Научная статья на тему 'Правовое сотрудничество по гражданским делам в системе взаимоотношений ссср с зарубежными странами (1922-1956 гг. )'

Правовое сотрудничество по гражданским делам в системе взаимоотношений ссср с зарубежными странами (1922-1956 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
337
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ДОГОВОР О ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ / СПОСОБЫ ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СУДЕБНОЕ ПОРУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Григорьева Ольга Геннадьевна

Обострение международной напряженности на современном этапе требует поиска наиболее оптимальных моделей взаимодействия государств с различным политическим, экономическим и социальным строем. Значительную помощь в этом может оказать исторический опыт, накопленный Советским Союзом на протяжении практически семи десятилетий своего существования. Его исследование основано на проведенном автором анализе документов Государственного архива Российской Федерации и Архива внешней политики МИД России. Собранный материал может быть полезен студентам, аспирантам и преподавателям, интересующимся историей права и государства, международных отношений, международного частного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUDICIAL COOPERATION IN CIVIL MATTERS IN THE SYSTEM OF RELATIONS OF THE USSR WITH FOREIGN COUNTRIES (1922-1956)

The aggravation of international tension at the present stage requires searching for the best possible models of interaction between States with different political, economic and social systems. Significant assistance in this regard can have a historical experience of the Soviet Union for almost seven decades of its existence. It is based on research conducted by the author the analysis of documents of the State archive of the Russian Federation and the foreign policy Archives of the Russian foreign Ministry. The material collected can be useful to students, postgraduates and teachers interested in the history of state and law, international relations, international private law.

Текст научной работы на тему «Правовое сотрудничество по гражданским делам в системе взаимоотношений ссср с зарубежными странами (1922-1956 гг. )»

1.4. ПРАВОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ В СИСТЕМЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СССР С ЗАРУБЕЖНЫМИ СТРАНАМИ (1922-1956 ГГ.)

Григорьева Ольга Геннадьевна, канд. юрид. наук, доцент кафедры управленческой деятельности Место работы: МГИМО(у) МИД России

[email protected]

Аннотация: Обострение международной напряженности на современном этапе требует поиска наиболее оптимальных моделей взаимодействия государств с различным политическим, экономическим и социальным строем. Значительную помощь в этом может оказать исторический опыт, накопленный Советским Союзом на протяжении практически семи десятилетий своего существования.

Его исследование основано на проведенном автором анализе документов Государственного архива Российской Федерации и Архива внешней политики МИД России. Собранный материал может быть полезен студентам, аспирантам и преподавателям, интересующимся историей права и государства, международных отношений, международного частного права

Ключевые слова: международное правовое сотрудничество, договор о правовой помощи, способы внешних сношений, международное судебное поручение

JUDICIAL COOPERATION IN CIVIL MATTERS IN THE SYSTEM OF RELATIONS OF THE USSR WITH FOREIGN COUNTRIES (1922-1956)

Grigoryeva Olga G., PhD, associate Professor of the Department of legal support of management activity

Work place: Moscow state Institute of international relations

[email protected]

Annotation: The aggravation of international tension at the present stage requires searching for the best possible models of interaction between States with different political, economic and social systems. Significant assistance in this regard can have a historical experience of the Soviet Union for almost seven decades of its existence. It is based on research conducted by the author the analysis of documents of the State archive of the Russian Federation and the foreign policy Archives of the Russian foreign Ministry. The material collected can be useful to students, postgraduates and teachers interested in the history of state and law, international relations, international private law.

Keywords: international legal cooperation, the agreement on legal assistance, the ways of external relations, international judicial Commission

Состояние взаимоотношений СССР с зарубежными государствами на различных исторических этапах непосредственным образом отражалось на тенденциях развития как политических, экономических и социальных преобразований в отечественном праве и государстве, так и международного правового сотрудничества.

К 1922 г. Советская Россия в целом решила такие основные внешнеполитические задачи, как: установление длительного мира и мирных отношений с капиталистическими государствами, вывод страны из со-

стояния внешнеполитической и экономической изоляции, в том числе путем привлечения иностранного капитала, преодоление состояния дипломатической изоляции. Однако ситуация все еще осложнялась неприятием советского строя и большевистского лозунга мировой революции странами Антанты, недовольством капиталистических держав курсом России на поддержку революционных организаций в Европе и Америке и национально-освободительного движения в колониальных странах.

Как результат - к моменту образования СССР был заключен целый ряд двусторонних международных договоров, в числе которых:

- Соглашение между РСФСР и Финляндией об условиях обмена товарами от 15 января 1919 г.;

- Соглашение между РСФСР и Афганистаном об установлении дипломатических отношений от 5 июля 1919 г.;

- Соглашение между РСФСР и Данией о взаимной эвакуации подданных от 18 декабря 1919 г.;

- Договор о перемирии между Латвией и Россией от 30 января 1920 г.;

- Мирный договор между Россией и Эстонией от 2 февраля 1920 г.;

- Соглашение РСФСР с Великобританией о почтовом сообщении от 20 февраля 1920 г.;

- Соглашение РСФСР с Великобританией о предоставлении англичанам права возвращения на родину от 6 марта 1920 г.;

- Соглашение между РСФСР и Германией об отправке на родину военнопленных и интернированных гражданских лиц обеих сторон от 19 апреля 1920 г.;

- Соглашение между Королевским Итальянским Правительством и Российским Советским Правительством об обмене пленных и интернированных гражданских лиц от 27 апреля 1920 г.;

- Мирный договор между РСФСР и Литвой от 12 июля 1920 г. и др.

В данный период был заключен также целый ряд межведомственных международных соглашений, в которых со стороны Советской России участвовали, например, Народный комиссариат внешней торговли, Всероссийский центральный союз потребительских обществ, Русское командование на Дальнем Востоке и др.

Параллельно с решением внешнеполитических задач с 1921 г. Советская Россия начала постепенное установление торговых отношений с Англией, Германией, Австрией, Норвегией, Данией, Италией, Чехословакией. Двусторонние договоры России возобновляли дипломатические и консульские отношения с целым рядом государств и тем самым расширяли круг межгосударственных контактов.

В 1926 г. с Германией были заключены Берлинский договор о дружбе и военном нейтралитете и Соглашение между СССР и Германием о наследовании 1926 г. В процессе изучения хранящихся в фондах АВП МИД России документов были обнаружены ссылки на Соглашение о правовой помощи в гражданских делах между СССР и Германией от 12 октября 1925 г. [13, с. 73] Однако само упоминаемое Соглашение автором в архивных фондах не обнаружено, в связи с чем в настоящей работе оно не исследуется, сформулированные выводы на нем не основываются.

С этих пор Германия стала нашим основным торговым и военным партнером, что внесло существенные коррективы в характер международных отношений на последующие годы.

К 1924 г. Россию в Европе де-юре признали Великобритания, Франция, Италия, Норвегия, Австрия, Гре-

ция, Швеция, в Азии - Япония, Китай, в Латинской Америке - Мексика и Уругвай.

Особо следует подчеркнуть специфику советско-британских и советско-французских отношений, которые носили нестабильный характер. В 1927 г. произошел разрыв дипломатических отношений с Англией, которые были восстановлены в 1929 г. С Францией, напротив, впоследствии сложились многогранные взаимовыгодные партнерские отношения [31].

В 1924 г. были установлены дипломатические и консульские отношения с Китаем, в 1925 г. - с Японией. России удалось заключить серию равноправных двусторонних договоров со странами Востока. В 1921 г. был заключен советско-иранский договор, советско-афганский договор и договор с Турцией. 1933 г. стал годом признания СССР Соединенными Штатами Америки, в 1933-1935 г. - Чехословакией, Испанией, Румынией и др.

Следует отметить, что уже в третьем десятилетии ХХ в. был определен уполномоченный государственный орган, призванный осуществлять взаимодействие СССР с зарубежными государствами по правовым вопросам -внешнеполитическое ведомство (НКИД, МИД). В настоящей работе такое взаимодействие определяется как «способы внешних сношений» [9, с. 19-22].

В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова «способ» определяется как: действие или система действий, применяемые при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь [32].

Т.Ф. Ефремова под «способом» понимает:

1) образ действий, прием, метод для осуществления, достижения чего-либо;

2) возможность, средство, реальные условия для осуществления чего-либо [14].

В советской литературе проблема определения способов внешних сношений глубоко исследована К.К. Сандровским [24].

Способы внешних сношений по поводу оказания правовой помощи по гражданским делам советским государством создавались на протяжении всей истории существования Союза ССР. Исследование архивных документов ГА РФ и АВП МИД России позволило выявить определенные способы сношений советских компетентных органов по вопросам правовой помощи, которые классифицированы в настоящей работе в зависимости от того, какой компетентный орган государства наделен полномочием принимать (передавать) международные судебные поручения от компетентных органов иностранных государств:

- дипломатический способ сношений, т. е. посредством советского внешнеполитического ведомства (НКИД, МИД СССР) - традиционный способ внешних сношений по правовым вопросам еще в период Российской империи;

- передача международных судебных поручений посредством специализированного орган (Министерства юстиции СССР) - способ внешних сношений по гражданским делам, имевший место с конца 1950-х гг. при четком указании на него в международном договоре СССР [6, с.174-187; 7, с. 171-204].

Как уже отмечалось, Революция 1917 г. ликвидировала существовавший в дореволюционной России и отработанный в течение многих десятилетий дипломатический способ сношений по гражданским делам [8, с. 322-361].

Введение в 1920-е гг. разнообразных форм социально-экономического развития, отмена политики «военного коммунизма», острота политической борьбы, выработка и внедрение нэпа сказались на внешней политике нашего государства. СССР, вступив в череду

международного признания и установления дипломатических отношений, постепенно восстанавливало сношения по гражданским делам посредством внешнеполитического ведомства.

С конца 1920-х гг. с преимущественного развития советско-германского сотрудничества приоритетным направлением международных отношений СССР стало расширение экономических, культурных, правовых и иных контактов с другими странами.

1930 г. в истории международной правовой помощи по гражданским делам можно считать определенным рубежом. Во-первых, как уже отмечалось, прошедший в этом году XVI съезд ВКП(б) подвел итоги проводимой в предыдущие годы внешней политики СССР, определили ее дальнейшие цели и задачи. Во-вторых, к этому времени определился четкий круг государств, с которыми у СССР были отношения были крайне напряженными, и государств-партнеров. Соответственно в последнем случае взаимодействие и сотрудничество продолжало динамично развиваться, в том числе и по гражданским делам [8, с. 171-204].

Так, 15 апреля 1930 г. между СССР и Великобританией было заключено Временное торговое соглашение, которое предоставляло режим наибольшего благоприятствования гражданам договаривающихся государств; гарантировало, что «суда, их грузы и пассажиры будут пользоваться теми же правами, что и национальные суда, грузы и пассажиры» [2, с.215]. Так же отмечалось, что данное соглашение будет действовать до тех пор, пока стороны разрабатывают и принимают аналогичное соглашение на постоянной основе. Напомним, что в предыдущие годы дипломатические отношения между СССР и Великобританией были разорваны и восстановлены лишь незадолго до принятия данного Временного торгового соглашения.

Протокол соглашения о правах граждан и таможенных вопросах между СССР и Монголией от 20 мая 1930 г. предоставил гражданам договаривающихся государств национальный режим в передвижении, приобретении и пользовании имуществом, занятии не запрещенным промыслом. Ст.3 данного протокола, кроме того, закрепила право на «доступ к судебным и иным подобным учреждениям на одинаковых с местными гражданами основаниях и будут пользоваться полной охраной и защитой, как в отношении их личности, так и их имущества со стороны административных, судебных и иных подобных им органов».

Конвенция между СССР и Монголией об исполнении судебных решений по некоторым категориям гражданских дел от 28 июня 1930 г. регулировала взаимное правовое сотрудничество по алиментным, трудовым делам, причинении убытков государственным учреждениям и предприятиям. Конвенция также устанавливала порядок взаимного исполнения судебных решений.

В 1930 г. СССР и Италия также обсуждали перспективы заключения конвенций о наследовании, об исполнении судебных поручений по гражданским делам, об арбитраже. Так, в письме Народного комиссара иностранных дел СССР Временному поверенному в делах СССР в Италии от 20 июля 1930 г. отмечалось, что со стороны НКИД нет возражений по поводу заключения подобных конвенций, проекты которых уже были утверждены Совнаркомом СССР и направлены в Италию. «Что касается проекта конвенции об исполнении судебных поручений, то по просьбе итальянского посольства в Москве ему формально был послан про-

ект, принятых в наших отношениях с Германией, Латвией, Турцией и т.д.»

Соглашение между СССР и США о передаче судебных поручений от 22 ноября 1935 г. [27] было совершено путем обмена нотами. Так, нота посла США в Москве гласила:

«Судебные поручения, направляемые судами Советского Союза для исполнения в Соединенные Штаты, должны быть передаваемы суду, которому они адресованы, консульским должностным лицом Союза Советских Социалистических Республик в Соединенных Штатах, в консульском округе которого находится суд, о котором идет речь».

Нота Народного Комиссара Иностранных Дел:

«1. Судебные поручения, направляемые судами Соединенных Штатов для исполнения в Союзе Советских Социалистических Республик должны передаваться дипломатическим путем, т.е. через Американское Посольство в Москве и Народный комиссариат по иностранным делам, соответствующим судам в Союзе Советских Социалистических Республик и, по исполнении, они будут возвращаться тем же путем.

2. Судебные поручения, направляемые судами Соединенных Штатов для исполнения в Союзе Советских Социалистических Республик должны адресовываться Верховному Суду союзной республики, в компетенцию которого входит исполнение судебного поручения. В случае, если точное наименование советского суда неизвестно суду, который направляет судебное поручение, судебное поручение может быть адресовано соответствующему суду Союза Советских Социалистических Республик».

Во многом аналогичные ему положения были включены в Соглашение между СССР и Францией о передаче судебных и нотариальных документов и выполнении судебных поручений по гражданским и торговым делам, заключенное 11 августа 1936 г. в Париже [26]. Данное Соглашение содержало указание на центральные компетентные органы обоих государств, полномочные передавать документы и судебные поручения:

«Судебные и нотариальные документы по гражданским и торговым делам, предназначенные лицам, проживающим на территории Союза Советских Социалистических Республик, а также судебные поручения по гражданским и торговым делам, подлежащие исполнению на этой территории и исходящие от французских властей, будут передаваться через Посольство Французской Республики в Москве Народному Комиссариату по Иностранным Делам Союза Советских Социалистических Республик, который обеспечит их передачу компетентным властям.

Судебные и нотариальные документы по гражданским и торговым делам, предназначенные лицам, проживающим на территории Французской Республики, а также судебные поручения по гражданским и торговым делам, подлежащие выполнению на этой территории и исходящие от властей Союза Советских Социалистических Республик, будут передаваться Посольством Союза Советских Социалистических Республик в Париже Министерству Иностранных Дел Французской Республики, которое обеспечит их передачу компетентным властям...» [28, с. 45-49]

Кроме того, устанавливались языки делопроизводства, основания отказа во вручении документов. Основным порядком сношений между данными государствами по вопросам правовой помощи объявлялся

дипломатический порядок. По дипломатическим каналам осуществлялось сотрудничество СССР в сфере международной правовой помощи по гражданским делам с другими государствами, и оно также зависело в первую очередь от политических взаимоотношений конкретных государств.

Международные отношения СССР в 1933-1938 гг. осложнились в связи с нараставшей фашистской угрозой. Это привело к переориентации усилий советской дипломатии из сфер правового, экономического, культурного сотрудничества в сферу сохранения и упрочения мира. Позитивным результатами переговоров по созданию системы коллективной безопасности в Европе стало заключение в 1935 г. советско-французского и советско-чехословацкого договоров о взаимной помощи (но без соглашения о военном сотрудничестве) [23].

23 августа 1939 г. министрами иностранных дел Германии (Риббентропом) и СССР (В.М. Молотовым) был подписан пакт о ненападении сроком на 10 лет. В соответствии с секретными на тот момент статьями советско-германского пакта советское руководство приступило к расширению границ СССР. К СССР были присоединены Западная Украина и Западная Белоруссия, захваченные Польшей в 1920 г.

Заключение советско-германского пакта прервало дипломатические контакты СССР с Францией и Англией. Соответственно прервалось и сотрудничество с данными государствами по гражданским делам.

30 ноября 1939 г. СССР начал войну с Финляндией, которая завершилась подписанием мирного договора (от 12 марта 1940 г.), по которому к СССР отошли Карельский перешеек и ряд островов в Финском заливе. Совет Лиги Наций осудил действия Советского Союза, направленные против Финляндии, и принял резолюцию об его исключении из состава организации. Внешняя политика СССР предвоенных лет отражена в работе американского автора Ф. Шумана «Советская политика? В стране и за рубежом», в которой также анализируются взаимоотношения СССР и с зарубежными государствами, и с Лигой Наций [30].

В июне 1940 г. на территорию прибалтийских государств были введены дополнительные советские войска. Использование силового давления способствовало формированию здесь правительств просоветской ориентации. С августа 1940 г. прибалтийские республики вошли в состав СССР. Вслед за этим районы Бессарабии и Северной Буковины, оккупированные Румынией в 1918 г., также были присоединены к СССР.

Внешнеполитические меры, предпринятые советским руководством, отодвинули, но не предотвратили войну. Международные отношения СССР в период Второй мировой войны были переориентированы на военный лад и все усилия дипломатии были направлены в сферу ведения освободительной войны. Вполне понятно, что международное правовое сотрудничество по гражданским делам в военные годы не было и не могло быть актуальным.

В 1945 г. усилиями советских и американских дипломатов удалось создать основополагающие структуры политического и экономического порядка (ООН, Международный валютный фонд, Всемирный банк и др.) [22], что дало новый вектор развития международный отношений СССР. Так, Устав ООН [29, с.14-47], вступивший в силу 24 октября 1945 г., затронул практически все отношения, возникающие между государства-

ми. Его значение в регулировании международно-правовых отношений заключается, в частности, в том, что его положениями создаются условия, при которых должны соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права; соблюдаться принцип международного сотрудничества и уважения прав человека. Данные положения Устава ООН стали базой для дальнейшего двустороннего сотрудничества государств [20, с. 6-16].

Победа над фашизмом обусловила выход Советского Союза на лидирующие позиции на международной арене. Существенно расширилась географии дипломатических отношений СССР. Осознание объективной необходимости построения межгосударственных отношений на основе общепризнанных принципов международного права придало особую актуальность международному правовому сотрудничеству.

Как справедливо отмечает В.А. Карташкин, «политика государства меняется на различных этапах своего существования, но всегда остается неизменным стремление укрепить свое положение в мире, упрочить безопасность, политическое и экономическое влияние» [17, с.32]. В послевоенном мире СССР занял активную позицию на международной арене. СССР получил место постоянного члена Совета Безопасности ООН (наряду с США, Англией, Францией, Китаем). Существенно увеличилось число стран, установивших с СССР дипломатические отношения. Это весьма позитивный этап в развитии международных отношений СССР, на фоне которых в свою очередь формировалась международная правовая помощь по гражданским делам.

Изучение двусторонних договоров, заключенных СССР с другими государствами в послевоенное десятилетие, объективно отражающих состояние его международных отношений, позволило условно разделить их на три группы [8, с.322-361]:

(1) договоры о дружбе, взаимной помощи и сотрудничестве:

- между СССР и Югославией от 11 апреля 1945 г. [10];

- между СССР и Румынией от 4 февраля 1948 г.;

- между СССР и Финляндией от 6 апреля 1948 г.;

- между СССР и ГДР от 7 октября 1975 г. и др.;

(2) договоры о торговле и мореплавании (судоходстве):

- между СССР и Польской Республикой от 7 августа 1945 г.;

- между СССР и Данией от 17 августа 1946 г.;

- между СССР и Румынией от 20 февраля 1947 г.;

- между СССР и Чехословацкой Республикой от 26 апреля

1947 г.;

- между СССР и Итальянской Республикой от 11 декабря

1948 г. и др.;

(3) мирные договоры (как правило, с государствами, ранее имевшими дружественные, союзнические отношения с гитлеровской Германией):

- между СССР и Италией от 10 февраля 1947 г. [15];

- между СССР и Румынией от 10 февраля 1947 г. [16] и др.

Ни те, ни другие договоры напрямую вопросов международного правового сотрудничества по гражданским делам не затрагивали, ограничиваясь положениями о «сотрудничестве», «укреплении связей между народами обеих стран». Подобный подход, на наш взгляд, обусловлен окончанием Второй мировой войны и особыми целями и задачами, стоящими перед послевоенным мировым сообществом (укрепление мира, безопасности, предотвращение новой войны). В подтверждение сказанному приведем несколько примеров.

Так, ст. 5 Договора о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве между СССР и Югославией от 11 апреля 1945 г. [11] предусматривает, что стороны будут действовать «в духе дружбы и сотрудничества, в целях дальнейшего развития и укрепления экономических и культурных связей между народами обеих стран». Причем, как отмечается, целью заключения договора являются «еще большее укрепление дружбы, существующей между народами Советского Союза и Югославии, ведущими совместную борьбу против общего врага - гитлеровской Германии, неуклонное стремление обеспечения тесного сотрудничества народов обеих стран».

Подобные положения включены и в другие договоры СССР о дружбе, взаимной помощи и сотрудничестве (например, с Финляндией от 6 апреля 1948 г. [26, с. 189-191], с ГДР от 7 октября 1975 г. [33] и др.).

Договор о торговле и мореплавании между СССР и Румынией от 20 февраля 1947 г. помимо прочего предусматривает, что «физические и юридические лица каждой из Договаривающихся Сторон могут искать в судах и будут пользоваться свободным доступом в суды другой Стороны...».

В договоре регламентирован также вопрос об исполнении арбитражных решений:

Договаривающиеся Стороны обязуются давать исполнение арбитражным решениям по спорам, могущим возникнуть из заключаемых их гражданами, организациями или учреждениями торговых сделок, если разрешение спора соответствующим арбитражем -специально для этой цели образованным или постоянно действующим - было предусмотрено в самой сделке или же в отдельном соглашении, облеченном в требуемую для самой сделки форму.

В исполнении арбитражного решения, вынесенного в соответствии с изложенным выше в настоящей статье, может быть отказано лишь в следующих случаях:

а) если арбитражное решение на основании законов той страны, в которой оно вынесено, не приобрело значения вступившего в силу окончательного решения;

б) если арбитражное решение обязывает сторону к действию, недопустимому по законам страны, в которой испрашивается исполнение решения;

в) если арбитражное решение противоречит публичному порядку страны, в которой испрашивается исполнение решения.

Постановления об исполнении, равно как и самое исполнение арбитражных решений, будут иметь место в соответствии с законодательством Договаривающейся Стороны, дающей исполнение решению.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аналогичные положения содержатся в торговых договорах СССР с другими государствами. Например, с Польшей от 7 июля 1945 г., Данией от 17 августа 1946 г., Венгрией от 15 июля 1947 г., Болгарией от 1 апреля 1948 г., Италией от 11 декабря 1948 г., Японией от 6 декабря 1957 г. [4], Великобританией и Северной Ирландией от 3 апреля 1968 г. [5], членами Экономического Союза Бенилюкс от 14 июля 1971 г. [3] и др.

Интерес представляют «Правовые положения торговых представительств» СССР в других государствах. При этом торгпредствам предоставляются определенные судебные и представительские полномочия по гражданским делам, вытекающим из торговых отношений. Подобные «Правовые положения.» являлись приложением к международному торговому договору.

Таким образом, состояние международных отношений СССР в послевоенный период непосредственным

образом влияло на развитие международного правового сотрудничества по гражданским делам, которое на данном историческом этапе осуществлялось, во-первых, при отсутствии прямого указания на него в международном договоре и, во-вторых, по-прежнему по дипломатическим каналам. Соответственно отсутствие дипломатических отношений между СССР и конкретным зарубежным государством делало невозможным взаимное вручение документов, легализацию документов, исполнение судебных поручений и судебных решений [18, с. 1256-1266; 19 с. 1105-1111].

Послевоенное десятилетие характеризуется образованием двух противоположных политических систем -социалистической и капиталистической, что во многом обусловило дальнейшее развитие способов внешних сношений по правовым вопросам. Так, расширение внутри социалистического лагеря внешнеторговых, научно-технических, культурных и личностных связей делало возможным сотрудничество по гражданским делам при отсутствии прямого указания на него в двустороннем договоре, в силу сложившихся дружественных отношений между этими странами. С иными государствами сотрудничество по гражданским делам не носило обязательного характера, было возможным лишь выполнение отдельных международных поручений и только при наличии специальной договоренности нам этот счет внешнеполитических ведомств. Список литературы:

1. Бурдо Е.П. Споры между родителями о реализации права на воспитание несовершеннолетних детей при их раздельном проживании // Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 2. С. 222-25.

2. Документы внешней политики. Т. 13. М. : Госполитиздат, 1967.

3. Ведомости ВС СССР 1973. № 25. Ст. 319.

4. Ведомости ВС СССР. 1958. № 10. Ст. 216.

5. Ведомости ВС СССР. 1972. № 20. Ст. 161.

6. Григорьева О.Г. Исторические этапы развития международной правовой помощи по гражданским делам в советском праве // Юридические исследования, 2012, № 4. С.174-187.

7. Григорьева О.Г. Разработка способов внешних сношений Советского Союза по вопросам оказания международной правовой помощи по гражданским делам // Социодинамика, 2013 , № 1. С. 171-204.

8. Григорьева О.Г. Полномочия советских судов по оказанию международной правовой помощи по гражданским делам // Социодинамика, 2013, № 2. С. 322-361.

9. Григорьева О.Г. Понятие международной правовой помощи по гражданским делам в юридической науке советского государства // Бизнес законе. 2013. № 6. С. 19-22.

10. Дипломатический вестник. 1998. № 6.

11. Дипломатический вестник. 1998. № 6.

12. Документы внешней политики СССР. Т. 3. М.: Госполитиздат, 1959.

13. Документы внешней политики. Т. 14. М. : Госполитиздат, 1967.

14. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М. : Русский язык, 2000.

15. Известия Советов депутатов трудящихся СССР. 1947. 16 февр. № 40.

16. Известия Советов депутатов трудящихся СССР. 1947.18 февр. № 41.

17. Карташкин В.А. Устав ООН и Организация Объединенных Наций в глобализирующемся мире // Юрист-международник. 2004. № 1.

18. Логвинова И.В. Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации: исто-рико-политические и правовые реалии. // Политика и Общество. 2015. № 9. С. 1256-1266.

19. Логвинова И.В. Правовые основания делегированных нор-мотворческих полномочий Правительства Российской Федерации // Право и политика. 2015. № 8. С. 1105-1111.

20. Логвинова И.В. Конституционно-правовая ответственность в Российской Федерации: проблемы отграничения от иных видов социальной и юридической ответственности // Актуальные проблемы юридической ответственности. - М.: РГГУ, 2010. С. 6-16.

21. Орлов А.А. Пределы познания адвокатом обстоятельств дела // Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 5. С. 207-210.

22. Предпринимательское право : учебник / под ред. Н.И. Кося-ковой. - М.: РГГУ, 2008.

23. Программа действий VII конгресса Коминтерна // Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР. Отд. второй. 1936. № 7. Ст. 72.

24. Сандровский К.К. Право внешних сношений. Киев : Вища шк., 1986. 328с.

25. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. IX. М., 1938.

26. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XlII. М. : Международные отношения, 1956.

27. Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР. Отд. второй. 1936. № 4. Ст. 44.

28. Соглашение между СССР и Францией о передаче судебных и нотариальных документов и выполнении судебных поручений по гражданским и торговым делам // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. IX. М., 1938.

29. Устав Организации Объединенных Наций // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. М., 1956.

30. Stoves H. La France et l'Union Sovietique. Paris, 1935.

31. URL: http://www.ozhegov.org

32. URL: http://docs.cntd.ru/document/901745743.

33. Shumann F. L. Soviet Politic? At Home and Abroad. New York, 1946.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Григорьевой О.Г. «Правовое сотрудничество по гражданским делам в системе взаимоотношений СССР с

зарубежными странами (1922-1956 гг.)» В последние годы исследователи все больше внимания уделяют изучению политических, экономических, социальных и иных процессов, имевших место в СССР. Подобный подход можно только приветствовать, поскольку, как известно, «без истории нет будущего».

Несмотря на многоаспектность проведенной научной работы до сих пор остаются «белые пятна» в истории советского права и государства, одно из которых пытается восполнить автор.

О.Г. Григорьева на протяжении последних лет занимается историко-правовым исследованием международного сотрудничества СССР по гражданским делам. Ею опубликовано свыше сорока работ на эту тематику.

В представленной статье показано место международного правового сотрудничества СССР в системе взаимоотношений с зарубежными странами в период с 1922 по 1956 г. При этом освещается состояние международных отношений СССР, динамика заключения им двусторонних договоров и соглашений. Анализируя практику взаимного оказания правовой помощи по гражданским делам, автор опирается на материалы Государственного архива России и Архива внешней политики МИД России.

Рецензируемая статья, несомненно, имеет научную новизну, может быть опубликована в журнале, включённом Высшей аттестационной комиссией России в список изданий, рекомендуемых для опубликования основных научных результатов диссертаций. Профессор кафедры ПОУД МГИМО МИД России д.ю.н., профессор

Ю.К. Краснов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.