УДК 342.41
Манухин Владимир Владимирович - ассистент кафедры конституционного, административного и финансового права ФГБОУ ВПО «Хабаровская государственная академия экономики и права». E-mail: [email protected]
В.В. Манухин V.V. Manukhin
Правовое регулирование некоторых форм участия молодых граждан в
жизни общества: состояние и перспективы совершенствования
В данной статье рассматриваются вопросы правового регулирования форм участия молодежи в жизни общества. Данные проблемы показаны на примерах участия молодых граждан в молодежных общественных объединениях и реализации молодежью ее инициатив и проектов. На основе анализа федерального и регионального законодательств, а также сложившейся практики даны рекомендации по совершенствованию правового поля.
Legislative regulation of some forms of the youth participation in social life:
status and prospects for improvement
In this article the problems of legislative regulation of some forms of youth participation in the social life are considered. Particularly, an example is participation in the youth organizations and implementation of the youth initiatives and projects. Also, here is the analysis of current legislation in this sphere on federal and regional levels. Appropriate recommendations for improvement in this area are given.
Ключевые слова: молодежь, правовое регулирование, участие молодежи в жизни общества, государство.
Keywords: youth, legislative regulation, youth participation in social life,
state.
Основой правового регулирования государственной поддержки молодежи и участия молодых граждан в жизни общества является ст. 7 Конституции Российской Федерации [1], устанавливающая, что Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [2]. Кроме того, в ст.ст. 30, 31, 32, 33, 37 Конституции РФ гарантируются различные формы свободного участия человека в жизни
российского общества. Участие же непосредственно самой молодежи может проявляться практически во всех областях общественной жизни: политической (участие молодежи в выборах, процессе работы государственных и муниципальных органов, политических партиях); экономической (молодежное предпринимательство, активная трудовая деятельность); социальной (реализация социально-ориентированных молодежных проектов) и др.
На сегодняшний день молодые граждане имеют различные правовые и организационные возможности для разнообразного и эффективного участия в жизни российского общества и управления делами государства. Это участие приобретает различные формы, среди которых наиболее распространенными являются: участие в работе молодежных консультативно-совещательных структур (органов представительства молодежи); участие в молодежных форумах; реализация молодежью собственных инициатив и проектов; участие молодежи в выборах и т. д.
В частности, одной из наиболее важных форм участия молодежи в жизни общества является работа в молодежных общественных объединениях, на поддержку которых направлен Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» [3]. В нем устанавливается ряд критериев для государственной поддержки молодежных объединений. На сегодняшний день государственная поддержка может оказываться только зарегистрированным в установленном законом порядке общероссийским, международным молодежным объединениям граждан в возрасте до 30 лет, объединившимся на основе общности интересов.
Помимо этого, выдвигаются дополнительные условия, такие как:
- объединение является юридическим лицом и действует не менее одного года с момента его государственной регистрации;
- в объединении насчитываются не менее 3000 членов.
Таким образом, действующий закон выдвигает весьма жесткие требования для получения молодежным объединением государственной поддержки. Закон обходит стороной возможность получения поддержки межрегиональными, региональными и местными молодежными объединениями, которые составляют подавляющее большинство от общего количества таких объединений. Сами формы государственной поддержки являются весьма скудными, особенно после упразднения с 2005 г. [4] предоставления льгот и выполнения молодежными общественными объединениями федерального заказа.
Между тем, абзац 4 ст. 3 Федерального закона «Об общественных объединениях» [5] позволяет общественным объединениям всех форм действовать без государственной регистрации. Не исключением являются и молодежные организации. Более того, в силу объективных причин, таких как отсутствие опыта в области государственной регистрации и недостаток денежных средств, которые особенно характерны для детских молодежных
объединений, большинство из организаций предпочитают процедуру государственной регистрации не проходить. Показательным примером является то, что из 100 федеральных молодежных общественных объединений в 2013 г. в Федеральный реестр молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой [6], включены только 9 молодежных объединений. Законом также регулируется поддержка только федеральных молодежных объединений, что еще более сужает круг возможных получателей такой поддержки. Таким образом, для решения возникающих на практике проблем назрела необходимость совершенствования законодательства в данной сфере.
Следует отметить, что в Государственную думу Федерального Собрания Российской Федерации в 2011 г. внесен Законопроект «О поддержке молодежных и детских общественных объединений» [7]. Законопроект включил в себя ряд новаторских предложений в сфере предоставления государственной поддержки детским и молодежным общественным объединениям. В частности, право на поддержку получают не только федеральные, но также региональные и местные детские и молодежные общественные объединения. Более детально определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Предложен новый перечень форм государственной поддержки, несколько смягчены условия для ее предоставления, а также определены приоритетные сферы деятельности для детских и молодежных общественных объединений.
Между тем, законопроектом не устранен ряд недостатков действующего законодательства. К примеру, возможность получения государственной поддержки распространяется только на объединения, отвечающие условию государственной регистрации. В этой связи, необходимо дополнить законопроект нормами, распространяющими возможность получения консультационной, научно-методической, организационной и иной поддержки незарегистрированными молодежными общественными объединениями, а также установить возможности прямого финансирования отдельных инициатив и проектов, реализуемых ими. Помимо этого, из перечня инструментов государственной поддержки была исключена государственная поддержка молодежных проектов (программ), которая, по нашему мнению, является одной из наиболее необходимых форм господдержки.
Целесообразно расширить перечень вопросов, по которым молодежные объединения и их члены имеют возможность вносить свои инициативы в органы власти. Сейчас он ограничен только кругом вопросов, затрагивающих права и интересы молодежи. Но сложившаяся практика работы молодежных объединений в России показывает, что данные ограничения сужают возможности влияния молодых граждан на жизнь общества. В частности, существуют молодежные волонтерские объединения, которые занимаются
организацией бесплатной помощи категориям населения, особо нуждающимся в социальной поддержке. Эти объединения могут вносить предложения, касающиеся социальной поддержки пожилых людей и инвалидов. Членами Общероссийского общественного движения «Корпус «За чистые выборы»», которое объединяет в себе молодежь, были подготовлены предложения в федеральное и региональное избирательное законодательство. Подобных примеров достаточно много.
Помимо участия в молодежных общественных объединениях, молодые граждане имеют возможность самостоятельно разрабатывать и реализовывать свои проекты и инициативы. Это также является одной из наиболее распространенных форм участия молодых граждан в жизни российского общества.
Как было отмечено в части 11.6 Пересмотренной Европейской Хартии об участии молодежи в общественной жизни на местном и региональном уровнях, «... молодежь с ее надеждами и желаниями имеет множество идей, которые могут быть трансформированы в проекты и конкретные действия на местном уровне в интересах всего населения. При надлежащей поддержке эти проекты, их успехи, равно как и просчеты, также могут помочь молодежи воспитать в себе чувство ответственности и самостоятельности, став таким образом активными членами общества. Поэтому местным и региональным властям следует содействовать реализации таких проектов, независимо от их масштабов, привлекая к их осуществлению специалистов и предоставляя финансовую, материальную и техническую помощь» [8]. Практика реализации подобных проектов и инициатив показывает, что такая форма работы непосредственно приближена к реалиям современной жизни. Учитывая, что молодежь выдвигает свои инициативы и проекты от муниципального до государственного уровня, а сферы в которых они реализуются затрагивают практически все области общественной жизни, во многих субъектах Российской Федерации законодательно закреплена государственная поддержка реализации молодежных инициатив и проектов [9]. Данный положительный опыт может быть использован в совершенствовании федерального законодательства. В частности, требуется внедрение на федеральном уровне норм о поддержке реализации молодежных проектов и инициатив. Кроме того, указанные нормы также должны учитывать положения и принципы, выдвинутые Пересмотренной Европейской Хартией об участии молодежи в общественной жизни на местном и региональном уровнях. При этом, на государственную поддержку смогут рассчитывать только молодежные проекты и инициативы, прошедшие отбор, реализация которых будет признана наиболее целесообразной.
Безусловно, можно утверждать, что существование довольно богатого выбора различных форм участия в жизни общества дает российской молодежи возможности для достаточно успешного их использования и внесения своего вклада в развитие нашей страны. С другой стороны, несовершенство законодательства в указанной сфере негативно сказывается
на данных процессах. Это подтверждается, в частности, и рассмотренными выше примерами. Действующие нормы касаются, в основном, государственной поддержки тех или иных форм молодежного участия, что представляется вполне обоснованным. Тем не менее, для того, чтобы повысить эффективность участия молодых граждан в жизни общества, требуется взвешенный подход законодателя к комплексной поддержке различных его форм с учетом выдвинутых предложений.
Литература и источники:
1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) : принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Собр. законодательства РФ. - 2009. - №4. - Ст. 445.
2. Манухин, В. В. Состояние и перспективы правового регулирования участия молодежи в жизни общества / В. В. Манухин // Журнал «Юридический мир». - 2012. - № 3 (183) ; Манухин, В. В. Российское законодательство о молодежи // Юридический процесс: теория и практика : сб. статей преподавателей, аспирантов, студентов юридического факультета / отв. ред. канд. юрид. наук, профессор В. Н. Ширяев, канд. юрид. наук, доцент Ю. Н. Лебедева. - Хабаровск : ХГАЭП, 2012.
3. О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений : Федеральный закон от 28.06.1995 №98-ФЗ (в ред. от 05.04.2013) //Российская газета. 1995. №127.
4. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» : федер. закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ (в ред. от 23.07.2013) // Собр. законодательства РФ. - 2004. - № 35. - Ст. 3607.
5. Об общественных объединениях : федер. закон от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ (с изм. от 20.07.2012) // Собр. законодательства РФ. - 1995. - № 21. -Ст. 1930.
6. Об утверждении Федерального реестра молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой : приказ Росмолодежи от 07.06.2013 № 154 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
7. О поддержке молодежных и детских общественных объединений : проект Федерального закона № 614199-5 [Электронный ресурс] -.- Режим доступа: http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=614199-5
8. Пересмотренная Европейская Хартия об участии молодежи в общественной жизни на местном и региональном уровнях : принята Конгрессом местных и региональных властей Европы на X Сессии 21 мая 2003 г. Приложение к Рекомендации 128 [Электронный ресурс] -.- Режим доступа: http://www.oktmolod.ru/files
9. Ст. 23 Закона Ярославской области от 11.10.2006 г. № 65-з «О молодежной политике» (с изм. от 05.05.2011) //Губернские вести. - 2006. -№ 63(1504) ; Ст. 18.1 Закона Хабаровского края «Об основах молодежной политики в Хабаровском крае» от 24.12.1999 № 175 (в ред. от 24.11.2011) // Приамурские ведомости. - 2000. - № 18 ; Ст. 32 Закона города Москвы «О молодежи» от 30.09.2009 № 39 (в ред. от 14.12.2011) // Вестник мэра и правительства Москвы. - 2009. - № 60 ; Ст. 12 Закона Вологодской области «О государственной молодежной политике Вологодской области» от 29.11.2005 г. № 1376-ОЗ (в ред. от 30.10.2012) //Красный Север. - 2005. - № 169 и др.