событий, «относящихся к действию закона» [4, 40]. При этом чувства людей могут быть связаны как с объективным отражением статуса личности, так и с иллюзорным бытием. В обоих случаях правовое восприятие социальной реальности для индивида выступает системой координат, где право не только регулирует, но и одновременно является мотивирующим фактором. Поэтому можно утверждать, что правовое сознание встраивается в систему ценностей человека, определяя когнитивные и поведенческие предпочтения и интересы, формируя его экзистенциальные мотивы. «Ценностно обусловленный мотив субъекта, представляющий собой диалектическое единство объективного и субъективного в ценности, общественных и индивидуальных ценностей, личностного ценностного смысла и ценностной смысловой установки, выступает той внутренней побудительной причиной, которая непосредственно вызывает и целенаправляет поведение и действие» [5, 214]. Право, выступающее мотивирующим фактором, тесно переплетает между собой правовое и ценностное сознание индивида и определяет его сферы целеполагания, оценочного восприятия социальной реальности.

Нельзя не отметить, что социальная сторона правового сознания имеет тесную связь с правовыми привычками, которые побуждают действовать именно определенным образом. Привычки, основанные на праве, играют огромную роль в выстраивании правовых отношений. Социальная реальность ориентируется на исследование процессов под совершенно иным углом. Социальные практики разнятся и не проявляются одинаково во всех этапах жизнедеятельности социального субъекта. Но индивиды, усваивая законы и навыки социальной деятельности, обеспечивают повторение социальных практик, что и делает возможным их научный анализ. Социальные практики следует рассматривать «во времени и в пространстве» [6, с. 186 - 192]. В этом состоит их систематическая форма. Нам необходимо заметить, что право и правовое сознание сохраняется и развиваются, когда индивиды стремятся существовать по определенным правилам.

Нередко между знаниями и правовыми чувствами существует противоречие. Но почему человек влечется к другому, в отрицательную сторону? Причина кроется в том, что право не является сугубо индивидуальным явлением, основное свойство права – его надиндивидуальный характер. А правовое сознание индивида – сочетание индивидуальных и надындивидуальных характеристик права в социальном субъекте. Интериоризация внешних сил и экстериоризация личностных свойств и качеств – две стороны функционирования человеческой личности, которые в совокупности образуют содержание процесса её взаимодействия со средой. Человеческий индивид формируется не как пассивный объект социализирующего воздействия среды, а как активный социальный субъект – посредством своей собственной практической деятельности [5, 214]. Социализирующее воздействие права на правовое сознание индивида выступает как теоретическое знание, которое выражает правовые взгляды и интересы значительных социальных групп. Именно сочетание индивидуальных потребностей и интересов значительных социальных групп, обеспечивает соответствие правового сознания индивида социальным реалиям, функционирующим в определенном месте и во времени.

Право, справедливость, правовая обязанность служат своеобразным «строительным» материалом для множества правовых концепций. Речь идет о нормативистской теории, редуцирующей правовые нормы из самих же этих норм, о социально-правовом измерении политической экономии. Можно отметить, что правовое сознание близко к политическому. Правовое сознание, как и политическое, заключает в себе общецивилизационное содержание, связанное с защитой чести и достоинства личности, с обеспечением общественного порядка. Правовое сознание влияет на общество, воздействует на все общественные отношения.

Но иногда правовому сознанию придается такое значение, которого оно не имеет. Так, Ф. Ницше, обосновывая самостоятельность права в отношении к морали, развивает ту мысль, что право вырывает социум из состояния хаоса и порождает мораль, а не наоборот [4, 42]. Мы должны заметить, что обычное право, которое существовало в первобытном обществе, дополняло моральные регуляторы, систему племенных обычаев. Спустя много веков обычное право, в отличие от изначальной моральной нормы, стало облекаться в письменную речь и превращаться в писаное право.

Непосредственное право особенно широко проявляется в, так называемые, переходные периоды, особенно в эпоху революционных потрясений. В данное время происходят существенные и довольно быстрые преобразования в самих механизмах регуляции человеческих отношений. Преобразования в человеческих отношениях требуют трансформации правового сознания индивида. И степень несоответствия новых норм социальных отношений и правового сознания индивида становится показателем уровня противоречий в обществе и границ возможного и необходимого воздействия на социального субъекта.

Любые преобразования в обществе – политические, экономические, социальные – актуализируют проблему правового законотворчества. Особенно значительна роль правосознания в сфере законотворчества, в области выработки новых правовых норм. Правосознание в этом плане дает идею правовой нормы, идею «закона». «В каждом отдельном случае экономические факты, чтобы получить санкцию в форме закона, должны принимать форму юридического мотива» [7, 312]. Не только экономические факты, но и все сферы общественных отношений, призваны приобрести определенное выражение в правовом сознании. Но проблема в законотворчестве заключается в том, что сам закон должен стать адекватным правосознанию.

Само правовое сознание имеет двойственный характер, который проявляется в обеспечении правового поведения индивида в рамках существующих в обществе норм, а с другой стороны – становится источником законотворчества. Правосознание, как наиболее подвижный элемент социальной и духовной жизни, играет большую роль в деле изменения или восполнения законодательства. Правовое сознание, в этом плане, способствует уяснению прав и обязанностей как государственных органов, так и отдельных личностей.

Мы не можем не отметить огромных возможностей правового сознания в утверждении в обществе правопорядка. Духовная жизнь, как замечает И.Г. Фихте, начинается там, где люди покидают точку зрения «чувственность знания» и начинают понимать мир «как некоторый закон и порядок» [8, 178].

Воспитательной роли правового сознания, его значению в укреплении общественного правопорядка много внимания уделял И.А. Ильин. По его мнению, правовое сознание – это умение уважать право и закон, выстраивать свою жизнь, не совершая преступлений. Если в обществе нет здравого правосознания, то демократический строй превращается в решето злоупотреблений. Воспитанный человек призван выполнять все законы, включая и те, которые идут в разрез с обществом и государством. И.А. Ильин точно отмечает, что «всюду и всегда могут встречаться нецелесообразные и несправедливые законы, такие, которые были неудачны с самого начала, или такие, которые с течением времени утратили свою жизненную полезность, но закон не отменен, он должен применяться и соблюдаться, по римской формуле – «суров закон, но он закон» [9, 253]. Известно, что Сократ, приговоренный к смерти за идею введения новых божеств, тем не менее, подчинился приговору, проявив свою законопослушную сущность. Когда Сократу предложили бежать из афинской тюрьмы, то он оказался, заявив, что обязан повиноваться законам. Не может, говорит Сократ, «стоять целым и невредимым то государство, в котором судебные приговоры не имеют никакой силы» [10, 106-107]. Таких же взглядов придерживался Аристотель и Цицерон, которые видимо, полагали, что государство есть общий правопорядок.

Были, разумеется, и противники такого правосознания. Среди них – Ф. Ницше, который полагал, что люди избранные, «аристократы», герои стоят выше законов. Там, где «героизм, там нет преступления», там, где есть «высшая цель», там можно «говорить клевету, делать несправедливость, совершать преступления» [11, 258, 290].

Проблема воспитания здравого правосознания является актуальной для всякого общества. Сегодня эта задача связывается с созданием правового государства. Государство не правовым быть не может. Поэтому государство можно связывать лишь с целью повсеместного соблюдения законов. Нашему обществу предстоит порвать с теми условиями, когда законы провозглашаются, но не действуют, либо последние являются правовым сознанием властвующих лиц.

Итак, можно сделать следующие выводы:

во-первых, задача укрепления правового государства актуальна и сегодня. Она обусловлена существованием самого государства, делением общества на социальные слои и группы. Данное деление, зачастую, обусловлено непосредственным уменьшением и исчезновением духовного интереса;

во-вторых, само право существует и ощущается как постоянная возможность нарушения его норм. Отсюда вытекает тот вывод, что роль правового сознания всегда будет необходимой. Но правосознание не связано с сиюминутной жизнью. Современное увлечение прогрессом сознания не отходит на задний план истории. Человеческая жизнь оценивается по способности быть интересной. Правовое сознание не отделено от социального целого, но оно, зачастую, наполняется неуверенностью в завтрашнем дне. Именно поэтому правовое сознание соединяется с мышлением и волей, которые едины, а вовсе не выражает две обособленные друг от друга способности.

в-третьих, философско-концептуальный анализ правового сознания предполагает исследование различия между теоретическим и практическим разумом. Воля связана с переживаниями типа «надо», «я должен». Волевое поведение включает в себя переживание устремленности человека к его реализации. Теоретическое сознание заметным образом превосходит практические возможности. Оно включает в себя анализ воздействия человека на государство, политические решения, экономические реформы. Теоретический разум не должен порождать неуверенности в завтрашнем дне. В этом как раз проявляется чарующая легкость правового сознания. Но следует согласиться также и с тем, что «автономность пространства морали, т.е. ее отстраненность, слабость ярко проявляется в инновациях сегодняшнего дня» [12, 103].

Любое рассуждение о правосознании неизбежно связано с сиюминутным состоянием общества. Делать рациональный выбор в пользу мгновения означает избегать последствий долговременных событий. Долговечность правосознания превращается из социального качества в помеху. Нам думается, что правовое сознание не связано с долговечностью социальных отношений. Трудно представить мораль и право, которые безразличны к последствиям действий человека. Однако память о прошлом и вера в будущее является существенной характеристикой правового сознания. Правосознание связано с человеческими делами, с ответственностью и жизнью сегодняшнего дня.

То, что происходит где-то вдали не так уже важно. Но правосознание не связано с вопросом, а какое мне до этого дело? [13, 357]. Мы, люди настоящего и будущего дня не должны сгорать ради далекой цели, ради удовольствий. Правосознание не позволяет нам сгорать для некоторого «после нас», которое означает в будущем не что иное, как удовольствие, которым люди жертвуют в настоящем [13, 357]. Правосознание осуществляется при возвышенной цели. Сам революционный прорыв жертвует современностью, чтобы осуществить будущую гармонию. Правовое сознание связано с тем, что люди развенчивают свою цель, но человек все же остается в центре внимания. Правосознание, его философско-концептуальный анализ, связано с человечностью индивида, а человек, в принципе, должен оставаться в центре внимания и в центре современной и государственной политики.

Примечания:

1. Бауман З. Текучая современность / пер. с англ. С.А. Комаров. – М. [и др.]: Питер, 2008. – С. 238.

2. Вильданов Х.С. К проблеме обоснования аксиологической безопасности // Наука сегодня: теория и практика. Сборник научных трудов международной заочной научно-практической конференции / Уфимский государственный университет экономики и сервиса. – Уфа, 2015. – С. 239.

3. Иванеев С.В. Бескомпромиссность как свойство правового и религиозного сознания в исламе // Международное публичное и частное право. – 2011. - № 5. - С. 48.

4. Янгузин А.Р. Диалектика форм общественного сознания и ее философские релинисценции. - Уфа: Гилем, 2009. – С.168.

5. Вильданов Х.С. Мотивационная структура поведения человека: социально – педагогический аспект // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3 - С. 415.

6. Бикметов Е.Ю., Лукьянов А.В., Хасанова Л.Р. Историко-временной аспект исследования социальной организации // Социально-гуманитарные знания – 2021. - № 4. – С. 360.

7. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т. 21. – М.: Политиздат, 1961. – С. 746.

8. Fichte J.G. Werke. Аuswahl in sechs Banden, hrsg. von F.Medicus. – Leipzig, 1908 -1911. Bd. 5. - S. 178.

9. Ильин И.А. Путь к очевидности. - М.: Республика, 1993. – С. 430.

10. Платон. Соч. в 4-х т. Т.1 / общ.ред. А.Ф. Лосева и др. – М.: Мысль, 1990. – С. 860.

11. Ницше Ф. Утренняя заря: Мысли о моральных предрассудках. – Свердловск: Воля, 1991. – С. 303.

12. Грибакина Э.Н. Мораль как параллельное праву пространство // KANT. – 2021. - № 1(38). - С. 362.

13. Блох Э. Тюбингенское введение в философию / пер. с нем. Т.Ю. Быстровой, С.Е. Вершинина, Д.И. Криушова. – Екатеринбург: Издательство Уральского ун-та, 1997. – С. 400.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.