ГРАЖДАНСКОЕ И СЕМЕЙНОЕ ПРАВО. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО
Правовое регулирование территорий с особыми условиями экономического развития в Российской Федерации
ГАСНИКОВ Кирилл Дмитриевич, ведущий научный сотрудник отдела гражданского законодательства и процесса Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук 117218, Россия, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34 E-mail: [email protected]
ОБОЛОНКОВА Елена Викторовна, ведущий научный сотрудник отдела гражданского законодательства и процесса Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук 117218, Россия, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34 E-mail: [email protected]
Представленная статья посвящена вопросам создания территорий с особыми условиями экономического развития в Российской Федерации. Авторами подробно исследуется история вопроса, проводится анализ современного законодательства и международных правовых актов в данной области. Рассматриваются правовое положение территорий с особыми условиями экономического развития, статус их резидентов, дается характеристика соглашений об управлении и осуществлении деятельности на таких территориях, сделаны выводы об их правовой природе. В результате проведенного исследования авторы приходят к заключению, что законодательство о территориях с благоприятными правовыми режимами осуществления предпринимательской деятельности требует систематизации, а число видов таких территорий должно быть сокращено.
Ключевые слова: особая экономическая зона, территория с особыми условиями экономического развития, специальный режим осуществления предпринимательской деятельности, льготный налоговый режим, соглашение об осуществлении деятельности, резидент специальной экономической зоны.
Legal Regulation of Areas with Special Conditions for Economic Development in the Russian Federation
K. D. GASNIKOV, candidate of legal sciences
The Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation 34, Bolshaya Cheremushkinskaya st., Moscow, Russia, 117218 E-mail: [email protected]
E. V. OBOLONKOVA, candidate of legal sciences
The Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation 34, Bolshaya Cheremushkinskaya st., Moscow, Russia, 117218 E-mail: [email protected]
The presented article is devoted to the establishment of areas with special conditions for economic development in the Russian Federation. The authors examine in detail the history of the issue, analyze the modern legislation and international legal instruments in this sphere. Also they consider the legal status of such areas, the status of their residents, describe an agreement on the management and implementation of activities on such territories and draw a conclusion about their legal nature. The study authors conclude that the legislation on areas with favorable legal regimes of entrepreneurial activity needs to be systematized and the number of types of such areas should be reduced.
Keywords: special economic zone, the area with special conditions for economic development, a special regime of entrepreneurial activity, preferential tax treatment, the agreement on the implementation of activities, resident of the special economic zone.
DOI: 10.12737/23708
Осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации основывается на принципах единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ).
Одним из способов воздействия на экономическое развитие государства является создание территорий с особыми условиями экономического развития, на которых вводятся специальные режимы осуществления предпринимательской деятельности, включающие стимулирование инвестиционной деятельности, налоговые и иные преференции, особый порядок административного регулирования.
Как показывает история становления и развития торговых отношений, свободные и особые экономические зоны существовали еще до нашей эры. В настоящее время свободные (особые) экономические, в том числе офшорные, зоны также получили широкое распространение в мире.
От создания свободных экономических зон выигрывает как государство, так и общество, поскольку они обеспечивают дополнительные рабочие места, более высокие доходы для государства и населения, улучшают инвестиционный климат, увеличивают туристический поток, а также способствуют активному всестороннему развитию территорий, на которых они образованы.
В России свободные экономические зоны стали создаваться в начале 1990-х гг. Так, Законом РСФСР от 4 июля 1991 г. № 1545-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР» впервые предусматривалось создание свободных экономических зон. На ранних этапах создания и развития свободных (особых) зон мно-
гими отечественными учеными-экономистами и юристами отмечалось несовершенство российского законодательства и обосновывалась необходимость принятия базового федерального закона о свободных (особых) экономических зонах1.
Затем в Российской Федерации в условиях рыночной экономики были последовательно приняты Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», а также созданы особые экономические зоны, правовое положение которых регулировалось специальными законами. Так, создание Особой экономической зоны в Магаданской области было предусмотрено Федеральным законом от 31 мая 1999 г. № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области»; создание Особой экономической зоны в Калининградской области, функционирующей до 1 апреля 2025 г., было предусмотрено Федеральным законом от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Затем был принят Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. № 392-Ф3 «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Создание Свободной экономической зоны на территории Республики Крым было предусмотрено Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. № 377-Ф3 «О развитии Крымского федераль-
1 См.: Павлов П. В. Особые экономические зоны как институциональные инструменты включения России в глобализирующееся мировое хозяйство. Ростов н/Д., 2006. С. 70—71.
ного округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
В качестве следующего этапа развития законодательства можно указать на принятие Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 473-Ф3 «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». Последним из рассматриваемой серии законодательных актов был принят Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток», а затем разработан проект федерального закона «О свободном порте Дальнего Востока».
Чем же отличаются друг от друга все представленные модели территорий с особыми условиями экономического развития и в каких случаях подлежат созданию одни из них, а в каких — другие? При решении данного вопроса необходимо проанализировать положения базового Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», а также законодательные акты, принятые в его развитие.
Особой экономической зоной является часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством РФ и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны (ст. 2 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»).
Правоотношения в рамках особых экономических зон в Российской Федерации также регулируются Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 г., другими актами таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, законодательством Рос-
сийской Федерации об особых экономических зонах и иным законодательством Российской Федерации.
На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов: промышленно-производственные особые экономические зоны; технико-внедренческие особые экономические зоны; туристско-рекреа-ционные особые экономические зоны; портовые особые экономические зоны.
При этом необходимо отметить, что на втором чтении в Государственной Думе Федерального Собрания РФ находится проект федерального закона № 538033-6 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законопроект направлен на совершенствование механизма функционирования и управления особыми экономическими зонами, повышение их эффективности. Его положения предусматривают следующее:
во-первых, разделение особых экономических зон по уровням на федеральные и региональные (с различными порядком создания и функционирования, объемом преференций);
во-вторых, объединение промыш-ленно-производственных, технико-внедренческих, туристско-рекреа-ционных особых экономических зон в один тип федеральной особой экономической зоны, на территории которой допускается осуществление всех разрешенных видов деятельности (с заключением соответствующих соглашений с резидентами).
Как правило, создание особой экономической зоны на территории Российской Федерации предусматривается соответствующим федеральным законом.
В частности,установлено, что свободная экономическая зона на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя создается на 25 лет. При этом
данный срок может быть либо продлен федеральным законом, либо функционирование свободной экономической зоны может быть досрочно прекращено, если это вызвано необходимостью защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей, обеспечения обороны страны и безопасности государства2.
Вместе с тем по общему правилу решение о создании особой экономической зоны на территориях субъекта РФ и (или) муниципального образования принимается Правительством РФ и оформляется соответствующим постановлением. Для этого высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ совместно с исполнительно-распорядительным органом муниципального образования подает в Правительство РФ заявку на создание особой экономической зоны с обоснованием целесообразности и эффективности ее создания. Отбор заявок на создание особых экономических зон одного типа осуществляется на конкурсной основе.
В течение 30 дней с даты принятия Правительством РФ решения о создании особой экономической зоны заключается соглашение о создании особой экономической зоны. В Российской Федерации предмет соглашения о ведении предпринимательской деятельности в особой экономической зоне различается в зависимости от типа зоны.
По своей правовой природе соглашение об управлении свободной экономической зоной является административно-правовым договором, поскольку в его рамках предусматривается совершение управляющей компанией административных действий в интересах Российской Федерации, субъектов РФ или муници-
2 См. ст. 8, 9 Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
пальных образований и резидентов особых экономических зон. Вместе с тем данные соглашения предусматривают также и регулирование отдельных имущественных отношений, входящих в предмет гражданско-правового регулирования. В частности, это касается арендных отношений, оборота товаров, работ и услуг на территории особой экономической зоны.
В целях реализации соглашений о создании особых экономических зон и обеспечения создания объектов инфраструктуры, управления указанными объектами уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти привлекает управляющие компании. Такой федеральный орган заключает с управляющей компанией соглашение об управлении особой экономической зоной.
Управляющая компания является открытым акционерным обществом, созданным в целях реализации соглашения о создании особой экономической зоны и 100% акций которого принадлежит Российской Федерации, или хозяйственным обществом, созданным с участием такого открытого акционерного общества в указанных целях, либо иным хозяйственным обществом, которое заключило с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти соглашение об управлении особой экономической зоной.
Управляющая компания осуществляет следующие функции: обеспечивает создание и функционирование объектов инфраструктуры особой экономической зоны и иных объектов, предназначенных для обеспечения ее деятельности, в соответствии с соглашением о создании особой экономической зоны; привлекает резидентов и иных инвесторов в особую экономическую зону; разрабатывает проект планировки особой экономической зоны и представляет его на утверждение в уполномоченный орган в соответствии с
законодательством Российской Федерации и т. д.
Управление особыми экономическими зонами от имени Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией осуществляет Министерство экономического развития РФ. В отдельных случаях федеральное законодательство не предусматривает возможность передачи управления свободной экономической зоной управляющим компаниям. В частности, управление свободной экономической зоной на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя осуществляют уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти, а также экспертный совет по вопросам свободной экономической зоны на территории Республики Крым, экспертный совет по вопросам свободной экономической зоны на территории города федерального значения Севастополя, высший исполнительный орган государственной власти Республики Крым и высший исполнительный орган государственной власти города федерального значения Севастополя.
На территориях особых экономических зон действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, предусматривающий следующие разновидности льгот: таможенные и налоговые; финансовые (различные формы субсидий, снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, кредиты с пониженными процентными ставками и т. п.); административные (упрощенные процедуры регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, упрощенный режим въезда-выезда, в том числе иностранных граждан и т. п.).
Резидентом особой экономической зоны является коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законо-
дательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении предпринимательской деятельности.
Соглашение об осуществлении деятельности в особой экономической зоне любого типа заключается между резидентом особой экономической зоны, уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти либо органом исполнительной власти субъекта РФ в случае передачи ему полномочий, предусмотренных п. 51 ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», и управляющей компанией.
Примером подобного соглашения является договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Для этой цели соответствующее физическое или юридическое лицо должно быть зарегистрировано на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя, состоять на налоговом учете в налоговом органе, иметь инвестиционную декларацию, а также подать необходимое для этого заявление вместе с комплектом документов3. В случае соблюдения всех необходимых требований заявитель включается в реестр участников свободной экономической зоны.
Резидент особой экономической зоны обязуется осуществлять деятельность, предусмотренную соглашением об осуществлении деятельности, и осуществить инвестиции
3 См. ч. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
и капитальные вложения в объеме и в сроки, которые предусмотрены соглашением об осуществлении деятельности4, а уполномоченный орган власти обязуется оказывать резидентам содействие в осуществлении ими предпринимательской деятельности. При этом под правовое регулирование соглашения подпадает только та предпринимательская деятельность резидента, которая была им предусмотрена5. В частности, инвестициями в форме капитальных вложений, осуществляемыми резидентами территории опережающего социально-экономического развития, являются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыска-тельские работы и другие затраты6.
Соглашение об осуществлении деятельности резидентом особой экономической зоны предусматривает включение в него как публично-правовых, так и частноправовых аспектов. К первым относятся адми-
4 В частности, для резидента особой экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя общий объем капитальных вложений, планируемый в рамках инвестиционного проекта в первые три года с даты заключения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, составляет: а) не менее 3 млн руб. для лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства; б) не менее 30 млн руб. для иных лиц.
5 См. ч. 2 ст. 13 Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
6 См. ст. 1 Федерального закона от 25 фев-
раля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной
деятельности в Российской Федерации, осу-
ществляемой в форме капитальных вложений».
нистративные процедуры ведения предпринимательской деятельности резидентом особой экономической зоны (таможенные и налоговые режимы), ко вторым — различные обязательства гражданско-правового характера (инвестирование денежных средств, арендные отношения, выполнение работ и оказание услуг и т. д.). При этом резидент особой экономической зоны не вправе уступать свои права и обязанности по соглашению об осуществлении деятельности другому лицу.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» резидентам зон предоставлена гарантия от неблагоприятного изменения законодательства РФ о налогах и сборах.
Применение правового режима особой экономической зоны не противоречит нормам международного права, в том числе нормам Всемирной торговой организации. Общеизвестно, что основополагающей нормой этой Организации является безусловное применение в торговле между ее членами режима наибольшего благоприятствования и национального режима. Вместе с тем допускаются определенные исключения из этого режима для участников соглашений о зоне свободной торговли или Таможенном союзе7, а также для неблагополучных в социально-экономическом отношении регионов8.
Анализ российского законодательства о свободных экономических зонах во взаимодействии с отечественным инвестиционным законодательством, законодательством о
7 См. Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г. (ст. XXIV); приложение 1А «Многосторонние соглашения по торговле товарами» к Соглашению об учреждении ВТО.
8 См. Соглашение ВТО по субсидиям и компенсационным мерам; приложение 1А «Многосторонние соглашения по торговле товарами» к Соглашению об учреждении ВТО.
Таможенном союзе, а также с Генеральным соглашением по тарифам и торговле 1994 г., ст. XXIV. Приложение 1А «Многосторонние соглашения по торговле товарами» к Соглашению об учреждении ВТО показывает, что данные нормативные акты не раскрывают содержание различных режимов осуществления предпринимательской деятельности — режима наибольшего благоприятствования, недискриминации, национального режима.
В проекте статей о клаузулах, подготовленных Комиссией международного права, под режимом наибольшего благоприятствования (режим наиболее благоприятствуемой нации) понимается режим «не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый бенефицирующим государством третьему государству, или лицам, или вещам, находящимся в такой же связи с третьим государством»9.
В соответствии с режимом наибольшего благоприятствования иностранный инвестор при осуществлении деятельности на территории РФ может воспользоваться лишь теми условиями, которые предоставляются иностранным инвесторам других государств, а не национальным субъектам. Говорить же о равных условиях с национальными инвесторами, за определенными изъятиями, можно лишь при применении национального режима. Режим недискриминации имеет важное значение для иностранных инвесторов в части предоставления им равного положения с инвесторами третьих государств.
Национальный режим заключается в том, что правовой режим использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским
9 См.: Ежегодник Комиссии международного права (ЕМКП). 1978. Нью-Йорк. Т. 1. С. 70.
инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»).
Учитывая, что резидентами особых экономических зон являются российские юридические лица, на них распространяются национальный режим и режим недискриминации в рамках общего правового режима осуществления предпринимательской деятельности на территории особых экономических зон, установленный Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и непосредственно законодательными актами, регулирующими правовое положение отдельных подобных территорий.
В частности, в особой экономической зоне на территории Калининградской области на основании Федерального закона «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» ее резиденты имеют ряд преференций и льгот, которые обеспечивают определенный уровень их конкурентоспособности по сравнению с другими компаниями, действующими на территории России. При этом согласно общим правилам ВТО товары, экспортируемые из особых экономических зон на остальную таможенную территорию государства, и (или) импортные компоненты произведенных в особой экономической зоне товаров должны подпадать под общий таможенный режим, т. е. в полном объеме облагаться таможенными и налоговыми платежами10.
Не противоречит создание особых экономических зон также и нормам заключенного между Правительством РФ, Правительством Респуб-
10 См.: Генеральное соглашение по тари-
фам и торговле (ГАТТ) (заключено 30 октя-
бря 1947 г.).
лики Беларусь и Правительством Республики Казахстан 18 июня 2010 г. Соглашения «По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны»11, в котором говорится, что «свободные (специальные, особые) экономические зоны создаются в целях содействия социально-экономическому развитию государств — членов Таможенного союза, привлечения инвестиций, создания и развития производств, основанных на новых технологиях, развития транспортной инфраструктуры, туризма и санаторно-курортной сферы или в иных целях, определяемых при создании свободной экономической зоны» (ст. 2 Соглашения).
Вышеизложенные положения относительно режимов ведения предпринимательской деятельности на территории особых экономических зон в значительной части применимы и к вопросам осуществления экономической деятельности на иных территориях с особым статусом, перечисленных ниже.
К ним относятся:
зоны территориального развития — часть территории субъекта РФ, на которой в целях ускорения социально-экономического развития субъекта РФ путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в его экономику резидентам зоны территориального развития предоставляются меры государственной поддержки12;
территории опережающего развития — часть территории субъекта РФ, включая закрытое административно-территориальное обра-
11 Официально опубликовано на сайте Комиссии Таможенного союза: URL: www. tsouz.ru.
12 См. ст. 2 Федерального закона от 3 декабря 2011 г. № 392-Ф3 «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
зование, на которой в соответствии с решением Правительства РФ установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской или иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения13;
свободный порт Владивосток — часть территории Приморского края, на которой в соответствии с настоящим Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» и иными федеральными законами устанавливаются меры государственной поддержки предпринимательской дея-тельности14.
Представляется, что принятие последних нормативных актов, а также разработка новых связаны с признанием недостаточной эффективности практики применения Федерального закона «Об особых экономических зонах Российской Федерации». Были сделаны выводы о необходимости уточнения правил, определяющих положение особых экономических зон, в том числе предоставления возможности сочетания режимов различных зон на одной территории. На решение названных проблем, в частности, направлен упоминавшийся проект федерального закона № 538033-6 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Появилась и необходимость учета положений Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможен-
13 См. ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 47Э-ФЗ «О территориях опережающего социально- экономического развития в Российской Федерации».
14 См. ст. 2 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток».
ной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны и иных международных правовых актов.
Кроме того, как показал анализ законодательных актов, регулирующих правовое положение территорий с особыми условиями экономического развития, действующие на них правовые режимы весьма схожи (например, правовое положение зон территориального развития и территорий опережающего развития, создаваемых на территориях моногородов). Создание свободных портов предусмотрено не только Федеральным законом «О свободном порте Владивосток», но и Федеральным законом «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Общим для всех этих образований является наличие определенной территории, осуществление управления такими органами, а также заключение соглашения об осуществлении деятельности на данной территории, что необходимо для получения резидентами льгот и преференций.
Резюмируя сказанное, необходимо отметить, что законодательство
о территориях с особыми условиями экономического развития требует системных изменений. Представляется, что правовое положение таких территорий может быть урегулировано в едином федеральном законе, содержащем исчерпывающий перечень видов таких территорий с их определениями и характеристикой случаев, в которых может быть создана каждая из них. В данном законе должно быть установлено четкое соотношение между такими территориями, а также закреплены случаи, в которых создается та или иная из них — как исходя из видов осуществляемой деятельности, так и территориально. Представляется, что видов таких территорий должно быть не более трех-четырех, с четким пониманием того, в каком случае создается каждое из них. Это позволит избежать разрыва экономического пространства и «разрыва» в свободном перемещении товаров, работ и услуг и нарушения территориальной целостности Российской Федерации. При этом, возможно, потребуется отмена ряда положений действующих законодательных актов, в частности, Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
Библиографический список
Ежегодник Комиссии международного права (ЕМКП). 1978. Нью-Йорк. Т. 1. Павлов П. В. Особые экономические зоны как институциональные инструменты включения России в глобализирующееся мировое хозяйство. Ростов н/Д., 2006.
Основания возникновения преддоговорного обязательства
ДЕМКИНА Алеся Вячеславовна, ведущий советник аппарата Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, кандидат юридических наук 103265, Россия, г. Москва, ул. Охотный ряд, 1 E-mail: [email protected]
В статье анализируется преддоговорное правоотношение. С 1 июня 2015 г действуют новые правила ГК РФ, согласно которым уже при ведении переговоров стороны несут определенные обязанности. При вступлении в переговоры о заключении договора, в ходе их проведения и по их завершении стороны обязаны действовать добросовестно. Автор рассматри-