Научная статья на тему 'Правовое регулирование использования космического пространства в мирных целях'

Правовое регулирование использования космического пространства в мирных целях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
816
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гончарова К.А., Сафронов В.В.

Заинтересованность всех государств в исследовании и практическом использовании космоса, а также потенциальное влияние космической деятельности на все государства поставили на повестку дня вопрос о его правовом режиме. Необходимость этого обусловлена тем, что результаты деятельности в космическом пространстве могут оказывать влияние на жизнь людей многих государств мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование использования космического пространства в мирных целях»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

Правосубъектность международных межправительственных организаций носит, в отличие от государств, функциональный характер, поскольку она ограничена целями и задачами, определенными учредительным документом [1]. Среди основных международных межправительственных организаций, которые принимают участие в исследовании и использовании космического пространства, выделим следующие.

Международная организация спутниковой связи ИНТЕЛСТАТ. В 1962 г. конгресс США принял Закон о спутниковой связи, который содержал положение о том, что одним из направлений политики США является создание в сотрудничестве с другими государствами коммерческой системы спутниковой связи, которая отвечала бы потребностям государств в области коммуникаций.

Интерспутник - международная межправительственная организация, основой деятельности которой является эксплуатация глобальной системы спутниковой связи [2]. Пользователями данной системы выступают более 100 государственных и частных компаний мира, в том числе, России, США, Великобритании и др.

Европейское космическое агентство (ЕКА) - региональная международная космическая организация. Конвенция об учреждении Европейского космического агентства вступила в силу 30 октября 1980 г. [3]. Согласно ст. II Конвенции о ЕКА, деятельность дан-

ной организации направлена на развитие мирного сотрудничества европейских стран в области космических исследований, создания технологий и практического их применения в научных целях и оперативных прикладных космических системах.

Таким образом, в настоящее время существует серьезная правовая база, регулирующая роль международных межправительственных организаций в космических правоотношениях, основной проблемой которой выступает ведущая роль в них РФ.

Библиографические ссылки

1. Малков С. П.Международное космическое право. СПб. : СПбГУАП, 2002. С. 68.

2. Соглашение о создании международной системы и организации космической связи «Интерспутник» // Московский журнал международного права. 1997. № 4. С. 194-203.

3. Конвенция о создании Европейского космического агентства (подписана 30.05.1975 г. в г. Париж, вступила в силу 30.10.1980 г.) // Космическое законодательство стран мира. Т. 2. Межгосударственная кооперация в сфере космической деятельности (СНГ, ЕС, СЕ, ЕКА). -М.: Норма, 2002. С. 147-154.

© Гайнанова С. М., 2012

УДК 34.412.1

К. А. Гончарова Научный руководитель - В. В. Сафронов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В МИРНЫХ ЦЕЛЯХ

Заинтересованность всех государств в исследовании и практическом использовании космоса, а также потенциальное влияние космической деятельности на все государства поставили на повестку дня вопрос о его правовом режиме. Необходимость этого обусловлена тем, что результаты деятельности в космическом пространстве могут оказывать влияние на жизнь людей многих государств мира.

Вся деятельность в космосе должна осуществляться в интересах поддержания мира и безопасности, а также развития сотрудничества. Запрещён вывод на орбиту любых объектов с ядерным и любым иным оружием массового уничтожения (химическим, бактериологическим, радиологическим и др.). Вся деятельность в космическом пространстве должна осуществляться так, чтобы избегать вредного загрязнения, а также неблагоприятных изменений земной среды в результате доставки внеземного вещества. Таким образом, всё космическое пространство, включая Луну и иные небесные тела должны использоваться исключительно в мирных целях.

Среди возможных нарушений использования космического пространства можно выделить национальное присвоение Луны и иных небесных тел, распространение суверенитета расположенных над странами участков геостационарной орбиты, военное и иное враждебное использование средств воздействия на

окружающую среду, включая вывод на орбиту различного оружия массового уничтожения. Интерес к мирному освоению космического пространства появился вскоре после запуска в 1957 г. СССР первого искусственного спутника Земли и возрастал по мере новых достижений в развитии космической техники.

Генеральная Ассамблея ООН в 1959 г. признала общую заинтересованность всего человечества в развитии использования космического пространства в мирных целях [1]. Кроме того, ООН предусмотрела свою обязанность содействовать международному сотрудничеству в этой области.

Необходимо отметить, что среди общих принципов международного космического права выделяют принцип неприменения силы и угрозы силы. В соответствии с этим принципом государства, в первую очередь, обладающие крупным космическим потенциалом, призываются к активному содействию в достижении

Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»

цели исключительно мирного использования космического пространства и предотвращении гонки вооружения в космическом пространстве [2]. Государствам запрещается создание на небесных телах военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных манёвров [3].

Важную меру по ограничению военного использования космоса предусматривает подписанный в 1963 г. Московский договор «О запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой», инициатором заключения которого явился СССР. Статья 1 Договора содержит обязательства государств-участников запретить, предотвращать и не производить любые взрывы ядерного оружия в любом месте, находящемся под его юрисдикцией или контролем, в том числе в атмосфере и за её пределами, включая космическое пространство [4].

Серьёзным шагом на пути ограничения военного использования космоса стало заключение в 1977 г. Конвенции «О запрещении военного или иного другого враждебного использования средств воздействия на природную среду». Статья 1 Конвенции содержит обязательства каждого государства-участника не прибегать к любому враждебному использованию средств воздействия на природную среду в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государству-участнику. В понятие природной среды включается и космическое пространство [5].

Следует отметить, что основным межправительственным органом ООН, активно действующим в области мирного освоения космического пространства, является учреждённый в 1959 г. Комитет по использованию космического пространства в мирных целях. Комитетом проводится анализ масштабов международного сотрудничества в области мирного использования космического пространства, разрабатываются программы, и осуществляется руководство техническим сотрудничеством ООН в этой области. В результате работы Комитета были выработаны принципы ведения космической деятельности, среди которых следует отметить:

1) принципы использования государствами искусственных спутников земли для международного непо-

средственного телевизионного вещания (1982), которые признают, что такое использование имеет международные политические, экономические, социальные и культурные последствия. такая деятельность должна способствовать свободному распространению информации при должном уважении суверенных прав государств, включая принцип невмешательства;

2) принципы, касающиеся дистанционного зондирования земли из космического пространства (1986), которые констатируют, что такая деятельность должна осуществляться на благо и в интересах всех стран при непременном уважении суверенитета всех государств и народов над их природными ресурсами, а также прав и интересов других государств. Дистанционное зондирование должно использоваться для защиты окружающей среды и уменьшения ущерба от стихийных бедствий.

Несмотря на установленные принципы осуществления деятельности в космическом пространстве, пока всё же нет правовых гарантий предотвращения использования космоса в военных целях. Предполагается, что государствам необходимо прислушаться к призывам международных организаций следовать установленным принципам в области ведения своей деятельности в космическом пространстве.

Библиографические ссылки

1. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1472 (XIV) от 12 декабря 1959 г.

2. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 55/32 от 20 ноября 2000 г.

3. О принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела : Договор от 27января 1967 г., ст. IV.

4. О запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой : Договор от 5 августа 1963 г.

5. О запрещении военного или иного другого враждебного использования средств воздействия на природную среду Конвенции от 18 мая 1977 г., ст. I.

© Гончарова К. А., 2012

УДК 341

Я. С. Домбровская Научный руководитель - В. В. Сафронов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ВОЗДУШНОМ ПРАВЕ

Современные государства не могут нормально функционировать, развивать свои экономические и политические связи без надежно действующей системы использования воздушного пространства. Сотрудничество государств в этой области регулируется международным воздушным правом. Все более активное осуществление перевозок пассажиров и грузов между государствами потребовало заключения международных соглашений, единообразно определяющего основные условия международных авиаперевозок.

Воздушный транспорт, способный быстро и с ного шара, появился в XX в. Теперь это самый скоро-комфортом доставить пассажира в любую точку зем- стной вид транспорта для перевозок пассажиров и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.