Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ МЕР, НАЗНАЧАЕМЫХ ЛИЦАМ С ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ, СОВЕРШИВШИМИ УГОЛОВНО НАКАЗУЕМЫЕ ДЕЯНИЯ, В АНГЛИИ, НИДЕРЛАНДАХ И ИТАЛИИ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ МЕР, НАЗНАЧАЕМЫХ ЛИЦАМ С ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ, СОВЕРШИВШИМИ УГОЛОВНО НАКАЗУЕМЫЕ ДЕЯНИЯ, В АНГЛИИ, НИДЕРЛАНДАХ И ИТАЛИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
75
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ МЕРЫ / УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН / НЕВМЕНЯЕМОСТЬ / УМЕНЬШЕННАЯ ВМЕНЯЕМОСТЬ / СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОКАЗАНИЯ СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ / СУДЕБНЫЙ ПРИКАЗ О ГОСПИТАЛИЗАЦИИ / СУДЕБНЫЙ ПРИКАЗ ОБ ОГРАНИЧЕНИЯХ / АМБУЛАТОРНОЕ ЛЕЧЕНИЕ ПОД НАДЗОРОМ / СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / ПСИХИАТРИЧЕСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Полубинская С.В.

В статье рассматриваются законодательство, регламентирующее принудительные медицинские меры для психически больных нарушителей уголовного закона, и организация оказания судебно-психиатрической помощи в Англии, Нидерландах и Италии. Принудительные медицинские меры не являются наказанием. Их цели - уход, лечение и ресоциализация лиц с психическими расстройствами, предупреждение совершения ими новых преступлений, защита общества от возможных опасных действий таких лиц. Законодательство, системы уголовной юстиции, правила уголовного процесса и значение психических расстройств в уголовном праве отличаются в разных странах. Однако в основе современных форм и способов обращения с психически больными, совершившими уголовно наказуемые деяния, лежит общий принцип - они не несут уголовную ответственность и, как правило, отправляются в медицинские психиатрические учреждения, а не в тюрьмы. В странах, уголовное право которых признает уменьшенную вменяемость, принудительные медицинские меры могут применяться вместе с наказанием. Для анализа автор выбрала три юрисдикции. В Англии еще в 1863 г. появилась первая государственная больница для психически больных, совершивших уголовно наказуемые деяния. Английские законы сопровождаются нормативными правовыми актами, направленными на обеспечение единых подходов к уходу, лечению и реабилитации судебно-психиатрических пациентов. Системы оказания судебно-психиатрической помощи в Нидерландах и Италии отличаются существенным своеобразием и являются примерами моделей обращения с рассматриваемой группой лиц с психическими расстройствами, в других странах не используемых. В статье с примерами из уголовных и других законов описывается структура законодательства, регламентирующего назначение, продление и прекращение применения принудительных медицинских мер в Англии, Нидерландах и Италии, подробно рассматриваются национальные системы оказания судебно-психиатрической помощи, приводятся статистические данные и результаты научных исследований, иллюстрирующие их деятельность. Автор отмечает современную тенденцию к расширению внебольничных форм оказания судебно-психиатрической помощи и обращает внимание на полезность изучения зарубежного опыта для совершенствования законодательного регулирования принудительных мер медицинского характера, предусмотренных Уголовным кодексом РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Полубинская С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION AND ORGANIZATION OF EXECUTION OF COMPULSORY MEDICAL MEASURES FOR MENTALLY DISORDERED OFFENDERS IN ENGLAND, THE NETHERLANDS AND ITALY

This article deals with the legislation on compulsory medical measures for mentally disordered offenders and organization of forensic psychiatric care in England, the Netherlands, and Italy. Compulsory medical measures are not considered to be punishment. The purposes of the measures are care, treatment and resocialization of persons with mental disorders, prevention reoffending, and protection of society from possible dangerous acts of those persons. Legislation, criminal justice systems, criminal procedure rules, and relevance of mental disorders in criminal law vary from country to country. However, there is a common principle that underlies modern forms and ways of dealing with mentally disordered offenders: they are not criminally responsible and as a rule placed not in prisons but in medical psychiatric facilities. In countries where criminal law recognizes diminished responsibility, coercive medical measures may be used in combination with punishment. The author chooses three jurisdictions for the analysis. In England the first state hospital for the criminally insane was established as early as 1863. English laws are accompanied by regulations aimed at providing uniform approaches to care, treatment, and rehabilitation for forensic patients. The systems of forensic mental health care in the Netherlands and Italy are distinguished by special features and offer examples of models to deal with mentally disordered offenders that are not used in other countries. The article provides examples of rules from criminal and other laws, describes the structure of the legislation addressing assignment, extension and termination of compulsory medical measures in England, the Netherlands and Italy, examines in detail the national systems of forensic mental health care with statistics and scientific research to illustrate their activities. The author notes a modern trend to expand outpatient care to forensic patients and draws attention to the usefulness of foreign experience for improvement of legislation on compulsory medical measures established by the Criminal Code of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ МЕР, НАЗНАЧАЕМЫХ ЛИЦАМ С ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ, СОВЕРШИВШИМИ УГОЛОВНО НАКАЗУЕМЫЕ ДЕЯНИЯ, В АНГЛИИ, НИДЕРЛАНДАХ И ИТАЛИИ»

СВЕТЛАНА ВЕНИАМИНОВНА ПОЛУБИНСКАЯ

Институт государства и права Российской академии наук 119019, Российская Федерация, Москва, ул. Знаменка, д. 10 E-mail: svepol@yandex.ru SPIN-код: 2485-5545 ORCID: 0000-0002-2469-2502

DOI: 10.35427/2073-4522-2022-17-5-polubinskya

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ МЕР, НАЗНАЧАЕМЫХ ЛИЦАМ С ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ, СОВЕРШИВШИМ УГОЛОВНО НАКАЗУЕМЫЕ ДЕЯНИЯ, В АНГЛИИ, НИДЕРЛАНДАХ И ИТАЛИИ

Аннотация. В статье рассматриваются законодательство, регламентирующее принудительные медицинские меры для психически больных нарушителей уголовного закона, и организация оказания судебно-психиатрической помощи в Англии, Нидерландах и Италии. Принудительные медицинские меры не являются наказанием. Их цели — уход, лечение и ресоциализация лиц с психическими расстройствами, предупреждение совершения ими новых преступлений, защита общества от возможных опасных действий таких лиц.

Законодательство, системы уголовной юстиции, правила уголовного процесса и значение психических расстройств в уголовном праве отличаются в разных странах. Однако в основе современных форм и способов обращения с психически больными, совершившими уголовно наказуемые деяния, лежит общий принцип — они не несут уголовную ответственность и, как правило, отправляются в медицинские психиатрические учреждения, а не в тюрьмы. В странах, уголовное право которых признает уменьшенную вменяемость, принудительные медицинские меры могут применяться вместе с наказанием.

Для анализа автор выбрала три юрисдикции. В Англии еще в 1863 г. появилась первая государственная больница для психически больных, совершивших уголовно наказуемые деяния. Английские законы сопровождаются нормативными правовыми актами, направленными на обеспечение единых подходов к уходу, лечению и реабилитации судебно-психиатрических пациентов. Системы оказания судебно-психиатрической помощи в Нидерландах и Италии отличаются существенным своеобразием и являются примерами моделей обращения с рассматриваемой группой лиц с психическими расстройствами, в других странах не используемых.

В статье с примерами из уголовных и других законов описывается структура законодательства, регламентирующего назначение, продление и прекращение

применения принудительных медицинских мер в Англии, Нидерландах и Италии, подробно рассматриваются национальные системы оказания судебно-пси-хиатрической помощи, приводятся статистические данные и результаты научных исследований, иллюстрирующие их деятельность. Автор отмечает современную тенденцию к расширению внебольничных форм оказания судебно-психиатриче-ской помощи и обращает внимание на полезность изучения зарубежного опыта для совершенствования законодательного регулирования принудительных мер медицинского характера, предусмотренных Уголовным кодексом РФ.

Ключевые слова: принудительные медицинские меры, уголовный закон, невменяемость, уменьшенная вменяемость, судебно-психиатрическая помощь, национальная система оказания судебно-психиатрической помощи, судебный приказ о госпитализации, судебный приказ об ограничениях, амбулаторное лечение под надзором, судебно-психиатрический центр, психиатрические учреждения для исполнения мер безопасности

SVETLANA V. POLUBINSKYA

Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences 10 Znamenka str., Moscow, 119019, Russian Federation E-mail: svepol@yandex.ru SPIN-code: 2485-5545 ORCID: 0000-0002-2469-2502

LEGAL REGULATION AND ORGANIZATION OF EXECUTION OF COMPULSORY MEDICAL MEASURES FOR MENTALLY DISORDERED OFFENDERS IN ENGLAND, THE NETHERLANDS AND ITALY

Abstract. This article deals with the legislation on compulsory medical measures for mentally disordered offenders and organization of forensic psychiatric care in England, the Netherlands, and Italy. Compulsory medical measures are not considered to be punishment. The purposes of the measures are care, treatment and resocialization of persons with mental disorders, prevention reoffending, and protection of society from possible dangerous acts of those persons.

Legislation, criminal justice systems, criminal procedure rules, and relevance of mental disorders in criminal law vary from country to country. However, there is a common principle that underlies modern forms and ways of dealing with mentally disordered offenders: they are not criminally responsible and as a rule placed not in prisons but in medical psychiatric facilities. In countries where criminal law recognizes diminished responsibility, coercive medical measures may be used in combination with punishment.

The author chooses three jurisdictions for the analysis. In England the first state hospital for the criminally insane was established as early as 1863. English laws are accompanied by regulations aimed at providing uniform approaches to care, treatment, and rehabilitation for forensic patients. The systems of forensic mental health care in the Netherlands and Italy are distinguished by special features and offer examples of models to deal with mentally disordered offenders that are not used in other countries.

The article provides examples of rules from criminal and other laws, describes the structure of the legislation addressing assignment, extension and termination of compulsory medical measures in England, the Netherlands and Italy, examines in detail the national systems of forensic mental health care with statistics and scientific research to illustrate their activities. The author notes a modern trend to expand outpatient care to forensic patients and draws attention to the usefulness of foreign experience for improvement of legislation on compulsory medical measures established by the Criminal Code of the Russian Federation.

Keywords: compulsory medical measures, criminal law, insanity, diminished responsibility, forensic mental health care, national system of forensic mental health care, hospital order, restriction order, community treatment order, forensic psychiatric center, REMS

1. Введение

Принудительные медицинские меры, заменяющие либо сопровождающие уголовное наказание лицам с психическими расстройствами, совершившим уголовно наказуемые деяния, предусматриваются в законодательстве многих государств. Несмотря на различия в уголовном процессе1 и особенностях уголовно-правового значения психических расстройств2, психически больные и, как правило, потенциально опасные нарушители уголовного закона отправляются не в тюрьму, а в психиатрическую лечебницу. Принудительные медицинские меры не рассматриваются как наказание, но служат целям защиты общества от возможных опасных действий таких лиц в будущем и одновремен-

1 Подробнее см.: Gunn J., MevisP. Adversarial Versus Inquisitorial Systems of Trial and Investigation in Criminal Procedure // Forensic Psychiatry and Psychology in Europe. A Cross-Border Study Guide. Kris Goethals (Ed). Springer, 2018. P. 3-17.

2 См., например: Stuckenberg C.-F. Comparing Legal Approaches: Mental Disorders as Grounds for Excluding Criminal Responsibility // Bergen Journal of Criminal Law and Criminal Justice. 2016. Vol. 4. Iss. 1. P. 48-64; Grossi L.M., Green D. An International Perspective on Criminal Responsibility and Mental Illness // Practice Innovations. 2017. Vol. 2. P. 2-12; Wolf M. van der, Marle H. van. Legal Approaches to Criminal Responsibility of Mentally Disordered Offenders in Europe // Forensic Psychiatry and Psychology in Europe. P. 31-44.

но их лечения и ресоциализации3. Национальные уголовные законы, признающие уменьшенную (ограниченную) вменяемость, позволяют сочетать уголовное наказание с медицинскими мерами.

Распространенным видом учреждений для исполнения принудительных медицинских мер являются специализированные судеб-но-психиатрические стационары. Но таких пациентов можно встретить и в обычных психиатрических больницах, в амбулаторных психиатрических учреждениях (как специализированных, так и оказывающих внебольничную помощь в общем порядке) и в тюрьмах. Выбор юрисдикций для подробного анализа правового регулирования и организации исполнения принудительных медицинских мер не случаен. В Англии появилась первая государственная больница для психически больных, совершивших уголовно наказуемые общественно опасные деяния, существующая и сегодня. Бродмур (Broadmoor) принял первых пациентов в 1863 г. К концу 1860-х гг. в Бродмуре проходили лечение две трети подобных пациентов (criminal lunatics) в стране4.

Нидерланды имеют уникальную и, по оценкам многих специалистов, образцовую систему судебно-психиатрической помощи (forensic mental health care), влияющую на реформы подобных учреждений в других странах5.

Италия же является первой в мире страной, более 40 лет назад закрывшей обычные психиатрические стационары6, а в 2017 г. положившей конец и стационарной судебно-психиатрической помощи7.

2. Англия

Правовые последствия совершения преступлений лицами с психическими расстройствами и процедуры принятия решений регламентируются целым рядом законов, в том числе Законом о психическом

3 Подробнее см.: Bal P., Koenraadt F. Criminal Law and Mentally 1ll Offenders in Comparative Perspective // Psychology, Crime and Law. 2000. Vol. 6. Iss. 4. P. 219-250.

4 Walker N., McCabe S. Crime and Insanity in England. Vol. II: New Solutions and New Problems. Edinburgh, 1973. P. 9.

5 См., к примеру: Bal P., Koenraadt F. Op. cit. P. 220.

6 См.: Barbui C., Papola D., Saraceno B. Forty Years without Mental Hospitals in Italy // International Journal of Mental Health Systems. 2018. Vol. 12:43.

7 См.: Di Lorito C., Castelletti L., Lega I., et al. The Closing of Forensic Psychiatric Hospitals in Italy: Determinants, Current Status and Future Perspectives. A Scoping Review // International Journal of Law and Psychiatry. 2014. Vol. 55. P. 54-63; Scarpa F. The Italian Reform of Treatment of People Not Guilty by Reason of Insanity: The Closure of Forensic Institutions // Forensic Science International: Mind and Law. 2020. Vol. 1: 100016.

здоровье (Mental Health Act) 1983 г. (в ред. 2007 г.); Законом об уголовной процедуре (невменяемость) (Criminal Procedure (Insanity) Act) 1964 г.; Законом об уголовной процедуре (невменяемость и неспособность предстать перед судом) (Criminal Procedure (Insanity and Unfitness to Plead) Act) 1991 г.

Закон о психическом здоровье 1983 г. действует и в Уэльсе, а Шотландия и Северная Ирландия имеют собственное законодательство8.

Положения законов конкретизируются и разъясняются в нормативных правовых актах (direction, guidance и др.), издаваемых министерствами, отвечающими за обращение с психически больными нарушителями уголовного закона9. Среди таких актов особое место занимает Кодекс практики (Code of Practice), принятый Министерством здравоохранения в соответствии со ст. 118 Закона о психическом здо-

ровье10.

Кодекс является нормативным руководством для практикующих врачей, руководителей и персонала психиатрических учреждений, иных специалистов в области психического здоровья, а также местных властей, ответственных за социальные службы, при выполнении ими своих обязанностей, установленных Законом. Сотрудники поли-

8 Mental Health (Care and Treatment) (Scotland) Act 2003. URL: https://www. legislation.gov.uk/asp/2003/13/contents; Mental Capacity Act (Northern Ireland) 2016. URL: https://www.legislation.gov.uk/nia/2016/18/contents/enacted (дата обращения: 17.07.2022).

9 См., например: Working with restricted patients. Forms and guidance for professionals working with restricted patients (mentally disordered offenders). URL: https:// www.gov.uk/government/collections/working-with-restricted-patients (дата обращения: 10.08.2022); The High Security Psychiatric Services (Arrangements for Safety and Security at Ashworth, Broadmoor and Rampton Hospitals) Directions 2011. URL: https://www. gov.uk/government/publications/the-high-security-psychiatric-services-arrangements-for-safety-and-security-at-ashworth-broadmoor-and-rampton-hospitals-directions-2011; High Security Psychiatric Services (National Health Service Commissioning Board) Directions 2013 // URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/ system/uploads/attachment_data/file/191052/psychiatric_services_directions.pdf (дата обращения: 10.08.2022); The High Security Psychiatric Services (Arrangements for Safety and Security) Directions 2019. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/ government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/810039/the-high-security-psychiatric-services-directions-2019.pdf (дата обращения: 10.08.2022); Guidance on the High Security Psychiatric Services (Arrangements for Safety and Security) Directions 2019. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/ uploads/attachment_data/file/810693/guidance-on-the-high-security-psychiatric-services-directions-2019.pdf (дата обращения: 10.08.2022).

10 Code of Practice: Mental Health Act 1983. URL: https://www.gov.uk/government/ publications/code-of-practice-mental-health-act-1983 (дата обращения: 10.08.2022).

ции, скорой помощи, работники медицинских и социальных служб, включая негосударственные, должны быть осведомлены о положениях Кодекса и учитывать их, когда они имеют дело с психически больными, к которым применяются или могут применяться принудительные психиатрические меры.

Первый случай, когда принудительные медицинские меры могут быть назначены обвиняемому с психическим расстройством, — признание его неспособным предстать перед судом (unfit to plead). В соответствии с Законом об уголовной процедуре (невменяемость) 1964 г. для такого решения необходимо установить, что обвиняемый по причине психического расстройства не способен понимать предъявленное ему обвинение, не может участвовать в отборе присяжных, давать указания своему защитнику, понимать ход судебного разбирательства и представлять доказательства (ст. 4, 4А).

При признании неспособности предстать перед судом обвиняемый может быть помещен в психиатрический стационар (hospital order) с приказом об ограничениях или без них, или передан под надзор (supervision order), или полностью освобожден (ч. 2 ст. 5). Если возможное наказание за совершенное лицом преступление предписывается законом (к примеру, тяжкое убийство), то в отношении лица с психическим расстройством выносится судебный приказ о помещении в стационар с судебным приказом об ограничениях (ч. 3 ст. 5). Решение о помещении в стационар приостанавливает уголовное преследование до восстановления способности лица предстать перед судом, потом дело может вернуться в суд для рассмотрения по существу предъявленного обвинения.

Второй случай возможного назначения принудительного лечения — успешная защита со ссылкой на невменяемость (insanity defense). При выборе такого способа защиты в уголовном деле бремя доказывания невменяемости лежит на самом обвиняемом.

Если обвиняемый будет признан невменяемым (insane) во время выполнения объективной стороны преступления (actus reus), то выносится вердикт «невиновен по причине невменяемости» (not guilty by reason of insanity). До 1991 г. такой вердикт всегда приводил к помещению подсудимого в психиатрическую больницу по выбору министра внутренних дел на неопределенный срок. Закон об уголовной процедуре (невменяемость и неспособность предстать перед судом) 1991 г. внес поправки в Закон об уголовной процедуре (невменяемость) 1964 г., позволяющие судам принимать такие же решения, как и в отношении лиц, признанных неспособными предстать перед су-

дом. Это привело к увеличению использования защиты со ссылкой на невменяемость на практике. За пятилетний период после изменения законодательства было вынесено 44 вердикта «невиновен по причине невменяемости», практически столько же, сколько за период с 1975 г. по 1988 г. (49 вердиктов)11.

Принудительное помещение в психиатрический стационар может последовать и за успешной защитой от обвинения со ссылкой на пониженную ответственность (diminished responsibility). Такая защита не имеет отношения к невменяемости и не связана с ее степенью. Сущность защиты, не имеющей универсального характера и применяемой только по делам об оконченном тяжком, предумышленном убийстве (murder), иная. Она используется как смягчающее наказание обстоятельство, позволяя обвиняемому избежать обязательного по закону приговора к пожизненному лишению свободы. В результате обвиняемый признается виновным в простом убийстве (manslaughter). Защита была введена Законом об убийстве 1957 г. (Homicide Act 1957) (ст. 2). Бремя доказывания, как и при защите со ссылкой на невменяемость, возлагается на обвиняемого12.

Назначение принудительных медицинских мер требует соответствия характеристик совершенного преступления и психического расстройства лица критериям, установленным в Законе о психическом здоровье. Закон распространяется на всех лиц с психическими расстройствами, и содержание этих критериев зависит от характера судебной процедуры — уголовный процесс (ч. III Закона) либо недобровольное оказание психиатрической помощи в общем («гражданском») порядке (ч. II Закона)13.

На конец марта 2020 г. помещения в психиатрические стационары на основании положений ч. III Закона составляли 31,8% всех госпитализаций14, на ту же дату 2021 г.- 30,2%15.

В отношении обвиняемых с психическими расстройствами суд может принять решение о помещении в психиатрическую больницу

11 См.: Allen M. Textbook on Criminal Law. 9th Ed. Great Britain, 2007. Р. 126.

12 Подробнее см.: Ibid. P. 144-154.

13 Подробнее см.: Ibid. P. 34-56.

14 Mental Health Care Statistics, Annual Figures. England, 2019-2020. URL: https://digital.nhs.uk/data-and-information/publications/statistical/mental-health-act-statistics-annual-figures/2019-20-annual-figures (дата обращения: 15.07.2022).

15 Mental Health Care Statistics, Annual Figures. England, 2020-2021. URL: https:// digital.nhs.uk/data-and-information/publications/statistical/mental-health-act-statistics-annual-figures/2020-21-annual-figures (дата обращения: 15.07.2022).

(hospital order) (ст. 37 Закона о психическом здоровье) в сочетании с судебным приказом об ограничениях (restriction order) либо без такового (ст. 41 Закона). Приказ об ограничениях выносится, если преступление, в котором обвиняется субъект, наказывается лишением свободы, а сам он представляет опасность для себя либо окружающих по причине имеющегося у него психического расстройства.

В конце 2020 г. число психиатрических пациентов, в отношении которых действовали судебные приказы об ограничениях (restricted patients), составляло 7672 человека, из которых 4693 находились в стационарах, а 2979 были выписаны условно. С 2013 г. количество таких пациентов ежегодно увеличивалось. Только в 2020 г. отмечалось небольшое сокращение (на 4%) по сравнению с годом предыдущим, что объясняется общим сокращением стационарных пациентов в связи с пандемией COVID-1916. В конце 2021 г. число подобных пациентов вновь выросло на 1% и составило 7740 человек, из которых 4600 проходили лечение в больницах и 3140 были условно выписаны17.

Судебный приказ о госпитализации выносится на основании заключений от двух практикующих медицинских специалистов (registered medical practitioners) о том, что лицо страдает психическим расстройством, «характер и степень которого делают подходящим для него помещение в больницу для медицинского лечения, и подходящее ему лечение доступно» (ч. 2 ст. 37 Закона о психическом здоровье). Подходящее медицинское лечение понимается как сестринский уход, психологические интервенции, терапевтические и реабилитационные мероприятия, необходимые с учетом «характера и степени психического расстройства [лица] и всех других обстоятельств его дела» (ч. 4 ст. 3, ч. 4 ст. 145 Закона). Наличие возможностей для лечения подтверждается устно или письменно в течение 28 дней с момента вынесения судебного решения представителем стационара, указанного в этом решении, либо будущим лечащим врачом (ч. 4 ст. 37).

Решение суда о принудительном лечении исполняется в психиатрических стационарах (отделениях) со строгим (high), усиленным

16 Restricted Patients 2020. England and Wales. Ministry of Justice Statistics Bulletin. P. 1-2. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/ uploads/attachment_data/file/981888/Restricted_Patients_Statistical_Bulletin_2020.pdf (дата обращение: 15.07.2022).

17 Restricted Patients 2021. England and Wales. Ministry of Justice Statistics Bulletin. P. 1. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/ attachment_data/file/1071793/Restricted_Patients_Statistical_Bulletin_2021.pdf (дата обращение: 15.07.2022).

(medium) и облегченным (low) режимами содержания пациентов. Признание лица невиновным по причине невменяемости не предопределяет выбор вида стационара, кроме как для лиц, совершивших тяжкие убийства. Пациенты, госпитализированные в «гражданском порядке», также направляются в больницы с различными режимами безопасности. Выбор вида стационара зависит от характера и тяжести психического расстройства лица и обусловленной таким расстройством его опасности для себя либо для окружающих.

Строгость режима содержания пациентов предполагает определенную технико-организационную (ограждение территории больницы, наличие сигнализации, запираемых дверей, технических средств слежения и т.п.) и процедурную безопасность, требующую установления правил приема посетителей, досмотра передаваемых пациентам вещей и соотношения численности врачебного и иного персонала учреждения с количеством содержащихся в нем пациентов. Кроме того, персонал таких больниц должен быть специально обучен и знать особенности динамики психических расстройств и поведения страдающих ими пациентов18.

Судебные приказы о госпитализации в отношении лиц с психическими расстройствами, представляющих серьезную опасность для общества и потому нуждающихся в лечении в особых условиях, исполняются в специализированных больницах со строгим режимом безопасности. Таких больниц три — Бродмур, Рэмптон и Ашворт. Средний срок принудительного лечения в таких стационарах составляет около шести лет, но, по данным исследований, примерно 23,5% пациентов находятся в них более 10 лет19.

По решению министра юстиции, основанному на заключениях, как минимум, двух практикующих медицинских специалистов, в психиатрические стационары переводятся осужденные из тюрем. В заключении указывается на наличие у осужденного психического расстройства такого характера и степени, которые делают подходящим для него медицинское лечение, и такое лечение доступно (ч. 1 ст. 47

18 Подробнее см.: Collins M., Davies S. The Security Needs Assessment Profile: A Multidimensional Approach to Measuring Security Needs // International Journal of Forensic Mental Health. 2005. Vol. 4. No. 1. P. 39-52.

19 См.: Vollm B., Edworthy R., Holley J., et al. A Mixed-Methods Study Exploring the Characteristics and Needs of Long-Stay Patients in High and Medium Secure Settings in England: Implications for Service Organization // Health Services and Delivery Research. 2017. Vol. 5. Iss. 11. P. xxvii. DOI: 10.3310/hsdr05110. URL: https://njl-admin.nihr.ac.uk/ document/download/2009971 (дата обращения: 11.08. 2022).

Закона о психическом здоровье). Решение о переводе приравнивается к судебному приказу о госпитализации (ч. 3 ст. 47).

Выписка пациентов, находящихся в стационаре на основании судебных приказов о госпитализации, возможна по решению лечащего врача, представителя администрации стационара или Трибунала по вопросам психического здоровья (Mental Health Review Tribunal). Пациенты с судебными приказами об ограничениях выписываются из стационаров с согласия министра юстиции. Допускается как полная, так и условная их выписка с обязанностью выполнения определенных требований под угрозой возвращения в психиатрический стационар. Для осужденных, переведенных из тюрем, выписка из больницы предполагает их возвращение обратно для отбывания наказания, если его срок не истек за время нахождения на лечении.

Поскольку принудительные медицинские меры назначаются без указания срока, то в Законе о психическом здоровье предусмотрен порядок контроля за обоснованностью пребывания пациентов в стационарах. Такие функции возлагаются на Трибунал по вопросам психического здоровья — квазисудебный орган, наделенный полномочиями по решению ряда вопросов, связанных с оказанием недобровольной психиатрической помощи.

С 2008 г. для судебно-психиатрических пациентов доступно и амбулаторное лечение под надзором (community treatment order, CTO), введение которого стало одной из главных новелл Закона о психическом здоровье в 2007 г. (ст. 17A — 17 G)20.

В подавляющем большинстве случаев CTO применяется к выписанным из стационаров пациентам, лечившимся недобровольно на основании ст. 3 Закона, т.е. в общем порядке. Судебно-психиатрические пациенты могут быть выписаны с применением CTO, только если они проходили принудительное лечение на основании ст. 37 и 47 Закона без судебного приказа об ограничениях. Так, в 2009/2010 гг. амбулаторное лечение под надзором применялось в отношении 3736 пациентов первой группы, в 2010/2011 гг. — 3606, в 2011/2012 гг. — 4004, 2012/2013 гг. — 4389, 2013/2014 гг. — 4099. Для сравнения — выписанные с последующим амбулаторным лечением судебно-психиатрические пациенты составляли в те же годы соответственно 127, 164, 185, 203 и 184 человека21.

20 Подробнее см.: Bowen P Op. cit. P. 71-94, 103-104, 109-123.

21 См.: Trevithick L., Carlile J., Nodiyal S., et al. Community Treatment Orders: An Analysis of the First Five Years of Use in England // British Journal of Psychiatry. 2018. Vol. 212. Iss. 3. P. 176. DOI: 10.1192/bjp.2017.51.

3. Нидерланды

С 1928 г. в уголовном законе предусмотрена характерная только для этой страны принудительная медицинская мера, называемая Terbeschik-kingstelling (TBS). Целью введения этой меры являлось усиление защиты общества от опасных действий лиц с психическими расстройствами22.

Мера TBS назначается судом в соответствии со ст. 37а УК Нидерландов, когда она требуется по соображениям безопасности других лиц либо общей безопасности людей или имущества (ч. 1 ст. 37а). Обвиняемый во время совершения преступления должен страдать психической болезнью или дефектом, а совершенное им преступное деяние должно наказываться по закону тюремным заключением на срок четыре или более года либо относиться к преступлениям, перечисленным в п. 2 ч. 1 ст. 37а. По общему правилу судебное решение (TBS order) выносится в отношении лиц, совершивших тяжкие, как правило, насильственные преступления, чья способность к вменению по причине психического расстройства либо отсутствует, либо уменьшена при высоком риске совершения новых уголовно наказуемых деяний. В случае уменьшенной вменяемости субъекта мера TBS может назначаться как самостоятельно (ч. 2 ст. 37а), так и вместе с тюремным заключением, которое отбывается перед ее применением.

Уголовное право Нидерландов признает уменьшенную вменяемость. В судебно-психиатрической практике для определения «годности» обвиняемого с психическим расстройством к уголовной ответственности длительное время использовалась шкала с пятью градациями: полная ответственность (complete responsibility); незначительно уменьшенная ответственность (slightly diminished responsibility); уменьшенная ответственность (diminished responsibility); серьезно уменьшенная ответственность (severely diminished responsibility); полное отсутствие ответственности (complete absence of responsibility). Проблемы с объективизацией степеней уменьшенной вменяемости послужили причиной издания в 2012 г. Нидерландским обществом психиатрии директивы об отказе от ее степеней и переходе на экспертные оценки по шкале с тремя градациями23.

22 Подробнее см.: Marle H.J.C. van. The Dutch Entrustment Act (TBS): Its Principles and Innovations // International Journal of Forensic Mental Health. 2002. Vol. 1. No. 1. P. 83—92; Fokkens J.W. De ter beschikkinstelling / De psychiatrie in het Neder-landse recht. Red. B.C.M. Raes en F.A.M. Bakker. 6de druk. Deventer, 2012. P. 187-203.

23 См.: NVvP (Nederlandse Vereniging voor Psychiatrie). Richtlijn psychiatrisch onderzoek en rapportage in strafzaken. Utrecht, 2012; Prinsen M. Het juridisch kader //

Исполняется мера TBS в специальных судебно-психиатрических центрах с режимом безопасности, находящихся в ведении Министерства юстиции Нидерландов. Министерство финансирует государственные центры, заключает договоры с частными психиатрическими клиниками, на основании ст. 37 d УК Нидерландов, проводящими принудительное лечение, и определяет особенности режимов безопасности во всех подобных учреждениях. На территории каждого судебно-психи-атрического центра имеются отделения с разными режимами безопасности содержания пациентов и амбулаторная служба. Кроме того, вне территории центра создается жилье с поддержкой и надзором.

Количество судебно-психиатрических центров постоянно сокращается. Только за период с 2013 по 2017 г. число учреждений уменьшилось почти на 25%, и в 2017 г. TBS-пациентов принимали лишь две государственные и пять частных подобных клиник (для сравнения: в 2010 г. работали 13 судебно-психиатрических центров, в которых находились 2156 пациентов)24.

Ранее в уголовном законе предусматривалась и вторая стационарная принудительная медицинская мера для обвиняемых, которые не могут нести ответственность за преступление по причине имеющихся у них психической болезни или дефекта и представляют опасность для себя, других лиц или для общей безопасности людей или имущества (ст. 37). Судебное решение называлось приказом о госпитализации (hospital order). Срок принудительного лечения составлял один год с возможностью продлить пребывание в стационаре, но только в «гражданском» порядке. Лечение осуществлялось в общих психиатрических больницах, входящих в национальную систему здравоохранения.

24 января 2018 г. был принят Закон об обязательной помощи в сфере психического здоровья25, заменивший Закон о недобровольном помещении в психиатрическую больницу. На законодательном уровне

De persoon van de verdachte: De rapportage pro Justitia vanuit het Pieter Baan Centrum. T. den Boer et al. (Red). Den Haag, 2020. P. 40.

24 См.: Smeekens M.V., Braun P. Long-Term Forensic Psychiatric Care: The Dutch Perspectives / B. Völlm, P. Braun (Eds). Long-Term Forensic Psychiatric Care: Clinical, Ethical and Legal Challenges. Switzerland, 2019. P. 237; DJI in getal. 2013-2017. De divisies GW/VB en ForZo/JJI nader belicht. Augustus 2018. P. 57. URL: https://open-pilot.overheid.nl/repository/ronl-a0b572e7-703f-4a52-af1a-7a84747a9e6d/1/pdf/DJI%20 in%20getal%202013-2017.pdf (дата обращения: 22.07.2022).

25 Wet verplichte geestelijke gezondheidszorg. URL: https://wetten.overheid.nl/ BWBR0040635/2022-01-01 (дата обращения: 21.07.2022).

закреплялись основания и порядок недобровольного ухода и лечения, а не только помещения в психиатрическую больницу, как в ранее действовавшем Законе. По общему правилу психиатрическая помощь должна оказываться амбулаторно, госпитализация допускается, если все возможности внебольничного ухода и лечения исчерпаны. По новому Закону недобровольная госпитализация является ultimum remedium.

Одновременно были приняты Закон о помощи и принуждении для пациентов, страдающих старческим слабоумием и умственной от-сталостью26 и Закон о судебно-психиатрической помощи27. Все новые законы вступили в действие с 1 января 2020 г., когда и утратила силу ст. 37 УК Нидерландов. Помещение обвиняемых с психическими расстройствами в стационар для принудительного лечения теперь регламентируется ст. 2.3 Закона о судебно-психиатрической помощи, предоставляющей судье, рассматривающему уголовное дело, принять такое решение по собственной инициативе или по просьбе прокурора28. Лечение и правовой статус таких пациентов регламентируются указанными законами об оказании психиатрической помощи в общем порядке.

Проведение лечения на основании судебного решения о мере TBS, включая права и обязанности пациентов, регулируется Законом об исполнении меры TBS и правовом статусе пациентов от 25 июня 1997 г.29 Целями исполнения меры объявляются лечение и подготовка психически больного нарушителя уголовного закона к безопасному возвращению в общество (ч. 1 ст. 2). Отсюда следует, что, помимо необходимого лечения, процесс исполнения меры TBS обязательно включает в себя поэтапную ресоциализацию пациентов.

TBS-пациенты не подлежат правоограничениям, помимо вытекающих из целей принудительной меры либо необходимых для поддержания порядка или безопасности в учреждениях, ее исполняющих (ч. 2 ст. 2). В Законе установлены права пациентов, компетенция не-

26 Wet zorg en dwang psychogeriatrische en verstandelijk gehandicapte dienten. URL: https://wetten.overheid.nl/BWBR0040632/2020-10-31 (дата обращения: 21.07.2022).

27 Wet forensische zorg. URL: https://wetten.overheid.nl/BWBR0040634/

2020-01-01 (дата обращения: 21.07.2022).

28 Подробнее см.: Cahier 2021-29. Artikel 2.3 Wet forensische zorg in de praktijk. Toepassing en ervaringen van ketenpartners in de eerste anderhalf jaar na inwerkingtred-ing. URL: https://repository.wodc.nl/bitstream/handle/20.500.12832/3131/Cahier%20

2021-29-summary-nw.pdf?sequence=10&isAllowed=y (дата обращения: 21.07.2022).

29 Beginselenwet verpleging ter beschikking gestelden. URL: https://wetten.overheid.nl/ BWBR0008765/2021-01-01 (дата обращения: 10.07.2022).

зависимых надзорных комиссий, куда они могут обращаться с жалобами, а также порядок рассмотрения подобных жалоб.

Для проверки результатов лечения и ресоциализации используется система отпусков (TBS-leaves), состоящая из нескольких, последовательно осуществляемых этапов. На первом этапе пациенту разрешается на короткое время покинуть лечебное учреждение в сопровождении персонала. Далее предоставляется отпуск без сопровождения, затем переходный отпуск, когда пациент может провести какое-то время за пределами судебно-психиатрического центра, но под надзором его персонала. Завершающим этапом будет пробный отпуск, когда надзор осуществляет служба пробации. Если пациент нарушает индивидуально установленные условия отпуска, его возвращают обратно или ему придется пройти предыдущие этапы.

Просьбы о разрешении конкретной формы каждого отпуска направляются судебно-психиатрическим центром в независимый консультативный орган — Advisory Commission on TBS-leaves (AVT), члены которого, оценивая индивидуальные риски и безопасность возможного отпуска, сообщают свое мнение Министерству юстиции, которое и решает, удовлетворить просьбу об отпуске для конкретного пациента либо нет. Отпуска разрешаются только пациентам, успешно проходящим лечение при отсутствии непосредственного риска совершения нового преступления30.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ежегодно TBS-пациентам разрешается около 70 000 отпусков с сопровождением и без него, из которых около 50 000 относятся к первому этапу. Нарушения условий отпусков весьма редки. К примеру, в 2018 г. было зафиксировано всего 28 нарушений условий всех форм отпусков31.

Срок меры TBS составляет два года с возможностью продления на год или два, «если безопасность других лиц или общая безопасность людей или имущества этого требуют» (ст. 38d УК). Общий срок принудительного лечения не должен превышать девяти лет, если только мера не назначалась за насильственное преступление против личности. Тогда срок меры не указывается, и она продлевается, пока этого требуют безопасность других лиц или общая безопасность людей (абз. 3 ст. 38е УК).

Продление срока TBS-меры, как и ее прекращение, осуществляются судом. Судья может не согласиться с рекомендациями лечащих

30 См.: Raes B.C.M. De tenuitvoerlegging van de maatregel tbs // De psychiatrie in het Nederlandse recht; 8ste druk. F.A.M. Bakker en H.J.C. van Marle (Red). Deventer, 2020. P. 215-228.

31 TBS Nederland. URL: https://www.tbsnederland.nl/behandeling/verloftraject/ (дата обращения: 22.07.2022).

врачей о выписке или продлении меры, а также с рекомендациями двух не зависимых от учреждения, где исполняется мера, экспертов (психиатра и психолога), назначаемых Министерством юстиции.

Перед выпиской TBS-пациента на основании ст. 38g УК Нидерландов используется условное освобождение на год или два с возможностью продления на тот же срок. Решение принимается судом, который определяет требования к поведению пациента. На практике такими требованиями чаще всего является несовершение новых преступлений и получение психиатрической помощи амбулаторно. Максимальный срок условного освобождения составляет девять лет (ст. 38/). Суд может досрочно прекратить условное освобождение, если пациент не соблюдает установленные требования либо этого требует безопасность других лиц или общая безопасность людей или имущества (ст. 38k).

4. Италия

Отказ от стационарной психиатрической помощи и переход к системе внебольничных учреждений происходил на основании Закона № 180, принятого в 1978 г. Закон Базальи (по имени итальянского психиатра — идеолога деинституциализации в психиатрии) привел к замене психиатрических больниц амбулаторными клиниками по месту жительства (community mental health facilities). Новые госпитализации были запрещены. Для пациентов с острыми формами психических расстройств в больницах общего профиля предусматривались психиатрические палаты неотложной помощи не более чем на 15 коек. В Законе отменялся критерий опасности как основание для недобровольного психиатрического вмешательства и провозглашался принцип добровольности обращения за психиатрической помощью, уравнивавший таких пациентов с пациентами, имеющими иные заболевания. Недобровольная госпитализация сохранялась лишь по строго определенным основаниям (необходимость неотложного вмешательства, отказ пациента от лечения; невозможность оказать требуемую помощь во внебольничных условиях). К 2000 г. все психиатрические больницы общего профиля в Италии были закрыты32, однако судебно-пси-хиатрических стационаров реформа пока не касалась.

Реформирование таких учреждений началось с указа председателя Правительства Италии от 1 апреля 2008 г. На тот момент судебно-пси-

32 Подробнее см.: Palermo G.B. The 1978 Italian Mental Health Law — A Personal Evaluation: A Review // Journal of Royal Society of Medicine. 1991. Vol. 84. Iss. 2. P. 99-102; Barbui C., Papola D., Saraceno B. Op. cit.

хиатрических пациентов принимали шесть стационаров (ospedali psi-chiatrici giudiziari, OPG). В июне того же года в них проходили лечение 1374 пациента33.

Принятый 17 февраля 2012 г. Закон № 9 предусматривал ликвидацию судебно-психиатрических стационаров и организацию в каждой итальянской области одного или нескольких психиатрических заведений закрытого типа для исполнения мер безопасности (Residenze per l'Esecuzione delle Misure di Sicurezza, RIEMS). Закон № 81 от 30 мая 2014 г. устанавливал 1 апреля 2015 г. как окончательную дату этого процесса34.

На практике же реформа растянулась еще на два года и завершилась в январе 2017 г. В 30 начавших работу REMS находились 624 пациента, тогда как в судебно-психиатрических больницах в последний год их работы принудительное лечение проходили 1015 человек35.

По решению суда в REMS направляются лица с психическими расстройствами, совершившие уголовно наказуемые деяния и признанные невменяемыми (ст. 88 Уголовного кодекса Италии) либо уменьшенно вменяемыми (ст. 89 УК). Закон также предусматривает возможность признать невменяемыми и уменьшенно вменяемыми лиц, совершивших преступления в состоянии опьянения (ст. 91 УК), и глухонемых (ст. 96).

Помещение в специальное психиатрическое учреждение по УК Италии относится к мерам безопасности. Мера назначается на основании заключения психиатрической экспертизы, при этом суд должен признать обвиняемого с психическим расстройством «социально опасным». Социальная опасность определяется как вероятность совершения этим лицом новых деяний, признаваемых законом преступлениями (ст. 203 УК). При назначении принудительного лечения вместе с лишением свободы медицинская мера исполняется после отбытия наказания (ст. 211).

Помещение в специальное психиатрическое учреждение назначается на срок не менее двух лет. При наличии в санкции статьи Особенной части, предусматривающей ответственность за совершенное преступление, пожизненного лишения свободы медицинская мера не может длиться меньше 10 лет. Если же в санкции статьи предусмотрено лишение свободы на срок не менее 10 лет, то минимальный срок пребывания в психиатрическом учреждении составляет пять лет

33 См.: De Vito C.G. Forensic Psychiatric Units in Italy from the 1960s to Present // International Journal of Law and Psychiatry. 2014. Vol. 37. Iss. 1. P. 129-133.

34 См.: Ibid. P. 133.

35 См.: Di Lorito C., Castelletti L., Lega I., et al. Op. cit. P. 59. Труды Института государства и права РАН. 2022. Том 17. № 5

(ст. 222). Судья решает вопрос о продлении медицинской меры после минимального, установленного законом срока с учетом социальной опасности субъекта. Сохранение опасности приводит к установлению судьей срока нового срока рассмотрения этого вопроса (ст. 208 УК).

REMS являются частью Национальной системы здравоохранения и подчиняются властям итальянских регионов. Это психиатрические заведения закрытого типа с режимом безопасности, ориентированные на восстановление психического здоровья и реабилитацию пациентов, но не на высокий уровень безопасности содержания пациентов, как это практиковалось в ранее существовавших судебно-психиатри-ческих стационарах. На практике REMS располагают примерно одной третью коек от вместимости таких стационаров (604 против 1639)36.

Учреждения рассчитаны на проживание не более 20 человек в каждом. Персонал REMS состоит по общему правилу из двух психиатров, психолога, трех специалистов по психиатрической реабилитации, 12 медсестер, социального работника, нескольких специалистов в области общественного здравоохранения и администратора. При помещении в учреждение пациент информируется о правилах внутреннего распорядка конкретного REMS и дает согласие их соблюдать37.

Для каждого пациента разрабатывается план лечения и психосоциальной реабилитации, учитывающий характер и динамику психического расстройства и обусловленной им социальной опасности. Все пациенты REMS лечатся строго добровольно и имеют право от лечения отказаться. Недобровольное лечение возможно в отделении неотложной психиатрической помощи больницы общего профиля в строго определенных в законе случаях.

Изучение состава и характеристик пациентов, находившихся в 28 из 30 REMS в период с июня 2017 г. по июнь 2018 г. (730 человек)38, показало, что большинство из них составляли мужчины (89,0%). Подавляющее число проходящих лечение лиц давно имели расстройства психики (в среднем 11,5 лет) и ранее уже лечились у психиатра (71%,

36 См.: MitchellE.W., Cornish R., Fazel S. Commentary on "The New Italian Residential Forensic Psychiatric System (REMS). A One-Year Population Study" // Journal of Psychopathology. 2021. Vol. 27. Iss. 1. P. 8.

37 Подробнее см.: Ferracuti S., Pucci D., Trobia F., et al. Evolution of Forensic Psychiatry in Italy over the Past 40 Years (1978-2018) // International Journal of Law and Psychiatry. 2019. Vol. 62. P. 45-49.

38 См.: Catanesi R., Mandarelli G., Ferracuti S., et al. The New Italian Residential Forensic Psychiatric System (REMS). A One-Year Population Study // Rassegna Italiana di Criminologia. 2019. Vol. 13. No. Speciale. P. 7-23.

из которых 50% госпитализировались в недобровольном порядке). Среди диагнозов превалировали тяжелые психические расстройства, такие как шизофрения и другие психозы (60%), а также расстройства личности (32%) зачастую в сочетании со злоупотреблением психоактивными веществами.

48% попавших в исследование лиц уже привлекались к уголовной ответственности. Среди совершенных ими преступлений, после которых им была назначена медицинская мера безопасности, подавляющую часть составляли насильственные посягательства против личности (около 80%, из них 26% — убийства и покушения на убийство, 24% — причинение вреда здоровью и угрозы и 4% — сексуальные преступления). Жертвами в 45,1% случаев стали члены семей.

Интересно, что в литературе отмечается существенное сходство характеристик пациентов REMS с психически больными, попадающими в психиатрические стационары с усиленным режимом безопасности (medium secure) в Англии. Так, из 409 выписанных из таких больниц лиц 87% составляли мужчины и 72,5% ранее попадали в психиатрические больницы. Среди диагнозов у бывших пациентов доминировала шизофрения или шизоаффективное расстройство (63%), наркотическая или алкогольная зависимость (по 26%), расстройства личности (35%). Из совершенных ими преступлений 17% пришлось на убийства, 52% — на иные насильственные преступления и 7,8% — на преступления сексуальные39.

Итальянские исследователи отметили и высокий уровень агрессивности проживающих в REMS пациентов. Практика подтверждает этот вывод — нападения на персонал и других пациентов фиксировались в 80% REMS, что свидетельствует о недостаточности имеющихся мер безопасности в подобных учреждениях40.

В этой связи в литературе отмечается, что клинические и криминологические характеристики пациентов таких психиатрических учреждений создают сложности в работе персонала и влияют на достижение терапевтических и реабилитационных целей. Одним из способов обеспечить безопасное возвращение пациентов в общество может служить организация специализированных мест для проживания с облегченным режимом безопасности, куда пациент переводился бы

39 См.: Mitchell E.W., Cornish R., Fazel S. Op. cit. P. 9.

40 См.: Alessi M.C., Mosca A., Stigliano G., et al. Italian REMS, Limits and Critical Issues: From a Clinical Case to the Comparison with the European Forensic Systems // Journal of Psychopathology. 2021. Vol. 27. Iss. 1. P. 24.

из REMS перед полным освобождением. Такие учреждения уже существуют в ряде итальянских регионов41.

5. Заключение

Нахождение баланса между интересами общественной безопасности, здравоохранения и правами лиц с психическими расстройствами, совершившими уголовно наказуемые деяния, является непростой задачей. Развитие правовых предписаний о принудительных психиатрических мерах, их современное содержание и практика применения испытывают влияние общеправовых принципов и традиций, характерных для конкретной страны42. Отличаются организация и объемы финансирования национальных систем здравоохранения, включая службы психического здоровья. При этом нельзя не увидеть общую тенденцию к расширению внебольничных форм оказания психиатрической помощи, в том числе психически больным нарушителям уголовного закона43.

Организация судебно-психиатрической помощи в Англии, Нидерландах и Италии имеет свои преимущества, как и недостатки. Зарубежный опыт не может быть автоматически перенесен на другую национальную почву. Однако он заслуживает внимания и способен послужить совершенствованию законодательной регламентации принудительных мер медицинского характера, предусмотренных Уголовным кодексом РФ.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Alessi M.C., Mosca A., Stigliano G., et al. Italian REMS, Limits and Critical Issues: From a Clinical Case to the Comparison with the European Forensic Systems // Journal of Psychopathology. 2021. Vol. 27. Iss. 1. P. 19-25. DOI: 10.36148/2284-0249-416

Allen M. Textbook on Criminal Law. 9th Ed. Great Britain: Oxford University Press, 2007.

41 Подробнее см.: Castelletti L., Scarpa F, Carabellese F Treating Not Guilty by Reason of Insanity and Socially Dangerous Subjects by Community Psychiatric Services: An Italian Perspective // Rassegna Italiana di Criminologia. 2018. Vol. 12. No. 3. P. 187.

42 См.: Tort-Herrando V., Tataru N., Barrios-FloresF.-L. National Laws and Their History // In: Forensic Psychiatry and Psychology in Europe. P. 21-23; Beis P., Graf M., Hachtel H. Impact of Legal Traditions on Forensic Mental Health Treatment Worldwide // Frontiers in Psychiatry. 2022. Vol. 13:876619. URL: https://www.frontiersin.org/ articles/10.3389/fpsyt.2022.876619/full (дата обращения: 17.05.2022).

43 Подробнее: LierE. van, Tort-Herrando V. Organization and Funding of Forensic Psychiatric Facilities Across Europe // In: Forensic Psychiatry and Psychology in Europe. P. 113-128.

Bal P., Koenraadt F. Criminal Law and Mentally 111 Offenders in Comparative Perspective // Psychology, Crime and Law. 2000. Vol. 6. Iss. 4. P. 219-250. DOI: 10.1080/ 10683160008409805

Barbui C., Papola D., Saraceno B. Forty Years without Mental Hospitals in Italy // International Journal of Mental Health Systems. 2018. Vol. 12:43. DOI: 10.1186/ s13033-018-0223-1

Beis P., Graf M., Hachtel H. Impact of Legal Traditions on Forensic Mental Health Treatment Worldwide // Frontiers in Psychiatry. 2022. Vol. 13:876619. URL: https://www. frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyt.2022.876619/full (дата обращения: 17.05.2022). DOI: 10.3389/fpsyt.2022.876619

Bowen P. Blacklstone's Guide to The Mental Health Act 2007. Great Britain: Oxford University Press, 2007.

Castelletti L., Scarpa F., Carabellese F Treating Not Guilty by Reason of Insanity and Socially Dangerous Subjects by Community Psychiatric Services: An Italian Perspective // Rassegna Italiana di Criminologia. 2018. Vol. 12. No. 3. P. 182-189.

Catanesi R., Mandarelli G., Ferracuti S., et al. The New Italian Residential Forensic Psychiatric System (REMS). A One-Year Population Study // Rassegna Italiana di Criminologia. 2019. Vol. 13. No. Speciale. P. 7-23.

Collins M., Davies S. The Security Needs Assessment Profile: A Multidimensional Approach to Measuring Security Needs // International Journal of Forensic Mental Health. 2005. Vol. 4. No. 1. P. 39-52. DOI: 10.1080/14999013.2005.10471211

De Vito C.G. Forensic Psychiatric Units in Italy from the 1960s to Present // International Journal of Law and Psychiatry. 2014. Vol. 37. Iss. 1. P. 129-133. DOI: 10.1016/j. ijlp.2013.09.012

Di Lorito C., Castelletti L., Lega I., et al. The Closing of Forensic Psychiatric Hospitals in Italy: Determinants, Current Status and Future Perspectives. A Scoping Review // International Journal of Law and Psychiatry. 2014. Vol. 55. P. 54-63. DOI: 10.1016/j.ijlp. 2017.10.004

Ferracuti S., Pucci D., Trobia F., et al. Evolution of Forensic Psychiatry in Italy over the Past 40 Years (1978-2018) // International Journal of Law and Psychiatry. 2019. Vol. 62. P. 45-49. DOI: 10.1016/j.ijlp.2018.10.003

Fokkens J.W. De ter beschikkinstelling // De psychiatrie in het Nederlandse recht. Red. B.C.M. Raes en F.A.M. Bakker. 6de druk. Deventer: Kluwer, 2012. P. 187-203.

Grossi L.M., Green D. An International Perspective on Criminal Responsibility and Mental Illness // Practice Innovations. 2017. Vol. 2. P. 2-12. DOI: 10.1037/pri0000037

Gunn J., Mevis P. Adversarial Versus Inquisitorial Systems of Trial and Investigation in Criminal Procedure // Forensic Psychiatry and Psychology in Europe. A Cross-Border Study Guide. Kris Goethals (Ed). Switzerland: Springer, 2018. P. 3-17. DOI: 10.1007/978-3-319-74664-7_1

LierE. van, Tort-Herrando V. Organization and Funding of Forensic Psychiatric Facilities Across Europe // Forensic Psychiatry and Psychology in Europe. A Cross-Border Study Guide. Kris Goethals (Ed). Switzerland: Springer, 2018. P. 113-128. DOI: 10.1007/978-3-319-74664-7_7

Marle H.J.C. van. The Dutch Entrustment Act (TBS): Its Principles and Innovations // International Journal of Forensic Mental Health. 2002. Vol. 1. No. 1. P. 83-92.

Mitchell E.W., Cornish R., Fazel S. Commentary on " The New Italian Residential Forensic Psychiatric System (REMS). A One-Year Population Study" // Journal of Psycho-pathology. 2021. Vol. 27. Iss. 1. D0I:10.36148/2284-0249-414

Palermo G.B. The 1978 Italian Mental Health Law — A Personal Evaluation: A Review // Journal of Royal Society of Medicine. 1991. Vol. 84. Iss. 2. P. 99-102.

Prinsen M. Het juridisch kader // De persoon van de verdachte: De rapportage pro Justitia vanuit het Pieter Baan Centrum. T. den Boer et al. (Red). Den Haag: Boom juridisch, 2020.

Raes B.C.M. De tenuitvoerlegging van de maatregel tbs // De psychiatrie in het Ne-derlandse recht; 8ste druk. F.A.M. Bakker en H.J.C. van Marle (Red). Deventer, 2020. P. 215-228.

Scarpa F The Italian Reform of Treatment of People Not Guilty by Reason of Insanity: The Closure of Forensic Institutions // Forensic Science International: Mind and Law. 2020. Vol. 1: 100016. DOI: 10.1016/j.fsiml.2020.100016

SmeekensM.V., Braun P. Long-Term Forensic Psychiatric Care: The Dutch Perspectives / B. Vfflm, P. Braun (Eds). Long-Term Forensic Psychiatric Care: Clinical, Ethical and Legal Challenges. Switzerland: Springer, 2019. D0I:10.1007/978-3-030-12594-3_16 Stuckenberg C.-F. Comparing Legal Approaches: Mental Disorders as Grounds for Excluding Criminal Responsibility // Bergen Journal of Criminal Law and Criminal Justice. 2016. Vol. 4. Iss. 1. P. 48-64.

Tort-Herrando V., Tataru N., Barrios-FloresF.-L. National Laws and Their History // Forensic Psychiatry and Psychology in Europe. A Cross-Border Study Guide. Kris Goe-thals (Ed). Switzerland: Springer, 2018. P. 19-30. DOI: 10.1007/978-3-319-74664-7_2

Trevithick L., Carlile J., Nodiyal S., et al. Community Treatment Orders: An Analysis of the First Five Years of Use in England // British Journal of Psychiatry. 2018. Vol. 212. Iss. 3. P. 175-179. DOI: 10.1192/bjp.2017.51

Völlm B., Edworthy R., Holley J., et al. A Mixed-Methods Study Exploring the Characteristics and Needs of Long-Stay Patients in High and Medium Secure Settings in England: Implications for Service Organization // Health Services and Delivery Research. 2017. Vol. 5. Iss. 11. P. xxvii. DOI: 10.3310/hsdr05110. URL: https://njl-admin.nihr.ac.uk/ document/download/2009971 (дата обращения: 11.08. 2022).

Walker N., McCabe S. Crime and Insanity in England. Vol. II: New Solutions and New Problems. Edinburgh: Edinburgh University Press, 1973.

Wolf M. van der, Marle H. van. Legal Approaches to Criminal Responsibility of Mentally Disordered Offenders in Europe // Forensic Psychiatry and Psychology in Europe. A Cross-Border Study Guide. Kris Goethals (Ed). Switzerland: Springer, 2018. P. 31-44.

REFERENCES

Alessi, M.C., Mosca, A., Stigliano, G., et al. (2021). Italian REMS, Limits and Critical Issues: From a Clinical Case to the Comparison with the European Forensic Systems. Journal of Psychopathology. 2021. 27(1), pp. 19-25. DOI: 10.36148/2284-0249-416. (in Eng.).

Allen, M. (2007). Textbook on Criminal Law. 9th Ed. Great Britain: Oxford University Press. (in Eng.).

Bal, P. and Koenraadt F. (2000). Criminal Law and Mentally 1ll Offenders in Comparative Perspective. Psychology, Crime and Law, 6(4), pp. 219—250. DOI: 10.1080/10683160008409805. (in Eng.).

Barbui, C., Papola, D. and Saraceno, B. (2018). Forty Years without Mental Hospitals in Italy. International Journal of Mental Health Systems, 12:43. DOI: 10.1186/ s13033-018-0223-1. (in Eng.).

Beis, P., Graf, M. and Hachtel, H. (2022). Impact of Legal Traditions on Forensic Mental Health Treatment Worldwide. Frontiers in Psychiatry, 13:876619. DOI: 10.3389/ fpsyt.2022.876619. [online]. Available at: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/ fpsyt.2022.876619/full [Accessed: 17.05.2022]. (in Eng.).

Bowen, P. (2007). Blacklstone's Guide to The Mental Health Act 2007. Great Britain: Oxford University Press. (in Eng.).

Castelletti, L., Scarpa, F. and Carabellese, F. (2018). Treating Not Guilty by Reason of Insanity and Socially Dangerous Subjects by Community Psychiatric Services: An Italian Perspective. Rassegna Italiana di Criminologia, 12 (3), pp. 182—189. (in Eng.).

Catanesi, R., Mandarelli, G., Ferracuti, S., et al. (2019). The New Italian Residential Forensic Psychiatric System (REMS). A One-Year Population Study. Rassegna Italiana di Criminologia, 13(Speciale), pp. 7—23. (in Eng.).

Collins, M. and Davies S. (2005). The Security Needs Assessment Profile: A Multidimensional Approach to Measuring Security Needs. International Journal of Forensic Mental Health, 4(1), pp. 39-52. DOI: 10.1080/14999013.2005.10471211. (in Eng.).

De Vito, C.G. (2014). Forensic Psychiatric Units in Italy from the 1960s to Present. International Journal of Law and Psychiatry, 37(1), pp. 129-133. DOI: 10.1016/j.ijlp. 2013.09.012. (in Eng.).

Di Lorito, C., Castelletti, L., Lega, I., et al. (2014). The Closing of Forensic Psychiatric Hospitals in Italy: Determinants, Current Status and Future Perspectives. A Scoping Review. International Journal of Law and Psychiatry, 55, pp. 54-63. DOI: 10.1016/j. ijlp.2017.10.004. (in Eng.).

Ferracuti, S., Pucci, D., Trobia, F., et al (2019). Evolution of Forensic Psychiatry in Italy over the Past 40 Years (1978-2018). International Journal of Law and Psychiatry, 62, pp. 45-49. DOI: 10.1016/j.ijlp.2018.10.003. (in Eng.).

Fokkens, J.W. (2012). De ter beschikkinstelling / In: B.C.M. Raes en F.A.M. Bakker, Red. Depsychiatrie in het Nederlandse recht. 6de druk. Deventer: Kluwer, pp. 187-203. (In Dutch). (in Germ.).

Grossi, L.M. and Green, D. (2017). An International Perspective on Criminal Responsibility and Mental Illness. Practice Innovations, 2, pp. 2-12. DOI: 10.1037/ pri0000037. (in Eng.).

Gunn, J. and Mevis, P. (2018). Adversarial Versus Inquisitorial Systems of Trial and Investigation in Criminal Procedure. In: Kris Goethals, Ed. Forensic Psychiatry and Psychology in Europe. A Cross-Border Study Guide. Switzerland: Springer, pp. 3-17. DOI: 10.1007/978-3-319-74664-7_1. (in Eng.).

Mitchell, E.W., Cornish, R. and Fazel, S. (2021) Commentary on "The New Italian Residential Forensic Psychiatric System (REMS). A One-Year Population Study. Journal of Psychopathology, 27(1), pp. 8-10. DOI:10.36148/2284-0249-414. (in Eng.).

Palermo, G.B. (1991). The 1978 Italian Mental Health Law — A Personal Evaluation: A Review. Journal of Royal Society of Medicine, 84(2), pp. 99-102. (in Eng.).

Prinsen, M. Het juridisch kader. In: T. den Boer et al., Red. Depersoon van de verdachte: De rapportage pro Justitia vanuit het Pieter Baan Centrum. Den Haag: Boom juridisch, pp. 29-62. (in Dutch).

Raes, B.C.M. (2020). De tenuitvoerlegging van de maatregel tbs. In: F.A.M. Bakker en H.J.C. van Marle, Red. Depsychiatrie in het Nederlandse recht. 8ste druk. Deventer: Wolters Kluwer, pp. 215-228. (in Dutch)

Scarpa, F. (2020). The Italian Reform of Treatment of People Not Guilty by Reason of Insanity: The Closure of Forensic Institutions. Forensic Science International: Mind and Law, 1: 100016. DOI: 10.1016/j.fsiml.2020.100016. (in Eng.).

Smeekens, M.V. and Braun, P. (2019). Long-Term Forensic Psychiatric Care: The Dutch Perspectives. In: B. Völlm, P. Braun, Eds. Long-Term Forensic Psychiatric Care: Clinical, Ethical and Legal Challenges. Switzerland: Springer, pp. 235-250. D0I:10.1007/978-3-030-12594-3_16. (in Eng.).

Stuckenberg, C.-F. (2016). Comparing Legal Approaches: Mental Disorders as Grounds for Excluding Criminal Responsibility. Bergen Journal of Criminal Law and Criminal Justice, 4(1), pp. 48-64. (in Eng.).

Tort-Herrando, V., Tataru, N. and Barrios-Flores F.-L. (2018). National Laws and Their History. In: Kris Goethals, Ed. Forensic Psychiatry and Psychology in Europe. A Cross-Border Study Guide. Switzerland: Springer, pp. 19-30. DOI: 10.1007/978-3-319-74664-7_2. (in Eng.).

Trevithick, L., Carlile, J., Nodiyal, S., et al. (2018). Community Treatment Orders: An Analysis of the First Five Years of Use in England. British Journal of Psychiatry, 212(3), pp. 175-179. DOI: 10.1192/bjp.2017.51. (in Eng.).

Van der Wolf, M. and van Marle, H. (2018). Legal Approaches to Criminal Responsibility of Mentally Disordered Offenders in Europe. In: Kris Goethals, Ed. Forensic Psychiatry and Psychology in Europe. A Cross-Border Study Guide. Switzerland: Springer, pp. 31-44. DOI: 10.1007/978-3-319-74664-7_3. (in Eng.).

Van Lier, E. and Tort-Herrando, V. (2018). Organization and Funding of Forensic Psychiatric Facilities Across Europe. In: Kris Goethals, Ed. Forensic Psychiatry and Psychology in Europe. A Cross-Border Study Guide. Switzerland: Springer, pp. 113-128. DOI: 10.1007/978-3-319-74664-7_7. (in Eng.).

Van Marle, H.J.C. (2002). The Dutch Entrustment Act (TBS): Its Principles and Innovations. International Journal of Forensic Mental Health, 1(1), pp. 83-92. (in Eng.).

Völlm, B., Edworthy, R., Holley, J., et al. (2017). A Mixed-Methods Study Exploring the Characteristics and Needs of Long-Stay Patients in High and Medium Secure Settings in England: Implications for Service Organization. Health Services and Delivery Research, No. 5.11. P. xxvii. DOI: 10.3310/hsdr05110. [online]. Available at: https://njl-admin.nihr. ac.uk/document/download/2009971 [Accessed 11 August 2022). (in Eng.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Walker, N. and McCabe, S. (1973). Crime and Insanity in England. Vol. II: New Solutions and New Problems. Edinburgh: Edinburgh University Press. (in Eng.).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Полубинская Светлана Вениаминовна — кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник сектора уголовного права, уголовного процесса и криминологии Института государства и права РАН.

AUTHOR'S INFO:

Svetlana V. Polubinskaya — Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Leading Research Fellow of the Criminal Law, Criminal Procedure and Criminology Department, Institute of State and Law, Russian Academy of Sciences.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Полубинская С.В. Правовое регулирование и организация исполнения принудительных медицинских мер, назначаемых лицам с психическими расстройствами, совершившим уголовно наказуемые деяния, в Англии, Нидерландах и Италии // Труды Института государства и права РАН / Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS. 2022. Т. 17. № 5. С. 199-222. DOI: 10.35427/2073-4522-2022-17-5-polubinskya

CITATION:

Polubinskaya, S.V. (2022). Legal Regulation and Organization of Execution of Compulsory Medical Measures for Mentally Disordered Offenders in England, the Netherlands and Italy. Trudy Instituta gosudarstva i prava RAN — Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS, 17(5), pp. 199-222. DOI: 10.35427/2073-4522-2022-17-5-polubinskya

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.