предшествующую дате введения моратория на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации, то реализация предмета обеспечения осуществляется путем оставления его за собой на дату определения нетто-обязательства.
Все имущество, которое осталось у кредитора после прекращения обязательств из финансовых договоров, обеспеченных в изложенном выше порядке, и исполнения нетто-обязательств подлежит включению в конкурсную массу должника. Таким образом, был установлен новый способ обеспечения исполнения обязательств по финансовым договорам, что дает возможность исполнить/прекратить обязательства, прежде всего, на международных рынках в случае банкротства юридических лиц. Несмотря на то, что иногда подобные нормы могут квалифицироваться как предоставляющие преимущества перед иными кредиторами, они важны для поддержания экономической стабильности в стране и полностью соответствуют международной практике на финансовых рынках.
В настоящее время способы обеспечения исполнения обязательств отличаются множественностью и большим своеобразием. Как подчеркивает Бевзенко Р.С., справедливо также и то, что разумное разнообразие правового инструментария не только допустимо, но и желательно для здорового правопорядка [9, с. 46].
Литература и источники
1. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского нрава. М.: Фирма "СПАРК", 1995.
2. Лысенко А.Н. Легальные обеспечительные меры, не упомянутые в главе 23 Гражданского кодекса РФ: проблемы кодификации// Меры обеспечения и меры ответственности в гражданском нраве: Сб.ст./ Отв. ред. М.А. Рожкова. М., 2012.
3. Рождественская Т.Э., Гузнов А.Г., Ефимова Л.Г. Частное банковское нраво: учебник. М.: Проспект, 2020.
4. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное нраво: общие положения. М.: Статут, 1998.
5. Зинченко С.А. О понятии и классификации способов обеспечения исполнения обязательств // Законы России: опыт, анализ, практика. 2006. №12.
6. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора» (пункт 45).
l. Обзор судебной практики но гражданским делам, связанным с разрешением споров об исполнении кредитных обязательств, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 22.05.2013 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2013. №9. S. Определение ВС РФ от 13.02.2018 N 44-КГ17-22 II URL: https://legalacts.ru/sud/opredelenie-verkhovnogo-suda-rf-ot- 13Q22Q1S-п-44-кд17-22/ (дата обращения: 01.09.2019).
9. Бевзенко Р.С. Титульное обеспечение и доктрина акцессорности // Об обеспечении обязательство.: Сб.ст.к юбилею С.В. Сарбаша. М., 2Q1l.
References and Sources
1. Shershenevich G.F. Uchebnik russkogo grazhdanskogo prava. M.: Firma "SPARK", 1995.
2. Lysenko A.N. Legal'nye obespechitel'nye mery, ne upomyanutye v glave 23 Grazhdanskogo kodeksa RF: problemy kodifikaciiII Mery obespecheniya i mery otvetstvennosti v grazhdanskom prave: Sb.st.I Otv. red. M.A. Rozhkova. M., 2Q12.
3. Rozhdestvenskaya T.E., Guznov A.G., Efimova L.G. Chastnoe bankovskoe pravo: uchebnik. M.: Prospekt, 2Q2Q.
4. Braginskij M.I., Vitryanskij V.V. Dogovornoe pravo: obshchie polozheniya. M.: Statut, 199S.
5. Zinchenko S.A. O ponyatii i klassifikacii sposobov obespecheniya ispolneniya obyazatel'stv // Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. 2006. №12.
6. Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 25 dekabrya 2018 g. № 49 «O nekotoryh voprosah primeneniya obshchih polozhenij Grazhdanskogo kodeksa Rossijskoj Federacii o zaklyuchenii i tolkovanii dogovora» (punkt 45).
l. Obzor sudebnoj praktiki po grazhdanskim delam, svyazannym s razresheniem sporov ob ispolnenii kreditnyh obyazatel'stv, utverzhdennyj Prezidiumom Verhovnogo Suda RF 22.Q5.2013 // Byulleten' Verhovnogo Suda RF. 2013. №9.
S. Opredelenie VS RF ot 13.Q2.2Q1S N 44-KG1l-22 II URL: https:IIlegalacts.ru/sudIopredelenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-13Q22Q1S-p-44-kd1l-22I (data obrashcheniya: Q1.Q9.2Q19).
9. Bevzenko R.S. Titul'noe obespechenie i doktrina akcessornosti IIOb obespechenii obyazatel'stvo.: Sb.st.k yubileyu S.V.Sarbasha. M., 2Q1l.
ВИЛЬДАНОВА МАРИНА МИХАИЛОВНА - кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации ([email protected]). VILDANOVA, MARINA M. - Ph.D. in Law, Lead Researcher, The Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation ([email protected]).
УДК 342.2+346+349.7+621.039 Б01: 10.24412/2411-2275-2021-4-161-167
ЛИЗИКОВА М.С.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ АТОМНЫХ ЭНЕРГОТЕХНОЛОГИЙ
Ключевые слова: атомная энергетика, использование атомной энергии, атомные электростанции, инвестиционная деятельность, инвестиции.
В статье рассмотрены основные изменения инвестиционной среды в области атомных энерготехнологий, определены важнейшие направления инвестиционной деятельности, предполагающие переход атомной энергетики на новый уровень, что требует исследования существующих и поиска новых подходов к финансированию с целью создания благоприятного инвестиционного
климата. Автором отмечены современные модели финансирования в данной сфере, а также новейшие изменения в атомном законодательстве отдельных зарубежных стран, отражающие тенденцию к более широкому привлечению частного капитала.
LIZIKOVA, M.S.
LEGAL REGULATION AND DIRECTIONS OF INVESTMENT ACTIVITIES IN THE FIELD OF NUCLEAR ENERGY
TECHNOLOGIES
Key words: nuclear energy, the use of atomic energy, nuclear power plants, investment activities, investments.
The article discusses the main changes in the investment environment in the field of nuclear energy technologies, the most important areas of investment activity, involving the transition of nuclear power to a new level, which requires research and search for approaches to financing in order to create a favorable investment climate. The author notes the modern models of financing in this area, as well as the latest changes in the nuclear sector of foreign countries, reflecting the trends towards a wider attraction of capital capital.
Стремление государств к достижению целей Парижского соглашения по декарбонизации, а также стабильному и надежному электроснабжению, важность которого была наглядно продемонстрирована пандемией COVID-19, способствует росту признания роли атомной энергетики в мире.
Так, согласно Годовому докладу МАГАТЭ за 2020 год «пройдены новые исторические рубежи на пути расширения атомной энергетики» [1]. В настоящее время 32 страны эксплуатируют атомные электростанции. В 2020 году к ним присоединились Беларусь и Объединенные Арабские Эмираты, ставшие первыми за последнее десятилетие государствами, внедрившими атомную энергетику. Еще 30 государств планируют развертывание своих ядерно-энергетических программ. В их числе Бангладеш, Египет, Гана, Индонезия, Кения, Польша, Саудовская Аравия, Турция, Узбекистан, Чили, Иордания, Казахстан, Нигерия, Филиппины, Таиланд, Вьетнам и др. При этом Бангладеш и Турция уже приступили к сооружению своих первых АЭС и планируют уже в 2023 году ввод в эксплуатацию первых энергоблоков.
Однако, чтобы атомная энергетика могла сыграть свою роль, по мнению президента Всемирной ядерной ассоциации Сама Бильбао-и-Леон, только строительства новых АЭС недостаточно, «понадобятся все виды ядерных технологий», которые, в свою очередь, нуждаются в доступном финансировании [2].
К настоящему времени значительным образом изменилась инвестиционная среда в рассматриваемой области [3]. Одни государства, считая атомную энергетику приоритетным направлением, создают льготные режимы государственного регулирования бизнеса. Другие, например Швеция, столкнулись с проблемой дискриминационного налогообложения и протекционизма в отношении возобновляемых источников энергии, что негативно влияет на конкурентоспособность атомной энергетики. Страны с неблагоприятным инвестиционным климатом по ряду показателей близки к третьим, поставившим на законодательном или нормативном уровне цель отказаться от ядерной энергетики (Германия, Бельгия, Швейцария, Тайвань, Шотландия) или установившим фактический запрет на ее использование (Италия, Австрия и др.).
Остро встала проблема продления эксплуатации АЭС, у которых истекает срок действия лицензии. Она коснулась таких стран как США, Франция, Великобритания и др. Так, например, Франции, в ее решение - ремонт 58 реакторов или ликвидацию ядерно-энергетической программы - необходимо инвестировать около 1 триллиона долларов.
Разработка систем обращения с отработавшим ядерным топливом, обращения с радиоактивными отходами и развития технологий вывода из эксплуатации остановленных атомных энергоблоков также относится к числу приоритетных направлений развития атомной энергетики. Эта проблема остро стоит, например, перед США, так как страна не имеет технологии переработки отработавшего ядерного топлива.
Еще одним изменением является развитие рядом стран инновационных ядерных технологий. Так, США, Канада, Франция, Великобритания, Финляндия, Китай и другие страны делают ставку на разработку современных малых модульных реакторов [4, 5, 6]. Россия уже реализует программу их внедрения. В частности, разработаны реакторные установки КЛТ-40С, РИТМ-200 и РИТМ-200М, эксплуатируется 1 плавучий энергоблок с двумя реакторами типа КЛТ-40С, введена в эксплуатацию первая в мире плавучая атомная теплоэлектростанция «Академик Ломоносов» (ПАТЭС) [7]. Инициатива Австралии по вводу малых модульных реакторов в промышленную эксплуатацию до 2030 года [8] потребует внесение изменений в
действующее законодательство (в Закон о защите окружающей среды и сохранении биоразнообразия 1999 года, Закон о радиационной защите и ядерной безопасности 1988 года, а также Закон Нового Южного Уэльса о добыче урана и ядерных установках 1986 года, Закон штата Виктория о ядерной деятельности 1983 года).
В развитие термоядерной энергетики инвестирует Великобритания, которая планирует строительство к 2040 году коммерчески жизнеспособной термоядерной электростанции [9]. На исследования в области термоядерного синтеза и подготовку нового поколения ученых и инженеров в этой области направлена также Программа исследований и обучения Евратома [10], предусматривающая инвестиции в размере 1,38 миллиарда евро и призванная способствовать прогрессу в широком спектре областей, от дальнейшего улучшения ядерной безопасности и радиационной защиты до активизации неэнергетических применений ядерных технологий. Создание нового вида энергетики потребует ее нормативного и правового регулирования.
Направлениями для инвестиционной деятельности США, наряду с названными выше, являются также разработка усовершенствованных ядерных топливных циклов, разработка и внедрение передовых цифровых технологий, разработка и демонстрация гибридной энергетической системы «ядерные реакторы плюс возобновляемые источники энергии» и др. являются приоритетными [6].
Вышесказанное позволяет говорить об интенсивном развитии атомной энергетики в мире и о перспективах инвестирования в нее. При этом переход атомной энергетики на новый уровень требует поиска новых подходов к финансированию с целью создания благоприятного инвестиционного климата.
Регулирование инвестиционных отношений в данной сфере вытекает из специфики самой атомной энергетики [11]. Привлечение частных инвестиций в атомную энергетику осложняется рядом факторов: высокой капиталоемкостью; низкой коммерческой эффективностью инвестиционных проектов; длительными сроками окупаемости; высокой степенью инвестиционного риска, а также проблемами, связанными с топливным циклом, включая безопасность поставок, хранения использованного топлива и отходов, нераспространение и снятие с эксплуатации; политическими рисками; рисками, связанными с разрешительными процедурами и др.
Предсказать размер затрат, например на строительство и эксплуатацию АЭС, чрезвычайно сложно. Они могут значительно изменяться в зависимости от места расположения объекта, выбранной технологии, правового режима или международного сотрудничества в проекте [12]. Стоимость такого проекта может составлять до 10 млрд долларов США [13], а сроки строительства по данным Мировой ядерной ассоциации С^ЫА) колебаться от 5 до 10 лет. Так, недавние проекты строительства АЭС, например, «Ханхикиви» в Финляндии, строительство нового реактора Flamanville 3 во Франции, энергоблока Olkiluoto 3 в Финляндии столкнулись с существенными временными и затратными издержками из-за проблем с лицензированием.
В отличие от традиционных АЭС малые модульные реакторы требуют меньших первоначальных инвестиций. Но существующие различия в национальном нормативно-правовом регулировании государств в области использования атомной энергии, а также специфика проектов малых модульных реакторов могут осложнять, затягивать их лицензирование и вести к удорожанию.
По мнению некоторых исследователей, барьеры для инвестиций в атомные проекты существуют в самом атомном праве. В качестве таковых называют предписывающие регулирующие требования, значительный риск завершения строительства и режим ограничения ядерной ответственности [14]. Сторонники такого подхода отмечают, что атомное право, сосредоточенное исключительно на безопасности, находится на первой стадии развития энергетического права, что, хоть и оправдано ядерными авариями, но не отражает международных тенденций развития последнего. Соответственно, в рамках данного подхода предлагается внесение в атомное право изменений, с одной стороны, не затрагивающих критически важных вопросов, таких как ядерная безопасность, а с другой, позволяющих ему развиваться на более поздних стадиях развития энергетического права - этапах экономического развития и развития энергетической инфраструктуры. Такой подход предусматривает создание режима аналогичного существующим в других отраслях энергетики.
В качестве примера такового можно привести новую модель финансирования новых АЭС, целью которой является финансирование новых ядерных проектов через частных инвесторов, таких как пенсионные фонды и страховщики, снижение зависимости от зарубежных инвесторов, а также сокращение стоимости финансирования и снижение затрат для потребителей, отраженную в Законопроекте о ядерной энергии (финансирование), внесенном на рассмотрение Правительства в Великобритании в октябре 2021 года [15]. Данная модель финансирования может быть применима также к инновационным ядерным технологиям, в том числе и к малым модульным реакторам, спроектированным в стране.
Согласно новой модели компания получает лицензию от экономического регулятора на взимание регулируемой цены с потребителей в обмен на предоставление соответствующей инфраструктуры, в отличие от существующей модели, предусматривающей получение разработчиками дохода не ранее начала выработки электроэнергии на АЭС. При этом законопроект не охватывает фактическое инвестиционное решение для конкретного проекта, уровень расходов и платежей, положения по управлению рисками и общее соотношение цены и качества.
Исторически же возникшими первыми видами финансирования строительства АЭС были финансирование из государственного бюджета или государственных компаний, а также межправительственный кредит [16]. С конца прошлого века произошел сдвиг в сторону более гибких форм смешанного финансирования - государственно-частного партнерства.
Несмотря на то, что в современных экономических условиях с учетом тенденций развития атомной энергетики происходит все большее привлечение частного капитала, почти на всех рынках сохраняется определенная степень государственного вмешательства, которая может быть необходима для обеспечения долгосрочной определенности цен, для поддержки инвестиций, а также для достижения других целей, таких как смягчение последствий изменения климата. Приветствуются инвестиции правительств в государственно-частные партнерства как путем прямой финансовой поддержки (в форме акционерного капитала и долговых обязательств), так и косвенной (контракты на ценовую разницу, «модель Манкала» в Финляндии и др.). Это может способствовать как снижению в значительной степени риска для инвесторов, перераспределению затрат, а также и снижению нормированной стоимости электроэнергии.
Специалисты выделяют различные типы моделей финансирования, применяемые в атомной энергетике. Так, Т.В. Иванов выделяет: модель крупного энергопотребления, модель «связанного инвестора», модель альянса энергокомпаний, модель регионального альянса, а также такие подходы к финансированию, как ВшМ-0^/п-0рега1е-ТгашГег и ВшМ-0^-0рега1е.[16]
В свою очередь А.А. Карнеев иначе классифицирует модели финансирования, выделяя государственное финансирование и государственно-частное партнерство, к одной из разновидностей которого относит схему ВшМ-0^-0рега1е, финансирование за счет собственных средств генерирующих компаний, инвестирование проекта потребителями электроэнергии. [17]
В рамках иных классификаций выделяют в научной литературе межгосударственное финансирование, гарантии по кредиту, соглашения о закупке электроэнергии, финансирование поставщиков и финансирование инвесторов [12].
Рассмотрим эти модели финансирования подробнее. Межгосударственное финансирование оформляется в рамках межправительственных соглашений, часто принимает форму межбюджетных займов, и гарантирует соблюдение рекомендаций МАГАТЭ по безопасной эксплуатации АЭС. Такой вид финансирования реализуют Россия [Подробнее о практике заключения Россией межправительственных соглашений в области мирного использования атомной энергии см.: 20] и Китай. В качестве примеров можно привести Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в строительстве на территории Республики Беларусь атомной электростанции [18], Соглашение между Россией и Нигерией о сотрудничестве в проектировании, строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации АЭС и ядерного центра с многоцелевым исследовательским реактором, межправительственное соглашение о сотрудничестве России и Вьетнама в области энергетики, предусматривающее строительство АЭС электростанцию «Ниньтхуан-1»[21], а также соглашение между Китаем и Пакистаном.
Такой вид финансирования как гарантии по кредиту был веден Великобританией в 2014 году в качестве средства поддержки инвестиций в проекты по производству электроэнергии с низким уровнем выбросов углерода [22]. Он представляет собой долгосрочный контракт между оператором и контрагентом, которым может выступать государственная компания, созданная для представления интересов потребителей электроэнергии. Согласно такой модели, ссуда поступает с коммерческого рынка, а правительство принимающей стороны или экспортное кредитное агентство гарантирует выплату части долга в структуре финансирования. Так, гарантия по кредиту была предоставлена октябре 2014 Infrastructure UK, подразделением Министерства финансов Великобритании в рамках государственной помощи АЭС Hinkley Point C, покрыла 2 миллиарда фунтов стерлингов и открыла путь для китайских инвестиций в атомную промышленность Великобритании [23]. Программа гарантий реализуется также в США. В частности, Министерство энергетики США предоставляло гарантии по кредитам для финансирования строительства двух реакторов на АЭС Vogtle в Джорджии [24].
Важным компонентом финансирования первого модульного реактора в США согласно Закону о консолидированных ассигнованиях [24] являются налоговые льготы и возможности для выделения кредитов на ядерные мощности до 6000 МВт, распространяющиеся новые ядерные реакторы и мощности, а также оборонные ассигнования, предусмотренные Законом о лидерстве в ядерной энергетике [25] для реализации, предусмотренных стратегическими документами инновационных проектов в сфере атомной энергетики, особенно усовершенствованных реакторов и микрореакторов. Кроме того, принятый 15 ноября 2021 года Закон США об инвестициях в инфраструктуру и рабочие места для обеспечения финансирования чистых источников энергии предусматривает выделение средств на демонстрационную программу усовершенствованных реакторов [26].
Следующий вид финансирования важен для рентабельности ядерно-энергетического проекта и представляет собой соглашение между производителем электроэнергии и покупателем, в котором оговариваются гарантированная цена и количество, а также срок, в течение которого покупатель приобретает электроэнергию у продавца. Такое решение будет применяться в Чехии при строительстве нового энергоблока на АЭС «Дукованы». Согласно Закону о низком уровне выбросов углерода, который вступит в силу 1 января 2022 года [19], государственная компания получит право покупать электроэнергию на новых атомных станциях по фиксированной ставке не менее 30 лет с возможностью продления и впоследствии с продажей энергии на оптовом рынке. Перевод полученной таким образом прибыли даст возможность корректировки счетов за электроэнергию. Данный закон также может рассматриваться в качестве основы для строительства новых энергоблоков на чешской АЭС «Темелин».
Что касается такой модели финансирования как финансирование поставщиков, то она может выступать как кредит, организованный продавцом или предоставленный им, а также как собственный капитал продавца. Эта модель была реализована во время строительства АЭС Hinkley Point C в Великобритании - был создан консорциум, в котором приблизительно 30-40% акций приходилось на долю поставщиков. В свою очередь, примером модели финансирования инвесторов является модель Манкала, используемая в Финляндии. Ее идея состоит в том, что группа энергопользователей предоставляет долевое финансирование для строительства АЭС и получает электроэнергию по стоимости, пропорциональной их долям в проекте. Аналоги этой модели можно видеть в Швеции, США, Франции, которые адаптировали ее к своим национальным условиям.
Рассмотренные модели финансирования атомных энерготехнологий на современном этапе являются наиболее перспективными и отражают тенденцию к более широкому привлечению частного капитала. Дальнейшее развитие инновационных ядерных технологий также требует соответствующих мер и механизмов для обеспечения доходов, надежного и доступного финансирования, что особенно актуально для государств, планирующих или приступающих к реализации своих ядерно-энергетических программ. Стимулирование инвестиций в ключевые направления деятельности в области атомных энерготехнологий позволит обеспечить надежность энергоснабжения, извлечь ряд социально-экономических выгод для экономики, а также достичь целей углеродной нейтральности.
Литература и источники
1. Годовой доклад МАГАТЭ за 2020 год // Официальный сайт МАГАТЭ https://www.iaea.org/sites/default/files/gc/gc65-5_rus.pdf, 10.11.2021.
2. Сама Бильбао-и-Леон, президент Всемирной ядерной ассоциации: «Вопрос доступного финансирования является ключевым для новых ядерных технологий» // https://www.atomic-energy.ru/interviews/2020/12/16/109806, 10.11.2021.
3. Basu D., Miroshnik V.W., The Political Economy of Nuclear Energy. https://doi.org/10.1007/978- 3- 030- 27029- 2_8
4. Canada's Small Modular Reactor (SMR) Action Plan // https://smractionplan.ca, 10.11.2021.
5. ENERGY WHITE PAPER: Powering our Net Zero Future // https://assets.publishing.service.gov.uk/government/ uploads/system/uploads/attachment_data/file/945899/201216_BEIS_EWP_Command_Paper_Accessible.pdf, 10.11.2021.
6. Doe-Ne Strategic Vision // https://www.energy.gov/sites/prod/files/2021/01/f82/D0E-NE%20Strategic%20Vision%20-Web%20-%2001.08.2021.pdf, 10.11.2021.
7. Распоряжение Правительства РФ от 9 июня 2020 г. № 1523-р «Об Энергетической стратегии РФ на период до 2035 г».
8. Small modular reactors in the Australian context // https://www.minerals.org.au/sites/default/files/Small%20Modular%20Reactors% 20in%20the%20Australian%20Context%202021.pdf, 15.12.2021.
9. Towards Fusion Energy: The UK Government's Fusion Strategy // https://assets.publishing.service.gov.uk/government/ uploads/system/uploads/attachment_data/file/1022540/towards-fusion-energy-uk-government-fusion-strategy.pdf, 10.11.2021.
10. Euratom research and innovation programme receives funding // https://www.world-nuclear-news.org/Articles/Euratom-research-and-innovation-programme-receives, 10.11.2021.
11. Шпинев Ю.С. Правовое регулирование инвестиций в атомную энергетику // Инновации. Наука. Образование. 2020. № 17. С. 124-134.
12. Terlikowski P., Paska J., Pawlak K., Kalinski J., Urbanek D. Modern financial models of nuclear power plants // Progress in Nuclear Energy 2019. №10. Р. 30-33.
13. Черняховская Ю.В., Черевко Ю.А. Соглашение с правительством принимающей стороны по проектам атомных электростанций // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2017. № 1. С. 69-85.
14. Sainati T., Locatelli G., Smith N. Project financing in nuclear new build, why not? The legal and regulatory barriers // Energy Policy. 2019. №129. Р. 111-119.
15. Nuclear Energy (Financing) Bill 2021-22 // https://commonslibrary.parliament.uk/research-briefings/cbp-935, 15.11.2021.
16. Иванов Т.В. Перспективные модели финансирования проектов сооружения АЭС на основе государственно-частного партнерства // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2011. С. 104-108.
17. Карнеев А.А. Финансовое обеспечение проектов по строительству АЭС как фактор конкурентоспособности российской атомной отрасли на мировом рынке // Финансы и кредит. 2014. №28 (604). С. 48-55.
18. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в строительстве на территории Республики Беларусь атомной электростанции (с изменениями на 14 июля 2020 года) // https://docs.cntd.ru/document/902270705?marker=1D2L5BC§ion=text, 15.11.2021.
19. Act on Measures for the Czech Republic's Transition to Low-Carbon Energy and on the Amendment of Act No 165/2000 // https://www.mpo.cz/en/guidepost/for-the-media/press-releases/government-has-approved-a-bill-for-a-transition-to-low-carbon-energy--256068/, 15.11.2021.
20. Лысенко М.Н. О практике заключения Россией межправительственных соглашений в области мирного использования атомной энергии // https://mgimo.ru/upload/iblock/6d0/mezhdunarodno-pravovoe-regulirovanie-v-oblasti-ispolzovaniya-atomnoj-ehnergii.pdf, 15.11.2021.
21. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о сотрудничестве в сооружении атомной электростанции на территории Социалистической Республики Вьетнам // https://docs.cntd.ru/document/902254021, 15.11.2021.
22. Financing Nuclear Energy // https://world-nuclear.org/information-library/economic-aspects/financing-nuclear-energy.aspx, 15.11.2021.
23. Initial UK government guarantee for Hinkley Point C // https://world-nuclear-news.org/Articles/Initial-UK-government-guarantee-for-Hinkley-Point, 15.11.2021.
24. U.S finalizes $3.7 billion loan for Vogtle nuclear power plant // https://www.reuters.com/article/us-usa-nuclearpower-vogtle-idUSKCN1R31X9, 15.11.2021.
25. US Senate passes Nuclear Energy Leadership Act (27 July 2020) // https://world-nuclear-news.org/Articles/US-Senate-passes-Nuclear-Energy-Leadership-Act, 03.04.2020.
26. Infrastructure Investment and Jobs Act, 2021 // https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/08/02/updated-fact-sheet-bipartisan-infrastructure-investment-and-jobs-act/,15.11.2021
References and Sources
1. Godovoj doklad MAGATE za 2020 god // Oficial'nyj sajt MAGATE https://www.iaea.org/sites/default/files/gc/gc65-5_rus.pdf, 10.11.2021.
2. Sama Bil'bao-i-Leon, prezident Vsemirnoj yadernoj associacii: «Vopros dostupnogo finansirovaniya yavlyaetsya klyuchevym dlya novyh yadernyh tekhnologij» // https://www.atomic-energy.ru/interviews/2020/12/16/109806, 10.11.2021.
3. Basu D., Miroshnik V.W., The Political Economy of Nuclear Energy. https://doi.org/10.1007/978- 3- 030- 27029- 2_8
4. Canada's Small Modular Reactor (SMR) Action Plan // https://smractionplan.ca, 10.11.2021.
5. ENERGY WHITE PAPER: Powering our Net Zero Future // https://assets.publishing.service.gov.uk/government/ uploads/system/uploads/attachment_data/file/945899/201216_BEIS_EWP_Command_Paper_Accessible.pdf, 10.11.2021.
6. Doe-Ne Strategic Vision // https://www.energy.gov/sites/prod/files/2021/01/f82/D0E-NE%20Strategic%20Vision%20-Web%20-%2001.08.2021 .pdf, 10.11.2021.
7. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 9 iyunya 2020 g. № 1523-r «Ob Energeticheskoj strategii RF na period do 2035 g».
8. Small modular reactors in the Australian context // https://www.minerals.org.au/sites/default/files/Small%20Modular%20Reactors% 20in%20the%20Australian%20Context%202021 .pdf, 15.12.2021.
9. Towards Fusion Energy: The UK Government's Fusion Strategy // https://assets.publishing.service.gov.uk/government/ uploads/system/uploads/attachment_data/file/1022540/towards-fusion-energy-uk-government-fusion-strategy.pdf, 10.11.2021.
10. Euratom research and innovation programme receives funding // https://www.world-nuclear-news.org/Articles/Euratom-research-and-innovation-programme-receives, 10.11.2021.
11. Shpinev YU.S. Pravovoe regulirovanie investicij v atomnuyu energetiku // Innovacii. Nauka. Obrazovanie. 2020. № 17. S. 124-134.
12. Terlikowski P., Paska J., Pawlak K., Kalinski J., Urbanek D. Modern financial models of nuclear power plants // Progress in Nuclear Energy 2019. №10. R. 30-33.
13. Chernyahovskaya YU.V., CHerevko YU.A. Soglashenie s pravitel'stvom prinimayushchej storony po proektam atomnyh elektrostancij // Vestnik RGGU. Seriya «Ekonomika. Upravlenie. Pravo». 2017. № 1. S. 69-85.
14. Sainati T., Locatelli G., Smith N. Project financing in nuclear new build, why not? The legal and regulatory barriers // Energy Policy. 2019. .№129. R. 111-119.
15. Nuclear Energy (Financing) Bill 2021-22 // https://commonslibrary.parliament.uk/research-briefings/cbp-935, 15.11.2021.
16. Ivanov T.V. Perspektivnye modeli finansirovaniya proektov sooruzheniya AES na osnove gosudarstvenno-chastnogo partnerstva // Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. 2011. S. 104-108.
17. Karneev A.A. Finansovoe obespechenie proektov po stroitel'stvu AES kak faktor konkurentosposobnosti rossijskoj atomnoj otrasli na mirovom rynke // Finansy i kredit. 2014. №>28 (604). S. 48-55.
18. Soglashenie mezhdu Pravitel'stvom Rossij skoj Federacii i Pravitel'stvom Respubliki Belarus' o sotrudnichestve v stroitel'stve na territorii Respubliki Belarus' atomnoj elektrostancii (s izmeneniyami na 14 iyulya 2020 goda) // https://docs.cntd.ru/document/902270705?marker=1D2L5BC§ion=text, 15.11.2021.
19. Act on Measures for the Czech Republic's Transition to Low-Carbon Energy and on the Amendment of Act No 165/2000 // https://www.mpo.cz/en/guidepost/for-the-media/press-releases/government-has-approved-a-bill-for-a-transition-to-low-carbon-energy--256068/, 15.11.2021.
20. Lysenko M.N. O praktike zaklyucheniya Rossiej mezhpravitel'stvennyh soglashenii v oblasti mirnogo ispol'zovaniya atomnoj energii // https://mgimo.ru/upload/iblock/6d0/mezhdunarodno-pravovoe-regulirovanie-v-oblasti-ispolzovaniya-atomnoj-ehnergii.pdf, 15.11.2021.
21. Soglashenie mezhdu Pravitel'stvom Rossijskoj Federacii i Pravitel'stvom Socialisticheskoj Respubliki V'etnam o sotrudnichestve v sooruzhenii atomnoj elektrostancii na territorii Socialisticheskoj Respubliki V'etnam // https://docs.cntd.ru/document/902254021, 15.11.2021.
22. Financing Nuclear Energy // https://world-nuclear.org/information-library/economic-aspects/financing-nuclear-energy.aspx, 15.11.2021.
23. Initial UK government guarantee for Hinkley Point C // https://world-nuclear-news.org/Articles/Initial-UK-government-guarantee-for-Hinkley-Point,15.11.2021.
24. U.S finalizes $3.7 billion loan for Vogtle nuclear power plant // https://www.reuters.com/article/us-usa-nuclearpower-vogtle-idUSKCN1R31X9, 15.11.2021.
25. US Senate passes Nuclear Energy Leadership Act (27 July 2020) // https://world-nuclear-news.org/Articles/US-Senate-passes-Nuclear-Energy-Leadership-Act, 03.04.2020.
26. Infrastructure Investment and Jobs Act, 2021 // https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/08/02/updated-fact-sheet-bipartisan-infrastructure-investment-and-j obs-act/, 15.11.2021
ЛИЗИКОВА МАРИНА СЕРГЕЕВНА - кандидат юридических наук, старший научный сотрудник сектора предпринимательского и корпоративного права Института государства и права РАН ([email protected]). LIZIKOVA, MARINA S. - Ph.D. in Law, Senior Researcher of the Business and Corporate Law Department, Institute of State and Law, Russian Academy of Sciences.
УДК 347.44 DOI: 10.24412/2411-2275-2021-4-167-175
ФИЛИППОВ Р.В.
СОРАЗМЕРНОЕ УМЕНЬШЕНИЕ УСТАНОВЛЕННОЙ ЗА РАБОТУ ЦЕНЫ КАК СПОСОБ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЗАКАЗЧИКА ПО ДОГОВОРУ СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ: КОММЕНТАРИЙ К ПОСТАНОВЛЕНИЮ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 03.07.2020 № Ф10-2540/2020 ПО ДЕЛУ № А14-3397/2019
Ключевые слова: договор строительного подряда, права заказчика, договорная цена, право на соразмерное снижение цены, возмещении расходов на устранение недостатков, бремя доказывания, арбитражные суды.
В статье рассматривается проблема применения такого способа защиты прав заказчика по договору строительного подряда как соразмерное снижение установленной за работу цены. В частности, автор анализирует вопросы возникновения права на соразмерное снижение цены, механизмы применения указанного требования, порядок расчета размера снижения, распределения бремени доказывания, последствий снижения договорной цены, соотношения снижения договорной цены с другими способами защиты прав заказчика. На основе анализа правовой литературы и судебной практики автор приходит к выводу, что по российскому праву соразмерное уменьшение установленной за работу цены представляет собой самостоятельный способ защиты прав заказчика по договору строительного подряда.
PHILIPPOV, R.V.
PROPORTIONAL REDUCTION OF CONTRACT PRICE AS A CLIENTS REMEDY UNDER CONSTRUCTION CONTRACT: PROBLEMS OF THE THEORY AND COURT PRACTICE: CASE COMMENT ON THE JUDGMENT OF THE CENTRAL DISTRICT ARBITRATION COURT OF THE RF № A14-3397/2019, 03 JULY 2020
Key words: reduction of price; construction contract; legal consequences of price reduction; burden of proof; client's remedies under construction contract.
The article considers problem of using such client's remedy under construction contract as a proportional reduction of price. In particularly, author analyzes such issues as preconditions for price reduction, mechanism of price reduction, calculating the price reduction, burden of proof, legal consequences of price reduction, relationship to other remedies. Based on the analysis of legal literature and case law, the author comes to the conclusion that under Russian law proportional reduction of contract price is independent client's remedy under construction contract.
Закономерным следствием длительного отсутствия разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам, возникающим в ходе разрешения споров по договору строительного подряда (напомним, что информационное письмо Президиума ВАС РФ № 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда» было опубликовано