Научная статья на тему 'Правовое регулирование иностранного предпринимательства в России в xix начале XX вв. '

Правовое регулирование иностранного предпринимательства в России в xix начале XX вв. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
592
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИНОСТРАННЫЕ ПОДДАННЫЕ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / АКЦИОНЕРНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / FOREIGNER SUBJECTS / LEGAL REGULATION / COMPANY LEGISLATION / EMERGENCY LEGISLATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Смирнов Сергей Анатольевич

В статье на основе анализа норм дореволюционного законодательства, исследования практики их применения, рассмотрения деятельности царского правительства, научных и публицистических источников рассматривается развитие правового регулирования иностранного предпринимательства в России в XIX начале XX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the basis of pre-revolutionary norms analysis, examination of their application, analysis of the tsarist government activities, scientific and journalistic sources the author considers the development of legal regulation of foreign entrepreneurship in Russia in the XIX beginning of the XX centuries.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование иностранного предпринимательства в России в xix начале XX вв. »

Сергей СМИРНОВ

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНОСТРАННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX вв.

В статье на основе анализа норм дореволюционного законодательства, исследования практики их применения, рассмотрения деятельности царского правительства, научных и публицистических источников рассматривается развитие правового регулирования иностранного предпринимательства в России в XIX- начале XXвв.

On the basis of pre-revolutionary norms' analysis, examination of their application, analysis of the tsarist government activities, scientific and journalistic sources the author considers the development of legal regulation of foreign entrepreneurship in Russia in the 19th - the beginning of the 20th centuries.

Ключевые слова:

предпринимательство, иностранные подданные, правовое регулирование, акционерное законодательство, чрезвычайное законодательство; entrepreneurship, foreigner subjects, legal regulation, company legislation, emergency legislation.

СМИРНОВ

Сергей

Анатольевич —

докторант

Волгоградского

государственного

университета

smirnov 8а@УоЫи

Со времени Французской революции и периода наполеоновских войн царское правительство стало относиться к иностранцам весьма настороженно, прежде всего по политическим соображениям. Следствием этого было изменение общей политики самодержавия в отношении иностранцев в сторону ограничения их правового положения на территории империи. С начала XIX в. в России были законодательно существенно ограничены права предпринимательства для иностранцев1. Иностранным купцам было запрещено записываться в купеческие гильдии без принятия русского подданства, устанавливались специальные правовые режимы иностранного предпринимательства в России: «иностранный гость» и «заезжий иностранный купец». Им предоставлялось, по общему правилу, лишь ограниченное право оптовой внешней торговли и закупочной деятельности. Право устраивать, приобретать и содержать промышленные предприятия могло быть предоставлено «иностранному гостю» только по разрешению императора. Вся торгово-промышленная деятельность иностранных купцов была обременена стеснительными правилами о том, чем торговать, где и у кого покупать товары, кому их продавать2. Выделение в российском законодательстве особого льготного правового режима торговли и промыслов для иностранных азиатских купцов из общих правил в отношении иностранного предпринимательства подчеркивало политический характер введенных ограничений, направленных против подданных европейских государств ввиду угрозы распространения через их посредство революционных настроений в России3. Вводя законодательное ограничение торговой и промысловой деятельности иностранцев, государство учитывало необходимость развития и экономические интересы (прежде всего, во внутренней торговле) отечественного предпринимательского класса. Но уже в конце 20-х гг. XIX в. царское правительство, видя слабую активность российских предпринимателей, несколько расширяет права иностран-

1 Российский государственный исторический архив (далее — РГИА), ф. 1149, оп. 5 — 1860 г., д. 34, л. 61, 77(об)—78; Полное собрание законов Российской империи (далее - ПСЗ) I, т. XXIX, № 22418.

2 ПСЗ I, т. XXXIX, № 30115; Вольтке Г. Право торговли и промышленности в России в историческом развитии (XIX в.). — СПб., 1905, с. 17.

3 Свод законов Российской империи изд. 1857 г. Том XI, часть II. Уставы кредитный, торговый, о промышленности фабричной и заводской, и устав ремесленный. — СПб., 1857.

цев в сфере промышленного предпринимательства, законодательно закрепляет предоставление широких льгот при открытии новых производств на начальном этапе их функционирования1.

В 50-х гг. XIX в. в высших правительственных кругах начинает происходить процесс переосмысления проблемы значения иностранных капиталов и иностранного предпринимательства для экономического развития государства2. Поражение в Крымской войне со всей очевидностью показало необходимость скорейшего преодоления отставания страны от западноевропейских государств в промышленном развитии с целью возвращения утраченных позиций в среде ведущих держав. Активизация поиска путей решения поставленной задачи указывала на практический опыт западноевропейских стран. Российское правительство не могло не учитывать факт утверждения принципа равенства иностранцев и своих подданных в правах на предпринимательскую деятельность в европейском законодательстве в своей правовой политике по данному вопросу, рассматривая его в контексте общих целей и задач экономического развития государства на фоне высоких темпов роста торгово-промышленного потенциала таких стран, как Англия, Франция и Бельгия3. Отношение правительства к деятельности иностранного капитала и предпринимательству в России в целом меняется, они уже оцениваются не как определенная конкурирующая в торговле сторона для русского купечества, а, прежде всего, как один из действенных факторов оживления торгово-промышленного развития государства4.

1 Там же, ст. 513—516, 801; Устав о промышленности фабричной и заводской, ст. 118,135; Подробнее см.: Рыбаков Ю.Я. Промышленное законодательство России первой половины XIX века (источниковедческие очерки). — М., 1986, с. 103—112.

2 РГИА, ф. 1149, оп. V, 1860 г., д. 34, л. 62, л. 64(об)—65, 70.

3 Подробнее см.: РГИА, ф. 1149, оп. V, 1860 г., д. 34, л. 69(об)—70 («Постановления главных европейских государств о торговле иностранцев»), л. 163—204 («Обозрение законодательств Франции, Австрии и Англии о иностранцах» II отделением собств. е. и. в. канцелярии. СПб., 1860).

4 Подроб. см.: Гагемейстер Ю.А. Взгляд на

промышленность и торговлю России // Судьбы

России. Доклады и записки государственных деятелей императорам о проблемах экономического развития страны (вторая половина XIX в.) / подг. к изд. Л.Е. Шепелев. — СПб., 1999, с. 55; РГИА, ф. 1149, оп. V, 1860 г., д. 34, л. 64(об)—65.

Ключевое значение для начала процесса разработки законодательных мероприятий по либерализации правового режима иностранного предпринимательства в России имело укрепление вышеуказанной позиции среди руководителей отдельных правительственных ведомств (Министерства финансов, иностранных дел, II отделения собств. е. и. в. канцелярии). Анализ правительственных законопроектов, касающихся расширения торговых прав иностранцев в связи с попытками модернизации торгового законодательства в дореформенный период, показал их общую неудачу. Первым шагом на пути либерализации правового режима иностранного предпринимательства стало заключение в конце 50-х гг. в XIX в. торговых трактатов с Францией, Бельгией и Англией, которые значительно расширили объем предпринимательских прав иностранных подданных5. На наш взгляд, они в некоторой мере являлись политической уступкой побежденной стороны в пользу победителей, на что указывает ограничение действия их положений в течение нескольких лет. Вместе с тем к концу 50-х — началу 60-х гг. XIX в. и в правительственных кругах, и у императора уже не было сомнений в необходимости привлечения иностранных капиталов и предпринимателей для пользы экономического развития России. Указом от 7 июня 1860 г. иностранцы в сфере предпринимательской деятельности фактически были уравнены в правах с российскими поддан-ными6. Таким образом, выработка общих начал политики привлечения иностранных капиталов и предпринимательства в экономику России и их законодательное закрепление было осуществлено накануне великих реформ.

Заинтересованность в скорейшем осуществлении индустриализации предопределила в условиях острого недостатка капитала благоприятное в целом отношение царского правительства к привлечению необходимых средств из-за рубежа, прежде всего в виде прямых инвестиций,

5 ПСЗ II, т. XXXIV, № 34157; РГИА, ф. 1149, оп. V, 1860 г., д. 34, л. 69—69(об), 154—161 (Приложение. «Права, предоставленные иностранцам на основании трактатов, заключенных Россией с другими державами»); Сборник договоров России с другими государствами. 1856—1917. — М., 1952, с. 26, 33.

6 ПСЗ II, т. XXXV, № 35880; РГИА, ф. 1149, оп. V, 1860 г., д. 34, л. 209, 216—216(об).

и созданию для них необходимой правовой базы. В рамках пореформенных изменений в период до конца XIX в. были установлены и закреплены основные направления политики по привлечению и регулированию деятельности иностранного капитала и предпринимателей в России. «Положение о пошлинах на право торговли и других промыслов» от 1 января 1863 г. и 9 февраля 1865 г. зафиксировало поворот в политике правительства не только в отношении к отечественному, но и к иностранному предпринимательству, признав всеобщее право предпринимательства в России для русских подданных всех состояний и иностранцев1. Но сословное начало в сфере предпринимательства было окончательно отвергнуто лишь «Положением о государственном промысловом налоге» от 3 июня 1898 г.2 Производство всех видов торговли и промышленности стало обусловлено выборкой промысловых свидетельств, а не припиской к купеческому сословию. Пересмотр правительством в 1880—1890-х гг. ряда законов, закладывавших основы предпринимательской деятельности, отразил изменившееся правовое положение иностранного предпринимателя, который в результате приобрел почти полную свободу в занятиях торговлей и промышленностью в России. В налогообложении, во взаимоотношениях с учреждениями, организациями и частными лицами иностранные предприниматели не выделялись как особая юридическая категория и подчинялись общим законам империи. Русское законодательство не ставило для них препятствий в выборе форм организации хозяйственной деятельности в стране. Особое внимание правительство обращало на регулирование участия иностранцев в русских акционерных компаниях в качестве акционеров и учредителей. Допуская создание и функционирование смешанных акционерных компаний, царское правительство, принимая во внимание будущую сферу и место деятельности такого предприятия, а также подданство ее иностранных акционеров и учредителей, руководствовалось политическими и экономическими интересами и потребностями государства.

1 ПСЗ II, т. XXXVIII, № 39118; т. Х^ № 41779.

2 Собрание Узаконений и Распоряжений Правительства (далее - СУ), 1898, № 78, ст. 964.

Анализ развития законодательства, регулирующего процесс предпринимательской деятельности иностранцев в России и практики его применения в период с начала 60-х гг. XIX в., показал, что положение иностранных предпринимателей не было ограничено по сравнению с отечественными, за некоторым исключением (в связи с законодательным ограничением прав землевладения иностранцев в ряде местностей3 и запретом на отдельные виды промыслов).

В 60-70-е гг. XIX в. происходит становление правового регулирования деятельности иностранных акционерных компаний в империи. Вплоть до начала 1860-х гг. в России вообще отсутствовали какие-либо нормативные акты, регулирующие деятельность иностранных компаний, что формально означало запрет на ведение предпринимательской деятельности иностранными юридическими лицами на территории Российской империи.

Первым шагом на пути формирования правовой базы, определяющей деятельность иностранных акционерных компаний в России, стал указ 1863 г. «О предоставлении Французским Акционерным (анонимным) обществам и другим, учрежденным во Франции, Товариществам, права пользоваться в России всеми их правами, сообразуясь с Русскими законами»4, принятый на началах взаимности. Следующим шагом стало заключение Россией межгосударственных конвенций и соглашений о взаимном признании и обеспечении прав акционерных обществ. Вместе с тем на начальном этапе становления правового регулирования деятельности иностранных компаний возникла проблема понимания сущности предоставляемых конвенциями и соглашениями прав. Данная проблема нашла свое разрешение в положениях Комитета министров 1887 и 1888 гг.5 С этого времени судебной защитой и правом на ведение предпринимательской деятельности в России «по правилам, установленным и для русских обществ», могли пользоваться не только акционерные компании тех государств, с которыми были заключены

3 РГИА, ф. 560, оп. 22, д. 228, л. 9(об), л. 10—10(об); ПСЗ III, т. VI, № 3814, ст. 262; т. VII, № 4268; т. XI, № 7574, ст.136; т. XII, № 8755.

4 ПСЗ II, т. XXXVIII, № 40045.

5 РГИА, ф. 23, оп. 24, д. 24, л. 47—48; ф. 560, оп. 22, д. 228, л. 48(об); СУ, 1888, ст. 873.

особые соглашения, но и те иностранные акционерные компании, которые получили специальное правительственное разрешение. Правительство осуществляло строгий контроль за иностранными акционерными компаниями посредством «условий деятельности», на которых они допускались к операциям в пределах Российской империи.

В целом правовое положение иностранных компаний в России было то же, что и положение иностранцев вообще. На них распространялись все законоположения, касавшиеся прав иностранных подданных в империи: в частности, законы, запрещавшие или вводившие ограничения на владение недвижимостью, в т.ч. и землей, и на занятия некоторыми видами предпринимательской деятельности.

Несмотря на наличие ряда ограничений иностранных подданных и компаний, основанных либо на прямом требовании закона, либо введенных для предупреждения его обхода, либо вообще вызванных требованиями административной власти, их правовое положение в сфере предпринимательской деятельности было детерминировано, прежде всего, экономическими потребностями Российского государства. Подтверждением этому является практика сепаратного акционерного законодательства, в которой нашли свое отражение, ранее всего, требования экономического развития государства, а не ограничительных норм общего законодательства1.

В итоге к концу XIX в. правовое положение иностранных подданных в сфере предпринимательской деятельности в России характеризуется почти полной свободой. Ограничительные нормы общего законодательства в отношении иностранных предпринимателей были преодолены практикой акционерного сепаратного законодательства, основанной на общем курсе правительства по привлечению иностранных капиталов в экономику России. В отношении иностранных акционерных компаний складывается

1 В дореволюционной судебной практике, а также в юридической литературе сложилось мнение, что уставы компаний, утвержденные верховной властью, образовывали особые сепаратные законы, т.е. действовавшие только в отношении конкретных акционерных обществ и их членов. Они устанавливали иной порядок организации и деятельности акционерных обществ по сравнению с общим гражданским законодательством. РГИА, ф. 560, оп. 22, д. 228, л. 45—49(об).

такое положение, при котором для их деятельности в Российской империи существовали более льготные условия, чем для русских акционерных компаний.

В конце XIX — начале XX вв. происходит значительный прилив иностранного капитала в экономику России, что становится одной из причин промышленного подъема. В числе факторов, способствовавших данному процессу, можно назвать политику протекционизма, стабилизацию финансовой системы и введение в России золотого обращения2.

С началом Первой мировой войны получает развитие система чрезвычайного законодательства, изменяющая правовое положение подданных и капиталов враждебных России государств в отечественной экономике. Правительственные мероприятия по этому вопросу претерпевают определенную радикализацию, переходя от отдельных ограничений предпринимательской деятельности неприятельских подданных в 1914 г., основывающихся на положениях Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны3, к законодательству 1915—1917 гг., направленному на полное вытеснение участия подданных Германии, Австро-Венгрии и Турции из экономической жизни Российской империи4. Процесс ликвидации так называемого «немецкого засилья» стал главной задачей правового регулирования иностранного предпринимательства в годы Первой мировой войны, охватив все сферы деятельности подданных и компаний враждебных стран. По нашему мнению, предпринятые правительством законодательные меры по данному вопросу в достаточной мере обеспечивали соблюдение интересов национальной безопасности государства, но практика их реализации не всегда была эффективной.

2 Подробнее см.: Шепелев Л.Е. Царизм и буржуазия во второй половине XIX в.: Проблемы торгово-промышленной политики. — Л., 1981, с. 176-180, 223-226.

3 Иванов Н.Х. Законы об иностранных подданных воюющих с Россией держав и сенатская практика. — Одесса, 1914, с. 8.

4 Сборник узаконений, распоряжений, разъяснений и циркуляров об ограничении неприятельских подданных и о правительственном надзоре за торгово-промышленными предприятиями. — Пг., 1915; Vogel A. Russlands Kampfgesetze gegen den Aktienbesitz feindlicher Auslander // Weltwirtschaftliches Archiv, Juni 1917, bd. 10, h. 2, s. 227—243.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.