Научная статья на тему 'Правовое регулирование комплексного развития территории жилой застройки в Китайской Народной Республике'

Правовое регулирование комплексного развития территории жилой застройки в Китайской Народной Республике Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
13
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
комплексное развитие территории / жилая застройка / реновация / Китайская Народная Республика / городская среда / права человека / integrated development of the territory / residential development / renovation / People’s Republic of China / urban environment / human rights.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Игошкина Мария Евгеньевна, Исаенко Алена Сергеевна

В научной статье осуществлен анализ реализации комплексного развития территории жилой застройки на примере Китайской Народной Республики. В ходе исследования ставятся проблемы обоснованности проведения мероприятий по комплексному развитию территории жилой застройки и реализации прав и свобод человека и гражданина при проведении таких мероприятий. Проведён анализ судебной практики по вопросам реновации, рассмотрены особенности порядка её проведения в Китайской Народной Республике. По результатам научной работы сформулированы выводы и рекомендации, направленные на совершенствование правового регулирования в сфере комплексного развития территории жилой застройки в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF THE INTEGRATED DEVELOPMENT OF RESIDENTIAL AREAS IN THE PEOPLE’S REPUBLIC OF CHINA

The scientific article analyzes the implementation of the integrated development of residential development on the example of the People’s Republic of China. In the course of the study, the problems of the validity of carrying out measures for the integrated development of residential development and the realization of human and civil rights and freedoms during such events are raised. The analysis of judicial practice on renovation issues is carried out, the peculiarities of the procedure for its implementation in the People’s Republic of China are considered. Based on the results of the scientific work, conclusions and recommendations aimed at improving legal regulation in the field of integrated development of residential development in the Russian Federation are formulated.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование комплексного развития территории жилой застройки в Китайской Народной Республике»

Правовое регулирование комплексного развития территории жилой застройки в Китайской Народной Республике

Игошкина Мария Евгеньевна,

студент, кафедра конституционного и муниципального права Института философии и права ФГАОУ ВО «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет»

E-mail: igoshckina.maria@yandex.ru Исаенко Алена Сергеевна,

студент, кафедра гражданского права Института философии и права, ФГАОУ ВО «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» E-mail: alena_isaenko@mail.ru

В научной статье осуществлен анализ реализации комплексного развития территории жилой застройки на примере Китайской Народной Республики. В ходе исследования ставятся проблемы обоснованности проведения мероприятий по комплексному развитию территории жилой застройки и реализации прав и свобод человека и гражданина при проведении таких мероприятий. Проведён анализ судебной практики по вопросам реновации, рассмотрены особенности порядка её проведения в Китайской Народной Республике. По результатам научной работы сформулированы выводы и рекомендации, направленные на совершенствование правового регулирования в сфере комплексного развития территории жилой застройки в Российской Федерации.

Ключевые слова: комплексное развитие территории, жилая застройка, реновация, Китайская Народная Республика, городская среда, права человека.

см см

С принятием федерального закона от 30.12.2020 № 494-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий» начался процесс разработки и корректировки нормативных правовых актов, предусматривающих реализацию программы комплексного развития территории жилой застройки. Реновация направлена на обеспечение благоустроенным и комфортным жильем граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу [6].

Развитие современного общества и активное внедрение цифровых технологий ведут к развитию агломераций. Сбер провёл исследование, в котором обозначил, что к 2035 году 80 млн человек, включая прирост 30 млн человек, будут жить в агломерациях, которые станут ключевой экономической единицей. Данные события могут привести к формированию концепции «государство в государстве» и появлению новых агломераций на границе с Китаем [10].

Практика проведения мероприятий по реновации формируется не только в России, но и за рубежом с учетом национальных особенностей. В Китайской сети городского планирования в мае 2023 года была размещена информация о реконструкции старых городских жилых кварталов. Согласно руководящим положениям по реновации старых городских жилых кварталов, опубликованных Главным управлением Государственного совета Китая в 2020 году, старые городские жилые кварталы относятся к жилым районам и отдельно стоящим жилым зданиям в городах, которые нуждаются в ремонте ввиду их ненадлежащего технического состояния и содержания, нехватки муниципальных объектов и несовершенства объектов общественного обслуживания. Планируется, что все перечисленные старые городские жилые кварталы, построенные до конца 2000 года, будут реконструированы в течение срока действия 14-й пятилетки [8].

В Китайской народной республике одобрены руководящие положения по активному и неуклонному преобразованию городских поселков (деревень) в крупные мегаполисы. Планировка так называемых городских поселков является беспорядочной, они плотно застроены ветхими домами, при этом коммунальные услуги отсутствуют, наблюдаются плохие экологические и санитарные условия, вместе с этим такие кварталы сильно отличаются от городских центров.

Преобразование включает не только снос дома и последующее строительство коммерческого жилья или жилья для переселения, но и мероприятия по поддержке общественной инфраструктуры, защите исторического и культурного наследия. Подразумевается предоставление гарантированного жилья в соответствии с определенной пропорцией.

Преобразование городских поселков поможет устранить недостатки в городском управлении и строительстве, повысить качество городской среды и общественных услуг, восполнить недостатки развития крупных мегаполисов, привлечь инвестиции и увеличить внутренний спрос, а также способствовать высококачественному развитию города и повысить уровень развития городской цивилизации. Вместе с этим обновление города включает в себя обновление трех основных пространств, а именно жилого пространства, общественного и промышленного пространства. Подразумевается проведение мероприятий по улучшению образования, культуры, досуга, торговли и озеленения.

Руководящие положения по реконструкции старых городских жилых районов закрепляют следующие принципы реновации [2]:

Принцип ориентации на людей, в том числе запрос, анализ, синтез и учет интересов жителей, повышение качества оказания государственных услуг, таких как медицинское обслуживание, уход за пожилыми людьми и детьми. Важным аспектом является содействие строительству безопасный, комфортной и комплексной инфраструктуры с системой управления.

Принцип баланса мобилизации всех заинтересованных сторон реновации и добровольности участия. Предлагается проводить мероприятия по созданию «красивой окружающей среды и совместной счастливой жизни», с целью стимулирования энтузиазма и инициативы жителей в рамках преобразований, мобилизации социальных сил в обществе, поддерживающих преобразования. Данные меры должны быть направлены на совместное принятие решений, совместную разработку и строительство, совместное управления строительством, а также совместную оценку последствий и обмен результатами.

Принцип приоритета и защиты исторического наследия. Необходимо реализовывать требования по охране и ремонту исторических зданий, защитить исторические и культурные районы, улучшить условия жизни и качество городской среды, сохраняя исторический контекст.

А также принципы адаптации и учета местным особенностей; четкого целеполагания и планирования реновации; долгосрочного управления.

Содержание трансформации старых городских жилых районов можно разделить на три категории: базовое, улучшенное и продвинутое.

Базовый класс. Преобразование осуществляется в целях удовлетворения основных жизненных потребностей жителей и потребностей в безопасности. Содержание мероприятий в основном заключается в ремонте и модернизации муници-

пальной вспомогательной инфраструктуры и обслуживании зданий, её частей, таких как кровля, наружные стены и лестницы. Преобразование и модернизация муниципальной вспомогательной инфраструктуры включает преобразование и модернизацию систем водоснабжения, водоотведе-ния, электроснабжения, дорог, газоснабжения, отопления, противопожарной защиты, безопасности, объектов хранения бытовых отходов, мобильной связи и другой инфраструктуры.

Улучшенный класс. Преобразование осуществляется в целях комфортного проживания и улучшения жилищных условий. Проводятся мероприятия по строительству жилых домов и вспомогательных сооружений, реконструкции зданий с применением энергосберегающих мер и установкой лифтов, обновлению городской среды, в том числе осуществляется снос самовольных построек. Делается акцент на улучшение городского озеленения и освещения, создание безбарьерной среды, парковочных мест, электрических велосипедов и зарядных устройств для автомобилей, умных почтовых ящиков, объектов культуры и досуга, спортивных центров и других вспомогательных объектов.

Продвинутый класс. Преобразование направлено на расширение предложений общественных услуг и улучшение качества жизни. В основном осуществляется вспомогательное строительство объектов общественного обслуживания и их интеллектуальная трансформация, включая преобразование или строительство учреждений здравоохранения, образовательных учреждений, объектов социального обслуживания, осуществляющих уход за пожилыми людьми и детьми, организаций питания, ведения домашнего хозяйства и уборки, круглосуточных рынков, магазинов и пунктов доставки.

В целях преобразования городских поселков в крупных мегаполисах Министерство природных ресурсов Китайской Народной Республики сделало акцент на повышении эффективности землепользования, более активном использовании земель запаса и промышленных земель, также поставлена задача повторного освоения различных типов неэффективных земель. Пилотные проекты по восстановлению неэффективного землепользования были осуществлены в 43 городах, например в Пекине.

В Гуанчжоу при проработке проектов по преобразованию обращаются к принципам эффективного рынка, перспективного правительства, «чистой» передачи земли, обращаются к скоординированному землепользованию, связанному с созданием правительством предприятий для превращения «сырой земли», которую необходимо снести р и выровнять, в «приготовленную землю», которую Д можно продать. В Шэньчжэне обратились к сочета- Е нию преобразования городских поселков и разви- К тия доступного арендного жилья [9]. ё

Действует закон о городском и сельском пла- у нировании Китайской Народной Республики А

от 27.10.2023, который закрепляет правовые основы преобразования и планирования территорий, а также необходимость при реконструкции старых городских районов защищать исторические и культурные ценности, наследие и традиционный стиль, разумно определять масштабы сноса и строительства, реконструировать места концентрации ветхих домов с развитой инфраструктурой [1].

Правительство Ханьданя сформулировало «Трехлетний план действий по преобразованию городских деревень», а сельский комитет Синьчжуан подписал соглашения с жителями о переселении и выплатил компенсации [4].

Вместе с этим начинается складываться судебная практика. В одном деле Высший народный суд провинции Хэнань отметил, что пересмотр таких актов как административное соглашение о компенсации за переезд и переселение часто не имеет правовой и нормативной базы, представляет собой в большой мере проверку рациональности, а не законности. До тех пор, пока он не нарушает положения законов и не ущемляет важные имущественные права граждан, он не может быть ограничен принципами приоритета права и правовой оговорки [3].

В другом деле Верховный народный суд Китайской Народной Республики подчеркнул, что проекты по сносу и реконструкции городских поселков, осуществляемые под руководством правительства с целью улучшения городской среды, повышения благоустроенности города и содействия экономическому и социальному развитию города, по своему содержанию носят административный характер. Принудительный снос улучшил условия жизни людей, проживавших в снесенных домах, а также территорию, при этом высвободившиеся открытое общественное пространство было экспроприировано в соответствии с законом, в данном случае непосредственным субъектом выгоды стало правительство. Принудительный снос домов с целью преобразования, осуществляемый сельским комитетом, следует считать осуществленным по поручению правительства.

Также суд пришел к выводу, что осуществление предварительной экспроприации с целью реновации, обходя процедуры коллективной экспроприации, противоречит цели закона об управлении земельными ресурсами, при этом правительство района Цяоси принудительно снесло дома вне своих полномочий и нарушило соответствующие процессуальные положения административного законодательства [5].

Стоит отметить, что ученые из Китайской Народной Республики изучают правовые аспекты комплексного преобразования жилой территории. Реновация соприкасается с правом на город, связанным с городским развитием и ролью людей Ц в таком развитии. При этом жители в процессе ££ урбанизации приобрели комплекс политических, |э экономических и социальных прав, защита кото-^ рых считается недостаточной. Политические права ^ позволяют жителям проявляться в качестве субъ-

екта, экономические права являются основной гарантией на участие в производстве и экономических отношениях, а социальные права направлены на реализацию принципа равенства и справедливости. Поскольку реновации подлежит сельская местность в городе, возникает необходимость обеспечить равные права на городской и сельской территории.

Осуществление интеграции между городом и сельской местностью должно осуществляться под руководством правительства в условиях защиты систем социального обслуживания и социального обеспечения сельских жителей, которые потеряли свою землю в соответствии с законом, наравне с городскими жителями [7].

Таким образом, опыт Китайской Народной Республики может быть учтен при реализации программ реновации в Российской Федерации. В частности, необходимо уделить большее внимание организации мероприятий по созданию позитивного образа реновации, реализации мероприятий с учетом предложений граждан, а также осуществлять расселение жителей в новые дома в пределах квартала, в котором они проживали ранее.

Литература

1. Law of the People's Republic of China on Urban and Rural Planning: Order of the President of the People's Republic of China 27.10.2023 № 74.

2. Guiding Opinions of the General Office of the State Council on Comprehensively Promoting the Transformation of Old Urban Communities. Issued by the State Department 10.07.2020 № 23.

3. Validity of the compensation Agreement for demolition and Resettlement signed during the renovation of Urban Villages - Bu Jianping v. Jinshui District Government and Others to confirm the invalidity of the administrative agreement: Judgment of Henan High Court 21.10.2019.

4. General request to confirm that the urban village renovation act is illegal and the litigation request is not clear: Supreme Court case 30.12.2019.

5. The compulsory demolition of the old village renovation carried out for land expropriation shall be deemed to be entrusted to the implementation: Supreme Court case 30.06.2020.

6. Игошкина М.Е., Прощалыгин Р.А. Некоторые аспекты реализации жилищной политики в рамках программы комплексного развития территории жилой застройки // Семейное и жилищное право.2022.№ 6. С. 40-43.

7. Lu Wenfei. Status quo, Causes, and Path: An exploration of the spatial rights of villagers under the vision of urban villages. School of Marxism, Hehai University, Nanjing, Jiangsu.

8. Urban planning society of China. URL: https:// en.planning.org.cn/upsc/view?id=956 (дата обращения: 12.12.2023).

9. Urban village transformation benefits the people and expands domestic demand, Economic Dai-

ly. URL: https://www.gov.cn/ (дата обращения: 12.12.2023).

10. Презентация ПАО Сбербанк «Будущее 2035+».

LEGAL REGULATION OF THE INTEGRATED DEVELOPMENT OF RESIDENTIAL AREAS IN THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA

Igoshkina M.E., Isaenko A.S.

Novosibirsk National Research State University

The scientific article analyzes the implementation of the integrated development of residential development on the example of the People's Republic of China. In the course of the study, the problems of the validity of carrying out measures for the integrated development of residential development and the realization of human and civil rights and freedoms during such events are raised. The analysis of judicial practice on renovation issues is carried out, the peculiarities of the procedure for its implementation in the People's Republic of China are considered. Based on the results of the scientific work, conclusions and recommendations aimed at improving legal regulation in the field of integrated development of residential development in the Russian Federation are formulated.

Keywords: integrated development of the territory, residential development, renovation, People's Republic of China, urban environment, human rights.

References

1. Law of the People's Republic of China on Urban and Rural Planning: Order of the President of the People's Republic of China 27.10.2023 № 74.

2. Guiding Opinions of the General Office of the State Council on Comprehensively Promoting the Transformation of Old Urban Communities. Issued by the State Department 10.07.2020 № 23.

3. Validity of the compensation Agreement for demolition and Resettlement signed during the renovation of Urban Villages - Bu Jianping v. Jinshui District Government and Others to confirm the invalidity of the administrative agreement: Judgment of He-nan High Court 21.10.2019.

4. General request to confirm that the urban village renovation act is illegal and the litigation request is not clear: Supreme Court case 30.12.2019.

5. The compulsory demolition of the old village renovation carried out for land expropriation shall be deemed to be entrusted to the implementation: Supreme Court case 30.06.2020.

6. Igoshkina M.E., Proschalygin R.A. Some aspects of the implementation of housing policy within the framework of the program of integrated development of residential development // Family and housing law. 2022. № 6. pp. 40-43.

7. Lu Wenfei. Status quo, Causes, and Path: An exploration of the spatial rights of villagers under the vision of urban villages. School of Marxism, Hehai University, Nanjing, Jiangsu.

8. Urban planning society of China. URL: https://en.planning.org. cn/upsc/view?id=956.

9. Urban village transformation benefits the people and expands domestic demand, Economic Daily. URL: https://www.gov.cn/.

10. Presentation of the Sberbank «The Future 2035+».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.