Конституционное, муниципальное и административное право
G. F. Myakishev
ABOUT SOME ISSUES OF STRUCTURING EXECUTIVE POWER IN ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION
In this article author continues researching of the nature and composition of the executive power in the entities of the Russian Federation. This article contains conclusions about adequacy of the existing models in the entities of the Russian Federation to the law, which is based on researching of the formation of the executive power in the republics, krais, provinces of Russia. There are some propositions about the improving of structure of the administration. There are also an approximate scheme and the names of the executive bodies in the subjects of the Russian Federation.
Key words: Constitution of the Russian Federation, Head of the entities of the Russian Federation, executive power, government, structure, authorities.
MYAKISHEV Gennady Fyodorovich - Deputy Head of the Administration of the Head of the Republic of Mari El, the chief of the State Legal department of the Head of the Republic of Mari El, Honored Lawyer of the Russian Federation, Yoshkar-Ola.
E-mail: [email protected]
УДК 342.32
ПРАВОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: ОПЫТ г. ЙОШКАР-ОЛА
Михайлов Сергей Евгеньевич,
старший преподаватель кафедры конституционного и административного права Марийского государственного университета,г. Йошкар-Ола. E-mail: [email protected]
Конституция Российской Федерации предоставляет гражданам право участвовать в осуществлении местного самоуправления посредством различных форм прямого волеизъявления. Одной из таких форм является территориальное общественное самоуправление. В данной статье рассматривается опыт взаимодействия жителей города с образовательными учреждениями и Общественной палатой субъекта федерации в области решения вопросов местного значения.
Ключевые слова: местное самоуправление, территориальное общественное самоуправление, гражданское общество, общественная палата, юридическая клиника.
Конституция Российской Федерации провозглашает право на самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Более детально вопросы непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления регламентируются главой 5 Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который, в частности, предусматривает возможность граждан участвовать в решении местных вопросов через создаваемые ими органы территориального общественного самоуправления (ТОС).
Органы ТОС положительно зарекомендовали себя как форма участия граждан в решении вопросов, связанных с проживанием на локальной территории (подъезда многоквартирного дома, многоквартирного дома, группы домов и т. д.), как средство налажива-
ния конструктивного диалога населения с муниципальными властями. Однако в городе Йошкар-Ола ТОСы стали активно создаваться лишь в последние 5-7 лет. За указанный период в городе создано и действует 17 ТОСов, налажена планомерная работа органов местного самоуправления, связанная с информационной, методической, финансовой поддержкой ТОСов, которая ведется в течение последних двух лет. Так, в настоящее время в рамках Подпрограммы «Поддержка общественной инициативы и развитие территорий в городском округе "Город Йошкар-Ола" на 2014-2016 годы» на развитие ТОСов планируется выделение из городского бюджета 1 200 000 рублей. Указанные средства по итогам ежегодно проводимого конкурса «Лучшее территориальное общественное самоуправление города Йошкар-Олы» могут быть израсходованы органами ТОС на благоустройство дворов (обустройство детских игровых площадок, спортивных площадок, мест выгула домашних животных, парковочных мест), обеспечение охраны общественного порядка (установка шлагбаумов на
62
Марийский юридический вестник • № 1 (12)/2015
Михайлов С. Е.
въезде во двор, систем видеонаблюдения) и другие подобные мероприятия.
Марийский государственный университет как единственный классический университет в Республике Марий Эл также принимает активное участие в поддержке гражданских инициатив по вопросам местного значения. Юридический факультет университета осуществляет правовое сопровождение деятельности ТОСов.
Правовое сопровождение деятельности территориальных общественных самоуправлений в г. Йошкар-Ола можно условно разделить на два направления: правовое информирование граждан и консультирование руководителей и активистов ТОС. Правовое информирование граждан о деятельности ТОС. Данная работа заключается в проведении встреч и лекционных занятий с социально активными жителями города по вопросам, связанным с учреждением органов ТОС на территории локального проживания граждан, правовым регулированием деятельности органов ТОС Специалисты в области конституционного и муниципального права, а также волонтеры из числа студентов юридического факультета знакомят граждан с основными положениями Конституции РФ по вопросам осуществления местного самоуправления, с положениями Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регламентирующими участие граждан в осуществлении территориального общественного самоуправления, Положением о территориальном общественном самоуправлении на территории городского округа «Город Йошкар-Ола» и рядом другим нормативных актов. В рамках указанного направления гражданам разъясняются вопросы участия жителей в работе по снижению расходов на оплату общедомовых нужд (ОДН на электроэнергию, горячую воду), выбора способа управления многоквартирным домом, способа накопления средств на капитальный ремонт дома, взаимодействия граждан с органами государственной власти и местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства, расселения граждан из ветхого жилья, формы участия органов ТОС в проводимых администрацией города конкурсах на получение грантов и ряд других вопросов.
Второе направление - правовое консультирование активистов ТОС по конкретным вопросам их деятельности - реализуется с активным участием волонтеров (за каждым из которых закрепляется несколько многоквартирных домов) и юридической клиники МарГУ.
Студенты-волонтеры оказывают гражданам содействие в учреждении органов ТОС: получении из городской администрации справок о численности жителей, достигших 16-летнего возраста, проживающих в многоквартирном доме, подготовке документов для утверждения границ осуществления ТОС, разработке устава ТОС и других учредительных документов, проведении собраний и конференций граждан по во-
Марийский юридический вестник • № 1 (12)/2015
просам создания ТОС и выбора его органов управления.
Создание территориального общественного самоуправления начинается с формирования инициативной группы граждан, которая обращается в администрацию города с запросом о численности граждан, достигших 16-летнего возраста, проживающих на предполагаемой территории осуществления ТОС. Запрашиваемая информация необходима для определения органа управления будущего ТОС (собрание либо конференция граждан). Вторым шагом по созданию ТОС является направление инициативной группой жителей в представительный орган местного самоуправления предложения об утверждении границ ТОСа с приложением справки о численности граждан, достигших 16-летнего возраста и проживающих на территории осуществления ТОС, а также схематичного изображения территории ТОС. Представительный орган муниципального образования на ближайшей очередной сессии рассматривает предложение инициативной группы и своим решением утверждает границы будущего ТОСа. Так, например, в ноябре 2014 г. Собранием депутатов г. Йошкар-Олы были утверждены границы осуществления 11 ТОСов. В течение одного месяца со дня получения решения городского Собрания об установлении границ территориального общественного самоуправления инициативная группа граждан организует проведение собрания (конференции) граждан, проживающих на данной территории. На собрание (конференцию) выносятся следующие вопросы:
- создание и осуществление на установленной территории ТОСа и определение его наименования;
- определение целей деятельности и вопросов местного значения, в решении которых намерены принимать участие члены создаваемого ТОСа;
- утверждение устава ТОСа и структуры его выборных органов;
- избрание выборных органов (уполномоченных лиц) создаваемого ТОСа.
Решение учредительного собрания (конференции) принимается открытым голосованием и в течение 10 календарных дней доводится до сведения администрации городского округа «Город Йошкар-Ола». Также в указанный срок уполномоченное лицо (как правило председатель ТОС) направляет в администрацию для регистрации устав ТОСа в двух экземплярах, прикладывает к нему заявление на имя мэра города Йошкар-Олы с просьбой зарегистрировать устав ТОСа и протокол учредительного собрания (конференции) жителей территории в границах, установленных городским Собранием, по вопросу организации ТОСа и утверждения его устава.
Администрация городского округа в течение 30 календарных дней принимает решение о регистрации устава либо об отказе в его регистрации с указанием причин такого отказа. Регистрация устава ТОС осуществляется путем внесения записи в журнал регистрации уставов территориального общественного
63
Конституционное, муниципальное и административное право
самоуправления с присвоением ему порядкового номера. Один экземпляр устава и протокол учредительного собрания (конференции) жителей территории, с приложенными к нему документами, возвращаются уполномоченному лицу, представляющему интересы ТОС. Одновременно с регистрацией устава председателю ТОС выдается удостоверение установленного образца, которое подписывается главой администрации. С момента регистрации устава территориальное общественное самоуправление считается учрежденным.
В приведенном случае речь идет о регистрации ТОСа без присвоения ему статуса юридического лица. В случае присвоения ему такого статуса ТОС подлежит государственной регистрации в организационноправовой форме некоммерческой организации. Регистрация ТОСа как некоммерческой организации осуществляется Министерством юстиции РФ.
В рамках правовой поддержки деятельности органов ТОС юридическим факультетом МарГУ был опубликован и распространен среди жителей многоквартирных домов сборник нормативных актов, регламентирующих деятельность ТОС.
Помимо помощи в создании ТОС студенты и сотрудники юридической клиники оказывают им правовые консультации по различным аспектам их деятельности, взаимодействия с органами власти (в основном в сфере жилищно-коммунального хозяйства и развития придомовой территории). Консультации могут оказываться как в устной (правовое информирование, правовое консультирование), так и в письменной форме (подготовка претензий, жалоб в органы государственной власти и местного самоуправления, исковых заявлений в суд). Все правовые документы вручаются гражданам только после их проверки преподавателем юридической клиники, что обеспечивает высокое качество работы студентов-клиницистов. Марийский государственный университет, понимая социальную ответственность перед жителями города, осуществляет правовую поддержку ТОСов на безвозмездной основе, внося таким образом свой вклад в развитие институтов гражданского общества.
Относительно новым направлением работы по правовой поддержке ТОСов стало проведение встреч и круглых столов с членами Общественной палаты Республики Марий Эл и активистами уже созданных в Йошкар-Оле ТОСов. Последние, имея опыт практической работы в реализации гражданских инициатив по вопросам местного значения, могут в доступной форме поделиться им с «новичками». Общественная палата РМЭ является уникальной площадкой, в рамках которой объединяются усилия граждан, отраслевых органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам деятельности ТОСов, ведется научная дискуссия о роли последних в становлении гражданского общества в Российской Федерации, осуществляется информирование инициативных граждан о последних тенденциях государст-
венной политики в области развития и поддержки различных институтов гражданского общества. Из всего сказанного можно сделать вывод, что территориальное общественное самоуправление - это не только форма участи жителей в решении вопросов местного значения, но и форма социализации граждан по месту жительства.
Литература
1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.
3. Список территориальных общественных самоуправлений городского округа «Город Йошкар-Ола» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.i-ola.ru/city/tos/toslist/ index.php (дата обращения: 23.11.14).
4. Об утверждении муниципальной программы городского округа «Город Йошкар-Ола» «Городское хозяйство»: постановление Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл от 31 декабря 2013 г. № 3336. [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы Гарант-Аэро 2014 (дата обновления: 03.12.14).
5. О проведении конкурса «Лучшее территориальное общественное самоуправление города Йошкар-Олы»: постановление Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл от 30 мая 2014 г. № 1387. [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы Гарант-Аэро 2014 (дата обновления: 03.12.14).
6. О Положении о территориальном общественном самоуправлении на территории городского округа «Город Йошкар-Ола»: решение Йошкар-Олинского городского Собрания Республики Марий Эл от 29 июня 2005 г. № 112-IV // Йошкар-Ола. - 2005. - № 29.
7. Практика создания ТОСов на территории городского округа «Город Йошкар-Ола» следует правилу «один дом - один ТОС». Данное правило не распространяется лишь на территорию деревень, входящих в состав городского округа, где ТОС зачастую охватывает всю территорию населенного пункта.
8. Часть 6 ст. 27 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
9. Пункт 6 ст. 8 Положения о территориальном общественном самоуправлении на территории городского округа «Город Йошкар-Ола».
10. Решения Собрания депутатов городского округа г. Йошкар-Ола от 26.11.2014 г. № 40-VI, от 26.11.2014 г. № 41-VI, от 26.11.2014 г. № 42-VI, от 26.11.2014 г. № 43-VI, от
26.11.2014 г. № 44-VI, от 26.11.2014 г. № 45-VI, от 26.11.2014 г. № 46-VI, от 26.11.2014 г. № 47-VI, от 26.11.2014 г. № 48-VI, от
26.11.2014 г. № 49-VI, от 26.11.2014 г. № 50-VI // Йошкар-Ола. - 2014. - № 48.
11. Часть 5 ст. 27 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
12. Пункт 2 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 // Российская газета. - 2004. - № 230.
13. Общественная палата Республики Марий Эл. Комиссия по социальным вопросам и молодежной политике. Территориальное общественное самоуправление: опыт и перспективы развития: материалы к заседанию «круглого стола» 13 ноября 2014 г.
64
Марийский юридический вестник • № 1 (12)/2015