Правовое регулирование внедрения цифрового рубля Legal regulation of the introduction of the digital ruble
Авидзба Анна Вианоровна
Студент 1 курса магистратуры Юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ
Россия, Москва
Avidzba Anna Vianorovna
1st year master's student Faculty of Law
Financial University under the Government of the Russian Federation
Russia, Moscow
Аннотация.
В статье анализируется новый финансовый инструмент - цифровая валюта Российской Федерации, цифровой рубль. Цель исследования - проанализировать международный опыт внедрения цифровых валют и определить модель правового регулирования цифрового рубля. По итогам исследования определяются выводы, которые связаны с необходимостью модернизации национального законодательства в целях беспрепятственного внедрения цифрового рубля.
Annotation.
The article analyzes a new financial instrument - the digital currency of the Russian Federation, the digital ruble. The purpose of the study is to analyze the international experience of the introduction of digital currencies and to determine the model of legal regulation of the digital ruble. Based on the results of the study, conclusions are determined that are related to the need to modernize national legislation in order to implement the digital ruble without hindrance.
Ключевые слова: цифровой рубль, цифровая валюта, виртуальная валюта, центральный банк, платежная система.
Key words: digital ruble, digital currency, virtual currency, central bank, payment system.
Цифровая валюта является одним из новшеств современного развития общества. После появления виртуальных валют, в том числе криптовалюты, идея о появлении официальной национальной цифровой валюты распространилась по всему миру.
С головокружительным ростом криптовалют, таких как биткойн, замечательным успехом новой формы цифровых валют, известных как стейблкоины, и снижением наличных денег центральные банки и правительства наносят ответный удар. Они готовятся начать выпуск цифровых денег, называемых цифровой валютой Центрального банка или CBDC, электронной версии банкнот и монет. Эта новая форма денег, выпущенных центральным банком, дополнит наличные деньги и будет доступна широкой публике для транзакций с использованием различных устройств.
Хотя единой системы выпуска CBDC не существует — изучаются различные подходы — хорошая новость заключается в том, что эти цифровые валюты могут сделать платежи более эффективными, улучшить фискальную и денежно-кредитную политику и повысить финансовую доступность.
Цифровую валюту Центрального банка (CBDC) проще всего понимать как цифровую форму наличных денег. Он может быть выпущен центральным банком, доступен для широкой публики и может использоваться для расчетов по сделкам между фирмами и домашними хозяйствами. Расчетной единицей будет национальная валюта, и ее можно будет обменивать по паритету (т. е. один к одному) на другие формы денег, такие как физическая валюта или электронные депозиты в хорошо регулируемых финансовых учреждениях.
Поскольку CBDC выпущена центральным банком, она будет иметь статус законного платежного средства, что сделает ее широко используемой в качестве платежного средства. CBDC также будет эквивалентным средством сбережения для других форм денег, поскольку его можно обменять на равную стоимость физических денег или электронных депозитов.
Однако введение цифровых валют сопряжено со значительными проблемами, включая кибербезопасность и защиту конфиденциальности.
Изначально виртуальная валюта была в большей степени присуща компьютерным играм, где существовала собственная экономика. Именно с помощью виртуальной валюты игроки могли совершать куплю и продажу внутриигровых объектов [1, С. 531]. Впоследствии существовавшая исключительно в игровой среде виртуальная валюта стала рассматриваться в качестве реального средства платежа. С 90-х годов XX века предпринимались попытки создания такой виртуальной валюты, к примеру компания DigiCash проводила обезличенные транзакции в сети путем использования виртуальной валюты и защищенных протоколов. Однако данная инициатива не обрела популярности, так как отсутствовало доверие среди пользователей к виртуальным деньгам.
Сам факт распространения виртуальной валюты позволили выделить два проблемных вопроса, которые предполагалось разрешить Центральным Банкам государств. Первый вопрос заключался в том, не повлияет ли наличие виртуальных валют на спрос в отношении эмитируемых Центральным банком банкнот. Второй вопрос связан с тем, что распространение виртуальных валют никак не регулировалось, во-первых, законодательством, а во-вторых, самим Центральным банком.
Именно с момента появления первых виртуальных валют перед законодателями встал вопрос об определении дефиниции «виртуальная валюта». На сегодняшний день как в национальном законодательстве Российской Федерации, так и на международном уровне приняты нормативные правовые акты, которые определяют термин «виртуальная валюта» и «цифровая валюта». На международном уровне однозначно закрепляется понятие «виртуальной валюты», под которой понимается определенное цифровое представление стоимости, которое не выпускается центральным банком и (или) государственным органом, не предполагает обязательной привязки к официальной валюте и одновременно не обладает правовым статусом денег, но при этом, признается субъектами (физическими лицами, предпринимателями) в качестве средства обмена, предполагающего хранение, продажу и покупку в электронном виде [2].
В Российской Федерации отсутствует как таковое понятие виртуальной валюты на законодательном уровне, однако при этом в юридической доктрине данный термин рассматривается. В национальном законодательстве, а именно в Федеральном закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закрепляется понятие «цифровой валюты», под которой понимается совокупность электронных данных, которые содержатся в информационной системе и которые могут приниматься сторонами в качестве средства платежа, при этом не обладая статусом денежной единицы РФ или иного государства, в отношении которой отсутствует конкретное лицо, обязанное перед каждым обладателем такой цифровой валюты [3]. Если проводить сравнительный анализ указанных терминов «виртуальная валюта» и «цифровая валюта», то можно отметить, что они практически идентичны друг другу. Однако несмотря на то, что в России принят отдельный акт, посвященный цифровой валюте, нельзя сказать о том, что на сегодняшний день существует законодательная база для беспрепятственного внедрения цифрового рубля.
Обратимся к международному опыту. Как отмечалось, идея цифровых валют популярна среди большинства стран мира, а на сегодняшний день уже более 20 государств находятся в процессе внедрения
цифровых валют в свои платежные системы [4; С. 53]. Наиболее ярким примером является цифровой юань, который успешно реализуется как проект на территории Китая. В первую очередь, важность анализа китайского опыта основывается на том, что это один из немногих примеров, когда реализация проекта по внедрению цифровой валюты находится на финальной стадии. На стадии формирования концепции внедрения цифрового юаня предполагалось осуществление следующих этапов:
1. Первый этап предполагал создание универсальной электронной платежной системы, в которой и будет использоваться цифровой юань;
2. Второй этап предполагал интеграцию цифрового юаня и возможность его конвертации и взаимодействия с другими валютами;
3. Третий этап заключался в формировании финальной версии эмиссионной и расчетной моделей для использования цифрового юаня.
Первый этап внедрения цифрового юаня начал происходить еще в 2014 году, когда была создана специальная исследовательская группа, изучавшая риски цифровой валюты, сложности ее реализации, а также наличие конкретных барьеров законодательства для использования такой валюты. Уже в 2016 году было принято решение о создании цифрового юаня и его постепенного внедрения в розничные сделки, с чего и начался второй этап концепции цифрового юаня, сопряженного с созданием цифровой экосистемы для его беспрепятственного использования на территории Китая. В 2019 году начал реализовываться третий этап, связанный с непосредственной реализацией пилотных проектов в крупных городах Китая. А на сегодняшний день можно однозначно сказать об успехе внедрения цифрового юаня, который широко используется, что подтверждается наличием большого количества электронных кошельков для его хранения, использования в качестве средства платежа.
Центральный Банк России неоднократно отмечал необходимость внедрения цифрового рубля, что в первую очередь вызвано факторами появления новых способов платежей [5]. В первую очередь, это связано с криптовалютами, а также невозможностью установления государственного контроля над ними. Сама система реализации обмена криптовалютой, то есть анонимность и защищенной данной системы, предполагает привлекательность данных средств платежа, например для отмывания и легализации денежных средств, полученных преступным путем. Идея внедрения цифрового рубля (CBDC) была необходима для предложения физическим и юридическим лицам альтернативы использования цифровых средств платежа. Соответственно, главное отличие концепции цифрового рубля (фиатной валюты) от уже всем известным криптовалют заключается в наличии у цифрового рубля единого эмитента - Центрального Банка, а также возможности защиты прав лиц, которые такую валюту используют.
На сегодняшний день ЦБ РФ не принял решение о выпуске цифрового рубля, хотя изначально в планах ЦБ РФ указывалось, что 2022 год будет посвящен разработке необходимых основ и создания цифрового рубля. В первую очередь такое промедление связано с трудностями реализации, высокими рисками и отсутствием необходимого законодательства. В первую очередь необходимо обратиться к положениям Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в котором ст. 27 прямо запрещает введение на территории РФ иных денежных единиц и суррогатов, помимо рубля [6]. А исходя из определения «цифровой валюты», цифровой рубль и рубль как официальная денежная единица не представляют собой тождественных явлений. Соответственно, необходимо расширить полномочия ЦБ РФ в контексте выпуска цифрового рубля. Более того, если внедрять цифровой рубль в свободный оборот, то изменять нужно и некоторые положения гражданского законодательства, которые связаны с правами лиц на цифровые валюты.
Исходя из опыта Китая по внедрению цифрового юаня можно однозначно сказать, что данная процедура является достаточно долго и технологически сложной, что предполагает большое количество исследований, оценки и аналитики. Соответственно, сказать о том, что зародившаяся относительно недавно концепция Банка России будет реализована в ближайшее время - нельзя. Более того, внедрение цифрового рубля однозначно скажется на существовании сложившейся банковской системы. Факт того, что банки перестанут выступать посредниками между участниками транзакций вызовет перестройку банковской системы, что может отразиться на самой ликвидности банков.
Поскольку цифровая экономика продолжает расширяться, использование цифровой валюты также быстро растет. Цифровая валюта — это деньги в электронной форме, обмениваемые на товары и услуги без использования физических денег, таких как бумажные купюры или монеты. Технологии растут и развиваются. В результате цифровая валюта неуклонно заменяет физические деньги. Многие правительства, выпускающие фиатную валюту, также рассматривают возможность разработки собственной цифровой валюты в качестве варианта традиционных денег, которые они уже создают. CBDC потенциально может поддерживать ряд целей государственной политики, включая защиту общественного доверия к деньгам и повышение эффективности, безопасности, устойчивости и инноваций в платежной системе.
Запуск цифровой валюты России необходимо, чтобы удовлетворить растущий спрос на безопасные и надежные электронные платежи. Выпуск цифровых денег центральным банком обеспечит стабильность платежной и денежной систем. Цифровой рубль также укрепит денежный суверенитет и будет способствовать конкуренции и эффективности в платежном секторе.
Представляется, что внедрение цифрового рубля должно сопровождаться следующими важными этапами:
1. Необходимо устранение законодательных противоречий, которые связаны с наличием норм, ограничивающих выпуск Центральным Банком цифровой валюты;
2. Цифровой рубль предполагает создание надежной системы защиты платежной информации, которая будет храниться в реестрах Центрального Банка;
3. Создание цифровой экосистемы, в том числе цифровых кошельков для хранения цифрового рубля, а также одновременное внедрение и офлайн-кошельков, которые позволят расширить сферу применения цифрового рубля;
4. Создание защитных механизмов для борьбы с киберпреступностью и повышение степени кибербезопасности для обеспечения реализации прав лиц, использующих цифровой рубль в качестве средства платежа.
Список используемой литературы:
1. Володина А. Д., Потапова В. Э. Национальные цифровые валюты: цифровой рубль и мировой опыт / А. Д. Володина, В. Э. Потапова // Инновации. Наука. Образование. № 47. 2021. С. 530-537.
2. Directive (EU) 2018/843 of the European parliament and of the council of 30 May 2018 // https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32018L0843&from=EN
3. Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. № 173. 06.08.2020.
4. Кочергин Д. А. Цифровые валюты центральных банков: опыт внедрения цифрового юаня и развитие концепции цифрового рубля / Д. А. Кочергин // Russian Journal of economics and law. Т. 16. № 1. 2022. С. 51-78.
5. Банк России. Цифровой рубль // https://cbr.ru/analytics/d_ok/dig_ruble/
6. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Российская газета. № 127. 13.07.2002.