Научная статья на тему 'Правовое регулирование реализации непрофильных активов хозяйственных обществ с государственным участием'

Правовое регулирование реализации непрофильных активов хозяйственных обществ с государственным участием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
410
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НЕПРОФИЛЬНЫЕ АКТИВЫ / РЕАЛИЗАЦИЯ / СУДЕБНЫЕ СПОРЫ / ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ / ИМУЩЕСТВО / ПРАВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ / ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОБЩЕСТВА / LEGAL REGULATION / NON-CORE ASSETS / REALIZATION / LITIGATION / OBJECTS OF CIVIL RIGHTS / PROPERTY / STATE PROPERTY RIGHT / ECONOMIC SOCIETIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баранова Инна Владимировна, Рахвалова Дарья Олеговна, Власенко Мария Александровна

В условиях лаконичности легальной дефиниции понятия «непрофильные активы» и критериев непрофильности ряд хозяйственных обществ с государственным участием дают ему собственную трактовку, что усложняет управление непрофильными активами, их идентификацию и отчуждение. Контент-анализ нормативно-правовых актов показал, что принципиальными вопросами управления непрофильными активами и их отчуждения являются определение критериев непрофильности активов, соблюдение принципов и способов их реализации. Обзор материалов судебной практики позволил типологизировать споры, возникающие в связи с отчуждением непрофильных активов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF THE SALE OF NON-CORE ASSETS OF ECONOMIC COMPANIES WITH STATE PARTICIPATION

In terms of conciseness of the legal definition of the concept of “non-core assets” and non-core criteria, a number of economic companies with state participation give it its own interpretation, which complicates the process of managing non-core assets, their identification and disposal. Content analysis of legal acts showed that the principal issues of management of non-core assets and their disposal are the definition of criteria of non-core assets, compliance with the principles and methods of their implementation. The review of the materials of judicial practice allowed typologizing the disputes arising in connection with the alienation of non-core assets.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование реализации непрофильных активов хозяйственных обществ с государственным участием»

ПРАВОВЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННОСТЬЮ

И.В.Баранова

Д. О.Рахвалова

М.А.Власенко

УДК: 346.244:330.142.2 DOI: 10.24411/2071-6435-2020-10029

Правовое регулирование реализации непрофильных активов хозяйственных обществ с государственным участием

В условиях лаконичности легальной дефиниции понятия «непрофильные активы» и критериев непрофильности ряд хозяйственных обществ с государственным участием дают ему собственную трактовку, что усложняет управление непрофильными активами, их идентификацию и отчуждение. Контент-анализ нормативно-правовых актов показал, что принципиальными вопросами управления непрофильными активами и их отчуждения являются определение критериев непрофильности активов, соблюдение принципов и способов их реализации. Обзор материалов судебной практики позволил типологизировать споры, возникающие в связи с отчуждением непрофильных активов.

Ключевые слова: правовое регулирование, непрофильные активы, реализация, судебные споры, объекты гражданских прав, имущество, право государственной собственности, хозяйственные общества.

Введение

В Российской Федерации активизируется процесс разгосударствления национальной экономики, ориентированный на сокращение избыточного государственного сектора, что одновременно является и мировым трендом. Как отмечается в аналитическом докладе, подготовленном Центром стратегических разработок [24], разгосударствление в различных сегментах государственной собственности в настоящий момент не принесет дополнительные доходы федеральному бюджету, но позволит снизить его расходы на содержание излишних (с точки зрения функций государства и перерасхода средств) объектов. Как показывает практика, инвентаризация государственной собственности и определение ее целевой функции являются детерминантами для сокращения государственного сектора.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 327 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление федеральным имуществом» главной целью государственной программы Российской Федерации «Управление федеральным имуществом» является создание условий для эффективного управления

© И. В. Баранова, 2020 © Д. О. Рахвалова, 2020 © М. А. Власенко, 2020

федеральным имуществом, необходимым для выполнения государственных функций органами государственной власти Российской Федерации, и отчуждения федерального имущества, востребованного в коммерческом обороте.

Стратегические приоритеты управления государственным имуществом в том числе предопределили необходимость формирования нормативной базы, позволяющей классифицировать активы хозяйственных обществ с государственным участием с выделением непрофильных активов, которые не участвуют в их операционной деятельности. Одной из задач повышения эффективности управления государственным имуществом является качественное управление непрофильными активами, которое должно сопровождаться выявлением и отчуждением хозяйственными обществами с государственным участием активов, не используемых в их основных (уставных) видах деятельности.

Непрофильные активы хозяйственных обществ с государственным участием: принципы и способы реализации непрофильных активов.

Итальянский ученый Джино Дзаппа под активом понимал не просто средства предприятия, а «ресурсы, предназначенные для получения прибыли». Американский исследователь Джордж Оливер Мэй считал, что актив представляет собой набор ценностей, принадлежащих собственнику, используемых им ради получения дохода на свой капитал, а не капитал вообще [21]. Следуя логике приведенных выше точек зрения, можно считать, что, если средства хозяйственных обществ с государственным участием не задействованы в формировании дохода на вложенный капитал, то они не являются активами, а применительно к предметной области исследования их следует отнести к непрофильным активам.

Согласно Международным стандартам финансовой отчетности, под активами понимаются ресурсы, стоимость которых может быть оценена и от которых компания ожидает получения экономических выгод. В российском законодательстве активы определены как основные и оборотные средства организации или общества, включая деньги, материальные ценности, нематериальные активы и финансовые вложения (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 мая 2017 года № 894-р «О методических рекомендациях по выявлению и реализации непрофильных активов»).

В настоящее время проблематика эффективного управления непрофильными активами хозяйственных обществ с государственным участием является недостаточно изученной. Как отмечает И. И. Родин, это обусловлено тем, что само проблемное поле возникло относительно недавно, кроме того, существует недостаток квалифицированных и компетентных специалистов в данной области [20].

Оценка непрофильных активов хозяйственных обществ с государственным участием в настоящее время осуществляется, однако они не приносят никаких экономических выгод, так как не участвуют в операционном процессе. При этом содержание непрофильных активов сопровождается дополнительными расходами для собственника (государства), что актуализирует проблему их реализации (отчуждения).

Контент-анализ юридических документов показал, что в российском законодательстве понятие непрофильных активов применительно к хозяйственным обществам с государственным участием стало употребляться с 2006 года.

1. В заключении Комитета Государственной Думы Российской Федерации по собственности от 14 сентября 2006 года № 3.9—73/4.1 по проекту Федерального закона № 332114—4 государственные непрофильные активы определялись как имущественные объекты, которые не используются для осуществления полномочий органов государственной власти России, установленных федеральными законами.

2. В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» была поставлена задача обеспечить до 1 декабря 2012 года разработку и реализацию компаниями с государственным участием, в которых Российская Федерация владеет более 50% акций, программ отчуждения непрофильных активов.

3. Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 25 июля 2013 года № 218 «Об утверждении Методологии определения профильности активов») установлена методология определения профильности активов и работы с непрофильными активами, порядок выявления непрофиль-ности активов в имуществе и критерии классификации для компаний с государственным участием, в которых доля Российской Федерации составляет более 50%; дал определение профильных и непрофильных активов юридического лица, согласно которому непрофильные активы — это активы, принадлежащие юридическому лицу на праве собственности, наличие/отсутствие/отчуждение которых не может оказать влияние на реализацию стратегии компании.

4. Согласно Методическим указаниям по выявлению и отчуждению непрофильных активов, одобренным поручением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2016 года № ИШ-П13—4065, непрофильные активы трактуются как активы, принадлежащие юридическому лицу на праве собственности, не участвующие в осуществлении юридическим лицом основного вида деятельности и достижении стратегических целей развития организации, определенных Стратегией ее развития, включая акции (доли) в хозяйственных обществах вне зависимости от основного вида деятельности таких обществ, в случае если юридическому лицу принадлежит пакет (доля) в уставном капитале, составляющая менее 50% уставного капитала.

5. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2017 года № 894-р «О методических рекомендациях по выявлению и реализации непрофильных активов» (далее соответственно—распоряжение Правительства Российской Федерации № 894-р; Методические рекомендации) к непрофильным активам относятся активы, принадлежащие организации или обществу на праве собственности, не соответствующие понятию «профильные активы», включая принадлежащие организации или обществу пакеты акций (доли) в хозяйственном обществе вне зависимости от основного вида деятельности таких организации или общества, составляющие в совокупности с пакетами (долями), находящимися в собственности дочерних обществ, менее 50% уставного капитала.

Именно дефиниция, изложенная в распоряжении Правительства Российской Федерации № 894-р, заимствуется большинством хозяйственных обществ с государственным участием без каких-либо сущностных или редакционных изменений (например, ПАО «Совкомфлот» [8] ПАО «Новошип» [9]).

В то же время отдельные юридические лица дают собственную трактовку, например, под непрофильными активами ОАО «РЖД» понимает активы, принадлежащие ему на праве собственности, отчуждение которых признано в установленном порядке целесообразным без ущерба для эффективного, надежного и безопасного осуществления основных видов деятельности [7].

ПАО НК «Роснефть» под непрофильным активом понимает актив, прямо не участвующий в бизнес-процессах, связанных с бизнес-направлениями деятельности и основными управленческими процессами компании, соответствующий установленным локальными нормативными документами компании критериям отнесения активов к непрофильным [22].

Таким образом, в аспекте правового регулирования под непрофильными активами следует понимать активы, которые не задействованы в основной деятельности хозяйственных обществ с государственным участием, определенной долгосрочной стратегией их развития.

Вышеизложенное демонстрирует, что юридическое понятие «непрофильные активы» является отрицательным, то есть его содержание раскрывается в подзаконных актах через указание на отсутствие (отрицание) свойства про-фильности. Подобный прием юридической техники видится небесспорным, поскольку затрудняет квалификацию и порождает неоднородность его понимания различными субъектами.

Определяя место непрофильных активов в системе объектов гражданских прав (статья 128 Гражданского кодекса Российской Федерации) для распространения на них соответствующего правового режима, можно сделать вывод, что они относятся к имуществу: ряд активов квалифицируется как вещи, ряд — как имущественные права.

Изучение нормативно-правовых актов показало, что принципиальным вопросом отчуждения, является определение критериев непрофильности активов. Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации № 894-р «О методических рекомендациях по выявлению и реализации непрофильных активов», их пригодность или непригодность в основной производственной деятельности оценивается по шести критериям.

1. Актив, являющийся недвижимым имуществом, расположен на принадлежащей обществу территории, используемой для осуществления основного вида деятельности либо для единственно возможного проезда (прохода) к территории, используемой обществом для осуществления основного вида деятельности.

2. Единица управленческого учета генерирует более 5% выручки по итогам предыдущего года.

3. Актив относится к социально значимым объектам (поликлиника, аэропорт, санаторий, спортивный комплекс, общежитие, столовая), выручка которых фор-

мируется более чем на 50% за счет предоставления услуг работникам общества.

4. Наличие заключенных контрактов или иных обязательств, связанных с использованием единиц управленческого учета, общей стоимостью более 1% выручки общества или более 1 млрд рублей.

5. Единица управленческого учета содержит активы, результаты деятельности которых составляют государственную либо коммерческую тайну, раскрытие которой для общества повлечет убытки.

6. Единица управленческого учета обеспечивает предотвращение чрезвычайных ситуаций, информационную, экономическую и финансовую безопасность общества и их подконтрольных юридических лиц.

Каждый из указанных выше критериев обладает определенной ценой. Например, если недвижимое имущество, расположенное на территории завода, используется для основного вида деятельности, то активу начисляется 20 баллов. Дополнительно 15 баллов начисляется, если актив генерирует более 5% выручки по итогам предыдущего года. Чтобы признать актив профильным, необходимо набрать по шести критериям не менее 50 баллов; в противном случае имущество квалифицируют как непрофильное, такие объекты хозяйственных обществ с государственным участием вносят в реестр непрофильных активов и учитывают отдельно.

Например, в реестре непрофильных активов государственной корпорации «Ростех», сформированном в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № 894-р «О методических рекомендациях по выявлению и реализации непрофильных активов», по данным на начало 2018 года отражено около 3,5 тысячи объектов общей стоимостью 26 млрд рублей [1]. Информация об объемах непрофильных активов ряда российских акционерных обществ с государственным участием представлена в таблице 1.

Таблица 1

Объемы непрофильных активов акционерных обществ с государственным участием,включенных в реестры

Наименование акционерного общества Количество объектов непрофильных активов, принятых к реализации Балансовая стоимость, млн руб. Доля непрофильных активов в общей их стоимости,%

ПАО «Россети» 192 213 0,0551

АО «Росгеология» 62 17,2 0,0419

АО «Росатом» 72 700 0,0467

АО «Концерн ВКО «Алмаз—Антей» 68 1,2 0,0379

ПАО «ФСК ЕЭС» 70 656,6 0,0543

АО «Газпром» 260 8 000,2 0,0508

ОАО «РЖД» 62 23999,7 0,5019

ПАО «Русгидро» 32 12566,2 1,3484

Составлено по: [4; 10; 11; 13; 14; 15; 16; 17]

Одним из вариантов управления непрофильными активами организации, по мнению М.А. Суржикова и И.В. Туникова [23], является их реструктуризация, цель которой — поиск источников минимизации издержек и обеспечение конкурентоспособности профильного вида деятельности. При этом управление непрофильными активами организаций, являющихся стратегическими, градообразующими, входящих в состав ядерного оружейного комплекса, имеет только две модели: выделение с целью передачи в муниципальную собственность или с целью ликвидации.

Т.Г. Максимова, К.Л. Чужбовский [3] отмечают, что реализация непрофильных активов преследует следующие цели: во-первых, продажа активов организаций позволяет получать дополнительные финансовые ресурсы; во-вторых, непрофильные активы в основном отвлекают от оборота средства на содержание, не принося взамен доходов, то есть большинство непрофильных активов убыточно.

Распоряжение Правительства Российской Федерации № 894-р «О методических рекомендациях по выявлению и реализации непрофильных активов» регламентирует программу отчуждения непрофильных активов и план мероприятий по их реализации, при этом в пункте 12 сказано, что реализацию (отчуждение) непрофильных активов рекомендуется осуществлять путем совершения возмездных гражданско-правовых сделок, включая договоры купли-продажи, инвестиционные соглашения, заключенные, в том числе по итогам торгов. В целях обеспечения конкурентного характера возмездного отчуждения непрофильных активов их продажа должна осуществляться по результатам проведения конкурентных процедур с соблюдением принципов публичности, открытости, прозрачности, конкурентности и возмездности (рисунок 1).

Таким образом хозяйственные общества с государственным участием должны обеспечить прозрачность и эффективность продажи непрофильных активов, снижая затраты на их содержание и максимизируя соответствующие доходы. При нарушении этого требования они могут лишиться государственной поддержки, что, в свою очередь, будет сопровождаться сокращением субсидирования процентной ставки по кредитам на реализацию новых инвестиционных проектов в приоритетных направлениях гражданской промышленности или предо -ставления государственных гарантий по кредитам либо облигационным займам в рамках мер по повышению устойчивости экономического развития [2].

Обеспечивая реализацию принципа прозрачности, Госкорпорация «Роса-том» создала официальный сайт по продаже непрофильных активов атомной отрасли (https://atomproperty.ru/prodazha-neprofilnykh-aktivov/) в целях объединения на одной Интернет-площадке сведений по продаже и аренде объектов движимого и недвижимого имущества, которые не используются в основной деятельности.

В соответствии с действующим российским законодательством возможны следующие способы реализации непрофильных активов.

1. Возмездное отчуждение, предполагающее встречное предоставление со стороны контрагента. Такое отчуждение является общим правилом и наиболее

а

й

Л А

о

&

Я

8

§

с.

о.

с

а

»

о »

0

П5 |

■§

С

1

а а

В5 ^

П5

I

а

^

а я а а а

В5

с §

0

1

В5 2

Рисунок 1. Принципы реализации непрофильных активов хозяйственных обществ с государственным участием

приоритетным для хозяйственных обществ с государственным участием вариантом. Данный способ может, в частности, иметь правовую форму моделей договоров купли-продажи, мены, аренды с правом выкупа, инвестиционного соглашения; внесения в качестве оплаты уставного капитала юридического лица, взноса по договору простого товарищества. Выбор контрагента может осуществляться путем заключения адресной сделки или путем проведения торгов: аукционов, запросов котировок, конкурсов. Предпочтение зачастую отдается именно конкурсным процедурам. Например, непрофильные активы АО «Концерн ВКО "Алмаз-Антей"» подлежат продаже лишь на открытом аукционе. При этом локальные акты отдельных хозяйственных обществ с государственным участием содержат закрытый перечень способов определения контрагента [12].

2. Безвозмездное отчуждение, при котором хозяйственное общество с государственным участием не получает встречное предоставление со стороны контрагента. Большинство обществ в локальных актах указывают на исключительность данного способа и возможность применения его лишь в случае невозможности возмездного отчуждения. Безвозмездная передача (дарение) или безвозмездное отчуждение непрофильного актива в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность возможна по отдельному решению совета директоров (наблюдательного совета) и с письменного согласия соответствующего публично-правового образования.

3. Ликвидация — разукомплектование, списание, уничтожение непрофильного актива. Как и безвозмездное отчуждение, является исключительным способом реализации и применяется в случаях, если имущество непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, либо выбыло из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, а также невозможности установления его местонахождения.

Арбитражная практика рассмотрения вопросов, связанных с реализацией непрофильных активов хозяйственных обществ с государственным участием

Судебные споры, связанные с реализацией непрофильных активов в подавляющем большинстве возникают из требований об оспаривании сделок или применения к ничтожным сделкам последствий их недействительности и из требований, вытекающих из неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства сделки. Типичным инициатором судебного процесса являются государственные органы, уполномоченные на осуществление правомочий собственника в отношении государственного имущества, например, Росимущест-во. Также распространены случаи, когда истцом выступает частное лицо, являющееся контрагентом по сделке по отчуждению непрофильного актива или желающее приобрести такое имущество, но столкнувшееся с теми или иные препятствиями.

При этом все судебные споры можно условно разделить на две группы:

первые связаны с применением общих правил законодательства о сделках; вто-рые—с применением специальных норм, регулирующих лишь правоотношения по реализации непрофильных активов.

Среди споров первой группы наиболее типичны следующие ситуации.

1. Судом рассматривается вопрос о наличии дефекта принятия решения об отчуждении непрофильного актива, который может выражаться в принятии такого решения неуполномоченным органом юридического лица или с нарушением порядка его принятия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Структура органов юридического лица и их полномочия зависят от организационно-правовой формы субъекта и определяются положениями гражданского законодательства, а также учредительными документами юридического лица. Кроме того, определены правила для совершения отдельных видов сделок. Например, в соответствии с положениями статьи 79 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» на совершение крупной сделки должно быть получено согласие совета директоров (наблюдательного совета) общества или общего собрания акционеров.

Примером служит дело, рассмотренное по иску Территориального управления Росимущества в Свердловской области, предъявленному к ОАО «Опытный завод метрологического оборудования» и ООО «Дана» [5]. Истец полагал, что договор купли-продажи непрофильного актива (нежилого здания), заключенный между ответчиками, являлся крупной сделкой, совершенной без предусмотренного законом согласия единственного акционера, что повлекло причинение ущерба его интересам. Суд установил, что цена договора была установлена выше средней по рынку, договор заключался во исполнение директив Росиму-щества с целью привлечения дополнительных источников финансирования, соответственно, права Российской Федерации не были нарушены, и основания для удовлетворения иска отсутствуют.

2. Судом рассматривается вопрос о наличии нарушений общего порядка проведения торгов, которые могут выражаться в несоблюдении правил об информационной обеспеченности торгов, уклонении от подписания договора с победителем. Основные положения, касающиеся правил организации и проведения торгов, закреплены в статьях 447, 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Примером служит спор, инициированный ООО «Экономикс» [6]. Согласно фабуле дела в ходе проведения электронного аукциона истец единственный подтвердил цену предложения. Однако организатор торгов отказался заключать с ним договор и спустя две недели возобновил аукцион. По результатам проведения возобновленного аукциона победил другой участник, которому было продано имущество. В судебном порядке подтвердилось, что ООО «Экономикс» неправомерно лишили возможности приобрести непрофильный актив АО «Ато-мэнергопром», поскольку возобновление аукциона после определения победителя противоречит закону, а следовательно, заключенный договор недействителен.

3. Судом рассматривается вопрос о наличии нарушения общих правил ис-

полнения обязательств. Нормы, устанавливающие указанные требования, содержатся в главе 22 Гражданского кодекса Российской Федерации. В частности, исполнение должно быть реальным и надлежащим.

Примером служит спор между ПАО «Алроса» и ООО «Айыллаана» [19]. Как установлено судом, в рамках реализации программы отчуждения непрофильных активов ПАО «Алроса», между истцом и ответчиком был заключен договор купли-продажи земельного участка и здания столовой, расположенного на нем. Однако ответчик не исполнил обязательство по оплате, и ПАО «Алроса» обратилось в суд с требованиями о расторжении договора в связи с существенным нарушением его условий другой стороной и взыскании неустойки. Судом иск был удовлетворен.

Среди споров второй группы обращают на себя внимание ситуации, когда суды рассматривают вопрос о наличии нарушения специальных правил, закрепленных Распоряжением Правительства Российской Федерации № 894-р «О методических рекомендациях по выявлению и реализации непрофильных активов».

В деле, рассмотренном Арбитражным судом Красноярского края, истец полагал, что ответчиком допущены нарушения п.п. 4, 13 Методических рекомендаций по выявлению и реализации непрофильных активов, поскольку ПАО «Новошип» не опубликовало заблаговременно, то есть еще до извещения о предстоящих торгах, в сети Интернет план мероприятий по реализации непрофильных активов. По мнению истца, это привело к тому, что «потенциальные претенденты на приобретение спорного земельного участка <...> остались неосведомленными о предстоящем проведении торгов». Однако судом сделан правильный вывод, что Методические рекомендации носят рекомендательный характер, и в действиях истца отсутствует противоправность [18].

Заключение

Правовое регулирование управления активами хозяйственных обществ с государственным участием, а также их непрофильными активами в Российской Федерации осуществляется с позиций обеспечения интересов государства как собственника федерального имущества. Политика, направленная на отчуждение непрофильных активов, ориентированная на сокращение издержек по их содержанию и привлечение денежных средств для модернизации производства, считается общераспространенной и фактически нормативно установленной.

Литература

1. В Ростехе оценили объем собственных непрофильных активов. URL: https://glavportal.com/materials/v-rostehe-ocenili-obem-sobstvennyh-neprofilnyh-aktivov/ (дата обращения: 25 февраля 2020 года).

2. Госкомпании накажут за непрофильные активы. URL: https:// iz.ru/622070/alina-evstigneeva/ne-prodaiushchie-neprofil-goskompanii-lishatsia-gospomoshchi_(дата обращения: 25 февраля 2020 года).

3. Максимова Т. Г., Чужбовский К. Л. Повышение эффективности использования непрофильных активов предприятия: проблемы и пути решения // Общество: политика, экономика, право. 2017. № 1. С. 50—53.

4. О непрофильных активах АО «Росатом». URL: https://atomproperty.ru/ information/non-core-assets/ (дата обращения: 25 февраля 2020 года).

5. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 5 июля

2017 года по делу № А40-23225/2017. URL: http://sudact.ru (дата обращения: 25 февраля 2020 года).

6. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от

24 февраля 2015 года по делу № А60-41344/2014 // Судебные и нормативные акты Российской Федерации. URL: https://sudact.ru (дата обращения: 25 февраля 2020 года).

7. Программа отчуждения непрофильных активов ОАО «РЖД», утв. Советом директоров ОАО «РЖД» протокол от 8 ноября 2016 года № 17. URL: http://property.rzd.ru (дата обращения: 25 февраля 2020 года).

8. Программа отчуждения непрофильных активов публичного акционерного общества «Современный коммерческий флот» (новая редакция), утв. Решением Совета директоров ПАО «Совкомфлот» от 31 января

2018 года (протокол № 169). URL: http://www.scf-group.com (дата обращения: 25 февраля 2020 года).

9. Программа отчуждения непрофильных активов публичного акционерного общества «Новороссийское морское пароходство» (ПАО «Новошип»), утв. Советом директоров ПАО «Новошип» от 25 апреля 2018 года, протокол № 2018-3. URL: http://www.scf-group.ru (дата обращения: 25 февраля 2020 года).

10. Программа по отчуждению непрофильных активов АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» на 2016-2020 годы. URL: http://www.almaz-antey.ru (дата обращения: 25 февраля 2020 года).

11. Реестр непрофильных активов АО «Росгеология». URL: https://www. rosgeo.com/sites/default/files/u161/reestr_neprofilnyh_aktivov_ao_rosgeo_ redakciya_no5.pdf (дата обращения: 25 февраля 2020 года).

12. Реестр непрофильных активов Концерн «Алмаз-Антей». URL: http:// www.almaz-antey.ru/upload/Программа_с_реестром.pdf (дата обращения: 25 февраля 2020 года).

13. Реестр непрофильных активов ОАО «РЖД». URL: http://property.rzd. ru/static/public/ru? STRUCTURE_ID=5030 (дата обращения: 25 февраля 2020 года).

14. Реестр непрофильных активов ПАО «Россети». URL: https://www. rosseti.ru/about/property/doc/otchet_4kv_2018.docx (дата обращения:

25 февраля 2020 года).

15. Реестр непрофильных активов ПАО «РусГидро». URL: http://www. rushydro.ru/upload/iblock/3f7/RNA-RusGidro-na-01.10.2018.pdf (дата обращения: 25 февраля 2020 года).

16. Реестр непрофильных активов ПАО «Газпром». URL: https://www. gazpromnoncoreassets.ru/fileadmin/f/information/reestr-20.11.2018.pdf (дата обращения: 25 февраля 2020 года).

17. Реестр непрофильных активов ПАО «ФСК ЕЭС». URL: http:// www.fsk-ees.ru/about/realizatsiya_imushchestva/neprofilnye_aktivy/ deystvuyushchiy_reestr/ (дата обращения: 25 февраля 2020 года).

18. Решение Арбитражного суда Красноярского края от 14 февраля 2018 года по делу № А32-45375/2017. URL: http://sudact.ru (дата обращения: 25 февраля 2020 года).

19. Решение Арбитражного суда Республики Саха от 4 декабря 2019 года по делу № А58—5397/2015 // Судебные и нормативные акты Российской Федерации. URL: https://sudact.ru (дата обращения: 25 февраля 2020 года).

20. Родин И. И. Совершенствование системы стратегического управления федеральным имуществом Российской Федерации на примере непрофильных активов АО «Центр управления непрофильными активами атомной отрасли» государственной корпорации «Росатом» // Экономика. Статистика. Информатика. 2015. № 6. С. 33—39.

21. Соколов Я. В. Бухгалтерский учет: от истоков до наших дней. Учебное пособие для вузов. М.: Аудит, ЮНИТИ. 1996. 638 с.

22. Стандарт компании управление непрофильными и неэффективными активами № П3—01 С-0002 ВЕРСИЯ 2.00, утв. Решением Совета директоров ПАО «НК «Роснефть» «22» января 2018 года. URL: https://www. rosneft.ru/upload/site1/document_file/P3-01_S-0002.pdf (дата обращения: 25 февраля 2020 года).

23. Суржиков М. А., Туников И. В. Альтернативные подходы к управлению непрофильными активами современной организации // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2016. № 4 (56). С. 228-233.

24. Эффективное управление государственной собственностью в 20182024 годах и до 2035 года. Аналитический доклад. URL: https://www. csr.ru/wp-content/uploads/2018/02/Doklad_effektivnoe_upravlenie_ gossobstvennostyu_Web.pdf (дата обращения: 25 февраля 2020 года).

References

1. V Rostekhe ocenili ob"em sobstvennyh neprofil'nyh aktivov [Rostec estimated the volume of its own non-core assets]. Available at: https://glavportal.com/ materials/v-rostehe-ocenili-obem-sobstvennyh-neprofilnyh-aktivov/ (accessed 25 February, 2020) (in Russian).

2. Goskompaniinakazhutza neprofilnye aktivy [State companies will be punished for non-core assets]. Available at: https://iz.ru/622070/alina-evstigneeva/ne-prodaiushchie-neprofil-goskompanii-lishatsia-gospomoshchi (accessed 25 February, 2020) (in Russian).

3. Maximova T. G., Chuzhbovsky K. L. Improving the efficiency of the use of non-core assets of the enterprise: problems and solutions. Obechestvo: politika, ekonomika, pravo [Society: politics, economics, law], 2017, no. 1, p. 50—53 (in Russian).

4. Oneprofil'nyh aktivah AO "Rosatom" [On non-core assets of JSC "Rosatom"]. Available at: https://atomproperty.ru/information/non-core-assets/ (accessed 25 February, 2020) (in Russian).

5. Postanovlenie Devyatogo arbitrazhnogo apellyacionnogo suda ot 5 iyulya 2017 goda po delu No. A40—23225/2017 [Resolution of the Ninth arbitration court of appeal dated 5 July 2017 in case no. A40—23225/2017]. Available at: http:// sudact.ru (accessed 25 February, 2020) (in Russian).

6. Postanovlenie Semnadcatogo arbitrazhnogo apellyacionnogo suda ot 24 fevralya 2015 goda po delu No. A60-41344/2014 [Resolution of the Seventeenth arbitration court of appeal of 24 February, 2015 in the case number A60-41344/2014. Judicial and regulatory acts of the Russian Federation]. Available at: https:// sudact.ru (accessed 25 February, 2020) (in Russian).

7. Programma otchuzhdeniya neprofil'nyh aktivov OAO "RZHD", utv. Sovetom direktorov OAO "RZHD"protokol ot 8 noyabrya 2016goda No. 17 [The program of alienation of non-core assets of JSC «Russian Railways», UTV. By the Board of Directors of JSC "Russian Railways" minutes of November 8, 2016, no. 17. Available at: http://property.rzd.ru (accessed 25 February, 2020) (in Russian).

8. Programma otchuzhdeniya neprofil'nyh aktivov publichnogo akcionernogo ob-shchestva "Sovremennyy kommercheskiy flot" (novaya redakciya), utv. Resh-eniem Soveta direktorov PAO "Sovkomflot" ot 31 yanvarya 2018goda (protokol No.169) [The program of alienation of non-core assets of public joint stock company "Modern commercial fleet" (new edition), UTV. By the decision of the Board of Directors of PJSC Sovcomflot dated 31 January 2018 (Protocol No. 169)]. Available at: http://www.scf-group.com (accessed 25 February, 2020) (in Russian).

9. Programma otchuzhdeniya neprofil'nyh aktivov publichnogo akcionernogo ob-shchestva "Novorossiyskoe morskoe parohodstvo" (PAO "Novoship"), utv. Sovetom direktorov PAO "Novoship" ot 25 aprelya 2018goda, No. 018—3 [The program of alienation of non-core assets of public joint stock company "Novorossiysk shipping company" (PJSC "Novoship"), UTV. By the Board of Directors of PJSC "Novoship" dated 25 April 2018. No. 2018-3]. Available at: http://www.scf-group.ru (accessed 25 February, 2020) (in Russian).

10. Programma po otchuzhdeniyu neprofil 'nyh aktivov AO Koncern VKO "Almaz-An -tey" na 2016—2020gody [The program on alienation of non-core assets of JSC "Concern of East Kazakhstan region" Almaz-Antey for 2016-2020]. Available at: http://www.almaz-antey.ru (accessed 25 February, 2020) (in Russian).

11. The registry of non-core assets of JSC "Rosgeologia". Available at: https:// www.rosgeo.com/sites/default/files/u161/reestr_neprofilnyh_aktivov_ao_

rosgeo_redakciya_no5.pdf (accessed 25 February, 2020) (in Russian).

12. The registry of non-core assets of Concern "Almaz-Antey". Available at: http://www.almaz-antey.ru/upload/nporpaMMa_c_peecTpoM.pdf (accessed 25 February, 2020) (in Russian).

13. The registry of non-core assets of JSC "Russian Railways". Available at: http://property.rzd.ru/static/public/ru? STRUCTURE_ID=5030 (accessed 25 February, 2020) (in Russian).

14. The registry of non-core assets of JSC "Rosseti". Available at: https://www. rosseti.ru/about/property/doc/otchet_4kv_2018.docx (accessed 25 February, 2020) (in Russian).T

15. The registry of non-core assets of JSC "RusHydro". Available at: http://www. rushydro.ru/upload/iblock/3f7/RNA-RusGidro-na-01.10.2018.pdf (accessed 25 February, 2020) (in Russian).

16. The registry of non-core assets of PJSC Gazprom. Available at: https://www. gazpromnoncoreassets.ru/fileadmin/f/information/reestr-20.11.2018.pdf (accessed 25 February, 2020) (in Russian).

17. The registry of non-core assets of JSC "FGC UES". Available at: http://www. fskees.ru/about/realizatsiya_imushchestva/neprofilnye_aktivy/deystvuyush-chiy_reestr/ (accessed 25 February, 2020) (in Russian).

18. Reshenie Arbitrazhnogo suda Krasnoyarskogo kraya ot 14 fevralya 2018 goda po delu No. A32—45375/2017 [The decision of the Arbitration court of the Krasnoyarsk territory of 14 February, 2018 in the case No. A32—45375/2017]. Available at: http://sudact.ru (accessed 25 February, 2020) (in Russian).

19. Reshenie Arbitrazhnogo suda Respubliki Saha ot 4 dekabrya 2019 goda po delu No. A58—5397/2015. Sudebnye i normativnye akty Rossiyskoy Federacii [The decision of the Arbitration court of the Republic of Sakha from 4 December, 2019 in the case number A58-5397/2015. Judicial and regulatory acts of the Russian Federation]. Available at: https://sudact.ru (accessed 25 February, 2020) (in Russian).

20. Rodin I. I. Improving the system of strategic management of Federal property of the Russian Federation on the example of non-core assets of JSC "Center for management of non-core assets of the nuclear industry" of the state Corporation "Rosatom»". Ekonomika. Statistika. Informatika [Economics. Statistics. Informatics], 2015, no. 6, pp. 33-39 (in Russian).

21. Sokolov Ya.V. Buhgalterskiy uchet: ot istokov do nashih dney [Accounting: from the origins to the present day], textbook for universities, M.: Audit, UNITY, 1996, p. 638 (in Russian).

22. Standart kompanii upravlenie neprofil'nymi i neeffektivnymi aktivami № P3—01 S-0002 VERSIYA 2.00, utv. Resheniem Soveta direktorov PAO «NK«Rosneft'» «22» yanvarya 2018 goda [Company standard management of non-core and inefficient assets No. P3-01 S-0002 VERSI0N2.00, UTV. Decision of the Board of Directors of PJSC NK "Rosneft" "22" January 2018]. Available at: https://www.rosneft.ru (accessed 25 February, 2020) (in Russian).

23. Surzhikov M. A., Tunikov I. V. Alternative approaches to the management of non-core assets of a modern organization. Vestnik Rostovskogo gosudarstven-nogo ekonomicheskogo universiteta [Bulletin of the Rostov state University of Economics], 2016, no. 4 (56), pp. 228-233 (in Russian).

24. Effektivnoe upravlenie gosudarstvennoy sobstvennostyu v 2018—2024 godah i do 2035 goda. Analiticheskiy doklad [Effective management of state property in 2018-2024 and up to 2035 Analytical repor]t. Available at: https://www.csr. ru/wp-content/uploads/2018/02/Doklad_effektivnoe_upravlenie_gossobst-vennostyu_Web.pdf (accessed 25 February, 2020) (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.