Научная статья на тему 'Правовое регулирование социального страхования'

Правовое регулирование социального страхования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7036
1016
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
социальное страхование / публичная финансовая деятельность / страховые взносы / финансы / финансовое право. / social insurance / public financial activity / insurance premiums / finance / financial law.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Теряева А. А.

Цель написания статьи – выявление проблем правового регулирования социального страхования, предложение путей их решения. В процессе исследования использовались формальный, логический метод познания, методы толкования права. В Российской Федерации реализуется централизованная модель, благодаря которой доминирующее значение имеет государственная социальное страхование. Правовое обеспечение социального страхования как направления публичной финансовой деятельности требует дальнейшего совершенствования. В связи с чем предлагается внести конкретные изменения в действу-ющие правовые акты в части усиления мер юридической ответственности субъектов социального страхования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF SOCIAL INSURANCE

The purpose of the article is to identify the problems of legal regulation of social insurance, to propose ways to solve them. The study used a formal, logical method of knowledge, methods of interpretation of law. The Russian Federation is implementing a centralized model that dominates State social insurance. The legal provi-sion of social insurance as a public financial activity requires further improvement. In this regard, it is proposed to make concrete changes to the existing legal acts in terms of strengthening the legal liability measures of so-cial insurance entities.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование социального страхования»

УДК 34.03

Теряева А.А.,

Ростовский филиал

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»

DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10920 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Teryaeva A. A.

Rostov branch

FGBOU VO «Russian University of Justice» LEGAL REGULATION OF SOCIAL INSURANCE

Аннотация

Цель написания статьи - выявление проблем правового регулирования социального страхования, предложение путей их решения. В процессе исследования использовались формальный, логический метод познания, методы толкования права. В Российской Федерации реализуется централизованная модель, благодаря которой доминирующее значение имеет государственная социальное страхование. Правовое обеспечение социального страхования как направления публичной финансовой деятельности требует дальнейшего совершенствования. В связи с чем предлагается внести конкретные изменения в действующие правовые акты в части усиления мер юридической ответственности субъектов социального страхования.

Abstract

The purpose of the article is to identify the problems of legal regulation of social insurance, to propose ways to solve them. The study used a formal, logical method of knowledge, methods of interpretation of law. The Russian Federation is implementing a centralized model that dominates State social insurance. The legal provision of social insurance as a public financial activity requires further improvement. In this regard, it is proposed to make concrete changes to the existing legal acts in terms of strengthening the legal liability measures of social insurance entities.

Ключевые слова: социальное страхование, публичная финансовая деятельность, страховые взносы, финансы, финансовое право.

Key words: social insurance, public financial activity, insurance premiums, finance, financial law.

Государственное социальное страхование является важнейшим направлением публичной финансовой деятельности, формой реализации государственной социальной политики. Как правило, в его основе лежит принцип солидарности, который учитывает степень нуждаемости страхователя в тех или иных выплатах.

В настоящее время в мировой практике используются три модели организации социального страхования: централизованная; децентрализованная; кумулятивная.

Централизованная модель характеризуется тем, что в стране преобладает государственное социальное страхование. Оно распространяется на все категории населения и является обязательным. Такая модель имеет место в Великобритании, Италии, Швеции, Норвегии и ряде других стран.

Децентрализованная модель отличается тем, что ведущие позиции занимает коллективное социальное страхование, оно может быть как обязательным, так и добровольным. Данный механизм применяется в Японии, США.

Кумулятивная модель имеет смешанный характер. Для покрытия социальных рисков используется в равной мере как государственное, так и коллективное социальное страхование. Система апробирована в Германии, Франции, Швейцарии.

В Российской Федерации реализуется централизованная модель.

Социальное страхование можно определить как отношение по защите личных неимущественных благ физического лица от социальных рисков в виде потери работы, доходов и трудоспособности.

Его предмет складывается из таких личных неимущественных благ, как: жизнь, здоровье, трудоспособность человека - они оказываются «под ударом» при наступлении социальных страховых случаев. Поэтому объектом социального страхования выступают страховые интересы, которые связаны с компенсацией потерь доходов лица из-за наступления неблагоприятных событий - страховых случаев.

Социальное страхование реализуется в форме добровольного и обязательного. Они различаются по правовой базе, характеру правоотношений, складывающихся между страхователем и страховщиком, механизмом формирования и расходования страховых фондов.

Социальное добровольное страхование регулируется нормами частного права, отношения между сторонами носят равноправный характер.

Правовая природа отношений в рамках обязательного социального страхования по-разному

Ошибка! Неверная ссылка закладки. /

трактуется исследователями. Многие считают, что они входят в предмет трудового права [1, с. 30-34]. Данная позиция представляется малоубедительной, поскольку Трудовой кодекс Российской Федерации содержит в этой части отсылочные нормы.

На наш взгляд, отношения, возникающие по поводу обязательного социального страхования, имеют сложный характер. При регистрации лица в качестве страхователя и уплате им страховых взносов - финансовые, при осуществлении выплат - отношения, составляющие предмет права социального обеспечения. Обязательное социальное страхование является составной частью публичной финансовой деятельности [3, с. 33-38].

Правовые основы обязательного социального страхования (далее ОСС) образуют Конституция Российской Федерации, Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Гражданский кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, иные нормативные правовые акты.

Существенное значение в правовом обеспечении обязательного социального страхования имеют нормы международного права, в частности, ряд конвенций Международной организации труда ООН.

Обязательное социальное страхование включает в себя четыре разновидности:

• обязательное пенсионное страхование;

• обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

• обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

• обязательное медицинское страхование.

Субъектный состав ОСС специфичен.

Можно выделить следующие категории субъектов обязательного социального страхования:

• страхователи - (организации любой организационно-правовой формы, органы публичной власти, граждане, на которых возлагается обязанности уплачивать страховые взносы, а в законодательно установленных случаях и производить страховые выплаты);

• страховщики (коммерческие и некоммерческие организации, создаваемые в силу требований законодательства для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию);

• застрахованные лица (физические лица -граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства);

• иные органы, организации и граждане.

В системе ОСС не может быть посредников -это законодательно запрещено.

Страховыми случаями признаются такие юридические факты, как: наступление пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный слу-

чай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет. Перечень страховых случаев определяется федеральными законами о конкретных разновидностях ОСС. Нормативно определен перечень видов страхового обеспечения по ОСС.

Основным финансовым документом, устанавливающим источники поступления страховых взносов, направления расходования по каждому виду ОСС выступает соответствующий Федеральный закон о бюджете.

В рамках обязательного социального страхования осуществляется бюджетный процесс по правилам, содержащимся в Бюджетном кодексе Российской Федерации. Финансовые планы по каждой разновидности обязательного социального страхования утверждаются на очередной финансовый год и плановый период. Проекты федеральных законов вносятся в Государственную Думу Правительством Российской Федерации.

Бюджеты фондов конкретных видов ОСС не являются частью федерального бюджета или любого другого бюджета. Они не подлежат изъятию.

Доходная часть рассматриваемых бюджетов формируется за счет страховых взносов, межбюджетных трансфертов, мер финансовой ответственности, сумм, получаемых страховщиками в порядке регресса, доходов от депозитов, иных поступлений.

Страховые взносы начисляются на определенные выплаты, произведенные в пользу физических лиц за расчетный период.

Установлены пределы базы для исчисления страховых взносов по каждому виду ОСС. Законодательно определены тарифы страховых взносов, которые ранжируются в зависимости от вероятности наступления социальных страховых рисков, а также возможностей исполнения обязательств в рамках ОСС.

В юридической науке в течение длительного периода времени велись дискуссии о правовой природе страховых взносов на ОСС. Многие ученые, опираясь на правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отрицали их налоговую сущность. В настоящее время спор решен - тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование определяются актами законодательства о налогах и сборах, контроль за уплатой страховых взносов возложен на налоговые органы. Страховые взносы являются разновидностью фискальных платежей. Им свойственны все те признаки, которые характеризуют любой налог. В то же время имеется специфика, обусловленная целевым характером использования собираемых денежных средств.

Уплата социальных страховых взносов порождает множество правовых конфликтов, разрешаемых в судебном порядке.

Анализ материалов судебной практики позволяет сделать вывод, что достаточно часто судебные споры возникают в связи с тем, что страхователи своевременно не подтверждают основной вид

осуществляемой ими экономической деятельности. Фонд социального страхования это делает самостоятельно, часто не принимая во внимание даже данных прошлых лет. В результате возникает конфликтная ситуация. В целях ее разрешения и предупреждения интересным представляется предложение О.Н. Ельской об изменении механизма правового регулирования, обеспечив получение информации о страхователях, изменивших основной вид деятельности в предыдущем году в порядке электронного обмена между Фондом социального страхования Российской Федерации и налоговыми органами [2, с. 14-19].

Судебная практика сигнализирует еще об одном пробеле законодательства, а именно: юридической неурегулированности последствий непринятия ФСС к зачету расходов на выплату пособий на обязательное социальное страхование. Суммы выплачены, но не приняты к зачету. Возникает вопрос - нужно ли на них начислять страховые взносы? Финансовые и налоговые органы дают положительный ответ, поскольку данные суммы не являются выплатами страхового обеспечения по ОСС [5].

Суды занимают прямо противоположную сторону. Верховный Суд Российской Федерации указал, что отказ в принятии к зачету не изменяет статуса выплаченных сумм, они сохраняют свою социальную направленность, они не являются вознаграждением за выполнение трудовых функций, поскольку страховой случай имел место. Действующее законодательство не допускает обложение страховыми взносами суммы страхового обеспечения [4].

В целях обеспечения определенности права предлагаем внести изменения в действующее законодательство, нормативно закрепив позиции судебных органов.

Сегодня система обязательного социального страхования переживает серьезные трудности. Вызывают тревогу случаи мошенничества в форме, например, подачи документов о назначении страховых выплат в связи с якобы наступившим

страховым случаем, незаконного получения медицинскими организациями денежных средств за якобы оказанные медицинские услуги, представление липовых больничных листов. Проблема заключается в том, что до настоящего времени нет эффективного механизма предупреждения, пресечения мошенничества в сфере социального страхования. В связи с чем предлагаем внести изменения в:

• Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», уточнив, что должностные лица, допустившие нарушения в сфере обязательного страхования, несут дисциплинарную ответственность;

• Уголовный кодекс Российской Федерации, предусмотрев уголовно-правовые санкции за совершение мошеннических действий в сфере социального страхования.

Список литературы:

1. Барышникова Т.Ю. К вопросу о включении отношений по обязательному социальному страхованию в предмет правового регулирования отрасли трудового права // Трудовое право в России и за рубежом. 2011. № 1.

2. Ельская О.Н. Проблемы определения справедливого страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний // Социальное и пенсионное право. 2017. № 4.

3. Мирошник С.В. Финансовая система России и мегарегулятор: осмысление новой финансово-правовой реальности// Банковское право. 2015. № 3.

4. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 04.08.2017 № 308-КГ17-680 по делу № А32-2339/2016// СПС «Консультант Плюс».

5. Письмо ФНС России от 22.09.2017 № ЕД-4-15/19093 «О направлении письма Минфина России» (вместе с Письмом Минфина России от 01.09.2017 № 03-15-07/56382)// Нормативные акты для бухгалтера. 2017. № 21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.