Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КАЗАХСТАНА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КАЗАХСТАНА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
240
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОМОБИЛЬ / БЕСПИЛОТНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / ЦИФРОВОЕ ПРАВО / КИБЕРУГРОЗА / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сарсембаев Марат Алдангорович

Автором дан анализ правовых отношений в сфере планируемого цифровизированного производства в Казахстане электромобилей и других видов электромашин, передвигающихся как беспилотно (за счет искусственного интеллекта), так и с помощью водителей. Особое внимание уделено законодательным мерам, оказывающим содействие становлению и развитию новой промышленной отрасли - отрасли производства электромашин, самодвижущейся транспортной техники. Совокупность законодательных мер образует новую подотрасль в казахстанском праве - цифровое право промышленного машиностроения. В статье применены методы изучения эмпирического материала, сравнительно-правового анализа, синтеза, обобщения, научного прогнозирования. Посредством применения законодательных мер предлагается решение проблем электромашиностроительной промышленности и интеллектуальной беспилотности электротранспортных машин, проблем внедрения цифровизации и автоматизации в производственный процесс транспортных заводов Казахстана. В порядке прогнозирования автором предложен к принятию ряд законов по рассматриваемой тематике статьи. Предложены к подписанию новые международные соглашения о сотрудничестве по внедрению цифровизации на машиностроительных заводах Казахстана с целью выпуска электромобильных и беспилотных машин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF RELATIONS IN THE TRANSPORT INDUSTRY OF KAZAKHSTAN IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION: REALITY AND PROSPECTS

The author analyzes the legal relations in the sphere of the planned digitalized production of electric vehicles and other types of electric vehicles in Kazakhstan, moving both unmanned (due to artificial intelligence) and with the help of drivers. Particular attention is paid to legislative measures that promote the formation and development of a new industrial sector - the production of electric vehicles, self-propelled transport equipment. The set of legislative measures forms a new sub-branch in Kazakhstan law, i.e. digital law of industrial engineering. The article uses methods of studying empirical material, comparative legal analysis, synthesis, generalization, scientific forecasting. Through the application of legislative measures, it is proposed to solve the problems of the electrical engineering industry and the intellectual unmanned electric vehicles, the problems of introducing digitalization and automation into the production process of transport plants in Kazakhstan. In order of forecasting, the author proposes to adopt a number of laws on the subject of the article under consideration. New international cooperation agreements on the introduction of digitalization at machine-building plants in Kazakhstan for the production of electric and unmanned vehicles have been proposed for signing.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КАЗАХСТАНА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО

УДК 346.7:621(574) DOI: 10.12737/jflcl.2022.022

Правовое регулирование отношений в сфере транспортной промышленности Казахстана в условиях цифровизации: реальность и перспективы

Марат Алдангорович Сарсембаев1, 2

''Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан, Нур-Султан, Казахстан, daneker@mail.ru

консалтинговая группа «Болашак», Нур-Султан, Казахстан

Аннотация. Автором дан анализ правовых отношений в сфере планируемого цифровизированного производства в Казахстане электромобилей и других видов электромашин, передвигающихся как беспилотно (за счет искусственного интеллекта), так и с помощью водителей. Особое внимание уделено законодательным мерам, оказывающим содействие становлению и развитию новой промышленной отрасли — отрасли производства электромашин, самодвижущейся транспортной техники. Совокупность законодательных мер образует новую подотрасль в казахстанском праве — цифровое право промышленного машиностроения.

В статье применены методы изучения эмпирического материала, сравнительно-правового анализа, синтеза, обобщения, научного прогнозирования.

Посредством применения законодательных мер предлагается решение проблем электромашиностроительной промышленности и интеллектуальной беспилотности электротранспортных машин, проблем внедрения цифровизации и автоматизации в производственный процесс транспортных заводов Казахстана. В порядке прогнозирования автором предложен к принятию ряд законов по рассматриваемой тематике статьи. Предложены к подписанию новые международные соглашения о сотрудничестве по внедрению цифровизации на машиностроительных заводах Казахстана с целью выпуска электромобильных и беспилотных машин.

Ключевые слова: электромобиль, беспилотное транспортное средство, цифровое право, киберугроза, искусственный интеллект

Для цитирования. Cарсембаев М. А. Правовое регулирование отношений в сфере транспортной промышленности Казахстана в условиях цифровизации: реальность и перспективы // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2022. Т. 18. № 2. С. 38—52. DOI: 10.12737/jflcl.2022.022

Legal Regulation of Relations in the Transport Industry of Kazakhstan in the Context of Digitalization: Reality and Prospects

Marat A. Sarsembayev1, 2

'Institute of Legislation and Legal Information of the Republic Kazakhstan, Nur-Sultan, Kazakhstan, daneker@mail.ru

2Bolashak Consulting Group, Nur-Sultan, Kazakhstan

Abstract. The author analyzes the legal relations in the sphere of the planned digitalized production of electric vehicles and other types of electric vehicles in Kazakhstan, moving both unmanned (due to artificial intelligence) and with the help of drivers. Particular attention is paid to legislative measures that promote the formation and development of a new industrial sector — the production of electric vehicles, self-propelled transport equipment. The set of legislative measures forms a new sub-branch in Kazakhstan law, i.e. digital law of industrial engineering.

The article uses methods of studying empirical material, comparative legal analysis, synthesis, generalization, scientific forecasting.

Through the application of legislative measures, it is proposed to solve the problems of the electrical engineering industry and the intellectual unmanned electric vehicles, the problems of introducing digitalization and automation into the production process of transport plants in Kazakhstan. In order of forecasting, the author proposes to adopt a number of laws on the subject of the article under consideration. New international cooperation agreements on the introduction of digitalization at machine-building plants in Kazakhstan for the production of electric and unmanned vehicles have been proposed for signing.

Keywords: electric car, unmanned vehicle, digital law, cyber threat, artificial intelligence

For citation. Sarsembayev M. A. Legal Regulation of Relations in the Transport Industry of Kazakhstan in the Context of Digitalization: Reality and Prospects. Journal of Foreign Legislation and Comparative Law, 2022, vol. 18, no. 2, pp. 38—52. (In Russ.) DOI: 10.12737/jflcl.2022.022

Введение. Современный мир стоит на пороге глобальных перемен, вызванных не в последнюю очередь развитием цифровых технологий. По утверждению Т. Я. Хабриевой, «технологический прорыв» означает «становление новой реальности — "цифровой", не имеющей аналогов в истории человечества»1. И это движение науки и техники наберет еще большую скорость, если мы сумеем внедрить его во все отрасли экономики страны, в том числе в промышленные отрасли транспортного машиностроения.

Стремясь не отстать от мировых трендов, Pес-публика ^захстан (далее также — PK) решила заложить организационно-правовую базу цифровиза-ции посредством акта «мягкого» права «Цифровой Kазахстан», принятого в виде постановления Правительства PK от 12 декабря 2017 г. № 827. В этом документе, в частности, сказано, что умное производство обеспечит громадный рост производительности труда, в корне трансформирует транспортную промышленность. В развитие промышленных и машиностроительных положений данного правительственного постановления был принят Закон PK от 25 июня 2020 г. № 347-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Pес-публики ^захстан по вопросам регулирования цифровых технологий», внесший изменения и дополнения в 118 статей Гражданского кодекса PK от 27 декабря 1994 г., 39 статей Предпринимательского кодекса PK от 29 октября 2015 г., 32 статьи Закона PK от 24 ноября 2015 г. № 418-V «Об информатизации». Именно в последнем Законе нашли правовое закрепление различные аспекты цифровизации промышленности, транспортного машиностроения. В связи с этим представляется целесообразным ученым и специалистам ^захстана изучить исследования зарубежных экспертов в данной области2.

Цифровизация в транспортном машиностроении и право: их взаимодействие. Специалисты IT-технологий, представители естественных наук сделают все, чтобы перейти на цифровизацию практически во всех сферах, в том числе в области транспортного машиностроения. Правоведы должны оказать содействие в решении юридических вопросов цифровизации, которые неизбежно возникают в данном процессе.

1 Хабриева Т. Я. Право перед вызовами цифровой реальности // Журнал российского права. 2018. № 9. С. 5.

2 См. : SchallmoD. R. A. Digitalization. Springer, 2021; Rene G., Mapes D., Samit J. The Spatial Web: How Web 3.0 will Connect

Humans, Machines and AI to Transform the World. Gabriel Rene,

2019; Lorizio N. P. Digitalization: The New Normal of the Post-Pandemic World: (Beginner's Guide to Digital Transformation). Independently published, 2021.

В связи с этим возникает вопрос: как воздействуют право и цифровизация друг на друга, как меняется право в условиях цифровой трансформации? Ю. А. Тихомиров, Н. В. Кичигин, Ф. В. Цомартова, С. Б. Бальхаева дают такой ответ: «Цифровизация... отражает новый характер и язык взаимоотношения между человеческими личностями и организациями». Далее, рассуждая о взаимном соотношении права и цифровизации, они отмечают, что «право существенно влияет на процесс цифровизации, и цифровизация воздействует на правовое регулирование, его формы, правосознание граждан». Право под воздействием новых цифровых технологий «образует стройную систему обязательного нормативного регулирования общественных отношений, поведения граждан и деятельности организаций»3.

Цифровизация на производстве транспортных средств необходима в целях снижения издержек, повышения производительности труда и получения дополнительной прибыли. Однако было бы ошибкой считать, что внедрение цифровизации сразу принесет немало прибыли. Для внедрения цифровых решений следует глубоко познать все тонкости и сложности цифровизации. Будут ошибки, финансовые потери в этом новом для всех нас деле, но, учитывая ошибки, необходимо настойчиво двигаться вперед. Только такой подход приведет к успеху во всех сферах, в том числе в области транспортного машиностроения.

Если проследить ход развития научно-технического прогресса человечества, то можно предположить, что в перспективе на место управления людьми придут процессы управления станками, техническими, производственными процессами. В отдаленном будущем это возможно. Но в ближней и среднесрочной перспективе управление людьми, урегулирование их поведения в сфере промышленности, транспортного машиностроения остается. Даже если полностью цифровизировать, автоматизировать все производственные процессы на автозаводе, остаются проблемы общего контроля, своевременного ремонта станков, поставок необходимого сырья, оборудования, перенасыщения склада готовой продукцией, возникновения пожарных, киберопасных и иных ситуаций. И здесь необходимо присутствие инженеров и мастеров-контролеров всего производственного процесса. За каждой ситуацией на заводе стоит человек, ответственный за правильную наладку приложения, интернета вещей на предприятии, инженер-энергетик, инженер по робототехнике, обеспечивающие правильное и четкое выполнение роботами конкретных

3 Тихомиров Ю. А., Кичигин Н. В., Цомартова Ф. В., Бальхаева С. Б. Право и цифровая информация // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2021. № 2. С. 5—6.

производственных задач. Поэтому неизбежны вопросы привлечения к ответственности конкретных виновных людей, что заложено и будет заложено в технических нормативных документах и законодательных актах Республики Казахстан.

В Казахстане транспортное машиностроение в целом находится в сфере государственного управления. Это связано с тем, что общие и цифровые проблемы этой подотрасли в той или иной мере решаются по линии Министерства индустрии и инфраструктурного развития, хотя сами заводы, выпускающие транспортные средства, являются частными предприятиями в форме, как правило, акционерного общества. Государственное управление по линии министерств, ведомств, иных органов в Казахстане в целом цифровизировано: необходимыми государственными услугами все юридические лица, в том числе предприятия по производству транспортных средств, пользуются на цифровизированном уровне (получение государственных субсидий, уплата налогов, передача документов в электронном виде). Осуществляемые в цифровом виде управленческие функции казахстанского государства могли бы стать более эффективными при полной цифровой трансформации производственной сферы заводов транспортного машиностроения. Правительственного постановления «Цифровой Казахстан» от 12 декабря 2017 г. № 827 и Государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2020— 2025 гг. как актов «мягкого» права все же недостаточно. Желательно разработать и принять новый казахстанский закон «Об ускоренном осуществлении цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности», в том числе транспортного машиностроения. Западные эксперты считают, что «мир глубоких технологий запустил» ряд одновременно развивающихся «глобальных революций: искусственный интеллект, дополненная виртуальная реальность», «интернет вещей, автономные транспортные средства, 3D-печать»4.

Цифровизация заводов транспортного машиностроения в Республике Казахстан оказывает немалое влияние на содержание функций государственных органов. Общие управленческие функции Министерства индустрии в отношении этих заводов, таможенное оформление сырья и продукции этих предприятий, документальное сопровождение экспорта транспортных средств как товаров в зарубежные страны образуют три огромных потока бумажной документации, подготавливаемых и обрабатываемых офисными сотрудниками транспортных заводов и сотрудниками министерств и ведомств Республики. Оцифровка всех этих документов, введе-

4 Redmond E. Deep Tech: Demystifying the Breakthrough Technologies That Will Revolutionize Everything. Tech Press, 2021. P. 3—5.

ние их в электронный документооборот существенно облегчат работу сотрудников обеих сторон, придаст ей сверхскоростную обработку. Значительно облегчает государственное управление транспортным машиностроением Закон РК от 7 января 2003 г. № 370-II «Об электронном документе и электронной цифровой подписи». Целесообразно было бы включить в данный Закон отдельный раздел под названием «Электронный документооборот», в составе которого могли бы находиться ст. 6 и 7 с видоизмененными названиями «Принципы правового регулирования электронного документооборота» и «Порядок осуществления электронного документооборота» соответственно, а также ст. 9 «Права и обязанности участника электронного документооборота». Глава 2 «Электронный документ» данного Закона могла бы содержать статьи со следующими названиями: «Электронный документ и его отличие от бумажного аналога», «Классификация электронных документов», «Электронная копия документа», «Архив электронных документов». Проблема состоит в недостаточном правоприменении данного Закона со стороны заводов транспортного машиностроения Республики. На каждом предприятии должен быть издан приказ о внедрении электронного документооборота с пошаговой инструкцией: в масштабе отрасли будет экономия в миллионы тенге.

Индустриальный интернет вещей (англ. IIoT — Industrial Internet of Things) является одной из главных цифровых технологий в промышленности. IIoT представляет собой многоуровневую систему компьютерных сетей и подключенных к ним сенсоров и датчиков на узлах и агрегатах производственных объектов в цехах заводов транспортного машиностроения для сбора данных, обмена ими и мощной аналитической проработки, что позволяет обеспечивать удаленный контроль и управление производственным процессом без участия человека — в автоматизированном режиме. «Различные датчики, исполнительные механизмы, модули захвата», «схемы формирования сигналов для выходов датчиков и аппаратные ускорители для обработки сигналов и данных», «интерфейсные схемы» «входят для интеграции» в системы промышленного интернета вещей5. Это означает, что полный цикл производства транспортных средств можно объявить беспилотным: беспилотный завод производит беспилотные электромобили. Тем не менее и в первом, и во втором случаях сегодня и в перспективе контролером должен оставаться человек — профессиональный инженер, специалист. Для более успешного функционирования интернета вещей с позиции юридической науки следует решать проблемы повышения правосознания

5 cm.: Chakravarthi V. S. Internet of Things and M2M

Communication Technologies — Architecture and Practical Design Approach to IoT in Industry 4.0. Springer, 2021. P. 81—92.

пользователей цифровых инструментов, защиты персональных данных каждого работника завода, ответственности субъектов права, имеющих отношение к цифровизации завода, обеспечения кибербезопасно-сти всех цифровизированных элементов транспортного завода. В связи с этим желательно разработать и принять новый казахстанский закон «О создании надлежащих условий для осуществления полной цифровизации промышленности (машиностроения)». Необходимо поощрять решение проблем интернет-права посредством судебных решений, как это принято в развитых странах6. Такой подход привел бы к активному обсуждению вопросов интернет-права в казахстанском обществе, что будет содействовать внедрению его норм в повседневную жизнь, в том числе в сферу цифровизации транспортного машиностроения Республики.

Некоторые ученые-юристы полагают, что интернет-ресурс, робота можно признать квазисубъектом права, и, следовательно, как разновидность субъекта права он может нести определенную ответственность за причиненный ущерб. На наш взгляд, такое вряд ли возможно, поскольку роботы, интернет-механизмы, программы к ним конструируются, составляются и направляются конкретными людьми: владельцами информационного ресурса, хостинг-провайдерами, создающими условия для размещения данных, операторами связи, осуществляющими передачу данных в сети Интернет. Если роботы, интернетные поисковые машины, порталы, сайты совершили какие-либо неправильные, неправомерные действия, то они как объекты права не могут нести ответственность, за их действия несут ответственность субъекты права, люди-специалисты, перечень которых мы привели выше.

Прогресс SD-печати (разновидности аддитивной технологии) уже сегодня налицо: процесс изготовления металлических деталей для любых видов транспорта посредством SD-принтера развивается весьма оперативно. Крупные мировые автопроизводители (BMW, Ford, Mercedes) в последние годы уже вложили миллиарды евро и долларов в SD-моделирование и приступили к внедрению этого технологического оборудования в собственное производство. Казахстанские транспортные заводы могли бы изучить их опыт в целях его использования при изготовлении металлических каркасов для электромоторов, металлических труб для электропроводок, рулевого оборудования, шасси. Существующие пока проблемы стоимости расходных материалов для печати, дефицита кадров по этой технологии, отсутствия массового спроса вполне решаемы: например, возрастание массового спроса на продукцию данной технологии приведет к резкому удешевлению цен на принтеры и расходный материал. В связи с этим мы уверены, что SD-моде-

6 cm.: Goldman E. Internet Law: Cases & Materials. Independently published, 2021. 450 p.

лирование займет подобающее место в процессе ци-фровизации производства заводов транспортного машиностроения. Вопросы использования объектов, скажем, автокомпонентов, произведенных посредством 3D-печати, обретают актуальность в связи с тем, что они становятся объектами казахстанского патентного права в цифровой форме в трехмерных моделях. Западные ученые пишут, что они не знают точно, к какой области отнести 3D-печать: к законодательству о полиграфии или законодательству об интеллектуальной собственности7. Есть смысл, например, в Казахстане принять отдельный закон «О всестороннем исследовании потенциала 3D-печати и его применении в разных цифровизированных и автоматизированных отраслях экономики».

Новейшая беспроводная технология мобильной связи 5G придаст всем проанализированным выше другим технологиям, цифровым инструментам, составляющим весь процесс цифровизации транспортного машиностроения, сверхскоростное развитие8. Анализ технологий 50, дополненной реальности, искусственного интеллекта, автоматизации процесса производства транспортного завода будет приведен далее.

Пандемия коронавируса не стала преградой на пути развития машиностроительных предприятий Казахстана в сфере производства различных видов транспорта. За первый пандемийный год предприятия автомобилестроения увеличили объемы производства, в том числе электромобилей, на 52%, сельхозмашиностроение — на 3%; железнодорожное машиностроение сумело поднять объемы производства в два раза.

Сегодня автомобильная и в целом транспортная индустрия претерпевает две существенные трансформации: 1) заводы этой индустрии производят электромобили, электробусы, планируются к выпуску электроходы, электровозы, транспортные средства, в которых двигатели внутреннего сгорания заменяются иными двигателями, не наносящими ущерб атмосферной окружающей среде; 2) эти заводы в сотрудничестве с зарубежными специалистами 1Т-технологий планируют выпускать перечисленные транспортные средства с встроенным механизмом по самостоятельному передвижению без участия водителя. Этот тренд уже виден — в достаточно близкой перспективе для нас привычными станут разные виды электромобильного и беспилотного транспорта9.

7 Cm.: Tran J. The Law and 3D Printing // The John Marshall Journal oflnformation Technology and Privacy Law. 2015. Vol. 32. Iss. 4. P. 509.

8 Cm.: Dahlman E, Parkvall S, Scojd J. 5G NR: The Next Generation Wireless Access Technology. 2nd ed. Academic Press, 2020. C. 1—5.

9 Cm.: AhmadianA.,Mohammadi-IvatlooB, ElkamelA. Electric Vehicles In Energy Systems: Modelling, Integration, Analysis, and Optimization. N. Y., 2020. P. 3—5.

Но чтобы это стало массовым явлением, необходимо решить еще немало задач. Данная тема в казахстанской науке мало изучена, актуальна, требует глубинной аналитической проработки в различных направлениях. Она является предметом пристального внимания и изучения ученых и специалистов не только в Казахстане, но и в других странах, в том числе в России10, с которой Казахстан поддерживает тесные научно-технологические связи по вопросам транспортного машиностроения. Целью данного исследования является формулирование предложений о разработке и принятии новых казахстанских законов и новых международных соглашений с участием Казахстана в целях решения проблем цифровизированных, автоматизированных заводов и отрасли транспортного машиностроения Республики, проблем повышения качества выпускаемой продукции.

В этой статье используется метод эмпирического анализа отчетных и текущих материалов транспортных заводов Республики Казахстан, аналитических статей специализированных изданий и монографических исследований по электромобилям и беспилотным электрическим машинам. Метод сравнительно-правового анализа позволил автору внести предложения по совершенствованию казахстанского законодательства по теме цифровизации электромобилестроения и беспилотных транспортных средств. Методом научного прогнозирования автор сформулировал названия новых казахстанских законов и новых международных соглашений по теме статьи, которые могут быть приняты в перспективе. Казахстанский законодатель мог бы принять закон и запустить пилотные проекты по внедрению цифровизации в деятельность заводов — флагманов транспортного машиностроения Республики Казахстан: «СарыаркаАвтоПром» и «АгромашХолдинг KZ». Кроме того, в Республике функционируют семь транспортных заводов, которым оказывают содействие более 100 малых и средних предприятий.

10 См.: КусаиноваА. К., НазаркуловаЛ. Т., СарсембаевД. М., Сарсембаев М. А. Международно-правовые и национально-правовые основы стимулирования транспортно-транзитного потенциала Казахстана. Нур-Султан, 2020; Тулеугалиев Г. И. Избранные труды по транспортному праву. Алматы, 2003; Базров Б. М. Основы технологии машиностроения: отрасль. М., 2018; Покровский А. К. Исследование систем управления. Транспортная отрасль. М., 2018; Гречуха В. Н. Транспортное право: правовое регулирование деятельности железнодорожного транспорта. М., 2021; PatelN., BhoiA. K., Padmanaban S., Holm-Nielsen J. B. (eds) Electric Vehicles: Modern Technologies and Trends. N. Y., 2021; Arora S., Abkenar A., Jayasinghe S.,

Tammi K. Heavy-Duty Electric Vehicles: From Concept to Reality. Butterworth-Heinemann, 2021; Saad M., Krishnamurthy A. Electric Vehicle Integration in a Smart Microgrid. Environment. CRC Press, 2021.

Законодательные меры по решению проблем производства электротранспорта, в том числе интеллектуальных беспилотных электротранспортных машин. Электромобиль представляет собой транспортное средство, по внешним данным не отличающееся от обычного легкового автомобиля, который передвигается по автодорогам за счет работы одного или нескольких электродвигателей и аккумуляторной батареи вместо двигателя внутреннего сгорания. Кардинальное преимущество электромобиля заключается в том, что он является безусловно экологически чистым средством передвижения, в то время как автомобиль вследствие выхлопных газов представляет собой основной источник опасного для здоровья и жизни человека загрязнения атмосферной среды. Но у электромобиля есть проблема — дороговизна тяговой аккумуляторной батареи вследствие использования в ней редких металлов, в частности кобальта, запасы которых в природе немногочисленны. Но прикладная технологическая наука находится на пути решения этой проблемы. На автодорогах мира уже передвигаются несколько миллионов электромобилей.

Юристы Казахстана изучают принятые в ряде штатов США правовые акты, разрешающие выход автопилотных транспортных средств на трассы и городские дороги. Так, в конце 2016 г. губернатором штата Мичиган был подписан ряд законодательных актов, на основании которых беспилотные автомобили могут быть использованы в частном и коммерческом порядке. Волей законодателя легализована продажа серийно произведенных и сертифицированных на качество беспилотных автомобилей. Такие автономные автомобили могут передвигаться на дорогах общего пользования без человека-водителя за рулем; а также находиться в составе автоколонн. Кроме того, на территории штата позволено использовать такси без водителя.

Автомобилестроители Казахстана стремятся двигаться в русле общемирового тренда, суть которого состоит в ускорении производства экологически чистых видов транспорта. Заводы уже с 2014 г. начали налаживать выпуск электромобилей и электробусов. Сегодня казахстанский флагман автопроизводства «СарыаркаАвтоПром» серийно производит электромобили марки '^АС iEV7s". В Казахстане уже зарегистрированы около 500 электромобилей, в 2021 г. планируют выпустить еще 1200; а в 2022 г. данный показатель доведут до 2 тыс. Для казахстанских изготовителей электромобилей, осуществляющих их промышленную сборку, необходимо, чтобы ускорение этого производственного процесса было связано с использованием промышленного интеллекта. Следует оперативно установить десятки тысяч электрозарядных станций по стране, что реально увеличит количество желающих приобрести электромобили.

В настоящее время электромобили внедряются в странах Западной Европы, Восточной и Юго-Восточной Азии различными методами, в том числе посредством принятия законодательных мер. Можно утверждать, что эколого-пропагандистское, экономическое, организационное правовое внедрение электромобилей на автодорогах в порядке безусловной замены автомобилей с их двигателями внутреннего сгорания, потребляющими нефтяные продукты — бензин, керосин, дизельное топливо, ведет к становлению, повсеместному распространению и ускоренному развитию отдельной доходной для экономики страны отрасли машиностроения — электромоби-лестроения.

Многие страны, включая Казахстан, не уделяют должного внимания электромобилям и электромобильной промышленности. Хотя некоторые решения приняты: дано поручение создавать, развивать сети электрозаправочных станций в городах Республики; предоставлены льготы по парковке электромобилей; с 4 июня 2021 г. в Казахстане отменена уплата утилизационного сбора в отношении ввезенных на территорию Республики Казахстан или произведенных в стране электромобилей, электробусов, электрогрузовиков11. Это существенная льгота для собственников (владельцев) электромобилей.

Необходимо, однако, принять дополнительные меры: внести в Налоговый кодекс нормы об освобождении владельцев электромобилей в Казахстане от уплаты транспортного налога и одновременно нормы об обложении бензиново-дизельных автомобилей налогами и солидными экологическими сборами, что делало бы невыгодным покупку и эксплуатацию традиционного экологически нечистого автомобиля.

Казахстан не должен довольствоваться привычно отстающим местом среди машиностроительных государств. Тем более что у страны есть все минеральные ресурсы, обычные и редкие металлы, достаточно развитая промышленность, опираясь на которые заводы страны могли бы сделать исторический цифро-визированно-технологический рывок вперед.

Беспилотным автомобилем (электромобилем) следует считать такое транспортное средство, которое осуществляет движение без контроля со стороны че -ловека (водителя, оператора) с предоставлением человеку возможности при необходимости взять управление движением электромобиля.

Возникает вопрос: каким образом электромобиль (автомобиль) может передвигаться на большой ско-

11 Приказ министра экологии, геологии и природных ресурсов РК от 13 мая 2021 г. № 136 «О внесении изменений и дополнений в приказ исполняющего обязанности министра энергетики Республики Казахстан от 4 декабря 2015 г. № 695 "Об утверждении перечня продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров)"...».

рости самостоятельно, без водителя? В основе беспилотного передвижения лежит искусственный интеллект. Это понятие определяется как «комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные (познавательные) функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека»12. Необходимо знать, что в состав комплекса технологических решений входят информационно-коммуникационная инфраструктура, программное обеспечение с методами автоматического машинного обучения, «процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений»13.

Чтобы беспилотный электромобиль начал двигаться без водителя, необходимо решить немало как технологических, так и юридических задач. Изобретатели такого электромобиля сходятся во мнении, что решение реальной беспилотности транспортного средства лежит в обеспечении его потенциалом высокоскоростного компьютерно-сетевого подключения. Для обеспечения производства качественного вида автопилотного электротранспорта предприятие должно внедрить промышленный интернет вещей для соединения всех станков и оборудования в одну сеть — единую технологическую основу деятельности данного предприятия. Если раньше дороги и пути для завода транспортных средств не были сферой его производственного внимания, то в перспективе завод должен будет производить объекты инфраструктуры для установки вдоль дорог и путей. Соглашение о сотрудничестве между собственником дороги, путей и транспортным заводом должно стать юридическим документом, который определит взаимные права и обязанности по установке и эксплуатации дорожных объектов инфраструктуры, опираясь на которые могли бы передвигаться беспилотные транспортные средства. Возможные юридические проблемы на казахстанских дорогах можно предупредить и решить на основе использования правового опыта применения резолюции Европейского парламента от 16 февраля 2017 г. «Нормы гражданского права о робототехнике», поскольку функционирование робота основано на технологии искусственного интеллекта.

В предлагаемом нами к принятию новом казахстанском законе «Орегулировании правоотношений в сфере искусственного интеллекта» следует закрепить, чтобы все технологии искусственного интеллекта, в том числе технологии механизма беспи-

12 Основные тренды развития цифровой экономики в финансовой сфере. Правовые аспекты регулирования и практического применения / под общ. ред. А. Г. Аксакова. М., 2019. С. 38.

13 Там же.

лотного вида транспорта, были зарегистрированы при специализированном Агентстве при наличии технической, регулятивной и этической экспертизы. В этом же законе желательно определить ответственность механизмов искусственного интеллекта, программиста, заложившего соответствующие алгоритмы действий, оператора-контролера этих действий. Эти же нормы должны быть распространены и на интеллектуальных промышленных роботов, принимающих участие в производстве беспилотных транспортных средств на заводе. В законе необходимо также сформулировать нормы об обязательном страховании, чтобы пользователи роботов, иных механизмов искусственного интеллекта могли покрыть нанесенный ими ущерб пострадавшим лицам.

Подключенные сети 50 (пятого поколения) станут реальным драйвером технологий самостоятельного движения электромобиля, именно это и последую -щие поколения сетей предоставят электромобилю возможности предельно оперативно получать необходимую информацию и взаимодействовать с другими движущимися и стоящими электромобилями (автомобилями) и окружающей его дорожной и иной инфраструктурой. Многочисленные действия автономного электромобиля должны быть рассчитаны с точностью до миллиметра, особенно в ситуациях, когда он должен своевременно, быстро предотвратить наезд на человека или преодолеть те или иные препятствия. Механизм беспилотного транспортного средства должен содержать информацию по поводу происходящего не только в зоне прямой видимости, но и за поворотом дороги. В связи с этим для электромобиля на производстве должны быть созданы точные карты дорог: тогда сенсоры и радары беспилотного электромобиля могут моментально считывать информацию картографических сервисов и передавать ее другим частям интеллектуального механизма, который тут же выстроит необходимый алгоритм действия с целью предотвращения нежелательных последствий.

В целях правового обеспечения беспилотного движения с учетом общих требований Закона РК от 30 декабря 2020 г. № 396-У1 «О техническом регулировании» на автозаводе следует установить соответствующие сенсоры и радары, с помощью которых беспилотный электромобиль сможет правильно ориентироваться на дороге населенного пункта и трассе. Для этого необходимо вышеприведенные положения превратить в дополнительные нормы Закона РК от 21 сентября 1994 г. № 156-Х111 «О транспорте в Республике Казахстан», а также в дополнительные правовые нормы утвержденных постановлением Правительства РК от 21 октября 2017 г. № 667 Правил дорожного движения Республики Казахстан и Закона РК от 17 апреля 2014 г. № 194-У «О дорожном движении». И сенсоры, и радары на

заводском конвейере должны быть собраны и урегулированы в полном соответствии со смыслом указаний приведенных казахстанских нормативных правовых актов.

Подчеркнем, что беспилотные электромашины, электрогрузовики необходимы прежде всего потому, что и в развитых, и в развивающихся странах не хватает профессиональных водителей. В Казахстане, например, не заполнены 4300 вакансий водителей автотранспортных средств. К тому же практически все дорожные аварии связаны с человеческим фактором: искусственный интеллект беспилотного средства передвижения сведет к минимуму дорожно-транспортные происшествия.

Борьба с киберугрозами неизбежна при любых подключенных к компьютерным сетям устройств, включая беспилотные транспортные средства. Это региональная и глобальная юридическая проблема, которая должна быть решена внутри каждого государства и на межгосударственном правовом уровне. Тем более что мы имеем дело не просто с киберугрозами, но и с реально совершаемыми киберпреступ-лениями. Так, первый руководитель телекоммуникационной компании «^ойБапк Масаеси Сон» в 2017 г. привел данные о том, что количество кибератак на интернет-подключенные объекты в 2016 г. увеличилось в четыре раза по сравнению с 2015 г. В начале 2021 г. в Казахстане хакеры совершили более 3 тыс. кибератак, что почти в три раза больше по сравнению с началом 2020 г. Казахстан не должен дожидаться, когда начнутся кибернападения на автономные электромобили, компьютерно-цифровые заводы транспортного машиностроения: необходимо сработать на опережение.

К сожалению, в Уголовном кодексе РК от 3 июля 2014 г. есть лишь некоторые упоминания о противоправных действиях, связанных с интернет-ресурсами. Вопросам киберпреступности казахстанский законодатель должен уделить особое внимание: в Уголовном кодексе киберпреступности целесообразно посвятить отдельный раздел, нормы о киберособен-ностях должны найти место практически в каждой статье УК РК. И начинать эту трудоемкую запоздалую работу необходимо уже сегодня. То, что Казахстан запаздывает в этом вопросе, видно на примере законодательства США, где в последние восемь лет приняты не менее 10 законов о кибербезопасности, наиболее характерными из них являются законодательные акты последних лет: Закон об обмене информацией о киберугрозах между компаниями и правительством (октябрь 2015 г.), Закон от 2 ноября 2017 г. «Усиление Закона о борьбе с киберпреступностью на государственном и местном уровнях»14, Закон от 4 декабря 2020 г. «О повышении кибербезопасности

14 115th United States Congress. 131 stat. 1246 public law 115— 76. 2017. 2 Nov.

интернета вещей»15. Казахстанским предприятиям, в том числе предприятиям машиностроения, следует иметь в виду, что в мае 2021 г. 47 компаний США, подвергшихся атакам и вымогательствам хакеров, были вынуждены заплатить последним 90 млн долл. в виде откупа16. Казахстану необходимо без промедления и в первую очередь принять законы «О принятии неотложных мер по борьбе с киберпреступно-стью», «О взаимном обмене предприятиями и государством информацией о киберугрозах и о совершенных киберпреступлениях». Последний закон мог бы стать для промышленных предприятий Республики защитой их финансово-экономических интересов со стороны государства. Полицейские киберподразде-ления должны быть подготовлены в специализированных киберакадемиях МВД и уже сегодня изучить все особенности самодвижущихся электромобилей, иных электромашин, цифровизированных заводов, чтобы блокировать действия киберпреступников на этих участках в зародыше.

Ученые-юристы Республики в своих трудах должны четко разграничить ответственность всех лиц, имеющих отношение к конструированию, использованию, управлению таким автономным транспортным средством (конструктор, инженер, владелец, оператор-водитель, водитель)17.

Проблемы внедрения цифровизации и автоматизации в производственный процесс транспортных заводов Казахстана и их юридическое решение. Производство и эксплуатация уже произведенных традиционных транспортных средств до недавнего времени достаточно жестко разграничивались. В настоящее время в связи с необходимостью перехода производства транспортных средств в цифро-визированный, автоматизированный формат изготовители средств передвижения тщательно отслеживают, как произведенные ими машины проявляют себя в процессе эксплуатации, какие изменения и коррекции должны быть внесены в конструкции электродвигателей и машин в целом. Чем разнообразнее будут эти взаимные связи, тем качественнее станут электрические машины, их электромоторы и механизмы искусственного интеллекта, призванные управлять этими электромашинами.

Здесь следует подчеркнуть, что чем качественнее станет цифровизированный, интеллектуализирован-ный, автоматизированный, роботизированный, авто-

15 116th Congress Public Law207. U. S. Government Publishing Office. Page 134 Stat. 1001. Public Law 116—207.

16 См.: Хакеры из DarkSide получили около $90 млн выкупа за девять месяцев. URL: https://www.forbes.ru/newsroom/ tehnologii/429733-hakery-iz-darkside-poluchili-okolo-90-mln-vykupa-za-devyat-mesyacev (дата обращения: 10.08.2021).

17 См.: Dobbe R., Gilbert T. K, Mintz Y. Hard Choices in

Artificial Intelligence // Artificial Intelligence. 2021. 14 July. URL:

https://reader.elsevier.com/reader/ (accessed 12.12.2021).

пилотный производственный процесс на казахстанских заводах транспортного машиностроения, тем более качественными, более цифровизированными, более интеллектуализированно-беспилотными станут произведенные ими электромашины и механизмы в сфере транспорта. Стороны должны будут руководствоваться ст. 422 «Качество товара», 425 «Гарантия качества товара», 428 «Последствия передачи товара ненадлежащего качества», ст. 1107—1111 (о праве, применимом к вещным правам) Гражданского кодекса РК (Особенная часть) от 1 июля 1999 г. Поэтому уже сегодня урегулирование норм о договорных отношениях гражданско-правового характера заинтересованных участников и их надлежащее соблюдение необходимо довести до совершенства.

Как мы уже отметили, выпуску электромобилей, электробусов, электрогрузовиков, электровозов на самостоятельной тяге, электроходов предшествует производственный процесс, который следует убыстрить, обеспечить четкое и точное изготовление тех или иных узлов, компонентов соответствующего вида транспортного средства. Конструкторы, инженеры и рабочие уже знают, что они должны выводить за ворота завода транспортные средства в принципиально новом исполнении. В цифровизированном производстве этих заводов уже в ближайшей перспективе программисты заводов должны широко внедрить автоматизированную систему электронного документооборота18, юристы транспортных предприятий — усвоить содержание и значимость смарт-контрактов «на основе технологии блокчейн», чтобы добиться существенного снижения транзакционных издержек19.

Инженеры завода будут запускать промышленный интернет вещей (соединение компьютерных сетей со станками со встроенными датчиками, позволяющими управлять производственным процессом сборки электромобиля автоматически без участия человека); в урегулировании датчиков должны принимать участие юристы предприятия, которые будут консультировать специалистов по настройке датчиков об особенностях казахстанского дорожного законодательства; инженеры-ремонтники посредством цифровых двойников (копий на экране компьютера внутреннего механизма реального станка, позволяющих предвидеть, видеть поломки) будут более квалифицированно на основе новейших техническо-нормативных актов и инструкций осуществлять профилактический ремонт станков и оборудования. Эксперты считают, что в рамках цифровизации завода ремонт его стан-

18 См.: Казангапова Б. А., Бапиев К. К. Метод оценки безопасности автоматизированных систем электронного документооборота // Вестник Казахской академии транспорта и коммуникаций. 2020. Т. 115. № 4. С. 246—253.

19 См.: Чурсина Т. И. Правовая основа регулирования технологии блокчейн и смарт-контрактов в Малайзии // Международное публичное и частное право. 2020. № 6. С. 42.

ков и оборудования имеет большое значение. В связи с этим они считают, что цифровизация будет эффективной при наличии системы планирования ремонтов.

Технологии виртуальной и дополненной реальности как проецирование цифровой технической информации на экран с любого расстояния, внедряемые в производство транспортных средств, ускорят процесс ремонта электромобилей, электровозов, электроходов, а также смогут обеспечить их сборку и надлежащую эксплуатацию посредством своевременного выявления неисправностей в этих и иных видах транспорта. Некоторые зарубежные ученые, специализирующиеся в сфере «пространственных вычислений», эту технологию называют «сверхзрение»20. Наблюдая за работой двигателя, иных механизмов той или иной электромашины с помощью специальных очков и нейронной сети, работник, инженер цеха могут контролировать температуру и иные технологические показатели, что позволит в случае необходимости принять надлежащие меры по устранению недостатков.

К работе будут привлечены роботоконструкто-ры, которые обеспечат надлежащее функционирование технологий искусственного интеллекта: компьютерные приложения; роботы, обеспечивающие производственный процесс и сообщающие голосом о техническом состоянии того или иного объекта; беспилотные электрокары, обеспечивающие производственный процесс сырьем, компонентами с автоматизированного заводского склада. Правоотношения между транспортным предприятием и предприятием по изобретению роботов будут регулироваться на основе ст. 450 ГК РК. Нанотехнологи завода будут обеспечивать получение лака, делающего кузов электромобиля более устойчивым во внешней среде, устанавливать более надежные нанолампочки в световых приборах электромобиля; группа ^-технологов, инженеров — наращивать аддитивные технологии (изготовление послойным наращиванием посредством компьютерных 3D-технологий на основе Закона РК «О техническом регулировании» нужного компонента, запчастей для производимого электромобиля, транспортного средства)21. Все эти положения в совокупности могли бы в известной мере составить основу нового казахстанского закона «О правовых отношениях, обеспечивающих функционирование цифровизированных и автоматизированных

20 См.: Rose D. Super Sight: What Augmented Relity Means for our Lives, our Work, and the Way we Imagine the Future. Ben Bella Books, 2021. P. 3—6.

21 Подробнее см.: Перевертов В. П., Абулкасимов М. М., Акаева М. О. Классификации наноматериалов и методов их

получения для аддитивных технологий транспортного машиностроения // Промышленный транспорт Казахстана. 2021. № 1. С. 18—26.

промышленных, транспортных предприятий», которым могли бы руководствоваться все специалисты данной сферы. Такой закон в целях наилучшего функционирования целесообразно было бы соединить с цифровыми правами, введенными в Гражданский кодекс РК. Желательно включить в текст Трудового кодекса РК от 23 ноября 2015 г. цифровые права, увязанные с современными режимами трудовой деятельности людей в учреждениях и предприятиях, включая заводы по производству транспортных средств. Например, в Трудовом кодексе необходимо предусмотреть нормы об ответственности должностных лиц, по вине которых произошло нарушение правил техники безопасности в условиях цифро-визированного производства. Отраслевое законодательство должно быть модернизировано на основе цифровизации, что позволило бы физическим и юридическим лицам довольно легко взаимодействовать посредством электронных технологий.

Процесс производства средств передвижения будет цифровизироваться от участка к участку. Но чтобы обеспечить цифровизацию отечественного производства, машиностроения, необходимо теоретически представлять, что такое цифровая экономика. В связи с этим следует объяснить термины «цифровая экономика», «цифровые права», «цифровое право». Так, цифровую экономику определяют как хозяйственную деятельность предприятий, отраслей экономики, в которой основным фактором производства становятся данные этого производства в цифровом формате, а также обработка больших объемов данных (информации), чтобы получить правильные варианты решений на соответствующих участках производственной деятельности. Цифровое право — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с использованием информационных технологий в виде промышленного интернета вещей, обработки Больших данных, компьютеризации искусственного интеллекта в производственном процессе промышленных, машиностроительных предприятий. Цифровые права — социальные, экономические, трудовые права человека, работника, реализуемые в цифровизированной промышленно-про-изводственной среде.

Цифровизация, роботизация, быстрая мобильная связь 50 реально обеспечивают автоматизацию, представляющую собой процесс ускоренного развития машиностроительного производства, на участках которого ранее его функции выполнялись человеком, а сейчас они передаются интеллектуально-промышленным роботам, автоматическим устройствам и контрольным приборам. Хотя такая полная или частичная автоматизация достаточно дорого обходится заводу, тем не менее она ведет к улучшению качества производимых транспортных средств, содействует безусловному росту производительности труда ра-

ботников данного завода, повышает эффективность его работы, обеспечивает рост уровня безопасности предприятия и правил техники безопасности его сотрудников. В США 23 марта 2020 г. принят Закон «О безопасности 5G и за пределами Акта» ("Secure 5G and Beyond Act"), но он имеет преимущественно внешнюю направленность — против деятельности китайских концернов, производящих телекоммуникационное оборудование, в том числе 5G-мо-бильную связь, которые, по их мнению, имеют связи с китайской разведкой. Поэтому казахстанский законодатель должен принять законодательный акт преимущественно внутригосударственной направленности. Его наименование может быть таким: «Об использовании сверхскоростного оборудования 5G для соединения всех станков и машин в целях полной ци-фровизации, интеллектуализации промышленного, машиностроительного завода и его продукции». Принятие такого закона и его четкое применение позволит в сверхскоростном и качественном режиме выпускать беспилотные электромобили и иные транспортные средства, которые могут стать конкурентоспособными на мировых рынках.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для того чтобы надлежащим образом организовать, осуществить цифровизированный, автомати-зированно-роботизированный процесс транспортного машиностроения в Республике, выпускать на этой основе цифровизированные, интеллектуально-автоматизированные электротранспортные средства с электродвигателями, следует сформулировать предложения по совершенствованию существующего и созданию нового казахстанского законодательства по этой теме.

Целесообразно принять во внимание Закон Великобритании от 27 апреля 2017 г. «О цифровой экономике» (Digital Econiomy Act of 27 April 2017 of the United Kingdom)22 и на его основе внести на рассмотрение проект закона в Казахстане. С учетом такого закона и на базе опыта Республики Казахстан можно разработать и принять специализированные законы, имеющие отношение к цифровизации экономики, в том числе к промышленному машиностроению, а именно: «Об антимонопольном регулировании экономических и социальных вопросов в условиях цифровизации», «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере использования Больших данных» (в связи с этим необходимо учредить Национальную ассоциацию по сбору различных видов данных по стране), «О создании экономико-правовых условий в целях привлечения и вовлечения капиталов в промышленность с использованием инве-стиционно-цифровизированных платформ», «Об информации, информационных, цифровых технологиях и о защите информации», «О регулировании отноше-

22 Legislation.gov.uk. Parliament of the United Kingdom. Retrieved 28 April 2017.

ний при внедрении цифрового предпринимательства в машиностроение», «Обурегулировании отношений и техническом решении особенностей производства электромобилей», «О производственных отношениях в сфере тестирования интеллектуализированных беспилотных электромашин».

В правовом поле Великобритании успешно функционирует Закон о предприятиях (Спецификация дополнительного раздела 58 «Рассмотрение») Приказ 2020» (The Enterprise Act 2002 (Specification of Additional Section 58 "Consideration") Order 2020)23. Можно модернизировать и принять в Казахстане подобный закон под иным названием: «Об урегулировании правоотношений на цифровизированных и автоматизированных промышленных предприятиях», в котором использовать некоторые идеи данного британского закона и современные положения о цифро-визации промышленных машиностроительных заводов. В каждом из этих законов следует предусмотреть в той или иной степени вопросы цифровизации транспортного машиностроения как отрасли, так и его заводов с учетом специфики каждого закона.

Кроме того, вопросы оцифровки машиностроения как отрасли, так и заводов транспортного машиностроения должны быть отражены в уже функционирующих казахстанских кодексах и законах. Так, в Предпринимательском кодексе РК до сих пор нет даже намека на оцифровку предпринимательства в стране, в том числе в машиностроительной сфере, однако понятия «субъект цифрового предпринимательства», «смарт-контракты» («умные контракты») могли бы найти развернутое закрепление в ст. 1—53 Предпринимательского кодекса РК. Правовой режим банкротства субъекта цифрового предпринимательства можно урегулировать дополнением ст. 38—39, нормами о юридическом режиме имущества субъектов цифрового предпринимательства можно дополнить ст. 7 Кодекса. Целесообразно раздвинуть рамки гл. 9-1, 10 и расширить рамки ст. 112—115 Предпринимательского кодекса РК («Информационные инструменты», «Техническое регулирование»), наполнив их цифровизированным содержанием, что станет решением еще одной юридической проблемы, способствуюшей перспективному развитию транспортного машиностроения в Казахстане.

В ряде казахстанских законов по вопросам экономики, промышленности, принятых недавно, ничего не говорится о цифровизации. Например, в Законе РК от 7 марта 2014 г. № 176-V «О реабилитации и банкротстве» ничего не говорится об оцифровке. Думается, казахстанский законодатель мог бы предусмотреть определенные нормы, учитывающие особенности цифровизированного завода машиностроения

23 Legislation. gov. uk. UK Statutory Instruments. 2020. No. 627.

при банкротстве. При разработке и принятии Закона РК «О техническом регулировании» в него можно было включить хотя бы некоторые положения о ци-фровизации. В частности, в ст. 4 Закона можно добавить принцип цифровизации технического регулирования, скажем, компонентов транспортного средства. В статью 12 Закона об информационном центре можно внести соответствующие нормы о цифровизации технического регулирования, которые имеют прямое отношение к стандартам. Между тем стандартизация на основе компьютерных программ и цифровизация в ряде случаев имеют одинаковые черты. Еще один правовой акт, имеющий отношение к транспортному машиностроению, — Закон РК от 21 июля 2007 г. № 305-Ш «О безопасности машин и оборудования» в процессе производства должен озаботиться обеспечением жизни и здоровья работников, задействованных в работе цехов среди роботов и иных механизмов искусственного интеллекта. Поэтому было бы целесообразно в ст. 1 Закона предусмотреть понятие «цифровое обеспечение безопасности машин и оборудования по отношению к людям» и дать ему соответствующее определение. В статью 11 данного Закона следует включить нормы о требованиях безопасности машин и оборудования при производстве. Эта статья и Закон в целом имеют прямое отношение к производственным вопросам заводов транспортного машиностроения.

Как отмечает М. К. Сулейменов, «цифровые технологии бурно развиваются, меняясь не просто ежегодно, а ежемесячно и ежедневно. Попытки их зарегулировать могут принести не ожидаемую пользу, а реальный вред в виде торможения этого процесса, что повлечет отставание нашей страны от других стран»24. Вместе с тем цифровые технологии, которые приобрели определенную устойчивость в развитии, могут быть законодательно урегулированы. Заметной становится современная тенденция по правовому оформлению цифровизированных, технических норм. В качестве примера можно привести Закон Южной Кореи о содействии развитию и распространению умных роботов (2008 г.), Акт Европейского Союза о регулировании отношений в сфере робототехники (2017 г.). В связи с этим можно предложить казахстанскому законодателю разработать и принять новый закон «О промышленных роботах», которыми можно было бы оснастить все транспортные заводы Республики Казахстан. Кроме того, в производственном процессе транспортного завода желательно задействовать беспилотные электрокары для перевозки компонентов того или иного вида транспорта со складов в цеха завода. Эти электрокары, а также выпускаемые заводом беспилотные элек-

24 Сулейменов М. К. Цифровизация и совершенствование

гражданского законодательства. URL: https://online.zakon. kz/Document/?doc_id=39845707 (дата обращения: 03.12.2021).

тромобили можно оснащать программным обеспечением для беспилотных транспортных средств американской компании "DJI Innovations".

Следует, однако, учитывать, что робот в силу произведенных ошибочных сигналов на его программное обеспечение может по причине сбоя в системе разрушить станки и оборудование, даже убить или ранить работников. Эти негативные моменты необходимо предусмотреть при подготовке законодательных актов о роботах, об ответственных лицах за их работу.

Приведенные выше законы, их нормы в совокупности можно назвать подотраслью национального, в том числе казахстанского, цифрового права транспортного машиностроения.

В рамках управленческих решений на транспортных заводах встают вопросы об ответственности за совершенные ошибки, правонарушения. Может ли робот, совершивший ошибку, причинивший немалый ущерб в процессе производства в цехе предприятия по выпуску, скажем, электромобилей, как отмечено выше, нести ответственность? Ясно, что при такой ситуации в ближайшей перспективе законодатель не будет налагать на него ответственность. Но уже сегодня в казахстанском законодательстве должны быть сформулированы нормы о так называемой разделенной ответственности. Согласно таким нормам ответственность следует возложить на программиста, который разрабатывал программу деятельности устройства робота; на оператора, который обеспечивал эксплуатацию этого промышленного робота в процессе производства на предприятии; а также на мастера, бригадира, которые контролировали производственный процесс на конкретном участке работы. Эта юридическая модель разделенной ответственности представляет собой феномен, где каждое виновное лицо несет свою долю ответственности, должна аккуратно разграничивать процессы традиционного правового регулирования и новейшие технологические процессы. Необходимо учитывать, что цифровизация вовлекает рядового работника, должностное лицо, государственного служащего в практически неизвестное новое информационно-правовое пространство, которое он должен изучить, исследовать, чтобы адаптироваться к совершенно новым цифровизированным условиям. Это предполагает внесение новых норм в Закон РК от 27 июля 2007 г. № 319-III «Об образовании», учитывающих особенности обучения совершенно новым цифровым специальностям и профессиям.

Иначе говоря, следует обучать многим профессиям, которые только возникнут в ближней перспективе, сегодняшних школьников. В учебных заведениях Казахстана, готовящих специалистов для транспортной промышленности, должны обучать следующим профессиям: инженер по интернету вещей, инженер-контролер цифровизированного производственного процесса транспортного завода, конструктор интел-

лектуальных и индустриальных роботов, мастер по наладке работы роботов, инженер по дополненной и виртуальной реальности, конструктор беспилотных транспортных средств, инженер по сборке беспилотных средств передвижения, специалист-программист по механизмам искусственного интеллекта, специалист-программист по техническим, технологическим данным транспортных средств. Необходимо разрабо -тать и принять новый казахстанский закон «О повышении квалификации работников современных профессий и об обучении новым профессиям, связанным с цифровизацией», поскольку единственная ст. 118 Трудового кодекса РК не справится с этой огромной задачей, тем более что положения этой статьи носят расплывчатый характер и не содержат норм об обязанности работодателей обеспечивать надлежащую профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников своего предприятия. В предлагаемом новом законе можно и нужно определить права и обязанности не только работодателей, но и государственных органов Республики по усвоению практически всем населением знаний по цифровизации, углублению познаний работниками в сфере цифровизации промышленности, транспортного машиностроения, которая придаст огромное ускорение всем другим отраслям экономики Республики.

Перспективы международно-правового сотрудничества Казахстана по вопросам внедрения цифровизации в транспортное машиностроение Казахстана. По мере развития научно-технического прогресса, который сегодня находит выражение в пределах четвертой промышленной революции, во внедрении цифровых технологий, мобильной сверхскоростной связи 5G практически во все сферы жизни, включая промышленность, транспортное машиностроение, обладающие мощью и громадным потенциалом, ведущим к глобальным трансформациям, реально могущим преобразовать человечество, международное публичное право и международное частное право стремятся разрабатывать новые формы международного регулирования и управления, на основе которых можно было бы предусматривать, взвешивать, сводить к минимуму, смягчать риски новейших технологий. В этих условиях международное право становится одним из необходимых регуляторов технологических достижений25.

Международное право может играть роль организационного механизма по осуществлению стремления государств к сотрудничеству в сфере цифровизации в ее научно-практическом выражении. Между -

25 Подробнее см.: Rayfuse R . Public International Law and the Regulation of Emerging Technologies. The Oxford Handbook of the Law anf Regulation of Technology / ed. by R. Brownsword, E. Scotford, K. Yeung. Oxford, 2017. Р. 3—11. DOI: 10.1093/ oxfordhb/9780199680832.013.22.

народные организации как субъекты международного права в рамках своей направленности реализуют многосторонние взаимодействия по вопросам инноваций, цифровых технологий. Это особенно видно на примере деятельности Организации Объединенных Наций, выступившей со Стратегией новых технологий. Аналогичные документы приняты по линии ООН по индустриальному развитию, в которых нашли место цифровые технологии, имеющие отношение к транспортному машиностроению. Созданная при Генеральном секретаре ООН Инновационная лаборатория и ЮНИДО поддерживают усилия для поощрения поиска новых инновационных, цифровых решений. Казахстан как член ЮНИДО мог бы договориться с ЮНИДО о создании в Казахстане технологического центра этого специализированного учреждения ООН для укрепления технологической базы всех транспортных заводов Республики, закрепив это двусторонним международно-правовым актом о сотрудничестве. Транспортное машиностроение Республики может получить солидную иннова-ционно-цифровизированную подпитку, если МИД Казахстана проявит инициативу о подписании двустороннего международного договора с Инновационной лабораторией при Генеральном секретаре ООН. По мнению Д. Кулесза и Р. Вебера, «технические компоненты, имеющие решающее значение для безупречной работы глобальной сети, такие как система доменных имен и магистральные сети Интернета, могут быть эффективно защищены международным правом»26. Это одно из существенных направлений защиты Интернета международным правом. Казахстан должен расширять договорное сотрудничество не только по приведенным общим вопросам цифровизации, но и по вопросам оцифровки производственного процесса на казахстанских заводах по производству транспортных машин, по роботизации, по совершенствованию электродвигателей, электромашин, беспилотного управления всеми видами электротранспортных средств. Казахстан расширяет и двустороннее сотрудничество по вопросам цифрового развития. Так, в 2020 г. коммуникационная компания "OneWeb" подписала Меморандум о взаимопонимании с Международным финансовым центром «Астана» (МФЦА) по ускорению внедрения повсеместной широкополосной связи в Казахстане. Это также будет способствовать быстрому внедрению цифровизации в транспортное машиностроение Республики.

Государства стремятся по мере возможности выходить на универсальный уровень сотрудничества в решении вопросов цифровизации производства, торговли, налогообложения. О. Агеева выражает обеспо-

26 Kulesza J., Weber R. H. Protecting the Internet with International Law // Computer Law and Security Law. Vol. 40. 2021. April. 105531. DOI: 10.1016/j .clsr.2021.105531.

коенность: «Правила налогообложения не успевают за развитием современных цифровых бизнес-моделей. Иностранные IT-гиганты, зарабатывая на пользователях по всему миру, платят налог на прибыль только по месту регистрации штаб-квартиры. В результате страны не только теряют налоговые доходы, но и нарушаются принципы справедливой конкуренции — национальные цифровые компании платят больше налогов и, соответственно, работают в менее выгодных условиях, чем зарубежные»27. В связи с этим более 100 стран с помощью ОЭСР стремятся достичь всеобщего консенсуса в вопросе налогообложения цифрового предпринимательства, в том числе предпринимательства в сфере промышленности, транспортного машиностроения.

Эти и другие международно-правовые документы, их положения и нормы в совокупности образуют подотрасль международного цифрового машиностроительного права в транспортной сфере в рамках международного публичного экономического права.

Заключение. Заводы Казахстана, как и вся машиностроительная отрасль, должны совершить крутой поворот в сторону цифровизации транспортного машиностроительного производства. Ускорить этот процесс может усовершенствованное действующее и новое законодательство Республики Казахстан по

27 Агеева O. Налоговая политика нуждается в оцифровке. URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2020/03/13/5e6a265 69a7947101d1bd128 (дата обращения: 16.08.2021).

общим и специализированным вопросам цифрови-зации и автоматизации машиностроения. Как субъект международного права Республика Казахстан обязана содействовать становлению и развитию международного цифрового машиностроительного права. Казахстанские машиностроительные предприятия на основе соответствующих отечественных законов должны производить высококачественные электромобили, другие разновидности электрических машин в виде транспортных средств и сельскохозяйственных орудий. Фундаментальная и прикладная наука, юридическая наука и законодательство Казахстана должны содействовать выпуску не только электромобилей, электромашин высокого качества, но и электрических машин с механизмами автономного передвижения. Беспилотное движение таких машин представляет собой функционирование искусственного интеллекта, который является одним из технологических прорывов Четвертой промышленной революции. Результаты исследований позволяют сделать вывод, что потенциал искусственного интеллекта уже к 2035 г., в том числе в проанализированной сфере, может увеличить доходность почти на 40%. Цифровизация, новейшие цифровые технологии могут менять объемы отношений внутригосударственных субъектов права и субъектов международного права. В свою очередь, право активно содействует техническим, цифрови-зированным процессам.

Список литературы

Ahmadian A., Mohammadi-Ivatloo B., Elkamel A. Electric Vehicles In Energy Systems: Modelling, Integration, Analysis, and Optimization. N. Y., 2020.

Arora S., Abkenar A., Jayasinghe S., Tammi K. Heavy-Duty Electric Vehicles: From Concept to Reality. Butterworth-Heinemann, 2021.

Chakravarthi V. S. Internet of Things and M2M Communication Technologies — Architecture and Practical Design Approach to IoT in Industry 4.0. Springer, 2021.

Dahlman E., Parkvall S., Scojd J. 5G NR: The Next Generation Wireless Access Technology. 2nd ed. Academic Press, 2020. Dobbe R., Gilbert T. K., Mintz Y. Hard Choices in Artificial Intelligence // Artificial Intelligence. 2021. 14 July. URL: https://reader. elsevier.com/reader/ (accessed 12.12.2021).

Goldman E. Internet Law: Cases & Materials. Independently published, 2021.

Kulesza J., Weber R. H. Protecting the Internet with International Law // ^mputer Law and Security Law. Vol. 40. 2021. April. 105531. DOI: 10.1016/j.clsr.2021.105531.

Lorizio N. P. Digitalization: The New Normal of the Post-Pandemic World: (Beginner's Guide to Digital Transformation). Independently published, 2021.

Patel N., Bhoi A. K., Padmanaban S., Holm-Nielsen J. B. (eds) Electric Vehicles: Modern Technologies and Trends. N. Y., 2021. Rayfuse R . Public International Law and the Regulation of Emerging Technologies. The Oxford Handbook of the Law anf Regulation of Technology / ed. by R. Brownsword, E. Scotford, K. Yeung. Oxford, 2017. DOI: 10.1093/oxfordhb/9780199680832.013.22. Redmond E. Deep Tech: Demystifying the Breakthrough Technologies That Will Revolutionize Everything. Tech Press, 2021. Rene G., Mapes D., Samit J. The Spatial Web: How Web 3.0 will Connect Humans, Machines and AI to Transform the World. Gabriel Rene, 2019.

Rose D. Super Sight: What Augmented Relity Means for our Lives, our Work, and the Way we Imagine the Future. Ben Bella Books, 2021.

Saad M., Krishnamurthy A. Electric Vehicle Integration in a Smart Microgrid. Environment. CRC Press, 2021. Schallmo D. R. A. Digitalization. Springer, 2021.

Tran J. The Law and 3D Printing // The John Marshall Journal of Information Technology and Privacy Law. 2015. Vol. 32. Iss. 4.

Базров Б. М. Основы технологии машиностроения: отрасль. М., 2018.

Гречуха В. Н. Транспортное право: правовое регулирование деятельности железнодорожного транспорта. М., 2021.

Казангапова Б. А., Бапиев К. К. Метод оценки безопасности автоматизированных систем электронного документооборота // Вестник Казахской академии транспорта и коммуникаций. 2020. Т. 115. № 4.

Кусаинова А. К., Назаркулова Л. Т., Сарсембаев Д. М., Сарсембаев М. А. Международно-правовые и национально-правовые основы стимулирования транспортно-транзитного потенциала Казахстана. Нур-Султан, 2020.

Основные тренды развития цифровой экономики в финансовой сфере. Правовые аспекты регулирования и практического применения / под общ. ред. А. Г. Аксакова. М., 2019.

Перевертов В. П., Абулкасимов М. М., Акаева М. О. Классификации наноматериалов и методов их получения для аддитивных технологий транспортного машиностроения // Промышленный транспорт Казахстана. 2021. № 1.

Покровский А. К. Исследование систем управления. Транспортная отрасль. М., 2018.

Сулейменов М. К. Цифровизация и совершенствование гражданского законодательства. URL: https://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=39845707 (дата обращения: 03.12.2021).

Тихомиров Ю. А., Кичигин Н. В., Цомартова Ф. В., Бальхаева С. Б. Право и цифровая информация // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2021. № 2.

Тулеугалиев Г. И. Избранные труды по транспортному праву. Алматы, 2003.

Хабриева Т. Я. Право перед вызовами цифровой реальности // Журнал российского права. 2018. № 9.

Чурсина Т. И. Правовая основа регулирования технологии блокчейн и смарт-контрактов в Малайзии // Международное публичное и частное право. 2020. № 6.

References

Ahmadian A., Mohammadi-Ivatloo B., Elkamel A. Electric Vehicles In Energy Systems: Modelling, Integration, Analysis, and Optimization. New York, 2020.

Arora S., Abkenar A., Jayasinghe S., Tammi K. Heavy-Duty Electric Vehicles: From Concept to Reality. Butterworth-Heinemann, 2021.

Bazrov B. M. Fundamentals of engineering technology: industry. Moscow, 2018. (In Russ.)

Chakravarthi V. S. Internet of Things and M2M Communication Technologies — Architecture and Practical Design Approach to IoT in Industry 4.0. Springer, 2021.

Chursina T. I. Legal Basis of Regulating Blockchain Technology and Smart Contracts in Malaysia. Mezhdunarodnoe publichnoe i chastnoepravo, 2020, no. 6, pp. 42—46. (In Russ.)

Dahlman E., Parkvall S., Scojd J. 5G NR: The Next Generation Wireless Access Technology. 2nd ed. Academic Press, 2020.

Dobbe R., Gilbert T. K., Mintz Y. Hard Choices in Artificial Intelligence. Artificial Intelligence, 2021, 14 July. Available at: https:// reader.elsevier.com/reader/ (accessed 12.12.2021).

Electric Vehicles: Modern Technologies and Trends. Ed. by N. Patel, A. K. Bhoi, S. Padmanaban, J. B. Holm-Nielsen. New York, 2021.

Goldman E. Internet Law: Cases & Materials. Independently published, 2021.

Grechukha V. N. Transport law: legal regulation of railway transport. Moscow, 2021. (In Russ.)

Kazangapova B. A., Bapiev K. K. A method for assessing the security of automated electronic document management systems. Vestnik Kazakhskoy akademii transporta i kommunikatsiy, 2020, vol. 115, no. 4. (In Russ.)

Khabrieva T. Y. Law Facing the Challenges of Digital Reality. Journal of Russian Law, 2018, no. 9, pp. 5—16. (In Russ.) DOI: 10.12737/art_2018_9_1.

Kulesza J., Weber R. H. Protecting the Internet with International Law. Computer Law and Security Law, 2021, vol. 40, April. DOI: 10.1016/j.clsr.2021.105531.

Kusainova A. K., Nazarkulova L. T., Sarsembaev D. M., Sarsembaev M. A. International legal and national legal framework for stimulating the transport and transit potential of Kazakhstan. Nur-Sultan, 2020. (In Russ.)

Lorizio N. P. Digitalization: The New Normal of the Post-Pandemic World (Beginner's Guide to Digital Transformation). Independently published, 2021.

Perevertov V. P., Abulkasimov M. M., Akaeva M. O. Classification of nanomaterials and methods for their production for additive technologies of transport engineering. Promyshlennyy transport Kazakhstana, 2021, no. 1. (In Russ.)

Pokrovskiy A. K. Research of control systems. Transport industry. Moscow, 2018. (In Russ.)

Rayfuse R. Public International Law and the Regulation of Emerging Technologies. The Oxford Handbook of the Law and Regulation of Technology. Ed. by R. Brownsword, E. Scotford, K. Yeung. Oxford, 2017. DOI: 10.1093/oxfordhb/9780199680832.013.22.

Redmond E. Deep Tech: Demystifying the Breakthrough Technologies That Will Revolutionize Everything. Tech Press, 2021.

Rene G., Mapes D., Samit J. The Spatial Web: How Web 3.0 will Connect Humans, Machines and AI to Transform the World. Gabriel Rene, 2019.

Rose D. Super Sight: What Augmented Relity Means for our Lives, our Work, and the Way we Imagine the Future. Ben Bella Books, 2021.

Saad M., Krishnamurthy A. Electric Vehicle Integration in a Smart Microgrid. Environment. CRC Press, 2021.

Schallmo D. R. A. Digitalization. Springer, 2021.

Suleymenov M. K. Tsifrovizatsiya i sovershenstvovanie grazhdanskogo zakonodatel'stva. Available at: https://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=39845707 (accessed 03.12.2021).

The main trends in the development of the digital economy in the financial sector. Legal aspects of regulation and practical application. Ed. by A. G. Aksakov. Moscow, 2019. (In Russ.)

Tikhomirov Yu. A., Tsomartova F. V., Kichigin N. V., Balkhaeva S. B. Law and Digital Transformation. Law. Journal of the Higher School of Economics, 2021, no. 2, pp. 4—23. (In Russ.)

Tran J. The Law and 3D Printing. The John Marshall Journal of Information Technology and Privacy Law, 2015, vol. 32, iss. 4. Tuleugaliev G. I. Selected works on transport law. Almaty, 2003. (In Russ.)

Информация об авторе

М. А. Сарсембаев, главный научный сотрудник отдела международного права и сравнительного правоведения Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан, главный научный сотрудник КГ «Болашак», доктор юридических наук, профессор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.