Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОПРОСОВ, СВЯЗАННЫХ С ОБРАЩЕНИЕМ ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОПРОСОВ, СВЯЗАННЫХ С ОБРАЩЕНИЕМ ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
176
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
твердые коммунальные отходы / обезвреживание отходов / отходы с опасными свойствами / национальный проект / solid municipal waste / waste disposal / waste with hazardous properties / national project

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ольга Владимировна Федотова, Алина Вячеславовна Ломовская

В статье рассмотрены актуальные вопросы, связанные с проблемами ежегодного роста объемов твердых коммунальных отходов и с процессами обращения с ними, которые в силу законодательного несовершенства до сих пор в полной мере не урегулированы. В качестве меры преодоления одной из острых проблем в рассматриваемой области считаем законодательное закрепление обязанности регионального оператора по уборке мест, отведенных для сбора твердых коммунальных отходов, а также осуществление деятельности по разработке подзаконных актов с закреплением положений приоритетных направлений государственной политики в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of issues related to the appeal municipal solid waste in the Russian Federation

The article deals with topical issues related to the problems of annual growth in the volume of municipal solid waste and the processes of handling them, which, due to legislative imperfections, have not yet been fully resolved. As a measure to overcome one of the acute problems in this area, we consider the legislative consolidation of the duty of the regional operator to clean up the places allocated for the collection of municipal solid waste, as well as the implementation of activities to develop by-laws with the consolidation of the provisions of priority areas of state policy in this area.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОПРОСОВ, СВЯЗАННЫХ С ОБРАЩЕНИЕМ ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 347.4 ББК 67

DOI 10.24412/2073-3313-2021-10-69-71

правовое регулирование вопросов, связанных с обращением твердых коммунальных отходов

V V ___

в российской федерации

Ольга Владимировна ФЕДОТОВА, Алина Вячеславовна ЛОМОВСКАЯ,

старший преподаватель Орловского курсант Орл°вск°г° юридическ°г°

юридического института МВД РФ института МВД РФ имени В.В. Лукьянова

имени В.В. Лукьянова ^от^^^ут^.ш

[email protected]

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.03 — гражданское право;

предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Рецензент: Ж.Ю. Юзефофич, кандидат юридических наук, доцент

Аннотация. В статье рассмотрены актуальные вопросы, связанные с проблемами ежегодного роста объемов твердых коммунальных отходов и с процессами обращения с ними, которые в силу законодательного несовершенства до сих пор в полной мере не урегулированы. В качестве меры преодоления одной из острых проблем в рассматриваемой области считаем законодательное закрепление обязанности регионального оператора по уборке мест, отведенных для сбора твердых коммунальных отходов, а также осуществление деятельности по разработке подзаконных актов с закреплением положений приоритетных направлений государственной политики в данной сфере.

Ключевые слова: твердые коммунальные отходы, обезвреживание отходов, отходы с опасными свойствами, национальный проект.

Annotation. The article deals with topical issues related to the problems of annual growth in the volume of municipal solid waste and the processes of handling them, which, due to legislative imperfections, have not yet been fully resolved. As a measure to overcome one of the acute problems in this area, we consider the legislative consolidation of the duty of the regional operator to clean up the places allocated for the collection of municipal solid waste, as well as the implementation of activities to develop by-laws with the consolidation of the provisions of priority areas of state policy in this area.

Keywords: solid municipal waste, waste disposal, waste with hazardous properties, national project.

Ррст использования населением на нашей планете полимерных материалов влечет за собой повышенное потребление товаров, следовательно, пропорционально увеличивается массовая доля отходов. Ситуация с объемами мусора становится критической. Данная проблема носит не только международный, но и, к сожалению, национальный характер.

Процессы по оптимизации структуры в системе обращения с отходами были предметом рассмотрения органов государственной власти на самом высоком уровне.

В 2016 г. на заседании Государственного совета по вопросу об экологическом развитии Российской Федерации Президент России В.В. Путин отметил «Еще одна важная задача — обезвреживание отходов производства и потребления»1.

Так называемая «мусорная реформа» началась в 2019 г. Процессы преобразований в данной области призваны сформировать весь алгоритм процедуры сбора, переработки и утилизации отходов. Цель всего происходящего заключается, прежде всего, в применении современ-

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2021

ных технологий для снижения нагрузки на окружающую среду.

В Основах государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 г. планируется внедрение в практику раздельного сбора отходов, их переработка и ужесточение санкций за нарушения в данной области.

Весной 2019 г. по инициативе В.В. Путина (постановление Правительства РФ от 04.04.2019 № 396) для формирования отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) была создана и наделена чрезвычайно широкими полномочиями публично-правовая компания «Российский экологический оператор» (ППК РЭО). Представители отрасли надеялись, что деятельность ППК РЭО объединит усилия разных звеньев в цепочке от появления отходов до их утилизации и создаст долгожданную синергию.

Бизнес, реально занимающийся сбором вторсырья для переработки и самой переработкой, рассчитывал на административную и финансовую поддержку государства.

Но уже скоро стало понятно, что с действующим на тот момент нормативно -правовым инструментарием достичь поставленных задач невозможно. Отправным толчком при проведении реформы стали изменения в законодательстве.

В Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ (далее — ФЗ № 89) внесли некоторые дефиниции, например, термин «твердые бытовые отходы» был заменен на «твердые коммунальные отходы», термин «использование отходов» на такие термины, как «утилизация» и «обработка», которые оказались более конкретизирующими, а также появилось понятие «обезвреживание отходов».

Законодателем введены: особые тарифы по оплате коммунальных услуг, территориальный принцип размещения отходов, а также должность регионального оператора по обращению с ними. Все эти новеллы, хотя в какой-то мере и усовершенствовали процесс, с одной стороны, с другой стороны, не позволили устранить весь спектр имеющихся проблем, которые в боль-

шинстве своем можно связать с несовершенством законодательства, которое выявляется в процессе правоприменения.

Проводя анализ прошедшего периода реформирования, остановимся на выводах Счетной палаты РФ по ситуации в обращении с твердыми коммунальными отходами.

Реформа, проводимая в Российской Федерации, признана безуспешной. Учитывая факты, представленные в документе, в РФ только в 2019 г. на одного человека приходилось 450 кг бытовых отходов (для справки: в соответствии с СНиП 2.07.01-89 нормы потребления бытовых отходов должны составлять 190 — 225 кг/чел.).

Таким образом, можно утверждать, что в нашей стране более 90% отходов остаются на по-лигонах2.

Ситуацию с размещением ТКО Счетная палата РФ называет критической. По ее прогнозу, при текущих темпах образования отходов (1 — 2% в год) существующие мощности полигонов в 32 субъектах РФ будут исчерпаны до 2024 г., а в 17 из них — еще до 2022 г.

Исследование вопросов, связанных со сложившейся ситуацией на примере Орловской области, позволило выявить ряд проблем, устранение которых позволит улучшить ситуацию в данной сфере.

1. Федеральным законом № 89-ФЗ закреплены обязанности органов местного самоуправления по просветительской работе среди населения с целью разъяснения порядка обращения с ТКО. Считаем, что данная работа проводится не в должном объеме.

2. Отсутствие низкозатратных технологий по переработке мусора. В связи с этим следует отметить, что, например, в Швейцарии, одной из самых развитых стран по переработке, доля перерабатываемого мусора составляет около 97%.

3. Отсутствие мест для передержки собираемого мусора, которая, например, в г. Орел составляет 80%.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2021

4. Отсутствие полигонов твердых бытовых отходов (ТБО), которые в большинстве случаев вводились в эксплуатацию во времена СССР даже без проектно-сметной документации, и по закону в настоящее время называться таковыми не могут.

5. Ненадлежащая уборка площадок, предназначенных для сбора ТКО.

Проблема, не является новой, но остается на сегодняшний день актуальной. В 2019 г. были предприняты практические шаги по ее решению.

Так, с региональным оператором заключались договоры, в рамках которых необходимо было осуществлять контроль за контейнерной площадкой в радиусе трех метров.

К сожалению, в начале 2020 г., после анализа юридических полномочий, региональным оператором было принято решение отказаться от подобного рода договорных отношений.

Как следствие, на сегодняшний день перевозчики не имеют договоров и, соответственно, не занимаются уборкой контейнерных площадок. Это свидетельствует о том, что данная проблема решается, но частично.

В некоторых закрепленных местах перевозчики вывозят отходы, в основном это крупногабаритные отходы, скопившиеся вне контейнерных площадок; в некоторых задействованы экологические отряды, созданные при администрациях районов города.

Таким образом, организационно-правовой алгоритм не выстроен в нужной последователь-

ности, что крайне вредит санитарному состоянию контейнерных площадок, а об эстетической стороне вопроса не может быть и речи.

С целью совершенствования института по обращению с ТКО необходимо законодательное закрепление обязанности за региональным оператором уборки мест накопления и погрузки отходов. Это в свою очередь приведет, по нашему мнению, к улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки в населенных пунктах.

1 Заседание Государственного совета по вопросу об экологическом развитии Российской Федерации // http:// www.kremlin.ru/events/president/news (Дата обращения: 27.05.2021)

2 Счетная палата РФ // ach.gov.ru>upload/iblock/ 41b/....pdf (Дата обращения: 27.05.2021).

Библиографический список

1. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 07.04.2020, с изм. и доп., вступ. в силу с 14.06.2020) // СПС «Консультант Плюс»

2. Заседание Государственного совета по вопросу об экологическом развитии Российской Федерации // http://www.kremlin.ru/events/ president/news (Дата обращения: 27.05.2021)

3. Счетная палата РФ // ach.gov.ru>upload/ iblock/41b/....pdf (Дата обращения: 27.05.2021)

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.