DOI: 10.17803/1994-1471.2020.115.6.055-063
М. А. Егорова*, А. В. Белицкая**
Правовое регулирование выпуска и размещения криптовалюты: тенденции и перспективы1
Аннотация. В последнее время законодательство о криптовалютах стремительно развивается как в зарубежных странах, так и в Российской Федерации. В статье проводится анализ тенденций и перспектив правового регулирования выпуска и размещения криптовалюты, представлены различные подходы к данному вопросу на международной арене. Анализ последних тенденций развития законодательства о выпуске и размещении криптовалют в мире свидетельствует о том, что государства все больше и больше стремятся урегулировать цифровую сферу. Определив правовую природу криптовалют и отнеся их к тому или иному объекту правового регулирования, государство упорядочит и систематизирует правила, которые будут применяться в отношении майнинга и ICO. Заинтересован ли рынок в таком регулировании — вопрос философский, но государство как суверен не может позволить себе признать (отсутствие регулирования будет в данном случае молчаливым признанием) существование криптовалюты как альтернативы национальной платежной единице.
Ключевые слова: выпуск и размещение криптовалюты; государственное регулирование майнинга; ICO; криптовалюта; цифровая экономика; баланс частных и публичных интересов; лицензирование; государство; выпуск криптовалюты; фиатные деньги.
Для цитирования: Егорова М. А., Белицкая А. В. Правовое регулирование выпуска и размещения криптовалюты: тенденции и перспективы // Актуальные проблемы российского права. — 2020. — Т. 15. — № 6. — С. 55—63. — DOI: 10.17803/1994-1471.2020.115.6.055-063.
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-29-16056.
© Егорова М. А., Белицкая А. В., 2020
* Егорова Мария Александровна, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры конкурентного права, начальник Управления международного сотрудничества Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Садовая-Кудринская ул., д. 9, г. Москва, Россия, 125993 [email protected]
** Белицкая Анна Викторовна, доктор юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Ленинские горы, д. 1, стр. 13 (4-й учебный корпус), г. Москва, Россия, 119991 [email protected]
Legal Regulation of Cryptocurrency Emission and Allocation: Trends and Prospects2
Maria A. Egorova, Dr. Sci. (Law), Professor, Professor of the Department of Competition Law, Head of the Department of International Cooperation, Kutafin Moscow State Law University (MSAL) ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9, Moscow, Russia, 125993 [email protected]
Anna V. Belitskaya, Dr. Sci. (Law), Associate Professor, Department of Business Law, Lomonosov Moscow State University
Leninskie Gory, d. 1, str. 13(4-i uchebnyy korpus), Moscow, Russia, 119991 [email protected]
Abstract. Recently, the legislation on cryptocurrencies has been rapidly developing both in foreign countries and in the Russian Federation. The paper analyses trends and prospects of legal regulation of cryptocurrency emission and allocation, represents various approaches to this issue in the international arena. The author provides us with a thorough analysis of recent trends in the development of legislation on the emission and allocation of cryptocurrencies in the world, substantiates the theses that states are constantly seeking to settle the digital realm. By defining the legal nature of cryptocurrencies and referring them to a particular object of legal regulation, the state streamlines and systematizes the rules that will be applied to mining and ICO. Whether the market is interested in such regulation is a philosophical question, but the state as a sovereign cannot afford to recognize (the lack of regulation should be treated as a tacit recognition in this case) the existence of cryptocurrency as an alternative to the national payment unit.
Keywords: emission and allocation of cryptocurrencies; state regulation of mining; ICO; cryptocurrency; digital economy; balance of private and public interests; licensing; state; emission of cryptocurrency; fiat money. Cite as: Egorova MA, Belitskaya AV. Pravovoe regulirovanie vypuska i razmeshcheniya kriptovalyuty: tendentsii i perspektivy [Legal Regulation of Cryptocurrency Emission and Allocation: Trends and Prospects]. Aktualnye problemy rossiyskogo prava. 2020;15(6):55-63. DOI: 10.17803/1994-1471.2020.115.6.055-063. (In Russ., abstract in Eng.).
Развитие современного общества неразрывно связано с внедрением цифровых технологий и созданием механизмов правового регулирования отношений в данной сфере. Как верно отмечает профессор В. В. Блажеев, «право значительно отстает от тех общественных потребностей, которые являются определяющими для его функционирования»3. Профессор В. Н. Синюков отмечает, что социальным фактором реструктуризации права является изменение технологических укладов4, такие изменения влияют на трансформацию обще-
ственных отношений, в том числе и на сферу правового регулирования, связанную с развитием цифровых технологий. Правовая природа криптовалюты, которая становится предметом активной дискуссии в научной литературе в настоящее время, волнует ученых с точки зрения оценки последствий вовлечения криптовалют в хозяйственный оборот. «Цифровые технологии способны менять образ права, влиять на его регулятивный потенциал и эффективность»5. В настоящее время криптовалюты используются и как средство платежа, и как объект инвестиро-
The reported study was funded by RFBR according to the research project № 18-29-16056.
См. подробнее: Блажеев В. В. Цифровое право : учебник / под общ. ред. В. В. Блажеева, М. А. Егоровой.
М. : Проспект, 2020. С. 8.
См. подробнее: Синюков В. Н. Современные технологические вызовы и трансформация правового регулирования // Цифровое право. С. 16.
Белых В. С., Болобонова М. О. Понятие, значение и тенденции развития цифрового права // Юрист. 2020. № 1 .
2
3
4
5
вания, в связи с чем актуальность приобретает вопрос правового регулирования выпуска и размещения криптовалют.
С технической точки зрения криптовалю-та — это запись транзакций в виде реестра, распределенного между участниками сети без эмиссионного или расчетного центра. Криптовалюты создавались как антипод фиатных денег, соответственно, как несанкционированные и не требующие доверия ни к государству, ни к денежно-кредитной системе инструменты, претендующие на роль денег6. С точки зрения технической характеристики выпуск криптовалют начинается с поиска криптографического кода, так называемого майнинга. Возможные транзакции проверяются несколькими майнерами, которые пытаются решить сложную криптографическую задачу в отношении возможности владения криптовалютой и ее последующей передачи. Майнер, который первым решает такую задачу, при проверке транзакций получает криптовалюту в качестве вознаграждения.
Майнинг представляет собой создание криптомонет по специальному алгоритму, в рамках которого в компьютере генерируется уникальный набор данных (также называемый блоком), который подтверждает достоверность платежных транзакций. Блок состоит из хеша заголовка предыдущего блока, хеша транзакций и случайного числа7. При этом процесс майнинга — это программа с открытым исходным кодом, доступ к которой может получить любой человек. Как указывается в научной литературе,
каждый может выпустить свою криптовалюту, вопрос только в ее конкурентоспособности на рынке, способности обращения и доверии сообщества, вопрос договоренности, с одной стороны, но и, конечно, опасность, незащищенность — с другой. Выпуск и размещение криптовалют нуждаются в правовом регулировании, а отношения такого рода — в защите на законодательном уровне8. Отметим, что в научной литературе самостоятельный и рисковый характер деятельности по майнингу и размещению криптовалют, позволяющей систематически получать прибыль от использования вычислительной техники для обеспечения функционирования реестра блоков транзакций (блокчей-на), дает основание прийти к выводу о том, что такая деятельность представляет собой новый вид предпринимательства, вызванный к жизни потребностями цифровой экономики9.
Криптовалюты — это цифровые продукты, полученные в результате эксплуатации созданных частными лицами электронных платежных систем, которые подчинены определенным протоколам передачи данных в сочетании с использованием криптографических методов шифрования10. Выпуск криптовалют в обращение следует связывать исключительно с частной инициативой, поскольку соответствующая технология при выпуске законных платежных средств пока не применялась11. По замечанию специалистов, частный характер эмиссии — это то, что отличает криптовалюты от электронных денежных средств12.
См.: Кудряшова Е. В. Правовое регулирование криптовалют: выбор вектора развития // Финансовое право. 2018. № 6. С. 7—11.
См.: Щедрина Е. И. Криптовалюта как новый специфический вид денег // Проблемы и перспективы развития России : Молодежный взгляд в будущее : сб. научных статей Всероссийской научной конференции. Курск, 2018. Т. 1. С. 327.
См.: Цинделиани И. А., НигматулинаЛ. Б. Криптовалюта как объект гражданско-правового и финансово-правового регулирования // Финансовое право. 2018. № 7. С. 18—25.
См.: Ершова И. В., Трофимова Е. В. Майнинг и предпринимательская деятельность: в поисках соотношения // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 6. С. 73—82.
См.: Кучеров И. И. Криптовалюта как правовая категория // Финансовое право. 2018. № 5. С. 3—8. См.: Кучеров И. И. Указ. соч.
См.: Казаченок О. П. Несоответствие действующего законодательства потребностям информационного общества на примере займа электронных денежных средств // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. № 10. С. 47—50.
6
7
8
9
10
11
12
Криптовалюты существенно различаются по
правам, которые они предоставляют своим владельцам, а также их фактическому и потенциальному использованию. Учитывая разнообразие и сложность использования криптовалют, разработано их деление на виды криптоакти-вов. Так, криптоактивы могут быть использованы как средство обмена, обычно функционирующее как децентрализованный инструмент, позволяющий реализовать куплю-продажу товаров и услуг, облегчить функционирование платежных сервисов, как объект вложения инвестиций, когда организации и потребители получают прямой доступ к трейдингу криптоакти-вами, как средство поддержания привлечения капитала и (или) создания децентрализованных сетей через ICO или другие механизмы распространения13. В связи с интенсивным развитием блокчейн-технологий появляется новый класс активов — криптоактивов, а также финансовых инструментов — «криптовалютных деривати-вов», к которым можно отнести: фьючерсы, договоры на разницу (CFD), то есть расчетные срочные сделки, опционы14.
В рамках выпуска криптовалют значение имеет ICO (initial coin offering) — первичное размещение монет, представляющее собой процедуру выпуска криптовалюты, продавая которую лицо получает дополнительные средства. ICO — это метод краудфандинга для блок-чейн-технологии, в рамках которой инвесторам предлагаются недавно выпущенные криптовалюты в обмен на бумажные валюты или другие криптовалюты. Монета или жетон ICO обычно дает держателю права на использование технологии после ее разработки, а в некоторых случаях право обменять ее на фиатную валюту, если
криптовалюта принимается к торгам биржей криптовалют.
ICO представляет собой первичное размещение цифровых финансовых активов (токенов), эмиссия которых преследует цель привлечения инвестиций15. Обмен токенов предполагается производить через специальных операторов (организаторы торговли, брокеры, дилеры, управляющие ценными бумагами), которые открывают цифровой кошелек пользователям только после прохождения процедур идентификации его владельца16.
В настоящее время в большинстве юрисдик-ций еще не введено специальное правовое регулирование, касающееся ICO, хотя финансовые регуляторы зачастую выпускают руководства по данным вопросам, имеющие необязательный характер. Например, Австралийская комиссия по ценным бумагам и инвестициям (ASIC) опубликовала руководство, определяющее ICO и их правовой статус, а также случаи, когда ICO будет считаться схемой управления инвестициями, а когда токен будет рассматриваться как публичное предложение акций или деривативов17.
В отдельных юрисдикциях выбран путь полного законодательного запрета ICO. Так, в Китае в 2017 г. созданный комитет ICO своим циркуляром запретил частным лицам и компаниям привлекать средства через ICO и предоставлять услуги по торговле криптовалютой. С даты вступления в силу циркуляра все ICO должны были немедленно прекратить работу, а деньги, уже собранные через ICO, должны были быть возвращены инвесторам. В циркуляре было объявлено, что ICO являются несанкционированным незаконным сбором средств, а также что криптовалюты, выпущенные в ICO, не выпуска-
13 Guidance on Cryptoassets. URL: https://www.fca.org.uk/publication/consultation/cp19-03.pdf.
14 Белых В. С., Болобонова М. О. Понятие, значение и тенденции развития цифрового права // Юрист. 2019. № 5. С. 35.
15 См.: Писенко К. А., Гаспарян Э. Г. Актуальные вопросы правового обеспечения антимонопольной политики на цифровых финансовых рынках // Финансовое право. 2018. № 8. С. 34—38.
16 См.: Правовое регулирование экономических отношений в современных условиях развития цифровой экономики : монография / А. В. Белицкая, В. С. Белых, О. А. Беляева [и др.] ; отв. ред. В. А. Вайпан, М. А. Егорова. М. : Юстицинформ, 2019. 376 с.
17 Arika A. ICO Regulations by Country: A Global Coin Offering Regulatory Overview (May 2018) // URL: https:// cryptovest.com/features/ico-regulations-by-country-a-global-coin-offering-regulatory-overview-may-2018/.
ются монетарными властями Китая, не имеют правового статуса, эквивалентного таковому для необязательных валют, и не должны использоваться и распространяться на рынке в качестве валют18. Комитет рекомендовал соответствующим органам изучить 60 конкретных торговых платформ, которые позволяют привлекать средства через ICO19. Китай также предпринял шаги, чтобы заблокировать онлайн-доступ к офшорным ICO и криптообменам.
В некоторых странах правовое регулирование ICO подгоняется под уже существующее правовое регулирование либо финансовых инструментов, либо платежных услуг20.
Так, в США ввиду отсутствия специального регулирования к некоторым ICO применяются нормы, регулирующие IPO в соответствии с использованием теста Howey 1933 г. Соединенные Штаты имеют довольно жесткое законодательство в области инвестирования, в связи с чем ICO-проекты стремятся не подводить под действие инвестиционного законодательства и не допускают к участию в них граждан США21. Отметим, что в научной литературе также высказывается мнение, что проспекты при выпуске инвестиционных токенов должны содержать дополнительную информацию? помимо предусмотренной действующим законодательством о ценных бумагах, в том числе должна раскры-
ваться информация о коде, который лежит в основе ICO, и об учреждаемой организации в случае ее создания22.
Отметим, что в зарубежной литературе пишут о дифференцированном регулировании ICO23. Авторы соглашаются, что выпуск криптовалюты в рамках ICO сходен с выпуском облигаций, но отмечают, что в отличие от облигаций криптовалюта никаких имущественных прав требования к выпустившему в настоящее время не предполагает24. Токены выполняют функцию правовой легитимации, как и ценные бумаги25, но их выпуск осуществляется через децентрализованную эмиссию, и для их передачи от одного субъекта другому не нужны посредники (какие-либо специальные субъекты, банки, клиринговые центры и т.д.)26. Во многом результат применения того или иного правового регулирования зависит от вида токена: утилитарные токены могут быть признаны, а могут и не быть признаны, например ввиду отсутствия однородности, эмиссионными ценными бумагами. Инвестиционные токены, как правило, должны рассматриваться как ценные бумаги, а в отношении криптовалюты действует обратное правило 27 .
В Японии планируется внести изменения в Закон о финансовых инструментах и обмене и Закон о платежных услугах — заменить термин
18 Regulation of Cryptocurrency and Initial Coin Offerings (ICOs) in People's Republic of China (PRC).
19 Arika A. Op. cit.
20 De Vauplane H. Overview of ico regulations around the world presented // URL: https://www.kramerlevin. com/images/content/4/6/v2/46184/181115-presentation-ICO.pdf.
21 См.: Артемьева А. И. Правовое регулирование ICO // Предпринимательское право. Приложение «Право и бизнес». 2019. № 1. С. 44—47.
22 Hacker P., Thomale C. Crypto-Securities Regulation: ICOs, Token Sales and Cryptocurrencies under EU Financial Law. P. 41 // URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstractjd=3075820.
23 Initial Coin Offerings aus kapitalmarktrechtlicher Sicht // ZTR. 2017. S. 105—106.
24 См.: Егорова М. А. Биткоин как особый вид криптовалюты: понятие, значение и перспективы правового регулирования в предпринимательской деятельности // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 6. С. 83—89 ; Ершова И. В., Трофимова Е. В. Указ. соч. ; Кудряшова Е. В. Указ. соч. ; Цинделиани И. А., Нигматулина Л. Б. Указ. соч.
25 См.: Borkert K. Crowdfunding goes Blockchain. Teil 2 : Gesellschaftsrechtliche und regulatorische Aspekte bei der Unternehmensfinanzierung mittels Initial Coin Offerings // ITRB. 2018. S. 94.
26 См.: Цинделиани И. А., НигматулинаЛ. Б. Указ. соч.
27 См.: Федоров Д. В. Токены, криптовалюта и смарт-контракты в отечественных законопроектах с позиции иностранного опыта // Вестник гражданского права. 2018. № 2. С. 30—74.
«виртуальная валюта» на «криптоактив». Хотя термин «виртуальная валюта» широко используется Целевой группой по финансовым действиям и встречается во многих международных законах и нормативных актах, Правительство Японии хочет ограничить использование слова «валюта» суверенными валютами, такими как иена и доллар28. Лицензия бизнес-оператора финансовых инструментов будет необходима для обработки ICO (будь то частное размещение или публичное размещение) и для брокера, имеющего дела с рядом токенов. Эмитенты токенов ICO также должны быть зарегистрированы в качестве оператора финансовых инструментов, чтобы самостоятельно проводить маркетинговую деятельность в отношении ICO (поскольку токены попадают в категорию ценных бумаг). Кроме того, оператор ICO (который, вероятно, также будет эмитентом) должен быть зарегистрирован в качестве управляющего инвестициями для управления средствами, привлеченными посредством ICO29. Другие предлагаемые изменения включают требование к лицам, которые занимаются обменом криптовалют, по наличию источника средств для погашения убытков перед клиентами в случае хакерской атаки.
В 2020 г. всё больше государств осознают необходимость отдельного законодательного регулирования выпуска и оборота криптовалют.
Так, Управление финансового рынка Франции (AMF) и Надзорный орган (ACPR) недавно выпустили совместное уведомление инвесторов — предупреждение о текущем нерегулируемом характере криптовалют. В документе отмечается, что криптовалюты не считаются финансовыми инструментами в соответствии с французским законодательством и, следова-
тельно, не подпадают под нормативную базу фактических валют или под наблюдение AMF. Кроме того, AMF и ACPR предупредили о том, что криптовалюты нерегулируемые, а инвестиции в них обладают повышенной волатильно-стью30. AMF также рассмотрел статус деривати-вов криптовалюты и пришел к выводу, что «контракты на криптовалюту с расчетом наличными могут квалифицироваться как дериватив» и что в результате «онлайн-платформы, предлагающие дериваты криптовалюты, попадают в сферу действия Директивы Европейского Союза о рынках финансовых инструментов и, следовательно, должны соответствовать авторизации, правилам ведения бизнеса и обязательству по торговой отчетности Европейского регламента инфраструктуры рынка в отношении торгового репозитория»31. При этом Правительство Франции приняло законопроект о финансовом секторе, который устанавливает правовые рамки для поставщиков услуг криптовалюты и ICO. Законопроект включает как рекомендательные, так и обязательные требования по лицензированию, а также указывает типы средств, которые можно инвестировать в криптоактивы32. В соответствии с новыми правилами организации, связанные с криптографией, будут добровольно соблюдать стандарты требований к капиталу и защите прав потребителей и платить налог во Франции в обмен на одобрение со стороны регулятора33. Регулятор уточнил, что регистрация обязательна для двух видов криптографической деятельности: хранение цифровых активов и (или) покупка или продажа цифровых активов в качестве законного платежного средства34. Регистрация позволит осуществить широкий спектр действий: хранение цифровых активов для третьих лиц; покупка
28 Japan's Crypto Association issues ICO regulation recommendations.
29 New regulation of Initial Coin Offerings (ICOs) in Japan.
30 Bitcoin Purchases: The AMF and ACPR Warn Savers, AMF & ACPR (Dec. 4, 2017) // URL: https://acpr.banque-france.fr/sites/default/files/medias/documents/20171204-cp-bitcoin.pdf.
31 Regulation of Cryptocurrency: France // URL: https://www.loc.gov/law/help/cryptocurrency/france.php.
32 France Adopts New Crypto Regulation // URL: https://news.bitcoin.com/france-cryptocurrency-regulation/.
33 Landauro I. France to approve first crypto-issuers as new rules loom // URL: https://www.reuters.com/article/us-crypto-currencies-regulation-france/france-to-approve-first-crypto-issuers-as-new-rules-loom-idUSKCN1UB18P.
34 Regs Roundup: China Blockchain ETF, New French Crypto Rules, Tokens Money in Russia // URL: https://news. bitcoin.com/regulatory-roundup-china-blockchain-etf-france-new-crypto-rules-tokens-like-money-in-russia/.
или продажа цифровых активов, эксплуатация торговой площадки цифровых активов (биржа), другие услуги. Лицензированные поставщики услуг будут подчиняться ряду основных правил, общих для всех услуг (страхование или акционерный капитал, процедуры внутреннего контроля, устойчивая ИТ-система, прозрачная ценовая политика и т.д.), а также специальные правилам, предусмотренным для предлагаемой услуги35. Отметим, что AMF недавно одобрила первое публичное ICO во Франции36.
Криптовалютный бизнес скоро будет напрямую регулироваться и в Южной Корее. Новый законопроект, принятый Комитетом по национальной политике Национального собрания Южной Кореи, обеспечит возможность прямого обмена криптовалютами под надзором Отдела финансовой разведки и Комиссии по финансовым услугам. Законопроект вносит поправки в Закон об отчетности и использовании указанной информации о финансовых операциях, чтобы создать правовую основу для криптовалют, классифицируя их как цифровые активы. Среди прочих обязательств законопроект требует криптообмена для регистрации в Отделе финансовой разведки и создания системы, которая соответствует стандартам, установленным Целевой группой по финансовым мероприятиям37.
Создание криптовалюты — это явление, ориентированное на рынок. Так как майнинг криптовалют осуществляется свободно неограниченным кругом лиц, его стоимость определяется рынком и не обеспечивается никакой суверенной властью. Рыночная оценка криптовалюты характеризуется большой волатильно-стью в ценах. Неопределенность в отношении
стоимости криптовалюты в настоящее время предотвращает ее признание в качестве валюты, которая функционирует как денежная единица, криптовалюта в основном используется для проведения анонимных платежей или при необходимости устранения посреднических расходов. В связи с возможностью такого практического применения криптовалюта считается угрозой для противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма. Использование криптовалют при совершении сделок может служить основанием для рассмотрения вопроса об отнесении таких сделок (операций) к сделкам (операциям), направленным на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма38. Вместе с тем сторонники открытых, децентрализованных, частных и анонимных криптовалютных сетей не заинтересованы в том, чтобы централизованные власти вмешивались в их по-настоящему свободный рынок39.
Так, в июле 2019 г. федеральное правительство Германии опубликовало проект правительства по реализации директивы о внесении изменений в 4-ю Директиву ЕС по борьбе с отмыванием денег. В проекте криптоактивы, такие как токены безопасности и криптовалюты, включаются в немецкое законодательство, в частности в Немецкий банковский закон (ВА), в качестве финансовых инструментов, а организации, которые управляют цифровыми ключами доступа (личными ключами) для инвесторов, такие как операторы криптокошельков, попадают под контроль финансового регулятора Германии BaFin. Интересно отметить, что по новым правилам организация, предлагающая услуги крипто-
35 Towards a new regime for crypto-assets in France // URL: https://amf-france.org/technique/rendition-pdf?url=https%3A%2F%2Famf-france.org%2FmagnoliaPublic%2Famf%2Fen_US%2FReglementation%2FDossiers-thematiques%2FFintech%2FVers-un-nouveau-regime-pour-les-crypto-actifs-en-France%3FlangSwitch%3Dtrue &fileName=Site+internet+de+l%27AMF.pdf&isVO=false.
36 Regs Roundup: China Blockchain ETF, New French Crypto Rules, Tokens Money in Russia.
37 South Korea Creating Legal Framework for Crypto // URL: https://news.bitcoin.com/regulatory-roundup-germany-to-let-banks-sell-and-store-crypto-laws-changing-in-asia/.
38 См.: Поветкина Н. А., Леднева Ю. В. «Финтех» и «регтех»: границы правового регулирования // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2018. № 2. С. 46—67.
39 См.: Трунцевский Ю. В. Цифровая (виртуальная) валюта и противодействие отмыванию денег: правовое регулирование // Банковское право. 2018. № 2. С. 18—28.
графического хранения, может осуществлять свою деятельность только в том случае, если она не предоставляет другие банковские или финансовые услуги, в результате чего традиционные поставщики финансовых услуг де-факто вынуждены предлагать оказание кастодиальных услуг для цифровых активов через дочерние компании40. Банки и провайдеры криптовалют должны приобретать лицензии у BaFin, иначе немецким банкам запрещено владеть криптова-лютой, что вытекает из Директивы Европейского Союза по борьбе с отмыванием денег41. После внесения в Директиву изменений банкам будет разрешено не только хранить криптовалюты, но и законно продавать их как розничным, так и институциональным инвесторам42. Лицензия BaFin необходима для коммерческих битко-ин-транзакций, таких как майнинг-пулы43.
Таким образом, анализ последних тенденций развития законодательства о выпуске и размещении криптовалют в мире свидетельствует о том, что государства всё больше и больше стремятся урегулировать цифровую сферу. Определив правовую природу криптовалют и отнеся их к тому или иному объекту правового регулирования, государство тем самым упорядочит и систематизирует правила, которые будут применяться в отношении майнинга и ICO. Заинтересован ли рынок в таком регулировании — вопрос философский, но государство как суверен не может позволить себе признать (отсутствие регулирование будет в данном случае молчаливым признанием) существование криптовалюты как альтернативы национальной платежной единице.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Белых В. С., Болобонова М. О. Понятие, значение и тенденции развития цифрового права // Юрист. — 2020. — № 1. — С. 5—14.
2. Егорова М. А. Биткоин как особый вид криптовалюты: понятие, значение и перспективы правового регулирования в предпринимательской деятельности // Актуальные проблемы российского права. — 2019. — № 6. — С. 83—89.
3. Ершова И. В., Трофимова Е. В. Майнинг и предпринимательская деятельность: в поисках соотношения // Актуальные проблемы российского права. — 2019. — № 6. — С. 73—82.
4. Кудряшова Е. В. Правовое регулирование криптовалют: выбор вектора развития // Финансовое право. — 2018. — № 6. — С. 7—11.
5. Поветкина Н. А., Леднева Ю. В. «Финтех» и «регтех»: границы правового регулирования // Право. Журнал Высшей школы экономики. — 2018. — № 2. — С. 46—67.
6. Трунцевский Ю. В. Цифровая (виртуальная) валюта и противодействие отмыванию денег: правовое регулирование // Банковское право. — 2018. — № 2. — С. 18—28.
7. Федоров Д. В. Токены, криптовалюта и смарт-контракты в отечественных законопроектах с позиции иностранного опыта // Вестник гражданского права. — 2018. — № 2. — С. 30—74.
40 Germany to regulate crypto assets as of 1 January 2020 // URL: https://www.lexology.com/library/detail. aspx?g=183d1d18-8121-42a1-8f69-fc53fdea4b2a.
41 Sandner P. Germany Harshly Regulates Crypto Assets as of January 1, 2020: What are the Best Strategies for Blockchain Startups, FinTechs, Banks, Exchanges and Industrial Companies? // URL: https://medium.com/@ philippsandner/germany-harshly-regulates-crypto-assets-as-of-january-1-2020-what-are-the-best-strategies-for-186e471421ec.
42 Germany Passes Law Enabling Banks to Store Cryptocurrencies // URL: https://thetokenist.io/germany-passes-law-enabling-banks-to-store-cryptocurrencies/.
43 Regulation of Bitcoins in Germany // URL: https://www.winheller.com/en/banking-finance-and-insurance-law/ bitcoin-trading/bitcoin-and-bafin.html.
8. Цинделиани И. А., Нигматулина Л. Б. Криптовалюта как объект гражданско-правового и финансово-правового регулирования // Финансовое право. — 2018. — № 7. — С. 18—25.
9. Цифровое право : учебник / под общ. ред. В. В. Блажеева, М. А. Егоровой. — М. : Проспект, 2020. — 640 с.
Материал поступил в редакцию 10 апреля 2020 г.
REFERENCES (TRANSLITERATION)
1. Belyh V. S., Bolobonova M. O. Ponyatie, znachenie i tendencii razvitiya cifrovogo prava // Yurist. — 2020. — № 1. — S. 5—14.
2. Egorova M. A. Bitkoin kak osobyj vid kriptovalyuty: ponyatie, znachenie i perspektivy pravovogo regulirovaniya v predprinimatelskoj deyatelnosti // Aktualnye problemy rossijskogo prava. — 2019. — № 6. — S. 83—89.
3. Ershova I. V., Trofimova E. V. Majning i predprinimatelskaya deyatelnost: v poiskah sootnosheniya // Aktualnye problemy rossijskogo prava. — 2019. — № 6. — S. 73—82.
4. Kudryashova E. V. Pravovoe regulirovanie kriptovalyut: vybor vektora razvitiya // Finansovoe pravo. — 2018. — № 6. — S. 7—11.
5. Povetkina N. A., Ledneva Yu. V. «Fintekh» i «regtekh»: granicy pravovogo regulirovaniya // Pravo. Zhurnal Vysshej shkoly ekonomiki. — 2018. — № 2. — S. 46—67.
6. Truncevskij Yu. V. Cifrovaya (virtualnaya) valyuta i protivodejstvie otmyvaniyu deneg: pravovoe regulirovanie // Bankovskoe pravo. — 2018. — № 2. — S. 18—28.
7. Fedorov D. V. Tokeny, kriptovalyuta i smart-kontrakty v otechestvennyh zakonoproektah s pozicii inostrannogo opyta // Vestnik grazhdanskogo prava. — 2018. — № 2. — S. 30—74.
8. Cindeliani I. A., Nigmatulina L. B. Kriptovalyuta kak obekt grazhdansko-pravovogo i finansovo-pravovogo regulirovaniya // Finansovoe pravo. — 2018. — № 7. — S. 18—25.
9. Cifrovoe pravo : uchebnik / pod obshch. red. V. V. Blazheeva, M. A. Egorovoj. — M. : Prospekt, 2020. — 640 s.