УДК 349.41
Горбачев А.Н., кандидат юридических наук, доцент, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Россия)
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ: ОПЫТ ЭКВАТОРИАЛЬНОЙ ГВИНЕИ
В статье анализируется законодательство Республики Экваториальная Гвинея, регулирующее отношения лесопользования. Для этого исследуется, прежде всего, текст Закона «О лесопользовании и управлении лесами», в котором определяется правовой механизм лесопользования в целом. В данном законе закрепляется деление лесных земель на производственную область и область сохранения или защиты. Также в предмет исследования входит текст Закона «Об окружающей среде в Республике Экваториальная Гвинея», устанавливающий, прежде всего, общие требования по охране лесов как одного из компонентов в составе окружающей среды. Данный закон также определяет специальные требования к использованию лесов, во-первых, в целях сохранения биологического разнообразия, во-вторых, в целях охраны атмосферного воздуха. Вопросы использования лесов для сохранения водных объектов регулируются Законом «О водах и побережьях в Республике Экваториальная Гвинея». В данном законе определяется правовой режим лесной зоны, которая призвана защищать земли, на которых находятся источники питьевого водоснабжения. В нем закрепляются требования по восстановлению защитных лесов, примыкающих к береговой линии водных объектов. Также Закон о водах и побережьях определяет особенности лесопользования в прибрежных зонах, в пределах которых деятельность по лесоразведению и лесовосстановлению отнесена к числу приоритетных видов деятельности. Следует подчеркнуть, что законодательство Экваториальной Гвинеи о лесопользовании основывается на принципах устойчивого развития.
Ключевые слова: Республика Экваториальная Гвинея, лесопользование, окружающая среда, устойчивое развитие, биологическое разнообразие.
Республика Экваториальная Гвинея не относится к числу крупных государств. Так, она занимает 162-е место в мире по численности населения [5]. В то же время, Экваториальная Гвинея, как и Российская Федерация, обладает значительными запасами углеводородного сырья. В силу этого она является, в отличие от Российской Федерации, одним из четырнадцати членов Организации стран -экспортёров нефти (ОПЕК) [16], а также, наряду с Российской Федерацией - одним из двенадцати постоянных участников Форума стран - экспортёров газа (GECF) [11]. Наличие значительных запасов углеводородного сырья в сочетании с небольшой численностью населения позволяет Республике Экваториальная Гвинея занимать первое место среди африканских стран по валовому внутреннему продукту (ВВП) на душу населения [8].
Помимо вышеизложенного, можно провести еще одну параллель между нашими государствами применительно к обладанию значительными природными ресурсами, но уже не в абсолютном, а в относительном значении. Так, Российская Федерация относится к числу крупнейших экспортеров лесной продукции, около 66% ее территории занимают земли лесного фонда [4]. Экваториальная Гвинея в силу
небольшой площади к числу крупнейших экспортеров лесной продукции не относится, однако в процентном отношении по количеству лесных земель существенно опережает Российскую Федерацию. Так, в «Интерактивном лесном атласе Республики Экваториальная Гвинея» указывается: «В 2013 году в Экваториальной Гвинее 98% покрывали леса и было 2% нелесных земель (например, урбанизированные зоны и поверхностные воды)» [7]. Здесь также необходимо учитывать тот факт, что добыча углеводородного сырья в Экваториальной Гвинее осуществляется на континентальном шельфе, т.е. земли для соответствующих целей недропользования не предоставляются. В такой ситуации можно говорить о тождестве для данного государства юридических понятий «правовое регулирование лесопользования» и «правовое регулирование землепользования в целом».
Обращаясь к анализу правовых основ лесопользования в Экваториальной Гвинее, следует указать на то, что независимым государством она стала 12 октября 1968 г. До этого территория современной Республики Экваториальная Гвинея входила в состав так называемой Испанской Гвинеи (с 1959 г. - заморских провинций Испании под названием
«Экваториальный регион Испании»). Соответственно правовая система Экваториальной Гвинеи производна от правовой системы Королевства Испания. В свою очередь, следует указать, что последняя относится к так называемой романо-германской (континентальной) правовой системе [См.: 6, с. 3; 2, с. 32 и др.], для которой характерно признание главным источником права нормотворчества, осуществляемого государством. По этому поводу М.И. Абдуллаев отмечает: «В настоящее время в странах континентального права основным источником права считается закон... В системе законодательства высшую юридическую силу имеет конституция» [1, с. 371].
Исходя из этого, правовые основы лесопользования в Экваториальной Гвинее определяются в ее Конституции (Основном законе) [12]. Согласно статье 6 Основного закона Экваториальной Гвинеи, государство, в числе прочего, «обеспечивает сохранение природы». В этой связи следует отметить, что ранее в Конституции Экваториальной Гвинеи по данному поводу говорилось также следующее: «Развитие и сохранение определяются как два неразделимых компонента, которые должны сочетаться таким образом, чтобы благосостояние, к которому стремится страна, было бы продолжительным» [9].
Что касается законодательства, регулирующего лесопользование в Экваториальной Гвинее, прежде всего следует упомянуть Закон 1/1997 «О лесопользовании и управлении лесами» [13]. В то же время, регулированию соответствующих отношений в значительной степени посвящен Закон 7/2003 «Об окружающей среде в Республике Экваториальная Гвинея» [14]. Эти законы были приняты после того, как Экваториальная Гвинея 29 ноября 1994 г. присоединилась к Декларации Рио-де-Жанейро (1992), положения которой направлены главным образом на обеспечение устойчивого использования компонентов природной среды и справедливого участия и справедливого распределения выгод, связанных с использованием природных ресурсов. Крисантос Обама в своем исследовании «Лесное законодательство и законодательство об окружающей среде Экваториальной Гвинеи: плюрализм и межведомственные конфликты» отмечает: «Для правительства
это явилось определяющим критерием и основанием для пересмотра политики развития страны в то время. Поэтому концепция окружающей среды стала частью стратегических приоритетов правительства с точки зрения устойчивого развития» [18, с. 3].
Ключевым моментом в этой связи следует признать следующие нормы Закона «О лесопользовании и управлении лесами». Во-первых, согласно абз. 2 ст. 4, лесные земли, покрытые или не покрытые естественными лесами, дикой растительностью или восстановленными лесами, созданными человеком на лесных землях, составляют Национальный лесной заповедник. Во-вторых, в соответствии со ст. 5, Национальный лесной заповедник имеет характер постоянного, неотчуждаемого и является общественным достоянием; поэтому ни частично, ни полностью он не может быть частной собственностью, и управлять им необходимо в соответствии с концепцией устойчивого развития.
При этом следует учитывать специфику использования в данном контексте термина «заповедник», поскольку, согласно действующему на момент написания настоящей статьи российскому законодательству об особо охраняемых природных территориях, придание такой территории статуса государственного природного заповедника означает, что окружающая среда в нем должна сохраняться в естественном состоянии. Для обеспечения реализации этого требования любая деятельность, противоречащая режиму особой охраны территории заповедника, полностью запрещается, Здесь необходимо подчеркнуть, что статьей 10 Закона Экваториальной Гвинеи «О лесопользовании и управлении лесами» установлено следующее: «Согласно конечной цели его использования, Национальный лесной заповедник, основываясь на технических исследованиях и интересах Нации, может быть разделен на производственную область и область сохранения или защиты». Соответственно, в пределах первой области основной целью лесопользования является производство древесины и иных лесных ресурсов.
Однако в специальной литературе по поводу вышеприведенных норм Закона о лесопользовании и управлении лесами отмеча-
ется: «Ряд законоположений укрепит правовые и политические рамки для лучшей защиты лесных экосистем в гармонии с их социально-экономическим развитием» [17, с. 7]. Имеется в виду то обстоятельство, что к использованию лесов в производственной области законом также предъявляются требования по их охране в процессе использования. Так, управление лесами осуществляется в соответствии с принципом устойчивого производства, с целью обеспечения их восстановления. Применительно к производственной области используется одна из трех базовых систем, согласно которой управление лесами ориентировано на возмещение извлеченных объемов древесины и их обогащение. Восстановление лесов может быть произведено путем как полного, так и частичного восстановления, создания плантаций восстановления и улучшения и управления естественным восстановлением (ст. 47 Закона о лесопользовании и управлении лесами). Важнейшей организационно-правовой мерой в этой сфере является Национальный план управления, лесовосстановления и сохранения лесов (ст. 48 Закона о лесопользовании и управлении лесами).
Здесь следует напомнить, что, хотя Закон «О лесопользовании и управлении лесами» и составляет в силу своего предназначения основу правового регулирования отношений лесопользования, нормы, так или иначе регулирующие указанные отношения, содержатся и в других законах. Среди таковых прежде всего необходимо назвать уже упомянутый выше Закон «Об окружающей среде в Республике Экваториальная Гвинея». Важная роль данного нормативного акта в рассматриваемом аспекте отмечается в специальной литературе. Так, К.Обама, несмотря на критическую в целом направленность своего исследования, подчеркивает: «Следует отметить, что Закон об окружающей среде и Закон о лесопользовании и управлении лесами устанавливают рамки для их действия на основе одних и тех же принципов Основного закона Экваториальной Гвинеи. Поэтому они являются законами, в которых разделяется озабоченность сложившейся ситуацией, их общие положения схожи и служат достижению одних и тех же
целей. Кроме того, Закон об охране окружающей среды конкретно устанавливает его основные цели для достижения высокой степени сохранения и защиты национальной окружающей среды и создания системы административного вмешательства в экологические отношения, хотя в значительной степени повторяет те же действия и те же принципы, что и Закон о лесопользовании и управлении лесами в отношении сохранения биоразнообразия» [18, с. 6 - 7].
Разумеется, предмет двух вышеупомянутых законов различен и, в то же время, тождественен. При этом нормы, посвященные регулированию отношений, связанных только с лесами, в Законе об окружающей среде ожидаемо являются исключением. Прежде всего, к таковым относится норма-принцип п. 2 ст. 18, согласно которой осуществление государственного управления в лесном хозяйстве направлено на защиту, восстановление, улучшение и упорядоченное использование лесов, независимо от их принадлежности, а техническое управление ими должно соответствовать их юридическим, экологическим, лесным и социально-экономическим характеристикам, преобладанию в любом случае публичного интереса над частным.
Применительно к охране атмосферного воздуха нормы п. 2 ст. 86 устанавливают, что в рамках своей компетенции государственная администрация и местные органы в сотрудничестве с неправительственными организациями и публичными или частными юридическими лицами и гражданами, принимают меры, необходимые для поддержания качества и чистоты атмосферного воздуха, особенно - по сохранению и созданию лесных насаждений и зеленых зон. Такие меры, которые обязательны для любой публичной и частной деятельности, не влекут ухудшения остальных компонентов окружающей среды или нарушения экологического равновесия.
Также Закон об окружающей среде предусматривает комплекс мер по охране дикой флоры и фауны. Так, согласно п. 4 ст. 34, запрещается убивать, причинять вред или беспокойство диким животным, отнесенным к особо охраняемым, или преднамеренно создавать для них помехи, включая их отлов и сбор яиц или птенцов, так же как повреждение или уничтожение растительности. При этом
норма п. 1 ст. 36 предусматривает, что данные запреты не применяются в отношении видов диких животных и растений, не отнесенных к особо охраняемым, когда применяются меры, предусмотренные специальным регулированием в законодательстве о лесах (а также охоте и континентальном рыболовстве).
К числу законов, определяющих правовой режим лесопользования в Экваториальной Гвинее, относится также Закон 3/2007 «О водах и побережьях в Республике Экваториальная Гвинея» [15]. Что касается правового режима внутренних вод, п. 2 ст. 49 Закона о водах и побережьях содержит важную ному, согласно которой объявляется заповедником, находящимся в государственной собственности, лесная зона, которая защищает или должна защищать земли, на которых происходит фильтрация питьевой воды, а также места расположения гидрографических бассейнов, водохранилищ, различных источников или природных водотоков, содержащих питьевую воду.
Глава VI «Сохранение деревьев во избежание уменьшения количества воды» содержит нормы, закрепляющие соответствующие меры. Так, согласно ст. 105 Закона о водах и побережьях, во избежание сокращения запасов воды, происходящего при вырубке лесов, все национальные органы наделены полномочиями с помощью имеющихся в их распоряжении средств для обеспечения строгого соблюдения правовых положений, касающихся сохранения деревьев, особенно тех, которые находятся на берегах рек и у их истоков. В соответствии со ст. 106, владельцы земель, пересекаемых реками, ручьями или тех, на которых расположены источники воды, если расположенные на них защитные леса были повреждены или уничтожены, обязаны высаживать деревья на берегах таких рек, ручьев или источников, на расстоянии не более чем пяти метров от береговой линии, по всей длине водного объекта в пределах принадлежащих им земель. Норма ст. 107 запрещает уничтожать, как в государственных, так и в частных лесах, деревья, расположенные менее чем в шестидесяти метрах от источников, находящихся на возвышенностях, и менее чем в пятидесяти метрах от источников, находящихся на равнинах. Согласно ст. 108, нарушение положений предыдущих ста-
тей обязывает правонарушителя восстановить уничтоженные деревья в дополнение к уплате штрафа.
Ряд норм Закона о водах и побережьях посвящен особенностям лесопользования в прибрежных зонах. Так, согласно ст. 134 данного закона, определяющей содержание соответствующего термина, компонентами, составляющими прибрежную зону, являются, в том числе, живые и неживые природные ресурсы, находящиеся в этой области, включая защитные леса. Согласно ст. 150 Закона о водах и побережьях, прибрежная зона остается преимущественно незанятой, в ней разрешается только осуществление такой деятельности или размещение таких объектов, которые по самой своей природе не допускают какого-либо другого местоположения, включая деятельность по лесоразведению и лесовосстановлению.
При этом, несмотря на достаточно развитое законодательство, определяющее правовой режим лесопользования в Экваториальной Гвинее, следует указать на наличие в нем определенных пробелов. Так, Диосдадо Обианг Мбомио в своем исследовании «Правовое положение сектора лесов и окружающей среды Экваториальной Гвинеи: применение, плюрализм и межведомственные конфликты» к числу основных проблем в исследуемой сфере относит отсутствие специального законодательства, касающегося недревесных лесных ресурсов в Экваториальной Гвинее [См.: 19, с. 19, 32].
В свою очередь, Д-р Хосе Мба Аворо в работе «Исследование по оценке потребностей в развитии лесного хозяйства», говоря о проблемах применения лесного законодательства и процессе его совершенствования, отмечает: «Законодательство неизвестно многим важным субъектам, вовлеченным в процесс лесопользования (сообществам, лесным концессионерам, должностным лицам и охранникам) из-за отсутствия информационных и просветительских программ и действий по этому вопросу» [10, с. 12].
В этой связи следует подчеркнуть, что российские ученые указывают на существование аналогичных проблем в нашем обществе. Так, М.М. Бринчук, ссылаясь на данные природоохранительных органов, свидетельствующие о низком уровне эколого-правовой культуры, с одной стороны, должностных
лиц специально уполномоченных органов, с другой - руководства хозяйствующих субъек-тов-природопользователей, подчеркивает: «Речь идет о круге лиц, которые уполномочены принимать экологически значимые решения. Если они не знают законодательства, которое должны исполнять, то наивно ожидать, что принимаемые ими решения будут экологически обоснованными» [3, с. 23].
Таким образом, основным законом в сфере правового регулирования лесопользо-
вания в Экваториальной Гвинее является Закон «О лесопользовании и управлении лесами». Кроме того, существенную роль играют законы «Об окружающей среде в Республике Экваториальная Гвинея» и «О водах и побережьях в Республике Экваториальная Гвинея». В совокупности нормы данных законов регламентируют использование как эксплуатационных лесов для получения древесины, так и защитных лесов с целью сохранения биологического разнообразия, охраны атмосферного воздуха и водных объектов.
Список литературы
1. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. М.: Магистр-Пресс, 2004. 410 с.
2. Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. М.: Юстицинформ, 2015. 304 с.
3. Бринчук М.М. Экологическое право: учебник. М.: ЭКСМО, 2010. 670 с.
4. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации. Сведения о наличии и распределении земель по категориям и формам собственности на 01.01.2017 [Электронный ресурс]. URL: https://rosreestr.ru/site/activity/sos-toyanie-zemel-rossii/gosudarstvennyy-natsionalnyy-doklad-o-sostoyanii-i-ispolzovanii-zemel-v-rossiyskoy-federatsii/ (дата обращения: 15.01.2018)
5. Оценка (прогноз) Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН на 1 июля 2017 года: Total Population - Both Sexes. De facto population in a country, area or región as of 1 July of the year indicated. Figures are presented in thousands. (Medium fertility, 2015-2100).xls // Population Division Download Files [Электронный ресурс]. URL: https://esa.un.org/unpd/wpp/Download/Standard/Population/ (дата обращения: 15.01.2018)
6. Сравнительное правоведение: национальные правовые системы. Правовые системы Западной Европы / Под ред. В.И. Лафитского. М.: ИЗиСП, КОНТРАКТ, 2012. Т. 2. 768 с.
7. Atlas Forestal Interactivo de la República de Guinea Ecuatorial [Электронный ресурс]. URL: https://www.wri.org/sites/default/files/interactive_forest_atlas_of_equatorial_guinea.pdf (дата обращения: 15.01.2018)
8. CIA. «The World Factbook» [Электронный ресурс]. URL: https://www.cia.gov/li-brary/publications/the-world-factbook/geos/ek.html (дата обращения: 15.01.2018)
9. Document de Perspectiva - República de Guinea Ecuatorial [Электронный ресурс]. URL: http://www.fao.org/docrep/004/AB581S/AB581S04.htm (дата обращения: 15.01.2018)
10. Dr. José Mba Avoro. Estudio sobre evaluación de las necesidades en materia de formación forestal. Malabo, agosto de 2002. [Электронный ресурс]. URL: http://pfbc-cbfp.org/tl_files/ar-chive/formation/guinea.pdf (дата обращения: 15.01.2018)
11. GECF Country List [Электронный ресурс]. URL: https://www.gecf.org/countries/coun-try-list.aspx (дата обращения: 15.01.2018)
12. Ley Fundamental de Guinea Ecuatorial. Nuevo texto de la Constitución de Guinea Ecuatorial, promulgada oficialmente el 16 de febrero de 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://www.guineaecuatorialpress.com/imgdb/2012/LEYFUNDAMENTALREF0RMADA.pdf (дата обращения: 15.01.2018)
13. La ley numero 1/1997, de fecha 18 de Febrero, sobre el Uso y Manejo de los Bosques [Электронный ресурс]. URL: https://leydeguinea.files.wordpress.com/2014/08/052_-boletc3adn-oficial-del-estado-uso-y-manejo-de-los-bosques.pdf (дата обращения: 15.01.2018)
14. La Ley numero 7/2003, de fecha 27 de Noviembre, Reguladora del Medio Ambiente en Guinea Ecuatorial [Электронный ресурс]. URL: http://www.vertic.org/media/National
%20Legislation/Equatorial_Guinea/GQ_Ley_7-2003_Medio_Ambiente.pdf (дата обращения: 15.01.2018)
15. Ley numero 3/2007, de fecha 23 de Julio, Reguladora de Aguas y Costas en la República de Guinea Ecuatorial [Электронный ресурс]. URL: http://extwprlegs1.fao.org/docs/pdf/eqg159926.pdf (дата обращения: 15.01.2018)
16. Member Countries [Электронный ресурс]. URL: http://www.opec.org/opec_web/en/about_us/25.htm (дата обращения: 15.01.2018)
17. Nguema, J. y Pavageau, C. 2013 Adaptación y atenuación en Guinea Ecuatorial: actores y procesos políticos. Documento de Trabajo 106. CIFOR, Bogor, Indonesia. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cifor.org/publications/pdf_files/WPapers/WP106CIF0R.pdf (дата обращения: 15.01.2018)
18. Obama C. 2008. Las leyes del sector bosque-medio ambiente de Guinea Ecuatorial: pluralismo y conflictos interinstitucionales. Amigos de la naturaleza y el desarrollo de guinea ecuatorial (ANDEGE), Bata - Guinea Ecuatorial [Электронный ресурс]. URL: http://carpe.umd.edu/Documents/2008/Analy-sis_conflicting_conservation_laws-policies_EG_FY08.pdf (дата обращения: 15.01.2018)
19. Obiang M.D. 2008. Situación legal del sector bosque-medio ambiente de Guinea Ecuatorial: Aplicabilidad, pluralismo y conflictos interinstitucionales. Amigos de la naturaleza y el desarrollo de guinea ecuatorial (ANDEGE), Bata - Guinea Ecuatorial [Электронный ресурс]. URL: http://carpe.umd.edu/Documents/2008/Anayisis_conflicting_conservation_laws-poli-cies_EG_part2_FY08.pdf (дата обращения: 15.01.2018)
LEGAL REGULATION OF THE USE OF FORESTS: EXPERIENCE OF EQUATORIAL GUINEA
The article analyzes the legislation of the Republic of Equatorial Guinea, which regulates forest use relations. For this purpose, the text of the Law on forest use and forest management, in which the legal mechanism of forest management as a whole is determined, is examined first of all. This law fixes the division of forest lands into a production area and the area of conservation or protection. Also, the subject of the study is the text of the Law on the Environment in the Republic of Equatorial Guinea, which sets out, above all, the general requirements for the protection of forests as a component of the environment. This law also defines specific requirements for the use of forests, first, in order to conserve biological diversity, and secondly, for the protection of atmospheric air. The use of forests for the conservation of water bodies is regulated by the Law on Waters and Shores in the Republic of Equatorial Guinea. This law defines the legal regime of the forest zone, which is designed to protect the land on which there are sources of drinking water supply. It establishes the requirements for the restoration of protective forests adjacent to the shoreline of water bodies. Also, the Law on Waters and Shores defines the features of forest management in coastal zones, within which afforestation and reforestation activities are classified as priority activities. It should be emphasized that the legislation of Equatorial Guinea on forest management is based on the principles of sustainable development.
Keywords: Republic of Equatorial Guinea, forest management, environment, sustainable development, biological diversity.
References
1. Abdulaev, M.I. (2004). Teorija gosudarstva i prava: Uchebnik dlja vysshih uchebnyh zavedenij [Theory of State and Law: A Textbook for Higher Educational Institutions]. Moscow: Mag-istr-Press. 410 p.
2. Bezrukov, A.V. (2015). Konstitucionnoe pravo Rossii: uchebnoe posobie [The Constitutional Law of Russia: Tutorial]. Moscow: Yustitsinform. 304 p.
3. Brinchuk, M.M. (2010). Jekologicheskoe pravo: uchebnik [Environmental law: a textbook]. Moscow: EKSMO. 670 p.
4. Gosudarstvennyj (nacional'nyj) doklad o sostojanii i ispol'zovanii zemel' v Rossijskoj Fed-eracii. Svedenija o nalichii i raspredelenii zemel' po kategorijam i formam sobstvennosti na 01.01.2017 [State (national) report on the status and use of land in the Russian Federation. Information on the availability and distribution of land by categories and forms of ownership as of 01/01/2017]. Retrieved 15 January, 2018 from https://rosreestr.ru
5. Total Population - Both Sexes. De facto population in a country, area or region as of 1 July of the year indicated. Figures are presented in thousands. (Medium fertility, 2015-2100).xls // Population Division Download Files. Retrieved 15 January, 2018 from https://esa.un.org
6. Sravnitel'noe pravovedenie: nacional'nye pravovye sistemy. Pravovye sistemy Zapadnoj
Evropy [Comparative law: national legal systems. Legal systems of Western Europe] / Ed. V.I. Lafit-sky. M.: ILSL, CONTRACT, 2012. T. 2. 768 p.
7. Atlas Forestal Interactivo de la República de Guinea Ecuatorial Retrieved 15 January, 2018 from https://www.wri.org
8. CIA. «The World Factbook». Retrieved 15 January, 2018 from https://www.cia.gov
9. Document de Perspectiva - República de Guinea Ecuatorial. Retrieved 15 January, 2018 from http://www.fao.org
10. Dr. José Mba Avoro. Estudio sobre evaluación de las necesidades en materia de formación forestal. Malabo, agosto de 2002. Retrieved 15 January, 2018 from http://pfbc-cbfp.org
11. GECF Country List. Retrieved 15 January, 2018 from http://www.gecf.org
12. Ley Fundamental de Guinea Ecuatorial. Nuevo texto de la Constitución de Guinea Ecuatorial, promulgada oficialmente el 16 de febrero de 2012. Retrieved 15 January, 2018 from http://www.guineaecuatorialpress.com
13. La ley numero 1/1997, de fecha 18 de Febrero, sobre el Uso y Manejo de los Bosques. Retrieved 15 January, 2018 from https://leydeguinea.files.wordpress.com
14. La Ley numero 7/2003, de fecha 27 de Noviembre, Reguladora del Medio Ambiente en Guinea Ecuatorial. Retrieved 15 January, 2018 from http://www.vertic.org
15. Ley numero 3/2007, de fecha 23 de Julio, Reguladora de Aguas y Costas en la Republica de Guinea Ecuatorial. Retrieved 15 January, 2018 from http://extwprlegs1.fao.org
16. Member Countries. Retrieved 15 January, 2018 from http://www.opec.org
17. Nguema, J. y Pavageau, C. 2013 Adaptación y atenuación en Guinea Ecuatorial: actores y procesos políticos. Documento de Trabajo 106. CIFOR, Bogor, Indonesia. Retrieved 15 January, 2018 from http://www.cifor.org
18. Obama, C. 2008. Las leyes del sector bosque-medio ambiente de Guinea Ecuatorial: pluralismo y conflictos interinstitucionales. Amigos de la naturaleza y el desarrollo de guinea ecuatorial (ANDEGE), Bata - Guinea Ecuatorial. Retrieved 15 January, 2018 from http://carpe.umd.edu
19. Obiang, M.D. 2008. Situación legal del sector bosque-medio ambiente de Guinea Ecuatorial: Aplicabilidad, pluralismo y conflictos interinstitucionales. Amigos de la naturaleza y el desarrollo de guinea ecuatorial (ANDEGE), Bata - Guinea Ecuatorial. Retrieved 15 January, 2018 from http://carpe.umd.edu
Об авторе
Горбачев Александр Николаевич - кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой земельного, трудового и экологического права Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского (Россия), E-mail: [email protected]
Gorbachev Aleksandr Nikolayevich - candidate of Law, Associate Professor, Head of department of land, labor and environmental law of Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky (Russia), E-mail: [email protected]