Научная статья на тему 'Правовое регулирование международного судебно-экспертного сотрудничества Российской Федерации в сфере криминалистического документоведения'

Правовое регулирование международного судебно-экспертного сотрудничества Российской Федерации в сфере криминалистического документоведения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
169
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР / ПРИНЦИПЫ ПРАВА / ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ / FORENSIC DOCUMENTATION / INTERNATIONAL FORENSIC EXPERT COOPERATION / LEGAL REGULATION / INTERNATIONAL TREATY / PRINCIPLES OF LAW / LEGAL ASSISTANCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Салганский Н. Е.

Настоящая статья посвящена проблемам правовой регламентации российского международного судебно-экспертного сотрудничества в сфере криминалистического документоведения. Автор анализирует существующее законодательство в указанной области и потребности практических экспертно-криминалистических подразделений при производстве технико-криминалистических экспертиз документов, почерковедческих и автороведческих экспертиз. В работе рассматриваются принципы международного права, международные договоры и соглашения, УПК РФ, существующее законодательство в области судебно-экспертной деятельности, а также проект Федерального закона № 306504-6 «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В статье указывается проблема недостаточной нормативно-правовой регламентации данной сферы деятельности правоохранительных органов. В качестве вывода предлагается вектор для дальнейшей разработки правовых основ международного судебно-экспертного сотрудничества в целом и международного судебно-экспертного сотрудничества в сфере криминалистического документоведения в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF INTERNATIONAL FORENSIC EXPERT COOPERATION OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF FORENSIC DOCUMENTATION

This article is devoted to the problems of legal regulation of the Russian international forensic expert cooperation in the field of forensic documentation. The author analyzes the existing legislation in this area and the needs of practical forensic units in the production of technical and forensic examinations of documents, handwriting and author’s expertises. The paper examines the principles of international law, international treaties and agreements, the Criminal Procedure Code of the Russian Federation, existing legislation in the field of forensic expertise, as well as the draft Federal law No. 306504-6 «About forensic expertise in the Russian Federation». The problem of insufficient legal regulation of this sphere of activity of law enforcement agencies is also pointed out. As a conclusion, the author proposes a vector for further development of the legal framework for international forensic cooperation in general and international forensic cooperation in the field of forensic documentation in particular.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование международного судебно-экспертного сотрудничества Российской Федерации в сфере криминалистического документоведения»

УДК 343.982.4(470):341.45

Н. Е. САЛГАНСКИЙ, адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя (г. Москва)

N. E. SALGANSKY, Postgraduate of the Scientific and Pedagogical Staff Training Faculty of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V J. Kikotya (Moscow)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ

LEGAL REGULATION OF INTERNATIONAL FORENSIC EXPERT COOPERATION OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF FORENSIC DOCUMENTATION

Аннотация. Настоящая статья посвящена проблемам правовой регламентации российского международного судебно-экспертного сотрудничества в сфере криминалистического документоведения. Автор анализирует существующее законодательство в указанной области и потребности практических экспертно-криминалистических подразделений при производстве технико-криминалистических экспертиз документов, почерковедческих и ав-тороведческих экспертиз. В работе рассматриваются принципы международного права, международные договоры и соглашения, УПК РФ, существующее законодательство в области судебно-экспертной деятельности, а также проект Федерального закона № 306504-6 «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В статье указывается проблема недостаточной нормативно-правовой регламентации данной сферы деятельности правоохранительных органов. В качестве вывода предлагается вектор для дальнейшей разработки правовых основ международного судебно-экспертного сотрудничества в целом и международного судебно-экспертного сотрудничества в сфере криминалистического документо-ведения в частности.

Ключевые слова и словосочетания: криминалистическое документоведение, международное судебно-экспертное сотрудничество, правовое регулирование, международный договор, принципы права, правовая помощь.

Annotation. This article is devoted to the problems of legal regulation of the Russian international forensic expert cooperation in the field of forensic documentation. The author analyzes the existing legislation in this area and the needs of practical forensic units in the production of technical and forensic examinations of documents, handwriting and author's expertises. The paper examines the principles of international law, international treaties and agreements, the Criminal Procedure Code of the Russian Federation, existing legislation in the field of forensic expertise, as well as the draft Federal law No. 306504-6 «About forensic expertise in the Russian Federation». The problem of insufficient legal regulation of this sphere of activity of law enforcement agencies is also pointed out. As a conclusion, the author proposes a vector for further development of the legal framework for international forensic cooperation in general and international forensic cooperation in the field of forensic documentation in particular.

Keywords and phrases: forensic documentation, international forensic expert cooperation, legal regulation, international Treaty, principles of law, legal assistance.

В настоящее время заметно возросло значение судебной экспертизы в борьбе с преступностью, обладающей современными технологиями и высокой организацией, появилась необходимость развития международного судебно-экспертного сотрудничества. Об этом говорится в резолюции Комиссии ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию «Международное сотрудничество в судебно-экспертной области» [1, с. 289]. Данный факт учитывается и в Государственной программе Российской Федерации «Юстиция» на 2013-2026 гг., направленной в том числе на «развитие международного сотрудничества в сфере судебно-экспертной деятельности в целях укрепления положения российской судебной экспертизы в мире и расширения базы знаний экспертов» [2].

Важное место в международном судебно-экспертном сотрудничестве Российской Федерации занимают вопросы криминалистического документоведения, т. е. проблемы организации и производства технико-криминалистических экспертиз документов, почерковедческих и автороведческих экспертиз. Потребность в интернациональном взаимодействии нередко возникает в связи с исследованием специфических объектов перечисленных видов экспертиз: выполненных на иностранном языке рукописных записей и печатных текстов, бланков документов, изготовленных по иностранным технологиям и т. д. Данный факт обусловлен отсутствием в отечественных судебно-экспертных службах соответствующих методик, сравнительных образцов и пр.

Одной из основ реализации международного судебно-экспертного сотрудничества является нормативно-правовая регламентация указанного вида деятельности. Взаимодействие государств в данной области осуществляется на основе принципов международного права, двусторонних и многосторонних договоров о взаимной правовой помощи, уголовно-процессуального законодательства и законодательства

о судебной экспертизе. Разумеется, положения, зафиксированные в перечисленных выше источниках, распространяются и на международное судебно-экспертное сотрудничество в сфере криминалистического документоведения.

Вопросы соблюдения принципов международного права в судебно-экспертной деятельности, а также в процессе межгосударственного судебно-экспертного сотрудничества исследовал и описал Ш. Н. Хазиев [3, с. 45-47]. Он указал на необходимость соблюдения следующих принципов: обязанность государств сотрудничать друг с другом, суверенное равенство государств, добросовестное выполнение обязательств по международному праву, уважение прав человека и основных свобод. В ратифицированных Российской Федерацией международных договорах о взаимной правовой помощи, как правило, фиксируются формальные вопросы: обязательства сторон и объем правовой помощи, центральные и компетентные органы государств-участников, форма и содержание запроса, порядок вызова лиц (в том числе экспертов) на территорию запрашивающей стороны, гарантии, предоставляемые им, вопросы компенсации расходов и обеспечения безопасности экспертов и пр. К настоящему моменту Россия заключила подобные соглашения более чем с 70 странами.

Рассмотрим закрепленные в многосторонних соглашениях нормы, регулирующие международное судебно-экспертное сотрудничество, на примере Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г. Указанный документ, наиболее полно охватывающий вопросы международного судебно-экспертного сотрудничества, ратифицировали 15 государств, входивших на тот момент в состав Совета Европы (Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция и др.). Ряд стран подписал соглашение. Конвенция, помимо прочего, закрепляет положения, касающиеся статуса судебного эксперта,

оказывающего правовую помощь правоохранительным органам (суду) иностранного государства. В частности, указанным нормативным правовым актом устанавливается возможность дачи иностранным экспертом показаний под присягой. Запрещается подвергать иностранного эксперта наказанию или мере пресечения в случае, если он не ответил на повестку о явке в правоохранительные органы или суд. Кроме того, в соответствии с Конвенцией запрашивающая сторона компенсирует эксперту суточные и транспортные расходы, гарантирует иммунитет [4].

Положения, касающиеся международного судебно-экспертного сотрудничества, закреплены и в двусторонних соглашениях между Россией и прочими государствами. Нормы, изложенные в ратифицированных Российской Федерацией многосторонних и двусторонних договорах о взаимной правовой помощи, касающиеся международного судебно-экспертного сотрудничества, по сути, не имеют различий. Однако, как отмечают практики, формат двусторонних соглашений является более предпочтительным. В соответствии с такими договорами государства-партнеры, как правило, неукоснительно исполняют свои обязанности, в то время как страны, ратифицировавшие многостороннее соглашение, нередко игнорируют запросы о правовой помощи, поступающие им от зарубежных коллег.

Стоит отметить, что существуют и межведомственные международные договоры, регулирующие международное судебно-экспертное сотрудничество. Такие соглашения заключаются между конкретными органами исполнительной власти различных государств и предполагают более отлаженный механизм взаимодействия субъектов. В межведомственных договорах, как правило, отображаются определенные направления или формы сотрудничества. Например, в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между Министерством

юстиции Российской Федерации и Министерством юстиции Лаосской Народно-Демократической Республики от 13 октября 2011 г., стороны сотрудничают в следующих областях:

1) обмен опытом между специалистами обеих сторон в области разработки законодательных и иных нормативных правовых актов;

2) обмен делегациями государственных служащих для более полного ознакомления с организацией и деятельностью органов юстиции и других правовых сфер обоих государств;

3) организация и проведение на основе взаимности семинаров, лекций, практических занятий и других подобных мероприятий для дальнейшего улучшения профессионального обучения и подготовки работников юстиции и специалистов;

4) взаимная помощь, оказываемая образовательным учреждениям сторон в целях создания и деятельности международных юридических курсов, подготовки и выполнения программ обучения государств обеих сторон;

5) обмен опытом в области информатизации органов юстиции и связанных с нею сферах;

6) обмен информацией о законодательстве и правоприменительной практике, юридической литературой и иными публикациями по правовой тематике;

7) подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для органов юстиции;

8) содействие развитию системы юридической помощи и юридических услуг в целях реализации прав, свобод и законных интересов граждан, прав юридических лиц;

9) обеспечение защиты законных интересов, прав и свобод граждан по вопросам, находящимся в ведении органов юстиции [5].

Ряд вопросов международного судебно-экспертного сотрудничества регламентируется и УПК РФ. Так, ст. 453 предусматривает саму возможность про-

изводства судебной экспертизы на территории иностранного государства компетентным органом или должностным лицом иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации, международным соглашением или на основе принципа взаимности. Заключение эксперта, полученное в результате подобного исследования, заверенного и переданного в установленном порядке, пользуется такой же юридической силой, как если бы оно было получено на территории России.

Судебная экспертиза, выполняемая в рамках правовой помощи, может проводиться на территории запрашиваемого государства или запрашивающей стороны (при согласии эксперта прибыть в страну, направившую запрос). Если в первом случае производство судебной экспертизы осуществляется в соответствии с законодательством запрашиваемой стороны, то во втором - судебная экспертиза с участием явившегося эксперта производится в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством запрашивающей стороны. Частью 8 ст. 389.13 УПК РФ закрепляется право суда апелляционной инстанции исследовать доказательства с использованием систем видео-конфе-ренц-связи. В связи с чем оглашение заключения эксперта может проходить указанным способом. Также предусмотрена и возможность его допроса аналогичным образом [6]. Что касается регламентации международного судебно-экспертного сотрудничества в национальном законодательстве о судебно-экспертной деятельности, то в ст. 11 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» закреплено положение, согласно которому деятельность государственных судебно-экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы для других государств осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации [7].

Стоит отметить, что в проекте Федерального закона № 306504-6 «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» имеется целая глава «Международное сотрудничество в области судебно-экспертной деятельности». В ней закреплено право судебно-экспертных организаций и подразделений устанавливать международные связи с судебно-экспертными органами и службами иностранных государств с целью осуществления совместных научных исследований, обмена научной и методической информацией, подготовки и повышения квалификации судебных экспертов. Так, ст. 38 проекта закона закрепляет положение, согласно которому на территории Российской Федерации возможно производство судебной экспертизы в рамках полученного запроса о правовой помощи от иностранного государства. При этом ранее между сторонами должен быть заключен соответствующий договор. Производство экспертизы осуществляется в порядке, предусмотренном отечественными нормативными правовыми актами, если договором не предусмотрено иное.

В следующей статье законопроекта закреплено право инициатора назначения судебной экспертизы ходатайствовать о привлечении к ее производству иностранных судебных экспертов. Производство судебной экспертизы с участием зарубежного специалиста должно осуществляться в соответствии с российским законодательством. Также в проекте федерального закона указывается, что плата за проведение судебной экспертизы определяется решением сторон [8].

В результате анализа приведенных выше положений нормативных правовых актов можно сделать вывод о том, что на данный момент в отечественном законодательстве, а также в ратифицированных Российской Федерацией международных договорах заложены лишь основы международного судебно-экспертного сотрудничества. Вместе с тем потребности практики такого взаимодей-

ствия требуют совершенствования, детализации норм, касающихся ряда аспектов деятельности судебных экспертов и судебно-экспертных учреждений.

Особенно в детализации отдельных положений нуждается такая частная сфера международного судебно-экспертного сотрудничества, как криминалистическое документоведение. Ведь именно в данной сфере наиболее часто возникают проблемы, вызванные со спецификой исследуемых объектов, выполненных на иностранном языке или по иностранным технологиям. При их исследовании эксперты нередко вынуждены давать вывод о невозможности решения поставленных перед ними вопросов ввиду отсутствия соответствующих методик или сравнительных образцов. Решение обозначенной проблемы посредством международного судебно-экспертного сотрудничества на практике нередко вызывает затруднения. Дело в том, что в национальном законодательстве и в ратифицированных международных договорах Российской Федерации не регламентируется процесс получения

***

образцов для сравнительного исследования, не раскрываются такие аспекты судебно-экспертной деятельности, как хранение и транспортировка объектов исследований, порядок назначения и организация производства судебных экспертиз в сотрудничестве с иностранными и международными правоохранительными органами и судебно-экспертными учреждениями и др.

Между тем перечисленные проблемы имеют принципиальное значение при организации и производстве технико-криминалистических экспертиз документов, почерковедческих и автороведческих исследований. Указанные вопросы подлежат обязательной разработке и урегулированию в нормативных правовых актах. На наш взгляд, соответствующие нормы целесообразно изложить в законопроекте № 306504-6 «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», ведомственных приказах, а также включить в дополнения к международным договорам Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Силуянова К. А. Современное международное сотрудничество в области судебной экспертизы // Актуальные проблемы современного международного права: материалы XVI Международного конгресса «Блищенковские чтения». М.: РУДН, 2019. С. 289-293.

2. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Юстиция»: постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 312 // СПС «КонсультантПраво».

3. Хазиев Ш. Н. Теоретические основы и организация международного сотрудничества в области судебно-экспертной деятельности: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2016. 462 с.

4. Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам. Заключена в г. Страсбурге 20 апреля 1959 г. (с изм. от 8 ноября 2001 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

5. Соглашение о сотрудничестве между Министерством юстиции Российской Федерации и Министерством юстиции Лаосской Народно-Демократической Республики от 13 октября 2011 г. // СПС «КонсультантПлюс».

6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 24 апреля 2020 г.) // Российская газета. 2001. № 249. 22 декабря.

7. О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации: федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

8. О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации: проект федерального закона № 306504-6 // СПС «КонсультантПлюс».

© Салганский Н. Е.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.