Научная статья на тему 'Правовое регулирование создания и деятельности Совета по топливу и электрохозяйству при СНК СССР'

Правовое регулирование создания и деятельности Совета по топливу и электрохозяйству при СНК СССР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
58
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Экономический совет / хозяйственные советы / Совет по топливу и электрохозяйству при Совете Народных Комиссаров СССР / топливно-энергетический комплекс / развитие нефтяной промышленности / Economic Council / Economic Councils / Council for Fuel and Electricity under the Council of People's Commissars / fuel and energy complex / oil industry development

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Любовь Николаевна Денисова

В статье рассмотрены основные организационные мероприятия по перестройке управления топливно-энергетическим комплексом СССР в 1940 г. Дан анализ состояния нефтяной промышленности в СССР в предвоенный год. Особое внимание уделено развитию добычи и переработки нефти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Regulation of the Creation and Activities of the Council for Fuel and Electricity under the Council of People’s Commissars of the USSR

The author reveals the main organizational measures to restructure the management of the oil industry in the USSR in 1940. The article analyzes the state of the Soviet fuel and energy complex in the pre-war year. Particular attention is paid to the development of oil production and processing.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование создания и деятельности Совета по топливу и электрохозяйству при СНК СССР»

УДК 340.15 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3305-2020-10134

Правовое регулирование создания и деятельности Совета по топливу и электрохозяйству при СНК СССР

Legal Regulation of the Creation and Activities of the Council for Fuel and Electricity under the Council of People's Commissars of the USSR

Любовь Николаевна ДЕНИСОВА,

доктор исторических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина

E-mail: lubadenisova@rambler.ru

Аннотация. В статье рассмотрены основные организационные мероприятия по перестройке управления топливно-энергетическим комплексом СССР в 1940 г. Дан анализ состояния нефтяной промышленности в СССР в предвоенный год. Особое внимание уделено развитию добычи и переработки нефти.

Ключевые слова: Экономический совет; хозяйственные советы; Совет по топливу и электрохозяйству при Совете Народных Комиссаров СССР; топливно-энергетический комплекс; развитие нефтяной промышленности.

Abstract. The author reveals the main organizational measures to restructure the management of the oil industry in the USSR in 1940. The article analyzes the state of the Soviet fuel and energy complex in the pre-war year. Particular attention is paid to the development of oil production and processing.

Keywords: Economic Council; Economic Councils; Council for Fuel and Electricity under the Council of People's Commissars; fuel and energy complex; oil industry development.

В сложных политических условиях Советский Союз реализовывал плановую экономическую модель развития государства с жестким администрированием всех отраслей народного хозяйства. Верность выбранному курсу достигалась ужесточением методов и централизацией административно-командного управления. Постановлением СНК СССР от 23 ноября 1937 г. на правах постоянной комиссии был образован Экономический совет при СНК СССР. Значимость этого органа в структуре власти определялась составом руководства и его функциями. Председателем Экономсовета являлся Председатель СНК СССР, а членами Совета — заместители Председателя СНК СССР и представитель Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС). На Экономический совет были возложены функции «расширения годовых и квартальных народно-хозяйственных планов

с внесением их на утверждение СНК СССР». Эко-номсовет должен был утверждать все значимые государственные планы: снабжения строительными материалами, железнодорожных и водных перевозок, сельскохозяйственных работ и заготовок, снабжения товарами широкого потребления. На Экономсовет были возложены задача рассмотрения отчетов по реализации хозяйственных планов, проверка исполнения решений правительства по хозяйственным вопросам и принятие мер по обеспечению их выполнения. Кроме этого, Совет занимался рассмотрением « положения дел отдельных отраслей народного хозяйства и принятием мер по улучшению их состояния», а именно: вопросами цен, труда и заработной платы, образованием и ликвидацией хо-зорганов и «разрешением других хозяйственных вопросов оперативного характера». Постановления и распоряжения Экономсовета являлись

обязательными для всех народных комиссариатов СССР, СНК союзных республик и местных советских органов1. Руководство страны передало централизованный контроль за всей экономикой СССР вновь созданному высшему «оперативному» органу.

Через 2,5 года работы Экономического совета происходят усиление его функций и еще большая концентрация власти посредством создания хозяйственных советов. С учетом военно-политической обстановки в Европе и экономической доктрины СССР мера объяснимая и оправданная. Из действовавших в стране 23 наркоматов 20 являлись «хозяйственными», кроме того, функционировали союзно-республиканские наркоматы, большинство которых также имели хозяйственный профиль. Помимо этого, семь комитетов, десять управлений хозяйственного типа, а также Государственный банк, Государственная плановая комиссия, Комиссия советского контроля, Госарбитраж... входили в структуру СНК СССР. Такая система управления экономикой дублировалась в республиках и на местах, что, естественно, усложняло тотальный контроль деятельности центральной власти. Вопрос о реорганизации работы Экономсовета был поставлен на Пленуме ЦК ВКП(б) в марте 1940 г. «Инициатива перестройки» принадлежала Политбюро ЦК. Ее цель — улучшение руководства хозяйственными наркоматами, для чего необходимы определение их потребностей и оказание своевременной помощи в работе и главное — выявление «неиспользованных или плохо используемых возможностей в наркоматах, учреждениях и предприятиях», что с учетом времени и методов реализации предложенных «инициатив» звучало вполне конкретно. С докладом по этому вопросу 28 марта 1940 г. выступал Председатель СНК СССР В.М. Молотов: «Оставить при таком положении теперешнюю форму руководства наркоматами в области хозяйства, в первую очередь, в области промышленности и сельского хозяйства, было бы неправильно. На каждом шагу мы видим, что это идет в ущерб интересам дела, так как Совнарком и Экономсовет по-настоящему не справляются с задачами руководства ими, на что нам часто и правильно указывают в ЦК. Особенно это касается Экономсовета», — констатировал В.М. Молотов.

Главной задачей Экономсовета должна стать «увязка в работе между наркоматами», заключавшаяся в «повседневной проверке работы наркоматов председателями хозяйственных советов». Хозяйственные советы, в свою очередь, «должны опираться в своей работе на Госплан и

Комиссию советского контроля», что и обеспечит улучшение хозяйственного руководства. «Тогда станет возможным осуществление правильного увязывания работы хозяйственных наркоматов. Тогда мы будем иметь настоящий хозяйственный план и лучшее обеспечение его выполнения»2, — подвел итог централизации управления промышленностью страны Председатель СНК СССР В.М. Молотов.

3 апреля 1940 г. СНК СССР принимает постановление «О перестройке работы Экономсо-вета», расширившее его структуру и полномочия. Вопрос о координации работы нескольких хозяйственных наркоматов был решен путем их объединения в хозяйственные советы.

Учитывая военно-политическую обстановку и необходимость стратегически оценить « действительное положение в хозяйственных наркоматах», выявить потребности и «неиспользованные возможности» и контролировать выполнения решений высших государственных органов СНК СССР постановил образовать при Совнаркоме Союза ССР шесть хозяйственных Советов:

■ Совет по металлургии и химии;

■ Совет по машиностроению;

■ Совет по оборонной промышленности;

■ Совет по топливу и электрохозяйству;

■ Совет по товарам широкого потребления;

■ Совет по сельскому хозяйству и заго-товкам3.

На хозяйственные Советы были возложены функции руководства работой профильных наркоматов и Главных управлений при СНК СССР4. Председателями хозяйственных Советов назначены заместители Председателя Совнаркома СССР. Для большей концентрации власти в Экономсовет при СНК СССР (председатель Эко-номсовета В.М. Молотов и заместитель председателя Экономсовета А.И. Микоян) вошли председатели хозяйственных Советов, являющиеся одновременно и заместителями Председателя СНК СССР, председатель Госплана, председатель Комиссии Советского Контроля, секретарь ВЦСПС.

Состав хозяйственных Советов в количестве от трех до пяти членов персонально утверждал СНК СССР. Функции Хозсоветов носили «оперативный характер» , а их распоряжения подведомственным наркоматам являлись « обязательными для этих наркоматов»5.

Совет по топливу и электрохозяйству при СНК СССР (СТЭ) был создан в мае 1940 г. и проработал до марта 1941 г. Совет рассматривал ключевые и стратегические вопросы развития

топливно-энергетического комплекса страны. СТЭ руководил работой Наркомугля, Наркомнеф-ти, Наркомтопов республик (через Совнаркомы союзных республик) и Наркомэлектро. Совещания проводились практически каждую неделю. Совет возглавил заместитель Председателя СНК СССР М.Г. Первухин, работавший Наркомом СССР электростанций и электропромышленности. В состав Совета вошли заместитель Председателя Госплана СССР А.Д. Панов, высшие партийные и хозяйственные руководители: Беленький, Веденеев, Карташев. Секретарем СТЭ был назначен С.П. Кашников. Квалифицированные кадры, профессиональный подход и личная ответственность за выполняемую работу позволили в сжатые сроки провести анализ состояния нефтяной отрасли, скорректировать планы, осуществить и проконтролировать выполнение государственных решений.

Первое заседание было созвано 11 мая 1940 г. Начало работы Совета — это начало мобилизации советской нефтяной промышленности и электрохозяйства, переход с мирного режима на военные рельсы. Резкое и масштабное увеличение добычи нефти и производства топлива, повышение его качества, ужесточение контроля и создание стратегических запасов — государственные задачи, для реализации которых был создан СТЭ.

Главный вопрос — уточнение народнохозяйственных планов СССР, утвержденных Госпланом, в сторону увеличения добычи и переработки нефти. На заседании, состоявшемся 13 июня 1940 г., СТЭ внес поправки в проект народнохозяйственного плана Госплана на III квартал 1940 г. Совет повысил плановые задания по добыче нефти до 8,9 млн т, в том числе в Азербайджане — до 6 млн т и «Втором Баку» — до 765 тыс. тонн. Для развития нефтяной промышленности было увеличено финансирование в отрасль до 545 млн руб. При этом не прекращалась работа на перспективу: разведочное бурение было увеличено до 220,1 тыс. м, эксплуатационное — до 571,5 тыс. м6. Нефтеперерабатывающие заводы планировали загрузить для работы на полную мощность. Одно из первых решений — увеличить перевозки нефти в Махачкалу с 980 тыс. т до 1100 тыс. т для загрузки Грозненских заводов. Стоимость одной тонны нефти по решению Совета была повышена на 10 коп. —18 руб. 80 коп.7

10 сентября 1940 г. на заседании Совета рассматривали представленный Наркомнефтью и Госпланом СССР план на IV квартал 1940 г. по увеличению темпов развития нефтяной промыш-

ленности страны. Правительство требовало быстрых и отвечающих запросам времени решений. Общий объем финансирования нефтяной отрасли на IV квартал 1940 г. был увеличен до 630 млн руб. Страна наращивала темпы развития нефтяной промышленности, оправданно перераспределяя финансы в ведущие отрасли экономики. План по бурению на IV квартал 1940 г. был увеличен до 700 тыс. м, в том числе 500 тыс. м эксплуатационного бурения и 200 тыс. м разведочного бурения. В зону внимания руководства страны включались новые перспективные районы нефтедобычи. Решением Совета план добычи нефти в Средней Азии был увеличен на 50 т в сутки, Средне-Волжскими нефте-трестами — на 100 т в сутки8. Увеличение производства необходимого нефтяного оборудования достигалось за счет сокращения выпуска электровозов и товаров широкого потребления. Совокупность государственных мер позволяла наращивать выпуск авиабензинов и топочного мазута для армии9.

Главным приоритетом становится развитие отраслей тяжелой промышленности, прежде всего нефтяной. 25 ноября 1940 г. на заседании Совета обсуждался народнохозяйственный план Наркомата нефтяной промышленности СССР на 1941 г. СТЭ утвердил добычу нефти на уровне 32, 3 млн тонн. Себестоимость одной тонны нефти оставили на уровне 1940 г., несмотря на то что в 1941 г. затраты на ее добычу должны возрасти. По предложению Совета для увеличения выработки бензина до 5,5 млн т, дизельного топлива до 1,1 млн т и моторного до 1,5 млн т было сокращено производство керосина до 7,1 млн тонн. Керосин использовался в основном населением, и государственная политика корректировала развитие нефтяной отрасли « от нужд простого населения — к нуждам военных».

Расширялись производственные мощности нефтяной промышленности: запланировали строительство редукторного завода в Махачкале, завода передвижных буровых станков в Актюбинске, завода металлоконструкций в Муроме, расширение завода в Кунгуре и механических мастерских в Баку, всего — 12 объектов. Помимо традиционной нефтяной базы СССР — Баку началось промышленное продвижение в Поволжье и Сибирь. Для организации промыслов по добыче нефти объем капиталовложений Наркомнеф-ти был увеличен на 300 млн руб., сверх лимита выделено еще 1383,22 млн руб.10

Жестко, в духе времени контролировалось выполнение Указа Президиума Верховного Совета СССР «Об ответственности за выпуск недо-

брокачественной или некомплектной продукции и за несоблюдение обязательных стандартов промышленными предприятиями». Руководство профильных наркоматов 16 июля 1940 г. было вызвано на заседание СТЭ. Совет обязал Нарком-нефть и лично наркома И.К. Седина разработать новые стандарты на нефтепродукты. По вновь введенным ГОСТам поставляемый крупным потребителям мазут должен быть обеспечен паспортами на качество. За хранение и проверку качества нефтепродуктов при отпуске потребителям отвечали сбытовые конторы11. Тотальный государственный контроль, усиление личной ответственности становятся нормой партийной и трудовой дисциплины на производстве.

СТЭ решал вопросы довоенной подготовки нефтяной промышленности в условиях развернувшихся военных действий в Европе. Деятельность Совета свидетельствует о высокой степени готовности нефтяной промышленности СССР на случай ведения боевых действий. К 1941 г. нефтяная промышленность была полностью мобилизована для обеспечения военных потребностей страны.

1 Постановление от 23 ноября 1937 г. № 2070 СНК СССР «Об образовании Экономического Совета при Совете Народных Комиссаров Союза ССР» // СЗ СССР. 1937. № 75. Ст. 365. Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 1937. 24 ноября. № 273.

2 Из стенограммы доклада В.М. Молотова «О перестройке работы Экономсовета» на пленуме ЦК ВКП(б) 26—28 марта 1940 г. // РГАНИ. Ф. 17. Оп. 2. Д. 661. Л. 3—7.

3 Постановление от 3 апреля 1940 г. № 436 СНК СССР «О перестройке работы Экономсовета» // ГАРФ. Ф. 5446. Оп. 1. Д. 164. Л. 269—270.

4 ГАРФ. Ф. 5446. Оп. 1. Д. 164. Л. 271.

5 ГАРФ. Ф. 5446. Оп. 1. Д. 164. Л. 271—272.

6 ГАРФ. Ф. Р-5446. Оп. 41а. Д. 4. Л. 39. Все материалы Ф. Р-5446 (Совет Министров СССР). Оп. 41а. Д. 4. (Протоколы заседаний Совета по топливу и электрохозяйству при СНК Союза ССР. Май 1940 — март 1941 гг.) Вводятся в научный оборот впервые.

7 ГАРФ. Ф. Р-5446. Оп. 41а. Д. 4. Л. 40—41.

8 ГАРФ. Ф. Р-5446. Оп. 41а. Д. 4. Л. 81.

9 ГАРФ. Ф. Р-5446. Оп. 41а. Д. 4. Л. 85.

10 ГАРФ. Ф. Р-5446. Оп. 41а. Д. 4. Л. 114—115.

11 ГАРФ. Ф. Р-5446. Оп. 41а. Д. 4. Л. 60.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Актуальные проблемы конституционного права России

Актуальные проблемы конституционного права России. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» (квалификация «магистр») / Под ред. Б.С. Эбзеева, В.О. Лучина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. — 495 с. — (Серия «Magister»).

ISBN 978-5-238-03220-7

Рассмотрены проблемные вопросы, относящиеся к предмету науки конституционного права. Цель учебника — раскрыть теоретическое содержание актуальных проблем основных разделов предмета, основы конституционного законодательства и правоприменительной практики по важнейшим проблемам государственного строительства в России.

Для студентов, магистрантов, адъюнктов и аспирантов юридических вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.