<<Ш11ШетиМ~^®и©Ма1>#Щ29)),2(0]9 / JURISPRUDENCE
127
УДК 346.7
Лизикова М.С.
научный сотрудник Сектора предпринимательского и корпоративного права Института государства и права Российской академии наук, кандидат юридических наук
DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10098 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОПРОСОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕАЭС (ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОЙ
СТРАТЕГИИ)
Lizikova M.S.
Researcher of the Business and Corporate Law Sector of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, Ph.D.
LEGAL REGULATION OF ISSUES OF NUCLEAR ENERGY USE IN LEGISLATION OF EAEU MEMBER STATES (PROSPECTS OF INNOVATION STRATEGY)
Аннотация
В статье поставлена проблема необходимости выработки инновационной стратегии в области использования атомной энергии в рамках ЕАЭС и проведен анализ развития правовой базы в области использования атомной энергии в государствах-членах ЕАЭС. В результате исследования сделан вывод, что в настоящее время, в силу различного уровня развития правовой базы в области использования атомной энергии государств-членов ЕА ЭС, рано говорить о достижении необходимого для развития международного сотрудничества в рамках ЕАЭС по вопросам использования атомной энергии уровня гармонизации атомного законодательства. Предлагается выработать под эгидой ЕАЭС единый подход к правовому регулированию вопросов использования атомной энергии, путем принятия единого международно-правового акта ЕАЭС в рассматриваемой сфере.
Abstract
The article articulated the problem of the need to develop innovative strategies in the _ field of use of atomic energy in the _ framework of the Eurasian economic Union and the analysis of development of legal base in the _ field of use of atomic energy in member States of the Eurasian Economic. The study concluded that due to different level of development of legal base in the _ field of nuclear energy of the member States of the EAEU, it is early to speak about achieving the necessary level ofharmonisation of nuclear legislation. It is proposed to develop under the auspices of the EAEU a unified approach to legal control of use of atomic energy, through the adoption of a single international legal instrument of the EAEU in this area.
Ключевые слова: евразийская интеграция, Евразийский экономический союз, атомная энергетика, правовое регулирование использования атомной энергии, инновации, инновационное развитие атомной энергетики.
Key words: Eurasian integration, Eurasian Economic Union, nuclear energy, legal regulation of the use of nuclear energy, innovations, innovative development of nuclear energy.
Современное развитие атомной энергетики невозможно без привлечения новейших достижений науки и передового опыта. Это позволяет выделить инновационность в качестве характерной черты ее развития. Однако научно-технические инновации -это не только шаг вперед в развитии технологий и производств, но и увеличение потенциальных рисков, что, в свою очередь, требует развития инновационных мер по обеспечению их безопасности. В качестве одной из важнейших мер должно стать развитие законодательства в области использования атомной энергии, которое призвано обеспечить необходимый баланс между прогрессом и безопасностью.
Специфика самого объекта диктует необходимость урегулирования отношений по использованию ядерной энергии как на внутригосударственном, так и на международном уровне, в том числе и в рамках межгосударственных интеграционных объединений [1; 2] Наиболее динамично развивающимся региональным интеграционным объединением на постсоветской территории является Евразийский экономический союз. Углубление со-
трудничества государств в рамках ЕАЭС соответствует не только целям мировой глобализации, а также отвечает интересам Российской Федерации и является приоритетным направлением ее внешней политики. Приоритетом же внутренней политики Российской Федерации является переход к инновационному пути развития страны, провозглашенный еще в 2002 году. Применительно к рассматриваемой области он нашел отражение в Энергетической стратегии России на период 2030 г., которая предполагает создание устойчивой национальной инновационной системы в сфере энергетики в целом, и в атомной энергетике в частности, что позволит повысить эффективность и конкурентоспособность атомной энергетики при обеспечении соответствия уровня безопасности современным требованиям.
Отсюда налицо необходимость выработки стратегии инновационного развития механизма правового регулирования в области использования атомной энергии в рамках ЕАЭС, которая предполагает разработку целого ряда мероприятий, позволяющих не только произвести совершенствование и обновление правовой базы, но и в дальнейшем обеспечить внедрение в практику инновационных
128
JURISPRUDENCE /
положений. Первым шагом на этом пути должен стать тщательный анализ существующей нормативной правовой базы в области использования атомной энергии государств-членов ЕАЭС, а следующим - выработка на его основе предложений по совершенствованию его принципов, структуры и содержания.
С учетом вышесказанного, представляется целесообразным в данной статье провести анализ развития правовой базы в области использования атомной энергии в государствах-членах ЕАЭС.
Внутригосударственное правовое регулирование вопросов использования атомной энергии зиждется на международно-правовом режиме в области использования атомной энергии. Во всех государствах-членах ЕАЭС основополагающими законодательными актами в рассматриваемой сфере являются законы об использовании атомной энергии. Вышеуказанные отношения регулируются также рядом иных законодательных актов, подзаконных актов, нормативных правовых документов в области ядерной и радиационной безопасности. Важную роль играют ФЦП и иные программы, которые направленны на дальнейшее развитие атомной отрасли государств и обеспечение ядерной и радиационной безопасности.
Следует отметить, что в государствах-членах ЕАЭС, за исключением Киргизии, сформирована развитая нормативно-правовая база в области использования атомной энергии. Однако сравнительно-правовой анализ законодательства выявил ряд различий в регулировании отношений в рассматриваемой сфере.
Первое, что обращает на себя внимание, - законы об использовании атомной энергии, действующие в России, Казахстане, Армении направлены на регулирование более широкого круга отношений, нежели соответствующий закон Республики Беларусь. Кроме того, них закрепляется различный перечень объектов использования атомной энергии и при этом имеет место быть разность подходов законодателей к определению вышеназванных категорий. Отсюда налицо необходимость приведения, используемых в законодательстве государств-участников ЕАЭС норм дефиниций, к единообразию и соответствию международным требованиям, закрепленным в универсальных конвенциях, принятых в данной области.
Правовое регулирование отношений по использованию атомной энергии в государствах-членах ЕАЭС зиждется как на принципах, являющихся общими для них, так и принципах, отражающих специфические задачи, стоящие перед атомной отраслью соответствующего государства. Так, к первой группе относятся принципы совпадающие с выработанными МАГАТЭ основополагающими принципами атомного права, а ко второй - принцип участия граждан, коммерческих и некоммерческих организаций, иных юридических лиц в обсуждении государственной политики, проектов федеральных законов и иных правовых актов, а также в практической деятельности в области использования атомной энергии для России и Армении; принцип обеспечения превышения выгод для граждан и общества от использования атомной энергии над вредом, который может быть причинен деятельностью
по использованию атомной энергии для Беларуси, принцип недопустимости импорта и захоронения РАО и ОЯТ других государств на своей территории для Казахстана.
Разнятся и задачи правового регулирования отношений, возникающих при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии.
К числу отличительных моментов относятся определенные различия применительно к таким инструментам регулирования безопасности в области использования атомной энергии как лицензирование и экспертиза; отсутствие в законе Казахстана положений, закрепляющих права граждан и организаций в области использования атомной энергии, а также отсылочный характер норм об ответственности; отсутствие статей, регулирующих вопросы аварийной готовности и реагирования в законах России и Армении; отсутствие положений, посвященных международному сотрудничеству в области использования атомной энергии в законах Казахстана и Армении и др.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что в настоящее время правовое регулирование в области использования атомной энергии в законодательстве государств-членов ЕАЭС не достигло необходимого уровня гармонизации, так как рассматриваемая сфера в разных государствах регламентируется по-разному. Такая ситуация на данном этапе не способствует развитию международного сотрудничества в рамках ЕАЭС по вопросам использования атомной энергии и не отвечает современным требованиям.
Соответственно, одной из первоочередных мер в рамках стратегии инновационного развития механизма правового регулирования в области использования атомной энергии представляется выработка под эгидой ЕАЭС единого подхода к правовому регулированию вопросов использования атомной энергии и отражение его в едином международно-правовом акте ЕАЭС. Принятие такого акта, с одной стороны, явилось бы инновацией в сфере использования атомной энергии в рамках ЕАЭС, позволяющей вывести интеграционные процессы в атомной отрасли на более высокий уровень, а, с другой стороны, такое решение соответствовало бы международным требованиям и рекомендациям, которые направлены на достижение наибольшей согласованности законодательства государств в области использования атомной энергии. Для укрепления международного сотрудничества стран-участников ЕАЭС в области использования атомной энергии, придании ему большей эффективности при разработке такого документа в определенной степени могут быть использованы положения актов, принятых в рассматриваемой сфере под эгидой СНГ.
Библиографический список
1. Предпринимательское право в XXI веке: истоки и перспективы: монография / Под ред. С.С. Занковского, Н.И. Михайлова. М., 2018. С. 512.
2. Flory D. Safety Through International Cooperation // IAEA Bulletin. Vol. 54-1. March 2013. P. 89.