Научная статья на тему 'Правовое регулирование импортных операций'

Правовое регулирование импортных операций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2148
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование импортных операций»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

Н.Н. ЛАРАСОЦКАЯ, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет» Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИМПОРТА

Внешнеэкономическая деятельность представляет собой совокупность различных форм и методов торгово-экономического и финансово-производс-твенного взаимодействия субъектов различной государственной принадлежности на мировом рынке с целью использования преимуществ международного разделения труда для достижения более высокой эффективности функционирования участвующего субъекта и национального хозяйства в целом.

Ни одна страна мирового сообщества не располагает достаточным набором и количеством ресурсов, позволяющим полностью удовлетворить национальные потребности. Каждая страна обладает определенным трудовым и ресурсным потенциалом, а также капиталом, позволяющим ей производить соответствующие товары. Увеличивая производство товаров при наилучших условиях и наименьших издержках и продавая их за рубеж, страна имеет возможность приобретать на международном рынке товары, производство которых внутри страны сложно, относительно дорого или вообще невозможно.

Развитие внешнеэкономической деятельности приводит к повышению темпов роста национального дохода, оптимизации макроэкономических пропорций, ускорению технологического прогресса, повышению эффективности инвестиций, решению социальных проблем.

Внешнеэкономическая деятельность в/сшчает следующие направления: внешнюю торговлю;

международное производственное сотрудничество;

международное научно-техническое сотрудничество;

международное валютно-финансовое сотрудничество;

международную инвестиционную деятельность; экономическое и техническое содействие менее развитым странам.

Для большинства стран мира главной формой

внешнеэкономической деятельности является внешняя торговля. Внешняя торговля — это сфера устойчивых экономических отношений между странами по обмену производственных национальных продуктов посредством международных сделок. Субъектами внешнеторговых отношений выступают государства, отдельные предприятия, объединения, организации, частные лица.

Внешняя торговля охватывает экспортно-им-портные операции, включающие деятельность, связанную:

а) с продажей и вывозом за границу товаров для передачи их в собственность иностранному контрагенту;

б) с закупкой и ввозом иностранных товаров для последующей реализации их на внутреннем рынке.

Импорт (от лат. impórtate — ввозить) представляет собой ввоз в страну товаров, работ, услуг, капиталов для реализации на внутреннем рынке станы без обязательства об обратном вывозе. Структура импорта материальных ценностей определяется особенностями природно-климатических условий, структуры экономики страны, ее роли в международном разделении труда и режима присутствия на международных рынках (наибольшего благоприятствования, эмбарго и т. п.). Импортируются, прежде всего, те виды продукции, минерального и сельскохозяйственного сырья, которые в силу экономических и природных условий не могут производиться в данной стране.

В законодательстве Российской Федерации определение импорта дает Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Он определяет импорт товаров как ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации без обязательства об обратном вывозе. При этом товаром во внешнеторговой деятельности считается любое движимое имущество и отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река - море) плавания и космические объек-

ты, а также электрическая энергия и другие виды энергии. Транспортные средства, используемые по договору о международных перевозках, не рассматриваются в качестве товара. Как видно из данного определения, понятие товара во внешнеторговой деятельности значительно шире, чем понятие товара, применяемое в бухгалтерском учете. Предметом импорта могут быть: товары, приобретенные для продажи отечественным потребителям; сырье, материалы, оборудование для производственного потребления — для удовлетворения собственных нужд импортера; другие материальные ценности.

Либерализация внешнеэкономической деятельности России дала возможность выхода на внешнеэкономический рынок большого числа отечественных предприятий, независимо от их организацион-но-правовой формы. На протяжении нескольких лет развитие импорта претерпело значительные изменения, связанные с внешними и внутренними факторами, повлиявшими на экономику в целом. Авторы работы «Аудит импортных операций»1 выделяют следующие этапы развития и становления импорта в современной России.

1. Период полной монополии государства в области внешнеэкономической деятельности, продлившийся вплоть до конца 1980-х гг., когда небольшое количество аккредитованных предприятий имело возможность выхода на внешний рынок, но при этом обязано было соблюдать стратегические интересы страны.

2. С 1991 г. (с момента выхода официального документа — Указа Президента РФ от 15.11.1991 № 213) происходит кардинальное изменение политики государства в целом и, как следствие, — либерализация импорта и открытие границ для предприятий различных форм собственности и видов деятельности без специальной регистрации. Ключевым моментом на данном этапе стало принятие Закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Уполномоченным банкам было разрешено открывать валютные счета всем юридическим лицам и гражданам. При этом продажа иностранной валюты юридическим лицам, зарегистрированным на территории Российской Федерации, осуществлялась только для целей импорта товаров и услуг (проведения текущих операций). С 1992 г. принято решение о сокращении государственного субсидирования импорта.

3. В 1998 г. кризисная ситуация повлекла спад в экономике всех отечественных предприятий, в особенности предприятий-импортеров, деятельность которых напрямую зависит от наличия валютных средств на их счетах.

1 Кулинина Г.В., Юшкова С.Л. Аудит импортных операций. -М., 2004.-С. 7.

4. В последнее время наблюдается стабилизация в оборотах по импортным операциям, что свидетельствует о постепенном выходе предприятий из кризисной ситуации и является результатом проведения политики оздоровления экономики, в том числе и импортных операций как одного из звеньев внешнеэкономической деятельности государства.

Факт расширения внешнеэкономических связей имел как позитивные, так и негативные последствия. Среди негативных макроэкономических результатов либерализации внешнеэкономической деятельности следует выделить масштабную утечку капитала из страны, усиление инфляционных процессов, подавление импортом ряда отраслей отечественного производства.

ПРАВИЛА МЕЖДУНАРОДНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Правовое регулирование внешнеторговых сделок осуществляется на основе норм международного права, национального законодательства каждой из сторон сделки, а также условий внешнеторгового договора купли-продажи (контракта). Правовое регулирование импортных сделок не только создает правовую базу для взаимоотношений сторон внешнеторгового контракта как между собой, так и с государственными органами каждой из сторон, но и может влиять на особенности отражения операций в бухгалтерском учете.

Международные нормы во всех странах имеют приоритет перед национальными. Нормы международного права, регламентирующие договоры международной купли-продажи, содержатся в международных соглашениях (как двусторонних, так и многосторонних). Двусторонние соглашения, как правило, касаются порядка расчетов между странами, конкретных взаимных поставок товаров, вопросов налогообложения и др.

Многосторонним соглашением по договору международной купли-продажи является Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаровг, принятая в Вене, вступившая в силу с 1 января 1988 г. Россия как правопреемница СССР ратифицировала ее в 1990 г.

Конвенция представляет собой способ регулирования, основанный на принципе добровольного соглашения государств-участников. Ее цель - принять единообразные нормы и этим устранить правовые барьеры, облегчить взаимопонимание партнеров и, таким образом, содействовать развитию международной торговли.

Венская конвенция регламентирует определенный круг вопросов, касающихся договора международной купли-продажи: она дает толкование международного договора; определяет объект договора международной купли-продажи, подпадающего под ее действие (движимое имущество, приобретаемое не для личного, семейного или домашнего пользования); определяет обязательства сторон по договору международной купли-продажи товаров; регулирует права и обязанности сторон при исполнении контракта, ответственность сторон за неисполнение обязательств по договору, вопрос о моменте перехода от продавца к покупателю риска случайной утраты и случайного повреждения товара и другие вопросы, имеющие важное практическое значение для сторон внешнеторгового контракта.

Таким образом, Венская конвенция, представляющая собой свод унифицированных правил, применяющихся в отношениях по договору купли-продажи, когда коммерческие предприятия сторон находятся в разных государствах, обеспечивает одинаковое понимание сторонами контракта их прав и обязанностей, что необходимо для надлежащего исполнения ими взаимных обязательств. Положения Венской конвенции применяются вместо норм национального законодательства, независимо от наличия в контрактах ссылок на ее условия, если государства, к которым принадлежат стороны договора купли-продажи товара, являются участниками Конвенции.

Импортные торговые сделки оформляются внешнеторговым контрактом, заключаемым продавцом и покупателем в письменной форме на основе общепризнанных принципов и норм международного права, а также с учетом национальных законодательств участников сделки в области торговли, таможенного и валютного регулирования.

Международные требования к содержанию контрактов значительно выше, чем сложились в отечественной практике. Здесь требуется обширная судебная, арбитражная, частная практика, включающая образцы контрактов, применяемых в тех или иных случаях. В международных сделках действует обычай опираться на прецедент, который служит основным источником контрактного права.

Контракт, заключенный с иностранным торговым партнером, служит юридическим основанием, определяющим права и обязанности участвующих в сделке сторон, и является подтверждением законности осуществления торговой сделки. Основное содержание внешнеторгового контракта состоит в определении предмета сделки, требований, предъявляемых к поставке, и валютно-финансовых условий его выполнения. Предмет сделки состоит в четком определении наименования, количества и

характеристики товаров или услуг, предоставляемых продавцом покупателю.

Важное место в отношениях продавца и покупателя занимают последствия неисполнения обязанностей по контракту. Размер штрафов и неустоек влияет на размер издержек по контракту и на размер планируемой и полученной прибыли.

Одним из важнейших пунктов контракта являются условия поставки, включающие целый ряд требований при переходе товара от продавца к покупателю. К ним относятся моменты перехода права собственности и риска случайной гибели (утраты) товара и распределение затрат между продавцом и покупателем по транспортированию товара и его доставке к месту назначения, страхованию и таможенной очистке. Все условия поставки могут быть оговорены в контракте отдельно с описанием прав и обязанностей, сроков, возможных непредвиденных обстоятельств и т. п. В международной практике принято пользоваться едиными универсальными нормами, содержащими базисные условия поставок, изданные Международной торговой палатой, - Международные правила толкования торговых терминов Инкотермс. Последние дополнения в Инкотермс были внесены в 2000 г. Они содержат основные базисные условия поставок, т. е. совокупность специальных условий, определяющих обязанности продавца и покупателя по доставке товара и устанавливающих момент перехода риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя.

Условия поставок определяют права и обязанности сторон при доставке товара, распределение расходов продавца и покупателя на страхование товара, фиксируют момент и место сдачи товара. Они имеют существенное значение, поскольку влияют на размер накладных расходов импорту и, следовательно, учитываются при определении контрактной цены импортного товара и ожидаемой прибыли.

Все условия поставок разделены на четыре группы таким образом, что каждый последующий термин предусматривает увеличение обязанностей продавца.

Первая группа предстаалена одним термином, согласно которому продавец передает товары покупателю в своих помещениях (Е - EXW).

Термины второй группы обозначают, что продавец обязуется предоставить товар в распоряжение перевозчика, указанного покупателем (F- FCA, FAS, FOB).

Согласно терминам третьей группы продавец обязуется поставить товар перевозчику и оплатить перевозку товаров, но при этом он не принимает на себя риск случайной гибели или повреждения товаров во время их нахождения в пути (С - С FR, С IF, С IP).

Термины четвертой группы возлагают на продавца риск случайной гибели, а также все расходы по доставке товаров до места их прибытия в страну назначения (D- DAF, DES, DEQ, DDU, DDP).

В основе построения терминов заложен принцип, что расходы, связанные с товарами, оплачивает та сторона, которая несет риск случайной гибели или утраты товаров (за исключением группы терминов С). Если в пути возникают непредвиденные расходы, то их, соответственно, несет тот участник сделки, на котором лежит риск случайной гибели. Это правило распространяется на все термины, включая и группу С.

Инкотермс носит рекомендательный характер и его применение в полном объеме или в какой-то части в контракте зависит от воли договаривающихся сторон. При несовпадении толкования базисных условий в контракте и в Инкотермс приоритет имеют условия контракта.

Инкотермс не определяет момент перехода прав собственности на товар. Это положение необходимо оговаривать в контракте специально.

В работе «Экспорт-импорт: бухгалтерский и налоговый учет»2 отмечается, что продавец и покупатель могут указать в контракте любой удобный с их точки зрения момент перехода права собственности, например, отгрузка товаров перевозчику, оплата импортных товаров, оформление грузовой таможенной декларации (ГТД). Однако в мировой практике передача права собственности увязывается с переходом риска случайной гибели или утраты товаров от продавца к покупателю.

ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЕРАЦИЙ ПО ИМПОРТУ ТОВАРОВ

Внешнеторговая деятельность российскихорга-низаций связана с расчетами в иностранной валюте и регулируется валютным законодательством, соблюдение которого является необходимым условием для правового обеспечения ведения бухгалтерского учета валютных операций. Валютное регулирование осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 17Э-ФЗ. По сравнению с ранее действовавшей редакцией закона новый закон содержит существенные изменения, направленные на либерализацию валютного законодательства.

Закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет

1 Ульянова Н.В. Экс порт-и м порт: бухгалтерский и налоговый учет.-М. 2004.-С. 71.

права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

Органами валютного контроля являются Центральный банк Российской Федерации (ЦБ РФ) и Правительство РФ. Агенты валютного контроля — уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ и имеющие его лицензию на осуществление валютных операций, а также профессиональные участники рынка ценных бумаг, таможенные органы и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля.

Расчеты при осуществлении валютных операций должны осуществляться только через уполномоченные банки — кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий ЦБ РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями ЦБ РФ филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте. Расчеты производятся через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается ЦБ РФ.

Согласно ст. 12 Федерального закона резиденты получают право без ограничений открывать счета в иностранной валюте в иностранных банках, расположенных на территории стран — членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Однако введение этой статьи в действие отложено на год со дня вступления закона в силу. До 1 января 2007 г. открытие счетов в иностранных банках производится в порядке, установленном ЦБ РФ (с возможным требованием о предварительной регистрации), а с 2007 г. — с обязательным уведомлением налоговых органов в течение месяца после открытия или закрытия счета. Юридические лица — резиденты — вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными на счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, за исключением валютных операций между резидентами. В целях валютного контроля они должны будут представить налого-

вым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам в банках за пределами территории Российской Федерации с приложением подтверждающих банковских документов.

Законом установлено, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением тех валютных операций, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации.

Так, в случае предоставления резидентом-импортером коммерческого кредита нерезиденту на срок более 180 календарных дней в виде предварительной оплаты ст. 7 Закона предусматривается установление требования о резервировании резидентом на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более двух лет, суммы, не превышающей в эквиваленте 50 % суммы осуществленной предварительной оплаты. Такие же требования устанавливаются при предоставлении коммерческих кредитов на срок более трех лет в виде предварительной оплаты при импорте товаров, указанных в разделах XVI, XVII и XIX Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Причем необходимо отметить, что данная статья действует до 1 января 2007 г.

Порядок резервирования определен инструкцией Банка России № 114-И «О порядке резервирования и возврата суммы резервирования при осуществлении валютных операций».

Требования о резервировании не применяются при предоставлении резидентами нерезидентам отсрочки платежа либо коммерческого кредита на срок до года при условии наличия обеспечения исполнения обязательств нерезидента перед резидентом.

В качестве способов обеспечения исполнения обязательства нерезидента перед резидентом могут быть использованы:

1) безотзывный аккредитив, покрытый за счет плательщика по аккредитиву, при условии, что исполняющим банком является уполномоченный банк либо банк за пределами территории Российской Федерации;

2) банковская гарантия банка за пределами территории Российской Федерации, выданная в пользу резидента;

3) договор имущественного страхования риска утраты (гибели), недостачи или повреждения имущества, причитающегося резиденту, риска гражданской ответственности нерезидента, предпринимательского риска резидента, втом числе неполучения резидентом или невозврата ему денежных средств либо невозврата или непоставки ему товаров;

4) вексель, выданный нерезидентом в пользу резидента и авалированный банком за пределами территории Российской Федерации.

Базовым документом валютного контроля при импорте является паспорт сделки, который содержит сведения о внешнеторговом контракте, необходимые для осуществления этого контроля. Порядок оформления паспорта сделки регламентируется инструкцией Банка России N9 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок».

Паспорт сделки (ПС) оформляется при осуществлении расчетов и переводов через банковские счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банках за пределами территории РФ за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом и нерезидентом.

По каждому контракту резидент оформляет один ПС в одном банке. В случае если резидент осуществляет все валютные операции по контракту через счета, открытые в банке-нерезиденте, ПС оформляется в территориальном учреждении Банка России по месту государственной регистрации резидента.

Для оформления ПС резидент представляет в банк следующие документы: два экземпляра ПС;

контракт, являющийся основанием для проведения валютных операций; разрешение органа валютного контроля на осуществление валютных операций по контракту, а также на открытие резидентом счета в банке-нерезиденте в случаях, предусмотренных актами валютного законодательства Российской Федерации;

иные документы, указанные в Федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле».

Банк в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты представления ПС, проверяет соответствие информации, указанной резидентом в ПС, сведениям, содержащимся в обосновывающих документах.

При осуществлении валютных операций по импортному контракту резидент представляет в банк документы, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации

в согласованный с банком срок, не превышающий 45 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен ввоз товаров.

В случае осуществления валютных операций по контракту через счета, открытые в банке-нерезиден-те, предоставляется также справка, содержащая информацию о расчетах через счета за рубежом (с приложением подтверждающих документов), в срок, не превышающий 45 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуществлены валютные операции по контракту.

Документы, подтверждающие проведение валютных операций по контракту, помещаются банком в досье по паспорту сделки, которое банк ведет в целях валютного контроля. Досье по паспорту сделки содержит следующие документы: паспорт сделки; обосновывающие документы; справка о валютных операциях, в которой содержится информация о ПС; справка о расчетах через счета за рубежом; документы, подтверждающие исполнение обязательств иным способом; иные документы, установленные нормативными актами Банка России. Для расчетов по внешнеторговому контракту у импортера может возникнуть необходимость покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.

Купля-продажа иностранной валюты в Российской Федерации производится только через у полно-моченные банки. Эти операции регламентируются Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле»». До 1 января 2007 г. согласно ст. 11 Закона Центральный Банк Российской Федерации имеет право устанавливать порядок купли-продажи иностранной валюты резидентами и нерезидентами, содержащий следующие требования:

1) использование специального счета;

2) резервирование резидентами суммы, не превышающей в эквиваленте 100 % суммы покупаемой иностранной валюты, на срок не более 60 календарных дней до даты осуществления покупки иностранной валюты;

3) установление требования о резервировании нерезидентами суммы, не превышающей в эквиваленте 20 % суммы продаваемой иностранной валюты, на срок не более года. Требования о резервировании не применяются,

если требования о резервировании уже установлены в связи с осуществлением валютной операции, для проведения которой производится купля-продажа иностранной валюты.

ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Одной из главных оперативных мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности является таможенное регулирование.

При исполнении внешнеторговых контрактов происходит перемещение товаров через государственную границу различных стран, что сопровождается движением валютных потоков между государствами. Поэтому все государства без исключения регулируют оборот ресурсов с помощью мер экономического и административного характера, составляющих таможенную политику государства.

Деятельностьтаможенных органов регулируется Таможенным кодексом Российской Федерации и Законом РФ «О таможенном тарифе».

Таможенный контроль осуществляется таможенными органами совместно с банковскими учреждениями путем организации ими систематического наблюдения за поступлением на таможенную территорию России импортных товаров в счет платежей, произведенных в иностранной валюте организациями-импортерами.

К основным контрольным функциям таможенных органов можно отнести следующие:

1) обеспечение контроля за соблюдением действующего законодательства;

2) осуществление таможенного контроля, который представляет собой проверку ввозимых импортных материальных ценностей и сопровождающих их документов;

3) взимание таможенных платежей;

4) контроль уплаты налогов при перемещении импортных материальных ценностей через таможенную границу России. В этой сфере таможенные органы наделены правами, аналогичными правам налоговых органов;

5) осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции.

Таможенные пошлины, представляющие ч собой обязательный взнос, взимаемый государством при перемещении товара через таможенную границу, воздействуют на внешнюю торговлю и внутреннюю экономику страны через механизм цен. Таможенные пошлины при импорте создают предпосылки для роста цен на импортные товары, снижая тем самым их конкурентоспособность. Они устанавливаются на каждую товарную номенклатуру в виде единой ставки для всех стран или двух и более ставок в зависимости от страны происхождения товара. Систематизированный перечень товаров и ставок пошлин составляет таможенный тариф. Процедура таможенного оформления импор-

тных товаров завершается полным оформлением ГТД, выдаваемой представителю владельца груза только после оплаты всех таможенных платежей.

При перемещении товара через таможенную границу возникает необходимость в определении таможенной стоимости товара. В соответствии с Законом «О таможенном тарифе» таможенная стоимость используется для целей: обложения товара пошлиной; внешнеэкономической и таможенной статистики;

применения иных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товаров, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним, в соответствии с законодательными актами Российской Федерации. Таможенная стоимость складывается из цены сделки, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимый товар, и расходов по закупке и доставке товара до пересечения таможенной границы Российской Федерации, если ранее эти расходы не были включены в цену сделки. К таким расходам относятся: стоимость транспортирования, расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке и перевалке товаров, страховая сумма, стоимость тары, стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке, и т. п. Таможенная стоимость товаров, как правило, превышает их фактурную стоимость, указанную в счете (инвойсе) иностранного поставщика. Таможенная стоимость, заявленная импортером, должна подтверждаться соответствующими первичными документами.

Правильное определение таможенной стоимости необходимо не только для начисления и уплаты импортных пошлин. Таможенная стоимость является основой формирования фактической стоимости импортных товаров в бухгалтерском учете.

В грузовой таможенной декларации таможенная стоимость указывается в рублях по курсу на дату принятия ГТД.

В отношении импортных товаров, оформляемых в режиме «выпуск для свободного обращения», рассчитываются:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

таможенный сбор в рублях (0,1 % от таможенной стоимости);

таможенный сбор в валюте (0,05 % от таможенной стоимости);

таможенная пошлина (ставка определяется в зависимости от вида товаров). Таможенные сборы и пошлина уплачиваются до или одновременно с принятием ГТД в рублях

или иностранной валюте. Величины таможенной пошлины и сборов указываются в ГТД.

В целях ускорения таможенного оформления груза импортеры могут предварительно перечислить денежные рублевые и инвалютные средства на соответствующий депозит таможенных органов для предстоящей оплаты таможенных платежей. С этого депозитного счета и осуществляется их оплата.

Если импортируемые товары подлежат обложению акцизами, то налоговая база по акцизам определяется:

1) по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные налоговые ставки, — как сумма их таможенной стоимости и подлежащей уплате таможенной пошлины;

2) по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые налоговые ставки, — как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении.

При расчете акциза налоговая база определяется отдельно по каждой ввозимой на таможенную, территорию Российской Федерации партии подакцизных товаров. Сумма налога рассчитывается отдельно по каждой налоговой базе и указывается в соответствующей графе ГТД.

В соответствии с п. 2 ст. 199 Н К РФ суммы акциза, фактически уплаченные при ввозе импортных товаров, учитываются в стоимости подакцизных товаров. Однако из этого положения есть исключение.

Не учитываются в стоимости ввезенных подакцизных товаров суммы акцизов, уплаченные на таможне при ввозе этих товаров, если они используются в качестве сырья для производства других подакцизных товаров. Это положение применяется в случае, если ставки акциза на подакцизные товары, используемые в качестве сырья, и ставки акциза на подакцизные товары, произведенные из . этого сырья, определены на одинаковую единицу измерения налоговой базы.

Акциз уплачивается до или одновременно с подачей ГТД в рублях или иностранной валюте.

Налоговая база по НДС при ввозе импортных товаров складывается, согласно ст. 160 Н К РФ, из:

1) таможенной стоимости ввезенных товаров;

2) подлежащей уплате таможенной пошлины;

3) подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).

Налоговая база определяется отдельно по каждой группе ввозимых товаров. Соответственно по каждой из указанных налоговых баз исчисляется сумма налога, которая указывается в ГТД.

По общему правилу суммы налога, уплаченные

при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, принимаются к вычету. Это положение действует в отношении (п. 2 ст. 171 Н К РФ):

1) товаров, приобретаемых для операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с ЫК РФ;

2) товаров, приобретаемых для перепродажи. При этом НДС подлежит вычету только после

принятия на учет указанных товаров.

Грузовая таможенная декларация подшивается в журнал полученных счетов-фактур, а в книге покупок делается соответствующая запись на сумму НДС, уплаченного на таможне.

Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 170 НК РФ суммы НДС, уплаченные при ввозе товаров, могут учитываться в стоимости таких товаров. Это правило действует в случаях: 1) приобретения товаров, используемых для операций по производству и реализации (а также передаче, выполнению, оказанию услуг для

собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению;

2) приобретения товаров, используемых для операций по производству и реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации;

3) приобретения товаров липами, не являющимися налогоплательщиками в соответствии с гл.21 НК РФ;

4) приобретения товаров для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по ре&тизаиии (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ (например, при ввозе основных средств для вклада в уставный капитал).

Сумма НДС уплачивается до или одновременно с подачей ГТД в рублях или в иностранной валюте.

ИНФ0Ф0 М-2005

Московская Международная выставка

Выставка для наукоемкого бизнеса Новые идеи - Новые технологии - Новые решения

Против терроризма: информационные решения *- Информационная безопасность для банков и финансовых организаций *- Решения информационной безопасности для промышленности *- Паспорт, виза, идентификация: биометрические технологии нового времени *- Сетевая безопасность, защита систем электронного документооборота Антивирусы, межсетевые экраны Технологии хранения и управления данными *- Инновации, защита интеллектуальной собственности и подготовка кадров

Выставка «ИНФОФОРУМ-2005» - смотровая площадка для новых решений в рамках ГЦП «Электронная Москва»

Состоятся плановые посещения выставки руководством 28 министерств и ведомств.

Одновременно проводится конференция «Современный мегаполис: информационная безопасность региона, организаций, граждан» и 10 тематических заседаний и круглых столов. Участвуют 1250 специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.