Научная статья на тему 'Правовое регулирование лотерей в России в XVIII – начале XX века'

Правовое регулирование лотерей в России в XVIII – начале XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
180
146
Поделиться
Ключевые слова
ЛОТЕРЕЯ / УБЫТОК / ЗАПРЕТ / ГОСУДАРСТВО / ИСТОЧНИК ДОХОДА / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Цакоев Артур Ахсарбекович

В представленной статье автор анализирует законодательство о лотереях в XVIII – начале XX вв и приходит к выводу о его достаточно противоречивом состоянии. Противоречивость заключалась в том, что, с одной стороны, государство, призывало к сокращению лотерей, обращая «внимание на крайне вредное их значение в народной жизни с нравственной и экономической точек зрения», а, с другой стороны, не могло себе отказать в таком лёгком способе добычи денег, оправдываясь тем, что доход направляется на благотворительные цели.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Цакоев Артур Ахсарбекович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Legal regulation of lotteries in Russia in XVIII – the beginning of the XX centuries

In presented article the author analyzes the legislation on lotteries in XVIII – the beginning of XX and comes to a conclusion about its rather inconsistent condition. Discrepancy was that, on the one hand, the state, called for reduction of lotteries, paying «attention to extremely their harmful value in national life from the moral and economic points of view», and, on the other hand, couldn't refuse to itself such easy way of production of money, justifying that the income goes on the charitable purposes.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование лотерей в России в XVIII – начале XX века»

2.3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЛОТЕРЕЙ В РОССИИ В XVIII - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Цакоев Артур Ахсарбекович. Должность: заместитель председателя, доцент кафедры уголовного права. Место работы: Верховный Суд РСО-Алания, Владикавказский институт управления, г. Владикавказ. E-mail: agel955@yandex.ru

Аннотация: В представленной статье автор анализирует законодательство о лотереях в XVIII - начале XX вв и приходит к выводу о его достаточно противоречивом состоянии. Противоречивость заключалась в том, что, с одной стороны, государство, призывало к сокращению лотерей, обращая «внимание на крайне вредное их значение в народной жизни с нравственной и экономической точек зрения», а, с другой стороны, не могло себе отказать в таком лёгком способе добычи денег, оправдываясь тем, что доход направляется на благотворительные цели.

Ключевые слова: лотерея, убыток, запрет, государство, источник дохода, ответственность.

LEGAL REGULATION OF LOTTERIES IN RUSSIA IN XVIII -THE BEGINNING OF THE XX CENTURIES

Tsakoyev Arthur Akhsarbekovich. position: vice-chairman, associate professor at criminal law chair. place of employment: Supreme Court RSO-Alaniya, Vladikavkaz institute of management, Vladikavkaz. E-mail: age1955@yandex.ru

Annotation: In presented article the author analyzes the legislation on lotteries in XVIII - the beginning of XX вв and comes to a conclusion about its rather inconsistent condition. Discrepancy was that, on the one hand, the state, called for reduction of lotteries, paying «attention to extremely their harmful value in national life from the moral and economic points of view», and, on the other hand, couldn't refuse to itself such easy way of production of money, justifying that the income goes on the charitable purposes.

Keywords: lottery, loss, ban, state, income source, responsibility.

В то время, когда известные на Руси игры (кости, яичный бой, позднее - карты) преследовались по религиозным соображениям, а позднее - и светскими нормативными актами, лотереи ещё не были известны неискушённому феодальному российскому обществу. Соответственно, не было и никаких нормативных актов, посвящённых вопросам регулирования отношений по проведению лотерей или хотя бы их запретам. Отсутствие запретов на проведение лотерей позволило заинтересованному лицу провести первую отечественную лотерею по примеру западных. По разным историческим сведениям первая лотерея в России была проведена или в 1698 г., или в 1699 г.. В любом случае - это самый конец XVII в., время правления Петра I. Лотерея была частной, но проводимой с разрешения монарха, о чём прямо сказано в объявлении о её проведении: «Произволением нашего великого государя-царя сим всему миру являет Яков Андреевич Гасени-юс, часовых дел мастер, что на дворе окольничего Ивана Ивановича Головина будет вскоре установлено счастливое испытание, по иноземчески называется «лотерея» ..., где всем охотникам или охотницам вольно свою часть испытать, как добыть тысячу руб-

лей за гривну...». К сожалению, источники не содержат указания на то, насколько успешным было это предприятие для его организатора Гасениюса.

Хотя исторические источники не позволяют определить, насколько после первого эксперимента была распространена игра в лотерею в России, формально-юридический метод познания правовой действительности приводит исследователя к однозначному выводу о том, что народ, по крайней мере, во второй половине XVIII в. имел представление о том, что такое лотерея. Такой вывод следует из Сенатского Указа «О конфискации тех товаров, которые носят по домам для игра-ния лотерей и об устроении купеческих цехов по силе указов» от 07 декабря 1760 г. Этот Указ не был направлен, главным образом, на регулирование отношений по проведению лотерей. Сенат указывает на то, что многие люди, которые могли бы обучиться ремеслу или уже в некоторой степени обучены, вместо ремесла занимаются «хождением по домам с посудою и прочим для играния лотерей». Таким образом, Сенат узрел в том, что некоторая часть населения организует лотереи в качестве основного вида своей деятельности, обеспечивающего им средства к существованию, оттягивание производственных сил от сфер, в которых эти производственные силы могли бы (и, по мнению Сената, должны) приносить пользу государству. На основании таких рассуждений Сенат пришёл к выводу о необходимости установления запрета на проведение таких лотерей. Наказанием за нарушение запрета является конфискация «той посуды и прочего».

Стоит заметить, что лотереи, проводимые потенциальными ремесленниками, были достаточно отдалённо похожи на настоящие, хотя бы даже на первую вышеописанную отечественную лотерею. Главным образом, в них всегда было задействовано мало участников, как правило, члены одной семьи, или, в лучшем случае, жители одного дома (в который пришёл организатор лотереи). Такие лотереи не рекламировались в средствах массовой информации, приносили весьма скромный доход организаторам. Но, в то же время, если государство посчитало, что это отвлекает людей, занимающихся этим делом, от ремесла в масштабе всего государства, остаётся признать, что такое явление, видимо, приобрело широчайший размах.

Тем не менее, государство в том же 1760 г. проводит первую государственную лотерею. План проведения лотереи был разработан обер-церемонимейстером бароном Лефортом и утверждён особой конференцией при Дворе Её Императорского Величества; указывалось, что лотерея учреждается «... с казённою пользою, для содержания отставных и раненых обер-офицеров и рядовых, и что план [лотереи] составлен столь основательно и удобно, что не остаётся никакого сомнения, чтобы оная лотерея не наполнилась и бескредитство себе причинила».

Однако, несмотря на широкую рекламу первой государственной лотереи как благотворительного мероприятия, её проведение окончилось полным крахом и абсолютным подрывом авторитета лотерей в глазах государства. Вместо прибыли, которая должна была направляться на поддержку военных, государство понесло убытки, поэтому 20 марта 1764 г. был издан Именной, данный Сенату, Указ «О разыгрывании последнего четвёртого класса Государственной лотереи и об отпуске денег из казны на уплату всех выигранных лотов». В данном указе объяснялось, что «учреж-

дённая в 1760 г. государственная лотерея, по многим в производстве её бывшим неисправностям и беспорядкам, не только не принесла той обществу пользы, которая ожидаема была для пристроения и содержания инвалидов ..., но обратилась ещё в существенный публике убыток с повреждением пред оною столь нужного и драгоценного государственного кредита». Государству, чтобы «сие неприятное и скучное дело» окончить, пришлось отпустить из казны сорок пять тысяч рублей.

Вскоре после убытка, принесённого первой государственной лотереей, законодатель издал закон о запрещении всех видов лотерей. Им стал Именной Указ «О запрещении разыгрывать лотереи в России и брать билеты в иностранных лотереях». Издание такого акта в нём самом обосновывалось отеческой заботой о подданных, утверждалось что «таковые выдумки [лотереи] не только ни малой обществу пользы не приносят, а ещё всегда бывают с ущербом собственных каждого интересов». Поводом к его изданию послужило известие о том, что некий иностранец «производя во вред обществу лотерею, собирал с жителей деньги и давал билеты для разыгрывания своей лотереи». Чтобы обезопасить подданных от ущерба их интересам Императрица Екатерина II, велела того иностранца выслать за границу, а в качестве общего правила установила: «чтобы во всей Российской Империи лотерей, как вредных обществу, никакого рода как от русских, так и от иностранцев, пребывающих в России, без апробации высшего Правительства производимо, а также объявлений и лотерейных билетов продано и печатано не было». Этим же актом установлен и запрет, правда, без каких-либо санкций, не только на проведение, но и на участие в лотереях: «никто бы из подданных Её Императорского Величества ни для каких лотерей, хотя бы они и в чужих державах разыгрывались, не подписывался, и в оные не входил, и билетов не брал, под каким бы то видом ни было».

Таким образом, запрет на проведение лотерей и участие в них продиктован желанием государства защитить население от возможных убытков. Цель, гуманная в своей основе, порождает иждивенческие настроения в самом обществе, общество не имеет привычки впредь нести ответственность за себя, то есть, как минимум, обдумывать свои поступки, желая, чтобы кто-то другой, государство, например, упреждало возможные негативные моменты в жизни.

Как видно из приведённой цитаты из последнего проанализированного нормативного акта, лотереи всё-таки были возможны, но только с разрешения «высшего Правительства». На основании такого общего разрешения был издан целый ряд нормативных актов, по-свящённых вопросам управления тем или иным Российским городом, в которых в числе источников дохода города называлась, в частности, возможность проведения лотерей с разрешения правительства соответствующего города. В таких актах указывалось, что одним из источников дохода города может быть сбор «с разыгрывания лотерей», при этом «разыгрывание в лотерею вещей не иначе может происходить, как по рассмотрению Правительства и с его дозволения».

Таким образом, наблюдается некоторое противоречие в политике государства: с одной стороны, лотереи признаны «скучным делом», ведущим к ущербу подданных, и поэтому, по общему правилу запрещены, с другой стороны, государство не хочет лишиться дополнительного источника дохода в городскую казну.

Можно расценить такое изменение политики государства в отношении лотереей и по-другому: сначала они запрещались, но со временем государство перешло от полного запрета к позитивному регламентированию, что соответствует эволюции права как такового.

Подтверждением второй точки зрения служит и тот факт, что, во-первых, лотереи были возможны только с разрешения властей, во-вторых, как сказано в Высочайше утверждённом общем наказе Гражданским Губернаторам от 3 июня 1837 г., «Губернаторы должны не выпускать из вида, что лотереи могут быть дозволяемы не часто и лишь в особенных случаях, для помощи людям, которым нельзя в их нуждах сделать иного пособия». Иными словами, от полного запрета государство не сразу бросилось в другую крайность, а проводило политику постепенного введения в оборот лотерей, причём, как видно из приведённой цитаты, государство ориентировало общество на то, что лотереи могут проводиться только в случае, когда ожидаемая от них социальная польза будет больше возможных убытков.

Этот же подход использован законодателем при разрешении ежегодного проведения лотерей Попечительским Советам детских приютов в 1839 г..

Итак, в XIX в. лотереи в России были возможны при соблюдении условия о получении разрешения на то Правительства города любым лицам, а также детским приютам (не чаще одного раза в год). Общее же правило о запрете самовольного проведения лотерей было подтверждено Уложением о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., где за проведение лотерей без разрешения установлено наказание в виде штрафа в размере двадцати процентов от вырученной за проданные билеты суммы (ст. 1278). За продажу билетов иностранной лотереи установлен штраф в размере три рубля за каждый проданный билет с конфискацией всех непроданных билетов (ст. 1279).

В дальнейшем Российское Правительство издавало акты, подтверждавшие запреты на самовольные лотереи и устанавливало правила для проведения дозволенных лотерей, то есть тех, на которые организаторами были получены соответствующие разрешения. Так, несмотря на наличие общего запрета на продажу билетов иностранных лотерей, в 1850 г. выходит Сенатский Указ «Об оставлении некоторых предметов запрещёнными к привозу из Царства Польского в Империю» от 22 декабря 1850 г., согласно которому «привоз билетов Варшавской классной лотереи остаётся запрещённым».

С выходом в свет Устава наказаниях, налагаемых мировым судьями в 1864 г. такой состав преступления, как устройство публичных лотерей без надлежащего разрешения, был передан мировой юстиции. Санкция была сохранена прежняя: та, что указывалась в Уложении о наказаниях 1845 г. - штраф в размере двадцати процентов от суммы проданных билетов, правда, было и новшество. Указывалось, что если сумма проданных билетов неизвестна, то штраф выражается в твёрдой сумме не свыше двухсот рублей. Все непроданные билеты подлежат изъятию.

Соответственно, впоследствии из Уложения о наказаниях в редакциях 1866 г. и 1885 г. были исключены нормы об ответственности за проведение лотерей без разрешения, а оставлено только наказание за подлоги и другие обманы при проведении лотерей.

Негативное отношение государства к лотереям сохранялось и далее, что видно даже из наименований следующих нормативных актов: «О мерах к ограниче-

нию числа лотерей» от 23 мая 1870 г., «О мерах к сокращению числа лотерей» от 13 мая 1875 г.. Первым актом было установлено ограничение на размер выигрыша в лотереях.

Второй из вышеназванных актов устанавливал правила, которые должны соблюдать при разыгрывании лотерей благотворительные заведения. Подтверждение указанных правил проведения лотерей благотворительными организациями последовало в 1883 г. в виде Высочайше утверждённого мнения Государственного Совета «О лотереях, разыгрываемых в пользу благотворительных учреждений». В данном акте государство, следуя основной линии борьбы с лотереями, указало, что право разыгрывать лотереи на сумму свыше одной тысячи пятисот рублей принадлежит названным благотворительным организациям только до 13 мая 1889 г., а после этого такое право «признаётся окончательно отменённым».

Сокращение возможностей благотворительных организацией проводить лотереи делалось, в том числе, под давлением общественности, которая считала, что «многие благотворительные общества основывают своё существование главным образом, на периодически разрешаемых лотереях, и, таким образом, вопреки нравственному характеру своей деятельности, содействуют развитию наклонности к риску, столь пагубно влияющей на общественное благосостояние».

Все вышеизложенные правила о разрешённых лотереях и о запрете проводить на суммы свыше одной тысячи пятисот рублей были в систематизированном виде изложены в главе четвёртой Свода Уставов о предупреждении и пресечении преступлений в редакции 1890 г..

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дополнительно в 1902 г. право разрешать лотереи было предоставлено Генерал-губернаторам и Губернаторам в районе их ведения.

В таком достаточно противоречивом состоянии законодательство о лотереях сохранялось вплоть до революции 1917 г. Противоречивость заключалась в том, что, с одной стороны, государство, призывало к сокращению лотерей, обращая «внимание на крайне вредное их значение в народной жизни с нравственной и экономической точек зрения», а, с другой стороны, не могло себе отказать в таком лёгком способе добычи денег, оправдываясь тем, что доход направляется на благотворительные цели.

Список литературы:

1. Малахов А. Жизнь замечательных лотерей // Коммерсантъ-Деньги. 2003. № 50. 22-28 декабря.

2. Михневич В.О. История карточной игры на Руси // Исторический вестник. 1901. № 83 (январь-март).

2. О мерах к сокращению числа разыгрываемых в Росси лотерей с благотворительной целью // Правительственный вестник. 1870. № 31.

3. Сенатский Указ «О конфискации тех товаров, которые носят по домам для играния лотерей и об устроении купеческих цехов по силе указов» от 07 декабря 1760 г. // ПСЗ РИ-1. Т. 15. Ст. 11158.

4. Именной, данный Сенату, Указ «О разыгрывании последнего четвёртого класса Государственной лотереи и об отпуске денег из казны на уплату всех выигранных лотов» от 20 марта 1764 г. // ПСЗ РИ-1. Т. 16. Ст. 12098.

5. Именной, объявленный из Сената, Указ «О запрещении разыгрывать лотереи в России и брать билеты в иностранных лотереях» от 23 марта 1771 г. // ПСЗ РИ-1. Т. 19. Ст. 13585.

6. Высочайше утверждённый общий наказ Гражданским Губернаторам от 3 июня 1837 г. // ПСЗ РИ—11. Т. 12. Ст. 10303.

7. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных в редакции 1866 г. СПб., 1866.

8. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных в редакции 1885 г. // Свод законов уголовных. Ч. 1. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. Издание 1885 г. СПб., 1885.

9. Высочайше утверждённое мнение Государственного Совета «О мерах к ограничению числа лотерей» от 23 мая 1870 г. // ПСЗ-II. Т. 45. Ст. 48394.

10. Высочайше утверждённое мнение Государственного Совета «О мерах к сокращению числа лотерей» от 13 мая 1875 г. // ПСЗ-II. Т. 50. Ст. 54695.

11. Высочайше утверждённое мнение Государственного Совета «О лотереях, разыгрываемых в пользу благотворительных учреждений» от 10 июня 1883 г. // ПСЗ РИ-III. Т. 3. Ст. 1628.

12. Свод Уставов о предупреждении и пресечении преступлений. Издание 1890 г. // http://www.rus-sky.com/history/library/vol.14/vol.14.3.htm.

13. Высочайше утверждённое положение Комитета Министров «О предоставлении Генерал-губернаторам и Губернаторам права разрешения лотереи» от 28 июня 1902 г. // ПСЗ РИ-III. Т. 22. Ст. 21776.

Literature list:

1. Malakhov A. Life of remarkable lotteries// Kommer-sant-money. 2003. № 50. On December, 22-28nd.

2. Michnevich V.O. History of gambling in Russia//the Historical bulletin. 1901. № (January, 83th).

2. About measures to reduction of number of lotteries played in Rossi with the charitable purpose//the Governmental bulletin. 1870. № 31.

3. The senatorial Decree «About confiscation of those goods which carry on houses for playing lotteries and about organization of merchant shops on force of decrees» from December, 07th, 1760//PSZ РИ-I. Т. 15. Item 11158.

4. Nominal, given to the Senate, the Decree «About playing of last fourth class of the State lottery and about holiday of money from treasury on payment of all won prizes» from March, 20th, 1764//PSZ РИ-I. Т. 16. Item 12098.

5. Nominal, declared from the Senate, the Decree «About prohibition to play lotteries in Russia and to take tickets in foreign lotteries» from March, 23rd, 1771//PSZ РИ-I. Т. 19. Item 13585.

6. The highest confirmed general order to Civil Governors from June, 3rd, 1837//PSZ РИ-II. Т. 12. Item 10303.

7. The arch about punishments criminal and corrective in edition of 1866 of SPb., 1866.

8. The arch about punishments of criminal and corrective 1885 in edition//the Code of laws of the criminal. P.1. Уложение about punishments criminal and corrective. The edition of 1885 of SPb., 1885.

9. The highest confirmed opinion of the State Council «About measures to restriction of number of lotteries» from May, 23rd, 1870//ПСЗ-М. Т. 45. Item 48394.

10. The highest confirmed opinion of the State Council «About measures to reduction of number of lotteries» from May, 13th, 1875//ПСЗ-М. Т. 50. Item 54695.

11. The highest confirmed opinion of the State Council «About the lotteries played in favor of charitable establishments» from June, 10th, 1883//PSZ РИ-III. Т. 3. Item 1628.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. The arch of Charters about the prevention and control of offenses. The edition of 1890//http://www.rus-sky.com/history/library/vol.14/vol.14.3.htm.

13. The highest confirmed position of Committee of Ministers «About granting to Governor generals and Governors of the right of the permission of a lottery» from June, 28th, 1902//PSZ РИ-Ш. Т. 22. Item 21776.

Рецензия

на статью Цакоева Артура Ахсарбековича "Правовое регулирование лотерей в России в XVIII - начале XX вв."

Статья посвящена исследованию, когда известные на Руси игры (кости, яичный бой, позднее - карты) преследовались по религиозным соображениям, а позднее - и светскими нормативными актами, а лотереи ещё не были известны, неискушённому феодальному российскому обществу и отсутствие запретов на проведение лотерей позволило провести первую отечественную лотерею.

В статье автор освещает, запрет на проведение лотерей и участие в них продиктован желанием государства защитить население от возможных убытков. Цель, гуманная в своей основе, порождает иждивенческие настроения в самом обществе, общество не имеет привычки впредь нести ответственность за себя, то есть, как минимум, обдумывать свои поступки, желая, чтобы кто-то другой, государство, например, упреждало возможные негативные моменты в жизни.

Автор, по результатам исследования, приходит к выводу, что впоследствии из Уложения о наказаниях в редакциях 1866 г. и 1885 г. были исключены нормы об ответственности за проведение лотерей без разрешения, а оставлено только наказание за подлоги и другие обманы при проведении лотерей.

В статье автор отмечает, что с одной стороны, государство, призывало к сокращению лотерей, обращая «внимание на крайне вредное их значение в народной жизни с нравственной и экономической точек зрения», а, с другой стороны, не могло себе отказать в таком лёгком способе добычи денег, оправдываясь тем, что доход направляется на благотворительные цели.

Настоящая статья в данном ракурсе представляет особый научно-правовой интерес и рекомендована к публикации, поскольку в ней обстоятельно показано, как можно способствовать совершенствованию законодательства в заявленной сфере.

Кандидат юридических наук, доцент Н.Л. Дворников