Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТАТУСА ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТАТУСА ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
67
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКИЕ АГЛОМЕРАЦИИ / КРИТЕРИИ ФОРМИРОВАНИЯ / УКРУПНЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ / РАЗВИТИЕ КРУПНЫХ ГОРОДОВ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Лукманов Исмаил Даниялович

В статье рассмотрены этапы формирования городских агломераций в Российской Федерации, в том числе подходы к закреплению статуса городских агломераций в федеральном законодательстве. Определены правовые риски, связанные с укрупнением муниципальных образований. Автором представлены критерии, необходимые для формирования городских агломераций, а также дано определение этому сложносоставному образованию с позиции муниципального права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF THE STATUS OF URBAN AGGLOMERATIONS

The article briefly examines some of the stages of the formation of urban agglomerations in the Russian Federation, including attempts to consolidate the status of urban agglomerations in federal legislation. The legal risks associated with the consolidation of municipalities have been identified. The author presents the criteria necessary for the formation of urban agglomerations, as well as the definition of this complex formation in the discourse of municipal law.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТАТУСА ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ»

DOI 10.47643/1815-1337_2021_7_84 УДК 342.553

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТАТУСА ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ LEGAL REGULATION OF THE STATUS OF URBAN AGGLOMERATIONS

ЛУКМАНОВ Исмаил Даниялович,

аспирант отдела конституционного права

Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации,

Советник префектуры Центрального административного округа города Москвы,

Член территориальной избирательной комиссии Мещанского района города Москвы.

117218, Россия, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34.

E-mail: taekwonline@mail.ru;

LUKMANOV Ismail Daniyalovich,

Postgraduate student of the Department of Constitutional Law

Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation,

Advisor to the Prefecture of the Central Administrative District of Moscow,

Member of the territorial election commission of the Meshchansky district of Moscow.

34 Bolshaya Cheremushkinskaya str., Moscow, 117218, Russia.

E-mail: taekwonline@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассмотрены этапы формирования городских агломераций в Российской Федерации, в том числе подходы к закреплению статуса городских агломераций в федеральном законодательстве. Определены правовые риски, связанные с укрупнением муниципальных образований. Автором представлены критерии, необходимые для формирования городских агломераций, а также дано определение этому сложносоставному образованию с позиции муниципального права.

Abstract: The article briefly examines some of the stages of the formation of urban agglomerations in the Russian Federation, including attempts to consolidate the status of urban agglomerations in federal legislation. The legal risks associated with the consolidation of municipalities have been identified. The author presents the criteria necessary for the formation of urban agglomerations, as well as the definition of this complex formation in the discourse of municipal law.

Ключевые слова: Городские агломерации, критерии формирования, укрупнение муниципальных образований, развитие крупных городов, местное самоуправление .

Keywords: Urban agglomerations, local self-government, enlargement of municipalities, development of large cities, municipal law.

Дата направления статьи в редакцию: 20.05.2021

Дата публикации статьи: 30.07.2021

Современные крупнейшие города и мегаполисы имеют устойчивую тенденцию к разрастанию и распространению своего влияния на близлежащие небольшие города и поселения. Происходит увеличение пространственных и функциональных взаимосвязей между городами, поселениями и их прилегающими территориями. Город абсолютно естественным образом притягивает амбициозных и образованных людей, накапливает производственные мощности, развивает транспортную систему, новые формы предпринимательства, центры культуры и образования. К примеру, население Москвы начиная с 1990 года увеличилось почти на 3 млн. человек [14,15]. Аккумулируя в себе необходимые ресурсы, крупные города и мегаполисы оказывают влияние не только на собственное инфраструктурное и социально-экономическое развитие, но и на окружающие населенные пункты, формируя тесные связи с ними. То есть город преобразуется в иное, еще более сложносоставное образование, к которому часто в научной литературе применяется определение «городская агломерация».

Городские агломерации - драйверы экономического развития современных стран, такое мнение можно услышать как от экспертов, так и от представителей гражданского общества, руководителей крупных государственных учреждений. Если развитие городов тенденция, то развитие городских агломераций - это мегатенденция, которая будет в значительной степени определять экономические, политические и социальные преобразования общества и связанные с ними пространственные последствия [12].

В Российской Федерации идеи урбанизации и агломерирования первоначально были сформированы в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года [1]. Инновационное и социальное направления долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации согласно Концепции проявляется в развитии научно-технического и образовательного потенциала крупных городских агломераций с высоким качеством среды обитания и человеческим потенциалом, динамичной инновационной и образовательной инфраструктурой.

Для дальнейшего развития процессов формирования городских агломераций было принято Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 № 3227-р «Об утверждении плана реализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» (далее - План реализации Стратегии пространственного развития). В целях обеспечения расширения географии и ускорения экономического роста Российской Федерации в контексте распоряжения сформирован план социально-экономического развития крупных и крупнейших городских агломераций. В рамках Плана реализации Стратегии пространственного развития ряду федеральных органов исполнительной власти было дано поручение о разработке проекта федерального закона о городских агломерациях.

Отечественные и зарубежные исследования, проводимые экспертами разных направлений, в том числе урбанистами, экономистами, эконом-географами и юристами, указывают на то, «что развитие городских агломераций объективный процесс, а их ресурсный потенциал явля-

ется основой для модернизации и инновационного развития» [6,9].

Среди первых юристов в Российской Федерации, кто обратил внимание на тенденцию развития урабанизационных процессов можно указать таких известных ученых, как Бабичев И.В., Васильев В.И., Гриценко Е.В., Таболин В.В., Шугрина Е.С. и др. Причем важно, что в работах некоторых вышеуказанных авторов понятия «город» и «городская агломерация» разъединены, но не обособлены друг от друга [8].

Галиновской Е.А. и Кичигиным Н.В. предложено понятие городской агломерации «как совокупности городских либо городских и сельских поселений, объединённых устойчивыми экономическими, транспортными, культурными и иными связями, обладающей территориальной целостностью» [5].

Также некоторыми исследователями-юристами предлагается понимать под городской агломерацией территорию, включающую территорию городского округа и территорию одного и более находящихся вокруг него поселений, в границах которой на основе интенсивного социально-экономического развития сформировались устойчивые социально-трудовые и инфраструктурные связи, характеризующиеся ежедневным перемещением жителей из поселений в городской округ и обратно [7].

Разработка термина городской агломерации и критериев ее формирования с позиции муниципального права необходима для исключения ситуаций, при которых неопределённость понятия может привести к необоснованному укрупнению муниципальных образований, что в последствии окажет негативное влияние на осуществление жителями местного самоуправления, в частности отдалит местные сообщества от возможности влиять на решение локальных вопросов.

Негативные примеры укрупнения муниципальных образований имеются. В последние годы во многих субъектах Российской Федерации по инициативе региональных органов власти в сельской местности произошел отход от двухуровневой территориальной модели организации местного самоуправления (поселение и муниципальный район) к одноуровневой. Это происходило путем преобразования соответствующих муниципальных районов в городские округа с одновременным упразднением поселенческого уровня. При этом нередко ущемлялись права именно селян, поскольку отнесение их по статусу к городским жителям, приводило к невозможности включения по формальным основаниям в реализацию федеральных и региональных программ по развитию сельских территорий. Зачастую существенно усложнялся и процесс получения муниципальных услуг, поскольку для их получения приходилось обращаться в центр городского поселения. Соответственно, это стало одним из факторов, способствующих обезлюдиванию сельских территорий.

Для решения, в том числе, и этой проблемы был принят Федеральный закон от 1 мая 2019 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В данном Федеральном законе введен новый вид муниципального образования - муниципальный округ. Такой округ представляет собой единое, целостное муниципальное образование, но которое, в отличие от городского округа, не обязательно располагается на компактной урбанизированной территории.

Изначально предусматривалось, что муниципальные округа могут быть образованы, «в первую очередь, в результате наделения городских округов, созданных в соответствии с Федеральным законом от 3 апреля 2017 г. № 62-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» соответствующим статусом». Объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, с утратой поселениями и муниципальным районом статуса муниципального образования, предусматривалось в законопроекте как дополнительный вариант.

Однако анализ практики реализации этих положений в субъектах Российской Федерации показывает, что к настоящему времени именно преобразование муниципальных районов в муниципальные округа с упразднением поселенческого уровня стало не дополнительным, а основным вариантом.

Таким образом, в настоящее время в состав муниципальных округов включается неограниченное число сельских поселений с потерей ими статуса самостоятельных муниципальных образований, что на практике приводит к упразднению поселенческого уровня организации местного самоуправления. И если первоначально во многих субъектах Российской Федерации этот процесс трансформации был постепенным, решения по каждому муниципальному району оформлялись отдельными законами, то к настоящему времени этот вопрос нередко решается в массовом порядке.

Параллельно с разработкой новых форм территориального устройства местного самоуправления, продолжаются попытки совершенствования федерального законодательства в целях правового регулирования статуса городских агломераций путем внесения изменений в федеральные законы или издания отдельного федерального закона о городских агломерациях. К примеру, в мае 2017 года в Государственную Думу был внесен проект федерального закона № 189686-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» [2]. В заключении на проект федерального закона Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления отмечено, что включение определения агломерации в Градостроительный кодекс Российской Федерации не является предметом его регулирования. В указанном проекте федерального закона не учтены различий между разными видами агломераций (сельскими и городскими), спецификой их формирования, также отсутствовали четкие критерии, необходимые для формирования агломераций.

Соглашаясь с этими замечаниями, добавим, что агломерации подразделяются на городские и сельские. Такая классификация существует в зарубежной практике, агломерации с определенной долей условности разделяются на metropolitan areas (метрополитенские районы) и rural areas (сельские районы). Указанная дифференциация обусловлена плотностью населения на квадратный километр, различиями в роде деятельности жителей. Так, ОЭСР определяет сельскую агломерацию как «преимущественно сельскую территорию», заселенною более чем на 50%, жители которой проживают в сельских поселениях, где такие поселения имеют плотность населения менее 150 человек на квадратный километр [13].

Далее, в сентябре 2020 года Министерством экономического развития Российской Федерации во исполнение Плана реализации Стратегии пространственного развития был проект федерального закона «О городских агломерациях» (далее - законопроект) [3]. В законопроекте закрепляется понятие городской агломерации, критерии ее формирования, полномочия органов публичной власти в сфере развития агломераций, институты управления их развитием.

Министерством экономического развития Российской Федерации предлагается считать городскую агломерацию как территорию городского округа либо городского округа с внутригородским делением, либо города федерального значения, объединенная с территориями иных муниципальных образований устойчивыми социальными, экономическими и хозяйственными связями.

Законопроектом о городских агломерациях определены следующие условия, необходимые для включения в городскую агломерацию муниципальных образований:

1. Муниципальные образования должны заключить между собой межмуниципальные соглашения о совместном решении вопросов местного значения.

2. Представительные органы муниципальных образований, которые планируют войти в состав городской агломерации принимают решения о формировании межмуниципального координационного совета.

При этом законопроект не содержит норм, регулирующих процедурные вопросы заключения соглашения между его участниками, не регламентированы сроки заключения межмуниципального соглашения, не установлен орган местного самоуправления, заключающий эти соглашения - глава муниципального образования, глава администрации, или представительный орган муниципального образования. В законопроекте не предусмотрены правовые последствия расторжения указанных соглашений. К примеру, не регламентированы последствия одностороннего расторжения соглашения муниципальным образованием, или отмены правового акт об утверждении соглашения по протесту прокурора или решению суда.

Законопроект предусматривает формирование городских агломераций на муниципальном уровне. При этом две крупнейшие городские агломерации (Москва и Санкт-Петербург) имеют статус городов федерального значения - субъектов Российской Федерации, в свою очередь, в проекте федерального закона особое положение этих городов не учтено. Более того, эти публично-правовые образования имеет уже сложившуюся систему управления, в радикальном совершенствовании которой нет причин.

Указанные в законопроекте критерии для отнесения территорий муниципальных образований к городским агломерациям позволяют включать в их состав территории, которые могут быть плохо интегрированы с ядром этих агломераций. Например, предлагается использовать критерий транспортной доступности до центра агломерации и обратно в течение рабочего дня. Более адекватным является критерий полутора или двухчасовой часовой транспортной доступности, а также учет размера маятниковой миграции для определения реальной связанности центра и периферии агломерации. Кроме того, необходимо сделать более жесткими требования к плотности населения территорий, включаемых в границы агломерации.

Несмотря на то, что законопроект получил жесткую критику в экспертном сообществе, в целом разработка отдельного федерального закона о городских агломерациях является положительным фактом [16].

Учитывая вышеуказанное, по нашему мнению, для определения термина «городская агломерация» необходимо следующее:

1) разработать критерии, определяющие городскую агломерацию как публично-правовое образование;

2) определить цель формирования городской агломерации.

Так, при отсутствии критериев, необходимых для формирования городских агломераций может создаться ситуация, при которой в городскую агломерацию будут включаться муниципальные образования, не имеющие перспектив социально-экономического развития. Цель формирования городской агломерации и ее конкретные критерии позволят дать соответствующее правовое определение.

В международной практике под городской агломерацией подразумевается совокупность дополняющих друг друга как урбанизированных, так и сельских территорий, расположенных вокруг крупного города-ядра (мегаполиса) с определенной минимальной численностью населения. Таким образом, основным критерием, определяющим городскую агломерацию, является численность населения. Значимость данного критерия признается многими исследователями [4]. По мнению одних экспертов, наиболее динамично развиваются крупнейшие города с прилегающими территориями с численностью населения более 500 тыс. человек [9]. Некоторые эксперты считают в идеальной агломерации должно проживать не менее население 1 млн. человек [18].

Участниками круглого стола на тему: «Вопросы законодательного регулирования городских агломераций и межмуниципального сотрудничества», проведенного 15 февраля 2019 года в Государственной Думе, был предложен критерий численности населения, который составляет, «как правило, не менее 500 тыс. человек» [17].

В Стратегии пространственного развития России до 2025 года крупная городская агломерация определяется как совокупность компактно расположенных населенных пунктов и территорий между ними с общей численностью населения от 500 тыс. человек до 1000 тыс. человек. ОЭСР определяет городские агломерации как функциональные городские районы с населением не менее 500 тыс. человек [11]. Прогноз социально-экономического развития России до 2030 г. предусматривает минимальную численность населения агломерации - 1 млн. человек. Во Франции урбанизированный район (communauté urbaines), включает в себя крупный город и его пригороды, минимальная численность жителей на территории такого района должна составлять не менее 500 тыс [10].

Учитывая последние тенденции по укрупнению муниципальных образований, в частности упразднению муниципальных районов с

двухуровневой системой местного самоуправления, указанных ранее в настоящей работе, автор полагает необходимым установить минимальный критерий численности для формирования городской агломерации - не менее 500 тыс. человек. Именно такая численность не позволить бесконтрольно объединять муниципальные образования в новые более крупные формы территориальной организации местного самоуправления, а также именно такая численность позволит раскрыть агломерационный потенциал территории.

Необходимо указать что, как правило, в качестве ядер агломераций подразумеваются большие и крупные города [4]. Е.Е. Лейзерович считает, что численность населения города-ядра для агломерации должна составлять не менее 300 тыс. человек. Соглашаясь с тем, что центром городской агломерации должен являться крупный город с населением от 300 тыс. человек, следует отметить, что все города в России с указанной численностью имеют статус городских округов или городских округов с внутригородским делением. Таким образом, административным центром городской агломерации могут являться вышеуказанные виды муниципальных образований, которые объединяют вокруг себя расположенные вблизи другие муниципальные образования.

Ключевым фактором объединения является транспортная доступность до административного центра. Г. Лаппо и П. Полян считают, что временная доступность от окраины городской агломерации до ее административного центра должна составлять не менее 1,5 часов. Ф. Ли-стенгурт считает, что минимальной является 2-х часовая доступность. Временная доступность должна быть в обязательном порядке установлена в целях защиты прав жителей городской агломерации, так как не менее 15% от числа трудоспособного населения, проживающего в городах и иных населенных пунктах агломерации, работают в основном городе агломерации (маятниковая миграция).

Жителями городской агломерации могут осуществляться массовые трудовые, учебные, бытовые, культурные и иные поездки не только из центра агломерации в окраины, но и наоборот, к примеру, рекреационный отдых. Что указывает на взаимодополняемость муниципальных образований в городской агломерации.

Взаимодополняемость невозможна без наличия общего интереса жителей муниципальных образований. Общий интерес может быть выражен в решениях представительных органов муниципальных образований, в виде утвержденной стратегий социально-экономического развития муниципального образования как части городской агломерации. Учитывая в совокупности все вышеизложенное, нами предлагаются следующие критерии отнесения территорий муниципальных образований к городским агломерациям:

1) численность населения территорий муниципальных образований в совокупности должна составлять не менее 500 тыс. человек;

2) административными центрами городской агломерации могут быть городские округа и (или) городские округа с внутригородским делением;

3) транспортная доступность до административного центра городской агломерации и обратно должна составлять полтора-два часа для жителей всех муниципальных образований, расположенных в границах территории городской агломерации;

4) комплементарность т.е. функциональная взаимодополняемость административного центра с муниципальными образованиями, расположенными в границах территории городской агломерации (что предопределяет развитие связей внутри городской агломерации);

5) общий интерес жителей муниципальных образований для объединения в городскую агломерацию.

Именно общий интерес муниципальных образований (объединений жителей по территориальному принципу) к развитию предопределяет особенность городской агломерации как публично-правового образования. Целью (как правовой категории) формирования городских агломераций является способствование экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, соответственно, развитию институтов гражданского общества, которым безусловно является местное самоуправление.

Таким образом, резюмируя изложенное, предлагаем определение городской агломерации с точки зрения муниципального права как «территории нескольких муниципальных образований, включающих городской округ или городской округ с внутригородским делением как административный центр, объединенные в целях совместной организации и осуществления публичных функций, имеющих общий интерес для жителей».

Представляется необходимым закрепление термина «городская агломерация», либо в федеральном законе, предметом регулирования которого могут являться общие принципы административно-территориального устройства в Российской Федерации, либо в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Библиогра фия:

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») (согласно электронному изданию в СПС «КонсультантПлюс», дата обращения: 16.05.2021).

2. Проект федерального закона № 189686-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» (внесен Саратовской областной Думой) Доступ: https://sozd.duma.gov.ru/bill/189686-7. Дата обращения: 16.05.2021.

3. Проект федерального закона «О городских агломерациях» Доступ: https://regulation.gov.ru/projects#departments=6&npa=107906. Дата обращения:

16.05.2021.

4. Волчкова И. В., Елисеев А. М., Данилова М. Н. и др. Управление городскими агломерациями: учеб. пособие. Томск: Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та.

2015. С. 20

5. Е.А. Галиновская, Н.В. Кичигин. Городская агломерация как правовая категория: постановка проблемы // Журнал российского права. 2020. № 8. С. 146

6. Гриценко Е.В. Городские агломерации: в поисках оптимальной модели территориальной организаций (сравнительно-правовой анализ) // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 10. С. 28 - 36.

7. Захаров А.К. Статус городского округа как вида муниципального образования и проблемы его реализации в Российской Федерации: дисс. ... кан. юрид. наук. Краснодар, 2015. С. 81-82.

8. Таболин В.В. Организационно-правовые основы деятельности органов местного самоуправления в крупных городах (урбанизированных регионах). Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1999. С. 49. Также см. Васильев В.И. Муниципальное право России: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2012. (согласно электронному изданию в СПС «КонсультантПлюс», дата обращения: 16.05.2021).

9. Шугрина Е. С. Общая характеристика российских агломераций: соотношение de juro и de facto // Местное право. 2018. № 1. С. 3.

10. Черкасов А.И. Муниципальное управление в демократических государствах: организация и проблемы функционирования: Монография. М. : Норма : ИН-ФРА-М. 2019 - С. 127.

11. Ahrend R., Gamper C., Schumann A. The OECD Metropolitan Governance Survey: A Quantitative Description of Governance Structures in large Urban Agglomerations / OECD Regional Development Working Papers, 2014/04, OECD Publishing. Доступ: https://dx.doi.org/10.1787/5jz43zldh08p-en. (Дата обращения: 16.05.2021).

12. Andersson M. Unpacking Metropolitan Governance for Sustainable Development. - Bonn and Eschborn, Germany: Deutsche Gesellscha für Internationale Zusammenarbeit (GIZ) GmbH, 2015. - 78 p. [Электронный ресурс]. URL: https://thehagueacademy.com/wp-content/uploads/2016/01/GIZ-and-UN-Habitat-2015-Unpacking-Metropolitan-Governance-for-Sustainable-Development.pdf. Дата обращения: 16.05.2021.

13. Beshiri. R., Bollman R. Population structure and change in predominantly rural regions // Rural and Small-Town Canada Analysis Bulletin. 2001. Vol. 2, №. 2. Доступ: https://www150.statcan.gc.ca/n1/en/pub/21-006-x/21-006-x2000002-eng.pdf?st=-jULeyrE. Дата обращения: 16.05.2021.

14. Основные характеристики субъектов Российской Федерации - 2013 г. Доступ: https://www.gks.ru/bgd/regl/b13_14s/IssWWW.exe/Stg/centr/moskow.htm. Дата обращения: 16.05.2021.

15. Оценка численности постоянного населения г. Москвы на 1 января 2021 года. https://mosstat.gks.ru/folder/64634. Дата обращения: 16.05.2021.

16. «Эксперты дали оценку законопроекту о городских агломерациях». https://komitetgi.ru/news/news/4287/. (Дата обращения: 16.05.2021)

17. «Круглый стол» на тему «Вопросы законодательного регулирования городских агломераций и межмуниципального сотрудничества». Доступ: http://www.komitet4.km.duma.gov.ru/Sostoyavshiesya-meropriyatiya/item/17960753/. Дата обращения 18.05.2021

18. «Будущее экономики страны: роль агломераций». Дискуссия между А.Л. Кудриным и С.С. Собяниным. Доступ: https://www.youtube.com/watch?v=6GtWbiUJy70. (Дата обращения 18.05.2021)

References (transliterated):

1. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 17.11.2008 № 1662-r (red. ot 28.09.2018) «O Koncepcii dolgosrochnogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda» (vmeste s «Koncepciej dolgosrochnogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda») (soglasno elektronnomu izdaniyu v SPS «Konsul'tantPlyus», data obrashcheniya: 16.05.2021).

2. Proekt federal'nogo zakona № 189686-7 «O vnesenii izmenenii v Gradostroitel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii» (vnesen Saratovskoj oblastnoj Dumoj) Dostup: https://sozd.duma.gov.ru/bill/189686-7. Data obrashcheniya: 16.05.2021.

3. Proekt federal'nogo zakona «O gorodskih aglomeraciyah» Dostup: https://regulation.gov.ru/projects#departments=6&npa=107906. Data obrashcheniya: 16.05.2021.

4. Volchkova I. V., Eliseev A. M., Danilova M. N. i dr. Upravlenie gorodskimi aglomeraciyami: ucheb. posobie. Tomsk: Izd-vo Tom. gos. arhit.-stroit. un-ta. 2015. S. 20

5. E.A. Galinovskaya, N.V. Kichigin. Gorodskaya aglomeraciya kak pravovaya kategoriya: postanovka problemy // ZHurnal rossijskogo prava. 2020. № 8. S. 146

6. Gricenko E.V. Gorodskie aglomeracii: v poiskah optimal'noj modeli territorial'noj organizacij (sravnitel'no-pravovoj analiz) // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo.

2014. № 10. S. 28 - 36.

7. Zaharov A.K. Status gorodskogo okruga kak vida municipal'nogo obrazovaniya i problemy ego realizacii v Rossijskoj Federacii: diss. ... kan. yurid. nauk. Krasnodar,

2015. S. 81-82.

8. Tabolin V.V. Organizacionno-pravovye osnovy deyatel'nosti organov mestnogo samoupravleniya v krupnyh gorodah (urbanizirovannyh regionah). Dis. ... d-ra yurid. nauk. M., 1999. S. 49. Takzhe sm. Vasil'ev V.I. Municipal'noe pravo Rossii: uchebnik. 2-e izd., pererab. i dop. M.: YUsticinform, 2012. (soglasno elektronnomu izdaniyu v SPS «Kon-sul'tantPlyus», data obrashcheniya: 16.05.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. SHugrina E. S. Obshchaya harakteristika rossijskih aglomeracij: sootnoshenie de juro i de facto // Mestnoe pravo. 2018. № 1. S. 3.

10. CHerkasov A.I. Municipal'noe upravlenie v demokraticheskih gosudarstvah: organizaciya i problemy funkcionirovaniya: Monografiya. M. : Norma : INFRA-M. 2019 -

S. 127.

11. Ahrend R., Gamper C., Schumann A. The OECD Metropolitan Governance Survey: A Quantitative Description of Governance Structures in large Urban Agglomerations / OECD Regional Development Working Papers, 2014/04, OECD Publishing. Dostup: https://dx.doi.org/10.1787/5jz43zldh08p-en. (Data obrashcheniya: 16.05.2021).

12. Andersson M. Unpacking Metropolitan Governance for Sustainable Development. - Bonn and Eschborn, Germany: Deutsche Gesellscha für Internationale Zusammenarbeit (GIZ) GmbH, 2015. - 78 p. [Elektronnyj resurs]. URL: https://thehagueacademy.com/wp-content/uploads/2016/01/GIZ-and-UN-Habitat-2015-Unpacking-Metropolitan-Governance-for-Sustainable-Development.pdf. Data obrashcheniya: 16.05.2021.

13. Beshiri. R., Bollman R. Population structure and change in predominantly rural regions // Rural and Small-Town Canada Analysis Bulletin. 2001. Vol. 2, №. 2. Dostup: https://www150.statcan.gc.ca/n1/en/pub/21-006-x/21-006-x2000002-eng.pdf?st=-jULeyrE. Data obrashcheniya: 16.05.2021.

14. Osnovnye harakteristiki sub"ektov Rossijskoj Federacii - 2013 g. Dostup: https://www.gks.ru/bgd/regl/b13_14s/IssWWW.exe/Stg/centr/moskow.htm. Data obrashcheniya: 16.05.2021.

15. Ocenka chislennosti postoyannogo naseleniya g. Moskvy na 1 yanvarya 2021 goda. https://mosstat.gks.ru/folder/64634. Data obrashcheniya: 16.05.2021.

16. «Eksperty dali ocenku zakonoproektu o gorodskih aglomeraciyah». https://komitetgi.ru/news/news/4287/. (Data obrashcheniya: 16.05.2021)

17. «Kruglyj stol» na temu «Voprosy zakonodatel'nogo regulirovaniya gorodskih aglomeracij i mezhmunicipal'nogo sotrudnichestva». Dostup: http://www.komitet4.km.duma.gov.ru/Sostoyavshiesya-meropriyatiya/item/17960753/. Data obrashcheniya 18.05.2021

18. «Budushchee ekonomiki strany: rol' aglomeracij». Diskussiya mezhdu A.L. Kudrinym i S.S. Sobyaninym. Dostup: https://www.youtube.com/watch?v=6GtWbiUJy70. (Data obrashcheniya 18.05.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.