УДК 338.2
Поплаухина В.А. студент магистратуры Научный руководитель: Молокова Е.Л., к.э.н.
доцент ученый секретарь
кафедра государственного и муниципального управления Уральский государственный экономический университет
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос правового регулирования стратегического планирования муниципального образования «город Екатеринбург». Автор исследуют основные нормативно-правовые акты федерального, регионального и муниципального уровня, регулирующие процесс стратегического планирования в Екатеринбурге. В статье делается акцент на важности правового обеспечения стратегического планирования для эффективного развития муниципалитета и повышения качества жизни его жителей. Результаты исследования могут быть полезны для органов местного самоуправления, специалистов в области стратегического планирования и управления городским развитием, студентов.
Ключевые слова: стратегическое планирование, нормативно-правовое регулирование, законодательство, муниципальное образование «город Екатеринбург», социально-экономическое развитие.
Poplaukhina V.A. master's degree student Scientific supervisor: Molokova E.L., candidate of economics
associate professor scientific secretary Department of Public and Municipal Administration Ural State University of Economics
LEGAL REGULATION OF STRATEGIC PLANNING OF THE CITY OF
EKATERINBURG
Abstract. this article discusses the issue of legal regulation of strategic planning of the municipal formation "Ekaterinburg city". The author examines the main legal acts at the federal, regional and municipal levels that regulate the process of strategic planning in Yekaterinburg. The article focuses on the importance of legal support for strategic planning for the effective development
of the municipality and improving the quality of life of its residents. The results of the study may be useful for local governments, specialists in the field of strategic planning and urban development management, and students.
Keywords: strategic planning, legal regulation, legislation, municipal formation "city of Yekaterinburg", socio-economic development.
Социально-экономическое развитие как муниципалитетов, так и всего государства представляет собой процесс постепенного улучшения благосостояния и качества жизни граждан через структурные и качественные изменения в экономике и социальной сфере. Важнейшим инструментом для достижения таких изменений является стратегическое планирование.
В Российской Федерации стратегическое планирование включает в себя деятельность различных участников, направленную на постановку целей, прогнозирование, планирование и программирование социально-экономического развития на всех уровнях — от федерального до муниципального. Это также касается различных отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, а также вопросов национальной безопасности. Главной задачей стратегического планирования является обеспечение устойчивого социально-экономического развития страны, субъектов РФ и муниципальных образований, а также повышение уровня национальной безопасности.
Сегодня центральным документом, регламентирующим стратегическое планирование в Российской Федерации, является Федеральный закон от 28.06.2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», который устанавливает правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования. Нормативно-правовой акт содержит 15 глав и 47 статей. Так, благодаря первой главе можно ознакомиться с общими положениями нормативно -правового акта (ст.1-3), благодаря второй - с полномочиями органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования (ст.4-6). Третья глава посвящена всей системе стратегического планирования в целом - принципы, задачи, участники и их полномочия, документы стратегического планирования и их государственная регистрация, общественное обсуждение проектов документов и информационное обеспечение (ст.7-14).
С документами стратегического планирования в зависимости от уровня власти (федеральный уровень, уровень субъектов Российской Федерации и уровень муниципальных образований) и направления (целеполагание, прогнозирование, планирование, программирование) можно ознакомиться благодаря главам 4-11 (ст.15-39). В 12 главе говорится о мониторинге и контроле реализации документов стратегического планирования (ст.40-42), а уже в 13 главе - о самой реализации (ст.43-44). Последние главы содержат информацию об ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов в области стратегического планирования (ст.45) и заключительных положений (ст.46-47).
За время действия рассматриваемого документа утверждено (одобрено) значительное количество документов стратегического планирования, разработаны различные методики и регламенты по их формированию. Но вместе с тем система стратегического планирования так или иначе все же нуждается в совершенствовании (рисунок 1). Так, в ноябре 2021 года был издан Указ Президента Российской Федерации №633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации», который призван определить цели, задачи и основные направления государственной политики в сфере стратегического планирования, а также механизмы реализации этой политики и обеспечения стратегического планирования исходя из неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости социально-экономического развития и национальной безопасности.
взаимодействия участников стратегического планирования под руководством Президента Российской Федерации, координации стратегического управления и мер бюджетной политики
организации разработки документов стратегического планирования в соответствии с их
архитектурой
координации и контроля в сфере стратегического планирования
организации научно-методологического, информационно-аналитического и кадрового обеспечения стратегического
планирования
Рисунок 1 - Направления совершенствования системы стратегического
32
планирования 32
Функции по методическому сопровождению, выработке единых подходов к стратегическому планированию, осуществлению мониторинга реализации в настоящее время возложены на Министерство
Основы государственной политики в сфере стратегического планирования в
Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ №633 от 08.11.2021 г., направлены на совершенствование:
32 Составлено автором по: [2]
экономического развития Российской Федерации, на официальном сайте которого представлен весь перечень нормативно -правовых актов в области стратегического планирования федерального уровня [14].
На региональном уровне систему стратегического планирования регламентирует Закон Свердловской области от 15.06.2015 г. №45 -ОЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации, осуществляемом на территории Свердловской области». Документ содержит 18 статей, регулирующих отношения в сфере стратегического планирования на территории Свердловской области, в том числе отношения, связанные с установлением полномочий органов государственной власти Свердловской области в сфере стратегического планирования в Российской Федерации, с разработкой документов стратегического планирования Свердловской области, с осуществлением мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования Свердловской области. Так, благодаря ст. 6 можно ознакомиться с перечнем документов стратегического планирования, действующих на территории Свердловской области (таблица 1).
Таблица 1 - Документы стратегического планирования Свердловской области33
Документы стратегического планирования Свердловской области Целеполагание Стратегия социально-экономического развития Свердловской области
Прогнозирование Прогноз социально-экономического развития Свердловской области на долгосрочный период
Бюджетный прогноз Свердловской области на долгосрочный период
Прогноз социально-экономического развития Свердловской области на среднесрочный период
Планирование Программирование План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Свердловской области
Государственные программы Свердловской области
Схема территориального планирования Свердловской области и другого субъекта (других субъектов) Российской Федерации, схема территориального планирования Свердловской области
Из таблицы 1 можно заметить, что единственным документом стратегического планирования, разрабатываемым в рамках целеполагания, является Стратегия социально-экономического развития Свердловской области, действующая в настоящее время на период 2016-2030 гг.
33 Составлено автором по: [3]
В соответствии с Законом Свердловской области от 21.12.2015 г. №151-ОЗ «О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы» документ призван определить приоритеты, цели и задачи социально-экономического развития Свердловской области, согласованные с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации.
На 2016-2030 гг. документом запланированы следующие направления социально-экономической политики Свердловской области [4]:
1.«Создание конкурентоспособного образования»;
2.«Охрана здоровья населения»;
3.«Развитие жилищной и жилищно-коммунальной сфер»;
4.«Создание комфортной среды для жизни жителей Свердловской области».
Постановление Правительства Свердловской области от 30.03.2017 №208-ПП «О Методических рекомендациях по разработке (актуализации) стратегий социально-экономического развития муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области» устанавливает единый методический подход к осуществлению стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области. Именно в соответствии с этим документом как Екатеринбург, так и все остальные муниципальные образования области разрабатывают свои главные стратегические документы.
Документ содержит 6 глав и 6 приложений, в которых детально разъясняет (в т.ч. наглядно), как необходимо разрабатывать стратегию социально-экономического развития муниципального образования на территории Свердловской области. Координацию деятельности по разработке документов стратегического планирования муниципальных образований осуществляет Министерство экономики и территориального развития Свердловской области.
Главным местным нормативным актом, регламентирующим стратегическое планирование в Екатеринбурге, является Решение Екатеринбургской городской Думы от 25.05.2018 г. №12/81 «О внесении изменений в Решение Екатеринбургской городской Думы от 10 июня 2003 года № 40/6 «О стратегическом плане развития Екатеринбурга», которое утверждает главный документ стратегического планирования муниципалитета - Стратегический план развития Екатеринбурга до 2030 года. Именно этот документ определяет главные цели и задачи развития города, важнейшие стратегические направления развития и основные мероприятия. Документ состоит из пяти разделов (1. Концептуальные основы стратегического плана развития города; 2. Социоэкономика Екатеринбурга: конкурентные возможности и особенности развития; 3. Стратегические направления и программы; 4. Стратегия пространственного
развития; 5. Механизм реализации стратегического плана) и является тождественным документу «Стратегия социально-экономического развития муниципального образования». Исходя из положений данного документа, миссия Екатеринбурга заключается в «усилении Екатеринбурга как российского центра образования, наукоемкого производства и высокотехнологичного сервиса, встроенного в региональные, национальные и глобальные экономические процессы и обеспечивающего конкурентоспособность городской экономики и комфортность городского пространства для жизнедеятельности населения» [6], а стратегической целью развития Екатеринбурга является обеспечение достаточного высокого и устойчиво повышающегося качества жизни нынешних и будущих поколений горожан.
Постановление Администрации города Екатеринбурга от 29.07.2013 г. №2626 «Об утверждении Положения о муниципальных программах муниципального образования «город Екатеринбург» устанавливает порядок принятия решений о разработке муниципальных программ Екатеринбурга, порядок разработки и реализации, порядок осуществления контроля за ходом реализации и порядок проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ. Данный документ обладает обширным объемом информации, детально проработанными главами (6 шт.) и приложениями (10 шт.). Перечень муниципальных программ, действующих на территории муниципального образования «город Екатеринбург» в 2024 году, включает в себя 23 муниципальные программы [15], восемь из которых содержат подпрограммы.
Постановление Администрации города Екатеринбурга от 06.02.2018 №299 «Об утверждении порядка разработки прогноза социально -экономического развития муниципального образования «город Екатеринбург» на среднесрочный период» устанавливает общие требования к разработке прогноза социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный период. В соответствии с этим документом полномочия по разработке прогноза социально -экономического развития города на среднесрочный период возложены на Департамент экономики Администрации города Екатеринбурга, а материалы для его разработки подготавливают и представляют отраслевые (функциональные) органы Администрации города Екатеринбурга. Прогноз является одним из оснований для составления проекта бюджета муниципального образования «город Екатеринбург» и разрабатывается на период не менее трех лет (очередной финансовый год и плановый период).
На сегодняшний день в Екатеринбурге действует Прогноз социально-экономического развития муниципального образования «город Екатеринбург» на 2024 год и на плановый период 2025-2026 годов [12], включающий как сам прогноз социально-экономического развития (приложение №1), так и пояснительную записку к нему (приложение №2).
Постановление Администрации города Екатеринбурга от 21.09.2018 №2356 «Об утверждении Положения о порядке разработки и утверждения бюджетного прогноза муниципального образования «город Екатеринбург» на долгосрочный период» определяет порядок разработки и утверждения, период действия бюджетного прогноза муниципалитета на долгосрочный период, а также требования к его составу и содержанию. Благодаря этому документу можно узнать, что разработку бюджетного прогноза осуществляет Департамент финансов Администрации города Екатеринбурга каждые три года на шесть и более лет на основе прогноза социально-экономического развития муниципального образования «город Екатеринбург» на соответствующий период, а утверждается Постановлением Администрации города Екатеринбурга в срок, не превышающий двух месяцев со дня официального опубликования решения Екатеринбургской городской Думы о бюджете города на очередной финансовый год и плановый период и т.д.
Сегодня действует Бюджетный прогноз муниципального образования «город Екатеринбург» на долгосрочный период 2023-2028 годов [11].
Постановление Администрации города Екатеринбурга от 27.02.2019 г. №375 «О разработке стратегий социально-экономического развития административно-территориальных единиц муниципального образования «город Екатеринбург» и актуализации стратегических проектов (подпроектов) Стратегического плана развития Екатеринбурга до 2030 года» устанавливает требования к этапам и срокам разработки и утверждения стратегий социально-экономического развития административно-территориальных единиц муниципального образования «город Екатеринбург» и определяет базовые принципы и порядок разработки и актуализации, а также требования к структуре и содержанию основных разделов стратегических проектов. Помимо этого, документ содержит план-график разработки (актуализации) стратегических проектов (подпроектов) Стратегического плана развития Екатеринбурга до 2030 года и Положение о Программном совете стратегического развития муниципального образования «город Екатеринбург».
На сегодняшний день в Екатеринбурге разработаны и официально опубликованы 7 стратегий социально-экономического развития административно-территориальных единиц (т.е. районов города) и 33 стратегических проекта, с которыми можно подробно ознакомиться благодаря официальному Порталу города Екатеринбурга [15].
Таким образом, в данной статье было рассмотрено правовое регулирование стратегического планирования города Екатеринбурга. Важно отметить, что данный перечень не является исчерпывающим, поскольку система стратегического планирования постоянно совершенствуется как на федеральном уровне, так и на региональном и местном.
Вопрос правового обеспечения всей системы стратегического планирования актуален и важен, поскольку от качества законодательных норм в этой области зависит эффективность разработки и реализации документов стратегического планирования, что напрямую влияет на жизнь населения и уровень его благополучия. Анализ нормативно-правовых актов (федеральных, региональных и местных) в области стратегического планирования показал, что существующая нормативно -правовая база, необходимая для успешной реализации процессов стратегического планирования на территории муниципального образования «город Екатеринбург», является качественной и продолжает активно совершенствоваться.
Использованные источники:
1. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.06.2014 №172-ФЗ (ред. от 17.02.2023). - Текст: электронный. -URL: https://base.garant.ru/70684666/ (дата обращения: 30.04.2024).
2. Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 08.11.2021 №633. - Текст: электронный. - URL: https://base.garant.ru/403015816/ (дата обращения: 30.04.2024).
3. О стратегическом планировании в Российской Федерации, осуществляемом на территории Свердловской области: Закон Свердловской области от 15.06.2015 №45-ОЗ (с изм. на 24.03.2022). - Текст: электронный. - URL: https://base.garant.ru/20964478/ (дата обращения: 01.05.2024).
4. О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 годы: Закон Свердловской области от 21.12.2015 №151-ОЗ (с изм. на 05.07.2023). - Текст: электронный. - URL: https://base.garant.ru/20976044/?yscHd=lvzbny69]j952726635 (дата обращения: 01.05.2024).
5. О Методических рекомендациях по разработке (актуализации) стратегий социально-экономического развития муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области: Постановление Свердловской области от 30.03.2017 №208 -ПП. - Текст: электронный. -URL: https://docs.cntd.ru/document/543546931 (дата обращения: 01.05.2024).
6. О внесении изменений в Решение Екатеринбургской городской Думы от 10.06.2003 №40/6 «О Стратегическом плане развития Екатеринбурга»: Решение Екатеринбургской городской Думы от 25.05.2018 №12/81. - Текст: электронный. - URL: https://base.garant.ru/46766686/ (дата обращения: 02.05.2024).
7. Об утверждении Положения о муниципальных программах муниципального образования «город Екатеринбург»: Постановление Администрации города Екатеринбурга от 29.07.2013 №2626 (с изм. на 07.02.2024). - Текст: электронный. - URL: https://base.garant.ru/403015816/ (дата обращения: 03.05.2024).
8. Об утверждении порядка разработки прогноза социально-экономического развития муниципального образования «город Екатеринбург» на среднесрочный период: Постановление Администрации города Екатеринбурга от 06.02.2018 №299. - Текст: электронный. - URL: https://base.garant.ra/46767218/?yscHd=lvt6cmp15365812056 (дата обращения: 03.05.2024).
9. Об утверждении Положения о порядке разработки и утверждения бюджетного прогноза муниципального образования «город Екатеринбург» на долгосрочный период: Постановление Администрации города Екатеринбурга от 21.09.2018 №2356. - Текст: электронный. - URL: https://base.garant.ru/46773660/ (дата обращения: 03.05.2024).
10. О разработке стратегий социально-экономического развития административно-территориальных единиц муниципального образования «город Екатеринбург» и актуализации стратегических проектов (подпроектов) Стратегического плана развития Екатеринбурга до 2030 года: Постановление Администрации города Екатеринбурга от 27.02.2019 №375 (с изм. на 03.02.2021). - Текст: электронный. - URL: https://docs.cntd.ru/document/553208511 (дата обращения: 03.05.2024).
11. Об утверждении Бюджетного прогноза муниципального образования «город Екатеринбург» на долгосрочный период 2023-2028 годов: Постановление Администрации города Екатеринбурга от 01.02.2023 №214. - Текст: электронный. - URL: https://docs.cntd.ru/document/406495633 (дата обращения: 05.05.2024).
12. О прогнозе социально-экономического развития муниципального образования «город Екатеринбург» на 2024 год и плановый период 20252026 годов: Постановление Администрации города Екатеринбурга от 07.11.2023 №2997. - Текст: электронный. - URL: https://екатеринбург.рф/file/67ff160d1c28c28f3ad6c193aed5c18a (дата обращения: 05.05.2024).
13. Долгосрочный прогноз социально-экономического развития муниципального образования «город Екатеринбург» до 2035 года / сост: Прядеин А.А., Большаков А.Л., Казакова Н.В., Каркавина А.И., Левковский В.В., Сахарова Е.К.; Департамент экономики Администрации города Екатеринбурга. - Екатеринбург: Издательство АМБ, 2017. - 79 с.
14. Министерство экономического развития Российской Федерации: официальный сайт. - Москва. - Обновляется в течение суток. - URL: https://www.economy.gov.ru (дата обращения: 01.05.2024). - Текст: электронный.
15. Официальный портал Екатеринбурга: официальный сайт. - Обновляется в течение суток. - URL: https://екатеринбург.рф (дата обращения: 02.05.2024). - Текст: электронный.