Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ «УСТОЙЧИВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ»'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ «УСТОЙЧИВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВОЕ ПРАВО / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРАВА / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / УСТОЙЧИВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / УСТОЙЧИВАЯ ЭКОНОМИКА / ЗЕЛЕНЫЕ БОНДЫ / ТАКСОНОМИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пожилова Наталья Андреевна

В статье анализируется влияние цифровых технологий на текущие экономическо-правовые явления, на примере текущего реформирования законодательства ЕС. С учетом того, что главным продуктом современной экономики выступает именно информация, процессы цифровизации проникают во все сферы общественной жизни, затрагивая не только вопросы обмена и передачи данных, но и фундаментальные принципы, например, принцип «устойчивого развития». Очевидно, что положительные элементы, привносимые на рынок путем использования цифровых технологий, в том числе таких технологий, как блокчейн, инскуственный интеллект, оказывают не только прямое влияние на экономико-правовые явления (например, в области, криптовалют), но косвенное (в части соблюдения принципа «прозрачности» («открытости») данных и отчетности).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE CONTEXT OF THE IMPLEMENTATION OF THE STRATEGY OF "SUSTAINABLE FINANCING"

The article analyses the impact of digital technologies on current economic and legal phenomena, using the current EU law reform as an example. Given the fact that information is the main product of the modern economy, digitalisation processes are penetrating all areas of social life, affecting not only the exchange and transmission of data, but also fundamental principles, such as the principle of "sustainable development". It is clear that the positive elements brought to the market through the use of digital technologies, including technologies such as blockchain, artificial intelligence, have not only a direct impact on economic and legal phenomena (e.g. cryptocurrencies) but also an indirect impact (in terms of compliance with the principle of "transparency" of data and reporting).

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ «УСТОЙЧИВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ»»

Международное право; Европейское право

DOI 10.47643/1815-1337_2021_12_150 УДК 341.1

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ «УСТОЙЧИВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ»1 LEGAL REGULATION OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE CONTEXT OF IMPLEMENTATION OF THE «SUSTAINABLE FINANCING» ПОЖИЛОВА Наталья Андреевна,

Юрисконсульт ООО «ИВЕНТ-ЮРИСТЫ». 129345, Россия, г. Москва, ул. Широкая, 30,офис 6. E-mail: natalia229@mail.ru;

Pozhilova Natalia A.,

Legal Adviser, Event-Lawyers Ltd.

30-6, Shirokaya Street, Moscow 129345, Russia.

E-mail: natalia229@mail.ru

Краткая аннотация: В статье анализируется влияние цифровых технологий на текущие экономическо-правовые явления, на примере текущего реформирования законодательства ЕС. С учетом того, что главным продуктом современной экономики выступает именно информация, процессы цифровизации проникают во все сферы общественной жизни, затрагивая не только вопросы обмена и передачи данных, но и фундаментальные принципы, например, принцип «устойчивого развития». Очевидно, что положительные элементы, привносимые на рынок путем использования цифровых технологий, в том числе таких технологий, как блокчейн, инскуственный интеллект, оказывают не только прямое влияние на экономико-правовые явления (например, в области, криптовалют), но косвенное (в части соблюдения принципа «прозрачности» («открытости») данных и отчетности).

Abstract: The article analyses the impact of digital technologies on current economic and legal phenomena, using the current EU law reform as an example. Given the fact that information is the main product of the modern economy, digitalisation processes are penetrating all areas of social life, affecting not only the exchange and transmission of data, but also fundamental principles, such as the principle of "sustainable development". It is clear that the positive elements brought to the market through the use of digital technologies, including technologies such as blockchain, artificial intelligence, have not only a direct impact on economic and legal phenomena (e.g. cryptocurrencies) but also an indirect impact (in terms of compliance with the principle of 'transparency" of data and reporting).

Ключевые слова: Цифровые технологии, цифровое право, цифровизация права, цифровая экономика, устойчивое финансирование, устойчивая экономика, зеленые бонды, таксономия.

Keywords: Digital technology, digital law, digitalisation of law, digital economy, sustainable finance, sustainable economy, green bonds, taxonomy.

Дата направления статьи в редакцию: 16.09.2021

Дата публикации: 30.12.2021

Одной из задач, стоящих в настоящий момент перед государствами, является не просто достижение экономически значимых показателей стабильного роста, но и обеспечение достижения таких показателей наиболее приемлемыми для будущего способами, в том числе с учетом экологических, социальных и управленческих соображений при принятии инвестиционных решений в финансовом секторе (ESG), что должно привести в итоге к более долгосрочным инвестициям в устойчивую экономическую деятельность и проекты.

Меры экологического развития в данном контексте могут включать смягчение последствий изменения климата или адаптацию к уже существующим процессам, например, сохранение биоразнообразия, предотвращение загрязнения и реализацию технологий безотходного производства.

К вопросам социального характера относятся проблемы существующего неравенства, инклюзивности, трудовых отношений, инвестиций в человеческий капитал.

И, наконец, под управленческими мерами понимается необходимость осуществления эффективного управления государственными и частными учреждениями, включая создание структуры управления, контроль за отношениями внутри трудового коллектива и вознаграждение руководителей.

Необходимо отметить, что переход к «информационному обществу», в котором ключевая роль в валовом внутреннем продукте остается за информационными продуктами и услугами, где идет неизменное «возрастание удельного веса людей, занятых производством и трансляцией информации и знаний, прежде всего посредством современных информационно-коммуникативных технологий с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет и электронных СМИ» [3] приводит к «дематериализации» хозяйственной деятельности и необходимости создавать новые правила для учета существующих изменений.

Рассматривая ответные меры государств, направленные на решение существующих вывозов, стоит отметить порядок перехода к устойчивой экономике, реализуемой в ЕС на основании недавно принятой Стратегии финансирования перехода к устойчивой экономике [4], в основе которой лежит целый комплекс ранее принятых актов, прежде всего, План действий 2018 г. «Финансирование устойчивого роста» [5].

Кратко освещая цели правового регулирования трехгодичной давности, поставленные Европейской комиссией, можно подчеркнуть следующее: три ключевых приоритета (переориентация потоков капитала на более устойчивую экономику, включение устойчивости в управление рисками и содействие прозрачности и долгосрочности) и десять направлений, реализуемых для их достижения, сформулированы максимально широко, при этом, многие из них направлены на пересмотр существующих принципов и мер рекомендательного характера, например, пересмотр Руководящих принципов к требованиям по раскрытию информации для кредитных рейтингов, принятых Европейским ведомством по ценным

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 18-29-16172).

Международное право; Европейское право

бумагам и рынкам [6].

Однако есть часть мер по реформированию правового регулирования, которая имеет куда более ясную перспективу и содержание, в частности, в июле 2021 года был предложен проект Регламента о европейских зеленых облигациях, так называемых, «зеленых бондах» [7].

«Зеленые облигации», или «зеленые бонды», представляют собой ценные бумаги, выпускаемые компанией-эмитентом для финансирования конкретных проектов, направленных на минимизацию негативного воздействия на окружающую среду. Если опустить особое целевое назначение, очевидно исходящее из самого наименования, по сути, данные облигации представляют собой все те же долговые бумаги, подтверждающие финансовые обязательства с фиксированным доходом.

Несмотря на то, что в настоящий момент данный вид облигаций является достаточно распространенным по всему миру и достаточно широко применяется, например, в Японии [2], именно Европейский инвестиционный банк в 2007 г. впервые выпустил зеленые облигации, получившие название «Climate Awareness Bonds» в целях финансового содействия проектам в области альтернативных источников энергии. В свою очередь текущее наименование данные активы получили благодаря одноименным облигациям Международного банка реконструкции и развития [1].

До недавних пор, для приобретения статуса «зеленых», выпуск облигаций должен соответствовать особым принципам — Green Bond Principies (GBP), которые сформулировала международная ассоциация рынков капитала International Capital Markets Association (ICMA) [8], либо подходить под требования организации Climate Bonds Initiative [9], с последующим специальным подтверждением.

Таким образом, новый Регламент ЕС призван заменить собой различные существующие стандарты и установить единообразные критерии для выпуска таких облигаций, предотвращая расхождение национальных требований, которые могут возникнуть в результате принятия директивы или следования иным стандартам, при том не только для государственных, но и для частных предприятий, в том числе за пределами ЕС. Эмитенты, которые добровольно используют обозначение «европейские зеленые облигации» или «EuGB», должны следовать одним и тем же правилам во всем ЕС, чтобы повысить эффективность рынка за счет сокращения расхождений и, таким образом, также снижения затрат на оценку этих облигаций для инвесторов.

Положения проекта Регламента предполагают, среди прочего следующее: соответствие требованиям «прозрачности» (в целях распределения поступлений от облигаций посредством подробных требований к отчетности); «внешней проверки» (привлечения внешнего эксперта для проведения процедуры соответствия); «надзора со стороны Европейского ведомства по рынкам ценных бумаг (ESMA) за внешними экспертами» (последние должны быть зарегистрированы в ESMA и контролироваться им). Однако одним из первейших требований нового проекта «согласование с европейской таксономией» (средства, собранные за счет размещения облигаций, должны быть полностью распределены на проекты, которые соответствуют таксономии ЕС), что подводит нас к рассмотрению одного из ключевых документов, лежащих в основе текущей стратегии ЕС, а именно Регламента (ЕС) 2020/852 Европейского парламента и Совета от 18 июня 2020 года о создании основы для содействия устойчивым инвестициям и внесении поправок в Регламент (ЕС) 2019/2088 [10], известного также как Регламент о таксономии.

Регламент таксономии устанавливает общеевропейскую систему классификации или «структуру», предназначенную для предоставления предприятиям и инвесторам общего языка для определения того, в какой степени экономическая деятельность может считаться экологически устойчивой. Он направлен на «обеспечение ясности и прозрачности в отношении экологической устойчивости для инвесторов, финансовых учреждений, компаний и эмитентов, тем самым позволяя принимать обоснованные решения для стимулирования инвестиций в экологически устойчивую деятельность».

Несмотря на то Регламент сам по себе термина «таксономия» не содержит, однако определяет критерии «экологически устойчивой» экономической деятельности (прим. автора - в то время, как именуется, в том числе в политических документах институтов ЕС именно так; более того, делегированные акты ЕС, принимаемые на его основе прямо используют термин «таксономия»). Так, такая деятельность должна вносить «существенный вклад» в одну из шести указанных ниже экологических целей: смягчение последствий изменения климата; адаптация к изменению климата; устойчивое использование и охрана водных и морских ресурсов; переход к экономике замкнутого цикла; предотвращение и контроль загрязнения; а также защита и восстановление биоразнообразия и экосистем.

В дополнение к данному Регламенту о таксономии Европейская комиссия также приняла делегированный акт, дополняющий статью 8 Регламента [11]. Так, предложение Комиссии ЕС призвано определить содержание, методологию и представление информации, подлежащей раскрытию финансовыми и нефинансовыми предприятиями в отношении доли экологически устойчивой экономической деятельности в их бизнесе, инвестиционной или кредитной деятельности.

Регламент ЕС о таксономии устанавливает технические критерии отбора центров обработки данных и цифровых решений, которые существенно способствуют достижению целей ЕС в области таксономии и должны быть расширены, чтобы включить больше мероприятий по разработке устойчивых цифровых решений и использованию устойчивых криптоактивов.

В текущей стратегии прямо отражается опасения европейского законодателя в отношении технологических инноваций, таких как искусственный интеллект, блокчейн, которые играют важную роль в устойчивом финансировании, и дальнейшие инициативы ЕС, такие как включение информации об устойчивости в Европейскую единую точку доступа (ESAP) [12].

Следствием ответственного отношения ЕС к информации, а также требованиям по представлению отчетности, особенно в области устойчивого развития, стал проект еще одного документа Директивы по корпоративной отчетности в области устойчивого развития (CSRD) [13].

В рамках плана действий Союза рынков капитала (COM (2020) 590 final) Комиссия выдвигает законодательное предложение по созда-

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2021. № 12(204)

нию платформы цифрового доступа к публичной финансовой информации в масштабах ЕС и информации об устойчивости компаний (European Single Access Точка (ESAP)). Это предложение дополняет эту инициативу, способствуя достижению целей Стратегии цифрового финансирования для ЕС (COM (2020) 591 final), требуя, чтобы сообщаемая информация об устойчивости была помечена цифровыми тегами.

Данное предложение влечет за собой необходимость дополнительных реформ, так как, например, Директива 2013/34/ЕС [14] не требует, чтобы финансовая отчетность или отчет руководства предоставлялись в цифровом формате, что затрудняет поиск и использование предоставленной информации. Пользователи информации об устойчивом развитии все чаще ожидают, что такую информацию можно будет найти и прочитать именно цифровом (электронном) формате, так как цифровизация создает возможности для более эффективного использования информации и дает возможность значительной экономии средств как для пользователей, так и для предприятий.

В настоящий момент, несмотря на крайне общую формулировку направлений правового регулирования, можно отметить, что положения относительно реформы текущего законодательства в области цифровых (информационных) технологий связаны не только с мерами ЕС в части прямого регулирования криптовалют, блокчейн и др., но призваны охватить иные сферы деятельности, в том числе связанные с экологическими показателями и экономическим (инвестиционным) балансом. Библиогра фия:

1. Богачева О.В., Смородинов О.В. "Зеленые" облигации как важнейший инструмент финансирования "зеленых" проектов // Финансовый журнал. 2016. №2 (30). - С. 70-81. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zelenye-obligatsii-kak-vazhneyshiy-instrument-finansirovaniya-zelenyh-proektov (дата обращения: 22.08.2021).

2. Ноздрева Р.Б. «Зеленые бонды» как современный инструмент экологического финансирования в бизнесе Японии / Р.Б.Ноздрева // Финансовый бизнес. — 2018. — №2. — С. 9-23.

3. Рубанов, А.В. Информационное общество: методология и опыт исследования. «Постсоветское пространство в миропорядке XXI века: приоритеты, особенности, будущее». // Минск, Медиафакт, 2011. - 342 с. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/290219347.pdf (дата обращения: 22.08.2021).

4. Communication from the Commission to the European Parliament, The Council, The European economic and social committee and the Committee of the regions. Strategy for Financing the Transition to a Sustainable Economy // COM/2021/390 final. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:52021DC0390 (дата обращения: 22.08.2021).

5. Communication from the Commission to the European Parliament, the European Council, the Council, the European Central Bank, the European economic and social committee and the Committee of the Regions. Action Plan: Financing Sustainable Growth // COM/2018/097 final. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:52018DC0097 (дата обращения: 22.08.2021).

6. Final Report. Guidelines on Disclosure Requirements Applicable to Credit Ratings. 18 July 2019 | ESMA33-9-320. URL: https://www.esma. euro-pa.eu/sites/default/files/library/esma33-9-320_final_report_guidelines_on_disclosure_requirements_applicable_to_credit_rating_agencies.pdf (дата обращения: 22.08.2021).

7. Proposal for a REGULATION OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL on European green bonds // COM/2021/391 final. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:52021 PC0391 (дата обращения: 22.08.2021).

8. Green Bond Principles. Voluntary Process Guidelines for Issuing Green Bonds. June 2021. URL: https://www.icmagroup.org/assets/documents/Sustainable-finance/2021-updates/Green-Bond-Principles-June-2021-140621.pdf (дата обращения: 22.08.2021).

9. Climate Bonds Initiative. Green Bond Database Methodology. September 2020 URL: https://www.climatebonds.net/files/files/cbi-gb-methodology-061020.pdf (дата обращения: 22.08.2021).

10. Regulation (EU) 2020/852 of the European Parliament and of the Council of 18 June 2020 on the establishment of a framework to facilitate sustainable investment, and amending Regulation (EU) 2019/2088 // OJ L 198, 22.6.2020, p. 13-43.

11. COMMISSION DELEGATED REGULATION (EU) .../... of 6.7.2021supplementing Regulation (EU) 2020/852 of the European Parliament and of the Council by specifying the content and presentation of information to be disclosed by undertakings subject to Articles 19a or 29a of Directive 2013/34/EU concerning environmentally sustainable economic activities, and specifying the methodology to comply with that disclosure obligation. Brussels, 6.7.2021. C(2021) 4987 final. URL: https://ec.europa.eu/finance/docs/level-2-measures/taxonomy-regulation-delegated-act-2021-4987_en.pdf (дата обращения: 22.08.2021).

12. Targeted consultation on the establishment of a European single access point (ESAP) for financial and non-financial information publicly disclosed by companies - summary of responses. 26 May 2021. URL: https://ec.europa.eu/info/consultations/finance-2021-european-single-access-point_en (дата обращения: 22.08.2021).

13. Proposal for a DIRECTIVE OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL amending Directive 2013/34/EU, Directive 2004/109/EC, Directive 2006/43/EC and Regulation (EU) No 537/2014, as regards corporate sustainability reporting// COM/2021/189 final. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXr/?uri=CELEX52021 PC0189 (дата обращения: 22.08.2021).

14. Directive 2013/34/Eu of the European Parliament and of the Council of 26 June 2013 on the annual financial statements, consolidated financial statements and related reports of certain types of undertakings, amending Directive 2006/43/EC of the European Parliament and of the Council and repealing Council Directives 78/660/EEC and 83/349/EEC Text with EEA relevance// OJ L 182, 29.6.2013, p. 19-76.

References (transliterated):

1. Bogacheva O.V., Smorodinov O.V. "Zelenye" obligacii kak vazhnejshij instrument finansirovaniya "zelenyh" proektov // Finansovyj zhurnal. 2016. №2 (30). - S. 70-81. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zelenye-obligatsii-kak-vazhneyshiy-instrument-finansirovaniya-zelenyh-proektov (data obrashcheniya: 22.08.2021).

2. Nozdreva R.B. «Zelenye bondy» kak sovremennyj instrument ekologicheskogo finansirovaniya v biznese YAponii / R.B.Nozdreva // Finansovyj biznes. — 2018. — №2. — S. 9-23.

3. Rubanov, A.V. Informacionnoe obshchestvo: metodologiya i opyt issledovaniya. «Postsovetskoe prostranstvo v miroporyadke XXI veka: prioritety, osobennosti, bu-dushchee». // Minsk, Mediafakt, 2011. - 342 s. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/290219347.pdf (data obrashcheniya: 22.08.2021).

4. Communication from the Commission to the European Parliament, The Council, The European economic and social committee and the Committee of the regions. Strategy for Financing the Transition to a Sustainable Economy // COM/2021/390 final. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:52021 DC0390 (data obrashcheniya: 22.08.2021).

5. Communication from the Commission to the European Parliament, the European Council, the Council, the European Central Bank, the European economic and social committee and the Committee of the Regions. Action Plan: Financing Sustainable Growth // COM/2018/097 final. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:52018DC0097 (data obrashcheniya: 22.08.2021).

6. Final Report. Guidelines on Disclosure Requirements Applicable to Credit Ratings. 18 July 2019 | ESMA33-9-320. URL: https://www.esma.europa.eu/sites/default/files/library/esma33-9-320_final_report_guidelines_on_disclosure_requirements_applicable_to_credit_rating_agencies.pdf (data obrashcheniya: 22.08.2021).

7. Proposal for a REGULATION OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL on European green bonds // COM/2021/391 final. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:52021 PC0391 (data obrashcheniya: 22.08.2021).

8. Green Bond Principles. Voluntary Process Guidelines for Issuing Green Bonds. June 2021. URL: https://www.icmagroup.org/assets/documents/Sustainable-finance/2021-updates/Green-Bond-Principles-June-2021 -140621.pdf (data obrashcheniya: 22.08.2021).

9. Climate Bonds Initiative. Green Bond Database Methodology. September 2020 URL: https://www.climatebonds.net/files/files/cbi-gb-methodology-061020.pdf (data obrashcheniya: 22.08.2021).

10. Regulation (EU) 2020/852 of the European Parliament and of the Council of 18 June 2020 on the establishment of a framework to facilitate sustainable investment, and amending Regulation (EU) 2019/2088 // OJ L 198, 22.6.2020, p. 13-43.

11. COMMISSION DELEGATED REGULATION (EU) .../... of 6.7.2021supplementing Regulation (EU) 2020/852 of the European Parliament and of the Council by specifying the content and presentation of information to be disclosed by undertakings subject to Articles 19a or 29a of Directive 2013/34/EU concerning environmentally sustainable economic activities, and specifying the methodology to comply with that disclosure obligation. Brussels, 6.7.2021. C(2021) 4987 final. URL: https://ec.europa.eu/finance/docs/level-2-measures/taxonomy-regulation-delegated-act-2021-4987_en.pdf (data obrashcheniya: 22.08.2021).

12. Targeted consultation on the establishment of a European single access point (ESAP) for financial and non-financial information publicly disclosed by companies -summary of responses. 26 May 2021. URL: https://ec.europa.eu/info/consultations/finance-2021-european-single-access-point_en (data obrashcheniya: 22.08.2021).

13. Proposal for a DIRECTIVE OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL amending Directive 2013/34/EU, Directive 2004/109/EC, Directive 2006/43/EC and Regulation (EU) No 537/2014, as regards corporate sustainability reporting// COM/2021/189 final. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:52021 PC0189 (data obrashcheniya: 22.08.2021).

14. Directive 2013/34/EU of the European Parliament and of the Council of 26 June 2013 on the annual financial statements, consolidated financial statements and related reports of certain types of undertakings, amending Directive 2006/43/EC of the European Parliament and of the Council and repealing Council Directives 78/660/EEC and 83/349/EEC Text with EEA relevance// OJ L 182, 29.6.2013, p. 19-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.