Научная статья на тему 'Правовое регулирование космической деятельности в РФ'

Правовое регулирование космической деятельности в РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1347
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Уварова К.Э., Сафронов В.В.

Анализируется регулирующая нормативно-правовая база, система и органы управления космических отношений начиная с истории космонавтики в СССР до настоящего времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование космической деятельности в РФ»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

сфере информационных технологий при получении лицензии на сертификацию (удостоверение электронных цифровых подписей) или сертификата цифровой подписи; нарушение конфиденциальности и приватности; опубликование сертификата цифровой подписи в мошеннических целях. Представляется, что опыт зарубежных государств может быть использован в процессе совершенствования системы мер юридической ответственности в информационной сфере в Российской Федерации [2; 3].

Библиографические ссылки

1. Прокофьев К. В. Международно-правовые проблемы обеспечения международной информационной

безопасности в сети Интернет [Электронный ресурс] : Автореф. дис. ... канд. юрид. наук 12.00.10. М. : РУДН, 2009 (Из фондов РУДН).

2. Тедеев А. А., Петров С. М. Актуальные проблемы современной теории информационного права // Административное право. Финансовое право. Информационное право : учеб. пособие. М. : Изд-во Моск. гуманитар. ун-та, 2005.

3. Тедеев А. А. Особенности правового регулирования отношений в глобальных компьютерных сетях // Информационное право. 2007. № 2(9).

© Семенов Н. В., 2012

УДК 341.229

К. Э. Уварова Научный руководитель - В. В. Сафронов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ

Анализируется регулирующая нормативно-правовая база, система и органы управления космических отношений начиная с истории космонавтики в СССР до настоящего времени.

Правовое регулирование - процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм (норм права).

Виды правового регулирования: централизованное (осуществляется из единого центра в масштабе всей страны); децентрализованное (подчинено централизованному, осуществляется участниками правоотношений в качестве дополнения централизованного, его доурегулирования); нормативное (деятельность субъектов правотворчества по установлению норм права (общих правил поведения); индивидуальное (деятельность участников правоотношений по конкретизации норм права - путем самостоятельного решения юридически значимых вопросов, нормативное регулирование которых законодателем не является исчерпывающим, то есть допускает дополняющее регулирование).

Типы правового регулирования: общедозволительный - выражается формулой «дозволено все, кроме запрещенного законом»; разрешительный -выражается формулой: «запрещено все, кроме разрешенного законом».

Правовое регулирование осуществляется с определенными и вполне конкретными юридическими и социальными целями. Общие юридические цели правового регулирования сводятся к созданию в обществе стабильного правового порядка, а также органов, институтов и учреждений, способных обеспечить защиту и охрану от нарушений тех прав, свобод и законных интересов, граждан и иных лиц, которые закреплены действующими нормами права. Общие социальные цели правового регулирования преследуют достижение социально полезных результатов и, в первую очередь, создание необходимых условий для прогрессивного развития и процветания общества.

Основными источниками правового регулирования космической деятельности являются международные договоры. В их числе - Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. (Договор по космосу), Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г., Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г. (Конвенция об ответственности), Конвенция о регистрации объектов, запущенных в космическое пространство, 1975 г., Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. (Соглашение о Луне), региональные и двусторонние соглашения между государствами, между государствами и международными организациями. Важную роль в регулировании правового режима космического пространства играют также Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г., Договор об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г. и др. [1].

В соответствии с Законом Российской Федерации «О космической деятельности» (ст. 2 - «Понятие космической деятельности», п.1) «под космической деятельностью понимается любая деятельность, связанная с непосредственным проведением работ по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела» [2].

В СССР законодательное регулирование космической деятельности практически отсутствовало. Управление космической деятельностью осуществлялось жестким администрированием, принятием решений и введением правил вышестоящими инстанция-

Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»

ми. Высшим правительственным органом, контролировавшим работы по космической программе в советское время, была Государственная комиссия при Президиуме Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам (ВПК), которая проводила государственную политику в космической, военной, авиационной и других стратегически важных направлениях технического прогресса.

К концу 1990 года система управления космической деятельности стала распадаться. После августа 1991 года единовременно были ликвидированы ЦК КПСС, ВПК, МОМ и вся управленческая вертикаль. В отсутствие какого-либо законодательного регулирования такое положение быстро привело бы к свертыванию всей космической программы. Поэтому в этих критических для страны условиях был принят Указ Президента Российской Федерации № 185 от 25 февраля 1992 года «О структуре управления космической деятельностью в Российской Федерации», который стал первым в России нормативным документом по космосу.

В соответствии с Указом при Правительстве Российской Федерации было создано Российское космическое агентство (РКА), в настоящее время - Федеральное космическое агентство (ФКА), или Роскосмос - это орган федеральной исполнительной власти, ответственный за осуществление государственной политики в области исследования и использования космического пространства [3]. Вследствие этого была образована Межведомственная экспертная комиссия по космосу под председательством президента Российской Академии наук, осуществляющая экспертизу

и отбор проектов по космическим системам, комплексам и средствам научного и народнохозяйственного назначения. Этот Указ был российским микроаналогом закона США по аэронавтике и исследованию космического пространства 1958 года [4].

В настоящее время в Российской Федерации нормативная база космической деятельности складывается из значительного числа документов различного уровня, которые регламентируют деятельность государственных органов власти, предприятий различных форм собственности, а также граждан Российской Федерации. Основополагающим государственным нормативно-правовым актом современной России, регламентирующим все основные стороны космической деятельности в России и отвечающим всем требованиями международного космического права, является Закон РФ «О космической деятельности» от 20 августа 1993 года с изменениями и дополнениями от 21 ноября 2011 г.

Библиографические ссылки

1. Валеев Р. М, Курдюков Г. И.. Международное право. Особенная часть : учебник для вузов. М. : Статут, 2010. 624 с.

2. О космической деятельности : закон РФ от 20.08.1993 № 5663-1 (ред. от 21.11.2011).

3. Положение о Федеральном космическом агентстве (в ред. от 24 марта 2011 г. № 210).

4. Батурин Ю. М. Космическая дипломатия и международное право. Звездный городок, 2006. 138 с.

© Уварова К. Э., 2012

УДК 341.229

В. Ю. Хоржевская Научный руководитель - В. В. Сафронов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУТА ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ОТРАСЛИ КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА

Раскрываются особенности ответственности в отрасли космического права на основе Договора о космосе 1967 г. и Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г.

Институт ответственности в космическом праве строится на основе принципов международного публичного права, таких как: принцип добросовестного выполнения международных обязательств, неприменения силы и угрозы силой, мирного разрешения споров, и других. Но с учетом особенностей отрасли космического права возникают и другие, специфические, виды принципов: свобода исследования и использования космического пространства и небесных тел; запрещение национального присвоения космического пространства и небесных тел; ненанесение ущерба космическому пространству и небесным телам [1]. В связи с этим возникает ряд особенностей, присущих именно ответственности в космическом праве.

Основными источниками являются Договор о принципах деятельности государств по исследованию

и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г. [2] и Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г. [3]. В соответствии с этими документами можно выделить следующие особенности:

1. Государство несет ответственность за всю национальную космическую деятельность, независимо от того, какими конкретно субъектами она осуществляется [4]. Оно несет ответственность за деятельность физических и юридических лиц-резидентов данной страны, за деятельность в рамках международных организаций, наравне с самой международной организацией. Государство, ведущее деятельность в космосе, имеет право допустить к ней своих физических лиц и их объединения, однако при этом оно не только

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.