Научная статья на тему 'Правовое регулирование права граждан на обращение в органы исполнительной власти Ростовской области'

Правовое регулирование права граждан на обращение в органы исполнительной власти Ростовской области Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
743
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН / НАСЕЛЕНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН / ОРГАН МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / PUBLIC APPEALS / POPULATION / INTERACTION / STATE AUTHORITY / LOCAL SELF-GOVERNMENT AUTHORITY / METHOD

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Романова Мария Андреевна

В статье на основе анализа законодательства РФ об обращениях граждан и практики работы с ними, в том числе в Ростовской области, обоснована необходимость повышения правового статуса обращений граждан и правовых гарантий их реализации, формирования целостной системы обобщения и распространения положительного опыта работы с обращениями граждан в системе государственного и муниципального управления. Анализируется работа исполнительных органов власти в Ростовской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the basis of analysis of the legislation of the Russian Federation on citizens and practice with them, including in the Rostov region, the necessity of improving the legal status of citizens' appeals and legal guarantees of their implementation, the formation of an integral system of compilation and dissemination of positive experience with citizens in the system state and municipal government. Analyzes the work of the executive branch in the Rostov region

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование права граждан на обращение в органы исполнительной власти Ростовской области»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОБРАЩЕНИЕ В ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

LEGAL REGULATION ON THE RIGHTS OF CITIZENS TO APPEAL TO THE EXECUTIVE AUTHORITIES OF THE ROSTOV REGION

Романова Мария Андреевна магистрант,

ЮРИФ РАНХиГС при Президенте РФ e-mail: rma1990daa@mail.ru

Maria Romanova A. master,

YURIF RANHIGS under the RF President e-mail: rma1990daa@mail.ru

В статье на основе анализа законодательства РФ об обращениях граждан и практики работы с ними, в том числе в Ростовской области, обоснована необходимость повышения правового статуса обращений граждан и правовых гарантий их реализации, формирования целостной системы обобщения и распространения положительного опыта работы с обращениями граждан в системе государственного и муниципального управления. Анализируется работа исполнительных органов власти в Ростовской области.

Ключевые слова: обращения граждан, население, взаимодействие, государственный орган, орган местного самоуправления.

On the basis of analysis of the legislation of the Russian Federation on citizens and practice with them, including in the Rostov region, the necessity of improving the legal status of citizens' appeals and legal guarantees of their implementation, the formation of an integral system of compilation and dissemination of positive experience with citi-

zens in the system state and municipal government. Analyzes the work of the executive

branch in the Rostov region.

Key words: public appeals, population, interaction, state authority, local self-government authority, method.

Право граждан на обращение в органы государственной власти является не только средством реализации прав и свобод, предоставленных гражданину Конституцией РФ, но и выступает связующим звеном в горизонтали «власть - народ». Результативность же взаимодействия с внешними объектами управления оценивается посредством соответствия критериям эффективности деятельности исполнительной власти1.

Понятие «обращение» раскрывается в ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в соответствии с которым обращение - это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления2.

В Ростовской области работа с обращениями граждан осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Законом Ростовской области от 18.09.2006 № 540-ЗС «Об обращениях граждан», Административным регламентом по исполнению государственной функции связанной с рассмотрением обращений граждан, утвержденным Постановлением Правительства Ростовской области от 4 июня 2012 г. и другими федеральными и региональными нормативными правовыми актами.

Административный регламент Правительства Ростовской области по испол-

1 Шмалий О.В. Эффективность правоприменительной деятельности органов исполнительной власти// Черные дыры в российском законодательстве. 2010. №5. С. 146-150

2 Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

нению государственной функции «Осуществление приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятия по ним решений и направления ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок» (далее - Административный регламент) устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий), а также порядок взаимодействия между структурными подразделениями Правительства области и с иными органами исполнительной власти Ростовской области.1

В Правительство Ростовской области за I квартал 2014 года поступило 6799 обращений жителей области. Количество обращений выросло по сравнению с аналогичным периодом 2013 года на 21 % (5602). Из общего числа обращений граждан поступило 363 (5%) коллективных заявлений. Их количество снизилось 1,13% по сравнению с первым кварталом 2013 года2.

Наибольшее количество обращений в Правительство Ростовской области поступило по разделу «Жилищно-коммунальная сфера» - 2568 (38%) обращений, коллективных-142. В наибольших долях данный раздел представлен следующими вопросами:

- управляющие компании, договоры на содержание и ремонт жилья- 573 обращения;

- улучшение жилищных условий и предоставление жилых помещений по договору социального найма - 270 заявлений;

- коммунально-бытовое хозяйство и предоставление услуг в условиях рынка - 255 обращений;

- переселение из подвалов, бараков, коммуналок, аварийных домов, санитарно-защитной зоны - 174 обращения;

- оплаты жилищно-коммунальных услуг -158 обращений;

1 Административный регламент Правительства Ростовской области по исполнению государственной функции «Осуществление приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятия по ним решений и направления ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок»

2 www.donland.ru

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь - декабрь) 2014

- предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества (водоснабжение, отопление, канализация) -148;

- борьба с антисанитарией, уборкой мусора -92;

- выполнения работ по капитальному.

Вторым по объему обращений является тематический раздел «Экономика» -1783 (26%) обращений. Из них коллективных -124. Рост составили обращения по вопросу ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных происшествий, сообщающие о непринятии мер по расчистке дорог и неудовлетворительной работе городского транспорта в период снегопада -165 обращений. Вопросы, преобладающие по данной тематике:

- благоустройство городов и поселков, обустройство придомовых территорий -461 заявление;

- строительство и реконструкция объектов транспорта, эксплуатации и сохранности автодорог - 274 обращения;

- газификация поселений - 157 заявлений;

- транспортное обслуживание населения (сервис, удобство и безопасность пассажирских перевозок) -81 обращение.

По разделу «Социальная сфера» поступило 1367 (20%) обращений, коллективных - 50.

Наибольшее количество обращений1 по вопросам социальной сферы представлено вопросами:

- материальная помощь многодетным, пенсионерам и малообеспеченным слоям населения -163 обращения;

- выплата пособий и компенсаций на детей -141 сообщение;

- лечение и оказание медицинской помощи - 96.

По тематическому разделу «Государство, общество, политика» поступило 828 (12%) обращений. Из них 39 коллективных

1 Областной закон от 18.09.2006 № 540-ЗС «Об обращениях граждан»//ЗС РО.2006. № 3.Ст. 206.

Также в данной тематике преобладают вопросы:

- несогласия с изменениями федеральной программы «Устойчивое развитие сельских территорий» в части требований к приобретаемому жилью;

- восстановления статуса вынужденного переселенца, предоставления вида на жительство и присвоения званий;

- продления срока и увеличения размера выплат детских пособий от 1,5 до 3 лет;

- несогласия с предлагаемым порядком проведения капительного ремонта многоквартирных домов в связи с изменениями регионального законодательства.

Тематический раздел «Оборона, безопасность, законность» - 253 (4%) обращений, из них 8 коллективных. Жители области сообщали о недостатках в работе судебной системы, органов следствия, судебных приставов, обращались с просьбами о реставрации мест захоронений, установлении памятников участникам ВОВ или выплаты компенсаций.

Анализ результатов свидетельствует о том, что Правительством и органами исполнительной власти Ростовской области в 41% случаев принимаются меры по разрешению вопросов, поднятых заявителями, в том числе в 24% случаев вопросы решаются положительно.

Статистические данные показали, что работа с обращениями граждан нуждается в преодолении сложившегося отношения к просьбам населения и должна стать гарантом реализации гражданами их права на подачу обращений во властные органы.

Таким образом, необходимо отметить, что в области ведется активная работа по сближению горизонтали "власть-народ", совершенствуется законодательная база, принимаются меры по эффективному решению проблем, излагаемыми гражданами области в своих обращениях.

Неэффективность работы с обращениями граждан возможно исправить расширением практики использования конструктивных предложений, критических

замечаний и жалоб1 граждан при внесении изменений в законодательство автономного округа. В исполнительных органах государственной власти области предлагается всесторонне изучать поднятые в обращениях проблемы и реализо-вывать меры по их разрешению, в том числе путем внесения дополнений и изменений в областные законы и иные нормативные правовые акты, что должно способствовать увеличению количества положительно разрешенных в обращениях вопросов. При этом мониторинг обращений будет свидетельствовать о позитивном влиянии принимаемых мер на характер поступающих обращений.

Созданию эффективных механизмов реализации права граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления будет способствовать внедрение общей2 схемы информационного обмена данными по работе с обращениями граждан между государственными органами и органами местного самоуправления на основе оптимизированной схемы документационного обмена.

Для повышения эффективности системы работы с обращениями граждан в исполнительных органах государственной власти области и органах местного самоуправления муниципальных образований необходимо выполнить следующие задачи:

1. Совершенствование нормативно-правового регулирования в области работы с обращениями граждан.

2. Создание системы информационно-аналитической работы с обращениями граждан в области.

3. Совершенствование форм и методов контроля за соблюдением законодательства об обращениях граждан в исполнительных органах государственной власти Ростовской области и органах местного самоуправления муниципальных образо-

1 Распоряжением Правительства Ростовской области от 30.09.2011 № 7 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Правительстве Ростовской области»// ЗС РО.2011. № 4.Ст. 37.

2 Распоряжение Губернатора Ростовской области от 01.12.2011 № 86 «Об утверждении Положения об отделе по работе с обращениями граждан Правительства Ростовской области»// ЗС РО.2011. № 4.Ст. 53.

ваний.

4. Повышение эффективности организации личного приема граждан должностными лицами.

5. Совершенствование форм взаимодействия представителей власти с населением.

6. Внедрение в практику механизма участия представителей гражданского общества в работе с обращениями граждан.

7. Мероприятия, направленные на решение вопросов кадрового обеспечения работы с обращениями граждан в исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления муниципальных образований в Ростовской области.

8. Разработка методических рекомендаций по вопросам использования унифицированных форм документов в работе с обращениями граждан.

9. Структурирование аналитической деятельности путем введения системы мониторинга, содержащей количественные и качественные характеристики обращений, сведения о принятии и исполнении управленческих решений по рассмотренным обращениям.

10. Анализ и обобщение опыта деятельности координационных советов по рассмотрению обращений граждан, созданных в муниципальных образованиях в области.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Постановление Правительства Ростовской области от 14.07.2012 № 508 «Об утверждении административного регламента Правительства Ростовской области по исполнению государственной функции «Осуществление приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятия по ним решений и направления ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок»»// ЗС РО.2012. № 4.Ст. 101.

2. Областной закон от 18.09.2006 № 540-ЗС «Об обращениях граждан»//ЗС РО.2006. № 3.Ст. 206.

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь - декабрь) 2014

3. Распоряжение Губернатора Ростовской области от 01.12.2011 № 86 «Об утверждении Положения об отделе по работе с обращениями граждан Правительства Ростовской области»// ЗС РО.2011. № 4.Ст. 53.

4. Распоряжением Правительства Ростовской области от 30.09.2011 № 7 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Правительстве Ростовской области»// ЗС РО.2011. № 4.Ст. 37.

5. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»// СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2060.

6. Шмалий О.В. Эффективность правоприменительной деятельности органов исполнительной власти// Черные дыры в российском законодательстве. 2010. №5. С. 146-150

7. www.donland.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.