ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Н.И. Уткин, доктор юридических наук, профессор; Л.С. Муталиева, кандидат юридических наук, доцент. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России
Рассмотрены правовые аспекты финансовой деятельности государства в сфере обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях, проведен анализ действующего законодательства в финансовой сфере.
Ключевые слова: финансовая деятельность, безопасность при чрезвычайных ситуациях, финансовый контроль
LEGAL REGULATION OF FINANCIAL ACTIVITIES AND FINANCIAL CONTROL IN THE SPHERE OF SECURITY IN EMERGENCY SITUATIONS
N.I. Utkin; L.S. Mutalieva.
Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia
The article discusses the legal aspects of the financial activities of the state in ensuring security in emergency situations, an analysis of current legislation in the financial sector.
Key words: finance, security, emergency financial control
Финансовая деятельность государства в сфере обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях (ЧС) - это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов в целях предотвращения и ликвидации последствии ЧС. Характеризуя финансовую деятельность государства в сфере обеспечения безопасности при ЧС, необходимо подчеркнуть, что это особый вид государственной деятельности, которую осуществляют органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции [1].
Содержание финансовой деятельности государства в сфере обеспечения безопасности при ЧС выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов. Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ, в пределах отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.
Принципами финансовой деятельности в целом и финансовой деятельности в сфере обеспечения безопасности при ЧС являются основополагающие правила и требования, выражающие ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ. Основными из них являются: федерализм, законность, гласность, плановость.
Принцип федерализма в финансовой деятельности в сфере обеспечения безопасности при ЧС проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в соответствии со ст. 72 Конституции РФ, осуществление мер по борьбе с катастрофами,
стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий относится к совместному ведению Федерации и ее субъектов.
Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.
Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д.
Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства в сфере обеспечения безопасности при ЧС базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.
Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами [2]. Методы осуществления финансовой деятельности в юридической литературе принято делить на две группы: методы собирания денежных средств и методы их распределения и использования. Важнейший метод собирания денежных средств в бюджеты - это налоговый метод, которому присущ принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств. Кроме того, применяется также метод добровольных взносов. И при осуществлении финансовой деятельности в сфере обеспечения безопасности при ЧС такой метод имеет большое значение [3].
При распределении и использовании государственных денежных средств применяются два важнейших метода: метод финансирования и кредитования. Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном представлении денежных средств. Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмездности (платности) и возвратности. Финансирование применяется в отношении государственных организаций, кредитование - как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных организаций.
Финансовая деятельность в сфере обеспечения безопасности при ЧС в условиях рыночной экономики должна сопровождаться не только развитием кредитных отношений, но и повышением действенности всех звеньев финансовой системы страны. При этом требуется усиление прогнозирования мобилизации и использования финансовых ресурсов в определенных направлениях на длительный период, а также годовое финансовое планирование. Процесс образования, распределения и использования финансовых ресурсов, безусловно, подлежит жесткому финансовому контролю [3].
Существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность - основная, определяющая содержание их компетенции. Эта система финансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами и осуществления контроля в этой сфере как его неотъемлемой функции. Данные органы охватывают своим воздействием все звенья финансовой системы - бюджет, целевые внебюджетные фонды, кредит, страхование, финансы предприятий, организаций, учреждений. В единую систему органов государственного управления финансами в Российской Федерации входят Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления в других субъектах Федерации и органы Федерального казначейства.
Финансовую деятельность, в том числе и финансовую деятельность в сфере обеспечения безопасности при ЧС, осуществляют все органы государственной власти в зависимости от установленной компетенции. Так, в соответствии с Конституцией РФ Государственная дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам федерального бюджета, в том числе по вопросам финансирования предупреждения и ликвидации последствий ЧС. Федеральные законы, принятые Государственной думой, подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации и Президентом РФ. Президент
Российской Федерации, как глава государства, обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, исходя из положений Конституции и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, соответственно которой строится финансовая политика. Так, в соответствии со ст. 82 Бюджетного кодекса РФ федеральным бюджетом на очередной финансовый год и плановый период предусматривается создание резервного фонда Президента Российской Федерации в размере не более одного процента утвержденных расходов федерального бюджета. Средства резервного фонда Президента Российской Федерации используются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов. Одним из видов таких расходов могут быть расходы на ликвидацию последствий ЧС. Кроме того, Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы, через Контрольное управление Президента РФ осуществляет финансовый контроль.
Правительство РФ осуществляет свои полномочия в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики, определенные Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». Так ст. 81 Бюджетного кодекса РФ регламентирует порядок создания и использования резервных фондов исполнительных органов государственной власти - Правительства РФ, исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местных администраций. Создание и использование резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации последствий ЧС и стихийных бедствий предусмотрено в п. 20 Положения «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794.
Специальным органом, обеспечивающим безопасность при ЧС, а также осуществляющим финансовую деятельность в сфере обеспечения безопасности при ЧС является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ). В ходе проведения административной реформы были уточнены функции МЧС России. Так, в целях объединения сил и средств при проведении первоочередных аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, Государственная противопожарная служба МВД России была передана в МЧС России (ГПС МЧС России). 25 октября 2006 г. был принят Федеральный закон № 172-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности». Согласно этому Закону, к полномочиям МЧС России теперь относится тушение пожаров в населенных пунктах при сохранении права субъекта РФ иметь подразделения пожарной охраны и сохранении ответственности субъекта Федерации за пожарную безопасность в населенных пунктах. Указанным Законом определено, что управление силами на территории при пожаротушении теперь осуществляется через один управляющий центр - территориальный орган МЧС России, находящийся в оперативном подчинении органа исполнительной власти.
Указом Президента РФ от 28 августа 2003 г. № 991 на МЧС России были возложены новые функции по: организации поиска и спасения людей во внутренних водах и в территориальном море РФ; организации и осуществлению надзора во внутренних водах и в территориальном море РФ за пользованием маломерными судами и базами для их стоянок; руководству деятельностью Государственной инспекции по маломерным судам РФ. Для выполнения этих функций в ведение МЧС России была передана, из Министерства природных ресурсов РФ, Государственная инспекция по маломерным судам РФ и было разработано новое Положение об этой Инспекции. Совершенствуется правовое регулирование надзорной деятельности в системе МЧС России.
Таким образом, финансовый контроль является одним из видов финансовой деятельности. Финансовый контроль осуществляет система специализированных государственных органов, деятельность которых должна осуществляться в соответствии с основными принципами финансовой деятельности - такими как плановость и законность.
Литература
1. Финансовое право: учебник. М.: Волтерс Клувер, 2011.
2. Нудель С. Л. Финансовая безопасность и основные направления ее обеспечения // Финансовое право. 2011. № 8.
3. Валеев Д.М. О роли органов государственной власти в механизме финансовой деятельности государства // Финансовое право. 2010. № 12.