Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ИСПАНИИ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ИСПАНИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
120
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / ИСПАНИЯ / ОСУЖДЕННЫЕ / ТРУД

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сиряков Алексей Николаевич

Развитие уголовно-исполнительной системы России предполагает поиск законодательных решений, направленных на повышение ее эффективности. Обращение к опыту Испании в сфере правового регулирования труда осужденных, отбывающих наказания в обычных и закрытых пенитенциарных учреждениях, позволяет создать основу для сравнения и внесения предложений по корректировке отечественного законодательства об исполнении уголовных наказаний. Нормы о труде в пенитенциарных учреждениях Испании закреплены в Органическом законе «Общий пенитенциарный закон», а также королевских указах «Об утверждении пенитенциарного регламента» и «О регулировании трудовых отношений особого характера заключенных, выполняющих трудовую деятельность в тюремных мастерских, и социальной защите лиц, подвергнутых наказанию в виде работы на благо общества». В испанском пенитенциарном законодательстве труд - это право и обязанность. Правом является работа в производственных мастерских, учебных мастерских занятости, ремесленная, интеллектуальная или художественная деятельность. Обязанностью во всех случаях выступают: получение базового образования неграмотными; профессиональная подготовка лиц с низким уровнем квалификации; обслуживание мест общего пользования без трудовых отношений. Обязательный характер труда устанавливается, если он включен в индивидуальную программу исправления осужденного, разработанную по добровольному волеизъявлению осужденного. Испанскому законодательству известен производственный и непроизводственный труд осужденных. Производственный оплачиваемый труд осуществляется в производственных мастерских, находящихся на территории пенитенциарных учреждений, в рамках особых правоотношений. Они имеют специфическую цель, субъектный состав и содержание, основания приостановления и прекращения правоотношений. Устанавливается сфера использования труда осужденных. Иные формы труда являются непроизводственными. Методы исследования: статистический, сравнительно-правовой, систематизация. Вывод: правовая регламентация труда осужденных в Испании не является эталонной, однако отдельные ее аспекты могут быть использованы в отечественном уголовно-исполнительном законодательстве и практике исполнения наказания в виде лишения свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LABOR LEGAL REGULATION IN SPANISH PENITENTIARY INSTITUTIONS

The development of the Russian penal enforcement system requires legislative decisions aimed at improving the efficiency of its activities. Referring to the experience of Spain in the field of legal regulation of the convicts' labor serving sentences in ordinary and closed penitentiary institutions allows us to create a basis for comparison and making proposals for adjusting domestic legislation on the execution of criminal penalties. The norms on labor in penitentiary institutions in Spain are enshrined in the Organic Law “General Penitentiary Law”, as well as Royal Decrees “On the approval of penitentiary regulations” and “On the regulation of labor relations of a special nature of prisoners performing labor activities in prison workshops, and social protection of persons subjected to punishment in the form of work for the benefit of society”. In Spanish penal legislation, work is a right and a duty. The right is to work in production workshops, educational employment workshops, and handicraft, intellectual or artistic activities. The obligation in all cases is: obtaining basic education by the illiterate; vocational training of persons with low qualifications; maintenance of common areas without labor relations. The mandatory nature of work is established if it is included in the individual program of correction of the convicted person, developed by the voluntary will of the convicted person. Spanish legislation is known for the production and non-production work of convicts. Paid industrial work is carried out in production workshops located on the territory of penitentiary institutions, within the framework of special legal relations. They have a specific purpose, subject composition and content, grounds for suspension and termination of legal relations. The sphere of labor use of convicts is established. Other forms of labor are non-productive. Research methods: statistical, comparative legal, systematization. Conclusion: the legal regulation of the labor of convicts in Spain is not a reference, but some aspects of it can be used in domestic penal enforcement legislation and the practice of execution of sentences in the form of imprisonment.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ИСПАНИИ»

УДК 343.823(460)

DOI: 10.12737/jflcl.2022.026

Правовое регулирование труда в пенитенциарных учреждениях Испании

Алексей Николаевич Сиряков

Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, Рязань, Россия, [email protected], https:// orcid. org/0000-0001 -8992-1145

Аннотация. Развитие уголовно-исполнительной системы России предполагает поиск законодательных решений, направленных на повышение ее эффективности. Обращение к опыту Испании в сфере правового регулирования труда осужденных, отбывающих наказания в обычных и закрытых пенитенциарных учреждениях, позволяет создать основу для сравнения и внесения предложений по корректировке отечественного законодательства об исполнении уголовных наказаний.

Нормы о труде в пенитенциарных учреждениях Испании закреплены в Органическом законе «Общий пенитенциарный закон», а также королевских указах «Об утверждении пенитенциарного регламента» и «О регулировании трудовых отношений особого характера заключенных, выполняющих трудовую деятельность в тюремных мастерских, и социальной защите лиц, подвергнутых наказанию в виде работы на благо общества». В испанском пенитенциарном законодательстве труд — это право и обязанность. Правом является работа в производственных мастерских, учебных мастерских занятости, ремесленная, интеллектуальная или художественная деятельность. Обязанностью во всех случаях выступают: получение базового образования неграмотными; профессиональная подготовка лиц с низким уровнем квалификации; обслуживание мест общего пользования без трудовых отношений. Обязательный характер труда устанавливается, если он включен в индивидуальную программу исправления осужденного, разработанную по добровольному волеизъявлению осужденного. Испанскому законодательству известен производственный и непроизводственный труд осужденных. Производственный оплачиваемый труд осуществляется в производственных мастерских, находящихся на территории пенитенциарных учреждений, в рамках особых правоотношений. Они имеют специфическую цель, субъектный состав и содержание, основания приостановления и прекращения правоотношений. Устанавливается сфера использования труда осужденных. Иные формы труда являются непроизводственными.

Методы исследования: статистический, сравнительно-правовой, систематизация.

Вывод: правовая регламентация труда осужденных в Испании не является эталонной, однако отдельные ее аспекты могут быть использованы в отечественном уголовно-исполнительном законодательстве и практике исполнения наказания в виде лишения свободы.

Ключевые слова: уголовно-исполнительное законодательство, зарубежный опыт, Испания, осужденные, труд

Для цитирования. Сиряков А. Н. Правовое регулирование труда в пенитенциарных учреждениях Испании // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2022. Т. 18. № 2. С. 97—107. DOI: 10.12737/jflcl.2022.026

Labor Legal Regulation in Spanish Penitentiary Institutions

Alexey N. Siryakov

Academy of Law Management, Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-8992-1145

Abstract. The development of the Russian penal enforcement system requires legislative decisions aimed at improving the efficiency of its activities. Referring to the experience of Spain in the field of legal regulation of the convicts' labor serving sentences in ordinary and closed penitentiary institutions allows us to create a basis for comparison and making proposals for adjusting domestic legislation on the execution of criminal penalties.

The norms on labor in penitentiary institutions in Spain are enshrined in the Organic Law "General Penitentiary Law", as well as Royal Decrees "On the approval of penitentiary regulations" and "On the regulation of labor relations of a special nature of prisoners performing labor activities in prison workshops, and social protection of persons subjected to punishment in the form of work for the benefit of society". In Spanish penal legislation, work is a right and a duty. The right is to work in production workshops, educational employment workshops, and handicraft, intellectual or artistic activities. The obligation in all cases is: obtaining basic education by the illiterate; vocational training of persons with low qualifications; maintenance of common areas without labor relations. The mandatory nature of work is established if it is included in the individual program of correction of the convicted person, developed by the voluntary will of the convicted person. Spanish legislation is known for the production and non-production work of convicts. Paid industrial work is carried out in production workshops located on the territory of penitentiary institutions, within the framework of special legal relations. They have a specific purpose, subject composition and content, grounds for suspension and termination of legal relations. The sphere of labor use of convicts is established. Other forms of labor are non-productive.

Research methods: statistical, comparative legal, systematization.

Conclusion: the legal regulation of the labor of convicts in Spain is not a reference, but some aspects of it can be used in domestic penal enforcement legislation and the practice of execution of sentences in the form of imprisonment. Keywords: penal enforcement law, foreign experience, Spain, convicted person, penitentiary labor

For citation. Siryakov A. N. Labor Legal Regulation in Spanish Penitentiary Institutions. Journal of Foreign Legislation and Comparative Law, 2022, vol. 18, no. 2, pp. 97—107. (In Russ.) DOI: 10.12737/jflcl.2022.026

Введение. Международные документы в области обращения с заключенными рекомендуют использовать период отбывания лишения свободы для реинтеграции человека в общество, что выражается в формировании умения вести законопослушный образ жизни, обеспечивать свое существование с помощью различных средств, среди которых, в частности, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными 1955 г. (далее — Правила 1955 г.) и Минимальные стандартные правила в отношении обращения с заключенными (Правила Нельсона Манде-лы) 2015 гг. (далее — Правила 2015 г.) называют религиозную помощь, образование, профессиональную подготовку, физическое развитие, улучшение моральных качеств, социальное патронирование, консультирование по вопросам трудоустройства, а также труд (правила 71—76 Правил 1955 г. и правила 96— 103 Правил 2015 г.)1. В отношении труда закрепляются общие рекомендации по его организации: управление трудом пенитенциарной администрацией; недопустимость страданий; нормированный график, охрана и оплата труда; социальные гарантии; максимальная приближенность к условиям на свободе и др. Сходные положения провозглашают и Европейские пенитенциарные правила. Наличие универсальных рекомендаций означает, что в области исполнения наказаний в виде лишения свободы суверенными государствами используются типичные средства достижения поставленных целей, которые в национальных юрисдикциях приобретают свои особенности. Это обстоятельство является важным критерием для проведения сравнительно-правового исследования труда осужденных. В качестве еще одного критерия для сравнения можно рассматривать определенное сходство наших стран по гармонизации национального законодательства, в том числе в области исполнения наказаний в виде лишения свободы, с международными документами. В Испании и России происходил процесс существенного пересмотра нормативных правовых актов и доктрины на пути членства государств в Совете Европы. В Испании это началось значительно раньше и было связано с падением диктатуры Франко в 1975 г., в России — с развала СССР в 1991 г. Дополнительным критерием сравнения выступает статистика лишения свободы

1 cm.: Resolution adopted by the General Assembly on 17 December 2015 [on the report of the Third Committee (A/70/490)] 70/175. United Nations Standard Minimum Rules for the Treatment of Prisoners (the Nelson Mandela Rules). URL: https://undocs.org/A/RES/70/175.

и трудоиспользования осужденных, которая демонстрирует определенное сходство. В Испании по состоянию на 2021 г. отмечается превышение среднего показателя Европейского Союза по уровню осужденных на 100 тыс. жителей: 122 в Испании против 115 среди всех 27 стран ЕС, что выводит ее на девятое место2. Однако если учесть, что лидерами по данному показателю являются первые восемь стран, вошедших в Евросоюз по итогам так называемого четвертого расширения ЕС в 2004 г. (бывшие советские республики и государства социалистического лагеря), то Испания займет первую строчку этого антирейтинга среди крупнейших по численности населения и ВВП стран Евросоюза, вошедших в него до 1995 г. Российская Федерация находится по аналогичному показателю (327) на первом месте среди стран — членов Совета Европы. Количество осужденных, привлекаемых к оплачиваемому труду, в Испании и России — 24,5% и 27% соответственно3. Указанные критерии позволяют на примере Испании осуществить попытку проведения работы по изучению международного опыта пенитенциарных систем зарубежных стран для решения вопроса о возможности внедрения наиболее эффективных их элементов, как того требует недавно принятая Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 г.

В настоящее время в науке уголовно-исполнительного права имеется достаточно большой пласт литературы, посвященной проблемам отечественного правового регулирования труда осужденных. Специалистами также проводится работа по изучению законодательства в сфере труда осужденных и практики его применения в отдельных государствах, например Германии, Франции, США4, Швейцарии5,

2 См.: URL: https://www.prisonstudies.org/map/europe.

3 См.: URL: https://fsin.gov.ru/structure/adaptation/.

4 См.: Rodionov A. The organization of labor of convicts in penal institutions of Germany // Advances in law studies. 2016. Vol. 4. Iss. 4; Родионов А. В., Скиба А. П. Федеральная корпорация тюремной индустрии (ЮНИКОР) в системе организации труда осужденных в пенитенциарных учреждениях США // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2019. № 1(42). С. 92—96; Родионов А. В., Скиба А. П., Калашников Г. М., Буранова Е. А. Организация труда осужденных в пенитенциарных учреждениях Франции // Вестник СевКавГТИ. 2016. № 3(26). С. 69—71.

5 См.: Зорин Д. Н., Зорина Н. С. Привлечение к труду заклю -ченных и осужденных в Швейцарской Конфедерации: неко-

Скандинавских странах6, и в целом7. При этом подробно испанское законодательство и правоприменительная практика не выступали предметом специального исследования. Разумеется, испанские авторы, занимающиеся проблемами привлечения осужденных к труду, освещали данные вопросы. Среди них М. Каракуэль (M. Caracuel), П. Артиак (P. Artiac), Г Колантес (G. Collantes) и др., чьи работы не переведены на русский язык и остаются, как, впрочем, и вся испанская доктрина, для нас terra incognita. В связи с этим изучение испанского опыта представляет несомненный интерес, поскольку позволит повысить информированность научного сообщества об испанском законодательстве, практике конституционного суда, статистике и мнениях испанских специалистов в области правового регулирования труда в пенитенциарных учреждениях.

Здесь следует сделать важную оговорку. Труд в испанских пенитенциарных учреждениях закрепляется в различных документах. В зависимости от вида учреждения определяются не только перечень видов труда, но и его специфика. По отношению к лицам, отбывающим тюремный срок на условиях полусвободы в учреждениях открытого режима, действует трудовое законодательство без каких-либо существенных ограничений. Применительно к подследственным, а также осужденным, содержащимся в учреждениях обычного или закрытого режима, устанавливаются особые правила, которые и будут предметом настоящего исследования.

Труд как право и обязанность. Как отмечается в литературе, в одних европейских странах труд осужденных является обязанностью, в других, например Италии и Испании, правом8. Для проверки этого утверждения обратимся к испанскому законодательству. В Конституции Испании 1978 г. сказано: «Все испанцы обязаны трудиться и имеют право на труд» (ст. 35); устанавливается право осужденного на оплачиваемый труд и социальное страхование

торые проблемы // Пробелы в российском законодательстве. 2021. Т. 14. № 1. С. 132—135.

6 См.: ГиренокГ. А. Особенности организации труда осужденных в скандинавских тюрьмах // Евразийский юридический журнал. 2020. № 10(149). С. 318—319.

7 См.: Шилова Н. П. Особенности труда лиц, осужденных к лишению свободы // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2009. № 5. С. 78—84; Овчинников С. Н. Стимулирование труда осужденных в пенитенциарных системах европейских стран // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2014. № 3(27). С. 72—76; Анто-нянЕ. А. Привлечение осужденных к труду за рубежом // Человек: преступление и наказание. 2016. № 4(95). С. 21—24; Горен-кова Е. В. Организация труда осужденных: международные стандарты и зарубежный опыт // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2017. № 1. С. 13—16.

8 См.: Шилова Н. П. Указ. соч. С. 78.

(ст. 25). При этом не сказано ни слова об обязанности осужденных трудиться. В статье 26 Органического закона 1/1979 от 26 сентября 1979 г. (в ред. от 5 июня 2021 г.) «Общий пенитенциарный закон» (Ley Orgánica General Penitenciaria, далее — LOGP) установлено: «Труд рассматривается как право и как обязанность осужденного, будучи основным элементом процесса исправления». В качестве права и обязанности труд также выступает в Королевском указе 190/1996 от 9 февраля 1996 г. (в ред. от 26 марта 2011 г.) «Об утверждении пенитенциарного регламента» (Real Decreto por el que se aprueba el Reglamento Penitenciario, далее — RP). Следовательно, испанское законодательство исходит из одновременного наличия права осужденного на труд и обязанности трудиться.

Достаточно любопытное законодательное закрепление можно объяснить попытками испанского законодателя сблизить национальный закон и международные акты. Известно, что в Правилах 1955 г. труд однозначно определяется как обязанность осужденных заключенных (п. 2 правила 71). Однако в Европейских пенитенциарных правилах в редакциях 1973, 1987, 2006 и 2020 гг. без каких-либо существенных изменений указывалось, что для осужденных заключенных может быть предусмотрена обязанность работать (may be required to work), что является, по мнению исследователей, существенной отличительной особенностью документа9. Учитывая трудный 16-летний путь интеграции Испании (1962—1977 гг.) в Совет Европы10, испанцы были вынуждены корректировать свое законодательство во всех сферах, и поэтому формулировки Конституции 1978 г. и Общего пенитенциарного закона стали закономерным компромиссным итогом этого процесса. Справедливости ради отметим, что с течением времени изменились и формулировки документов глобального уровня. Так, в Правилах 2015 г. записано, что осужденные заключенные должны иметь возможность работать и/или принимать активное участие в своей реабилитации.

Закрепляя в качестве конституционного право осужденного на оплачиваемый труд, испанцы впоследствии столкнулись с проблемой, известной и нашему правоприменителю, а именно: невозможностью обеспечить работой в местах лишения свободы всех желающих в связи с ограниченностью ресурсов, которыми располагают учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы. Решая этот вопрос, они сузили содержание данного права. Так, согласно разъяснениям Конституционного суда Испа-

9 См., например: Горенкова Е. В. Указ. соч. С. 13—16.

10 См.: Наумов А. В. Вступление Испании в Совет Европы (1962—1977) // Беларусь в современном мире: материалы I Республиканской научной конференции, 22—23 октября 2002 г. Минск, 2003. С. 44—47.

нии от 19 октября 1989 г. № 17211, от 18 января 1993 г. № 1712, конституционное право осужденных на труд не является реальным субъективным правом осужденного по отношению к администрации пенитенциарного учреждения. Оно ограничено материальными и бюджетными возможностями самого учреждения и представляет собой право на постепенное удовлетворение потребностей в труде. При этом конституционная сила и защита права на оплачиваемый труд осужденного обретается только при наличии в пенитенциарном учреждении рабочих мест, на которые может претендовать осужденный в установленном порядке приоритета, но имеются факты дискриминационного или произвольного нарушения установленного приоритета предоставления работы. Подобное решение Конституционного суда в среде испанских специалистов привело к дискуссии относительно содержания права на труд, которое можно свести к двум основным постулатам.

Первый состоит в том, что Конституция установила субъективное право осужденных на труд, но с определенными оговорками Конституционного суда13. По мнению ученых, это согласуется с Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными, которые устанавливают рекомендацию относительно возможности работы осужденных (правило 96).

Другой означает, что в Конституции Испании не признается конкретное субъективное право на труд, но защищается принцип права, провозглашенный в ст. 35, мандат государственной власти на осуществление политики, направленной на полную занятость. Это в равной степени относится и к осужденным, чье право на труд носит характер простого необязательного программного принципа, нарушение которого не имеет юридических последствий14.

Однако вне зависимости от этих точек зрения испанская доктрина единодушна в следующем: поскольку пенитенциарный труд, предназначенный для ресоциализации, приравнивается к свободному труду, и если для свободных работников это не является юридической обязанностью, то и для осужденных он тоже не обязателен15. Ресоциализация лиц будет успешна только тогда, когда применяется в соче-

11 Cm.: Sentencia del Tribunal Constitucional 172/1989, de 19 de octubre, fundamente jurídico 3. URL: http:// hj.tribunalconstitucional.es/HJ/ru/Resolucion/Show/1378.

12 Cm.: Sentencia del Tribunal Constitucional 17/1993 de 18 de enero, fundamente jurídico 2. URL: http://hj .tribunalconstitucional. es/HJ/ru/Resolucion/Show/2146.

13 Cm.: Fernández P. Artiac El trabajo de los penados en instituciones Penitenciarias: tesis doctoral. Valencia, 2004. P. 20.

14 Cm.: González Collantes T. El trabajo penitenciario como derecho y como deber // Revista de l'Institut Universitari d'Investigació en Criminologia i Ciéncies Penals de la UV. 2014. № 11. P. 6.

15 Ibid. P. 14.

тании с добровольным участием осужденных в этом процессе.

Проблема обеспеченности осужденных работой ставилась и перед российскими судами. Однако правовые перспективы этого вопроса в конституционном процессе отсутствуют. Как известно, Конституция России специальной оговорки о труде осужденных не содержит, указывается лишь право на труд и запрет принудительного труда. При этом в уголовно-исполнительном законодательстве содержится норма об обязанности осужденных работать в местах и на работах, определяемых администрацией исправительного учреждения, в том числе при наличии рабочих мест. Это обстоятельство дало основание для направления жалоб о признании положений УИК РФ в этой части неконституционными. Поводом для жалоб послужило необеспечение осужденных работой и требование оплаты простоя (определения КС РФ от 17 июня 2010 г. № 805-О-О, от 22 января 2014 г. № 111-О, от 27 сентября 2018 г. № 2174-О); принуждение к труду (определение КС РФ от 30 января 2020 г. № 246-О). Во всех случаях жалобы Конституционным Судом приняты не были и Суд не стал высказывать свою точку зрения, указывая, что разрешение данных вопросов выходит за рамки его полномочий. Однако в рамках административного процесса прокуроры обращались в Суд с иском об обязывании администрации исправительного учреждения привлекать каждого трудоспособного осужденного к труду. При этом суды удовлетворяли исковые требования частично, указывая, что смысл и содержание российского законодательства о привлечении осужденных к труду исходят в том числе из наличия рабочих мест16.

Итак, в России и Испании попытались разрешить проблему несоответствия правового установления фактическому положению дел, проблему неисполнимости правовой нормы указанием на существенное условие реализации нормы — наличие рабочего места. Однако если в Испании подобное решение существенным образом не повлияло на восприятие закона, то в России оно привело к сбоям в механизме реализации и вошло в противоречие с идеей обязательности общественно полезного труда как средства исправления.

Учитывая добровольный характер исправления осужденных, испанским законодательством не предусмотрена какая-либо ответственность за отказ от работы, за исключением особых случаев, когда установлена обязанность трудиться. При этом в России в отличие от Испании отказ от работы причисляется к числу самых серьезных проступков — злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания наряду с организацией групповых неповиновений, употреблением спиртных напитков, нар-

16 См. решение Элистинского городского суда от 20 ноября 2019 г. по делу № 2А-3272/2019/.

котических средств и психотропных веществ и т. п. (ст. 116 УИК РФ).

Неучастие в труде не влечет также изменений условий содержания в учреждениях Испании. Пенитенциарная администрация периодически производит пересмотр степени исправления осужденных, что влечет изменение условий содержания, и любому осужденному степень может быть пересмотрена в сторону регресса или прогресса на основании лишь его поведения (ч. 4 ст. 106, ч. 4 ст. 112 RP). В России для изменения условий содержания недостаточно правопослушного поведения, требуется также добросовестное отношение осужденного к труду (ч. 2 ст. 120, ч. 2 ст. 122 УИК РФ и др.). Последнее является основанием для применения меры поощрения (ч. 1 ст. 113, ст. 134 УИК РФ), что близко к испанскому законодательству, в соответствии с которым условием предоставления поощрений (recompensas) осужденному является демонстрация его трудового духа (ст. 263 RP).

Участие испанского осужденного в труде отражается в ходатайстве на условно-досрочное освобождение (de la libertad condicional) и помилование (indulto particular) (ст. 202—206 RP) по отбытии двух третьих срока. В связи с этим можно сделать вывод, что указанные объективные факторы вынуждают осужденного трудиться, что труд является обязанностью, что фактическое положение дел первично по отношению к формально-юридическому регулированию. Однако это может быть справедливо только отчасти, поскольку неучастие осужденного в исправлении вообще и в труде в частности не влияет на его возможность условно-досрочного освобождения по отбытии трех четвертей срока (ст. 90 Уголовного кодекса Испании). В российском уголовно-исполнительном законодательстве отношение осужденного к труду во всех случаях влияет на предоставление условно-досрочного освобождения (ч. 2 ст. 175 УИК РФ), а также на замену неотбытого наказания более мягким видом (ч. 3 ст. 175 УИК РФ), изменение вида учреждения (ч. 1 ст. 78 УИК РФ).

Как видим, в Испании участие или неучастие осужденного в труде по общему правилу не влечет каких-либо серьезных для него правовых последствий. В России объективная неспособность администрации обеспечить осужденного работой означала потенциальную невозможность нетрудоустроенного осужденного улучшить свое правовое положение. В результате на практике сложился подход, при котором оценивание отношения осужденного к труду производят не по отсутствию брака, выполнению норм выработки, другим производственным критериям, а по факту наличия у осужденного заявления с просьбой о трудоустройстве и его участия в обязательных неоплачиваемых двухчасовых работах в неделю. Это подрывает истинный смысл добросовестного отношения к труду и наводит на мысли о необ-

ходимости пересмотра института общественно полезного труда осужденных в целом. Например, среди специалистов высказывается мнение об устаревании нормы закона и необходимости форматирования обязанности осужденных трудиться в категорию права17.

В ряде случаев труд испанских осужденных не является правом, а выступает в качестве обязанности, о чем свидетельствуют ст. 4, 26, 27 LOGP, а также ст. 5, 78, 132—133 RP

Здесь следует учитывать, что испанский законодатель различает труд вообще и производительный оплачиваемый труд в частности. Как мы знаем, Конституция Испании закрепила право осужденных на оплачиваемый труд. В статье 27 LOGP предусмотрено шесть форм труда: профессиональная подготовка (la formación profesional), которой администрация отдает предпочтение; получение общего и высшего образования (las dedicadas al estudio y formación académica); производство (las de producción) в рамках трудовых отношений (régimen laboral), кооператива или в аналогичной форме в соответствии с требованиями законодательства; занятость (las ocupacionales) как составная часть исправления; оказание помощи (личная повинность) (las prestaciones personales) по обслуживанию мест общего пользования учреждения; ремесленная, интеллектуальная или художественная деятельность. С точки зрения отечественного законодателя многие из этих форм труда к нему не относятся, их можно считать особенными, а сам подход к труду — широким, включающим не только производство, но также организованные администрацией другие физические и интеллектуальные усилия осужденного. Соответственно, только одна из этих форм — производство в рамках трудовых отношений — является правом, а остальные могут выступать в качестве обязанностей. Узкий подход к труду закреплен в ст. 103 УИК РФ, ст. 17 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», где называются только формы производственного оплачиваемого труда, различающиеся не характером труда, а организационной формой осуществления. Образование, профессиональная подготовка являются самостоятельными средствами исправления. На наш взгляд, такой подход является не только оправданным, но и соответствующим международным документам.

Далее, отдельные формы труда становятся обязательными, если они включены в индивидуальную программу исправления18, которая разработана для

17 См.: КашубаЮ. А., СкибаА. П. Труд—обязанность осужденного к лишению свободы или его конституционное право? // Юристъ-Правоведъ. 2004. № 4(11). С. 80—82.

18 Подробнее об этом см.: СиряковА. Н. Испанское законодательство об исправлении осужденных // Российский юридический журнал. 2020. № 4(133). С. 28—35.

конкретного осужденного по его желанию и оформлена в индивидуальном контракте. К ним относится занятость как часть исправления, ремесленная, интеллектуальная или художественная деятельность, производственный оплачиваемый труд осужденных (право, установленное ст. 25 Конституции Испании). Данные формы могут иметь обязательный характер, «если это предусмотрено в индивидуальной программе исправления и имеет цель подготовки осужденных к их доступу на рынок труда при освобождении» (ст. 132 RP). Как указано в ч. 3 ст. 103, программа четко указывает направления, виды воспитательных мероприятий, образовательные программы, трудовые и профессиональные или другие виды деятельности, которым должен следовать заключенный. Получается, что осужденный, осознавая, что индивидуальная программа исправления накладывает на него ряд обязанностей, добровольно принимает их на себя. Главная задача труда — не извлечение материальной выгоды, не получение экономических преимуществ, а подготовка осужденного к условиям нормальной работы на свободе, что является составной частью конституционной цели исполнения уголовного наказания — перевоспитания и социальной реадаптации осужденных (ст. 25 Конституции Испании). Таким образом, общий подход испанского законодательства в части необязательности исправления (исправление является правом осужденного согласно п. 'У' ч. 2 ст. 4 ЯР) накладывает отпечаток на добровольность труда как одного из основных исправительных средств.

Наконец, некоторые формы труда не предполагают добровольности. Речь идет о таких формах труда, как получение базового образования лицами, его не имеющими (ст. 122 ЯР); профессиональная подготовка осужденных, обладающих низкой профессиональной квалификацией (ст. 130 ЯР), оказание помощи по обслуживанию мест общего пользования учреждения (ст. 78 ЯР). Интересным в этом смысле является решение Конституционного суда Испании от 20 мая 2002 г. № 11619, в котором суд отклонил иск о признании неконституционными норм о привлечении осужденного против его воли к уборке мест общего пользования модуля пенитенциарного учреждения в порядке очереди. Заявитель утверждал, что если труд рассматривается в конституционных рамках как право, от него можно отказаться; если осужденному несколько раз предлагают выполнить работы по уборке помещений, то это следует считать принуждением к труду. Рассматривая иск заявителя, суд категорически отверг принудительный характер труда в конкретной ситуации, поскольку обычная работа по уборке помещений не увеличивает физические страдания осужденного и не сопровождается жестоко-

19 Cm.: Sentencia del Tribunal Constitucional 116/2002 de 20 de

mayo, fundamente jurídico 5. URL: http://hj.tribunalconstitucional.

es/HJ/ru/Resolucion/Show/4652.

стью. Суд обратил внимание, что в законодательстве труд рассматривается не только как право, но и обязанность, которая направлена на подготовку осужденного к жизни на свободе. Дополнительно суд отметил, что осуществление обязательной личной повинности (оказание помощи) следует понимать не только в качестве труда в смысле ст. 26 LOGP, но и как оказание помощи, возникающее из отношений между администрацией и осужденным, обязанным активно сотрудничать для достижения общих задач учреждения (ч. 1 ст. 5 ЯР), направленных на поддержание порядка, чистоты и гигиены в учреждении (ч. 2 ст. 29 LOGP). В российском законодательстве близкой формой является привлечение осужденных к работам без оплаты труда, которые состоят в благоустройстве исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий в порядке очереди в свободное от основной работы время (ст. 106 УИК РФ).

Исходя из анализа испанского законодательства, можно сделать вывод, что труд в пенитенциарных учреждениях Испании выступает в качестве права и обязанности одновременно. Это означает, что формы труда могут в различных ситуациях выступать или в качестве права, или как обязанность. Правом являются производство в рамках трудовых отношений; занятость как часть исправления; ремесленная, интеллектуальная или художественная деятельность, кроме случаев их включения в индивидуальную программу исправления. Обязанностью во всех случаях выступает получение базового образования неграмотными, профессиональная подготовка лиц с низким уровнем квалификации, обслуживание мест общего пользования без трудовых отношений. Сочетание в труде осужденных права и обязанности, по нашему мнению, связано со стремлением Испании того времени сблизить свое законодательство с общеевропейскими актами. В то же время установление обязательности труда осужденных в Испании в специфических формах делают исполнение реальным: такой труд не требует оплаты, не предполагает существенных затрат при его реализации (образование, профессиональная подготовка, обслуживание мест общего пользования), не создает правовых проблем (отношение к труду не учитывается при изменении условий содержания, применении условно-досрочного освобождения). В нашем законодательстве право на труд во всех его формах имеют лишь осужденные, которые достигли пенсионного возраста, для остальных общественно полезный труд — обязанность, с которой взаимоувязаны определенные правовые последствия. Объективная невозможность обеспечения трудом всех осужденных в сочетании с необходимостью учета отношения осужденного к труду порождает юридическую фикцию в виде предположения о добросовестности труда неработающего осужденного, что подрывает смысл общественно полезного труда как средства исправления.

Производственный оплачиваемый труд. В испанской научной литературе формы труда осужденных обычно объединяют в две большие группы: производственный и непроизводственный труд20. К первой группе относят только труд, включающий производство в рамках трудовых отношений в производственных мастерских (производственный оплачиваемый труд). По состоянию на конец 2019 г. функционировали 136 производственных мастерских, распределенных в 51 пенитенциарном учреждении Испании. По Королевскому указу 782/2001 от 6 июля 2001 г. «О регулировании трудовых отношений особого характера заключенных, выполняющих трудовую деятельность в тюремных мастерских, и социальной защите лиц, подвергнутых наказанию в виде работы на благо общества»21 образуются три вида производственных мастерских: собственные производственные мастерские (Talleres de producción propia) государственного органа пенитенциарного труда и занятости, мастерские пенитенциарных учреждений (Talleres de servicios penitenciarios) и мастерские, управляемые предприятиями, действующими по договору о сотрудничестве (Talleres en colaboración con empresas externas)22. В указанных производственных мастерских организовывался производственный труд, который согласно ч. 2 ст. 27 LOGP оплачивается. Данная форма представляет собой труд в точном значении этого слова. Наиболее близкими к этой форме организации труда в российском законодательстве выступают: труд в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских учреждений, исполняющих наказание; работа в федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы; на объектах организаций любых организационно-правовых форм, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их; по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов.

Как указывалось, испанская пенитенциарная система ограничена в ресурсах и не может обеспечить работой всех осужденных. Так, производственным оплачиваемым трудом в 2019 г. согласно годовому отчету государственного органа пенитенциарного

20 Cm.: González Collantes T. Op. cit. P. 3.

21 Real Decreto 782/2001, de 6 de julio, por el que se regula la relación laboral de carácter especial de los penados que realicen actividades laborales en talleres penitenciarios y la protección de Seguridad Social de los sometidos a penas de trabajo en beneficio de la comunidad. URL: https://www.boe.es/buscar/doc. php?id=BOE-A-2001-13171.

22 Cm.: Informe Anual 2019 de la Entidad Estatal Trabajo Penitenciario y Formación para el Empleo. URL: http://oatpfe. es/docs/repositorio//es_ES//memoria/informe_anual_2019_tpfe. pdf. P. 29.

труда и занятости были обеспечены 12 279 человек23, т. е. 24,5% из 50 12924, находящихся в местах лишения свободы.

В испаноязычной литературе и законодательстве производственный оплачиваемый труд считают особыми трудовыми отношениями. Отметим, что в отечественной доктрине также имеется указание на отличия между трудовыми отношениями и отношениями по привлечению осужденных к труду25, что свидетельствует об одинаковом подходе в определении характера труда осужденных. Однако специального правового закрепления таких отношений в России не предусматривается. С одной стороны, это общие нормы УИК РФ, с другой — положения Трудового кодекса. Соответственно, четко не определены отличия организации и осуществления труда осужденного от труда свободного человека. Мы вынуждены опираться не только на уголовно-исполнительное законодательство, но также на трудовое, применяемое субсидиарно. В Испании к данному вопросу подошли иначе: был подготовлен особый документ — упомянутый Королевский указ 782/2001 от 6 июля 2001 г., закрепивший цель труда, субъекты, основания возникновения, приостановления и прекращения отношений, обязанности работников, а также виды работ, осуществляемых осужденными.

Основная цель производительного труда — подготовка осужденного к будущему трудоустройству по освобождении. Это положение очень близко к тому, что было сформулировано в ст. 51 Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1924 г. как приучение к труду и обучение какой-либо профессии, чтобы дать возможность по выходе из места заключения жить трудовой жизнью. Действующие нормативные правовые документы в России не содержат конкретной цели труда осужденных, что является, по нашему мнению, недопустимым пробелом и связано с наследием прошлого, когда использование труда осужденных имело вполне конкретные производственные задачи. Об этом свидетельствует и специальная норма, устанавливающая, что производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи

23 См.: Informe Anual 2019 de la Entidad Estatal Trabajo Penitenciario y Formación para el Empleo. URL: http://oatpfe.es/ docs/repositorio//es_ES//memoria/informe_anual_2019_tpfe.pdf.

24 См.: Informe General 2019 de la Secretaría General de Instituciones Penitenciarias. URL: http://www. interior. gob.es/documents/642317/1202140/Informe_General_ IIPP_2019_12615039X.pdf/6c227fde-3cee-43f7-b061-666bca7ac514.

25 См.: Воронина Н. П. К вопросу об отраслевом правовом регулировании отношений по привлечению к труду лиц, осужденных к лишению свободы // Защита прав осужденных: опыт, проблемы, перспективы: сб. матер. межвузовского науч.-практ. семинара / под общ. ред. М. М. Попович. Вологда, 2017. С. 35—48.

исправительных учреждений — исправлению осужденных. Однако законодатель не завершил правовую конструкцию закрепления труда, не определив конкретную задачу труда как средства исправления, как это сделано по отношению к режиму, получению общего образования, профессиональному обучению.

Субъектный состав рассматриваемых правоотношений в Испании включает, с одной стороны, трудоустроенного осужденного-работника, а с другой — специально созданный орган пенитенциарного труда и занятости (Trabajo Penitenciario y Formación para el Empleo), выполняющий функции работодателя, даже в ситуации, когда осужденный работает на организованном физическим или юридическим лицом предприятии из внепенитенциарной системы на территории учреждения. В любом случае в соответствии с п. 13a ч. 2 ст. 280 RP в конкретных учреждениях представляет интересы названного органа директор учреждения. Отечественный законодатель не употребляет подобных терминов. В отношениях по привлечению осужденного к труду с одной стороны находится осужденный, а с другой — администрация исправительного учреждения. При этом правовую неопределенность в отношении осужденных имеют руководители центра трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских учреждений; федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы; организаций любых организационно-правовых форм, расположенных на территориях учреждений.

Содержание правоотношений по привлечению осужденного к труду заключается, например, в перечислении случаев приоритетного предоставления работы: наличие в индивидуальной программе исправления положения о развитии трудовой деятельности; содержащиеся под стражей; наличие трудовых навыков по отношению к характеристике данного рабочего места; пенитенциарное поведение; время пребывания в исправительном учреждении; бремя содержания семьи; наличие положительной характеристики при переводе осужденного в другое пенитенциарное учреждение, в котором он был трудоустроен не менее одного года. В российском законодательстве указаны два положения — места и виды работ осужденных определяются администрацией; осужденные привлекаются с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья, по возможности специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Иных условий приоритетного определения работ не устанавливается исходя из всеобщей обязанности трудиться. Вместе с тем по отношению к отдельным категориям осужденных, имеющих, например, иски, задолженности по алиментам, нетрудоспособных членов семьи, можно предусмотреть приоритетное назначение им работы.

В пенитенциарных учреждениях Испании устанавливаются основания приостановления или пре-

кращения правоотношений: например, на период отбывания дисциплинарного взыскания, связанного с изоляцией; при переводе осужденного на срок менее двух месяцев в другое учреждение; по соображениям дисциплины и безопасности; по соображениям исправления, установленным Советом по исправлению; а также в целях дисциплины и безопасности в учреждении. Последние два основания могут привести к прекращению трудовых отношений наряду с освобождением, переводом осужденного на срок более двух месяцев в другое учреждение, несоблюдением основных трудовых обязанностей и заключением контракта осужденным третьей степени с работодателем за пределами учреждения.

Сфера трудоиспользования в Испании ограничена внутренними потребностями системы и включает швейное производство, производство мебели, металлоконструкций, пластиковой посуды, комплектование гигиенических наборов, выдаваемых осужденным, и некоторые другие сферы деятельности. Например, в 23 собственных производственных мастерских государственного органа пенитенциарного труда и занятости в 2019 г. работали 254 осужденных. Такие мастерские действуют на базе 18 пенитенциарных учреждений, в каждом из которых располагается одна мастерская, за исключением учреждения Оканья I, где функционируют четыре мастерские, учреждения в Бургосе (2) и Бонке (2). По числу занятых в них осужденных на первом месте находятся швейные мастерские, в которых занимаются пошивом форменного обмундирования для сотрудников пенитенциарных учреждений, постельного белья, матрасов, подушек, полотенец для осужденных, а также рабочей одежды для осужденных и на заказ за пределы учреждений. Далее следуют мастерские по производству металлоконструкций, используемых при изготовлении мебели для пенитенциарных учреждений и спортивной мебели; деревообрабатывающие мастерские, продукцией которых является мебель для нужд учреждений; мастерская в учреждении Оканья I по комплектованию гигиенических пакетов, выдаваемых осужденным; мастерская графики в учреждении Мадрид III, задачей которой является производство полиграфической продукции для нужд пенитенциарной системы (брошюры, папки истории болезни и т. п.); сельскохозяйственные мастерские, где выращивают садоводческую продукцию для собственного потребления и цветы для продажи; электротехническая мастерская по ремонту оборудования для магазинов в пенитенциарных учреждениях — экономатов (Оканья I), мастерская по производству пластиковой продукции, комплектов для гигиенических пакетов в Бургосе.

Производства, существующие в исправительных учреждениях России, имеют значительно более широкую товарную номенклатуру. По официальным данным, она включает более 100 тыс. различных на-

именований продукции. Наряду со швейным производством, металло- и деревообработкой, продукцией сельского хозяйства труд осужденных используется при изготовлении видов продукции, которые занимают доминирующее положение в отдельных отраслях промышленности: трубопроводной арматуры, тяго-дутьевых машин, высоковольтных предохранителей и разъединителей, понижающих и измерительных трансформаторов, экранирующей плетенки26. В целом перечень работ определен распоряжением Правительства РФ от 27 октября 2007 г. № 1499-р «Об утверждении перечня основных видов деятельности, связанных с трудовой адаптацией осужденных».

Итак, правовое регулирование производственного труда в Испании имеет преимущество в плане его организации, поскольку напоминает организацию труда на свободе и в общем согласуется с установленной целью труда. В российском законодательстве отсутствие формальных отношений работника и работодателя не способствует процессу адаптации к труду. С содержательной стороны труд в Испании ориентирован на обучение профессии и закрепление трудовых навыков путем выполнения несложных видов деятельности, не рассматривается как серьезная производственная деятельность и носит преимущественно вспомогательный характер. В России, напротив, широкая товарная номенклатура и производство для удовлетворения не только внутренних потребностей уголовно-исполнительной системы позволяет создавать продукт с высокой добавленной стоимостью и дает возможность осужденным трудиться в самых разных производствах.

Непроизводственные формы труда. К непроизводственному труду относится оказание различных услуг и осуществление иной деятельности, отнесенной испанским законодателем к труду. Формы непроизводственного труда включают: оказание помощи по обслуживанию мест общего пользования; ремесленную, интеллектуальную и художественную работу; профессиональную подготовку; получение общего и высшего образования; занятость в учебных мастерских как составную часть исправления. Обращаясь к сфере услуг, отметим такую форму труда, как оказание помощи администрации по обслуживанию мест общего пользования учреждения. В Испании она имеет две разновидности: первая представлена в виде обязанности осужденных выполнять работы по обслуживанию мест общего пользования, о чем мы упоминали; вторая — это работа в магазине (экономате), столовой и кафетерии. В статьях 300 и 305 RP сказано, что услуги магазина, столовой и кафетерия могут быть предоставлены автономным органом пенитенциарного труда и занятости, предприятиями, заключившими контракты на административное обслуживание в форме производственной мастерской. Однако помимо названных субъектов организация труда в них мо-

26 См.: URL: https://fsin.gov.ru/structure/adaptation/.

жет осуществляться пенитенциарной администрацией. В этом случае привлекаемые к работе в них осужденные не имеют особых трудовых отношений. Эта работа является неоплачиваемой и выступает в форме оказания помощи администрации по обслуживанию мест общего пользования. Аналога такой работы отечественное законодательство не знает. В случае если осужденный демонстрирует хорошее поведение, чувство ответственности и трудовой дух, за данные виды работы ему может быть предоставлено денежное вознаграждение в соответствии со ст. 263 RP, но это не является свидетельством оплаты его труда. Как видим, одинаковые трудовые функции при разных способах организации такой деятельности либо выступают в виде особых трудовых отношений, либо являются формой оказания помощи пенитенциарной администрации.

Две следующие формы непроизводственного труда достаточно близки. Речь идет о ремесленной, интеллектуальной и художественной работе, предусмотренной п. "f" ч. 1 ст. 27 LOGP и занятостью в учебных мастерских как составной части исправления (п. "d" ч. 1 ст. 27 LOGP). Последняя форма в соответствии со ст. 153 RP предполагает создание учебных мастерских в соответствии с программами, разработанными компетентной администрацией пенитенциарного учреждения или Советом по исправлению. Среди них могут быть мастерские по моделированию, живописи, скульптуре, переплету, переработке макулатуры, керамике и т. д. Осужденные, принимающие участие в такой занятости, могут получать льготы (incentivos), поощрения (recompensas) или реализовать право на пенитенциарные привилегии (beneficios penitenciarios) за выполнение своей работы. Прибыль, которая может возникнуть в результате продажи продукции, разработанной в учебных мастерских, направляется на пополнение материалов, необходимых для производства продукции, а также на поощрительные выплаты (pago de incentivos) осужденным. Работы, проводимые в учебных мастерских, не связаны с особыми трудовыми отношениями и не подпадают под действие системы социального обеспечения. Соответственно, ремесленная, интеллектуальная и художественная работа не может выступать в виде производственных мастерских. В этом видится принципиальное отличие между указанными формами труда. В российском законодательстве наиболее близки к указанным формам кружки по интересам, которые организуются в рамках воспитательной работы с осужденными. Речь идет, например, о кружках декоративно-прикладного творчества, в которых осужденные занимаются резьбой по дереву, вышиванием, чеканкой, изготовлением сувениров. Однако кружковая работа является составной частью совершенно другого средства исправления — воспитательной работы с осужденными, которое неизвестно испанскому законодателю.

Две оставшиеся формы труда представляют собой профессиональную подготовку и получение общего и высшего образования. Это виды деятельности, которые, безусловно, приносят осужденным пользу в смысле их подготовки к будущей трудовой деятельности, но не являются таковой. Так, профессиональная подготовка призвана восполнить пробелы в профессиональной квалификации в целях содействия социально-трудовой реинтеграции. В соответствии со ст. 130 ЯР осужденные, обладающие низкой профессиональной квалификацией, посещают курсы профессиональной подготовки и занятости. В статье 122 устанавливается обязательное базовое образование, которое призвано устранить пробелы в знаниях осужденных. В российском законодательстве подобные формы выступают также в качестве самостоятельных средств исправления.

Результаты исследования. Изучение испанского правового регулирования использования труда осужденных позволяет сделать вывод об определенных отличиях по сравнению с тем, что установил отечественный законодатель.

Труд осужденных испанский законодатель понимает расширительно, о чем свидетельствует наличие производственного и непроизводственного труда: профессиональной подготовки, получения образования, ремесленной, интеллектуальной и художественной работы, занятости в учебных мастерских, обслуживания мест общего пользования. Между тем в международных документах способы воздействия на осужденных записаны отдельно. Отечественное законодательство, фиксируя различные средства исправления, в этом отношении более последовательно.

Труд осужденных в Испании выступает одновременно в качестве права и обязанности. Правом является производство в рамках трудовых отношений; занятость как часть исправления; ремесленная, ин-

теллектуальная или художественная деятельность, кроме случаев их включения в индивидуальную программу исправления. Норма о праве осужденного на оплачиваемый труд имеет конституционную защиту. Обязанностью во всех случаях выступает получение базового образования неграмотными, профессиональная подготовка лиц с низким уровнем квалификации, обслуживание мест общего пользования без трудовых отношений, включение труда в индивидуальную программу исправления. Такой подход связан с ограниченными возможностями испанской пенитенциарной системы по трудоустройству осужденных. В условиях исполнения наказания в виде лишения свободы в России, невозможности обеспечения полной занятости осужденных требование обязательности труда и правовые последствия, вытекающие из этой обязанности, становятся юридической фикцией. Чтобы уголовно-исполнительный закон отвечал современным реалиям, он требует постоянной адаптации к изменяющимся социально-экономическим и политическим условиям. Для этого, например, можно пересмотреть имеющиеся подходы к пониманию труда в пользу его широкого толкования либо отказаться от обязательности труда и пересмотреть систему исправления осужденных.

Производственный оплачиваемый труд реализуется в форме производственных мастерских. При его осуществлении устанавливаются особые правовые отношения между осужденным и государственным органом пенитенциарного труда и занятости. В России привлечение к труду осужденных регламентируется общими нормами уголовно-исполнительного и трудового законодательства, которые требуют конкретизации в части установления цели и определения приоритета при назначении осужденным места и вида работ.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Fernández P. Artiac El trabajo de los penados en instituciones Penitenciarias: tesis doctoral. Valencia, 2004.

González Collantes T. El trabajo penitenciario como derecho y como deber // Revista de l'Institut Universitari d'Investigació en Criminología i Ciències Penals de la UV. 2014. № 11.

Rodionov A. The organization of labor of convicts in penal institutions of Germany // Advances in law studies. 2016. Vol. 4. Iss. 4.

Антонян Е. А. Привлечение осужденных к труду за рубежом // Человек: преступление и наказание. 2016. № 4(95).

Воронина Н. П. К вопросу об отраслевом правовом регулировании отношений по привлечению к труду лиц, осужденных к лишению свободы // Защита прав осужденных: опыт, проблемы, перспективы: сб. матер. межвузовского науч.-практ. семинара / под общ. ред. М. М. Попович. Вологда, 2017.

Гиренок Г. А. Особенности организации труда осужденных в скандинавских тюрьмах // Евразийский юридический журнал. 2020. № 10(149).

Горенкова Е. В. Организация труда осужденных: международные стандарты и зарубежный опыт // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2017. № 1.

Зорин Д. Н., Зорина Н. С. Привлечение к труду заключенных и осужденных в Швейцарской Конфедерации: некоторые проблемы // Пробелы в российском законодательстве. 2021. Т. 14. № 1.

Кашуба Ю. А., Скиба А. П. Труд — обязанность осужденного к лишению свободы или его конституционное право? // Юристъ-Правоведъ. 2004. № 4(11).

Наумов А. В. Вступление Испании в Совет Европы (1962—1977) // Беларусь в современном мире: материалы I Республиканской научной конференции, 22—23 октября 2002 г. Минск, 2003.

Овчинников С. Н. Стимулирование труда осужденных в пенитенциарных системах европейских стран // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2014. № 3(27).

Родионов А. В., Скиба А. П. Федеральная корпорация тюремной индустрии (ЮНИКОР) в системе организации труда осужденных в пенитенциарных учреждениях США // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2019. № 1(42).

Родионов А. В., Скиба А. П., Калашников Г. М., Буранова Е. А. Организация труда осужденных в пенитенциарных учреждениях Франции // Вестник СевКавГТИ. 2016. № 3(26).

Сиряков А. Н. Испанское законодательство об исправлении осужденных // Российский юридический журнал. 2020. № 4(133). Шилова Н. П. Особенности труда лиц, осужденных к лишению свободы // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2009. № 5.

References

Antonyan E. A. Privlechenie osuzhdennykh k trudu za rubezhom. Chelovek: prestuplenie i nakazanie, 2016, no. 4(95). Fernández P. Artiac El trabajo de los penados en instituciones Penitenciarias [Artiac Work of convicts in penal institutions]: tesis doctoral. Valencia, 2004. 785 p.

Girenok G. A. Osobennosti organizatsii truda osuzhdennykh v skandinavskikh tyur'makh. Evraziyskiy yuridicheskiy zhurnal, 2020, no. 10 (149).

González Collantes T. El trabajo penitenciario como derecho y como deber [Prison work as a right and as a duty]. Revista de l 'Instituí Universitari d'Investigació en Criminologia i Ciencies Penals de la UV, 2014, no. 11, pp. 1—22.

Gorenkova E. V. Organization of convicts' labor: international standards and foreign experience. Ugolovno-ispolnitel 'naya sistema: pravo, ekonomika, upravlenie, 2017, no. 1, pp. 13—16. (In Russ.)

Kashuba Yu. A., Skiba A. P. Labor — the duty of a convicted person to imprisonment or his constitutional right? Yurist-Pravoved. 2004, no. 4(11), pp. 80—82. (In Russ.)

Naumov A. V. Spain's accession to the Council of Europe (1962—1977). Belarus in the modern world: Proceedings of the I Republican Scientific Conference, October 22—23, 2002. Minsk, 2003. Pp. 44—47. (In Russ.)

Ovchinnikov S. N. Stimulirovanie truda osuzhdennykh v penitentsiarnykh sistemakh evropeyskikh stran. Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie, 2014, no. 3 (27).

Rodionov A. The organization of labor of convicts in penal institutions of Germany. Advances in law studies, 2016, vol. 4, iss. 4. (In Russ.)

Rodionov A. V., Skiba A. P. Corporation of federal prison industries (unicore) within the labor organization of convicted persons in penitentiary institutions in the United States. Vestnik Sankt-Peterburgskoy yuridicheskoy akademii, 2019, no. 1(42), pp. 92—96. (In Russ.)

Rodionov A. V., Skiba A. P., Kalashnikov G. M., Buranova E. A. Organizatsiya truda osuzhdennykh v penitentsiarnykh uchrezhdeniyakh Frantsii. Vestnik SevKavGTI, 2016, no. 3 (26).

Shilova N. P. Features of the work of persons sentenced to imprisonment. Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie, 2009, no. 5, pp. 78—84. (In Russ.)

Siryakov A. N. Penitentiary Treatment in Spanish Law. Rossiyskiy yuridicheskiy zhurnal, 2020, no. 4(133), pp. 28—35. (In Russ.) Voronina N. P. On the issue of sectoral legal regulation of relations involving persons sentenced to imprisonment to work. Protection of the rights of convicts: experience, problems, prospects: Collection of materials of the interuniversity scientific and practical seminar. Ed. by M. M. Popovich. Vologda, 2017. Pp. 35—48. (In Russ.)

Zorin D. N., Zorina N. S. Employment of prisoners and convicts in the Swiss Confederation: some problems. Probely v rossiyskom zakonodatel'stve, 2021, vol. 14, no. 1, pp. 132—135. (In Russ.)

Информация об авторе

А. Н. Сиряков, доцент кафедры уголовно-исполнительного права Академии ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент. ResearcherID: X-9177-20192

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.