Научная статья на тему 'Правовое регулирование принудительных мер медицинского характера на постсоветском пространстве'

Правовое регулирование принудительных мер медицинского характера на постсоветском пространстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
343
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Герасина Ю. А.

В статье анализируются нормы Уголовных кодексов Казахстана, Армении, Кыргызской республики, Молдовы, Литвы, Латвии, Узбекистана, Азербайджана, Грузии, Туркменистана, Украины, Эстонии, республики Беларусь, которые регламентируют осуществление принудительных мер медицинского характера. Рассматривается структура указанных положений, проводится сравнительный анализ с положениями Уголовного кодекса Российской Федерации о принудительной лечении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование принудительных мер медицинского характера на постсоветском пространстве»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

© Герасина Ю.А.*

Юридический институт Орловского государственного технического университета, г. Орел

В статье анализируются нормы Уголовных кодексов Казахстана, Армении, Кыргызской республики, Молдовы, Литвы, Латвии, Узбекистана, Азербайджана, Грузии, Туркменистана, Украины, Эстонии, республики Беларусь, которые регламентируют осуществление принудительных мер медицинского характера. Рассматривается структура указанных положений, проводится сравнительный анализ с положениями Уголовного кодекса Российской Федерации о принудительной лечении.

В связи с построением правовых государств и созданием гражданских обществ на всем постсоветском пространстве актуальным является вопрос правовой защиты лиц, которые страдают психическими расстройствами. Принудительные меры медицинского характера закреплены во всех Уголовных кодексах государств постсоветского пространства. Их регулированию посвящены целые разделы и главы: Уголовный кодекс Украины (УК Украины) - Раздел 14 «Принудительные меры медицинского характера и принудительное лечение» состоит из пяти статей (ст. 92-96), которые содержат в себе четырнадцать норм; Уголовный кодекс Грузии (УК Грузии)

- Глава XVIII состоит из семи статей (ст. 101-107) и включает двадцать норм; Уголовный кодекс Туркменистана (УК Туркменистана) - Раздел VI «Основания и порядок применения принудительных мер медицинского характера», включающий Главу 14 «Принудительные меры медицинского характера» (ст. 94-96) и Главу 15 «Назначение и прекращение принудительных мер медицинского характера» (ст. 97-100), которые содержат двадцать одну норму; Уголовный кодекс Азербайдзанской Республики (УК Азербайджана) - Раздел VI «Принудительные меры медицинского характера», Глава пятнадцатая «Принудительные меры медицинского характера» состоят из семи статей (ст. 93-99), которые включают шестнадцать норм; Уголовный кодекс Республики Узбекистан (УК Узбекистана) - Раздел седьмой «Принудительные меры медицинского характера», Глава XVII «Основания и назначение принудительных мер медицинского характера» состоят из шести статей (ст. 91-96), которые включают тринадцать норм; Уголовный кодекс Республики Беларусь (УК Беларуси) - Раздел IV «Принудительные меры безопасности и лечения, Глава 14 «Принудитель-

* Аспирант кафедры «Уголовное право и процесс».

ные меры безопасности и лечения» состоят из восьми статей (ст. 100-107), которые включают двадцать норм; Уголовный кодекс Республики Казахстан (УК Казахстана) - Раздел VII «Принудительные меры медицинскогоха-рактера» состоит из восьми статей (ст. 88-95), которые включают двадцать две нормы; Уголовный кодекс Республики Армения (УК Армении) - Раздел 6 «Принудительные меры медицинского характера», Глава 15 «Принудительные меры медицинского характера» состоят из семи статей (ст. 97103), которые включают шестнадцать норм; Уголовный кодекс Кыргызской Республики (УК Киргизии) - Раздел VI Принудительные и иные меры медицинского характера, Глава 15 «Принудительные и иные меры медицинского характера» состоят из семи статей (ст. 90-96), которые включают четырнадцать норм; Уголовный кодекс Республики Молдовы (УК Молдовы) - Глава X «Меры безопасности», регулированию указанных мер посвящено шесть статей (ст. 98-103), которые включают семнадцать норм. Таким образом, в указанных Уголовных кодексах принудительные меры медицинского характера регламентированы достаточно полно. В Латвийской республики, Литовской Республики и Эстонии правовое регулирование указанных мер несколько уже: Уголовный кодекс Латвийской Республики (УК Латвии) - Глава VIII состоит из трех статей (ст. 68-70), которые включают девять норм; Уголовный кодекс Литовской республики (УК Литвы) - Глава XIV состоит из одной статьи (ст. 98), которая включает семь норм; Уголовный кодекс Эстонии (УК Эстонии) - Глава 6 «Меры воздействия медицинского и воспитательного характера» содержит одну статью (ст. 59), которая регулирует принудительные меры медицинского характера и включает четыре нормы.

Несмотря на то, что принудительные меры медицинского характера урегулированы в указанных уголовных кодексах большим количеством норм, правовые положения содержат в себе ряд пробелов. Сравнительный анализ уголовных кодексов стран постсоветского пространства позволяет выявить как сильные, так и слабые места в правовом регулировании данных мер и разработать рекомендации по совершенствованию действующего законодательства. На наш взгляд, необходимо рассмотреть ключевые положения, которые касаются законодательного регулирования принудительных мер медицинского характера - это понятие, цели, основания их применения.

Общей чертой большинства кодексов является выделение принудительных мер медицинского характера в качестве самостоятельного уголовно-правового института. Указанная особенность свидетельствует о том, что данные меры не являются наказанием и призваны обеспечить безопасность лица с психическим расстройством, что является гарантией соблюдения прав лиц с психическим расстройством. В Уголовном кодексе Бела-русии и Молдовы принудительные меры медицинского характера законо-

дателем отнесены к мерам безопасности. В УК Молдовы к мерам безопасности относятся также принудительные меры воспитательного характера, высылка и специальная конфискация [1]. В большинстве уголовных кодексов указанный уголовно-правовой институт именуется как и в Российской Федерации - «Принудительные меры медицинского характера». В УК Украины выделяются принудительные меры медицинского характера и принудительное лечение, которое включает лечение лиц от болезней опасных для здоровья других лиц [2]. Принудительное лечение применяется судом независимо от назначенного наказания. Уголовный кодекс Киргизии выделяет принудительные и иные меры медицинского характера. В соответствии с УК Киргизии (ч. 1 ст. 90) «принудительные меры медицинского характера могут быть назначены судом в отношении психически больных, совершивших общественно опасные деяния с целью лечения и предупреждения со стороны этих лиц новых общественно опасных деяний», а «меры медицинского характера наряду с наказанием могут быть назначены судом в отношении осужденных, страдающих алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, с целью лечения и создания условий, способствующих достижению целей наказания» (ч. 2 ст. 90). На наш взгляд, указанные положения являются неточными, так как анализ наименований и содержания последующих статей УК (ст. 91-96) позволяет к иным мерам медицинского характера отнести меры медицинского характера, которые применяются к лицам с психическим расстройством, не исключающим вменяемость и лицам, страдающим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, туберкулезом, венерическими заболеваниями и ВИЧ-инфекцией. Между тем принудительные меры медицинского характера применяются только к лицам, совершившим общественно опасные деяния в невменяемом состоянии, или совершившим такие деяния в состоянии вменяемости, но заболевшим до вынесения приговора или во время отбывания наказания психической болезнью, лишающей их возможности отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими [3]. В УК Беларусии в отличие от УК России принудительные меры медицинского характера именуются принудительными мерами безопасности и лечения, в УК Литвы - принудительными медицинскими мерами.

Уголовный кодекс Российской Федерации не содержит законодательного определения понятия принудительных мер медицинского характера [4]. Кроме того, данный вопрос является дискуссионным и в теории российского уголовного права [5, с. 43; 6, с. 58]. В Уголовных кодексах государств постсоветского пространства понятие принудительных мер медицинского характера также отсутствует. Только Уголовный кодекс Украины содержит статью 92 «Понятие и цель применения принудительных мер медицинского характера», в которой сказано, что «принудительными мерами медицинского характера являются оказание амбулаторной психиатрической

помощи, помещение лица, совершившего общественно опасное деяние, подпадающее под признаки деяния, предусмотренного Особенной частью настоящего Кодекса, в специальное лечебное учреждение с целью его обязательного лечения, а также предупреждения совершения им общественно опасных деяний» [2]. Однако, на наш взгляд, данное определение не содержит в себе наиболее важных свойств указанных мер, которые позволят понять их сущность, а лишь ограничивается перечислением видов психиатрической помощи, которая может быть оказана лицу и указанием на цель их применения. Кроме того, в законодательном определении отсутствует указание о психическом состояние лица, которому назначаются принудительные меры медицинского характера. Таким образом, в настоящее время на постсоветском пространстве не существует четкого законодательного определения принудительных мер медицинского характера.

Следующим важным аспектом в понимании сущности принудительных мер медицинского характера является цель их применения. В Толковых словарях цель определяется как конечное желанье, стремленье, намеренье, чего кто силится достигнуть; предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить [7]. Соответственно цель можно определить как результат, к которому необходимо стремиться, следовательно в УК РФ цели принудительных мер медицинского характера сформулированы точнее, чем в УК Беларусии, Киргизии, Украины, Узбекистана, где медицинская цель сформулирована как лечение. Лечение является процессом и заранее трудно определить его результат. В Уголовных кодексах Армении, Грузии, Латвии, Литвы указание на цели принудительных мер медицинского характера отсутствуют, что, на наш взгляд, является упущением законодателя, так как четко сформулированные цели позволяют применять положения всех норм указанного института целенаправленно. В УК РФ законодатель сформулировал две цели: медицинскую и юридическую, медицинская цель включает в себя две цели: максимум и минимум [8, с. 55]. В УК Туркменистана в отличие от всех рассматриваемых Уголовных кодексов медицинская цель-минимум сформулирована точнее - «или такого улучшения их психического состояния, при котором устраняется их опасность для себя или других лиц либо опасность применения иного серьезного вреда» [9]. Указанное уточнение, на наш взгляд, необходимо в УК РФ, так как не любое улучшение психического состояния лица является целью принудительных мер медицинского характера и ведет к их прекращению, а лишь то, которое влечет за собой утрату лицом общественной опасности. В УК Молдовы принудительные меры медицинского характера признаются мерами безопасности, наряду с принудительными мерами воспитательного характера, высылки и специальной конфискации имеют целью устранение опасности и предупреждение совершения деяния [1]. Это означает, что общая для всех мер цель сформулирована без учета специфики каждой из этих мер.

Цели принудительных мер медицинского характера в УК РФ являются общими для всех категорий лиц, к которым они применяются [4]. В УК Беларусии в отличие от УК РФ цели для каждой категории лиц различны. Так, для психически больных, совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные УК Беларусии, могут быть назначены с целью предупреждения со стороны этих лиц новых общественно опасных деяний, охраны и лечения таких лиц. Обратим внимание, что на первом месте стоит юридическая цель в виде частной превенции. В отношении совершивших преступления лиц, признанных уменьшенно вменяемыми, указанные меры применяются с целью создания условий для лечения и достижения целей уголовной ответственности, а в отношении совершивших преступления лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, - с целью лечения и создания условий, способствующих достижению целей уголовной ответственности [10].

Во всех рассматриваемых Уголовных кодексах отсутствуют достаточно четко сформулированные основания назначения применения принудительных мер медицинского характера. В большинстве Уголовных кодексов (УК Туркменистана, Армении, Азербайджана, Казахстана), как и в УК РФ, содержатся статьи под наименованием «Основания применения принудительных мер медицинского характера», однако они содержат разнородные положения, что вызывает сложности в их понимании и определении оснований применения принудительных мер медицинского характера. Следует обратить внимание, что, несмотря на аналогичную структуру нормы об основаниях применения принудительных мер медицинского характера в УК Армении, законодатель использует слово «основание» в заглавии статьи в единственном числе, в отличие от УК РФ. В Уголовных кодексах Украины, Литвы, Молдовы основания назначения принудительных мер медицинского характера не определены. На наш взгляд, основанием применения принудительных мер медицинского характера является общественная опасность лица с психическим расстройством. В Уголовных кодексах Туркменистана, Киргизии, Молдовы, Литвы указание на общественную опасность лица с психическим расстройством, в отношении которого ставится вопрос о назначении принудительных мер медицинского характера отсутствует, что, также является отрицательным моментом, так как лицо, которое не представляет опасности не должно подвергаться принудительному лечению. В Уголовных кодексах Беларусии и Киргизии имеются статьи под наименованием «Основания назначения принудительных мер медицинского характера (принудительных мер безопасности и лечения - УК Беларусии)», в которых сформулированы положения, характеризующие конкретные виды мер, общее основание назначения принудительных мер медицинского характера отсутствует. Заслуживает внимания норма ст. 92 «Общее основание применения принудительных мер медицин-

ского характера» УК Узбекистана - «Лицу, совершившему общественно опасное деяние в состоянии невменяемости или заболевшему до постановления приговора или во время отбывания наказания психическим заболеванием, лишающим его способности сознавать значение своих действий или руководить ими, если оно по своему психическому состоянию и с учетом характера совершенного им деяния представляет опасность для общества, судом могут быть назначены принудительные меры медицинского характера» [11]. На наш взгляд, по сравнению с другими нормами об основаниях применения принудительных мер медицинского характера Уголовных кодексов государств постсоветского пространства данная статья содержит указание на основании назначения указанных мер, а не разнородные положения, касающиеся порядка исполнения этих мер, возможности неприменения принудительных мер в отношении лиц, не представляющих общественной опасности и т.д. Однако, в данном нормативном положении отсутствует указание на общественную опасность лица для самого себя, и на возможность причинения иного существенного вреда. В УК Азербайджана указание на причинение иного существенного вреда также отсутствует [12].

В Уголовных кодексах Грузии, Азербайджана, Казахстана, Беларусии, Армении, Молдовы принудительные меры медицинского характера предусмотрены в отношении следующих категорий лиц: 1) лица, совершившего деяние, предусмотренное Уголовным законом, в состоянии невменяемости; 2) лица, после совершения преступления заболевшего психической болезнью, исключающей назначение или исполнение наказания; 3) лица, совершившего преступление и страдающего психическим расстройством, не исключающим вменяемости; 4) лица, совершившего преступление и признанного нуждающимся в лечении от алкоголизма, наркомании, токсикомании. УК Молдовы в отличие от других Уголовных законов предусмотрено, что к алкоголикам и наркоманам принудительные меры медицинского характера применяются по собственной инициативе, а также по ходатайству трудового коллектива или органа здравоохранения наряду с наказанием. Кроме того, «если преступление было совершено лицом, злоупотребляющим алкогольными напитками и ставящим в связи с этим свою семью в тяжелое материальное положение, судебная инстанция наряду с назначением наказания за совершенное преступление, не связанного с лишением свободы, вправе по ходатайству трудового коллектива или близких родственников установить над ним попечительство» [1]. Согласно УК Латвии, Литвы, Украины, Киргизии принудительные меры медицинского характера применяются к указанным первым трем категориям лиц, как и в УК РФ. Уголовными кодексами Туркменистана и Узбекистана не предусмотрено применение принудительных мер медицинского характера в отношении лиц, которые совершили преступление в состоянии ограниченной вменяемости. УК Эстонии предусматривает применение принуди-

тельных мер медицинского характера к лицам, у которых в процессе предварительного следствия либо рассмотрения дела в суде установлено временное расстройство психической деятельности, препятствующее определению их психического состояния во время совершения предусмотренного Уголов-ным кодексом деяния, если по характеру совершенного деяния и своему психическому состоянию эти лица представляют опасность и нуждаются в лечении [13]. Аналогичной категории лиц не предусмотрено ни в каком другом Уголовном законе государств постсоветского пространства. Кроме того, в Российской Федерации на законодательном уровне термины «ограниченная вменяемость», «ограничено вменяемые», «уменьшено вменяемые» не используются, данные термины употребляются в научной литературе по уголовному праву. В Уголовных законах Украины, Грузии, Армении, Молдовы, Литвы, Латвии законодатель использует термины «ограниченно вменяемые» и «ограниченная вменяемость», а в УК Беларусии - «уменьшено вменяемые».

Анализ уголовных норм, регламентирующих осуществление принудительных мер медицинского характера в государствах постсоветского пространства показывает, что данный институт урегулирован недостаточно четко. Нормы сложны для уяснения и толкования, большинство статей содержат разнородные положения, что затрудняет их анализ и применение. Проведенное сравнение норм Уголовных законов государств постсоветского пространства с нормами Уголовного кодекса Российской Федерации показывает, что ряд вопросов, связанных с принудительными мерами медицинского характера урегулированы одинаково, а в отдельных случаях имеются существенные различия.

Список литературы:

1. Уголовный кодекс республики Молдова [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.lex.justice.md/viewdoc.php?action=view&view=doc&id =331268 &lang=2/

2. Уголовный кодекс Украины [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.meget.kiev.ua/kodeks/ugolovniy-kodeks/

3. Уголовный кодекс Кыргызской республики [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.legislationline.org/ru/documents/action/popup/id/14305/ preview.

4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ф3 (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 17.06.2010) // СЗ РФ. - 1996. - № 25.

- Ст. 2954.

5. Спасенников Б.А. Принудительные меры медицинского характера: история, теория, практика. - СПб.: Юрид. центр «Пресс», 2003. - 412 с.

6. Павлухин А.Н., Жарко Н.В., Хухуа З.Д. Принудительные меры медицинского характера (уголовно-правовой аспект). - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 144 с.

7. Толковые словари русского языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.slovari.299.ru/word.php?id =42569.

8. Назаренко Г.В. Принудительные меры медицинского характера : учеб. пособие. - М.: Флинта: МПСИ, 2008. - 144 с.

9. Уголовный кодекс Туркменистана [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.legislationline.org/ru/documents/action/popup/id/14380/preview.

10. Уголовный кодекс республики Беларусь [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.pravo.kulichki.com /vip/uk/00000001.htm.

11. Уголовный кодекс республики Узбекистан [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.legislationline.org/ru/documents/action/popup/id/14405/ preview.

12. Уголовный кодекс Азербайджанской Республики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.legi-slationline.org/ru/do cuments/action/popup/ id/14108/preview.

13. Уголовный кодекс Эстонии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.crime.vl.ru/index.php?p= 1332&more= 1&c=1&tb=1&pb= 1#more 1332.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.