Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ В СССР '

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ В СССР Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
70
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коренные малочисленные народы / право на самоопределение / права коренных народов / государственная политика / национальная политика / indigenous peoples / right to self-determination / rights of indigenous peoples / state policy / national policy

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хугаева Римма Графовна, Беликова Светлана Борисовна

Статья раскрывает правовой опыт взаимодействия государства с коренными народами. Современный период общественного развития характеризуется возрастающим интересом к анализу современного положения коренных народов и раскрытием перспектив их развития. Однако нельзя проводить мероприятия по улучшению условий их жизни без учета предыдущего, советского опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хугаева Римма Графовна, Беликова Светлана Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF RIGHTS INDIGENOUS SMALL-NUMBERED PEOPLES IN THE USSR

The article reveals the legal experience of the state's interaction with indigenous peoples. The modern period of social development is characterized by an increasing interest in analyzing the modern situation of indigenous peoples and revealing the prospects for their development. However, it is impossible to carry out measures to improve their living conditions without taking into account previous, Soviet experience.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ В СССР »

DOI 10.47643/1815-1337_2023_11_141 УДК 342

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ В СССР LEGAL REGULATION OF RIGHTS INDIGENOUS SMALL-NUMBERED PEOPLES IN THE USSR

ХУГАЕВА Римма Графовна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры публичного права и органов власти ФГБОУ ВО «Северо-Кавказский горно-металлургический институт (ГТУ)». 362021, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Николаева, 44. E-mail: kachmazovadiana02@yandex.ru;

БЕЛИКОВА Светлана Борисовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры публичного права и органов власти ФГБОУ ВО «Северо-Кавказский горно-металлургический институт (ГТУ)». 362021, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Николаева, 44. E-mail: kachmazovadiana02@yandex.ru;

Khugaeva Rimma Grafovna,

Candidate of Law Sciences, assistant professor of Public Law and Authorities FSBEI HE "North Caucasus Mining and Metallurgical Institute (GTU)". 44 Nikolaeva str., Vladikavkaz, Republic of North Ossetia-Alania, 362021. E-mail: kachmazovadiana02@yandex.ru;

Belikova Svetlana Borisovna,

Ph.D. Associate Professor of the Department Public Law and Authorities FSBEI HE "North Caucasus Mining and Metallurgical Institute (GTU)". 44 Nikolaeva str., Vladikavkaz, Republic of North Ossetia-Alania, 362021. E-mail: kachmazovadiana02@yandex.ru

Краткая аннотация: статья раскрывает правовой опыт взаимодействия государства с коренными народами. Современный период общественного развития характеризуется возрастающим интересом к анализу современного положения коренных народов и раскрытием перспектив их развития. Однако нельзя проводить мероприятия по улучшению условий их жизни без учета предыдущего, советского опыта.

Abstract: The article reveals the legal experience of the state's interaction with indigenous peoples. The modern period of social development is characterized by an increasing interest in analyzing the modern situation of indigenous peoples and revealing the prospects for their development. However, it is impossible to carry out measures to improve their living conditions without taking into account previous, Soviet experience.

Ключевые слова: коренные малочисленные народы, право на самоопределение, права коренных народов, государственная политика, национальная политика.

Keywords: indigenous peoples, right to self-determination, rights of indigenous peoples, state policy, national policy.

Для цитирования: Хугаева Р.Г., Беликова С.Б. Правовое регулирование прав коренных малочисленных народов в СССР // Право и государство: теория и практика. 2023. № 11(227). С. 141-144. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_141.

For citation: Khugaeva R. G, Belikova S.B. Legal regulation of rights indigenous small-numbered peoples in the USSR // Law and state: theory and practice. 2023. No. 11(227). pp. 141-144. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_141.

Статья поступила в редакцию: 28.10.2023

Российская Федерация является одним из крупнейших многонациональных государств в мире, где проживают 193 народа, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Особое место среди них занимают коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Численность проживающих на территории РФ коренных малочисленных народов увеличилось более чем на 20% за последние 30 лет, сообщил руководитель Федерального агентства по делам национальностей России Игорь Баринов на II Форуме коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в Салехарде в 2021 году. «Общим результатом государственной политики в отношении коренных малочисленных народов является увлечение их численности за 30 лет более чем на 20%» [1], - отметил он.

На данный момент в России 47 коренных малочисленных народов - всего более 316 тыс. человек. В основном они живут на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке-257,9 тыс. человек, обладают особым статусом и рядом привилегий со стороны государства. Всего в России проживает 40 малочисленных народов Севера в 28 субъектах Российской Федерации. Самый многочисленный из этих народов ненцы: 44 640 человек. Самый малочисленный кереки: четыре человека.

Социально-экономические и культурные преобразования у народов российского Севера начались уже в первые десятилетия советской власти и были идеологически обоснованы социалистической культурной революцией, которая рассматривалась как составная часть социалистического строительства.

В целях защиты прав и интересов трудящихся туземцев северных окраин, а также в целях вовлечения их в дело управления, наиболее полного и правильного проведения среди них законов Советского Правительства, для поднятия их хозяйства и культурных условий жизни организуются органы туземного управления среди народностей и племен северных окраин РСФСР, ведущих бродячий, кочевой и полукочевой образ жизни и занимающихся, главным образом, охотой, рыболовством и оленеводством, а также ведущих оседлый образ жизни и занимающих-

ся морским звероловством, поскольку, однако, эти народности и племена не выделены в особые республики и области в1926 г., ВЦИК, СНК РСФСР, принял Декрет «Об утверждении Временного Положения об управлении туземных народностей и племен северных окраин РСФСР», в соответствии с которым были определены границы районов освоения каждой мелкой народности, определенны органы туземного управления и их структура, предметы ведения туземных советов.

К 1930 году там уже действовал 381 родовой совет и 61 туземный районный исполнительный комитет. На XII съезде РКП (б) была принята специальная резолюция по национальному вопросу и намечен ряд практических мероприятий по национальному строительству в СССР, направленных на оказание помощи «ранее отсталым народам в их хозяйственном и культурном развитии».

До ХХ века большинство северных языков были бесписьменными. Появление северных языков в письменной форме связано с деятельностью Комиссии по языку и национальным культурам северных малочисленных народов, которая в 1920-е гг. приступила к изучению диалектов разных этносов. Исследователи определили, какой язык можно было бы положить в основу языков. В 1929 г. специальной комиссией был принят Северный единый алфавит, который стал официальным 23 февраля 1931 г. Этот алфавит, основанный на латинском алфавите, содержал 39 букв — 29 согласных и 10 гласных.

В начале 1932 г. в Ленинграде состоялась первая Всесоюзная конференция по развитию письменности народов Севера. На этой конференции был разработан проект создания письменности для 13 северных народов Севера: саамов, манси, хантов, ненцев, селькупов, эвенков, эвенов, нанайцев, удэгейцев, чукчей, коряков, нивхов, кетов и эскимосов. Было решено также начать работу над ительменским и алеутским языками. Через два года на другой конференции было принято решение, что у кетов и ительменов русский язык развит достаточно, чтобы можно было учиться без использования родного языка. Особое внимание было уделено вопросу организации изданий по языкам северных народов и созданию сети школ по национальным языкам.

В 1937 году был введен новый алфавит на основе кириллицы. Это было сделано по политическим причинам, чтобы укрепить позиции русского языка и политики на севере. Он был создан постановлением правительства без каких-либо консультаций с учеными или другими людьми, имеющими практический опыт.

После Второй мировой войны на Дальнем Востоке России было создано крупное издательство, котороеиздавало книги на языках северных народов. В 1956 году в магаданском издательствебыла создана Чукотская редакция. В течение следующих двух лет было опубликовано более25 книг и брошюр на родных языках.В 1960-х годах было широко распространено мнение, что использование родных языков в семьеосла-били позиции русского языка, и что знание языков коренных народовбудет препятствовать будущей жизни аборигенной молодежи для получения среднего образования в школе, а затем винституте. Поэтому областные отделы народного образования установили санкцию на прекращение обучения роднымязыкам в школах. Это имело негативные последствия с точки зрения общения между поколениями.Это было настолько очевидно, что в 1967-68 годах изучение родных языков вернули в школу.Но в школьную программу их включили только как языки учебника. Государственная политика в отношении коренных народов Севера в 1960-1970-е гг. где правили стереотипные и однообразные образовательные программы в школах, а также система школ-интернатов,ежегодно разлучала детей с родителями и семьями на многие месяцы, заставляла северную молодежьбыть безразличной к своей национальной культуре, родному языку, фольклору и искусству. Очевидно, что потеря родного языка ве-лаеё к краху духовной культуры и этнического самосознания.Это была дорога в небытие. Советская система правления, ориентированная на жесткое управление из центра всеми сторонами жизни коренных малочисленных народов, не учитывала местных этнокультурных традиций. С 1950-1960 гг. в связи с уменьшением часов преподавания родных языков, закрытием национальных газет, интернатским воспитанием подрастающего поколения и компактным проживанием коренного населения с русскими быстрыми темпами начал идти процесс ассимиляции. Даже в национальных районах доля представителей малочисленных народов среди населения резко упала и составила от 23% в Корякском автономном округе, до 3% в Ханты-Мансийском. Потеря национальной самоидентификации и ассимиляционные процессы привели малочисленные народы на грань уничтожения.

В настоящее время языковые права коренных народов России обеспечиваются соответствующимистатьями Конституции РФ (1993 г.) и законы «О языках народов России».(1991 г.), «Об образовании» (1992 г.).

Ускоренная модернизация экономики в стремлении приблизить социально-политический и культурный уровень развития коренного населения до титульных народов страны провоцировала разрушение традиционного образа жизни. Экономическая интеграция хозяйственной и общественной жизни коренных малочисленных народов в единую советскую систему сформировала целый комплекс проблем, которые остро стоят в современной России. Особенно это заметно на примере ускоренного промышленного развития Дальневосточных районов, так как «немногие улучшения, которые принесла техника, и весь процесс индустриализации с лихвой перекрывался убытками от организаций, осваивающих эти регионы».Потребительское отношение к природным богатствам региона при игнорировании интересов коренных малочисленных народов было заложено в 1950-е гг., когда возникла идея ускоренного промышленного развития территорий Дальнего Востока. Укрупнение колхозов и их техническое переоснащение привело к постепенному вытеснению представителей коренных народов из многих хозяйственных объединений. Это привело к тому, что «рыбаки, охотники и оленеводы, согнанные в свое время в колхозы, вначале утратили стимул к труду, который нищенски оплачивался, а затем исчез и сам объект труда»[2].

К началу XXI века малочисленные народы вновь оказываются на краю гибели, когда происходит рост алкоголизма и преступности, маргинализация и ранняя смертность. Лишь всесторонний научный анализ истории национальной политики, осуществляемой государством в отношении аборигенного населения, может стать основой для реализации важнейшей задачи - формирования стратегии выживания и дальней-

шего развития коренных народов.

Политические перемены в России последних лет внесли огромные изменения в жизнь сотен коренных народов этой страны. Все отстаивают свои права и пересматривают свои отношения с региональными и национальными правительствами, а также с некоренным населением, среди которого они живут.

Дискуссия о правах человека в этнических отношениях особенно сложна в России, где большинство людей являются коренными жителями той или иной части страны, где определение статуса коренного населения искажается идеологией на протяжении поколений и где европейское большинство утверждает, что коллективные права коренного населения не могут ущемлять права членов господствующего общества.

В 1998 году Российской Федерацией была ратифицирована Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств, которая стала частью российской правовой системы и, несомненно, усилила гарантии правового статуса коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. С принятием новой Конституции Российской Федерации российское государство в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации с полной определённостью взяло на себя обязательство по обеспечению дополнительными гарантиями коренных малочисленных народов. Это позволило создать на уровне правового регулирования предпосылки для участия коренных малочисленных народов в политической, экономической и социально-культурной сферах жизни общества.

В Российской Федерации нормативное закрепление специального правового статуса коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации осуществляется в соответствии с федеральными законами: от 30.04.1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», от 20.07.2000 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», а также положениями Налогового, Земельного, Лесного и Водного кодексови отраслевых федеральных законов, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, которые создают определенную правовую основу для защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов, обеспечения их традиционной хозяйственной деятельности.

Действующее федеральное законодательство, предусматривающее право пользования любыми природными ресурсами на основании результатов конкурсов и аукционов не учитывает особых прав коренных народов, установленных нормами Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации». Особенно остро это затрагивает область землепользования и использования объектов для охоты и рыболовства и практически сводит к нулю предусмотренные законодательством привилегии при осуществлении традиционного природопользования. Традиционная хозяйственная деятельность коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации является основой их жизнеобеспечения, оказывает существенное влияние на традиционный образ жизни, культурную самобытность и возможность сохранения и развития родных языков этих народов.

Однако благоприятные условия для нормативно-правового обеспечения устойчивого развития коренных малочисленных народов создало распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России» и плана мероприятий по его реализации в три этапа: первый этап - 2009-2011 годы, второй этап - 2012-2015 годы, третий этап - 2016-2025 годы.

Цель Концепции - создание условий для формирования устойчивого развития малочисленных народов Севера на основе укрепления их социально-экономического потенциала при сохранении исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей этих народов. Концепцией предусматривается: сохранение исконной среды обитания и традиционного природопользования для обеспечения и развития традиционного образа жизни малочисленных народов Севера; развитие и модернизация традиционной хозяйственной деятельности; повышение качества жизни малочисленных народов Севера до среднероссийского уровня; создание условий для улучшения демографических показателей, в том числе путём снижения детской смертности и увеличения продолжительности жизни до среднероссийского уровня; повышение доступа к образовательным услугам с учётом этнокультурных особенностей; содействие развитию общин и других форм самоуправления малочисленных народов Севера; сохранение культурного наследия.

В то же время правовое регулирование статуса коренных малочисленных народов остается недостаточным. В законодательстве содержится значительное количество пробелов и коллизий правовых норм. Так, отсутствие у граждан возможности документально подтвердить свою принадлежность к коренным малочисленным народам препятствует многим представителям этих народов реализовать их права, закрепленные федеральными законами. В последние годы обострилась ситуация с обеспечением прав коренных малочисленных народов на осуществление традиционной хозяйственной деятельности. Об этом свидетельствуют многочисленные обращения представителей коренных малочисленных народов и их объединений в органы государственной власти Российской Федерации, изучение положения дел в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности этих народов, публикации в средствах массовой информации.

акое положение в значительной степени вызвано тем, что в рыболовстве, лесном, водном, охотничьем хозяйствах, земельных отношениях и других областях широко стали внедряться элементы рыночных экономических отношений: платность использования природных ресурсов, аукционное или конкурсное распределение земельных, лесных, рыбопромысловых участков и охотничьих угодий, квот и разрешений на добычу или заготовку различных видов природных ресурсов.

В связи с этим в природно-ресурсное законодательство и правоприменительную практику внесены и продолжают вноситься изменения, в которых не учитываются или недостаточно учитываются права коренных малочисленных народов и особенности их традиционного образа

жизни и традиционной хозяйственной деятельности. В результате этого в правовом регулировании традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов появилось немало проблем, вызванных противоречиями и несоответствиями положений природно-ресурсного законодательства и законодательства о коренных малочисленных народах.

Так, положения Лесного кодекса Российской Федерации о получении права пользования лесными участками только на основе аренды по итогам аукционов стали препятствием для коренных малочисленных народов и их объединений заниматься северным оленеводством, заготовкой пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений. Крайне высоки в ряде субъектов Российской Федерации размеры ставок платы за использование лесных площадей для целей оленеводства[3].

Требуются неотложные меры государственной поддержки северному оленеводству. Однако предложения о принятии закона о государственной поддержке северного оленеводства не принимаются.

В целях исправления сложившегося положения ведется разработка проектов федеральных законов соответствующими федеральными органами исполнительной власти, ряд законопроектов внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и депутатами Государственной Думы. Однако из-за отсутствия единых концептуальных подходов по многим направлениям правового регулирования традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов указанные законопроекты не согласовываются, длительное время не рассматриваются и не принимаются.

В современной национальной политике, направленной на возрождение традиционного образа жизни и культуры в рамках демократического общества, необходимо учитывать опыт советской модернизации и извлекать уроки из унифицированного подхода к разрешению социально-экономических проблем развития.

Библиография:

1. Численность коренных малочисленных народов в России выросла более чем на 20% за 30 лет. 06.04.2021 г. [Электронный ресурс] // ТАСС. - URL: https://tass.ru/obschestvo/11076891 ( дата обращения 16.12.2022 г.).

2. Колпакова Т. А. Политика советского государства в отношении коренных малочисленных народов Дальнего Востока (1945 - 1960 гг.): дисс. ... канд. исто-рич. наук. ГОУВПО «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет». - Комсомольск-на-Амуре, 2006. - 175 с.

3. «О состоянии и проблемах правового регулирования традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». Парламентские слушания. 28.04.2011 г. - [Электронный ресурс] // - URL: http://council.gov.ru/activity/activities/parliamentary/29710/ (дата обращения 17.12.2022).

References:

1. The number of small indigenous peoples in Russia has grown by more than 20% in 30 years. 04/06/2021 [Electronic resource] // TASS. - URL: https://tass.ru/obschestvo/11076891 (date of appeal 12/16/2022).

2. Kolpakova T. A. The policy of the Soviet state in relation to the indigenous small peoples of the Far East (1945 - 1960): diss. ... cand. historical sciences. Komso-molsk-on-Amur State Technical University. Komsomolsk-on-Amur, 2006. 175 p.

3. "On the state and problems of legal regulation of traditional economic activities of indigenous small-numbered peoples of the North, Siberia and the Far East of the Russian Federation." Parliamentary hearings. 04/28/2011 - [Electronic resource] // - URL: http://council.gov.ru/activity/activities/parliamentary/29710 / (accessed 12/17/2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.