ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
О.Г. Шмелева, А.В. Лебедева, Р.А. Шаймуллина
Аннотация. В статье представлен комплексный анализ трудовых отношений, опирающихся на действующее законодательство, регулирующее трудовую деятельность педагогических работников, а также практику его реализации. Проведенное исследование показало несоответствие механизма определения результатов реформы системы образования декларируемым целям, и необходимость их корректировки.
Ключевые слова: трудовые отношения, заработная плата, педагогические работники, трудовая деятельность педагогических работников.
LEGAL CONTROL OF TEACHERS LABOUR
О-G. Shmeleva, A.V. Lebedeva, R-А. Shaymullina
Abstract. The article presents a comprehensive analysis of workplace relations, based on existing legislation governing teachers work, and the practice of its implementation. The study showed a discrepancy mechanism for determining the results of the reform of the education system mandated goals and the need for adjustments. Main problems concerning average teacher’s salaries are discussed and the way of it interpretation is suggested.
Keywords: workplace relations, salary, teachers, teachers working career.
За последние несколько лет произошли значительные изменения в законодательстве, регулирующем педагогическую деятельность. С принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» появился единый нормативно-правовой, определяющий построение и работу систем и общего и профессионального образования в государстве. Ранее Президент РФ В.В. Путин в Указе от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» постановил обеспечить реальное увеличение заработной платы педагогических работников. Реализация вышеуказанных нормативно-правовых актов и иных, направленных на достижение целей декларируемых ими, породило на практике немало вопросов.
Одним из основных субъектов, чья деятельность регламентирована в данных нормативно-правовых актах, является «педагогический работник». В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с
организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности». Таким образом, к данной категории работников будут относиться и ректор вуза, и представители профессорско-преподавательского состава, и учителя, и воспитатели. Это подтверждает и Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, принятая постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678 [1], включающая в себя:
1) должности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе должности педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу;
2) должности руководителей образовательных организаций.
Особенности регулирования трудовой деятельности педагогических работников в России вытекают из следующих основных нормативно-правовых актов: Трудовой
Кодекс РФ (гл. 52. Особенности регулиро-
вания труда педагогических работников) [2]; Закон РФ «Об образовании» (гл. 5. Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность) [3] и др. [4-13].
Представленная выше нормативноправовая база, регулирующая трудовую деятельность педагогических работников, имеет ряд недостатков.
Сравним понятийный аппарат, закрепленный в Трудовом кодексе РФ и в ФЗ «Об образовании». Трудовой кодекс РФ не содержит легального определения понятий «педагогический работник» и «научнопедагогический работник образовательной организации высшего образования», хотя оперирует ими. Предполагается, что ФЗ «Об образовании» должен восполнить этот пробел. Общее легальное определение понятия «педагогический работник», как было указано выше, дается в ст. 2 данного федерального закона. Хотя, позднее в ст. 50 [3] в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, раскрываются термины «научно-педагогический работник», «педагогический работник», «научный работник». Педагогические работники, в данном случае, относятся к профессорско-преподавательскому составу указанных организаций.
Таким образом, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, к педагогическим работникам будут относиться не все, а только профессорско-преподавательский состав. Возникает вопрос: чем методист организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, хуже соответствующего работника организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ среднего профессионального образования?
На наш взгляд, было бы справедливо, сформулировать первый абзац ст. 50 ФЗ
«Об образовании» следующим образом:
«В организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего и среднего профессионального образования и дополнительных профессиональных программ, предусматриваются должности научнопедагогических работников. К ним относятся научные работники и профессорскопреподавательский состав указанных организаций».
В качестве главной стратегической цели государственной программы Российской Федерации «О развитии образования» на 2013-2020 гг. устанавливается «обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населениями и перспективными задачами развития российского общества и экономики» [13].
Высокое качество российского образования может оцениваться различными показателями. В рамках данного исследования определим факторы, оказывающие основное, на наш взгляд, влияние на качество образования:
• педагогические работники образовательных организаций;
• руководители образовательных организаций;
• материально-техническая база образовательных организаций.
Поскольку предметом исследования являются трудовые отношения, и педагогические работники являются основным производящим звеном в системе образования, проанализируем, как действующее законодательство направляет поведение этой категории субъектов права.
Приказ МОиН РФ от 27 марта 2006 г. № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» [9] четко раскрывает особенности режима труда и отдыха различных категорий педагогических работников в системе образования для всех ее уровней. Например, для профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения
квалификации) установлена 36-часовая рабочая неделя, которая определяется с учетом выполнения преподавательской работы, включая осуществление учебной, научноисследовательской, опытно-
конструкторской, учебно-методической, организационно-методической, воспитательной и иного виды работы.
Письмо МО РФ от 26 июня 2003 г. № 14-55-784ин/15 «Примерные нормы времени для расчета объема учебной работы и основные виды учебно-методической, научно-исследовательской и других работ, выполняемых профессорско-
преподавательским составом в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования» [12] устанавливает нормативы объема учебной работы на учебный год (900-800
ч.), элементы учебной работы и соответствующие нормы времени в часах, виды учебно-методической и организационнометодической работы в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования.
Из вышесказанного видно, что деятельность педагогических работников, с точки зрения, нормирования труда в достаточной мере регламентирована. Исходя из выполнения норм труда, работодатель производит оплату труда, выплату заработной платы.
Государство, желая сформировать гибкую, подотчетную обществу систему непрерывного профессионального образования, развивающую человеческий потенциал, обеспечивающую текущие и перспективные потребности социально-
экономического развития, повышая престижность работы в системе образования, увеличивает оплату труда (заработную плату) в системе образования.
В Трудовом кодексе РФ в ст. 129 заработная плата определена как «вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на тер-
риториях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты)» [2].
Применительно, например, к профессорско-преподавательскому составу это значит, что в состав заработной платы преподавателя в образовательной организации высшего профессионального образования будет включаться:
• заработная плата за выполнение основной работы (до 900 ч. учебной нагрузки в год);
• заработная плата за внутреннее совместительство на 0,5 ставки в данной образовательной организации (до 450 ч. учебной нагрузки в год);
• почасовая оплата до 300 ч. за учебный год, не являющаяся совместительством.
Таким образом, обучая бюджетных и коммерческих студентов, преподаватель может на одном рабочем месте выполнить от 1200 до 1350 ч. только учебной нагрузки. Данный вид деятельности преподавателя не предполагает выполнение иных обязательных видов работ, например, совместная научно-исследовательская работа со студентами, собственная научная деятельность (написание статей, монографий, проведение исследований), учебно-методическая работа (разработка учебных программ, учебных пособий, планов семинарских и практических занятий).
Годовой объем рабочего времени преподавателя составляет примерно 1584 ч. (36 ч. в неделю умножаем на 44 рабочие недели в году). Таким образом, у преподавателя на иные виды работ остается от 234 до 384 ч. Как правило, профессорскопреподавательский состав перед проведением занятия готовится к нему и это составная часть учебно-методической и организационно-методической работы.
Опираясь на Письмо МОиН РФ от 29 мая 2013 г. № ИР-485/08 «О дополнительных методических разъяснениях по вопросу повышения оплаты труда педагогических работников» [13], показатель средней заработной платы педагогического работника
образовательной организации будет рассчитан на основе всей суммы доходов, полученных в ней вне зависимости от того, по основному месту работы эти начисления произошли или нет. Следует также отметить, что, как мы показали выше, руководители образовательных учреждений также являются педагогическими работниками, а их заработная плата может до 8 раз превышать заработную плату иных работников.
С 2012-2014 гг. произошел рост средней заработной платы в системе образования. Причин тому несколько:
• рост базовых окладов;
• увеличение объема выполняемых работ (например, наполнение групп в образовательном учреждении). Это хорошо видно на примере детских садов. В соответствии с нормативами группы должны быть в пределах 20-25 детей. Реально в группе 30-35 детей. Продолжительность рабочего дня и рабочей недели не меняются;
• изменение системы оплаты труда.
В соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» основными принципами государственной статистики являются: полнота, достоверность, научная обоснованность, предоставления и общедоступность официальной статистической информации; применение научно обоснованной официальной статистической методологии, соот-
Литература:
1. Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций: Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 // Собрание законодательства РФ. 2013. № 33. Ст. 4381.
2. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ// Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3.
3. Об образовании в РФ: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
4. Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 // Собрание законодательства РФ. 2014. № 17. Ст. 2058.
ветствующей международным стандартам и принципам официальной статистики, а также законодательству РФ, открытость и доступность такой методологии [14]. Официальная статистика указывает на рост средней заработной платы в системе образования, но не в рамках действующих норм труда в данной сфере деятельности. Особенностью профессиональной деятельности педагогических работников является то, что при ее интенсификации, как правило, снижается ее качество.
Основная цель, сформулированная в программе Российской Федерации «О развитии образования» на 2013-2020 гг., может быть реально достигнута только в том случае, если государство станет действительно социально ответственным перед гражданами, обучающими будущее поколение. Для этого необходимо соблюдение следующих принципов:
• средняя заработная плата педагогических работников должна рассчитываться исходя из 1 ставки по основному месту работы;
• расчет среднемесячной заработной
платы для профессорско-
преподавательского состава должен производиться отдельно, не включая оплату труда иных категорий работников, работающих в системе образования;
• период при расчете среднемесячной заработной платы профессорско-
преподавательских работников составляет учебный год.
5. О мероприятиях по реализации государст-
венной социальной политики: Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597. URL:
http://www.rosminzdrav.ru/documents/5361-ukaz-prezidenta-rossiyskoy-federatsii-ot-7-maya-2012-goda-597 (дата обращения 24.12.2014).
6. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки: Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 // Российская газета. 2012. 9 мая.
7. Единые рекомендации по установлению на
федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 г.: Решение российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2013 г. № 11. URL:
http://www.przrf.ru/upload/docs/L4._Trudovie_
otnosheniya/1.4.2._Oplata_truda/4.2.55._ERna2014g
od.pdf (дата обращения 24.12.2014).
8. Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры: Постановление Минтруда РФ от 30 июня 2003 г. № 41 // Российская газета. 2003. 16 августа.
9. Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений: Приказ МОиН РФ от 27 марта 2006 г. № 69 // Российская газета. 2006. 12 августа.
10. Примерное положение об оплате труда ра-
ботников федеральных бюджетных учреждений, подведомственных МОиН РФ, по виду экономической деятельности «Образование»: Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 сентября 2008 г. N 272. URL: http://www.edu.ru/db-
mon/mo/Data/d_08/prm272-1.htm (дата обращения 22.12.2014).
11. О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников: Приказ МОиН РФ от 24 декабря 2010 г. № 2075 // Российская газета. 2011. 11 февраля.
12. Примерные нормы времени для расчета
объема учебной работы и основные виды учебно -методической, научно-исследовательской и других работ, выполняемых профессорско-
преподавательским составом в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования: Письмо МО образования РФ от 26 июня 2003 г. № 14-55-784ин/15 // Бюллетень Минобразования РФ. 2003. № 11.
13. О дополнительных методических разъяснениях по вопросу повышения оплаты труда педагогических работников: Письмо МОиН РФ от 29 мая 2013 г. № ИР-485/08 // Официальные документы в образовании. 2013. № 30.
14. Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в РФ: федеральный закон РФ от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ // Российская газета. 2007. 7 декабря.
References:
1. Ob utverzhdenii nomenklatury dolzhnostey
pedagogicheskikh rabotnikov organizatsiy,
osushchestvlyayushchikh obrazovatel'nuyu
deyatel'nost', dolzhnostey rukovoditeley
obrazovatel'nykh organizatsiy: Postanovlenie
Pravitel'stva RF ot 08.08.2013 № 678 // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2013. № 33. St. 4381.
2. Trudovoy kodeks RF ot 30.12.2001 N 197-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2002. № 1 (ch. 1). St. 3.
3. Ob obrazovanii v RF: Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 21.07.2014) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2012. № 53 (ch. 1). St. 7598.
4. Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy RF «Razvitie obrazovaniya» na 2013 - 2020 gody: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.04.2014 № 295 // Sobranie zakonodatel'stva RF.2014. № 17. St. 2058.
5. O meropriyatiyakh po realizatsii gosudarstven-
noy sotsial'noy politiki: Ukaz Prezidenta RF ot 7 maya 2012 g. № 597. URL:
http://www.rosminzdrav.ru/documents/5361-ukaz-prezidenta-rossiyskoy-federatsii-ot-7-maya-2012-goda-597 (data obrashcheniya 24.12.2014).
6. O merakh po realizatsii gosudarstvennoy politiki v oblasti obrazovaniya i nauki: Ukaz Prezidenta RF ot 7 maya 2012 g. № 599 // Rossiyskaya gazeta. 2012. 9 maya.
7. Edinye rekomendatsii po ustanovleniyu na fed-eral'nom, regional'nom i mestnom urovnyakh sistem oplaty truda rabotnikov gosudarstvennykh i munitsip-al'nykh uchrezhdeniy na 2014 g.: Reshenie rossiyskoy trekhstoronney komissii po regulirovaniyu sotsial'no-trudovykh otnosheniy ot 25 dekabrya 2013 g. № 11. URL:
http ://www.przrf. ru/upload/docs/1.4._T rudovie_otno s
heniya/1.4.2.__Oplata_truda/4.2.5 5 ._ERna2014god.pdf
(data obrashcheniya 24.12.2014).
8. Ob osobennostyakh raboty po sovmestitel'stvu pedagogicheskikh, meditsinskikh, farmatsevticheskikh rabotnikov i rabotnikov kul'tury: Postanovlenie Min-truda RF ot 30 iyunya 2003 g. № 41 // Rossiyskaya gazeta. 2003. 16 avgusta.
9. Ob osobennostyakh rezhima rabochego vremeni i vremeni otdykha pedagogicheskikh i drugikh rabotni-kov obrazovatel'nykh uchrezhdeniy: Prikaz MOiN RF ot 27 marta 2006 g. № 69 // Rossiyskaya gazeta. 2006. 12 avgusta.
10. Primernoe polozhenie ob oplate truda rabotni-
kov federal'nykh byudzhetnykh uchrezhdeniy, podve-domstvennykh MG i nauki RF, po vidu ekonomi-cheskoy deyatel'nosti «Obrazovanie»: Prikaz MOiN RF ot 29 sentyabrya 2008 g. № 272. URL:
http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_08/prm272-
1.htm (data obrashcheniya 22.12.2014).
11. O prodolzhitel'nosti rabochego vremeni (norme chasov pedagogicheskoy raboty za stavku zarabotnoy platy) pedagogicheskikh rabotnikov: Prikaz MOiN RF ot 24 dekabrya 2010 g. № 2075 // Rossiyskaya gazeta. 2011. 11 fevralya.
12. Primernye normy vremeni dlya rascheta
ob"ema uchebnoy raboty i osnovnye vidy uchebno-metodicheskoy, nauchno-issledovatel'skoy i drugikh rabot, vypolnyaemykh professorsko-prepodavatel'skim sostavom v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh vysshe-go i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya: Pis'mo MG RF ot 26 iyunya 2003 g. № 14-55-784in/15 // Byulleten' Minobrazovaniya RF. 2003. № 11.
13. O dopolnitel'nykh metodicheskikh raz"yasneniyakh po voprosu povysheniya oplaty truda pedagogicheskikh rabotnikov: Pis'mo MOiN RF ot 29 maya 2013 g. № IR-485/08 // Ofitsial'nye dokumenty v obrazovanii. 2013. № 30.
14. Ob ofitsial'nom statisticheskom uchete i sis-teme gosudarstvennoy statistiki v RF: federal'nyy za-kon RF ot 29 noyabrya 2007 g. № 282-FZ // Ros-siyskaya gazeta. 2007. 7 dekabrya.
Шмелева О. Г. (г. Казань), доктор экономических наук, профессор, кафедра конституционного и административного права, Казанский (Приволжский) Федеральный университет
Лебедева А. В. (г. Казань), доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, ФГКОУ ВПО КЮИ МВД России
Шаймуллина Р.А. (г. Казань), старший преподаватель кафедры гражданского права и гражданского процесса ЧОУ ВПО «Академия социального образования»
Shmeleva O. G. (Kazan), doctor of economics sciences, professor, department of Constitutional and Administrative Law, Kazan (Volga) Federal University
Lebedevа A. V. (Kazan), assistant professor of civil and legal disciplines, Kazan Law Institute Russian Interior Ministry
Shaymullina R. A. (Kazan), senior lecturer in civil law and civil procedure, Academy of social education