Научная статья на тему 'Правовое регулирование международной перевозки грузов в морском сообщении'

Правовое регулирование международной перевозки грузов в морском сообщении Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3084
350
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРАВО / МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ СУДОХОДСТВО / ТАМОЖНЯ / LEGAL REGULATIONS / INTERNATIONAL AND NATIONAL LAW / INTERNATIONAL MARITIME TRAFFIC / CUSTOMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бразовская Яна Евгеньевна

В настоящей статье на основе анализа международно-правовых и национально-правовых источников излагаются основные положения международной перевозки грузов в морском сообщении. Автор, анализируя нормативно-правовые актов, приходит к выводу о целесообразности на законодательном уровне предусмотреть возможность применения упрощенного режима пересечения государственной границы РФ для морских судов заграничного следования и принятия мер по облегчению международного судоходства путем упрощения формальностей и приведении национального законодательства в соответствие с Конвенцией FAL-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of international transport of goods in maritime communication

This article on the basis of the analysis of the main international and national law sources describes main provisions of international transport of goods in maritime communication. The author, analyzing the legal and regulatory acts, concludes whether at the legislative level, provide for the application of simplified border crossing regime for Russian ships overseas destination and to take action on facilitation of international maritime traffic by simplifying formalities in accordance of national legislation with the Convention FAL-65.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование международной перевозки грузов в морском сообщении»

3. НАЛОГОВЫЕ И ТАМОЖЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

3.1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ В МОРСКОМ СООБЩЕНИИ

Бразовская Яна Евгеньевна соискатель Российского Государственного Гуманитарного Университета, преподаватель НПОУ «Академический Институт Гуманитарного Образования»

Контакты автора: bye2004@mail

Аннотация. В настоящей статье на основе анализа международно-правовых и национально-правовых источников излагаются основные положения международной перевозки грузов в морском сообщении. Автор, анализируя нормативно-правовые актов, приходит к выводу о целесообразности на законодательном уровне предусмотреть возможность применения упрощенного режима пересечения государственной границы РФ для морских судов заграничного следования и принятия мер по облегчению международного судоходства путем упрощения формальностей и приведении национального законодательства в соответствие с Конвенцией FAL-65. Ключевые слова: правовое регулирование, международное и национальное право, международное морское судоходство, таможня

LEGAL REGULATION OF INTERNATIONAL TRANSPORT OF GOODS IN MARITIME COMMUNICATION

Brazovskaya Yana E., post-graduate student, the Russian State University for the Humanities, lecturer NPOU Academic Institute of liberal education

Annotation: This article on the basis of the analysis of the main international and national law sources describes main provisions of international transport of goods in maritime communication. The author, analyzing the legal and regulatory acts, concludes whether at the legislative level, provide for the application of simplified border crossing regime for Russian ships overseas destination and to take action on facilitation of international maritime traffic by simplifying formalities in accordance of national legislation with the Convention FAL-65.

Keywords: legal regulations, international and

national law, international maritime traffic, customs

Одной из характерных особенностей международной перевозки грузов всеми видами транспорта является то, что транспортное средство и перевозимый на нем груз пересекает государственную границу того или иного государства, которое регламентирует определенный правовой режим такого пересечения.

В России за последнее время произошли значительные изменения в таможенном законодательстве, были приняты Таможенным Кодексом Таможенного союза[1] и ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Фе-дерации»[2].

Целями, которых в том числе является совершенствование государственного управления в сфере таможенного дела и создание условий для развития внешнеэкономической, внешнеторговой деятельности, инфраструктуры в сфере таможенного дела.

Порядок фактического пересечения товарами и транспортными средствами государственной границы РФ регулируется законодательством о Государственной границе РФ, а в части, не урегулированной законодательством о государственной границе - законодательством РФ о таможенном деле.

Пункт 10 статьи 4 Закон № 311-ФЗ регламентирует, что если таможенным законодательством Таможенного союза установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены данным Федеральным законом, применяется таможенное законодательство Таможенного союза.

К функциям или обязанностям таможенных органов относятся в том числе:

- проведение таможенного контроля и создание условий, способствующих ускорению товарооборота при ввозе и вывозе товаров в / из РФ;

- содействие развитию внешней торговли РФ, внешнеэкономических связей субъектов РФ и ускорению товарооборота;

- обеспечение на территории РФ соблюдения порядка перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Таможенного союза.

Товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю для проведения, которого декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, и иные заинтересованные лица обязаны представить таможенным органам необходимые документы и сведения в устной, письменной и (или) электронной формах[3].

При проведении таможенного контроля таможенный орган должен исходить из принципа выборочности и ограничиваться только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства, а при выборе форм и методов проведения таможенного контроля таможенные органы обязаны использовать технические средства таможенного контроля, предварительный анализ информации с тем, чтобы при проведении таможенного контроля не допускать нанесения декларантам, перевозчикам и иным лицам ущерба, связанного с хранением товаров, простоем транспортных средств, увеличением срока выпуска товаров, если это не вызвано чрезвычайными обстоятельствами, связанными с выявленными признаками серьезных нарушений в области таможенного дела и необходимостью принятия исчерпывающих мер по обнаружению и пресечению указанных нарушений[4].

В отношении формы и порядка проведения таможенного контроля следует отметить, что Закон № 311-ФЗ отсылает к главам 16 и 19 Таможенного кодекса Таможенного союза, который в статье 110 ТК ТС определяет конкретные формы таможенного контроля.

При прибытии морских судов в Российскую Федерацию агент по согласованию с портовыми властями заблаговременно^] извещает контрольные органы о времени прибытия из-за границы грузовых судов и паромов согласовывает время и место сбора представи-

Бразовская МЕЖДУНАРОДНЫЕ МОРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ

телей контрольных органов, указывает причал или рейд их оформления и организует доставку представителей контрольных органов к оформляемому судну.

При международной перевозке водными судами перевозчик обязан при ввозе товаров в РФ согласно ст. 194 Закона № 311-ФЗ и ст. 159 ТК ТС представить сертификаты, разрешения, лицензии или иные документы, подтверждающие соблюдение установленных запретов и ограничений

Для убытия товаров перевозчик дополнительно обязан представить таможенному органу таможенную декларацию либо иной документ, допускающий их вывоз с таможенной территории, а вывоз товаров из Российской Федерации допускается после их таможенного декларирования и совершения иных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, и выпуска товаров.

Порядок и технология совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру определяется в зависимости от вида товаров и транспорта, используемого для такого перемещения (автомобильный, воздушный, железнодорожный, морской, речной и другие), а также категории лиц, перемещающих товары.

Так помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации, а также при необходимости и иных документов, однако в случае, если товары подлежат ветеринарному, фитосанитарному и другим видам государственного контроля[6] такое помещение возможно только после осуществления соответствующего контроля.

Таможенное декларирование производится в письменной^] и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации, перечень сведений, подлежащих указанию в декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства (п. 3 ст. 180 ТК ТС). Кодекс предусматривает, что в качестве таможенной декларации могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой.

Примечательным является положение статьи 183 Кодекса о том, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация.

Подача декларации в электронной форме может не сопровождаться представлением документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, в случае, если ранее в таможенный орган уже представлялись требуемые документы, либо они могут быть представлены впоследствии в соответствии законодательством государства-члена таможенного союза.

В срок не более 2 (двух) часов с момента подачи таможенной декларации таможенный орган регистрирует или отказывает в регистрации таможенной декларации, с момента регистрации декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

В зависимости от категорий товаров и лиц, их перемещающих, в соответствии с таможенным законодательством могут быть установлены особенности та-

моженного декларирования товаров, в том числе в случае регулярного перемещения через таможенную границу товаров одним и тем же лицом в течение определенного периода времени (ст. 194 ТК ТС).

Таможенное законодательство предусматривает возможность предварительного таможенного декларирования иностранных товаров до их ввоза на таможенную территорию таможенного союза (в случае отсутствия сведений, которые по своему характеру не могут быть известны декларанту до ввоза товаров на таможенную территорию они должны быть внесены в таможенную декларацию до принятия решения о выпуске товаров ст. 193 ТК ТС) и периодическое таможенное декларирование товаров (ст. 213 Закона № 311-ФЗ).

Так подача периодической декларации на товары на все товары, ввозимые в Российскую Федерацию (вывозимые из Российской Федерации) разрешается при регулярном перемещении через таможенную границу Таможенного союза одних и тех же товаров одним и тем же лицом в течение периода поставки, не превышающего 30 календарных дней.

Периодом поставки является заявляемый декларантом период, в течение которого планируется:

1) предъявлять таможенному органу товары, ввозимые в РФ;

2) отгружать товары, вывозимые из РФ (сдавать товары перевозчику, который будет осуществлять международную перевозку товаров, либо первому перевозчику при осуществлении международной перевозки товаров с перегрузкой (перевалкой) на другое транспортное средство в целях их вывоза).

Товары рассматриваются как одни и те же, если они имеют одинаковое наименование и одинаковый классификационный код по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, а регулярное перемещение лицом через таможенную границу подразумевает осуществление трех и более поставок одного и того же товара в течение 30 календарных дней.

Важным условием подачи периодической декларации является также то, что таможенное декларирование должно производится в одном и том же таможенном органе, а товары ввозятся или вывозятся в/из РФ в счет исполнения обязательств по одному договору, заключенному при совершении внешнеэкономической сделки или по односторонней внешнеэкономической сделке, или без совершения какой-либо сделки, независимо от количества отдельных поставок в течение заявленного периода поставки, не превышающего 30 календарных дней.

В периодической декларации на товары должны быть заявлены сведения, необходимые для выпуска товаров, исчисления и уплаты таможенных платежей, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а также позволяющие идентифицировать декларируемые товары по совокупности их количественных и качественных характеристик.

Декларант обязан заявить таможенному органу по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, уточненные сведения о товарах, заявленных в периодической декларации на товары:

1) не позднее 10 рабочих дней после окончания периода поставки при декларировании ввозимых товаров;

2) не позднее двух месяцев после фактического вывоза всей партии товаров, заявленной в периодической декларации на товары, при декларировании вывозимых товаров.

Заявленные в периодической декларации на товары вывозимые товары должны быть фактически вывезены в течение трех месяцев после дня окончания периода поставки. Убытие товаров в количестве, превышающем заявленное в периодической декларации на товары, не допускается.

Периодическое таможенное декларирование не применяется в отношении вывозимых товаров, которые облагаются вывозными таможенными пошлинами или к которым применяются ограничения.

Выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении следующих условий:

1) таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров;

2) лицами соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранную таможенную процедуру;

3) в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты.

Выпуск товаров производится должностным лицом таможенного органа не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации путем внесения (проставления) соответствующих отметок в таможенной декларации и коммерческих, транспортных (перевозочные) документах, а также внесением соответствующих сведений в информационные системы таможенного органа.

Законодательством предусматривается выпуск товаров до подачи таможенной декларации при условии представления декларантом:

1) коммерческих или иных документов, содержащих сведения об отправителе и получателе товаров, стране отправления и назначения товаров, наименование, описание, классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых четырех знаков, количество, вес брутто и стоимость товаров;

2) обязательства в письменной форме о подаче им таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений не позднее 10 месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, содержащее сведения о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары; а также

3) документы и сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, за исключением случаев, когда такие документы и сведения могут быть представлены на дату подачи таможенной декларации.

Важным моментом является возможность уполномоченных лиц представлять таможенным органам в электронном виде предварительную информацию о товарах, предполагаемых к перемещению через таможенную границу, транспортных средствах международной перевозки, перемещающих такие товары, времени и месте прибытия товаров на таможенную территорию или убытия с такой территории, пассажирах прибывающих на таможенную территорию или убывающих с такой территории[8].

Предварительная информация представляется для изучения, анализа и проведения проверочных мероприятий до представления товаров в таможенные ор-

ганы в целях выбора объектов контроля и осуществления выпуска товаров либо принятия иных обязательных решений в отношении товаров, не являющихся объектами контроля в соответствии с системой управления рисками, в более короткие сроки, чем это предусмотрено таможенным законодательством^].

Однако стоит отметить, что заблаговременно представленные капитаном судна документы в системах управления рисками контрольных органов не анализируются и содержащиеся в них сведения эффективно не используются, а правовые требования, порождающие процедурные и документарные требования регламентирующего характера в отношении документации не только замедляют международную торговлю, но и существенно влияют на стоимость, как перевозки, так и перевозимого груза.

Если говорить о России, как крупнейшем экспортере энергосырья, следует отметить, что экономически выгодно на законодательном уровне предусмотреть возможность применения упрощенного режима пересечения государственной границы РФ для морских судов заграничного следования.

Однако нормативное требование предоставления столь колоссального объема информации, а также подтверждающих документов, которые в большинстве случаев представить одномоментно не представляется возможным, идет в разрез с основной целью таможенного законодательства, а именно совершенствование государственного управления и создание условий для развития внешнеэкономической, внешнеторговой деятельности, инфраструктуры в сфере таможенного дела и норм международного права в частности Конвенции по облегчению международного морского су-доходства[10] (Convention on Facilitation of International Maritime Traffic (FAL-65)).

Конвенция FAL-65 стандартом 2.1. определяет, что государственные власти не должны требовать для оставления у себя при отходе или отходе судов каких-либо других документов, кроме тех, которые указаны конвенцией, а их не более 8.

Исходя из проведенного анализа автор статьи приходит к выводу о необходимости внесения изменений в российское законодательство для приведения его в соответствии с нормами международного права, а именно статью 159 Таможенного Кодекса Таможенного союза изложить в следующей редакции «При международной перевозке морским транспортом перевозчик представляет документы и сведения предусмотренные Конвенцией FAL-65», Типовую схему организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в морских и речных (озерных) пунктах пропуска, утвержденной приказом Минюсте РФ 12 февраля 2010г. № 247 дополнить прямой ссылкой на Конвенцию FAL-65 в части представления документов и сведений.

Список литературы:

1. Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17 (ред. от 16.04.2010), (далее ТК ТС).

2. ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» № 311-ФЗ от 27.11.2010 г. (далее Закон № 311-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 48, ст. 6252.

3. Пункт 1 статьи 98 и пункт 3 статьи 150 ТК ТС.

4. Пункт 3 статьи 161 Закона № 311-ФЗ.

Бразовская МЕЖДУНАРОДНЫЕ МОРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ

5. Например, в соответствии с п. 3.1.4. Технологической схемой пропуска через государственную границу физических лиц, транспортных средств и грузов в пункте пропуске через государственную границу Российской Федерации в г. Кронштадте (О. Котлин, пункт База Литке) к приказу Балтийской таможни от 17.06.2002. № 247, «в санитарно-карантинный пункт информация о санитарно-эпидемиологическом состоянии судна, следующего в пункт пропуска, предоставляется капитаном судна (лицом, им уполномоченным) или морским агентом не позднее чем за 48 часов до прихода судна к Приемному бую...».

6. Следует отметить, что таможенное законодательство не раскрывает список или перечень других видов государственного контроля, что по нашему мнению является неоспоримым недостатком документа, требующего уточнения.

7. Подача таможенной декларации в письменной форме должна сопровождаться представлением таможенному органу ее электронной копии (п. 6 ст. 180 ТК ТС).

8. Пункт 1 статьи 42 ТК ТС.

9. Пункт 1 статьи 196 Закона № 311-ФЗ.

10. Конвенция по облегчению международного морского судоходства (FAL). Заключена в г. Лондоне 09.04.1965, Конвенция вступила в силу 05.03.1967. СССР принял Конвенцию с оговоркой. Конвенция вступила в силу для СССР 05.03.1967.

References:

1. Application To the Contract about the Customs code Customs union accepted by the decision of Interstate Council the Euroasian economic community (Supreme body of customs union) at a level of the chapters of the states from November 27, 2009 No. 17 Customs Code of the Customs Union (as amended on April, 16, 2010) (hereafter CC CU).

2. The 27 November 2010 Federal Law No. 311-FZ On Customs Regulation in the Russian Federation // SZ RF. 2010. No. 48 Р. 6252.

3. Paragraph 1 of article 98 and paragraph 3 of article 150 CC CU.

4. Paragraph 3 of article 161 Federal Law No. 311-FZ.

5. For example, in accordance with paragraph 3.1.4. Technological scheme of the border crossing of individuals, vehicles and cargo at a checkpoint at the border of the Russian Federation in the city of Kronstadt (O. Kotlin item Base Litke) to the order of the Baltic Customs on 17.06.2002. No. 247, "in the sanitary quarantine station information on the sanitary-epidemiological status of the ship, next to the checkpoint, provided the captain of the vessel (a person authorized by him) or marine agent no later than 48 hours before arrival of the vessel to the.recshdubfltbeDyioted that customs legislation does not disclose a list or a list of other types of state control, which we believe is an undeniable lack of a document that requires clarification.

7. Submission of a customs declaration in writing must be accompanied by the customs authority of its electronic copy (paragraph 6 of Article. 180 CC CU.

8. Paragraph 1 of article 42 CC CU.

9. Paragraph 1 of article 196 Federal Law No. 311-FZ.

10. The convention on simplification of the international sea navigation (further FAL-65). It is concluded in London of 4/9/1965, the Convention has come into force 3/5/1967. The USSR has accepted the Convention with the reservation. The convention has come into force for the USSR of 3/5/1967.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Правовое регулирование международной перевозки грузов в морском сообщении» РГГУ, преподавателя НПОУ «Академический Институт Гуманитарного О6разования» Бразовской Яны Енгеньевны.

Статья Я.Е. Бразовской посвящена правовому регулированию международной перевозки грузов в морском сообщении, в которой автор проводит анализ нормативно правовой базы и приходит к выводу о необходимости внесения изменений в подзаконные акты.

Актуальность данной статьи заключается в том, что нормативные требования к прохождению формальностей в морских торговых портах действующие в Российской Федерации не соответствуют международным договорам и в частности Конвенции по облегчению международного морского судоходства.

Необоснованные задержки оформления транспортных средств и грузов в российских морских портах могут оказать решающее значение как для роста объема экспорта транспортных услуг, увеличения транзита грузов по территории Российской Федерации, так и для экономики страны.

Принятые Таможенный Кодекс Таможенного союза и ФЗ О таможенном регулировании в Российской Федерации» окончательно не решили все существующие проблемы, связанные с излишним бюрократизмом.

Нынешнее состояние российского законодательства требует существенных изменений в законодательной базе, регулирующей внешнеэкономическую деятельность, и приведение его в соответствии с международными договорами.

Автор в своей работе провел подробный анализ нормативно-правовых источников, регулирующих международную перевозку грузов в морском сообщении и пришел к выводу о необходимости внесения изменений в нормативно-правовые акты.

Статья выполнена на высоком научном уровне, содержит ряд выводов, представляющих практический интерес.

Научная статья Я.Е. Бразовской «Правовое регулирование международной перевозки грузов в морском сообщении» соответствует требованиям, предъявляемым к работам такого рода и может быть рекомендована к публикации.

Ректор НПОУ «Академический Институт

Гуманитарного Образования», профессор,

д.юн. А.С. Скаидов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.