Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ (НА ПРИМЕРЕ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ)'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ (НА ПРИМЕРЕ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
48
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ОБРАЩЕНИЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ / СИСТЕМА РАЗДЕЛЬНОГО СБОРА ОТХОДОВ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР ПО ОБРАЩЕНИЮ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ / RIGHT TO FAVORABLE ENVIRONMENT / ENVIRONMENTAL PROTECTION / SOLID MUNICIPAL WASTE MANAGEMENT / SEPARATE WASTE COLLECTION SYSTEM / REGIONAL OPERATOR FOR SOLID MUNICIPAL WASTE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вяткина Г.О.

В статье автор проводит анализ правового регулирования в сфере реализации прав человека на благоприятную окружающую среду, в особенности, при обращении с твердыми коммунальными отходами (на примере Брянской области). В ходе исследования автор приходит к выводу о том, что региональная политика по обращению с твердыми коммунальными отходами является недостаточно эффективной и требует совершенствования законодательства по охране окружающей среды в Брянской области. В заключении автор исследования разрабатывает пять предложений по совершенствованию правового регулирования в сфере реализации прав человека на благоприятную окружающую среду, которые могут быть рассмотрены при внесении изменений в законодательство Российской Федерации и Брянской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Вяткина Г.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF SOLID MUNICIPAL WASTE MANAGEMENT (ON THE EXAMPLE OF THE BRYANSK REGION)

In the article the author analyzes the legal regulation in the sphere of realization of human rights to a favorable environment, especially when dealing with solid municipal waste (on the example of the Bryansk region). In the course of the study, the author concludes that the regional policy on the management of solid municipal waste is not effective enough and requires improvement of environmental legislation in the Bryansk region. In conclusion, the author of the study develops five proposals for improving legal regulation in the implementation of human rights to a favorable environment, which can be considered when making changes to the legislation of the Russian Federation and the Bryansk region.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ (НА ПРИМЕРЕ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ)»

УДК 349.6

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ (НА ПРИМЕРЕ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Г. О. Вяткина

Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского

В статье автор проводит анализ правового регулирования в сфере реализации прав человека на благоприятную окружающую среду, в особенности, при обращении с твердыми коммунальными отходами (на примере Брянской области). В ходе исследования автор приходит к выводу о том, что региональная политика по обращению с твердыми коммунальными отходами является недостаточно эффективной и требует совершенствования законодательства по охране окружающей среды в Брянской области. В заключении автор исследования разрабатывает пять предложений по совершенствованию правового регулирования в сфере реализации прав человека на благоприятную окружающую среду, которые могут быть рассмотрены при внесении изменений в законодательство Российской Федерации и Брянской области.

Ключевые слова: право на благоприятную окружающую среду, охрана окружающей среды, обращение с твердыми коммунальными отходами, система раздельного сбора отходов, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами

Право на благоприятную окружающую среду является важным конституционным правом, закрепленным в статье 42 Конституции Российской Федерации [1]. Данное право нашло свое отражение и в Федеральном законе от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии с которым каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду и на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью [2].

Одним из источников загрязнения окружающей среды являются отходы производства и потребления, в т.ч. твердые коммунальные отходы (далее - ТКО), то есть отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд, [3].

Сложившаяся система утилизации отходов в Российской Федерации в целом и, в частности, в Брянской области основана на их захоронении на полигонах и свалках. Обустройство и эксплуатация подавляющего большинства свалок в населенных пунктах области не отвечают в полной мере санитарным и экологическим требованиям. Недостаточный уровень экологической культуры населения приводит к захламлению отходами многих территорий [10, с. 152].

Положение усугубляется и тем, что, из-за отсутствия раздельного сбора мусора, в общий контейнер выбрасываются лекарства с истекшим сроком годности, разбитые ртутьсо-держащие термометры и люминесцентные лампы, тара с остатками ядохимикатов, лаков, красок и т.д. Все это вывозится на свалки, увеличивая негативное воздействие на человека, на окружающую среду [10, с. 151].

Заметим, что региональный оператор по обращению с отходами в Брянской области, призванный обеспечивать сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, размещение отходов в определенной зоне, начал свою работу только в январе 2019 года. На горячую линию от жителей региона за январь и февраль поступило 355 обращений, которые касались несвоевременного вывоза и установки контейнеров [11].

Таким образом, в настоящее время региональная политика по обращению с твердыми коммунальными отходами является недостаточно эффективной и требует совершенствования законодательства по охране окружающей среды в Брянской области.

В целях проведения исследования применены анализ правового регулирования в сфере реализации прав человека на благоприятную окружающую среду, системный подход при выявлении проблем неэффективного обращения с твердыми коммунальными отходами в

Брянской области; обобщение полученных результатов исследования.

В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под охраной окружающей среды понимается деятельность органов власти, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий [2].

Обращение с отходами производства и потребления, в то числе с ТКО, является важной частью охраны окружающей среды. Заметим, что в законе Брянской области от 03.06.2005 № 39-З «Об охране окружающей среды Брянской области» отсутствует взаимосвязь данных понятий, [4]. Складывается впечатление, что охрана окружающей среды не включает в себя обращение с отходами производства и потребления. В данном регионе есть отдельный закон, посвященный обращению с отходами, однако и в этом законе данная сфера представляется обособленной и независимой от деятельности по охране окружающей среды [5].

Формы контроля за деятельностью регионального оператора (региональным оператором назначено ООО «Чистая планета» с 01.01.2019г.), способного реализовать эффективную политику в области обращения с отходами, не имеют четкого правового регулирования в Брянской области. Это подтвердил и Губернатор Брянской области А.В. Богомаз на совещании 6 марта 2019 года по работе регионального оператора по обращению с ТКО [11]. Интересно, что в Положении о департаменте природных ресурсов и экологии Брянской области» закреплено полномочие департамента на регулирование деятельности региональных операторов по обращению с ТКО, однако конкретные формы контроля не описаны [7].

Еще в 2017 году было разработано Постановление Правительства Брянской области от 03.07.2017 № 302-п «Об утверждении Порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Брянской области», в соответствии с которым на территории Брянской области запрещено несанкционированное складирование и размещение всех видов твердых коммунальных отходов. Данным постановлением определяется и порядок раздельного сбора отходов с введением цветовой индикации контейнеров, который сложно реализовать на практике [8].

Одной из важных задач, поставленных в региональной программе «Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Брянской области на 2019 - 2027 годы», является информирование населения по вопросам безопасного обращения с твердыми коммунальными отходами в целях повышения экологической культуры и степени вовлеченности населения [9]. К сожалению, для ее достижения на протяжении десяти последующих лет будут применяться всего два ключевых показателя: 1) доля граждан, имеющих доступ к информации в сфере обращения с отходами (в 2019 году - 50%); 2) количество публикаций о системе обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе о раздельном сборе мусора, размещенных в средствах массовой информации и сети Интернет (в 2019 году - всего шесть публикаций).

Основываясь на анализе правового регулирования, направленного на обеспечение конституционного права человека на благоприятную окружающую среду, автором исследования предложены конкретные мероприятия по совершенствованию законодательства в области обращения с отходами.

Во-первых, поскольку отходы производства и потребления являются одним из главных источников загрязнения окружающей среды и негативного воздействия на здоровье человека, область обращения с отходами необходимо рассматривать как важный системный компонент охраны окружающей среды. Так, целесообразно главу III «Регулирование в области охраны окружающей среды» Закона Брянской области «Об охране окружающей среды» дополнить статьей «Обращение с отходами производства и потребления» в следующем виде:

1. «Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды.

2. Правовое регулирование отношений в области обращения с отходами производства и потребления на территории Брянской области регулируется законодательством Российской Федерации, Брянской области и актами органов местного самоуправления [4].

Во-вторых, необходимо конкретизировать формы контроля за деятельностью регионального оператора с ТКО. Так, целесообразно внести изменения в подпункт 11.2.15. пункта 11.2. раздела III. «Полномочия» Положения о департаменте природных ресурсов и экологии Брянской области и изложить его в следующем виде:

«11.2.15. Регулирует деятельность региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора, в том числе: организует заседания по работе регионального оператора; проводит публичные слушания с привлечением субъектов общественного контроля; анализирует обращения граждан и организаций, содержащие информацию о нарушениях со стороны регионального оператора; проводит мониторинг сообщений в средствах массовой информации и сети «Интернет» о деятельности регионального оператора [7].

В-третьих, возвращаясь к особенностям системы раздельного сбора отходов, целесообразно внести изменения в раздел III. «Раздельный сбор твердых коммунальных отходов» Постановления Правительства Брянской области от 03.07.2017 № 302-п «Об утверждении Порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Брянской области» в части определения цветовой индикации контейнеров для каждой категории отходов, так как одинаковые цвета контейнеров для совершенно разных групп отходов могут привести к нарушению разделения мусора, [8]. Данная система должна быть простой для восприятия населения, в особенности, для детей.

В-четвертых, важно обеспечить повышение экологической культуры и степени вовлеченности населения, поэтому в приложение № 1 региональной программы «Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Брянской области на 2019 - 2027 годы» «Сведения о показателях (индикаторах) региональной программы «Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Брянской области на 2019 - 2027 годы» и их значениях» показатели задачи № 7 государственной программы «информирование населения по вопросам безопасного обращения с твердыми коммунальными отходами в целях повышения экологической культуры и степени вовлеченности населения» необходимо дополнить такими показателями, как:

1) доля обучающихся средних общеобразовательных школ, освоивших образовательную программу учебной дисциплины «Экология»;

2) доля обучающихся образовательных организаций, участвующих в конкурсах и проектах, направленных на эффективное обращение с твердыми коммунальными отходами [9].

В-пятых, целесообразно ввести административную ответственность за правонарушения, касающиеся несанкционированного размещения отходов и несоблюдения порядка их раздельного сбора. Соответственно, необходимо дополнить главу II Закона Брянской области от 15.06.2007 № 88-З «Об административных правонарушениях на территории Брянской области» статьей «Нарушение гражданами порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора), несанкционированное складирование и размещение гражданами всех видов твердых коммунальных отходов на территории Брянской области» и изложить ее в следующей редакции:

«Нарушение гражданами порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора), несанкционированное складирование и размещение гражданами всех видов твердых коммунальных отходов на территории Брянской области влечет предупреждение либо наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей» [6].

Полномочия по привлечению к административной ответственности за данное правонарушение предлагается возложить на департамент природных ресурсов и экологии Брянской области.

Таким образом, автором данного исследования было сформулировано пять предложе-

ний по совершенствованию законодательства в сфере реализации прав человека на благоприятную окружающую среду, которые могут быть рассмотрены при внесении изменений в законодательство Российской Федерации и Брянской области.

Подводя итог, следует ещё раз отметить, что обеспечение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду в полной мере возможно только при четком правовом регулировании всех норм по охране окружающей среды в Брянской области. Важно не только предусмотреть санкции и формы контроля в сфере обращения с ТКО, но и реа-лизовывать программные мероприятия по повышению экологической культуры граждан региона и России в целом.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

2. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // «Собрание законодательства РФ», 14.01.2002, № 2, ст. 133.

3. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об отходах производства и потребления» // «Собрание законодательства РФ», № 26, 29.06.1998, ст. 3009.

4. Закон Брянской области от 03.06.2005 № 39-3 «Об охране окружающей среды Брянской области» // «Брянская неделя», № 29, 09.06.2005.

5. Закон Брянской области от 11.05.2006 № 29-3 «Об отходах производства и потребления» (принят Брянской областной Думой 27.04.2006) // «Брянский рабочий», №» 73, 23.05.2006.

6. Закон Брянской области от 15.06.2007 № 88-3 (ред. от 01.02.2019) «Об административных правонарушениях на территории Брянской области» (принят Брянской областной Думой 31.05.2007) // «Брянский рабочий», № 98, 03.07.2007.

7. Указ Губернатор Брянской области от 29 марта 2013 года «Об утверждении Положения о департаменте природных ресурсов и экологии Брянской области» // Информационный бюллетень «Официальная Брянщина», № 8, 05.04.2013.

8. Постановление Правительства Брянской области от 03.07.2017 № 302-п (ред. от 04.09.2017) «Об утверждении Порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Брянской области» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru, 06.07.2017 (дата обращения - 16.08.2019)

9. Постановление Правительства Брянской области от 13 марта 2018 года № 101-п «Об утверждении региональной программы «Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Брянской области на 2019 - 2027 годы» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru, 14.03.2018 (дата обращения - 16.08.2019)

10. Годовой доклад об экологической ситуации в Брянской области в 2018 г. // Официальный сайт департамента экологии и природных ресурсов Брянской области [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.kpl32.ru/ (дата обращения - 20.08.2019)

11. Ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Брянской области «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Брянской области в 2018 году» // Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Брянской области [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://upchbrk.com (дата обращения - 16.08.2019)

12. Официальный сайт Правительства Брянской области // Новости [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.bryanskobl.ru/news/2019/03/07/9887 (дата обращения -15.07.2019)

Сведения об авторе

Вяткина Галина Олеговна, студент 2 курса магистратуры направления подготовки 40.04.01 «Юриспруденция» (направленность - Юрист в органах власти) Брянского государственного университета им. академика И.Г. Петровского, e-mail: galya.vyatkina00@mail.ru

UDC 349.6

LEGAL REGULATION OF SOLID MUNICIPAL WASTE MANAGEMENT (ON THE EXAMPLE OF THE BRYANSK REGION)

G.O. Vyatkina

Federal State-Funded Educational Institution of Higher Education «Bryansk State Academician I.G. Petrovski University»

In the article the author analyzes the legal regulation in the sphere of realization of human rights to a favorable environment, especially when dealing with solid municipal waste (on the example of the Bryansk region). In the course of the study, the author concludes that the regional policy on the management of solid municipal waste is not effective enough and requires improvement of environmental legislation in the Bryansk region. In conclusion, the author of the study develops five proposals for improving legal regulation in the implementation of human rights to a favorable environment, which can be considered when making changes to the legislation of the Russian Federation and the Bryansk region.

Keywords: right to favorable environment, environmental protection, solid municipal waste management, separate waste collection system, regional operator for solid municipal waste management

References

1. Konstitutsija Rossijskoj Federatsii // «Sobranie zakonodatel'stva RF», 04.08.2014, № 31, st. 4398.

2. Federal'nyj zakon ot 10.01.2002 № 7-FZ «Ob ohrane okruzhajuschej sredy» // «Sobranie zakonodatel'stva RF», 14.01.2002, № 2, st. 133.

3. Federal'nyj zakon ot 24.06.1998 № 89-FZ (red. ot 25.12.2018) «Ob othodah proizvodstva i potreblenija» // «Sobranie zakonodatel'stva RF», № 26, 29.06.1998, st. 3009.

4. Zakon Brjanskoj oblasti ot 03.06.2005 № 39-Z «Ob ohrane okruzhajuschej sredy Brjanskoj oblasti» // «Brjanskaja nedelja», № 29, 09.06.2005.

5. Zakon Brjanskoj oblasti ot 11.05.2006 № 29-Z «Ob othodah proizvodstva i potreblenija» (prinjat Brjanskoj oblastnoj Dumoj 27.04.2006) // «Brjanskij rabochij», №» 73, 23.05.2006.

6. Zakon Brjanskoj oblasti ot 15.06.2007 № 88-Z (red. ot 01.02.2019) «Ob administrativn-yh pravonarushenijah na territorii Brjanskoj oblasti» (prinjat Brjanskoj oblastnoj Dumoj 31.05.2007) // «Brjanskij rabochij», № 98, 03.07.2007.

7. Ukaz Gubernatora Brjanskoj oblasti ot 29 marta 2013 goda «Ob utverzhdenii Polozhenija o departamente prirodnyh resursov i 'ekologii Brjanskoj oblasti» // Informatsionnyj bjulleten' «Ofit-sial'naja Brjanschina», № 8, 05.04.2013.

8. Postanovlenie Pravitel'stva Brjanskoj oblasti ot 03.07.2017 № 302-p (red. ot 04.09.2017) «Ob utverzhdenii Porjadka sbora tverdyh kommunal'nyh othodov (v tom chisle ih razdel'nogo sbo-ra) na territorii Brjanskoj oblasti» // Ofitsial'nyj internet-portal pravovoj informatsii // Retrieved 16 August, 2019 from http://www.pravo.gov.ru

9. Postanovlenie Pravitel'stva Brjanskoj oblasti ot 13 marta 2018 goda № 101-p «Ob utverzhdenii regional'noj programmy «Obraschenie s othodami, v tom chisle s tverdymi kommunal'nymi othodami, na territorii Brjanskoj oblasti na 2019 - 2027 gody» // Ofitsial'nyj internet-portal

pravovoj informatsii // Retrieved 16 August, 2019 from http://www.pravo.gov.ru

10. Godovoj doklad ob 'ekologicheskoj situatsii v Brjanskoj oblasti v 2018 g. // Ofitsi-al'nyj sajt departamenta 'ekologii i prirodnyh resursov Brjanskoj oblasti // Retrieved 20 August, 2019 from http://www.pravo.gov.ru

11. Ezhegodnyj doklad Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Brjanskoj oblasti «O sobljudenii prav i svobod cheloveka i grazhdanina v Brjanskoj oblasti v 2018 godu» // Ofitsial'nyj sajt Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Brjanskoj oblasti // Retrieved 16 August, 2019 from https://upchbrk.com

12. Ofitsial'nyj sajt Pravitel'stva Brjanskoj oblasti // Novosti // Retrieved 15 July, 2019 from http://www.bryanskobl.ru/news/2019/03/07/9887

About the author

Vyatkina Galina Olegovna, 2nd year student of master's degree in training 40.04.01 «Jurisprudence» (focus - Lawyer in government bodies), Bryansk State Academician I.G. Petrovski University, e-mail: galya.vyatkina00@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.