Научная статья на тему 'Правовое регулирование принципов организации и деятельности Следственного комитета Российской Федерации'

Правовое регулирование принципов организации и деятельности Следственного комитета Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2940
410
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ / ГЛАСНОСТЬ / НЕЗАВИСИМОСТЬ / БЕСПРИСТРАСТНОСТЬ / PRINCIPLES / ORGANISATION / ACTIVITY / ORGANISATION AND ACTIVITY PRINCIPLES / INVESTIGATIVE COMMITTEE / PUBLICITY / INDEPENDENCE / IMPARTIALITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лукоянов Ярослав Николаевич

Принятый в 2010 году Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» регламентирует правовой статус самостоятельного федерального государственного органа Следственного комитета Российской Федерации. Одной из главных характеристик правового положения данного государственного органа являются принципы организации и деятельности. Однако законодатель использовал термин «принципы деятельности». В статье автор проводит анализ указанных принципов, среди которых принципы единства; централизации; независимости; информирования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, населения о результатах следственной деятельности; беспартийности; гласности; недопустимости совмещения службы в Следственном комитете Российской Федерации с другими видами возмездной деятельности, за исключением преподавательской, научной, творческой; обязательности исполнения требований сотрудников Следственного комитета Российской Федерации. Отмечается, что проведенный анализ указанных принципов свидетельствует о том, что целесообразно законодательно закрепить термин «принципы организации и деятельности», как это сделано применительно к другим правоохранительным органам (например, прокуратуре). Закрепленная законодателем система принципов ограничена и не охватывает ряд принципов, обусловленных требованиями демократического правового государства, среди которых принципы законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина и другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of the principles of organisation and activity of the Investigative Committee of the Russian Federation

The Federal law adopted in 2010 “On Investigative committee of the Russian Federation” regulates legal status of an independent federal government body Investigative committee of the Russian Federation. One of the main characteristics of a legal status of this government body are the principles of the organisation and activity. However, the legislator used the term “principles of activity”. In the article, the author carries out the analysis of the specified principles, among which are: principles of unity; centralisation; independence; informing federal public authorities, public authorities of subjects of the Russian Federation and local governments, as well as the population about results of investigative activity; nonpartisanship; publicity; inadmissibility of combination of service in Investigative committee of the Russian Federation with other types of paid activity, except for teaching, scientific and creative career; obligation of execution of requirements of staff of Investigative committee of the Russian Federation. It is noted that the carriedout analysis of the specified principles testify that it is expediently legislatively to fix the term “principles of the organisation and activity” as it is made in relation to other law enforcement agencies (for example, prosecutor’s office). The system of the principles fixed by the legislator is limited and doesn’t cover a number of the principles caused by requirements of the democratic constitutional state, among which there are the principles of legality, observance of the rights and freedoms of the person and the citizen, and others.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование принципов организации и деятельности Следственного комитета Российской Федерации»

Правовое регулирование принципов организации и деятельности Следственного комитета РФ

УДК 343.132

Лукоянов Ярослав Николаевич

Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова

Yaroslav.lukoyanov@mail.ru

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принятый в 2010 году Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» регламентирует правовой статус самостоятельного федерального государственного органа - Следственного комитета Российской Федерации. Одной из главных характеристик правового положения данного государственного органа являются принципы организации и деятельности. Однако законодатель использовал термин «принципы деятельности». В статье автор проводит анализ указанных принципов, среди которых принципы единства; централизации; независимости; информирования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, населения о результатах следственной деятельности; беспартийности; гласности; недопустимости совмещения службы в Следственном комитете Российской Федерации с другими видами возмездной деятельности, за исключением преподавательской, научной, творческой; обязательности исполнения требований сотрудников Следственного комитета Российской Федерации. Отмечается, что проведенный анализ указанных принципов свидетельствует о том, что целесообразно законодательно закрепить термин «принципы организации и деятельности», как это сделано применительно к другим правоохранительным органам (например, прокуратуре). Закрепленная законодателем система принципов ограничена и не охватывает ряд принципов, обусловленных требованиями демократического правового государства, среди которых принципы законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина и другие.

Ключевые слова: принципы, организация, деятельность, принципы организации и деятельности, Следственный комитет, гласность, независимость, беспристрастность.

Любой государственный орган, являясь элементом механизма государства, наделен определенными властными полномочиями и осуществляет присущие государству функции. Успешная организация и функционирование любой системы невозможно без установления основ, выраженных в принципах, которые будут определять построение соответствующей системы, взаимодействие образующих ее элементов, их структуру и полномочия, а также общие правила реализации функций всех звеньев системы. Стоит согласиться с тем, что «организация и деятельность каждого государственного органа строятся на определенных основах (принципах), предопределяющих особенности его статуса и индивидуализирующих среди прочих государственных органов» [4].

С 15 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (далее - Закон о Следственном комитете РФ), который определил, что Следственный комитет Российской Федерации (далее - Следственный комитет РФ) является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства [9].

Одной из главных характеристик правового положения данного государственного органа являются принципы организации и деятельности Следственного комитета Российской Федерации. Это следует из положений ст. 5 Закона о Следственном комитете РФ, которая называется «Принципы деятельности Следственного комитета». В связи с тем, что законодатель понятие принципов деятельности данного органа не закрепляет, необходимо опре-

делить, каким образом данный термин трактуется в юридической науке.

Более общим понятием является термин «принципы права». Принципы права определяются как основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора. Они воплощают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения. Принципы - это своего рода отправные пункты, показывающие вектор правового регулирования [3, с. 264].

Принципы деятельности Следственного комитета РФ в научной литературе определяются как «совокупность выработанных практикой и содержащихся в правовых нормах правил поведения, сопоставляющих ее с закономерностями развития современного российского общества» [2].

Стоит отметить, что законодатель закрепил только принципы деятельности Следственно комитета РФ. Представляется, что разумно говорить и о принципах организации данного органа. Аналогичным образом раскрываются принципы в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации», статья 4 которого закрепляет принципы организации и деятельности [4].

Сказанное позволяет отметить необходимость совершенствования положений ст. 5 Закона о Следственном комитете РФ, закрепив не только принципы деятельности, но и принципы организации, учитывая, что законодатель закрепляет и их в том числе.

Представляется, что принципы организации и деятельности Следственного комитета РФ следует определить как основополагающие и руководящие начала построения системы органов и функционирования Следственного комитета РФ как

© Лукоянов Я.Н., 2015

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «S> № 6, 2015

163

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

федерального государственного органа, осуществляющего в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

Анализ положений Закона о Следственном комитете РФ позволяет выделить три последовательно идущих одна за другой статьи, посвященных принципам организации и деятельности данного органа.

Статья 5 Закона о Следственном комитете РФ закрепляет, что Следственный комитет РФ является единой федеральной централизованной системой следственных органов и учреждений Следственного комитета РФ и действует на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим и Председателю Следственного комитета РФ. Как видим, законодатель в данном положении закрепил принципы единства и централизации Следственного комитета РФ.

Другим принципом является принцип независимости. Следственные органы и учреждения Следственного комитета РФ осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, иных органов и в соответствии с законодательством Российской Федерации. Руководство деятельностью Следственного комитета РФ осуществляет Президент РФ.

Принцип гласности в Законе о Следственном комитете РФ определяется соблюдением прав и свобод личности. Так, в Законе о Следственном комитете РФ закреплено, что следственные органы и учреждения Следственного комитета РФ действуют гласно в той мере, в какой это не нарушает права и свободы человека и гражданина, не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне. При такой формулировке принципа выглядит уместным замечание А. Верещагиной о том, что любое ограничение гласности будет объясняться благими намерениями соблюдения прав и свобод [1, c. 122].

В современных условиях принцип гласности деятельности Следственного комитета РФ заслуживает особого внимания. Открытость в работе ведомства снижает вероятность ошибки, гарантирует независимость следствия, способствует росту его авторитета у граждан и иных ветвей власти. Традиционно этот принцип называют определяющим в организации процесса предварительного следствия, принятия процессуальных решений. Однако в современных условиях он приобретает особое значение и в аспектах организации работы ведомства. Это вопросы доступности и открытости всевозможной информации о работе Следственного комитета РФ, о времени работы и приема населе-

ния, его полномочиях, подследственности, порядке приема и рационального рассмотрения обращений, о принятых к производству делах, получивших наиболее широкий общественный резонанс, о принятых постановлениях, их исполнении.

Вместе с тем, не совсем понятно разграничение законодателем принципа информирования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, населения о результатах следственной деятельности от принципа гласности. Информирование указанных органов и населения о результатах следственной деятельности является неотъемлемой частью принципа гласности. Кроме того, принцип гласности ограничивается ст. 6 Закона о Следственном комитете РФ, в которой закреплено, что воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, иных органов, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на сотрудника Следственного комитета РФ в целях оказания влияния на принимаемое им процессуальное решение или воспрепятствования в какой-либо форме его процессуальной деятельности влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Сотрудники Следственного комитета РФ не обязаны давать какие-либо объяснения по существу находящихся в их производстве дел и материалов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Принцип беспартийности закреплен в ч. 4 ст. 5 Закона о Следственном комитете РФ: «Сотрудники Следственного комитета не могут являться членами политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в следственных органах и учреждениях Следственного комитета запрещаются. Сотрудники Следственного комитета в своей служебной деятельности не связаны решениями политических партий и иных общественных объединений».

Следующим принципом, указанным в Законе о Следственном комитете РФ, является недопустимость совмещения службы в Следственном комитете РФ с другими видами возмездной деятельности, за исключением преподавательской, научной, творческой. Предусмотренный законодателем запрет на совмещение основной деятельности с иной деятельностью действует с оговоркой, если последняя носит возмездный характер. Таким образом, сотрудники Следственного комитета, в отличие от иных федеральных служащих, вправе самостоятельно или через доверенных лиц

164

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова jij- № 6, 2015

Правовое регулирование принципов организации и деятельности Следственного комитета РФ

принимать участие в управлении организациями, оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении такой деятельности, действуя при этом на безвозмездных началах. Такое положение является недопустимым. На сотрудников Следственного комитета РФ (федеральных государственных служащих) должны распространяться соответствующие правила и принципы поведения, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [7], а также Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» [8]. Однако законодатель, традиционно из установленного запрета предусматривает исключение, допуская возможность совмещения основной деятельности с преподавательской, научной, творческой, в том числе осуществляемой на возмездной основе [2].

Принцип обязательности исполнения требований сотрудников Следственного комитета РФ является гарантией беспрепятственного осуществления процессуальных полномочий. Их реализация напрямую связана с осуществлением сотрудниками Следственного комитета РФ проверки сообщений о преступлениях и предварительного расследования по уголовным делам, она имеет целью создание условий, облегчающих выполнение возложенных на них задач.

Проведенный анализ положений Закона о Следственном комитете РФ позволяет обобщить, что в нем нашли закрепление следующие принципы организации и деятельности Следственного комитета РФ:

1) единства Следственного комитета РФ;

2) централизации Следственного комитета РФ;

3) независимости;

4) информирования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, населения о результатах следственной деятельности;

5) беспартийности;

6) гласности;

7) недопустимости совмещения службы в Следственном комитете РФ с другими видами возмездной деятельности, за исключением преподавательской, научной, творческой;

8) обязательности исполнения требований сотрудников Следственного комитета РФ.

Представляется важным обратить внимание на то, что, к удивлению, в анализируемом законе не нашли своего закрепления такие основополагающие конституционные принципы, как принцип законности и принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем в Федеральном законе от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» [5] (далее - Закон о полиции), принятом вслед за Законом о Следственном комитете РФ, рассматриваемые принципы нашли свое законодательное закрепле-

ние. Указанные нормативные правовые акты схожи тем, что определяют основополагающие начала построения и функционирования двух важнейших правоохранительных органов Российской Федерации. Представляется целесообразным внести изменения в Закон о Следственном комитете РФ, закрепив в нем принцип законности и принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Не смотря на то, что данные принципы закреплены в Конституции РФ, их закрепление в законе, регламентирующем основополагающие начала построения и функционирования такого властного правоохранительного органа как Следственный комитет РФ, к основным задачам которого, среди прочего, относится, оперативное и качественное расследование преступлений, является обязательным, отвечающим высоким требованиям правового государства.

Обращаясь вновь к Закону о полиции, необходимо отметить актуальность закрепления в его нормах принципа беспристрастности. Представляется целесообразным закрепление указанного принципа аналогичным образом и в Законе о Следственном комитете РФ, изложив его в следующей редакции: «Следственный комитет защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств».

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что правовое регулирование принципов организации и деятельности Следственного комитета РФ нуждается в совершенствовании.

Библиографический список

1. Верещагина А. Несколько замечаний по поводу Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» // Уголовное право. -2011. - № 3.

2. Егоров Ю.В., Соколов Д.В. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (постатейный) / под ред. Р.Ш. Валиева // Доступ из справочно-правовой системы «Кон-сультантПлюс». [Электронный ресурс].

3. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. - М.: Юрист, 2004. - 512 с.

4. Шобухин В.Ю. Принципы организации и деятельности российской прокуратуры в условиях современных законодательных изменений // Налоги. - 2008. - № 12.

5. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О полиции» // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 7. - Ст. 900.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «S> № 6, 2015

165

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

6. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 02.04.2014) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. -1995. - № 47. - Ст. 4472.

7. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 03.11.2015) «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. - 2008. -№ 52 (ч. 1). - Ст. 6228.

8. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 22. - Ст. 2063.

9. Федеральный закон от 28.12.2010 № 403-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О Следственном комитете Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 1. - Ст. 15.

УДК 343.98

Хижняк Денис Сергеевич

кандидат юридических наук, доцент Саратовская государственная юридическая академия

denis_khizhnyak@mail.ru

РОЛЬ КРИМИНАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ В ВЫЯВЛЕНИИ ХАРАКТЕРА ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ СЛЕДСТВЕННОЙ СИТУАЦИИ (на материале стратегических документов Великобритании и США)

Следственные ситуации определяют информационное своеобразие процесса расследования преступлений, в том числе транснациональных, представляющих собой особую категорию преступлений. В свою очередь криминальная ситуация во многом обусловливает содержание следственной ситуации. Следственная ситуация - разновидность информационной модели, используя которую следователь выбирает направления реализации стратегии расследования, всецело на нее опираясь. В связи с определяющим методологическим значением двух ситуаций целью статьи является рассмотрение соотношения понятий «криминальная ситуация» и «криминалистическая (следственная) ситуация» применительно к сфере борьбы с транснациональными преступлениями. Источником информации о транснациональной криминальной ситуации в ряде стран являются документы с родовым названием «стратегия», которые обусловливают транснациональную криминалистическую (следственную) ситуацию и являются источником моделирования информации о конкретных проявлениях транснациональных преступлений. Существующие национальные стратегии по борьбе с транснациональными преступлениями тесно связаны с другими политико-правовыми актами (концепциями, другими стратегиями) и нормативно-правовыми актами. Хотя сами они и не содержат конкретных указаний на методы расследования транснациональных преступлений, они, тем не менее, обладают значительной методологической ценностью для наук уголовно-правового цикла, в том числе и для криминалистики, так как определяют наиболее общие направления расследования транснациональных преступлений и борьбы с ними.

Ключевые слова: методология криминалистики, криминальная ситуация, криминалистическая (следственная) ситуация, стратегия, транснациональные преступления.

Приоритетные направления развития стратегии расследования транснациональных преступлений определяются характером транснациональных криминалистических (следственных) ситуаций и транснациональных криминальных ситуаций. Г.А. Зорин предложил следующую классификацию криминальных ситуаций транснациональных преступных групп: 1) ситуации организации транснациональных преступлений и отдельных элементов транснациональной криминальной деятельности; 2) ситуации транснациональных инсценировок; 3) ситуации тактического и стратегического противодействия расследованию; 4) транснациональные ситуации, возникающие в ходе совершения отдельных видов транснациональных преступлений [1, с. 126-129].

Транснациональная криминалистическая

(следственная) ситуация традиционно складывается при расследовании таких преступлений, как террористические акты, угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, торговля людьми и использование рабского труда и др. Од-

нако при определенных условиях она может возникать и в ходе расследования общеуголовных дел, поскольку такие преступления, как грабежи, убийства, должностные преступления и многие другие, могут являться сопутствующими и составляющими криминальную деятельность транснационального организованного преступного формирования. Криминалистическая (следственная) ситуация по сути является отражением уже сложившейся криминальной ситуации (обстановки реально совершенного преступления), поэтому следователь имеет дело с уже сформировавшимися отношениями и, таким образом, криминальная ситуация определяет содержание ситуации криминалистической. В ходе криминалистической (следственной) ситуации следователь прогнозирует обстоятельства, исходя из преступных закономерностей, моделирует реальность совершенного преступного деяния, рефлексирует действия преступника.

В настоящее время многие страны принимают стратегические политико-правовые документы, в том числе и посвященные борьбе с организованной преступностью (в зарубежной практике часто ставят знак равенства между организованной

166

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова jij- № 6, 2015

© Хижняк Д.С., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.