Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ДВУСТОРОННЕГО И МНОГОСТОРОННЕГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И КАЗАХСТАНА'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ДВУСТОРОННЕГО И МНОГОСТОРОННЕГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И КАЗАХСТАНА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
186
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА / МЕЖДУНАРОДНОЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДВУСТОРОННИЕ И МНОГОСТОРОННИЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ / ГАРМОНИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Резинкин А. Ю.

В статье рассматриваются вопросы развития международного научно-технического сотрудничества России и Казахстана и его основные акторы. Международные научно-технические связи описываются через призму двустороннего и многостороннего сотрудничества двух государств по линиирегиональных межгосударственных объединений, в частности Шанхайской организации сотрудничества. Особое внимание автором уделяется правовому аспекту международного научно-техническогорегулирования, главным механизмом которого выступают двусторонние и многосторонние договоры и соглашения. При этом одной из важных форм сотрудничества указывается разработка согласованных мероприятий по гармонизации нормативно-правовой базы России и Казахстана в сфере науки и технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF THE INTERNATIONAL BILATERAL AND MULTILATERAL SCIENTIFIC AND TECHNICAL COOPERATION OF RUSSIA AND KAZAKHSTAN

The article deals with the development of international scientific and technical cooperation betweenRussia and Kazakhstan and its main actors. International scientific and technical relations are describedthrough the prism of bilateral and multilateral cooperation between the two states through regionalinterstate associations, in particular the Shanghai Cooperation Organization. The author pays specialattention to the issue of legal regulation of international scientific and technical regulation, the mainmechanism of which is bilateral and multilateral treaties and agreements. At the same time, one of the important forms of cooperation is the development of coordinated measures to harmonize the regulatoryframework of Russia and Kazakhstan in the field of science and technology.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ДВУСТОРОННЕГО И МНОГОСТОРОННЕГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И КАЗАХСТАНА»

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО И СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ

УДК 341.23 ББК 67.91 1.222

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ДВУСТОРОННЕГО И МНОГОСТОРОННЕГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И КАЗАХСТАНА*

А. Ю. Резинкин

Алтайский государственный медицинский университет (Барнаул, Россия)

В статье рассматриваются вопросы развития международного научно-технического сотрудничества России и Казахстана и его основные акторы. Международные научно-технические связи описываются через призму двустороннего и многостороннего сотрудничества двух государств по линии региональных межгосударственных объединений, в частности Шанхайской организации сотрудничества. Особое внимание автором уделяется правовому аспекту международного научно-технического регулирования, главным механизмом которого выступают двусторонние и многосторонние договоры и соглашения. При этом одной из важных форм сотрудничества указывается разработка согласованных мероприятий по гармонизации нормативно-правовой базы России и Казахстана в сфере науки и технологий.

Ключевые слова: Шанхайская организация сотрудничества, международное научно-техническое сотрудничество, правовое регулирование научно-технической политики, международные двусторонние и многосторонние договоры и соглашения, гармонизация национального законодательства.

LEGAL REGULATION OF THE INTERNATIONAL BILATERAL AND MULTILATERAL SCIENTIFIC AND TECHNICAL COOPERATION OF RUSSIA AND KAZAKHSTAN

A. Y. Rezinkin

Altai State Medical University (Barnaul, Russia)

The article deals with the development of international scientific and technical cooperation between Russia and Kazakhstan and its main actors. International scientific and technical relations are described through the prism of bilateral and multilateral cooperation between the two states through regional interstate associations, in particular the Shanghai Cooperation Organization. The author pays special attention to the issue of legal regulation of international scientific and technical regulation, the main mechanism of which is bilateral and multilateral treaties and agreements. At the same time, one of the

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (научный проект № 18-29-1501 1 «Принципы, источники и особенности правового регулирования международного научного и научно-технического сотрудничества и международной интеграции в области исследований и технологического развития в России и зарубежных странах Шанхайской организации сотрудничества»).

important forms of cooperation is the development of coordinated measures to harmonize the regulatory framework of Russia and Kazakhstan in the field of science and technology.

Keywords: Shanghai Cooperation Organization, international scientific and technical cooperation, legal regulation of scientific and technical policy, international bilateral and multilateral treaties and agreements, harmonization of national legislation.

Doi: https://doi.org/10.14258/ralj(2021)3.14

В современном мире можно наблюдать интенсивное развитие международных научно-технических связей (МНТС), что обусловлено общим глобальным развитием научно-технического прогресса, являющегося, в свою очередь, одним из важных факторов межгосударственного сотрудничества. МНТС может выстраиваться как между отдельными государствами-партнерами (двустороннее МНТС), так и по линии разных межгосударственных (многостороннее МНТС), в том числе региональных, объединений.

Успешное развитие МНТС между государствами напрямую зависит от их качественного правового регулирования, источниками которого традиционно выступают международно-правовые обычаи и международно-правовые договоры. При этом в сложившейся современной мировой правовой практике приоритет в правовом регулировании МНТС отдается договорам (соглашениям), которые в зависимости от количества акторов МНТС бывают двусторонними и многосторонними.

В 1991 г. произошел распад СССР, который, по мнению М. Н. Шапкина, стал геополитическим событием планетарного масштаба, существенно повлиявшим на мировую систему в целом и в первую очередь затронувшим государства постсоветского пространства, вынудив их искать ответы на новые глобальные вызовы [1, с. 3]. Прекращение существования СССР также ознаменовало собой новую стадию в отношениях России с одним из ее главных долговременных партнеров — Казахстаном. Сотрудничество России и Казахстана как самостоятельных государств стало принципиально значимым элементом организации всего евразийского пространства в изменившихся геополитических условиях, в том числе по дальнейшему выстраиванию разноформатного сотрудничества по линии будущих региональных структур (СНГ, ШОС, ЕАЭС).

МНТС между Россией и Казахстаном имеют свою давнюю историю и выстраиваются как в двустороннем, так и многостороннем формате. После распада СССР Россия как его преемница должна была устанавливать и развивать дальше, выводя на новый уровень, дипломатические отношения теперь уже с самостоятельными государствами — бывшими республиками СССР, в том числе с Республикой Казахстан. С этой целью был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 25 мая 1992 г.

Научно-техническое сотрудничество выступало одним из важных аспектов построения новых дипотношений. С целью развития МНТС был подписан ряд документов, регламентирующих данное направление сотрудничества. Важным шагом в развитии этого направления, теперь уже имеющего международный характер, стало подписание 25 ноября 1996 г. в Москве между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан Соглашения о научно-техническом сотрудничестве на первые пять лет с дальнейшей его возможной пролонгацией.

Подписание данного Соглашения базировалось на заинтересованности Российской Федерации и Республики Казахстан в сохранении, эффективном использовании и развитии исторически сложившегося единого научно-технического пространства и на признании необходимости дальнейшего укрепления и развития взаимовыгодного сотрудничества в области науки и новых технологий в интересах народов Российской Федерации и Республики Казахстан.

В соответствии с Соглашением стороны обязывались содействовать научно-техническому сотрудничеству между своими государствами на основе принципов равноправия и взаимной выгоды, исходя из долгосрочных интересов обеих стран в развитии фундаментальных исследований и прикладной науки, создавая для этого необходимые организационные, правовые и финансово-экономические условия.

В ст. 5 Соглашения описываются общепринятые возможные формы научно-технического сотрудничества, перечень которых является открытым, как-то: взаимные консультации по вопросам фор-

мирования и реализации научно-технической политики в обеих странах; осуществление совместных научных и научно-исследовательских программ и проектов; создание совместных научно-исследовательских организаций и инновационных предприятий; формирование совместных временных научных коллективов; проведение научных работ в научно-исследовательских учреждениях, на промышленных предприятиях, в высших учебных заведениях, технопарках другой страны, а также совместные полевые исследования и экспедиции; организация и проведение совместных разноформатных мероприятий (симпозиумов, съездов, форумов, конференций, семинаров, рабочих встреч, выставок и т. п.).

По условиям Соглашения стороны также должны содействовать обеспечению доступа ученых обеих стран к уникальному и новейшему экспериментальному оборудованию; обмену научными приборами и оборудованием, научно-технической документацией при выполнении совместных исследований и разработок.

В Соглашении также подчеркивается, что сотрудничество будет осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Казахстан и заключаемыми между этими государствами договорами. А одной из форм сотрудничества указывается в Соглашении разработка согласованных мероприятий по гармонизации нормативно-правовой базы Российской Федерации и Республики Казахстан в сфере науки и технологий.

В дополнение данного рамочного Соглашения и в целях дальнейшего развития МНТС подписан ряд других документов, регламентирующих научно-техническое сотрудничество между странами:

— Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности (Москва, 28.03.1994);

— Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации (Москва, 28.03.1994);

— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в области культуры, науки и образования (Москва, 28.03.1994);

— Декларация о расширении и углублении российско-казахстанского сотрудничества (Москва, 20.01.1995);

— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в области использования космической и авиационной техники, технологий и дистанционного зондирования Земли (Москва, 06.07.1998);

— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях (Астана, 22.05.2008).

— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в области использования и развития Российской глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС (Астана, 22.05.2008) и другие.

Следует отметить, что заключаемые на межгосударственном и межправительственном уровне соглашения о научно-техническом сотрудничестве носят рамочный характер. В них определяются основные принципы, направления и условия сотрудничества, включая вопросы защиты интеллектуальной собственности, его организационный механизм. На их основе формируются двусторонние и многосторонние программы сотрудничества, состоящие из конкретных международных научно-технических проектов, в частности Программа казахстанско-российского сотрудничества в области науки и новых технологий (одобрена протоколом 5-го заседания Казахстанско-Российской Межправительственной комиссии по сотрудничеству от 15 февраля 2001 г.).

Работа по реализации подписываемых соглашений и создаваемых программ сотрудничества осуществляется смешанными органами по научно-техническому сотрудничеству — комиссиями, подкомиссиями и комитетами, действующими в рамках межправительственных комиссий по экономическому и научно-техническому сотрудничеству или самостоятельно. Так, 4 октября 1997 г. в городе Алматы создана Межправительственная комиссия по сотрудничеству между Россией и Казахстаном, на которую возлагается основной объем работы по координации действий сторон. А в рамках

указанной межправкомиссии выделена двусторонняя Подкомиссия по сотрудничеству в сфере науки и новых технологий.

Взаимодействие бизнес-сообщества наиболее активно осуществляется по линии Российско-Казахстанского Делового Совета по приграничному сотрудничеству (далее — РКДС), одной из задач которого является содействие развитию эффективного приграничного сотрудничества России и Казахстана в научно-технической и образовательной областях.

Акторами российско-казахстанского сотрудничества в области науки и техники помимо правительств двух государств по сложившейся практике также обычно выступают административно-территориальные единицы Казахстана (области, города) и России (субъекты Федерации, города), академии наук России и Казахстана, различные хозяйствующие субъекты.

Как известно, Россия и Казахстан имеют самую длинную в мире сухопутную границу (7 512,8 км), чем отчасти объясняется тесное приграничное сотрудничество. При этом взаимодействие приграничных субъектов РФ и областей Казахстана осуществляется не только на основе межправительственных соглашений, но и путем заключения двусторонних договоров и соглашений между собой, например, Соглашение между администрацией Алтайского края Российской Федерации и акиматом Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве (Усть-Каменогорск, 23.09.2010).

Помимо взаимодействия субъектов РФ и областей Казахстана в рамках соглашений, развиваются контакты на основе протоколов и меморандумов, подписанных по итогам совместных совещаний по вопросам сотрудничества, например:

— Протоколы по развитию торгового, экономического, научного, технического и культурного сотрудничества между администрацией Астраханской области Российской Федерации и акиматами Атырауской области (от 25.04.2003) и Западно-Казахстанской области (от 26.05.2010) Республики Казахстан;

— Меморандум о сотрудничестве между правительством Омской области Российской Федерации и акиматом Северо-Казахстанской области Республики Казахстан в торговой, экономической, научной, технической, гуманитарной и иных сферах (от 24.05.2005).

Координирующую роль по реализации мероприятий, предусмотренных в совместно принятых документах, выполняют проводимые на регулярной основе с участием первых лиц государств форумы приграничных регионов России и Казахстана.

Однако М. К. Жундубаев указывает, что современное приграничное сотрудничество между Россией и Казахстаном, выстраиваемое на межнациональных договорах и соглашениях, испытывает недостаток сопряженности нормативно-правовой базы двух стран, регламентирующей приграничное сотрудничество [2, с. 159]. Исследователем отмечается необходимость интенсивного развития нормативно-правовой базы приграничного сотрудничества в обоих государствах и подчеркивается важность синхронизации данного процесса между странами по времени и содержанию. По его мнению, только при идентичном правовом поле возможно эффективное приграничное сотрудничество в различных формах и результативная работа межрегиональных органов сотрудничества двух стран [2, с. 161-162].

Одними из важных акторов развития МНТС являются национальные академии наук. В этой связи можно отметить значимость заключения Договора о сотрудничестве между Российской академией наук и Академией наук Республики Казахстан. В рамках данного документа стороны договорились сотрудничать по следующим направлениям:

— фундаментальные и поисковые исследования в области гуманитарных, естественных и технических наук;

— разработка научных, научно-технических и социально-экономических проблем, имеющих важное значение для народного хозяйства и культуры Российской Федерации и Республики Казахстан;

— организация совместных научных коллективов, опытно-экспериментальных и производственных баз, экспедиций и других структур, необходимых для проведения исследований и разработок;

— обеспечение ученых обеих академий необходимой информацией для проведения научных исследований, в том числе о выполняемых программах, научных достижениях и открытиях,

существующей сети информационных банков и базах знаний по приоритетным направлениям науки, об архивах, использовании соответствующих зарубежных сетей, о специализированных ученых советах и конференциях;

— экспертиза научно-исследовательских работ, научно-технической продукции, рецензирование научных статей, монографий;

— содействие в подготовке и аттестации научных кадров, в том числе через аспирантуру и докторантуру, путем стажировки, прикомандирования и командирования ученых, лекторов, привлечения ученых обеих академий к работе в специализированных ученых советах;

— организация и проведение научных конференций, симпозиумов и совещаний и др.

Также имеется Соглашение о научно-техническом сотрудничестве между Министерством науки — Академией наук Республики Казахстан и Сибирским отделением Российской академии наук (Алматы, 08.07.1998).

Институциональную и нормативно-правовую основу сотрудничества России и Казахстана в высокотехнологичных инновационных отраслях составляют, помимо межгосударственных документов и соглашений, также и соглашения и контракты, подписываемые между непосредственными компаниями-участниками (хозяйствующими субъектами) сотрудничества. Примером эффективного взаимодействия такого характера может являться соглашение между ООО «Ульяновский центр трансфера технологий» (ULNANOTECH), фармацевтической компанией ТОО «Р-ФармКазахстан» и ООО «Тест-Ген», направленное на внедрение инновационных разработок по неинвазивной перинатальной диагностике и диагностике онкологических заболеваний на территории Казахстана, а также разработку новых передовых диагностических наборов для улучшения качества оказания медицинской помощи и определения необходимой лекарственной терапии.

Предметные тематические области российско-казахстанских проектов в научно-технической сфере самые разнообразные. У Казахстана и у России существует достаточная научная база, позволяющая развивать наукоемкие производства на основе отечественных разработок по ряду направлений. Особого внимания заслуживают совместные высокотехнологичные проекты в химической отрасли, в том числе производство минеральных удобрений, а также проекты по сельскому хозяйству. Особое значение приобретает инновационное сотрудничество, включая нано- и биотехнологии, создание искусственного интеллекта, а также внедрение цифрового вещания.

Казахстан и Россия последовательно развивают сотрудничество в сфере высоких технологий. Ярким примером является сотрудничество в области космических технологий. При этом, как отмечает А. С. Харланов, сотрудничество России и Казахстана в вопросах освоения космоса сегодня связано в основном с совместным использованием производственных мощностей инфраструктуры [3, с. 60].

Одним из стратегически значимых совместных проектов в сфере научно-технического сотрудничества между Россией и Казахстаном, оставшихся в наследство от советского периода, является построенный в СССР в 1957 г. космодром «Байконур». На сегодня имеется более 20 подписанных соглашений и договоров по «Байконуру», касающихся вопросов его эксплуатации; посещения и обеспечения безопасности; статуса одноименного города; порядка использования земельных участков комплекса; гарантий пенсионных прав жителей города; экологии и природопользования на территории комплекса «Байконур» в условиях его аренды Российской Федерацией и др. В частности, подписаны следующие документы:

— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о составе объектов космодрома «Байконур», передаваемых стратегическим силам Содружества Независимых Государств (военно-космическим силам), условиях их использования и обеспечения (02.10.1992);

— Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об основных принципах и условиях использования космодрома «Байконур» (Москва, 28.03.1994);

— Договор аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан (Москва, 10.12.1994);

— Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о развитии сотрудничества по эффективному использованию комплекса «Байконур» (09.01.2004).

Из других совместных российско-казахстанских проектов в области исследования космоса стоит отметить планомерную работу по строительству нового космического ракетного комплекса «Байте-

рек», стартовавшему в 2004 г.; включению казахстанских космонавтов-испытателей в составы космических экипажей Международной космической станции; а также разработку и пуск сверхтяжелой ракеты «Феникс», проведение испытаний по которой, по самым оптимистичным прогнозам, планируется начать не ранее 2035 г. [4].

Кроме того, одним из перспективных направлений сотрудничества между Россией и Казахстаном в сфере совместного освоения космоса является создание космических аппаратов с ядерными электроракетными двигательными установками на базе термоэмиссионного реактора-преобразователя. С этой целью в марте 2006 г. была создана совместная группа из специалистов российской Ракетно-космической корпорации «Энергия» и Национального ядерного центра Казахстана.

Современное освоение космоса невозможно без спутниковых программ, в этой сфере у сотрудничества России и Казахстана уже есть первые успехи: линейка спутников KazSat (KazSat-1, KazSat-2, KazSat-3). Запуск легких спутников, ставших результатом совместного проектирования и производства, позволил целиком покрыть потребности Казахстана в обеспечении спутниковой связью (благодаря проекту территория Казахстана полностью покрыта спутниковой связью). Кроме того, благодаря спутникам KazSat обеспечиваются государственные аудио- и видеосвязь [5].

Среди крупных перспективных проектов технологической кооперации с Казахстаном также отмечается проект создания центра техобслуживания и промышленной сборки вертолетов, где российскую сторону представляют «Вертолеты России», а со стороны Казахстана — «Казахстан Инжиниринг».

21 июля 2020 г. подписано соглашение об осуществлении проекта компании «ЕвроХим» в Жам-былской области (Казахстан) по строительству завода по выпуску минеральных удобрений и индустриальных продуктов мощностью 1 млн т в год [6].

МНТС между Россией и Казахстаном поддерживается также институционально через различные организации. Так, с 2012 г. начал функционировать Российско-Казахстанский фонд нанотехнологий объемом 100 млн долл. США, созданный для обеспечения трансфера передовых технологий, создания дополнительных инструментов международного сотрудничества и стимулирования развития финансовой инфраструктуры рынка в сфере нанотехнологий. Фонд оказывает инвестиционную поддержку компаниям, направлением деятельности которых являются: энергетика, экологически чистые технологии, биотехнологии, телекоммуникации, электроника.

За последние годы произошла интенсификация взаимодействия научных организаций Республики Казахстан с Объединенным институтом ядерных исследований, на площадке которого реализуется мегасайенс проект НИКА.

Постоянно отмечается рост результативности исследований российских и казахстанских ученых, выраженный в увеличении числа совместных публикаций в журналах, индексируемых в Scopus и Web of Science.

В целях качественного изменения содержания казахстанско-российского сотрудничества под руководством Президента РФ и Президента РК создана рабочая группа по инновационному развитию. В ее формате за короткое время уже проведены заседания и определены главные направления деятельности, основные сферы приложения инновационного сотрудничества. Также рассматривается вопрос создания совместного казахстанско-российского венчурного фонда между акционерным обществом Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», компанией «Роснанотех» и Российской венчурной компанией [7].

Постоянно осуществляется взаимодействие России и Казахстана в образовательной сфере. На территории Казахстана функционируют филиалы российских вузов, например, Казахстанский филиал МГУ им. М. В. Ломоносова, филиал МАИ «Восход» в г. Байконур, Алма-Атинский филиал Академии труда и социальных отношений, Усть-Каменогорский филиал Московского института экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Костанайский филиал Челябинского государственного университета.

Ежегодно, начиная с 2003 г., Правительством РФ выделяется квота для граждан Казахстана на обучение за счет федерального бюджета в высших учебных заведениях России и научных учреждениях системы РАН по приоритетным для казахстанской экономики специальностям и направлениям подготовки, а казахстанские обучающиеся находятся на первом месте по количеству среди иностранных обучающихся в России [8, с. 698].

Чрезвычайный и полномочный посол Казахстана в России Ермек Кошербаев отмечает, что за последние 30 лет Казахстан и Россия выстроили устойчивую модель отношений, в основе которой лежит постоянный политический диалог на высшем уровне. Доверительные отношения и регулярные встречи лидеров двух стран являются важнейшим фактором политического значения в построении равноправного и взаимовыгодного межгосударственного сотрудничества. Они дополняются интенсивными контактами на правительственном уровне, растущим межпарламентским взаимодействием, тесными торгово-экономическими и культурными связями [9].

Как отмечается экспертным сообществом, в целом Казахстан рассматривает сотрудничество с Россией как напрямую, так и через различные интеграционные объединения как один из самых важных приоритетов своей внешней политики [10]. Казахстан и Россия по праву являются общепризнанными «локомотивами» интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Данная роль во многом обусловлена уровнем их экономического развития, глубиной и успехом структурных преобразований в экономике, научно-технологическим потенциалом.

Для сохранения и дальнейшего развития на новом уровне имеющегося совместного советского наследия, для организации коллективной безопасности Россия и ставшие самостоятельными бывшие советские республики сразу после распада СССР стали устанавливать и укреплять свое сотрудничество в деле развития интеграционных связей на постсоветском пространстве через создание таких региональных интеграционных объединений, как СНГ (08.12.1991), ОДКБ (15.05.1992), ШОС (14.06.2001), ЕАЭС (01.01.2015). Россия и Казахстан являются активными участниками данных объединений, а научно-технический аспект межгосударственного сотрудничества постоянно стоит на повестке.

Как отмечает М. И. Калинина, экономическое и научно-техническое сотрудничество России со странами СНГ имеет особое значение — взаимовыгодное экономическое и научное сотрудничество обусловлено историческими, культурными и транспортными связями [11, с. 31]. Разрыв этих связей после распада СССР привел к падению производства и социально-экономическому кризису в этих странах. Затраты на научные исследования и доведение их до промышленного внедрения с каждым годом увеличиваются, следовательно, ни одна страна мира, каким бы мощным экономическим потенциалом она ни обладала, не может вести исследования и разработки по всем направлениям науки и техники одновременно с сохранением высокого качества. Учитывая сказанное, сотрудничество государств постсоветского пространства в части использования научно-технических знаний, проведения совместных исследовательских работ, подготовки научных кадров, разработки совместных образовательных программ с целью укрепления экономики стран сохраняет свою актуальность.

По мнению М. В. Шугурова, основные договоры о МНТС были заключены государствами, которые являются сегодня государствами — членами указанных объединений, еще в конце XX в. [12, с. 64]. Базовыми договорами, на основании которых заключались также двусторонние документы, выступали соглашения по линии СНГ:

— Соглашение о создании общего научно-технологического пространства государств — участников СНГ от 03.11.1995;

— Соглашение о научно-техническом сотрудничестве в рамках государств — участников СНГ от 13.03.1992.

Как отмечает М. В. Шугуров, в рамках СНГ разработана правовая база МНТС, которая учитывается в рамках других интеграционных объединений, например, ЕАЭС, поскольку государства — члены данного союза являются также участниками соглашений, заключенных в рамках СНГ [12, с. 64].

При этом, как нами отмечалось ранее в других работах, двусторонние связи и инструментарий также могут стать фундаментом для дальнейшего интеграционного многостороннего взаимодействия в научно-технической сфере [13].

Двусторонние межгосударственные соглашения, а также многосторонние соглашения о МНТС, заключенные по линии СНГ, стали базой для дальнейшего расширения сотрудничества в научно-технической сфере уже по линии ШОС, в рамках которого также было заключено Соглашение между правительствами государств — членов Шанхайской организации сотрудничества о научно-техническом сотрудничестве от 13.09.2013.

Общими сферами и приоритетными направлениями научно-технического сотрудничества России и Казахстана, а также и других государств в рамках СНГ, ШОС, ЕАЭС, на основании которых вы-

страиваются конкретные проекты и мероприятия по сотрудничеству, как известно, являются такие, как энергетика, в том числе ядерная; энергосбережение; космические технологии; нанотехнологии; транспорт и телекоммуникации; аграрно-промышленный комплекс; отрасли обрабатывающей промышленности, включая машиностроение и станкостроение; компьютерные технологии; медицина и биохимия; биотехнологии; охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов и др.

Существуют крупные совместные технологичные проекты. Так, среди действующих проектов можно назвать высокоскоростную магистраль «Евразия». Данный проект входит в концепцию «Нового Шелкового пути», предложенную Китаем, и предполагает реализацию масштабных инфраструктурных проектов по строительству дорог, железнодорожных магистралей, авиахабов, портов, трубопроводов, а также объектов социально значимой инфраструктуры по всей Центральной Азии. Общая протяженность магистрали составит 9 тыс. 447 км, из которых по территории РФ — 2 тыс. 366 км, а перевозки грузов планируется начать в 2026 г. [14].

В рамках региональных межгосударственных объединений по образовательной линии созданы и функционируют сетевые университеты СНГ и ШОС, которые осуществляют совместную подготовку высококвалифицированных кадров на основе совместных инновационных образовательных программ по специальностям, представляющим приоритетный взаимный интерес.

В Концепции МНТС Российской Федерации также подчеркивается, что на межрегиональном и региональном уровнях ее международное научно-техническое сотрудничество исполняется в приоритетном порядке с государствами — членами финансово-экономических и политических интеграционных объединений на постсоветском пространстве, членом большинства которых является также и Казахстан (СНГ, ЕАЭС, ОДКБ и Союзное государство России и Белоруссии), и в рамках организаций, участником которых он является (ШОС, БРИКС, АТЭС, АСЕМ, СБЕР), в частности, с целью гармонизации норм, правил и координации научно-технических совместных мероприятий [15].

Подводя итог, можно сказать, что Россия и Казахстан имеют устоявшиеся прочные связи в научно-технической сфере как в двустороннем, так и многостороннем формате, в том числе по линии ШОС. При этом имеющаяся нормативная база, состоящая из двусторонних и многосторонних соглашений и договоров, регламентирующих научно-техническую сферу сотрудничества, требует своего расширения, а также разработки согласованных мероприятий по гармонизации нормативно-правовой базы Российской Федерации и Республики Казахстан в сфере науки и технологий.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Шапкин М. Н. Тенденции и перспективы российско-казахстанского сотрудничества в современных политических условиях : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2017.

2. Жундубаев М. К. Приграничное сотрудничество между Республикой Казахстан и Российской Федерацией на современном этапе: характер развития, проблемы и перспективы : дис. . канд. юрид. наук. М., 2014.

3. Харланов А. С. Сотрудничество России и Казахстана в области космоса и высоких технологий // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. 2019. № 2. С. 59-68.

4. Россия и Казахстан: сферы сотрудничества. Справка — РИА Новости, 21.05.2009. URL: https:// ria.ru/20090521/171872529.html.

5. Курилкин А. Казахстан и Россия укрепляют космическое сотрудничество. URL: http://eurasia. expert/kazakhstan-i-rossiyaukreplyayutkosmicheskosotrudnichestvo/.

6. Доклад об эффективности участия федеральных органов исполнительной власти в деятельности межправительственных комиссий и степени выполнения поручений Правительства Российской Федерации по итогам заседаний МПК за 2020 г. М., 2021. 36 с.

7. Россия и Казахстан: сферы сотрудничества. Справка — РИА Новости, 21.05.2009. URL: https:// ria.ru/20090521/171872529.html.

8. Макенова А. Б. Сотрудничество Республики Казахстан и Российской Федерации в сфере образования, науки и инноваций // Постсоветские исследования. 2018. Т. 1. № 7. С. 698-706.

9. Россия и Казахстан: приоритеты сотрудничества / СНГ // Независимая газета. URL: https:// www.ng.ru/cis/2021-01-10/5_8052_kazakhstan.html.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Российско-казахстанские отношения на современном этапе. Ч. 1 — ИА REGNUM. URL: https:// regnum.ru/news/polit/2534116.html.

11. Калинина М. И., Смирнов С. Б. Научно-технические связи Российской Федерации со странами СНГ // Проблемы современной экономики : сб. материалов XVIII Междунар. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 21 апр. 2014 г.). Новосибирск, 2014. С. 31-35.

12. Шугуров М. В. Охрана и защита прав ИС по двухсторонним соглашениям государств — членов ЕАЭС в научно-технической сфере // ИС. Промышленная собственность. 2016. № 8. С. 62-71.

13. Резинкин А. Ю. К вопросу о национальном и наднациональном правовом регулировании научно-технического сотрудничества государств — членов ШОС // Российско-Азиатский правовой журнал. 2019. № 2. С. 47-51.

14. Смирнов С. Магистраль «Евразия»: не погоня ли за миражом? URL: https://www.ritmeurasia. org/news-2017-11-25-magistral-evrazija-nepogonja-li-za-mirazhom-33699.

15. Концепция международного научно-технического сотрудничества Российской Федерации (одобрена решением Правительства Российской Федерации от 08.02. 2019 г. № ТГ-П8-952). URL: france.mid.ru>upload/iblock/7f8/... pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.