Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
36
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
сельское хозяйство / аграрное право / цифровизация / экономика / цфировизация сельского хозяйства / государственная стратегия / agriculture / agrarian law / digitalization / economy / cfirovization of agriculture / state strategy

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маргарита Александровна Хомякова

В тексте статьи рассматривается такая актуальная проблема как перспективы цифровизации сельского хозяйства в Российской Федерации. Автор делает акцент на том, что цифровизация стала частью современной жизни каждого человека, и все сферы социума так или иначе переводят часть своей деятельности в цифровой формат. Анализ законодательства Российской Федерации показала заинтересованность правительства станы во внедрении цифровизации в сельское хозяйство. На примере законодательства Свердловской области рассматривается реализация политики цифровизации сельского хозяйства регионами Российской Федерации. Изучены нормативные акты иностранных государств – экономических партнеров России (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Индия). Политика этих стран также направлена на цифровизацию сельского хозяйства, и ради продолжения сотрудничества необходимо принимать во внимание планы партнеров, что также говорит о необходимости продолжения цифровой политики в России. Сделаны выводы о неизбежности цифровизации сельского хозяйства и о необходимости правового регулирования этого процесса, а также о перспективах нового этапа развития аграрной науки в связи с идущими изменениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Regulation of Digitalization of Agriculture in the Russian Federation

The text of the article deals with such an urgent problem as the prospects of digitalization of agriculture in the Russian Federation. The author emphasizes that digitalization has become a part of every person's modern life, and all spheres of society somehow translate part of their activities into digital format. The analysis of the legislation of the Russian Federation showed the interest of the government of the country in the introduction of digitalization in agriculture. On the example of the legislation of the Sverdlovsk region, the implementation of the policy of digitalization of agriculture by the regions of the Russian Federation is considered. Regulatory acts of foreign states – Russia's economic partners (Kazakhstan, Kyrgyzstan, Tajikistan, Uzbekistan, India) have been studied. The policy of these countries is also aimed at digitalization of agriculture, and in order to continue cooperation, it is necessary to take into account the plans of partners, which also indicates the need to continue the digital policy in Russia. Conclusions are drawn about the inevitability of digitalization of agriculture and the need for legal regulation of this process, as well as about the prospects of a new stage in the development of agricultural science in connection with the ongoing changes.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 349.4

Хомякова М. А.

Уральский федеральный университет, Уральский государственный аграрный университет, Оренбургский государственный университет

(г. Оренбург, Российская Федерация)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В тексте статьи рассматривается такая актуальная проблема как перспективы цифровизации сельского хозяйства в Российской Федерации. Автор делает акцент на том, что цифровизация стала частью современной жизни каждого человека, и все сферы социума так или иначе переводят часть своей деятельности в цифровой формат. Анализ законодательства Российской Федерации показала заинтересованность правительства станы во внедрении цифровизации в сельское хозяйство. На примере законодательства Свердловской области рассматривается реализация политики цифровизации сельского хозяйства регионами Российской Федерации.

Изучены нормативные акты иностранных государств - экономических партнеров России (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Индия). Политика этих стран также направлена на цифровизацию сельского хозяйства, и ради продолжения сотрудничества необходимо принимать во внимание планы партнеров, что также говорит о необходимости продолжения цифровой политики в России.

Сделаны выводы о неизбежности цифровизации сельского хозяйства и о необходимости правового регулирования этого процесса, а также о перспективах нового этапа развития аграрной науки в связи с идущими изменениями.

Ключевые слова: сельское хозяйство; аграрное право; цифровизация; экономика; цфировизация сельского хозяйства; государственная стратегия

Маргарита Александровна Хомякова - магистр садоводства, ведущий специалист Уральского энергетического института Уральского федерального университета; научный сотрудник Уральского государственного аграрного университета; соискатель кафедры уголовного права Оренбургского государственного университета. 460018, Российская Федерация, г. Оренбург, ул. Победы, д. 13. E-mail: homyakovama@mail.ru.

Legal Regulation of Digitalization of Agriculture in the Russian

Federation

The text of the article deals with such an urgent problem as the prospects of digitalization of agriculture in the Russian Federation. The author emphasizes that digitalization has become a part of every person's modern life, and all spheres of society somehow translate part of their activities into digital format. The analysis of the legislation of the Russian Federation showed the interest of the government of the country in the introduction of digitalization in agriculture. On the example of the legislation of the Sverdlovsk region, the implementation of the policy of digitalization of agriculture by the regions of the Russian Federation is considered.

Regulatory acts of foreign states - Russia's economic partners (Kazakhstan, Kyrgyzstan, Tajikistan, Uzbekistan, India) have been studied. The policy of these countries is also aimed at digitalization of agriculture, and in order to continue cooperation, it is necessary to take into account the plans of partners, which also indicates the need to continue the digital policy in Russia.

Conclusions are drawn about the inevitability of digitalization of agriculture and the need for legal regulation of this process, as well as about the prospects of a new stage in the development of agricultural science in connection with the ongoing changes.

Key words: agriculture; agrarian law; digitalization; economy; cfirovization of agriculture; state strategy.

Margarita Khomyakova - Master of Horticulture, leading specialist of UralENIN Ural Federal University; research associate of the Ural State Agrarian University, post-graduate student of the Orenburg State University. 460018, Russian Federation, Orenburg, Pobedy str., 13. E-mail: homyakovama@mail.ru

Для цитирования:

Хомякова М. А. Правовое регулирование цифровизации сельского хозяйства в Российской Федерации // Аграрное образование и наука. 2023. № 4. С. 8.

Мы живем в эпоху цифровых трансформаций: значительная часть жизни сегодня переходит в электронный формат [Лига, Щеткина 2021]. Физические и юридические лица решают деловые вопросы в системе электронного документооборота, некоторые сегменты социальной активности переместились в цифровое пространство практически полностью (к примеру, бумажные письма всё чаще сообщениями в сети).

Россия на протяжении всей истории была и остается одной из самых сильных аграрных держав мира, сельское хозяйство которой является неотъемлимой (более того - одной из фундаментальных) частей отечественной экономики [Хомякова 2021]. Для государства важно развитие сельскохозяйственной отрасли, чтобы поддерживать её на достойном уровне в мировой экономике, в связи с чем отечественные и мировые тенденции находят свое отражение в российской аграрной политике и в законах, регулирующих отношения в сельском хозяйстве. Это касается и цифровизации изучаемой отрасли [Карпухин, Хомякова 2021]. Нельзя отрицать тот факт, что цифровизация всё больше распространяется в сельском хозяйстве, и эта трансформация отражает дух закона [Головина, Ручкин, Абилова 2023]. Так в

п. 6.2.6 Приказа Минкомсвязи России от 01.08.2018 № 428 «Об утверждении Разъяснений (методических рекомендаций) по разработке региональных проектов в рамках федеральных проектов национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации» говорится о рекомендациях по мероприятиям по цифровизации сельского хозяйства. Значительная часть этих рекомендаций направлена на внедрение цифровизации в агропромышленную структуру регионов Российской Федерации. Эти рекомендательные нормы нашли свое отражение в региональных нормативных актах. К примеру, в Свердловской области к ключевым факторам, влияющим на развитие АПК законодатель отнес инвестиционную деятельность, включающую перспективы вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения, комплексную техническую и технологическую модернизацию с внедрением цифровизации (Глава 8 Постановления Правительства Свердловской области от 28.06.2019 № 386-ПП «Об утверждении Стратегии развития агропромышленного комплекса Свердловской области на период до 2035 года»).

Региональные власти Свердловской области отмечают: «На сегодняшний день флагманами цифровизации и автоматизации в сфере сельского хозяйства являются крупные вертикально интегрированные холдинги, которые в аграрном секторе создают максимальную добавленную стоимость и будут являться главной индустриальной средой для внедрения интернета вещей в сельском хозяйстве. В ближайшей перспективе крупный бизнес и передовые средние хозяйства станут основными потребителями цифровых технологий в сельском хозяйстве в Российской Федерации в целом и в Свердловской области в частности, так как указанные организации имеют возможность привлекать инвестиции и готовы к технологическим новациям. Крупные агропромышленные компании формируют спрос на внедрение автоматизированных систем управления фермой, автономных агроботов, программного обеспечения с элементами искусственного интеллекта. ... Еще

одним перспективным сегментом по применению цифровых технологий выступят средние частные сельскохозяйственные организации. Они обладают достаточной гибкостью в вопросе выбора, апробации и активного использования новых технологий в производственном процессе, замотивированы на результат и имеют достаточные финансовые ресурсы для вложения в инфраструктуру информационных технологий» (Глава 8 Постановления Правительства Свердловской области от 28.06.2019 № 386 -ПП «Об утверждении Стратегии развития агропромышленного комплекса Свердловской области на период до 2035 года»).

Выбранная стратегия соответствует духу Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», пп. «б» п. 11 которого называет преобразование приоритетных отраслей экономики и социальной сферы, включая здравоохранение, образование, промышленность, сельское хозяйство, строительство, городское хозяйство, транспортную и энергетическую инфраструктуру, финансовые услуги, посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений обязательным в рамках решения задач, указанных в программе «Цифровая экономика Российской Федерации».

В научной литературе справедливо отмечается, что цифровизация сельского хозяйства необходима для реализации задач по развитию АПК, напрямую, на первый взгляд, не связанных с электронными ресурсами [Воронина 2021]. К примеру, в Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года прямое указание на цифровизацию сельского хозяйства отсутствует (Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2015 № 151 -р «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года»), однако очевидно, что равномерное устойчивое развитие сельских территорий в России (завяленное одной из целей Стратегии) в

современных условиях маловероятно без использования цифровых технологий. Цифровизация позволяет ускорить массу процессов, начиная от документооборота и торгов, заканчивая использование квадрокоптеров в сельском хозяйстве.

Также следует учитывать, что российская отрасль сельского хозяйства плотно интегрирована в мировую экономику. Главными партнерами на международной арене сегодня являются страны Дальнего Востока и СНГ. В азиатских странах (соседствующих с Российской Федерацией) также действует политика цифровизации в сельскохозяйственной отрасли [Воронина 2022]. К примеру, в Республике Казахстан действуют Стратегия «Казахстан-2050», Государственная программа «Цифровой Казахстан», Национальный проект по развитию АПК Республики Казахстан на 2021 - 2025 гг., программа Е-АПК [Пашков, Мажитова 2021]; в Киргизии принята Программа национального стратегического развития Киргизской Республики на 2018 - 2040 годы и программа Цифровой трансформации «Цифровой Кыргызстан 2019 - 2023» [Ханатов 2021]; в Таджикистане с 2019 года утверждена «Цифровая экономика в Республике Таджикистан» [Ханатов 2021]; в Узбекистане - «Цифровой Узбекистан - 2030» [Ханатов 2021]; в Индии - реализуется проект «Цифровая Индия» [Шкваря 2020]. В каждом из указанных документов сказано о необходимости цифровизации сельского хозяйства на национальном уровне. Для продолжения сотрудничества с этими партнерами на сельско-хозяйственном рынке, Россия должна идти в ногу со временем и придерживаться политики цифровизации, в том числе и данной отрасли.

Проанализировав российское и зарубежное законодательство, можно сделать вывод о том, что цифровизация российского сельского хозяйства неизбежна. Данный процесс необходим как для развития внутреннего рынка, так и для поддержания международных отношений. Изучение норм российского права подтвердило заинтересованность власти в развитии

сельского хозяйства, в том числе с помощью цифровизации. На примере Свердловской области видно, что регионы с пониманием относятся к подобной политике федеральной власти и принимают меры, чтобы соответствовать поставленным сверху задачам. Резонно предположить, что цифровая трансформация сельского хозяйства и соответствующего законодательства станет причиной нового этапа развития аграрной науки, что представляет как практический, так и исследовательский интерес для дальнейшего изучения этой тематики [Воронин, Чупина, Воронина и др. 2021 ].

Список литературы:

Воронин Б. А., Чупина И. П., Воронина Я. В. и др. Развитие науки аграрного права в условиях трансформации российского сельского хозяйства // Вопросы российского и международного права. 2022. Т. 12. № 1A. С. 166 -180.

Воронина Н. П. Правовое обеспечение цифровизации сельского хозяйства // Право и цифровая экономика. 2021. № 3. С. 20 - 26.

Воронина Н. П. Сельскохозяйственная кооперация в странах Азии: цифровая трансформация правового регулирования и стратегического планирования в условиях глобальных вызовов // Юрист. 2022. № 9. С. 34 - 42.

Головина С. Г., Ручкин А. В., Абилова Е. В. Роль цифровизации в успешном функционировании сельскохозяйственных кооперативов // Аграрная наука. 2023. № 10. С. 167 - 174.

Карпухин М. Ю., Хомякова М. А. Перспективы цифровизации сельского хозяйства до 2030 года: правовой аспект // Цифровые технологии и право. Сборник научных трудов I Международной научно-практической конференции. В 6-ти томах. Казань, 2022. С. 422 - 427.

Лига М. Б., Щеткина И. А. Человек в эпоху цифровизации общества // Гуманитарный вектор. 2021. Т. 16. № 2. С. 29 - 38.

Пашков С. В., Мажитова Г. З. Цифровизация земледелия в Казахстане: региональный опыт // Географический вестник. 2021. № 4. С. 27 - 41.

Ханатов Т.С. Особенности внедрения цифровизации стран Центральной Азии // Актуальные вопросы современной экономики. 2021. № 2.

Хомякова М. А. Соотношение экономики и охраны окружающей среды: правовой аспект // Научно-технический вестник: Технические системы в АПК. 2021. № 4 (12). С. 55 - 58.

Шкваря Л. В. Цифровая экономика: опыт Индии // Экономика и предпринимательство. 2020. № 3.

Рецензент: Воронин Б. А., Уральский ГАУ, г. Екатеринбург

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.